Выставочный бизнес



Скачать 52.66 Kb.
Pdf просмотр
Дата16.02.2017
Размер52.66 Kb.
Просмотров281
Скачиваний0

12
ВЫСТАВОЧНЫЙ БИЗНЕС
В течение всех последних лет одним из самых значимых событий конца августа по традиции считается Москов- ский автомобильный салон. Ни одна другая выставка, за исключением Авиакосмического салона, не собирает десятки тысяч гостей со всех концов страны.
Так было десять лет назад, также происходит и сегодня.
С одним отличием: если раньше потоки людей и машин тя- нулись на Красную Пресню в «Экспоцентр», то теперь они на- правляются в «Крокус Экспо». Чтобы понять причины успеха нынешнего автосалона, заглянем в недалекое прошлое.
Какую выставку можно назвать автосалоном?
На этот вопрос есть достаточно чёткий ответ. Речь идёт о национальной автомобильной выставке, которая должна:
– в первую очередь представлять непосредственных автопроизводителей;
– входить в календарь выставок, официально поддержи- ваемых Международной организацией автопроизводителей
– OICA;
– проводиться или официально поддерживаться на- циональным объединением производителей автомобилей, представляющим Россию в OICA; в 1992-2004 годах это было
ОАО «АСМ-холдинг», с января 2005 года – Объединение ав- топроизводителей России (ОАР).
СНАЧАЛА БЫЛО SHOW...
Первую автомобильную выставку новой России MIMS
(Moscow International Motor Show), в русском варианте – «Мо- тор Шоу», компания ITE провела в 1992 году на территории
Всероссийского выставочного центра.
Через год на Красной Пресне прошел первый «Автоса- лон», организованный компанией «АСМ-холдинг» (наслед- ницей Министерства автомобильного и сельско- хозяйственного машиностроения СССР), вместе с «Экспоцентром».
Тогда в столице практически одновременно прошли две крупные автомобильные выставки.
В 1994 году организаторы объединились и стали готовить общие смотры: по нечетным годам
– «Автосалоны», по четным – «Мотор Шоу».
В календарь OICA входил только «Автосалон».
Таким образом, международно признанный авто- салон в России всегда проходил лишь один раз в два года.
Что касается «Мотор Шоу», в России эту выставку многие путали с «Автосалоном» – и автолюбители, и пресса, и даже некоторые спе- циалисты.
К тому же само имя ее могло вводить в заблуждение, прежде всего, иностранцев. Словосочетание "Motor Show" за рубежом часто ассоциируется с «полноценным» автоса- лоном, включенным в календарь OICA (так, наименование
Франкфуртского автосалона: IAA – Internationale Automobil-
Ausstellung / International Motor Show).
В результате распределения сфер деятельности при под- готовке московских автомобильных выставок «АСМ-холдинг» привлекал отечественные компании, а ITE – иностранные.
Для «Экспоцентра» автомобильные выставки всегда оста- вались гостевыми мероприятиями – он лишь предоставлял им свою площадку. Впрочем, как водится, все «плюсы» и
«минусы» экспозиций, за которые полностью отвечали орга- низаторы, многие переносили на площадку.
Весной 2000 года произошло событие поистине беспре- цедентное для выставочного и автомобильного рынка: лидеры мировой автоиндустрии объявили официальный бойкот
«Мотор Шоу – 2000», не только отказавшись от участия, но и запретив это делать своим дилерам в России.
Почему это произошло?
Можно выделить две основные причины, хотя, конечно, в то время их называлось гораздо больше.
Первая – цены. Стоимость аренды площади на москов- ских автомобильных выставках, установленная ITE, в то время
Московский автомобильный салон: краткая история успеха более чем вдвое превышала расценки крупнейших мировых автосалонов.
Вторая – тематика. Ведущие зарубежные ав- томобильные смотры всегда делились на выставки легковых и грузовых автомобилей (не говоря уже об автомеханике). Между тем, на московских выставках их организаторы на одной площадке собирали всё, что можно: и концепт-кары, и грузовики, и трансмиссии. А это уже, как говорится, совсем другая песня.
В итоге, 2000-й год стал поворотным.
На всех последующих «Автосалонах» и «Мотор
Шоу» иностранные экспозиции в основной своей части оставались выставками автомобильных агрегатов, при- надлежностей и запасных частей. Лишь «АСМ-холдинг» с неизменным успехом собирал новинки от ВАЗа, КАМАЗа и прочих российских призводителей.
Последний официальный «Автосалон» на Красной
Пресне имел место в 2003 году, затем два года подряд проходили «Мотор Шоу».
Что это означало?
Ведущие лидеры мирового автопрома отказались от сотрудничества с ITE как с организатором российской на- циональной автомобильной выставки, но никто не стал пре- тендовать на выставку такого ранга, ведь прежние устроители продолжали проводить свои мероприятия.
В итоге страна лишилась жизненно важной для себя выставки.
В течение шести лет бурно развивающийся автомо- бильный рынок России не имел ни одного полноценного (с представительным участием мировых лидеров) автомобиль- ного салона. Между тем, такую выставку отрасль не просто требовала – она была нужна ей как воздух.
НА НОВОМ МЕСТЕ...
Первый павильон «Крокус Экспо» открыл свои двери вес- ной 2004 года, тогда же началась проработка проекта новой автомобильной выставки.
Через год, практически одновременно с традиционным смотром «Мотор Шоу-2005» на Красной Пресне, в «Крокус
Экспо» прошла конкурирующая автомобильная выставка
«Интеравто - 2005» (годом позже этот бренд стал обозначать выставку автомеханики).
Осень 2005 года – время напряженных споров по вопро- су выбора организаторов и места проведения автосалона
2006 года. В итоге победила точка зрения Ассоциации ев- ропейского бизнеса в России, представляющей интересы ведущих зарубежных автопроизводителей, выступивших за проведение выставки в «Крокус Экспо». Впоследствии эту позицию поддержали Объединение автопроизводителей
России и OICA.
К слову, «Экспоцентр» как выставочная площадка, вполне мог (и сегодня может) провести автосалон на очень высоком уровне, тем более – «очищенный» от автопринадлежностей и грузового транспорта. Причина иного выбора была не в чьих-то недостатках, а в качестве предложения «Крокус
Экспо»: современная инфраструктура (особенно – большие парковки), плюс – ценовая политика (расценки на участие вдвое ниже предлагаемых ITE).
Именно этот факт три года назад стал настоящей сен- сацией: стоимость участия в московском международном автосалоне для иностранцев вплотную приблизилась к миро- вому уровню – снизившись более чем в 2 раза.
Так ли это? Судите сами. Цена аренды одного квадрат- ного метра оборудованной выставочной площади (без учета
НДС и аналогичных налогов) по официальным расценкам устроителей, опубликованным в 2005 году, составляла:
– «Мотор Шоу 2005» (ITE): 325 евро;
– Франкфуртский автосалон – 61st IAA Passenger Cars
2005 (VDA – Германская Ассоциация автомобильной инду- стрии): от 120 до 147 евро в разных залах;
– Московский Международный Автомобильный Салон
– 2006 («Крокус Экспо»): 141 евро.
Сегодня Московский Международный Автомобильный
Салон пользуется заслуженным признанием бизнес-со- общества не только в России, но и за рубежом. По напол- ненности экспозиция нынешней выставки
(проходит с 29 августа по 7 сентября) вполне отвечает мировым аналогам.
Что касается цен, то по сравнению с 2006 годом они подросли: для авто- производителей 1 кв.м. оборудованной площади без учета НДС стоит 180 евро
(на Франкфуртском автосалоне 2007 года условия участия остались те же, что и два года назад).
Важнейшая новация Автоса- лонов 2006 и 2008 годов – раз- деление экспозиций легковых автомобилей и запчастей (по- следние представлены на вы- ставках «Интеравто» и MIMS, проходящих в соседних павильо- нах в тот же период времени).
Более того, в этом году ор- ганизаторы приняли решение, что на Автосалоне-2008 будут представлены лишь легковые автомобили. Коммерческий автотранспорт «выведен» на отдельную выставку.
Сегодня вполне очевидно: проект состоялся, развивается и будет расти в соответствии с запросами отрасли.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ
Международная выставка автомобилей, моторных лодок, двигателей, велосипедов и спорта – так она называлась – состоя- лась в Москве, в здании Манежа, с 3 до 20 мая 1908 года. Организатор – Московское отделение Российского Автомобильного
Общества.
При входе гостей встречала высокая арка в господствовавшем тогда стиле мо- дерн, украшенная скульптурными группами, изображающими шоферов и велосипеди- стов – с автомобилями и велосипедами.
Экспоненты привезли более 150 ав- томобилей различных конструкций, в том числе: 31 лимузин, 14 ландоле, 3 купе, 37 дубль-фаэтонов, 9 двухместных авто, 18 шасси, 3 омнибуса и 16 грузовиков. Здесь же находились велосипеды и мотоциклы, моторные лодки, резиновые шины, смазоч- ные масла и составные части для ремонта машин.
К мировым брендам той эпохи можно отнести торговые марки «Пежо», «Бенц»,
«Заурер» и «Бюcсинг».
«Напрасно стал бы посетитель искать здесь автомобиль русского производства,
– сетовал автор «Московских Ведомостей» в номере от 9 мая 1908 года, – русская про- мышленность еще не успела проникнуть в эту область».
Нашу страну представляли лишь агенты зарубежных фирм и производители авто- мобильных корпусов: экипажные фабрики
«Фрезе и Ко», «П.П.Ильин», «Ив. Брейтигам»,
«Братья Крыловы».
Десять стендов заняли поставщики рези- новых шин во главе с Товариществом Россий- ско-американской резиновой мануфактуры
(ТРАМ) и фабрикой «Проводник».
Выставка «вызвала к себе большой инте- рес в среде богатого класса и торгово-про- мышленных предприятий, – писали «Москов- ские Ведомости». – Устроители не пожалели средств на украшение обширнейшего город- ского манежа. Декорации сделаны красиво и изящно, а главное – оригинально».
Современники отмечали, что по обще- му виду экспозиция оказалась скромнее первой, петербургской, проходившей годом ранее. Небогатую отделку компенсировали электрическое освещение и зеркала, при- званные высветить и показать автомобили и их устройство. Именно поэтому выставка выглядела особенно эффектно при вечернем освещении.
По подсчетам устроителей в Манеже по- бывало около 30 тысяч посетителей, 20 тысяч из которых заплатили за билет. Необычайно много было гостей из провинции.
Невероятный для того времени факт: за
18 дней работы продали около 100 автомо- билей, при этом заявки на покупку поступа- ли еще долго по окончании выставки.
Как и годом ранее, прошла автомо- бильная гонка, на этот раз из Санкт-Пе- тербурга в Москву.
Другое, не менее яркое мероприятие
– испытание грузовых автомобилей, про- ехавших 110 верст от Манежа до станции
Подсолнечная по Петербургскому шоссе и обратно. Выяснилось, что для русских дорог лучше всего подходят грузовики «Бюссинг»
– именно их впоследствии московские власти закупили для коммунальных служб. Помимо этого, некоторые гостиницы Москвы при- обрели омнибусы (автобусы) германского и австрийского производства для подвоза постояльцев к вокзалам.
Подробнее об автосалонах до 1917
года – см. «Авто – как роскошь». Первые
автосалоны в России – 1907–1913 годы»
(сайт www.informexpo.ru, раздел «История
российских выставок»).
Напрасно здесь искать русские автомобили...
К 100-летию первой автомобильной выставки в Москве



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал