Организация мероприятия поддержана Российским гуманитарным научным фондом



Pdf просмотр
страница1/47
Дата12.02.2017
Размер2.47 Mb.
Просмотров7953
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

УДК 165:008 (058)
ББК 60,56; 73
Ф-51
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Д.И. ДУБРОВСКИЙ
(Институт философии РАН),
доктор философских наук, профессор Ю.Ю. Петрунин
(МГУ им. М.В.Ломоносова).
Философия творчества: материалы Всероссийской научной конференции, 8-9 апреля 2015 г., Институт философии РАН, г. Москва / Под ред. Н.М.Смирновой,
А.Ю.Алексеева. – М.: ИИнтелл, 2015. – 476 с.
ISBN 978-5-98956-009-7
Представлены материалы первой Всероссийской научной конференции «Философия творчества», организованной сектором философских проблем творчества Института философии РАН совместно с Научным советом РАН по методологии искусственного интеллекта (НСМИИ РАН). Конференция стала первым в России (и вторым в Европе) научным мероприятием, специально посвященным философским проблемам творчества. Охвачен широкий спектр проблем - от логической составляющей творческой деятельности до прикладных методик анализа креативности. Философский анализ творчества – не только концептуальная основа междисциплинарного синтеза различных отраслей социально- гуманитарного, естественно-научного и технического знаний, но и когнитивная матрица исследования прикладных аспектов творческой деятельности.
Организация мероприятия поддержана Российским гуманитарным научным фондом (проект РГНФ № 15-03-14116/15).
УДК 100.32
ББК 32.813
Ф-51
ISBN 978-5-98956-009-7
© Авторы, 2015 г.
© Институт философии РАН, 2015 г.
© ООО «ИИнтеЛЛ», 2015 г.
Ф-51

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ФИЛОСОФИЯ
ТВОРЧЕСТВА
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ 8-9 АПРЕЛЯ 2015 Г.,
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН, Г. МОСКВА
Под редакцией доктора философских наук,
профессора Н. М. Смирновой
и кандидата философских наук А. Ю. Алексеева
Составитель: кандидат философских наук Е. А. Янковская
Издательство «ИИнтелл»
Москва, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ
От редакторов
О конференции
10
А.А.Гусейнов
Приветственное слово

23
Н.М.Смирнова
Обращение к участникам конференции

24
А.В. Смирнов
Творчество и логика: к вопросу о концептуализации границы между творческим и нетворческим
25
А.Ф.Зотов
Феноменология творчества — на пути к истокам творческого процесса
31
К.В.Анохин
Мозг, творчество, сознание

45
Т.В.Черниговская
Творчество как предназначение мозга

54
Горохов В.Г.
Философия техники как теория творческой деятельности
64
Н.М. Смирнова
Творчество как процесс созидания новых культурных смыслов 89
В.М. Розин
Творчество как форма жизни личности
и культуры
104
Д.Б.Богоявленская
Природа творчества без мистики

116
В.Г.Кузнецов
Синестезия: восприятие природы и связь с творчеством
135
А. А.Кобляков
Творчество и трансмерные отношения

144
Сиднева Т.Б.
Музыка: границы творчества

164
С.В.Петухов, И.В.Степанян
Фибоначчи-ступенные генетические строи и музыкальная терапия
177
Т.Б. Кудряшова
К вопросу об онтологии творчества: роль памяти и воображения в появлении нового
192
В.Ю.Кузнецов
Проблема творчества и парадокс нового

203
И.А. Бескова
Природа творческого прозрения

207
Е.О. Труфанова
Эскапизм как основа творческой деятельности

222

А.С.Майданов
Принципы и логические схемы мифотворчества

231
Ю.С. Моркина
Поэтический язык как носитель смысла

242
О.А. Зотов
Поэтическое творчество в кельтской традиции. Часть первая. 255
А.А. Ивин
Коллективный разум и социальные образцы как продукт его творчества
273
Горелов А.А.
Л.Н.Толстой о социальном назначении творчества

283
Ю.В. Прокопчук
Психопатология и творчество Л.Н.Толстого

291
М. А. Пилюгина
Особенности интерпретации артефактов культуры и искусства
297
С.А.Филипенок
Личностное знание и творчество

303
Н.Г.Володько
Неявное знание как детерминанта творческого процесса
310
Э.В. Ласицкая
Творческая активность конструирующего субъекта:
эволюционно-эпистемологический подход
317

Ж.М. Заяц
Проблема творчества в культурологическом образовании
325
О.Е.Баксанский
Конвергентные подходы к изучению творческой деятельности
330
С.В. Пирожкова
Предвидение в структуре научного творчества

334
М.А.Шестакова
Проблема творчества в нейроэстетике

342
Э.А. Дейнека
Философские проблемы художественного творчества и нейроэстетики
351
О.Э. Петруня
Творчество и проблема
«демаркации» в компьютерном мире
363
А.В.Савельев
Прошедшее будущее отечественного технического творчества
372
А.Ю.Алексеев, Е.А.Янковская
Феноменология компьютерного творчества:
тест Ады Лавлейс
375
Д.П.Ханолайнен
Компьютер как творческий инструмент

395

М.Д.Терехов
Фреймовый подход в изучении творчества

401
В.Э. Карпов
Имитация творчества: от псевдолитературных произведений к компьютерному кинематографу
408
Т.Пожарев, А.Алексеев
Креативные мультимедиа: физикалистский и менталистский подходы
419
С.В.Лещев
К феноменологии творчества: компьютинг,
интерпретация, цифрофизика
426
В.И.Самохвалова
Творчество: феномен, предпосылки, субстрат и возможности
433
Сведения об авторах

449

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА
10
От редакторов
О КОНФЕРЕНЦИИ
From the Editors
About the Conference
Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Философия творчества» стала заметным событием в жизни нашего философского сообщества.
Это первая в России (и вторая в Европе) конференция, специально посвященная философским проблемам творчества. Ее пленарные и секционные доклады, дискуссии и обсуждения на «Круглом столе» воочию продемонстрировали философскую и когнитивно-научную неисчерпаемость проблематики самого таинственного явления человеческого духа — творчества. Конференция была организована сектором философских проблем творчества Института философии
РАН совместно с Научным советом РАН по методологии искусственного интеллекта (НСМИИ РАН) и поддержана Российским гуманитарным научным фондом (проект РГНФ № 15-03-14116/15).
Тематическая широта конференции — от логической составляющей творческой деятельности до сугубо прикладных аспектов разработки психологических методик анализа ее эффективности — привлекла к участию в конференции не только профессиональных философов, но и широкий круг гуманитариев (психологов, историков, культурологов, музыковедов, архитекторов, музейных работников), а также специалистов в области естественных и компьютерных наук. Философский анализ творчества стал не только концептуальной основой междисциплинарного синтеза различных отраслей естественно-научного и социально-гуманитарного знаний, но и когнитивной матрицей исследования его сугубо прикладных аспектов.
Участники конференции представляли разнообразные научные организации не только академических структур (Институт философии РАН, НИЦ «Курчатовский институт», Институт машиноведения РАН им. А.А.Благонравова), но и профильные кафедры высших учебных заведений (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет,
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Российский государственный лингвистический университет, Московский государственный институт культуры, Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского, Нижегородская государственная консерватория им. М.И.
Глинки, Ивановский государственный химико-технологический университет,
Волгоградский государственный социально-педагогический университет) и другие предприятия и учреждения культуры. В работе конференции приняли участие и ученые из Чехии и Сербии. Состоявшийся в рамках конференции совместный диалог заложил основы процесса кристаллизации общего языка междисциплинарного сотрудничества в изучении одного из наиболее

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА
11
существенных (конститутивных) проявлений человеческого духа — феномена творчества.
Главным научно-теоретическим итогом конференции явилось определение векторов проблемного поля в междисциплинарном исследовании феномена творчества, кластера его наиболее значимых дискуссионных проблем и
— не в последнюю очередь — кристаллизация языка междисциплинарного исследования — набора базовых когнитивных метафор в изучении творчества и их значений в различных исследовательских контекстах. Программный комитет конференции исходил из презумпции того, что одно и то же понятие
(метафора), будучи встроенным новый дисциплинарный контекст, претерпевает определенный «сдвиг значений», часто остающийся в «слепом пятне» самого исследователя, но требующий рефлексивного внимания методолога.
Креативная эвристика («нащупывание» точек роста) в исследовании творчества в междисциплинарном контексте обусловила гибкость и многообразие организационных форм презентации исследовательского материала. Работа конференции проходила как в формате Пленарных и секционных докладов (с последующей дискуссией), так и свободного обсуждения в формате Круглого стола. В составе конференции успешно работала и молодежная секция, что позволило нашим аспирантам и молодым ученым свободно обмениваться мнениями без оглядки на профессиональную взыскательность философских мэтров.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор
Института философии РАН, академик РАН А.А.Гусейнов. Пожелав нам успешной работы, он озвучил и методологически важное предостережение, смысл которого (в нашем понимании) сводится к следующему: не следует стремиться к исчерпывающему аналитическому «расчленению» творчества — тому, чтобы
«разъять алгеброй гармонию», — в противном случае исток и тайна феномена творчества ускользнут от нас. Руководствуясь этим предостережением, участники конференции в исследовании творчества стремились исходить из того, что изучение тайны творчества требует особой когнитивной осторожности.
Использование формализованных методов анализа (теста Тьюринга и т.п.), конечно же, необходимо, но при этом всегда следует помнить, ради решения каких именно конкретных задач они используются и каковы когнитивные пределы их экстраполяции на более широкий комплекс проблем творчества как целостного феномена. Гамлетовское «в небе и земле сокрыто большее, чем снится нашей мудрости, Горацио!» в полной мере оправдано и в постижении тайны творчества.
Работу Пленарного заседания Первой всероссийской научно-практической конференции «Философия творчества» открыл член-корреспондент РАН, д.ф.н., проф., заведующий сектором философии исламского мира, а ныне директор
Института философии РАН А.В.Смирнов. В докладе «Творчество и логика: к вопросу о концептуализации границы между творческим и нетворческим» он предложил рассматривать творчество как задание границ, то есть способов формировать

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА
12
осмысленность мира. Подобное понимание творчества размывает жесткость противопоставления формальной логики и и логики естественного языка, без которого невозможно повседневное общение и человеческое взаимопонимание.
Тайна творчества — это область свободы и производства смыслов. Докладчик отметил когнитивные пределы интерпретации аристотелевской логики как чисто формальной, указав, что у Аристотеля предполагается нечто, без чего его логика была бы просто невозможна, а именно: творческое задание границ осмысленности. Он убедительно продемонстрировал, что сами способы задания границ, определяющих творческую составляющую человеческого мышления, существенно разнятся от культуры к культуре. Это, на наш взгляд, задает когнитивный статус понятия творчества не только как основополагающего концепта философии сознания, но и — с необходимостью — философии культуры. «Относительность к культуре» методологически означает, что изучение творчества следует осуществлять в координатах определенных культурных универсалий, абстрагирование от которых имеет строго очерченные когнитивные пределы, которые должны оставаться под рефлексивным контролем методолога.
Обращаясь к проблеме истоков и сущности творчества в своем докладе
«Феноменология творчества: на пути к истокам творческого процесса» д.ф.н., заслуженный профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
А.Ф.Зотов показал, что, хотя истоки творческой деятельности следует искать в процессах антропосоциогенеза, творчество в собственном смысле слова есть история творческой деятельности человека во всём многообразии ее разновидностей и проявлений. Соответственно, история творчества — это компонент истории культуры, а знание истории творчества — это описание жизни и деятельности всех субъектов творчества, то есть материалы о жизни и деятельности людей, занятых во всех видах деятельности по созданию и развития культуры. Именно поэтому мы нуждаеися в создании своего рода
«Энциклопедии творчества», аналогичной французской «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» Д’Аламбера.
Относительно новый — нейрофилософский — подход к анализу творчества был представлен в пленарных докладах заведующей лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и социально- гуманитарных наук Санкт-Петербургского университета, д.ф.н., д. биол. н., Т.В.
Черниговской и член-корр. РАН, доктора медицинских наук, руководителя отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт» К.В. Анохина. С позиций современного уровня нейробиологических исследований Т.В. Черниговская подвергла аргументированной критике устаревшие представления о (право-лево)
полушарной асимметрии мозга, препятствующие исследованию творчества как целостного феномена, и наметила когнитивные контуры его междисциплинарного анализа на основе современных представлений о конвергенции естественных и социально-гуманитарных наук. Она обратила внимание, что для философского исследования творчества нам интересен когнитивный путь и стиль, а не локализация функции в конкретном отделе мозга. В случае с музыкой, например,

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА
13
речь идет не просто о том, как и где «звучит флейта в мозге», а об ином видении мира.
Музыка — совершенно особенный язык, у нее своя особая семантика: когда мы изучаем музыку, мы изучаем другое кодирование мира. Кроме того, образ жизни, подчеркнула докладчица, накладывает на мозг физический отпечаток. Потому что нет и не может быть в принципе универсального алгоритма для решения творческой задачи. Для реализации творческого потенциала необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок.
К.В. Анохин же представил результаты новейших исследований сложнейших когнитивных структур мозга, «ответственных» за память и творческое мышление.
Он показал, что мозг и разум представляют собой особые типы гиперсети.
Математически, гиперсеть обобщает понятие сетей — гиперграф и состоят из специальных геометрических структур, описываемых в топологической алгебре как реляционный симплекс или гиперсимплексы. Основание гиперсимплекса содержит множество элементов одного уровня, а его вершина образуется описанием их отношений и приобретает интегральные свойства, делающие ее элементом сети более высокого уровня. Разум можно представить как гиперсеть мозга, которая состоит из элементов более нижней сети, объединенных реляционными свойствами, дающими качественно новые вершины в этой гиперсети. Разум — это структура, которая сохраняется в памяти. А сознание, мышление, эмоции и творчество — это динамика, движение по этим структурам.
Но для характеристики собственно творчества докладчик выделил и еще один важный компонент. Если мышление, эмоции, восприятие могут двигаться по уже проложенным дорогам, то творчество является процессом, который формирует новую структуру. Творчество создает новые узлы в этой системе, новые связи между ними. Под влиянием творчества, генеративных и селективных процессов происходит формирование гиперсети мозга.
Главный научный сотрудник Института философии РАН. д.ф.н. В.И. Аршинов показал, что парадигмальной рамкой исследования творческих процессов могут служить ныне широко разрабатываемые междисциплинарные представления о сложности (complexity). Он подчеркнул необходимость «погружения» проблематики творчества и инновационной деятельности в контекст (пост)
неклассической парадигмы сложностности, в рамках которой реализуется процесс конвергенции естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Докладчик обратил внимание на то, сколь важное значение в «мышлении в сложностности» (thinking in complexity) имеет когнитивный статус квантовой механики с присущим ей квантовым наблюдателем — прототипом концепта
«наблюдатель сложности». Восходящие к (пост)неклассической рациональности, они демонстрируют свою эвристичность применительно к изучению сетевого взаимодействия великого множества факторов, совокупно детерминирующих творческий процесс.
Продолжая дискуссию, зав. кафедрой философии и методологии науки философского факультета Московского государственного университета им.
М.В. Ломоносова д.ф.н., проф. В.Г. Кузнецов подверг анализу синестезийные

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА
14
характеристики творчества, раскрыл их природу и формы проявления. В свою очередь, зав. сектором междисциплинарных проблем научно-технического развития д.ф.н., проф. В.Г. Горохов усмотрел в философии техники основы всеобщей теории творчества, продемонстрировав сказанное на примере анализа творческого наследия Энгельмеера. Ведущий научный сотрудник
Института философии РАН д.ф.н. В.М. Розин в докладе «Творчество как форма жизни личности и культуры» проанализировал социокультурные и личностные предпосылки творчества на основе представлений о мышлении как творческом процессе.

Докладчик связывает с творчеством наличие креативной личности, открытие нового (новой реальности, закона и пр.), изобретение, социальную оценку, наконец, жизнь творчеством. Четыре первых особенности творчества иллюстрируются на материале реконструкции творчества Э.Сведенборга, а последняя - материале проблематизации природы и тайны музыки. Тема музыкального творчества обрела дальнейшее развитие в докладе декана композиторского факультета
Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского проф.
А.А. Коблякова. Он продемонстрировал живые образцы «проверки алгеброй гармонии»: релевантность математики для изучения процессов музыкального творчества композитора. В унисон его рассуждениям о природе музыкального творчества и значении категории «граница» для музыкального теоретика прозвучал доклад проректора Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, заслуженного работника высшей школы, д.ф.н., проф. Т.Б.
Сидневой. Из него следует, что само понятие границы, к которому апеллировал
А.В. Смирнов, представляет собой самостоятельную методологическую проблему и требует концептуального прояснения, во всяком случае, в контексте философии музыки. Изучение музыки, осознанной как квинтэссенция опыта границы (во всей полноте ее функциональных форм), не только открывает дальнейшие пути к пониманию специфики искусства звуков, но и дает новые обоснования множественности и эвристической открытости художественного творчества в целом.
Доклад вице-президента Российского психологического общества, д.психол. наук Д.Б. Богоявленской «Компьютерное моделирование творчества: противоречия и парадоксы» содержал критическую оценку современных методов исследования творчества. Отметив бытующее смешение понятий творчества и креативности, докладчица указала на необходимость их различать: творчество следует соотносить с процессом, тогда как креативность — со способностью, определяемой по критериям гибкости и оригинальности. Докладчица признала, что имеющиеся методы исследования творчества не могут быть формализованы, следовательно, реализованы в компьютерных программах: на этапе инкубации доминирует бессознательное, а оно не поддается моделированию. Еще более сложно формализовать высшие формы творчества, требующие учета мотивационной структуры личности. Иное дело — креативность как дивергентное мышление по критериям беглости (число ответов), гибкости (изменение аспекта) и

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА
15
оригинальности (ключевой показатель креативности). В пользу такого различения говорит и тот факт, что зафиксированы высокие показатели креативности у детей, еще не умеющих выделять существенный признак, или у людей со сниженным интеллектом, но высоким уровнем мотивации, которые свидетельствуют скорее о компенсаторных механизмах и психологической защите.
Старший научный сотрудник, зам. зав. сектором теории познания
Института философии РАН к.ф.н. Е.О. Труфанова проанализировала опыт эскапизма как условия, способствующего наиболее продуктивной реализации творческого потенциала человека. Она убедительно показала, что нередко именно ограничение комплекса социокультурных воздействий на творца способно активизировать его творческий потенциал, в условиях привычной повседневности нередко расходуемый на решение рутинных, нетворческих задач. К.ф.н., доцент МГУ им. М.В. Ломоносова В.Ю. Кузнецов привлек внимание слушателей к «парадоксу нового» в процессе творчества: если новое возникает из рекомбинации «старого», то можно ли его считать новым? Если же «новое» эмерджентно, то каковы его истоки? Проблемы конвергентного подхода к изучению творчества рассмотрены в докладе в.н.с. ИФ РАН, д.ф.н., проф. О.Е.
Баксанского. Докладчик апеллировал к понятию творчества как конвергентной комбинации взаимодействия сознательных и бессознательных психических структур. Он обратил внимание на эмерждентность «субъективно нового», принципиально не выводимого из начальных условий. Основное внимание докладчик уделил анализу творчества в конвергентных NBICS-технологиях.
Отметив, что конвергентные технологии открывают огромные потенциальные возможности и перспективы для развития всего человечества, докладчик очертил угрозы и социально-экономические риски, с нею связанные.
Презентацией новой коллективной исследовательской программы
«Эпистемология креативности» (2015 г.) стали доклады сотрудников вновь образованного сектора философских проблем творчества Института философии
РАН. В моем собственном докладе (зав. сектором философских проблем творчества д.ф.н. проф. Н.М. Смирновой) «Творчество как процесс созидания культурных смыслов» очерчены когнитивные контуры исследования понятия творчества в междисциплинарном контексте, эксплицирован эвристический потенциал такого подхода и его когнитивные границы. В частности, предпринята попытка показать взаимоотношение собственно философского и естественно-научного понимания творчества в контексте определенных исследовательских программ. В этой связи осуществлено размежевание с расширительной трактовкой творчества как самоорганизации (формообразования) в природе (синергетика первого порядка) как в принципе неинтенциональной. Последняя либо вовсе элиминирует проблему субъекта творческой деятельности (кто творит?), сосредотачиваясь лишь на ее результате, либо (сама того не желая) фактически отдает ее «на откуп» демону креационизма (бог творит) и/или пантеизма (natura naturens). В докладе Н.М. Смирновой развернуто аргументированное понимание творчества как исключительно человеческого действия, направленного на созидание новых


Каталог: uplfile -> root -> biblio


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал