Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»



страница1/6
Дата13.02.2017
Размер0.95 Mb.
Просмотров1255
Скачиваний0
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6







Рабочая программа учебного курса

«Мировая художественная культура»

на ступени среднего общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе авторской программы (Г.И.Данилова) «Мировая художественная культура» 5-11 классы М. Дрофа. 2011г.

Рабочая программа разработана для 10,11 классов.
Цели и задачи курса:

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- осознание единства, многообразия и национальной самобытности культур различных народов мира;

- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;

- создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.


Изменения в программе: данная программа изменения не предусматривает.
Учебно-методический комплект:

1.Г.И. Данилова. «Мировая художественная культура» . Учебник. 10 кл. М. Дрофа. 2012 г.

2.Г.И. Данилова. «Мировая художественная культура» . Учебник. 11 кл. М. Дрофа. 2012 г.
Согласно учебному плану МБОУ «Белянская СОШ» на изучение предмета «Мировая художественная культура» отводится 68 часов, из них; в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Формы организации учебного процесса: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектной деятельности.

Преобладающей формой текущего контроля является фронтальный и индивидуальный.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны уметь:

— понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа;

воспринимать явления художественной культуры разных народов , осознавать место в ней отечественного искусства; —личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

—описывать явления художественной культуры, используя этого соответствующую терминологию;

— воспринимать эстетические ценности, проводить сравнение и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать роль в творческой, исполнительской деятельности;

- осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;

в Интернете; применять информационно-коммуникативные технологии ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;

—аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность к окружающему миру;

—использовать коммуникативные свойства искусства; участвовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;

-участвовать в художественной жизни класса школы; заниматься художественным самообразованием.

—аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность к окружающему миру;

—использовать коммуникативные свойства искусства; участвовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;



-участвовать в художественной жизни класса школы; заниматься художественным самообразованием.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 10 КЛ


№ урока п\п

№ урока в теме
(разделе)

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Художественная культура: от истоков до XVII


1. Художественная культура первобытного
общества и древнейших цивилизаций



5

1

1

Искусство первобытного человека.


1

2

2

Стартовая работа. Художественная культура Древней Передней Азии.


1

3

3

Архитектура Древнего Египта.


1

4

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта


1

5

5

Художественная культура Мезоамерики


1

2. Художественная культура Античности.


6

6

1

Эгейское искусство.


1

7

2

Архитектурный облик Древней Эллады.


1

8

3

Изобразительное искусство древней Греции.


1

9

4

Архитектурные достижения Древнего Рима.


1

10

5

Изобразительное искусство Древнего Рима.


1

11

6

Театр и музыка Античности.


1

3. Художественная культура Средних веков.


11

12

1

Мир византийской культуры.


1

13

2

Архитектура западноевропейского Средневековья.


1

14

3

Изобразительное искусство Средних веков.


1

15

4

Театр и музыка Средних веков.


1

16

5

Художественная культура Киевской Руси. Тест по теме: «художественная культура России 19- начало 20 вв.»



1

17

6

Художественная культура Киевской Руси.


1

18

7

Развитие русского регионального искусства.


1

19

8

Развитие русского регионального искусства.


1

20

9

Искусство единого Российского государства.


1

21

10

Искусство единого Российского государства.


1

22

11

Театр и музыка.


1

4. Художественная культура средневекового Востока.


4

23

1

Художественная культура Индии.


1

24

2

Художественная культура Китая.


1

25

3

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)


1

26

4

Художественная культура исламских стран.


1

5. Художественная культура Возрождения.

8

27

1

Изобразительное искусство Проторениссанса и раннего Возрождения

1

28

2

Архитектура итальянского Возрождения.


1

29

3

Титаны Высокого Возрождения.


1

30

4

Титаны Высокого Возрождения.

Итоговая работа.



1

31

5

Мастера венецианской живописи.


1

32

6

Искусство Северного Возрождения.


1

33

7

Искусство Северного Возрождения.


1

34

8

Музыка и театр эпохи Возрождения.


1


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 11 КЛ


№ урока п\п

№ урока в теме
(разделе)

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Художественная культура: от XVII века до современности.


I. Художественная культура Нового времени.



12

1

1

Художественная культура барокко.

1

2

2

Стартовая работа. Архитектура барокко.

1

3

3

Изобразительное искусство барокко.

1

4

4

Реалистические тенденции в живописи Голландии.

1

5

5

Музыкальная культура барокко.

1

6

6

Художественная культура классицизма и рококо.

1

7

7

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

1

8

8

Изобразительное искусство классицизма и рококо

1

9

9

Изобразительное искусство классицизма и рококо

1

10

10

Композиторы Венской классической школы.

1

11

11

Шедевры классицизма в архитектуре России.

1

12

12

Искусство русского портрета.

1

II .Художественная культура XIX в.



9

13

1

Неоклассицизм и модернизм в живописи.

1

14

2

Художественная культура романтизма.

1

15

3

Романтический идеал и его отражение в музыке. Тест: «Основные течения в Европейской художественной культуре 19-начала 20 вв.»

1

16

4

Зарождение русской классической музыкальной школы.

1

17

5

Реализм – направление в искусстве второй половины

1

18

6

Социальная тематика западноевропейской живописи реализма.

1

19

7

Русские художники – передвижники

1

20

8

Русские художники – передвижники

1

21

9

Развитие русской музыки во второй половине 19 века.

1

III. Художественная культура конца XIX-XX в.


13

22

1

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

1

23

2

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

1

24

3

Символ и миф в живописи и музыке.

1

25

4

Художественные течения модернизма в живописи.

1

26

5

Русское изобразительное искусство ХХ века.

1

27

6

Русское изобразительное искусство ХХ века.

1

28

7

Архитектура ХХ века.

1

29

8

Театральная культура ХХ века.

1

30

9

Шедевры мирового кинематографа.

1

31

10

Шедевры мирового кинематографа. Итоговая работа.

1

32

11

Музыкальная культура России ХХ века.

1

33

12

Музыкальная культура России ХХ века.

1

34

13

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.

1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
I. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

1. Искусство первобытного человека. 1 час

Значение и периодизация первобытной культуры. Причины возникновения художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Художественный образ как средство отражения и познания окружающего мира.



Первые художники Земли. Мир в произведениях изобразительного искусства. Эволюция пещерной живописи в эпоху палеолита и мезеолита. Наиболее популярные сюжеты: сцены охоты, военные эпизоды и культовые церемонии. Экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Особенности изображения человека. Композиция в пещере Ласко (Франция) — начало сюжетной живописи. Первые произведения скульптуры. «Палеолитические Венеры» — обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. «Сражающиеся лучники» (Арана, Испания): динамизм сцены охоты человека на оленей, разнообразие ракурсов. Особенности художественного языка изображений в эпоху неолита. Керамическая пластика Триполья, символическое значение декоративных узоров.

Древнейшие сооружения человечества. Зарождение архитектуры и ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалитическая архитектура: дольмены, менгиры и кромлехи. Стоунхендж (Великобритания) — выдающийся памятник мегалитической архитектуры.

Музыка, танец и пантомима. Причины возникновения музыкального творчества. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация, ритм и мелодия — основные музыкальные элементы, сложившиеся в недрах пантомимы. Подражание звукам природы. Музыкальный комплекс из костей мамонта (с. Мезин в Черниговской обл. на Украине). Предпосылки возникновения танца. Воинственные и погребальные танцы, связанные с магическими ритуалами, танцы-заклинания. Охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски — основные виды театрального искусства.
2. Художественная культура Древней Передней Азии. 1 час
Значение и важнейшие достижения художественной культуры Междуречья.

Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала — первое в мире систематизированное собрание книг. «Эпос о Гильгамеше» как выдающийся памятник мировой литературы (обобщение ранее изученного). Прославление силы и могущества человека — ведущая тема искусства.

Архитектура Месопотамии. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Зиккурат в городе Уре — выдающийся памятник мирового зодчества. Сводчато-арочные конструкции (висячие сады Семирамиды). Архитектурные сооружения Вавилона (ворота Иштар).

Изобразительное искусство. Рельефы и мозаики — главное украшение парадных залов дворцов. Их основная тематика и назначение. Тема военного сражения и одержанной победы в мозаичном штандарте из Ура. Искусство мелкой пластики: адоранты — изображения людей, совершающих обряд почитания божества. Скульптура сановника Эбих-иля как пример утонченной проработки деталей. Рельефы мемориального характера с изображением религиозных сюжетов или исторических событий (победная стела царя Хаммурапи: ее символическое звучание и особенности композиционного решения). Искусство ассирийских рельефов: мастерство в изображении человека и животного (композиция «Большая охота на львов»). Развитие традиций ассирийского рельефа в скульптуре Древнего Ирана.

Музыкальное искусство*. Особая роль храмовых музыкантов-жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки — доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Популярные музыкальные инструменты (арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты). Арфа в виде головы быка — замечательное произведение искусства.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал