Программа дисциплины «Управление миграционными процессами»



Скачать 64.66 Kb.
страница1/2
Дата15.02.2017
Размер64.66 Kb.
Просмотров337
Скачиваний0
ТипПрограмма дисциплины
  1   2


Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Высшая школа современных социальных наук (факультет)

Утверждаю

Директор

ВШССН (факультета)

МГУ имени М.В.Ломоносова

________________академик Г.В.Осипов

«19» ноября 2015_ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление миграционными процессами»

по направлению подготовки научно-педагогических кадров

в аспирантуре 39.06.01. Социологические науки.

Направленность (профиль) подготовки – Социология управления





Разработчик:

профессор ВШССН

д.э.н., проф. Ионцев Владимир Алексеевич

Программа одобрена на заседании Ученого совета ВШССН



08 ноября 2015 года, протокол № 8

Москва


2015

1. Код и наименование дисциплины (модуля): «Управление миграционными процессами».

2. Уровень высшего образования: аспирантура.

3. Направление подготовки: 39.06.01. Социологические науки. Направленность программы (профиль) подготовки: 22.00.08 Социология управления.


4. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП: вариативная, элективная, 2 года обучения, 4 семестра.

5. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников): в результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы:

– общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки;

– профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее – направленность программы). В результате освоения указанной программы аспирантуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:


универсальными компетенциями:

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2);


общепрофессиональными компетенциями:

  • способностью к разработке новых методов исследования, применению их в самостоятельной научно-исследовательской деятельности с учетом правил соблюдения авторских прав (ОПК 3);


профессиональными компетенциями:

  • владением методологией теоретических и экспериментальных исследований в области научной специальности (направленности образовательной программы) (ПК1);

  • владением культурой научного исследования в области научной специальности, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ПК 2);

  • способностью адаптировать результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики (ПК 4);

Планируемые результаты обучения


Формируемая

компетенция

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1; базовый уровень формирования компетенции)



  • Уметь анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов (Код У1 баз (УК-1));

  • Уметь при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений (Код У2 баз (УК-1));

  • Владеть навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (Код В1 баз (УК-1);

  • Владеть навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (Код В2 баз (УК-1));

Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2; базовый уровень формирования компетенции)

  • Уметь использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений (Код У1 баз (УК-2));

  • Уметь при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений (Код У2 баз (УК-2));

  • Владеть навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т. ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития (Код В1 баз (УК-2));

  • Владеть технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований (Код В2 баз (УК-2));




Способность к разработке новых методов исследования, применению их в самостоятельной научно-исследовательской деятельности с учетом правил соблюдения авторских прав (ОПК 3; базовый уровень формирования компетенции);

  • Уметь обосновывать необходимость разработки новых методов исследования в социологии (Код У1 баз (ОПК-3));

  • Уметь разрабатывать новые методы исследования в социологии (Код У2 баз (ОПК-3));

  • Владеть навыками применения новых методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности с учетом правил соблюдения авторских прав (Код В1 баз (ОПК-3));

Владение культурой научного исследования в области научной специальности, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ПК 2; базовый уровень формирования компетенции);


  • Уметь вырабатывать и теоретически систематизировать научные знания при разработке и проведении исследований предметном поле социологии управления (Код У1 баз (ПК-2));

  • Уметь аргументированно обосновывать полученные результаты при решении исследовательских и практических задач в предметном поле социологии управления (Код У2 баз (ПК-2));

  • Владеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации социологической информации по теме исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (Код В1 баз (ПК-2));

Способность адаптировать результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики (ПК 4; базовый уровень формирования компетенции);

  • Знать результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики (Код З1 баз (ПК-4));

  • Знать социальные проблемы, возникающие в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики (Код З2 баз (ПК-4));

  • Уметь адаптировать результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики (Код У2 баз (ПК-4));

  • Владеть методами адаптации результатов современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики (Код В1 баз (ПК-4)).


  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:

Объем дисциплины (модуля) составляет__3__ зачетные единицы, всего_ 108 _ часов, из которых 32 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (_16_ч. лекционные занятия и 16_ч. занятия семинарского типа, _4_ ч. мероприятие промежуточной аттестации – экзамен, _72 _часа составляет самостоятельная работа обучающегося.


  1. Входные требования для освоения дисциплины: Полностью сформированная общепрофессиональная компетенция ПК-1 в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «39.06.01 Социологические науки», ОС самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего образования – программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 39.06.01 «Социологические науки».



  1. Используемые технологии:

А. Образовательные:

- проведение лекционных занятий дискуссионного формата с

использованием мультимедийных технологий;

Б. Научно-исследовательские:

- стимулирование поиска дополнительной информации для подготовки к групповым дискуссиям по темам дисциплины;

− стимулирование работы аспирантов с материалами периодических изданий; интернет-источников; международных научных электронных баз для поиска информации.




  1. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий




Наименование и

краткое содержание

разделов и тем

дисциплины (модуля),
форма промежуточной

аттестации по

дисциплине (модулю)



Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем),

часы

из них


Самостоятельная работа

обучающегося, часы

из них




Занятия лекционного типа

Занятия семинарного типа

Групповые консультации

Индивидуальные консультации

Учебные занятия,

Направ-ленные на

Проведе-ние текущего

контроля


успевае-мости

коллок-виумы,

практи-ческие

контроль-ные занятия

и др)*


Всего

Выпо-лне-

ние


домаш-них

зада-ний


Подготовка

рефератов

и т.п.


Всего

Раздел I. Теоретические основы.

Тема 1. Основные понятия и определения, связанные с управлением и миграцией.





1

1
















1










Тема 2. Классификация миграционного движения.

18




4










4

4

4

14

Тема 3. Зарождение и развитие миграционной теории.

1

1













1










Раздел II. Классификация научных подходов к изучению миграции населения.

Тема 4. Миграционный подход к изучению миграции населения.




0,5

0,5















0,5










Тема 5. Экономический

подход к изучению миграции населения.



0,5

,05













0,5










Тема 6. Социологический подход к изучению миграции населения.

18




4










4







14

Тема 7. Демографический подход к изучению миграции населения.

1

1













1










Раздел III. Источники данных и методы анализа миграции населения.

Тема 8. Источники данных по миграции населения.




15

1

2










3

8

4

12

Тема 9. Основы анализа миграционного движения.

1

1













1










Раздел IV. Основные закономерности современной миграции населения.

Тема 10. Закономерности внутренней и международной миграции населения.





1

1
















1








Тема 11. Глобализация международной миграции населения

1

1













1










Тема 12. Качественные изменения в мировых миграционных потоках

1

1













1










Тема 13. Международная экономическая миграция.

1

1













1










Тема 14. Нелегальная иммиграция.

1

1













1










Тема 15. Вынужденная миграция.


1

1













1










Тема 16. Возрастающая роль международной миграции населения в демографическом развитии мира, его регионов и стран.

1

1













1










Тема 17. Двойственный характер современной международной миграционной политики.

13

1

2










3







10

Раздел V. Разные уровни управления миграционными процессами.

Тема 18. Прогнозирование миграции населения.





19

1


4













5









14

Тема 19. Миграционная политика.

0,5

0,5













0,5










Раздел VI. Современные особенности миграции населения в России и вопросы управления.

Тема 20. Современные особенности внутренней миграции.






12




2













2









10

Тема 21. Особенности международной миграции.


0,5

0,5













0,5













4

(экзамен)




4

(экзамен)







Итого

108




36




72


Содержание разделов дисциплины.
Темы лекционных занятий.
Раздел I. Теоретические основы
Тема 1. Основные понятия и определения, связанные с управлением и миграцией.
Основы теории управления. Соотношение понятий «управление» и «регулирование». Управление как прогноз и политика. Узкий и широкий подход к пониманию миграции населения. Понятия «миграционный процесс» и «миграционное движение».
Тема 3. Зарождение и развитие миграционной теории.
Законы миграции Э. Равенштейна. Закон роста миграционной подвижности В. Ленина. Концепция мобильного перехода В. Зелинского.

Общая классификация научных подходов миграционного движения В.А. Ионцева (экономический, социологический, демографический, миграционный и др. подходы в изучении миграции населения).



Раздел II. Классификация научных подходов к изучению миграции населения.

Тема 4. Миграционный подход к изучению миграции населения.

Концепция миграционного перехода (Ж.-К. Шенэ, 1986 г.; Ф. Мартин, 1996 г. и др.). Миграциология (Б.С. Хорев, 1989 г.; В.А. Ионцев, 1999 г. и др.). Универсальная (синтетическая) теория миграции (Д. Массей, 2002 г. и др.).



Тема 5. Экономический подход к изучению миграции населения.

Мальтузианство (Томас Мальтус, 1798г.; Пол Эрлих, 1968г. и др.). Марксизм (Карл Маркс, 1845г.;В.И.Ленин, 1899г.; Г.Козак, 1973г. и др.). Неоклассическая теория (А. Леви, 1954 г.; М. Тодаро, 1976 г.; Д. Массей, 1993 г. и другие). Теория "человеческого капитала" (Сжаастад, 1962 г.; Г. Беккер, 1964 г. и др.). Терия мирового рынка труда (Э. Плетнев, 1962 г.; В. Джонстон, 1987 г. и др.). Теория нового международного экономического порядка (Д. Бхагвати, 1984 г., 2005 г.; В. Бёнинг, 1977 г., 1998 г. и др.).


Тема 7. Демографический подход к изучению миграции населения.

Миграция в общей теории народонаселения (А.Сови, Д.И.Валентей и др.). Миграция в теории демографического перехода (А.Ландри, Ф.Ноутстайн, В.Зелинский, Л.Таба, К.Дэвис, Р.Эпплеярд и др.). Миграция в концепции второго демографического перехода (Ван де Каа, Р.Лестег). Миграция в концепции «третьего демографического перехода» (Д.Коулмен). Концепция «четвертого демографического перехода» (В.А.Ионцев). «Нулевое сальдо международной миграции» (Л.Бувье, Д.Постон, А.Роджерс). Концепция «замещающей миграции» (Н.Кейфиц, Д.Бланше, Э.Ле Бра, А.Голини и др.).


Раздел III. Источники данных и методы анализа миграции населения.

Тема 9. Основы анализа миграционного движения. Абсолютные и относительные показатели по миграции населения (численность мигрантов, сальдо миграции, валовая миграция, различные коэффициенты миграции).
Косвенные измерители миграции. Особенности миграционного анализа в условиях неполноты данных. Математическое моделирование миграции. Моделирование миграции на макро- и микроуровнях. Социологические и экономические методы анализа миграции.

Раздел IV. Основные закономерности современной миграции населения.

Тема 10. Закономерности внутренней и международной миграции населения.
Особенности внутренней миграции, ее основные направления. Закономерности международной миграции (глобализация, рост экономической миграции, возрастающая роль миграции в демографическом развитии развитых стран мира и др.). Роль миграции в демографическом развитии России.
Тема 11. Глобализация международной миграции населения.
Понятие «глобализация» как беспрецедентное увеличение её масштабов (более 1 млрд. мигрантов в год) и охвата миграциями практически всех стран мира. Миграция как локомотив развития глобализации мирового хозяйства и международных отношений.
Тема 12. Качественные изменения в мировых миграционных потоках.

Значительный рост интеллектуальной миграции. Доля мигрантов с высшим образованием превысило 50% мировых миграционных потоков. Утечка умов и её негативные последствия для стран - доноров высококвалифицированных специалистов. Современные особенности утечки умов в России.


Тема 13. Международная экономическая миграция.

Возрастающие масштабы численности экономических мигрантов. Появление новых категорий экономических мигрантов. Трудящиеся - мигранты – основная категория экономических мигрантов. Глобальный характер трудовой миграции.


Тема 14. Нелегальная иммиграция.

Дискуссия по понятийному аппарату в отношении нелегальной миграции («нелегальные», «незаконные», «теневые»). Возросшие масштабы и расширение географии нелегальной иммиграции. Причины и последствия нелегальной иммиграции. Возможно ли сокращение масштабов нелегальной иммиграции.



Тема 15. Вынужденная миграция.

Основные категории вынужденной миграции (беженцы, вынужденные переселенцы, депортированные и др.). Волнообразный характер вынужденной миграции. Современный миграционный кризис, обусловленный вынужденной миграцией в Европе.



Тема 16. Возрастающая роль международной миграции населения в демографическом развитии мира, его регионов и стран.

Международная миграция населения как демографический процесс. Прямое и косвенное её влияние на демографическое развитие как стран иммиграции, так и стран эмиграции. УВКБ ООН как главный координатор управленческих действий в отношении беженцев как основной категории вынужденных миграций.


Раздел V. Разные уровни управления миграционными процессами.

Тема18. Миграционная политика.

Миграционная политика в отношении международных мигрантов. Три её уровня: мировой, международный региональный, национальный. Двойственный характер международной миграционной политики.


Раздел VI. Современные особенности миграции населения в России и вопросы её управления.

Тема 21. Особенности международной миграции.

Характеристика современной международной миграции в России. Важнейшая её особенность связана с появлением так называемого «ближнего (нового) зарубежья». Перспективные оценки международной миграции в России. Эффективное управление международной миграцией на евразийском пространстве, с учётом появления Евразийского экономического союза (ЕАЭС).


Темы семинарских занятий


  1. Семинар – диспут на тему: «Классификация миграционного движения».


Цель семинарского занятия: овладеть основным категориальным аппаратом по вопросам управления и миграции
Вопросы для обсуждения:

  1. Общая классификацию территориального движения.

  2. Типологию миграционного движения.

  3. Различные подходы к типологии миграций: Е. Равенштейн, У. Петерсен, Х. Злотник, Л.Л. Рыбаковский, В.М. Моисеенко и др.

  4. Классификация основных категорий мигрантов.

Подготовка рефератов: № 1

Литература основная: 1, 5, 9, 10, 11

Литература дополнительная: 15, 17, 73


  1. Семинар-диспут на тему: «Социологический подход к изучению миграции населения».


Цель семинарского занятия: осознать место и роль социологического подхода среди других научных подходов в изучении миграции населения
Вопросы для обсуждения:
1) "Притяжение - выталкивание" (pull/push) (Е. Ли, 1966 г. и др.).

2) Теория "миграционной цепи" (Д. Гурак, 1992 г.; А. Симмонс, 1995г. и др.).

3) Ассимиляцонная теория (М. Гордон, 1964 г.; Х. Вернер, 1993 г. и др.).

4) Этносоциологическая теория (К. Девис, 1963 г.; Ю. Арутюнян, 1998 г. и др.) и другие.


Подготовка рефератов: № 2

Литература основная: 2, 8, 11

Литература дополнительная: 15, 17, 35


  1. Семинар – диспут на тему «Источники данных по миграции населения».


Цель семинарского занятия: ознакомить и научить пользоваться современной системой источников данных по миграции населения.
Вопросы для обсуждения:


  1. Эволюция развития системы сбора данных по миграции

  2. Особенности использования разных источников данных по отдельным видам миграции: международная миграция, внутренняя миграция, временная трудовая миграция, маятниковая миграция

  3. Роль различных акторы статистического учета мигрантов в России (МВД, Министерство труда и социального развития, пограничная служба) и в отдельных странах мира (министерства миграции, абсорбции, труда и пр.) 

  4. Роль международных организаций в формировании данных о миграции населения

  5. Роль и раскрыть особенности Интернета в современной системе источников данных о миграции.


Литература основная: 2, 4, 5.

Литература дополнительная: 17, 39.



  1. Семинар-диспут на тему «Прогнозирование миграции населения».

Цель семинарского занятия: овладеть методологическими основами и принципами прогнозирования миграции населения
Вопросы для обсуждения:


  1. Рассмотреть классификацию прогнозов

  2. Современные методы и принципы разработки сценариев прогнозов миграции населения

  3. Демографические прогнозы ООН и других международных организаций с учётом миграции и без её учёта.


Подготовка рефератов: № 3,4
Литература основная: 2, 7

Литература дополнительная: 41, 43. 75



  1. Семинар-диспут на тему «Двойственный характер современной международной миграционной политики».


Цель семинарского занятия: охарактеризовать особенности двойственного характера современной миграционной политики с учётом трёх уровней управления
Вопросы для обсуждения:


  1. Особенности международной миграционной политики.

  2. Соотношение разных групп мер международной миграционной политики.

  3. Двойственность современной международной миграционной политики на трёх её уровнях: мировом, международном региональном, национальном.

Подготовка рефератов: № 5-11.

Литература основная: 1, 2, 5

Литература дополнительная: 17, 41, 42, 75


  1. Семинар-диспут на тему: «Современные особенности внутренней миграция населения в России».


Цель семинарского занятия: Показать значимость внутренней миграции населения в социально- экономическом развитии России.
Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности внутренней миграции населения в России.

  2. Необходимость проведения самостоятельной внутренней миграционной политики в России.

Подготовка рефератов: № 13-14.

Литература основная: 2, 4, 7, 12

Литература дополнительная: 22, 24, 28, 36
Список тем рефератов:

Раздел II

  1. Эволюция миграционного подхода к изучению миграции населения

  2. Современный социологический подход к изучению миграции населения

  3. Развитие экономического подхода к изучению миграции населения

  4. Эволюция демографического подхода к изучению миграции населения

Раздел IV

  1. Глобализация международной миграции населения и возможности её управлением

  2. Современная «утечка умов»: благо или зло для стран эмиграции

  3. Управление международной трудовой миграцией

  4. Нелегальная иммиграция: можно ли управлять этим процессом?

  5. Вынужденная миграция: провал иммиграционной политики развитых стран мира

  6. Возрастающая роль международной миграции населения в демографическом развитии мира, его регионов и стран

  7. Двойственный характер современной международной миграционной политики

Раздел V

  1. Перспективы мировых миграционных процессов

Раздел VI

  1. Современные особенности миграции населения в России и вопросы её управления

  2. Внутренняя миграция в России. Есть ли необходимость в проведении миграционной политики в отношении внутренней миграции

Список практических заданий (домашние задания): перевести и обсудить работы по миграционной проблематике ведущих учёных мира (Массей, Коулман, Демини, Скелдон и др.).




Примерный перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации:

1. Дискуссия по понятию «миграционный процесс»

2. О соотношении таких понятий как «управление» и «регулирование» миграционными процессами

3. Эволюция теории управления миграционными процессами

4. Уровни управления миграционными процессами: мировой, международный (региональный) и национальный

5. Особенности управления миграционными процессами в России.


Примерный список вопросов для проведения аттестации:

  1. Современная дискуссия по понятию «миграция»

  2. Классификация миграционного движения

  3. О соотношении понятий «управление» и «регулирование» миграционными процессами

  4. Понятие «миграционный процесс»

  5. Управление миграционными процессами в системе социального управления

  6. Основные методы анализа миграции населения

  7. Основные показатели миграции населения

  8. Миграция в балансовом уравнении населения

  9. Математические модели миграции

  10. Основы миграционной теории

  11. Современные теории миграции

  12. Классификация научных подходов в изучении миграции населения

  13. Миграционный подход к изучению миграции населения

  14. Демографический подход к изучению миграции населения

  15. Социологический подход к изучению миграции населения

  16. Основные источники данных по миграции населения

  17. Миграция в переписях населения

  18. Миграция в регистрах населения

  19. Интернет как источник данных по миграции населения

  20. Основные закономерности внутренней миграции населения

  21. Основные закономерности международной миграции населения. Охарактеризуйте один из них

  22. Глобализация международной миграции населения и проблемы управления на мировом уровне

  23. Современная «утечка умов»: благо или зло для стран эмиграции.

  24. Управление международной трудовой миграцией

  25. Нелегальная иммиграция: можно ли управлять этим процессом?

  26. Вынужденная миграция: провал иммиграционной политики развитых стран мира

  27. Возрастающая роль международной миграции населения в демографическом развитии мира, его регионов и стран

  28. Двойственный характер современной международной миграционной политики

  29. Основные методы прогнозирования миграции

  30. Разработка сценариев демографических прогнозов с учётом миграции

31. Перспективные оценки международных организаций по миграции населения

32. Особенности внутренней миграции населения в России и современные подходы к её управлению

33. Международная миграционная политика: три уровня управления

34. Закономерности международной миграции населения в России

35. Миграционная политика в России

36. Концепция миграционной политики до 2025 года

37. Исторический опыт проведения миграционной политики в России

38. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, живущих за рубежом.





  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал