Статья посвящена исследованию деятельности международных неправительственных организаций



Скачать 69.18 Kb.
Pdf просмотр
Дата16.02.2017
Размер69.18 Kb.
Просмотров331
Скачиваний0

Кислицына Наталия Феликсовна
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА

Данная статья посвящена исследованию деятельности международных неправительственных организаций
(МНПО) в регулировании автомобильных перевозок. Несмотря на тот факт, что МНПО, согласно международному публичному праву, не являются его субъектами в силу отсутствия возможности создавать международно- правовые нормы, в статье акцентируется внимание на конкретных действиях организаций, осуществляемых в указанной сфере. Представляется характеристика двух организаций - Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ-ИРУ) и Международной автомобильной федерации (ФИА).
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2015/3-2/26.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. II. C. 103-105. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2015/3-2/
© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net
Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

ISSN 1997-292X
№ 3 (53) 2015, часть 2 103
УДК 341.1/8
Юридические науки

Данная статья посвящена исследованию деятельности международных неправительственных организаций
(МНПО) в регулировании автомобильных перевозок. Несмотря на тот факт, что МНПО, согласно между-
народному публичному праву, не являются его субъектами в силу отсутствия возможности создавать
международно-правовые нормы, в статье акцентируется внимание на конкретных действиях организаций,
осуществляемых в указанной сфере. Представляется характеристика двух организаций ‒ Международного
союза автомобильного транспорта (МСАТ-ИРУ) и Международной автомобильной федерации (ФИА).
Ключевые слова и фразы: автомобильные перевозки; транспорт; международные неправительственные организации; Международный союз автомобильного транспорта; Международная автомобильная федерация.

Кислицына Наталия Феликсовна, к.ю.н.
Российский университет дружбы народов
kis-nataliya@yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
©


На сегодняшний день не существует общепризнанного определения « международной организации».
На основании признаков, сформулированных доктриной международного права, мы можем определить, явля- ется ли то или иное объединение международной организацией. К таким признакам относятся: учредительный документ; бюджет; международная правосубъектность; нормотворчество; состав – не менее 3-х государств; организационная структура. В отношении деятельности международных транспортных организаций (МТО) следует обратить внимание на их классификацию. В соответствии с общепризнанным критерием в рамках международного публичного права, таким как состав участников организации, МТО делятся на межправитель- ственные (ММПО) и неправительственные (МНПО). К межправительственным, прежде всего, относятся ООН, вспомогательные органы главных органов ООН, также специализированные учреждения ООН, такие как ИМО,
ИКАО; иные межправительственные организации – ОТИФ (межправительственная организация по между- народной железнодорожной перевозке), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог). Также следует не забывать о деятельности ЮНСИТРАЛ, оказавшей немаловажное значение в области транспорта.
Что касается МНПО, то необходимо учитывать интересный факт, согласно которому на сегодняшний день не существует общепризнанного определения « неправительственные организации». При этом международ- ное сообщество поступило так же, как и с межправительственными организациями, а именно ‒ выделило конкретные признаки, которыми должна отвечать неправительственная организация. Данные признаки со- держатся в резолюции ЭКОСОС ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV). Согласно данному документу, « любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, должна рас- сматриваться в качестве неправительственной. К основным признакам MHПO относятся: а) отсутствие целей извлечения прибыли; б) признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного ста- туса при международных межправительственных организациях; в) получение денежных средств более чем из одной страны; г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах; д) создание на основе учредительного акта» [5]. К сожалению, на наш взгляд, не уделяется должного внимания деятельности не- правительственных организаций и тем более тому, какое влияние они оказывают на международные отноше- ния. Скорее всего, это связано со сложившейся позицией участников международных отношений, согласно которой неправительственные организации не являются субъектами международного публичного права. Док- трина международного права в основном придерживается точки зрения о том, что для того, чтобы быть пол- ноценным субъектом международного права, необходимо обладать главным правомочием – правом создавать нормы международного права. Например, проф. И. И. Лукашук утверждает, что « субъекты международного права ‒ самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм» [1, с. 31]. В свою очередь, проф. Д. И. Фельдман также придерживается мнения о том, что субъекты международного права, прежде все- го, создают нормы: « …существенная особенность статуса субъектов международного права состоит в том, что они непосредственно участвуют в создании и осуществлении его норм» [3, с. 20]. Несмотря на данный факт, на наш взгляд, МНПО оказывают огромное влияние на международные транспортные отношения. Вли- яние выражается в том, что МНПО в области транспорта находятся в более тесном контакте с участниками транспортных отношений, нежели ММПО. В связи с этим все возникающие проблемы, пробелы и противо- речия ими обнаруживаются быстро, и, соответственно, в рамках своей компетенции разрабатывается страте- гия конкретных решений. Каким образом осуществляет свою деятельность МНПО, хотелось бы рассмотреть на примере двух неправительственных организаций в области автомобильного транспорта: Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ-ИРУ); Международная автомобильная федерация (ФИА).
©
Кислицына Н. Ф., 2015

104
Издательство «Грамота» www.gramota.net
Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ-ИРУ) [4]
Данная организация была основана в Женеве 23 марта 1948 года, через год после создания Европейской экономической комиссии при ООН (ЕЭК ООН), для содействия восстановлению разрушенной войной Евро- пы путем упрощения международной торговли при помощи автомобильного транспорта. В 1998 году в Москве было открыто Постоянное представительство МСАТ-ИРУ в регионе СНГ. На сегодняшний день
МСАТ-ИРУ представляет интересы операторов автобусных и грузовых перевозок и операторов такси – начиная с тех, кто владеет большим парком автотранспортных средств, и заканчивая отдельными операто- рами-собственниками. МСАТ-ИРУ преследует две основные цели: устойчивое развитие; упрощение функци- онирования автомобильного транспорта (Sustainable Development and Facilitation) во всем мире. МСАТ-ИРУ занимается деятельностью, которая включает следующие компоненты:

партнерство со своими действительными и ассоциированными членами и организациями и предста- вителями различных отраслей промышленности в целях определения, разработки и продвижения стратегий, представляющих общий интерес;

мониторинг всех видов деятельности, законодательства, стратегий и мероприятий, оказывающих воздействие на автотранспортную составляющую;

стратегический анализ глобальных проблем в области энергетики, конкуренции и социальных обя- зательств с учетом сильных сторон и опыта членов МСАТ-ИРУ ‒ через международные комиссии и рабочие группы МСАТ-ИРУ;

диалог с межправительственными органами, международными организациями и всеми другими сторона- ми, в сферу интересов которых входит отрасль автомобильного транспорта, включая широкую общественность;

сотрудничество со специалистами, разрабатывающими политику, законодательными органами и те- ми, кто формирует общественное мнение, в целях обеспечения правильной сбалансированности потребно- стей и интересов всех сторон;

государственно-частные партнерство с соответствующими органами в целях реализации правовых инструментов, таких как Конвенция МДП, находящаяся в ведении ООН, или реализации транснациональ- ных проектов, таких как возрождение Шелкового пути;

информирование о роли и важности автотранспортной отрасли, о позиции отрасли по различным вопросам и о наличии надежных данных и информации;

оказание практических услуг и информирование операторов автомобильного транспорта о ценах на топливо, времени ожидания на пограничных переходах, безопасных стоянках, профессиональной подго- товке специалистов автотранспортной отрасли, изменениях в законодательстве, правовой помощи т.п.;

профессиональная подготовка в целях повышения компетентности работников отрасли и качества услуг, которые она предлагает, и обеспечения через Академию МСАТ-ИРУ соответствия образовательных стандартов в области автомобильного транспорта международным нормативным актам.
В соответствии с учредительным документом МСАТ-ИРУ – уставом, ‒ организационная структура пред- ставляет собой: высший орган – Генеральная Ассамблея МСАТ-ИРУ; исполнительный орган – Президиум
МСАТ-ИРУ; Транспортный совет по грузовым перевозкам МСАТ-ИРУ и Транспортный совет по пассажир- ским перевозкам; вспомогательные органы – международные комиссии, рабочие группы, целевые группы; специальные органы – комитеты МСАТ-ИРУ по связям с ЕС и СНГ.
Генеральная Ассамблея МСАТ-ИРУ
Основные функции Генеральной Ассамблеи – определение политических и практических целей МСАТ-ИРУ, а также обсуждение, принятие и доведение до сведения позиции МСАТ-ИРУ по всем вопросам, связанным с транспортной политикой. В задачи Генеральной Ассамблеи также входит назначение независимой ауди- торской группы и утверждение ежегодного доклада о работе организации. Членами Генеральной Ассамблеи являются все действительные и ассоциированные члены МСАТ-ИРУ. Генеральная Ассамблея наделена высшими полномочиями и проводит свои сессии дважды в год.
Президиум МСАТ-ИРУ
Он приводит в исполнение все решения, принятые Генеральной Ассамблеей, а также содействует ей в достижении целей МСАТ-ИРУ в области транспортной политики. Президиум разрабатывает все правила и директивы ИРУ, необходимые для безопасной и эффективной работы всех служб и рационального управ- ления его деятельностью. Президиум собирается по мере необходимости. Президент МСАТ-ИРУ является одновременно Председателем Генеральной Ассамблеи и Президиума.
Транспортный совет по грузовым перевозкам (CTM)
В данный орган входят все действительные члены МСАТ-ИРУ, представляющие компании, которые производят перевозки грузов автомобильным транспортом по найму и за вознаграждение или на самостоя- тельной основе. CTM собирается не реже двух раз в год. Основными функциями CTM являются определе- ние транспортной политики МСАТ-ИРУ, обсуждение, принятие и доведение до сведения заинтересованных сторон позиции МСАТ-ИРУ по всем вопросам, связанным с перевозкой грузов автомобильным транспор- том, таким как вопросы пересечения границ, развития рынка грузового транспорта, упрощения торговли и перевозок, а также вопросы безопасности.
Транспортный совет по пассажирским перевозкам (CTP)
В его состав входят все действительные члены МСАТ-ИРУ, представляющие специализированные ком- пании по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, в том числе таксомоторные парки и компании

ISSN 1997-292X
№ 3 (53) 2015, часть 2 105 по прокату машин с водителем. CTP собирается не реже двух раз в год. Основной функцией CTP является определение целей транспортной политики МСАТ-ИРУ в области пассажирских перевозок, обсуждение, принятие и доведение до сведения заинтересованных сторон позиции МСАТ-ИРУ по всем вопросам, свя- занным с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом. CTP собирается не реже двух раз в год.
В соответствии с Уставом, раз в два года CTP проводит выборы Президента Совета и вице-президентов, а также выдвигает кандидатуры для избрания в Президиум.
Международная автомобильная федерация (ФИА) [2]
Организация была создана в 1904 г. 13-ю автомобильными клубами Европы и Америки. В настоящее время она объединяет более 213-ти национальных автомобильных клубов и ассоциаций 130-ти стран пяти континентов, членами которых состоят более 100 млн автомобилистов. Среди основных целей можно выде- лить следующие:

развитие автомобилизма и защиты его материальных и моральных интересов;

способствование развитию международного дорожного движения и автотуризма, регламентирования развития автомобильного спорта;

издание общих правил относительно организации и проведения автомобильных соревнований;

усиление и улучшение работы национальных автомобильных клубов и ассоциаций;

исполнение судебной власти при регулировании спорных вопросов исключительно спортивного поряд- ка, возникающих при организации или проведении автомобильных соревнований.
Организационная структура представлена таким образом: руководящие и исполнительные органы Феде- рации: Генеральная Ассамблея, Комитет, Бюро комитета, международные постоянные комиссии (по туриз- му, дорожному движению, таможенным формальностям, по спорту), Международный арбитраж и Секрета- риат. Каждая комиссия избирает президента.
Безусловно, стоит отметить, что рассмотренная организация не занимается непосредственно решением вопросов, связанных с улучшением ситуации на дорогах и в области автомобилизма с целью усовершенство- вания перевозок грузов, пассажиров и багажа в современном мире, в отличие от организации МСАТ-ИРУ.
При этом, несмотря на отчужденность от данного вопроса, анализируя цели ФИА, можно констатировать, что косвенным образом данная организация имеет отношение к вопросу об автомобильных перевозках.
Таким образом, учитывая вышесказанное, необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах:

общепризнанного определения « неправительственной организации» не существует;

неправительственные организации не создают международно-правовые нормы;

на сегодняшний день в области регулирования автомобильных перевозок не существует специализи- рованных международных межправительственных организаций;

несмотря на отсутствие возможности создавать нормы, роль неправительственных организаций в об- ласти автомобильного транспорта высока;

значимость указанных организаций можно объяснить следующим образом: в связи с тем, что членами данных организаций являются национальные ассоциации, которые непосредственно занимаются вопросами перевозок, это означает, что сами организации имеют возможность получать объективную информацию от- носительно всех возникающих проблем и на основе имеющейся нормативно-правовой базы предоставлять пути их решения.

Список литературы

1. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2005. 416 с.
2. Международная автомобильная федерация (ФИА) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fia.com/about-fia/member- clubs (дата обращения: 06.12.2014).
3. Международная правосубъектность / отв. ред. Д. И. Фельдман. М., 1971. 400 с.
4. Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ-ИРУ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.iru-cis.ru
(дата обращения: 06.12.2014).
5. Резолюция ЭКОСОС № 1296 (XLIV). 23 мая 1968 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/ docs/1968resolutions.shtml (дата обращения: 06.12.2014).

INTERNATIONAL NON-GOVERNMENTAL AUTOMOBILE
ORGANIZATIONS: GENERAL CHARACTERISTIC

Kislitsyna Nataliya Feliksovna, Ph. D. in Law
Peoples’ Friendship University of Russia
kis-nataliya@yandex.ru

The article is devoted to the study of the activity of international non-governmental organizations (INGOs) in the regulation of automobile transportation. Despite the fact that INGOs according to international public law are not its subjects due to the lack of ability to create international legal norms, the author focuses on the specific actions of the organizations carried out in the stat- ed sphere. The characteristic of two organizations ‒ the International Road Transport Union (IRU) and the International Automo- bile Federation (FIA) is given.
Key words and phrases: automobile transportation; transport; international non-governmental organizations; International Road
Transport Union (IRU); International Automobile Federation.

Каталог: articles
articles -> Т. Е. Савицкая Компьютерные игры: шаг к культуре будущего?
articles -> Т. Е. Савицкая Женское присутствие в Рунете: виртуальный реванш
articles -> Операционная система
articles -> Использование мини-компьютеров с операционной
articles -> Мощный, гибкий, простой инновационный! Тонкий клиент hp compaq t5735
articles -> Построение надежных операционных систем, допускающих наличие ненадежных драйверов устройств
articles -> Вторая часть «марлезонского балета»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал