Памятка по соблюдению требований пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортных средств



Скачать 88.22 Kb.
Дата11.02.2017
Размер88.22 Kb.
Просмотров389
Скачиваний0
ТипПамятка

ПАМЯТКА


по соблюдению требований пожарной безопасности при эксплуатации

автотранспортных средств


В среднем, ежегодно на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры происходит около 500 пожаров, объектами которых становятся автотранспортные средства.


Пожары на автранспортных средствах составляют 20% от общего количе- ства пожаров и в течение последних 5 лет занимают устойчивое второе место по частоте возникновения, после объектов жилого сектора.

В качестве основных причин возникновения пожаров на транспортных средствах можно рассматривать:



  • нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования авто- транспортного средства;

  • утепление моторных отсеков горючими материалами, установка таких материалов в пространстве перед радиаторами;

  • установка «кустарного» газового оборудования;

  • неосторожное обращение с огнём;

  • неисправность топливной системы, систем смазки двигателя;

  • неисправность электрической системы;

  • проведение работ по ремонту автомобилей с применением источников открытого огня;

  • подогрев двигателей источниками открытого огня;

  • поджоги.

Профилактика возникновения пожаров на транспортных средствах должна быть направлена на исключение причин их возникновения.

Так, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации уста- новлены следующие требования, направленные на предупреждение возникно- вения пожаров на транспортных средствах:



Пункт 249. В помещениях, под навесами и на открытых площадках для

хранения (стоянки) транспорта запрещается:

  1. производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревооб- делочные работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламе- няющихся и горючих жидкостей;

  2. оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла;

  3. заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо;

  4. хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;

  5. подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных сред- ствах;

  6. подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения.

Однако приведённые выше требования не позволяют в полном объёме ис- ключить все возможные (основные) причины возникновения пожаров на авто- транспортных средствах.

В частности, с учётом местных условий, связанных с низкими климатиче- скими температурами в осенний, зимний и весенний периоды, необходимо ре- комендовать инструктируемым лицам также обратить внимание на:




  • недопустимость укладки сгораемых материалов (покрывала, мешковины и пр.) на поверхность двигателя, а также опасность установки картона, фанеры и других горючих материалов перед радиатором. Нарушение данных рекомен- даций может привести к возгоранию в моторном отсеке;

Как правило, заводом-изготовителем автомобилей предусматривается теплоизоляционный слой двигательного отсека, прикреплённый непосред- ственно к внутренней поверхности крышки капота. Однако в северных услови- ях, такой теплозащиты может быть недостаточно, поэтому автовладель- цами принимаются дополнительные меры по утеплению двигателя, путём укладки дополнительных изоляционных материалов. В этом случае, на первом месте должен стоять правильный выбор утеплителя, который должен быть выполнен из негорючего материала, с заполнением негорючим наполнителем. Стоит отметить, что в продаже имеются утеплители, отвечающие указан- ным требованиям.
  • установку дополнительного электрического (автозапуски, сигнализации, салонные тепловентиляторы, подогревы сидений, рулевых колёс и пр.) и отопи- тельного оборудования (системы предпускового подогрева двигателей, такие как Webasto, Gidronik и пр.) автомобилей только в специализированных сер- висных центрах, положительно зарекомендовавших себя по качеству оказания услуг, имеющих квалифицированных специалистов;


Затраты на установку дополнительного электрического либо отопитель- ного оборудования в специализированных (лицензированных, аккредитованных) автоцентрах будут существенно выше, чем в обычных (частных) станциях технического обслуживания, но даже в этом случае они не идут ни в какое сравнение с затратами по восстановлению (ремонту) автомобиля после по- жара.

Например, при установке автомобильной сигнализации неквалифициро- ванным специалистом, нередки случаи неверного выбора калибровки предохра- нителей, предназначенных для защиты от перегрузки. В этом случае, предо- хранителем не будет выполнена его прямая функция, произойдёт оплавление изоляции электропроводов вследствие их сильного нагрева, что в свою очередь может привести к возгоранию под приборной панелью либо в двигательном отсеке.



Салоны современных автомобилей, как правило, характеризуются наличи- ем большого количества облицовочных, обивочных и изоляционных материалов, большинство из которых отличаются высокой горючестью и скоростью рас- пространения пламени.

В этой связи, возможность возникновения возгорания (тления) даже от такого источника зажигания, как непотушенный окурок, достаточно высока. Окурок можно уронить на сгораемую обивку (обшивку, отделку) салона, так- же его может внести в салон потоками встречного воздуха при попытке вы- бросить окурок в окно при движении транспортного средства. Предупредить подобные случаи может установка дефлекторов на боковых (опускаемых) стёклах, а также использование для утилизации окурков переносных пепельниц либо салонных пепельниц, предусмотренных заводом-изготовителем автомо- биля;


  • необходимость регулярной очистки двигателя, его частей, узлов и агрега- тов (особенно тех частей, которые ввиду протекающих в них процессов нахо-

дятся под высокой температурой) от потёков горючих жидкостей, с целью ис- ключения самовоспламенения;



С учётом анализа причин возникновения пожаров автомобилей, работа- ющих на газобаллонном оборудовании, имеющегося в открытых источниках информации, можно сделать вывод, что основная причина пожаров — негер- метичность газовой топливной системы (63 %). Значительно меньше (9,2 %) пожаров связано с нарушениями техники безопасности при эксплуатации и ремонте газобаллонного оборудования. В 5,8 % случаев причиной стала неис- правность газового редуктора, 3 % — утечка газа на заправке, по 2 % прихо- дится на неисправности бензинового клапана, негерметичность, вызванную механическими повреждениями, а также повреждения вследствие ДТП. При переключении с газового топлива на бензин возникло 2,5 % пожаров, а с бензи- на на газ — 1,5 %; столько же — во время пуска двигателя при отрицатель- ных температурах.

В большинстве случаев, причиной возникновения негерметичности газово- го оборудования становится так называемый «человеческий фактор»: само- стоятельное проведение ремонта газового оборудования, самовольное внесе- ние изменений в систему газового оборудования, отсутствие на резиновых трубках газового оборудования фиксирующих хомутов, эксплуатация газобал- лонного оборудования без соответствующей профилактики, в том числе при наличии ощутимого запаха газа.

Статистика также указывает на тот факт, что более половины пожа- ров возникает во время движения автомобилей, а также при пуске двигателя.

Частота возникновения пожаров существенно зависит от времени года: на зимний период приходится 33 % пожаров, лето и осень — 25% и 23% соот- ветственно, на весну — 19 %. Данная статистика говорит о том, что при отрицательных температурах соединения и детали газобаллонного оборудо- вания наиболее подвержены повреждениям, которые являются причинами утечки газового топлива. Кроме того, при отрицательных температурах пуск двигателя производится на бензине, а значит, постоянно возникает необходи- мость в переключении с одного вида топлива на другой.

С целью предупреждения пожаров на транспортных средствах, работа- ющих на газобаллонном оборудовании, рекомендуется перед постановкой ав- томобиля на стоянку выработать газ в топливной системе и перекрыть рас- ходный вентиль на баллоне.

После длительной стоянки, пуск двигателя следует проводить при от- крытых капоте и дверях салона автомобиля. В гараже, перед включением электроприборов и пуском двигателя, необходимо открыть ворота и провет- рить помещение.

В процессе эксплуатации автомобиля следует постоянно контролировать утечку газа по запаху. При любом подозрении на утечку, а также не реже 1 раза в неделю, необходимо проверять герметичность узлов и соединений газо- вого оборудования у специалистов.

Не следует устанавливать газовое оборудование на свой автомобиль са- мостоятельно либо в неспециализированных станциях технического обслужи- вания, а также вносить изменения в существующее газобаллонное оборудова- ние.


- порядок тушения пожаров на автотранспортных средствах.



В случае, если в Вашем автомобиле произошёл пожар, необходимо немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию).

Далее рекомендуется следующий алгоритм действий: Заглушить двигатель, открыть замок капота.

Открытие крышки капота необходимо осуществлять медленно и осторожно - в случае наличия пламени в подкапотном пространстве, быстрое открытие крышки может спровоцировать резкий приток воздуха и мгновенное развитие пожара. Ре- комендуется также открывать крышку капота с защитой рук перчатками, во из- бежание получения ожога от нагретого металла.

При наличии возгорания в подкапотном пространстве, необходимо воспользо- ваться огнетушителем, которым укомплектован автомобиль (именно поэтому необходимость наличие огнетушителя включена в перечень обязательных требова- ний при прохождении технического осмотра).

Для тушения пожара в подкапотном пространстве, предпочтительнее всего применять огнетушители с огнетушащим веществом класса В и Е – для тушения легковоспламеняющихся жидкостей и электрооборудования. По указанным пара- метрам, наиболее подходящим вариантом будет углекислотный огнетушитель, спо- собный тушить приведённые классы пожаров. Рекомендуется приобретать огне- тушитель массой огнетушащего заряда 2 и более кг, для обеспечения полной ликви- дации пожара.

По возможности, перед тушением пожара рекомендуется отключить клеммы от аккумулятора.

Не следует применять для тушения пожара в подкапотном пространстве воду, с целью исключения замыкания электропроводки, а также увеличения (растекания) поверхности горения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

В случае, если местом загорания в автомобиле стала мягкая обшивка сидений, для локального тушения можно применять воду. При этом следует помнить, что если наполнителем сидений является материал, склонный к тлению (это можно определить по характеру возгорания, горения, тления), пламя следует сбить водой либо накрыть плотной тканью. Если после ликвидации открытого горения водой по- гасить тление не удаётся, его можно ликвидировать только посредством вскрытия обшивки сиденья и механического удаления очага тления (тлеющего наполнителя).

Не стоит приближаться к автомобилю, если возгорание произошло в задней части автомобиля, в районе нахождения топливного бака. Избыток давления паро- воздушной смеси может повлечь за собой разгерметизацию (взрыв) конструкции ба- ка, сопровождающуюся взрывной волной и выбросом горящего бензина, что повлечёт реальную угрозу для жизни и здоровья находящихся рядом людей.

В случае, если возгорание автомобиля произошло в момент его нахождения в за- крытом помещении (гараже), перед осуществлением тушения рекомендуется его выкатить на открытое место. Это позволит избежать более крупного материаль- ного ущерба, а также сведёт к минимуму возможность образования взрывоопасной среды в замкнутом пространстве.

Отдел надзорной деятельности и профмилактической работы (по Березовскому району)


Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления

МЧС России по Ханты – Мансийскому автономному округу


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал