Программа «Прикладная механика в картинге»



Скачать 169.66 Kb.
страница1/4
Дата11.02.2017
Размер169.66 Kb.
Просмотров805
Скачиваний0
ТипПрограмма
  1   2   3   4

j:\грант юсупова\юсупов\2.jpg


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Прикладная механика в картинге»

Возраст воспитанников - 10-18 лет

Срок реализации образовательной программы – 3 года

Направленность - физкультурно-спортивная


Составитель:

педагог дополнительного образования



Юсупов Юсуф Курмангалиевич

г. Салехард, 2015 г.


Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Прикладная механика в картинге» является модифицированной, рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет, разработана на основе типовой программы, опубликованной в сборнике «Типовые программы для внешкольных учреждений» (1987 г.), авторской программы «Картинг-удел смелых» Ломова М.М., «Профессиональное обучение (8-11 классы) – профиль: автодело, 2000г, Тодорова М.Р. «Картинг». Изд. 2-е. – М., 2002.



Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что картинг пользуется большой популярностью среди подростков, способствует приобретению технических знаний у воспитанников, их физическому развитию, помогает в выборе профессии и готовит к жизни в современном обществе.

Новизна дополнительной образовательной программы «Прикладная механика в картинге» заключается в том, что программа носит профессионально-прикладной характер, в ней предусматривается, что теоретические занятия по изучению устройства карта и правил дорожного движения чередуются с практической работой по техобслуживанию и ремонту карта, спортивно-тренировочной деятельностью. В объединении активно идет профориентационная работа: воспитанники, закончив обучение в объединении "Юный картингист", выбирают себе профессию водителя, механика, инженера-механика

Отличия данной программы от других программ:

  • Включен раздел по изучению правил дорожного движения;

  • Выделено большее количество учебных часов на обучение вождению и подготовку к соревнованиям;

  • При разработке программы учтены новейшие достижения автостроения, изменения в правилах соревнований по картингу, новинки в учебно-тренировочном процессе, а также все новое, что связано с современной ездой по дорогам России и Правилами дорожного движения.

Программа имеет связь с базовыми предметами: технологией, физикой, химией, черчением, ОБЖ. В программе четко прослеживаются межпредметные связи.

Программа является не только обучающей, но и воспитывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка», среди них принципы:

- гуманности;

- свободной личности;

- индивидуальности каждого ребенка, его возможностей и способностей, самобытности.

Технические виды спорта не только физически закаляют человека, вырабатывая у него высокие моральные и волевые качества, но способствуют развитию творческой мысли, прививают любовь к технике, умение мастерски владеть ею и в большей мере способствуют профессиональной ориентации, подготовке молодежи к защите своей Родины.

Картингом можно заниматься с 10 лет, что дает подросткам легко овладеть слесарными инструментами, научится тонкостям регулировки двигателя и ходовой части карта, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках. Знания и умения позволяют обучающимся совершенствовать технику вождения карта, как зимой, так и летом. Воспитывают у ребят чувство коллективизма, формируют определенные навыки и укрепляет здоровье. Вождение карта по кольцевой и фигурной дорожкам, в сложных дорожных условиях вырабатывает у спортсменов такие качества личности как: выносливость, смелость, находчивость. Преодоление трудностей повышает спортивное мастерство, что возможно при хорошей физической подготовке.

Картинг позволяет не только овладеть техникой вождения карта (гоночного автомобиля), но в совершенстве знать правила дорожного движения, и побуждает ребят к техническому творчеству.


Режим и формы и занятий

По срокам реализации программа «Прикладная механика в картинге» рассчитана на три года, предусматривает постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение мастерства обучающихся.

Программа составляет 144 часа и предусматривает четыре занятия в неделю по два академических часа.

Все формы проведения занятий делятся на:

- массовые – для всей группы, посвященные обсуждению общих практических и теоретических вопросов;

- групповые – дифференцированные занятия по подгруппам (3-4 чел.) для приобретения практических навыков;

- индивидуальные консультации в рамках подгрупповых занятий.

Каждая тема включает в себя общие теоретические вопросы и практические занятия. Теоретические занятия, практическая работа по техобслуживанию и ремонту карта, спортивно-тренировочная езда чередуется со специальной физической подготовкой спортсменов.

Программа может корректироваться с учетом имеющейся материально-технической базы и контингента обучающихся. Количество детей в группе от 10 до 15 человек

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия по обучению и совершенствованию мастерства вождения карта проводятся на картодроме.

В клуб принимаются учащиеся желающие заниматься этим видом деятельности и не имеющие ограничения по здоровью


Цель данной программы:
создание условий для мотивации в жизненном самоопределении обучающихся, обеспечение возможности в процессе технического творчества на практике ознакомиться с различными специальностями, связанными с автомобилем и металлообработкой.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:

Воспитательные:


  • воспитать у детей стремление следовать нормам здорового образа жизни;

  • воспитать у детей стремление овладеть общечеловеческими ценностями и развивать их в себе;

  • воспитать у детей трудолюбие и уважение к труду;

  • воспитать у детей потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;

  • формировать общую культуру коллективного взаимодействия:

Обучающие:

  • сформировать навыки и умения работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке материалов, станочным оборудованием;

  • сформировать учебно-интеллектуальные умения: умение пользоваться компьютерными источниками информации

  • сформировать у воспитанников систему знаний по устройству карта и его использованию на практике;

  • обучить знаниям, умениям и навыкам в области гигиены, санитарии и медицины;

  • создать у подростков основу системы технических знаний, необходимых для занятий техническими видами спорта и техническим творчеством;

  • сформировать навыки и умения работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке материалов, станочным оборудованием, со слесарными инструментами (гаечные ключи, отвертки, молоток, напильник), работе на сверлильном, заточном и токарном станках;

  • обучить основам охраны труда;

  • обучить основам пожарной безопасности;

  • обучить правилами дорожного движения.

Развивающие:

  • развить целенаправленную, творческую личность, способную к самостоятельному решению проблемных задач в спорте и автоконструировании, готовых к службе в вооруженных силах нашей страны;

  • развивать и укреплять физическое здоровье детей, повысить их работоспособность;

  • развивать творческие способности детей;

  • развивать техническое мышление;

  • научиться решать технические задачи, возникающие в ходе эксплуатации карта;

  • уметь организовать собственную деятельность.

В программе отражен обязательный конечный результат, которого достигают учащиеся после каждого года обучения.

Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарных норм, а также учитываются возрастные особенности подростков.

Ожидаемый конечный результат.

В результате обучения воспитанники в конце учебного года должны овладеть необходимой системой знаний, умений и навыков.



На предметном уровне

После первого года занятий в объединении обучающиеся должны

знать:

- общее устройство карта, двигателя;

- правила дорожного движения;

- правила пожарной безопасности;

- правила соревнований по картингу;

уметь:

- пользоваться инструментом для обслуживания и ремонта автомототехники;

- выполнять простейшие регулировки карта;

- управлять картом;

- принимать участие в соревнованиях и походах выходного дня.
После второго года занятий в объединении обучающиеся должны

знать:

- устройство карта, двигателя и мотоцикла;

- регламент соревнований в вождении карта по фигурным и кольцевым дорожкам;

- основы безопасности и правила дорожного движения;



уметь:

- пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта авто-мототехники;

- подготовить ходовую часть и двигатель карта к тренировке и соревнованиям;

- принимать участие в городских и окружных соревнованиях по картингу (по кольцевой и трековой трассам).


После третьего года занятий в объединении обучающиеся должны

знать:

- основы конструирования и модернизации карта;

- устройство карта, двигателя мотоцикла;

- сборку и разборку двигателя мотоцикла и карта;

- основы безопасности и жизнедеятельности;

- правила пожарной безопасности;

- правила дорожного движения;

- правила организации и проведения соревнований;

- правила судейства.

уметь:

- самостоятельно проводить диагностику двигателя и ходовой части карта;

- самостоятельно проводить ремонт ходовой части и двигателя;

- в совершенстве владеть техникой вождения карта, как летом, так и зимой:

- принимать участие по картингу на муниципальном и региональном уровнях;

- вести судейство.



Личностное развитие обучающегося

1. Способность определять ценности и смыслы учения:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- положительное отношение к учебной деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

2.Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

3.Способность к нравственно-этической ориентации:

-знания основных моральных норм поведения;

- формирование этических чувств: сочувствия, стыда, вины, как регуляторы морального поведения;

- осознание своей гражданской идентичности;

- понимания чувств одноклассников, педагогов, других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе учебного материала;

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

-способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.


На метапредметном уровне
Развитие регулятивных универсальных учебных действий

-способность организовать учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка;

-способность к целеполаганию - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-способность к планированию - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-способность к прогнозированию – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-способность к контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-способность к коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-способность к оценке – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

-способность к саморегуляции: мобилизация сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Развитие познавательных универсальных учебных действий.

Общеучебные универсальные действия:

-способность самостоятельно выделить и формулировать познавательные цели;

-способность к поиску и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-способность к структурированию знаний;

-способность к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме;

-способность выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-способность к рефлексии способов и условий действия: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-способность понимания и адекватная оценка языка средств информации;

-способность постановки и формулирования проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

-способность к знаково-символическим действиям:



Логические универсальные действия:

  • способность к анализу, синтезу, сравнению, классификации объектов по выделенным признакам;

  • способность к подведению под понятий, выведению следствий;

  • способность установления причинно-следственных связей;

  • способность построения логической цепи рассуждений;

  • способность доказывать и находить доказательство;

  • способность выдвижения гипотез и их обоснование;

  • способность к постановке и решению проблемы: формулирование проблемы,

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий

- способность к учебному сотрудничеству с педагогом и сверстниками( определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

 - способность к умению ставить вопросы (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

 - способность разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

 - способность управления поведением партнера( контроль, коррекция, оценка действий партнера);

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В первый год обучения. Объединение комплектуется из подростков 10-12 лет. В первый год обучения ребята знакомятся с историей картинга и его устройством, с устройством мотто-двигателя, принципом его работы. Необходимо в первый же год заинтересовать и вовлечь ребят в общее дело объединения, привить им любовь к технике и спорту.

В конце учебного года проводятся квалификационные соревнования внутри объединения «Прикладная механика в картинге», формируется команда для участия в окружных или городских соревнованиях школьников.

Группы второго года обучения комплектуется из воспитанников, прошедших курс первого года обучения 11-13 лет.

Задачи: углубление знаний, умений, навыков, полученных в первой год обучения, совершенствование спортивного мастерства в вождении карта (фигурное вождение, по кольцевой трассе).



Группы третьего года обучения комплектуется из воспитанников, прошедших курс первого и второго года обучения 12-18 лет.

Задачи: совершенствование и углубление знаний, умений, навыков, полученных за 1-ый и 2–ой годы обучения. Знания и умения основ моделирования и конструирования карта. Уметь подготовить и судить соревнования по картингу.

Данная образовательная программа предусматривает получения обучающимися углубленные знания по тяговой, тормозной динамике, устойчивости карта, конструированию и расчету на прочность узлов и механизмов карта, изучению материалов применяемых в построении карта, по понятию о прочности металла, его составе и расчете на изгиб и скручивание, способов соединения металлов и различных материалов. Составление и работа с контрольно-сборочными чертежами, что расширяет и углубляет пространственное мышление. Изучение Правил Дорожного Движения. Работа с экзаменационными билетами категорий «А» и «Б» по правилам дорожного движения. Учитывая изменения в типовом пособии М.Р. Тодорова и государственной программы МО РФ, данную образовательную программу можно считать модифицированной.
Учебно-тематический план первого года обучения.



Разделы темы занятий

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5




Вводное занятие

4

3

1

1

История, развитие и значение автотранспорта.

2

2




2

Двигатели автомобилей (паровые газогенераторные, электрические, внутреннего сгорания) их достоинства и недостаток.

2


1


1





Общее устройство карта.

6

3

3

1

Классификация картов.

2

1

1

2

Основные части карта их назначение и расположение.

2

1

1

3

Знакомство с устройством карта

2

1

1




Общее устройство двигателя мотоцикла.

20

10

10

1

Принципы работы двухтактного двигателя мотоцикла, его устройство.

4

2

2


2

Коробка перемен передач.

4

2

2

3

Устройство системы питания.

4

2

2

4

Устройство системы зажигания.

4

2

2

5

Устройство электрооборудования

4

2

2




Учебная езда на карте.

30

14




1

Вводный инструктаж.

2

1

1

2

Подготовка трассы к учебной езде.

4

2

2

3

.Подготовка и технический осмотр, заправка карта ГСМ.

2

1

1

4

Ознакомление с последовательностью проезда трассы по разметке.

2

1

1


5

Посадка водителя, освоение правильного положения рук на руле, освоение рычагами и педалями карта.

6

2

4


6

Пуск двигателя, отработка трогания с места и торможения.

2

1

1


7

Движения на первой передачи, по прямой.

4

2

2

8

Движения с переключением передач, с высшей на низшую и с низшей на высшую.

4

2

2


9

Прохождение трассы на различных передачах с учетом сложности трассы.

4

2

2





Меры безопасности на тренировках и соревнованиях.

10

5

5


1

.Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4


2


2


2

Меры безопасности, связанные с техническим состоянием картов, экипировкой (одеждой) учащихся, состоянием их здоровья, самочувствия.

4


2


2


3

Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.

2

1

1





Правила дорожного движения.

28

15

13

1

Когда и как возникла необходимость введения правил дорожного движения.

2

2





2

Разметка проезжей части.

4

2

2

3

Указатели, их назначение, зона действия.

4

2

2

4

Проезд регулируемых и нерегулируемых

перекрестков.


4

2

2


5

Сигналы светофоров и регулировщиков.

4

2

2

6

Требования, предъявляемые к состоянию транспортного средства.

4

2

2


7

Дорожные знаки их назначение и классификация.

2

1

1

8

Езда на картах по площадке, оборудованной разметкой, знаками, светофором (или регулировщиком).

4


2


2





Техническое обслуживание, регулировка, ремонт карта.

30

14

16


1

Техническое обслуживание, регулировка и ремонт двигателя.

10

5

5


2

Техническое обслуживание и ремонт узлов трансмиссии.

10

5

5


3

Техническое обслуживание регулировка и ремонт механизмов управления.

6

2

4


4

Уход за шинами.

4

2

2




Спортивно-тренировочная езда на карте.

10

4

6

1

Движение и маневрирование на площадке, оборудованной для фигурного вождения карта.

2




2


2

Техника и тактика обгона на трассе.

2

1

1

3

Техника и тактика старта и финиша.

2

1

1

4

Фигурная езда на карте.

4

2

2




Заключительное занятие.

6

3

3

1

Подведение итогов работы творческого объединения.

2

1

1

2

Контрольно - показательные заезды обучающихся.

2




2

3

Награждение лучших учащихся творческого объединения.

2

2








Итого.

144

71

73




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал