Проблемы компьютерной этики в философии технологий М. А. Дедюлина



Pdf просмотр
Дата14.02.2017
Размер37.7 Kb.
Просмотров286
Скачиваний0

УДК 130.2:62
Проблемы компьютерной этики в философии технологий
М. А. Дедюлина
Южный федеральный университет (г. Таганрог)
Отмечено, что современная компьютерная этика призывает ученых пересмотреть компьютерные технологии и ценности, ими порождаемые. В частности, дан пример, как Л. Флориди обосновывает свою этическую позицию на основе онтологических свойств информации, рассмотрено его предложение принципиально изменить концепцию заботы о людях на заботу об обобщенных объектах. Актуализировано исследование компьютерной этики в рамках теории цифровой онтологии Р. Капурро. Приведено утверждение Р. Брея о необходимости направить значительную часть усилий в создании компьютерной этики на расшифровку, а затем оценку моральных ценностей, встроенных в программное обеспечение компьютерных систем.
Ключевые слова:
компьютерная этика компьютерная технология информация моральный агент цифровая онтология.
Поколение вне может пред�
��� в. не может пред вне может представить свою жизнь вне информаци�
онно�коммуникативных технологий. В концепции Дж. Мура компьютерная этика — это анализ природы и социального влияния компьютерных технологий, а также соответствующее определение и обоснование политики этичного использования таких технологий [1, с. 16]. В других исследованиях это — сфера профессиональной этики для компьютерных специалистов.
В философском плане наиболее значимыми являются исследования Р. Ка�
пурро, Л. Флориди и Р. Брея.
Лучано Флориди [2] обосновывает свою этическую позицию онтологическими свойствами информации. Философ предлагает принципиально изменить концепцию заботы о людях на заботу об обобщенных объектах. Поскольку мы живем в большей степени в мире информации, нам придется развивать нравственность онлайн, чтобы решать этические проблемы, возникающие в инфосфере. Компьютерная этика определяет нравственность сетевого общения, обязанности и ответственность морального агента.
Для Р. Капурро компьютерная этика является составным элементом информационной этики. С этой точкой зрения несогласен Л. Флориди, который полагает, что понятия информационная этика и компьютерная этика становятся синонимичными вначале х гг. �� в. Философ связывает это явление с использованием цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности социума. Однако Р. Капур�
ро полагает, что Флориди недостаточно внимания уделяет известному факту возникновения информационной этики не только в компьютерных науках, но ив области библиотечных и информационных наук [3]. Капурро исследует компьютерную этику в рамках теории цифровой онтологии и вводит понятие
© Дедюлина МА
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 2 (10) 2016
15

«бытия�в�мире с другими. С герменевтической точки зрения философ обращается к общей взаимосвязи информации и человеческого бытия, как туальным вопросам информационного общества и информационной этики. Он полагает, что информационные технологии уже заложены в нашем жизненном мире. По его мнению, информационная этика в широком смысле действует в информации и коммуникации, распространяется на цифровые средства массовой информации, ноне ограничивается ими. Информационная этика в более узком смысле — это проблема воздействия цифровых ИКТ на общество и окружающую среду, а также этические проблемы цифровой информации. Она нужна для того, чтобы осуществлять межкультурный диалог в социуме [4, с. 9]. Это пространство этики Капурро называет межкультурной информационной этикой. Фундаментальной ее функцией является «паррезия», позволяющая оценивать взаимовлияние культурных традиций и нравственного бытия об�
щества.
Нидерландский философ Р. Брей [5] также является критиком теории информационной этики, представленной Фло�
риди. Его главное возражение в работе
Флориди отсутствуют убедительные аргументы, поддерживающие теорию. Для того чтобы понять, как складываются взаимоотношения человека и компьютера, важно признать, насколько близка связь между информационно�компью�
терными технологиями и человеческими действиями, а также насколько этична деятельность людей, использующих компьютерные технологии. Брей выделяет три основных обстоятельства, сложившихся в компьютерной этике) обнаруживается существование моральных противоречий) этика направляется на оценку и разработку рекомендаций для преодоления этих противоречий) основное внимание уделяется использованию компьютерных технологий, но остаются без рассмотрения дизайн и реклама в этой сфере.
Компьютерная практика часто морально непрозрачна, поскольку неизвестна большинству людей. Многие пользователи Интернета не знают о способах, при помощи которых их поведение или личные данные могут быть контролируемы онлайн. Например, поисковые системы Интернета кажутся неопасными, так как помогают пользователям быстро найти нужную инфор�
мацию.
В современных постфеноменоло�
гических исследованиях доказано, что технологии часто играют активную роль в формировании среды обитания. Технические артефакты часто становятся непрозрачными, потому что понятие артефакт принято в обществе как аполитичное предполагается втер минах технического кодекса, нейтрального в спецификации его технических свойств и функций, которые затеняют ненейтральные социальные и политические свойства экспоната.
Компьютерные системы сегодня играют роль убедительных технологий. Основная цель Р. Брея в конфиденциальной этике — обратить внимание на нравственную составляющую компьютерных технологий [6]. Он утверждает, что значительные усилия в создании компьютерной этики должны быть направлены на расшифровку, а затем оценку моральных ценностей, встроенных в программное обеспечение. В центр внимания компьютерной этики предполагается поставить широко распространенные общественные и моральные
16
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 2 (10) 2016
Рационализм и иррационализм в жизни, философии, науке материалы научно-практической конференции (1)
ценности, такие как неприкосновенность частной жизни, автономия, справедливость, демократия и т. д. Таким образом, Брей выделяет четыре основных принципа конфиденциальной компьютерной этики справедливость, независимость, демократия и неприкосновенность частной жизни.
Все термины подразумевают права людей, использующих компьютерные технологии. Например, исследование справедливости у Брея фокусируется на эффективности использования компьютерных приложений.
Итак, можно согласиться с позицией Р. Капурро. Вопрос о предмете компьютерной этики Кто несет ответственность за разработку, внедрение и использование информационных технологий — сфера вызова информатики для практической философии. Мы должны морально устоять перед искушением сделать фетиш из компьютера. Мы должны продолжать пытаться, в духе эпохи Просвещения, думать сами за себя [7, с. В обществе знания интерес к компьютерным технологиям будет возрастать, что указывает на необходимость переформулировать наши этические ценности, наш опыт и понимание материальности, телесности и моральности в условиях дистанционного взаимодействия с миром, а также осмыслить новые способы бытия�в�мире.
Литература
1. Moor J. H. Reason, Relativity, and Responsi�
bility in Computer Ethics // ACM S�GCAS Comput�
ers and Society. 1998. No. 28 (1). March. P. 14—21.
2. Floridi L. �nformation Ethics: On the Theo�
retical Foundations of Computer Ethics // Ethics and
�nformation Technology. 1999. No. 1 (1). P. 37—56.
3. Capurro R. On Floridi’s Metaphysical Foun�
dation of �nformation Ecology // Ethics and �nfor�
mation Technology. 2008. Vol. 10. No. 2—3. Septem�
ber. P. 167—173.
4. Capurro R. �nformation Ethics in the African
Context // �nformation Ethics in Africa: Cross�cut�
ting Themes. Pretoria: ACE�E, 2013. P. 7—20.
5. Brey P. Disclosive Computer Ethics: The
Exposure and Evaluation of Embedded Normativity in Computer Technology // Computers and Society.
2000. Vol. 30. No. 4. P. 10—16.
6. Brey P. Do We Have Moral Duties Towards
�nformation Objects? // Ethics and �nformation
Technology. 2008. Vol. 10. No. 2—3. P. 109—114.
7. Capurro R. Ethik im Netz. Bd. 2. Stuttgart:
Franz Steiner Verlag, 2003. 278 S. (Medienethik).
Дедюлина Марина Анатольевна
— кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (г. Таганрог).
E-mail: dedyulina72@mail.ru

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 2 (10) 2016
17
Дедюлина МА

Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Государственное областное бюджетное
2016 -> В. П. Зинченко писал о том, что если человек в детстве не дополучил некую норму участия в игровом времяпрепровождении, он приобретает социально-психологическую ущербность вроде «игровой дистрофии», которую в последу
2016 -> Общешкольное родительское собрание «Об ответственности родителей за воспитание детей»
2016 -> 1 июня 2016 года Международный день защиты детей 1 июня
2016 -> «Формирование социально-нравственной позиции дошкольников посредством введения сказочных сюжетов в компьютерные дидактические игры»
2016 -> Принята Утверждена
2016 -> Конкурс по разработке компьютерных игр патриотической направленности «патриот by»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал