Высшее профессиональное образование монголии в мировых стратегиях развития а. А. Томских гоу впо з



Pdf просмотр
страница1/26
Дата12.02.2017
Размер3.92 Mb.
Просмотров4908
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

НАУКИ О ЗЕМЛЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ. №9(24). 2011.
7
УДК 911.7

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МОНГОЛИИ В МИРОВЫХ СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ
А.А. ТОМСКИХ
ГОУ ВПО Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
имени Н.Г. Чернышевского», г. Чита


Ключевые слова и фразы: высшее профессиональное образование (ВПО); отраслевая структура территориальная структура управление.
Аннотация: Рассматриваются современные территориальные и отраслевые аспекты развития высшего профессионального образования Монголии в период его трансформации под влиянием факторов глобализации, интернационализации, интеграции и регионализации.
Модернизация профессионального образования России предполагает изучение опыта стран, доказавших эффективность своей системы высшей школы или прошедших определенный путь в реформировании образования. Преобразования в сфере управления развитием образования в Монголии начались раньше, чем в России. Поэтому наш интерес к ним оправдан. Развитие высшего профессионального образования можно разделить натри периода дог года провозглашения независимости
1921–1991 гг. – социалистический период развития г. – по настоящее время – период модернизации образования. Мы уже останавливались на периоде становления высшей школы Монголии [16], поэтому обратимся к современному периоду развития. Третий этап развития высшей школы Монголии связан с распадом СССР (1991 г) и прекращением помощи со стороны социалистических стран. Валовый внутренний продукт
(ВВП) Монголии в 1990–1993 гг. упал на 40 %, в том числе в промышленном производстве – на 35 %, в сельском хозяйстве – на 20 %. Постсоветский период развития экономики Монголии делят на два периода 1990–1995 гг. – глубокий кризис, 1995–2006 гг. – стабилизация и подъем экономики [9]. В 1991–1992 гг. в области профессионального образования стали происходить важнейшие изменения, связанные с разрывом интеграционных связей со странами прежнего социалистического лагеря и появлением новых партнеров (США, Япония, Германия, Китай и др. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), идеологией которой является неолиберализм, а образование рассматривается как коммерческая услуга. Как результат, в последующий период страна перешла с советской системы обучения (доступность и бесплатность, государственная монополия) на западные стандарты ввели англосакскую модель образования, включающую три уровня бакалавриат, магистратуру и докторантуру отменили государственную монополию на образование, появились частные вузы количественно и качественно изменилась сеть высших учебных заведений страны и т.д. На все явления, происходящие в высшей школе страны, существенным образом повлияли всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации [2]. В 1991 г. появились первые частные вузы Монголии, в 2006 г. их было уже 125, с
46 000 студентов [2]. Частные вузы объединились в Союз негосударственных вузов Монголии. В 1995 г. Великий Хурал Монголии принял Закон Об образовании, в 2002 г. Закон О высшем образовании Монголии, где высшими учебными заведениями одновременно стали университеты и колледжи. Кг. таких государственных вузов в стране стало
49 [2]. Вместе с частными вузами они быстро довели численность студентов (бакалавров и магистров) до 135 000 чел. в 2006 г, что враз больше, чем в 1991 г. (в 1983 г. – 26,0 тыс. чел. На 10 000 чел. населения стало приходиться студентов (в 1983 г. – 145), что со-

LAND SCIENCES
8
SCIENCE PROSPECTS. №9(24). 2011. поставимо со странами с развитой экономикой
[11; 17]. При этом на государственные вузы приходится 66,5 % студентов страны. Из общего количества студентов государственных вузов обучаются в ведущих государственных университетах страны. Как ив России, ведущие вузы вышли за рамки своей отраслевой принадлежности и стали комплексными (многопрофильными. Экономические проблемы х гг. ХХ в, охватившие все отрасли хозяйства, способствовали развитию в государственных и негосударственных вузах специальностей непроизводственного сектора экономики переводчиков, юристов, экономистов и программистов. Анализируя статистические данные Монголии, можно предположить, в каком направлении будет двигаться профессиональное образование страны. В 2002–2003 гг. основными плательщиками бюджета Монголии были АО «Эрдэнэт» (20–40 %), Центральная энергетическая система (3,4 %), АО Водка, пиво, напитки, АО Телеграф (3,2 %), Главное управление гражданской авиации
(5,7 %), Главное таможенное управление
(28,5 %), Главный комитет собственности
(6,7 %), Главное управление социального страхования, Управление нефти (0,2 %), Налоговое управление (12,3 %) [18]. Доля сферы услуг в 2006 г. составляла 48,1 % ВВП страны [9]. С 1990 по 2009 гг. ВВП по основным секторам экономики изменился следующим образом сельское хозяйство –
17–20 %; промышленность, сфера услуг – 43–49 %. Занятость за 1980–2009 гг. трансформировалась так сельское хозяйство –
39,9–39,0 %; промышленность, строительство, транспорт и связь –
29,1–11,7 %; сфера услуг – 24,0–49,9 %
[10; 11; 19]. Изменения в структуре ВВП и занятости населения связаны с глубочайшим кризисом социально-экономического развития страны1990-х гг. Как видно, настоящую структуру ВВП Монголии формируют в основном учреждения, обслуживающие государственные функции. По нашему анализу сайтов вузов Монголии и данных Министерства образования Монголии по численности студентов в 2006–2010 гг. табл. 1) видно, что по сравнению с ми гг.
ХХ в. в 2 раза снизился объем подготовки в промышленности, строительстве и транспорте,
Таблица 1. Выпуск специалистов высших учебных заведений по отраслевым группам, % Отраслевая группа Год
2006 2010 Промышленность, строительство, транспорт, связь
12,5 18,0 Сельское хозяйство
1,5 2,9 Экономика и право
59,2 34,5 Здравоохранение и физическая культура
3,8 12,5 Просвещение, искусство
16,0 21,5 Прочие
7,0 10,6 Всего
100,0 100 Примечание Составлено автором поданным сайтов вузов Монголии и сведений Министерства образования Монголии.

Таблица 2. Структура подготовки специалистов в Монгольском государственном университете науки и технологии (2004 г.)
Название института/факультета Количество студентов Количество студентов, % Гражданских инженеров
1 810 11,2 Компьютерные науки и менеджмент
1 786 10,9 Пищевые и биотехнологии
1 279 7,8 Иностранных языков
780 4,8 Инженеров геологии и нефти
1 161 7,1 Гуманитарный
640 3,9 Промышленных технологий и проектов
1 729 10,6 Технологий материаловедения
559 3,4 Математики
464 2,8 Инженеров механиков
569 3,5 Горных инженеров
1 711 10,4
Инженеров-менеджеров
2 012 12,3 Телекоммуникаций и информационных технологий
1 837 11,3 Всего в головном вузе
16 337 100 Филиалы
3 633
– Примечание Составлено автором поданным сайтов вузов Монголии и сведений Министерства образования Монголии.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ. №9(24). 2011.
9 в тоже самое время увеличился в секторе экономики и права. Государственные вузы Монголии, в отличие от российских высших учебных заведений, в основном остались в своей отраслевой нише. С одной стороны, это связано стем, что сложившаяся система подготовки в целом отвечает уровню занятости населения. С другой – в стране не было высокотехнологичных видов промышленности, как в России, определяющих научно-технический прогресс (машиностроение, нефтехимия и др. В тоже время, страна продолжает практику приглашения иностранных специалистов в свою экономику. Если раньше это в основном были преподаватели и научные сотрудники из СССР, то теперь география резко расширилась. Так, Д. Балжинням дает такие цифры для 2004 г 20 тыс. чел. из 65 стран, в том числе 40 % из Китая, 20 % из России и по 3–5 % из Кореи, Украины и США [4]. Среди отраслей приглашенные специалисты работали в геологоразведке и горнодобывающей промышленности (37,5 %), строительстве
(18,0 %), государственном управлении и социальном страховании (10,4 %), обрабатывающей промышленности (7,8 %), образовании (7,5 %)»
[4, с. 110]. Необходимо отметить, что для Монголии горнодобывающая промышленность играет туже роль, что для России нефтегазовый комплекс. В 2005 г. в объеме иностранных инвестиций приходилось на горнорудную промышленность [9]. Благодаря этому в стране появилось за последние несколько лет большое количество разных по масштабу горнопромышленных предприятий. Обратимся к изменениям в структуре подготовки специалистов в стране. Поскольку страна небольшая, эти изменения можно проследить на примере крупных вузов. Одним из них является Монгольский университет науки и технологии, первый перешедший на англосакскую модель образования в стране. Структура подготовки студентов Монгольского университета науки и технологии определяет профиль приоритетов технических направлений и спрос населения в стране (табл. 2). У этого вуза появились три ранее несвойственных ему направления питание и биотехнологии, иностранные языки и гуманитарные специальности (16,5 % студентов) [1]. Появление первого направления диктуется интенсивным развитием животноводства и необходимостью перехода на новые технологии, второго – появившимися возможностями интеграции в мировую экономическую систему. В целом, данный университет развивается в соответствии с мировым трендом на создание научно-образовательных учебных заведений. В последние 20 лет расширилась сеть высших учебных заведений за счет филиалов ведущих вузов страны, созданных на базе учреждений среднего профессионального образования (колледжей. Они возникли в крупных аймачных центрах Дархан, Ковд, Эрдэнэт, Сухо- батор и др. Часть из них связана с деятельностью крупных горнодобывающих компаний и подготовкой специалистов для них, а часть представляет из себя прежние педагогические и сельскохозяйственные по профилю учреждения. Многие из них располагают недостаточной материальной базой для качественной подготовки кадров. Из 180 частных вузов Монголии в 2003 г. почти 80 % были расположены в столице. Здесь сосредоточено 40 % численности населения страны и основной поток финансовых ресурсов. После вступления в ВТО и формирования политики открытости в регионах и столице страны появились филиалы иностранных вузов, в основном российских Бурятского государственного университета, Московского энергетического института, Кемеровского государственного университета, Экономической академии имени Г.В. Плеханова, Иркутского университета путей сообщений, Восточно-Сибирского государственного технического университета в г. Улан-Баторе, Байкальского университета экономики и права в г. Эрдэнэт. С 2003 г. в стране действует Консорциум Московские вузы в Монголии [4]. Другие страны представлены на территории Монголии менее значительно Восточно-Казахстанский государственный университет (г. Углий), Университет Колорадо (г. Улан-Батор). Всего в филиалах обучалось в 2006 г. 480 чел. [2; 17]. По всей видимости, данный процесс сдерживается слабой платежеспособностью населения страны относительно зарубежных вузов, в том числе и российских. В целом, в настоящее время на
80 % вузовский потенциал страны сосредоточен в г. Улан-Баторе, что делает его доминирующим центром профессионального образования в государстве. Структурная модель высшего образования выглядит так 1,7/62,7/5,0/1,0
(специалитет / бакалавриат / магистратура / докторантура. В стране всего 8,5 % магистран-

LAND SCIENCES
10
SCIENCE PROSPECTS. №9(24). 2011. тов и докторантов. Монгольское общество недовольно сложившейся образовательной системой страны. Президент Н. Энхбаяр в 2005 г. сказал Качество образования у нас плохое, услуги, оказываемые учреждениями отрасли образования, не полностью соответствуют требованиям времени, с. 1]. Решение данной проблемы в стране видится несколькими путями. Первый путь – создание научно-исследова- тельских университетов мирового уровня. Для этого необходимо провести их укрупнение в научно-образовательный кластер. При средней численности студентов в монгольских вузах чел. сложно обрести эффект масштабирования. Наиболее известные вузы в мире имеют численность студентов в пределах
30–50 тыс. чел. Предлагается создать один мощный государственный университет, объединив для этого материально-технические ресурсы всех государственных вузов страны, тем более что почти все они когда-то входили в состав одного учреждения [6]. Такое решение на уровне Правительства Монголии было принято в январе 2010 г. [3]. По всей видимости, вузовская структура будет иметь двухуровневый вид центральный объединенный государственный комплексный вуз и региональные – вузы аймаков. Для объединенного научно-образова- тельного кластера задачей станет подготовка специалистов высокого уровня и вхождение в элиту учебных заведений мира (ТОР, для региональных вузов – решение социально- экономических задач на уровне аймаков. Пока, в соответствии с Постановлением Правительства Монголии № 15 от 20.01. 2010 г, количество государственных учебных заведений сокращено с 42 до 16. Необходимо продолжить практику обучения монгольской молодежи в зарубежных учебных заведениях. Здесь страна уже сейчас значительно расширила спектр стран. В настоящее время за рубежом обучается около
9 500 студентов из Монголии. Больше всего учится в Китае – 2 300 (Пекин. Заметную роль в обучении монголов играют вузы Японии и Турции [4]. В России в 126 вузах страны обучается чел, в том числе 150 аспирантов и 20 докторантов, самое большое количество студентов по традиции в Иркутске (800 чел)
[4; 12; 13]. В Иркутске по примеру Ю. Цеден- бала, руководителя советской Монголии, многие десятилетия училось и продолжает учиться большинство монгольских студентов. Всего ежегодная квота на обучение монгольских абитуриентов в российских вузах составляет
230 чел. [12]. У России на монгольском рынке образовательных услуг есть проблемы. Так, по сравнению с советским периодом, значительно уменьшилось количество лиц в стране, изучающих русский язык. Английский, японский, корейский, китайский языки набирают обороты. Русскому языку отдают предпочтение менее обеспеченные жители сельской местности, которые по традиции связывают будущее своих детей только с Россией. Жители большинства крупных городов однозначно ориентированы на Китай, Корею, Японию и США. В учебных планах вузов русский язык изучается на факультативной основе [5]. Конкурс на бесплатные места в российских вузах снизился счел. в 2002–2003 гг. до 2 чел. в 2005–
2006 гг. [8]. Таким образом, высшее профессиональное образование России, как и сама страна, постепенно теряет привлекательность в глазах монгольской молодежи [15]. Сравните эти данные с долей иностранных инвестиций в разрезе стран в 2005 г Китай – 47,4 %, Канада – 12,2 %, Южная Корея – 7,3 %, Япония – 5,0 %, США – 3,6 %, Россия –
3,2 % [9]. Выводы очевидны. Таким образом, с 1991 г. в высшей школе Монголии происходит модернизация внедряется англосакская модель образования происходит его либерализация. Более 70 % современных вузов страны – небольшие частные учебные заведения. В течение последних 20 лет высшее образование становится все более популярным в регионах страны. Впервые в истории страны 20 % вузов располагается на периферии, в крупных населенных пунктах айма- ков. Качественные и количественные показатели высшего образования в стране не устраивают монгольское общество. На 2010–2011 гг. намечены дальнейшие реформы в области образования, закрепляющие развитие его государственной части в едином центре – г. Улан-Баторе. Цель этого – войти в число мировых вузов планеты. Благодаря реформам, за г. Улан-Батором должна закрепиться роль ведущего научно-образовательного кластера страны.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ. №9(24). 2011.
11

Литература

1.
Mongolian University of Science and Technology, 2004 Электронный ресурс. – Режим доступа.
2.
Амгалан, Ж. Современная Монголия : учебно-справ. пособие / Ж. Амгалан. – Чита : За- байк. гос. гум.-пед. унт, 2006. – 120 с.
3.
Баасанжав, М. Высшее образование будет развиваться в соответствии с мировым стандартом М. Баасанжав, 2010 Электронный ресурс. – Режим доступа : www.mongoliasegodnya.mn/ node/867.
4.
Балжинням, Д. Экономико-географический потенциал монгольско-российских взаимосвязей Д. Балжинням, А.Я. Якобсон ; отв. ред. Л.М. Корытный. – Иркутск : Изд-во Института географии имени В.Б. Сочавы СО РАН, 2009. – 175 с.
5.
Галсан, С. Современное состояние и перспективы развития Монгольской Ассоциации преподавателей русского языка и литетатуры (МонАПРЯЛ) / С. Галсан // ЭВ Мод. Научно- инофрмационный журнал на монгольском и русском языке. – Институт международных исследований АН Монголии, Посольство РФ в Монголии. – 2007. – № 1. – С. 16.
6.
Дэмбэрэл, Ц. Необходима реорганизация высшего образования Монголии / Ц. Дэмбэрэл // Пресса Монголии Обзор № 26 от 21.09.08 г. Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.owasia.ru/-digest_2008+M5a25246a126.html.
7.
Желновакова, М. Высшее образование деньги и никакой романтики / М. Желновакова, Д. Жаргалсайхан, Е. Брук // Иркутская губерния, 2010 Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.irgub.irk.ru/news/articles/16.
8.
Ивахин, А.Ю. О подготовке приема монгольских граждан в российские вузы в 2005–2006 учебном году / А.Ю. Ивахин. – Справка Посольства РФ в Монголии. – Улан-Батор, 2005.
9.
Мещанинов, М.Б. Регионы России в торгово-экономическом сотрудничестве с Монголией /
М.Б. Мещанинов. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009. – 168 с. Монголия справочная информация, 2010 Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.mongolia-russia.mn/lang-en/law/347-mongolia-brief-info. Монгольская Народная Республика : справочник / Главная редакция восточной литературы изд-ва Наука, 1986. – С. 439. Обычаи и традиции монголов образование Монголии, 2007 Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/informations/education.shtml. Открытие русских центров в Монголии. Комментарии Георгия Толораи, 2010. Фонд русский мир Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/- publications/comments/comment0020.html.
14.
Постиглионе, Д. Вызовы в Монголии азиатское становление в высшем образовании / Д. Постиглионе // Международное высшее образование. – 2009. – № 60.

[Электронный ресурс. – Режим доступа : http://ihe.nkaoko.kz/latest_issue/ihe60/12.
15.
Супрунова, Л.Л. Образование в Монголии трудности и достижения переходного периода,
2007 Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme. php?subaction=showfull&id=1193923441&archive=1196814847&start_from=&ucat=&. Томских, А.А. Высшее образование Монголии (отраслевой и территориальный аспект) // В мире научных открытий. – Красноярск Научно-инновационный центр. – 2010. – № 6(3). – С. 191–195. Учебные заведения // Справочно-информационный сайт республики Монголия и республики Бурятия РФ Электронный ресурс. – Режим доступа : http://mongolia-buryatia.ru/ru/o- mongolii/uchebnye-zavedenija.
18.
Чимэгбаатар, Одманд. Исследование ТЭК Монголии и оценка транзита углеводородов из России в Китай через Монголию : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Одманд Чимэгбаатар. – М,
2005. – 168 c. Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.nauka-shop.com/mod/shop/ productID/41033.
19.
Чумичев, ДА. Монгольская народная республика / ДА. Чумичев, Н.Л. Жуковский ; ред-

LAND SCIENCES
12
SCIENCE PROSPECTS. №9(24). 2011. кол МИ. Сладковский (отв. ред) и др. // Страны и народы Науч.-попул. геогр.-этногр. изд. в
20 т. Зарубежная Азия. Вост. и Центр. Азия. – М. : Мысль, 1982. – 285 с.
20.
Энхбаяр, Я. Человек является мерилом всего / Я. Энхбаяр // Монголия сегодня. – 2005. –
№ 41(190).

References

2. Amgalan, Zh. Sovremennaja Mongolija : uchebno-sprav. posobie / Zh. Amgalan. – Chita : Zabajk. gos. gum.-ped. un-t, 2006. – 120 s.
3. Baasanzhav, M. Vysshee obrazovanie budet razvivat'sja v sootvetstvii s mirovym standartom /
M. Baasanzhav, 2010 [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : www.mongoliasegodnya.mn/ node/867.
4. Balzhinnjam, D. Jekonomiko-geograficheskij potencial mongol'sko-rossijskih vzaimosvjazej /
D. Balzhinnjam, A.Ja. Jakobson ; otv. red. L.M. Korytnyj. – Irkutsk : Izd-vo Instituta geografii imeni
V.B. Sochavy SO RAN, 2009. – 175 s.
5. Galsan, S. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija Mongol'skoj Associacii prepodavatelej russkogo jazyka i litetatury (MonAPRJaL) / S. Galsan // JeV Mod. Nauchno-inofrmacionnyj zhurnal na mongol'skom i russkom jazyke. – Institut mezhdunarodnyh issledovanij AN Mongolii, Posol'stvo RF v
Mongolii. – 2007. – № 1. – S. 16.
6. Djembjerjel, C. Neobhodima reorganizacija vysshego obrazovanija Mongolii / C. Djembjerjel //
Pressa Mongolii: Obzor № 26 ot 21.09.08 g. [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.owasia.ru/-digest_2008+M5a25246a126.html.
7. Zhelnovakova, M. Vysshee obrazovanie: den'gi i nikakoj romantiki / M. Zhelnovakova,
D. Zhargalsajhan, E. Bruk // Irkutskaja gubernija, 2010 [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.irgub.irk.ru/news/articles/16.
8. Ivahin, A.Ju. O podgotovke priema mongol'skih grazhdan v rossijskie vuzy v 2005–2006 uchebnom godu / A.Ju. Ivahin. – Spravka Posol'stva RF v Mongolii. – Ulan-Bator, 2005.
9. Mewaninov, M.B. Regiony Rossii v torgovo-jekonomicheskom sotrudnichestve s Mongoliej /
M.B. Mewaninov. – M. : LIBROKOM, 2009. – 168 s.
10. Mongolija: spravochnaja informacija, 2010 [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.mongolia-russia.mn/lang-en/law/347-mongolia-brief-info.
11. Mongol'skaja Narodnaja Respublika : spravochnik / Glavnaja redakcija vostochnoj literatury izd- va «Nauka», 1986. – S. 439.
12. Obychai i tradicii mongolov: obrazovanie Mongolii, 2007 [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/informations/education.shtml.
13. Otkrytie russkih centrov v Mongolii. Kommentarii Georgija Tolorai, 2010. Fond russkij mir
[Jelektronnyj resurs].

Rezhim dostupa
: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/- publications/comments/comment0020.html.
14. Postiglione, D. Vyzovy v Mongolii: aziatskoe stanovlenie v vysshem obrazovanii /
D. Postiglione // Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. – 2009. – № 60. [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://ihe.nkaoko.kz/latest_issue/ihe60/12.
15. Suprunova, L.L. Obrazovanie v Mongolii: trudnosti i dostizhenija perehodnogo perioda, 2007
[Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme. php?subaction=showfull&id=1193923441&archive=1196814847&start_from=&ucat=&.
16. Tomskih, A.A. Vysshee obrazovanie Mongolii (otraslevoj i territorial'nyj aspekt) // V mire nauchnyh otkrytij. – Krasnojarsk: Nauchno-innovacionnyj centr. – 2010. – № 6(3). – S. 191–195.
17. Uchebnye zavedenija // Spravochno-informacionnyj sajt respubliki Mongolija i respubliki
Burjatija
RF
[Jelektronnyj resurs].
– Rezhim dostupa : http://mongolia-buryatia.ru/ru/o- mongolii/uchebnye-zavedenija.
18. Chimjegbaatar, Odmand. Issledovanie TJeK Mongolii i ocenka tranzita uglevodorodov iz Rossii v Kitaj cherez Mongoliju : dis. ... kand. jekon. nauk : 08.00.14 / Odmand Chimjegbaatar. – M., 2005. –
168 c. [Jelektronnyj resurs].
– Rezhim dostupa : http://www.nauka-shop.com/mod/shop/ productID/41033.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ. №9(24). 2011.
13 19. Chumichev, D.A. Mongol'skaja narodnaja respublika / D.A. Chumichev, N.L. Zhukovskij ; redkol.: M.I. Sladkovskij (otv. red.) i dr. // Strany i narody: Nauch.-popul. geogr.-jetnogr. izd. v 20 t.
Zarubezhnaja Azija. Vost. i Centr. Azija. – M. : Mysl', 1982. – 285 s.
20. Jenhbajar, Ja. Chelovek javljaetsja merilom vsego / Ja. Jenhbajar // Mongolija segodnja. – 2005. –
№ 41(190).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал