Образовательная программа «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий»



Скачать 39.73 Kb.
Дата14.02.2017
Размер39.73 Kb.
Просмотров470
Скачиваний0
ТипОбразовательная программа

Мулакова С.Н. Общеобразовательная программа «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий»

Пояснительная записка.

Актуальность. Мудрая индийская пословица гласит: «Шахматы - это океан, в котором и слон искупается и комар напьется». Действительно, шахматы по неисчерпаемости и бесконечности своих возможностей напоминают огромный океан.

Вот уже более полутора тысяч лет радует эта прекрасная игра людей, считаясь одной из самых распространенных игр современности. Ее воспевали Омар Хаям и Фирдоуси, Шекспир и Сервантес, Вольтер и Гете, Толстой и Тургенев, Стефан Цвейг и Набоков...

Дивен парадокс этой игры: возникнув как символическое отображение войны - наибольшей трагедии в жизни людей, общества, она за века своего существования превратилась в олицетворение их мудрости и братства, завоевала популярность на всех континентах планеты.

Достойны восхищения и выдающиеся мастера шахмат, гении, олицетворяющие все лучшее, чего достигла шахматная мысль, и стремящиеся своей деятельностью еще выше поднять авторитет игры в обществе, в мире.

Сегодня становится все более очевидной польза шахмат для молодого человека, для развития его интеллекта, воли, характера, для эстетического воспитания. Вот почему во многих странах игра эта вводится в систему школьного образования.

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, обучение игре в шахматы способно придать образовательному процессу активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию обучающихся. Занятия многообразны по своей форме - помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику. Учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.



Новизна программы стоит в том, что реформа начальной школы изменила приоритеты целей обучения. На первый план была выдвинута развивающая функция обучения, в значительной степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и наиболее полное раскрытие его способностей. Обучение шахматам проводится с использованием компьютерных технологий. Отвечая на зов времени, возможно участие детей в шахматных соревнованиях через Интернет.

Данная программа на сегодняшний день очень актуальна, так как Ханты - Мансийский автономный округ является одним из центров развития шахматного образования в России. Ребята могут разбирать партии лучших мастеров, получая от этого огромное эстетическое удовольствие, но быть грамотными шахматными болельщиками.



Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа обеспечивает становление личности ребенка, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Обучение игре в шахматы - не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.

Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на свойственные детям каждой возрастной группы возможности и потребности - действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств как усидчивость, внимательность самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др.

Данная программа составлена на основе программы «Шахматы - школе» (авт.И.Г.Сухин), рекомендованная Министерством образования РФ.

Отличительной особенностью программы является введение дополнительных часов на проведение шахматных турниров, где учащиеся, играя друг с другом, совершенствуют свои навыки и умения шахматной игры.

Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы, направленное на формирование гармоничной и творчески активной личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с историей шахмат;

- дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;

- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

- научить уважать соперника.



Развивающие:

- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы - 8-13 лет.

Программа рассчитана на 36 учебных недель, 144 часа в год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в соответствии с расписанием. Занятия многообразны по своей форме - помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных и международных турнирах партий.

Ожидаемый результат.

В конце первого года обучения обучающиеся должны:

знать:

- историю происхождения шахмат;

- шахматные фигуры, их ценность;

- правила игры и турнирного поведения;

- основы тактики и стратегии;

- владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля.



уметь:

- применять полученные теоретические знания на практике;

- записывать партии;

- активно применять в своей игре тактические приемы;

- видеть и осознавать свои ошибки;

- знать нормы этикета при игре в шахматы.



В конце второго года обучения обучающиеся должны:

знать:

- историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

- иметь представление об организации шахматных соревнований;

- как разыгрываются основные дебюты и окончания;

- правила этикета при игре в шахматы.

уметь:

- уверенно владеть тактическими приемами, стараться их сочетать;

- строить и стараться реализовывать свои стратегические планы;

- с удовольствием играть в шахматы, участвовать в соревнованиях, различных мероприятиях, стремиться узнавать новое;

- выполнять правила этикета при игре в шахматы;

- осознавать свои ошибки, видеть ошибки соперника;

- самостоятельно оценивать позицию - преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий.

В конце третьего года обучения обучающиеся должны:

знать:

- историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов;

- как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеет в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов;

уметь:

- разбираться в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства;

- самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами;

- уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать;

- строить и реализовывать стратегические планы, читать планы противника;

- участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься самостоятельно;

- следовать правилам этикета без напоминаний, не бояться признать свое поражение;

- осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться использовать ошибки соперника.



Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

№ п/п

Форма

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1.

Шахматные турниры школьного уровня.

+

+

+

2.

Доклады.

+

+

+

3.

Сеансы одновременной игры.

+

+

+

4.

Беседы с фронтальным опросом.

+

+

+

5.

Конкурсы по решению шахматных задач.

+

+

+

6.

Зачеты.




+

+

7.

Олимпиады.




+

+

8.

Районные, окружные соревнования.




+

+

Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

- вопросы по теории и истории шахмат;

- игру с руководителем объединения;

- соревнование, в котором участвуют все обучающиеся.



Данные по уровню усвоения программы обучающимися заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

Учебно-тематический план (первый год обучения)

п/п

Название темы

Теория

Практика

Всего

1

1.Вводное занятие.

2

-

2

2-3

2.Шахматы - спорт, наука, искусство.

4

-

4

4-8

3.Шахматные фигуры. Ценность фигур.

4

6

10

9-16

4.Шахматная нотация.

6

10

16

17-24

5.Правила игры.

6

10

16

25-32

6.Тактика игры.

6

10

16

33-40

7.Стратегия игры.

6

10

16

41-48

8.Эндшпиль.

6

10

16

49-56

9.Дебют.

6

10

16

57-63

10.Конкурсы решения задач, этюдов.

4

10

14

64-70

11.Шахматные турниры.

2

12

14

71

12.Аттестация обучающихся.

1

1

2

72

13.Итоговое занятие.

2

-

2




Итого:

55

89

144

Содержание программы первого года обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

Тема 2. Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

Тема 3. Шахматные фигуры. Ценность фигур. Обозначение шахматных фигур. «Стоимость» фигур в пешках. Сравнительная ценность фигур.

Тема 4. Шахматная нотация. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей. Запись «неподвижной шахматной позиции». Краткая и полная нотация. Запись шахматной партии из начального положения.

Тема 5. Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

Тема 6. Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Разбор специально подобранных позиций. Решение тематических этюдов.

Тема 7. Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур. Выбор плана, централизация. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Тема 8. Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Решение задач.

Тема 9. Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий. Анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

Тема 10. Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Тема 11. Шахматные турниры. Правила проведения шахматных турниров. Шахматные турниры между обучающимися. Шахматные турниры между обучающимся и педагогом.

Тема 12. Аттестация обучающихся.

Тема 13. Итоговое занятие. Подведение итогов. Планы на следующий год.

Учебно-тематический план (второй год обучения)

п/п

Название темы

Теория

Практика

Всего

1

1.Вводное занятие.

2

-

2

2-3

2.Шахматы - спорт, наука, искусство.

4

-

4

4-11

3.Тактика игры.

6

10

16

12-19

4.Стратегия игры.

6

10

16

20-27

5.Эндшпиль.

6

10

16

28-35

6.Дебют.

6

10

16

36-43

7.Миттельшпиль.

6

10

16

44-51

8.Конкурсы решения задач, этюдов.

6

10

16

52-60

9.Сеансы одновременной игры.

2

16

18

61-70

10.Шахматные турниры.

2

18

20

71

11.Аттестация обучающихся.

1

1

2

72

12.Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

49

95

144

Содержание программы второго года обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

Тема 2. Шахматы - спорт, наука, искусство. История шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.

Тема 3. Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Разбор специально подобранных позиций. Решение тематических этюдов.

Тема 4. Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Тема 5. Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Решение задач.

Тема 6. Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий. Анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

Тема 7. Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Тема 8. Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Тема 9. Сеансы одновременной игры. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором партий.

Тема 11. Шахматные турниры. Правила проведения шахматных турниров. Шахматные турниры между обучающимися. Шахматные турниры между обучающимся и педагогом.

Тема 12. Аттестация обучающихся.

Тема 13. Итоговое занятие. Подведение итогов. Планы на следующий год.

Учебно-тематический план (третий год обучения)

п/п

Название темы

Теория

Практика

Всего

1

1.Вводное занятие.

2

-

2

2-3

2.Шахматы - спорт, наука, искусство.

4

-

4

4-13

3.Тактика игры.

6

14

20

14-23

4.Стратегия игры.

6

14

20

24-33

5.Эндшпиль.

6

14

20

34-43

6.Дебют.

6

14

20

44-53

7.Конкурсы решения задач, этюдов.

4

16

20

54-63

8.Сеансы одновременной игры.

2

18

20

64-70

9.Шахматные турниры.

2

12

14

71

10.Аттестация обучающихся.

1

1

2

72

11.Итоговое занятие.

2

-

2




Итого:

41

103

144

Содержание программы третьего года обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

Тема 2. Шахматы - спорт, наука, искусство. История шахмат. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. Сильнейшие шахматисты современности. Основы судейства.

Тема 3. Тактика игры. Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля. Комбинирование приемов. Разбор специально подобранных позиций. Решение тематических этюдов.

Тема 4. Стратегия игры. Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек - основа позиции. Взаимодействие сил. Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Тема 5. Эндшпиль. Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Решение задач.

Тема 6. Дебют. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор дебютного репертуара. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий. Анализ партий известных шахматистов.

Тема 7. Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Тема 8. Сеансы одновременной игры. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором партий.

Тема 9. Шахматные турниры. Правила проведения шахматных турниров. Шахматные турниры между обучающимися. Шахматные турниры между обучающимся и педагогом.

Тема 10. Аттестация обучающихся.

Тема 11. Итоговое занятие. Подведение итогов.

Методическое обеспечение образовательной программы.

В зависимости от дидактических целей используются различные типы и формы занятий.

1. Вводные, организационные занятия проводятся в начале года. На этих занятиях педагог знакомится с детьми, определяет основные цели и задач года, пробуждает интерес к шахматам, раскрывая практическую значимость полученных знаний. Ребята знакомятся с правилами техники безопасности. Такие занятия проводятся в форме беседы.

2. Занятия изучения нового материала целиком посвящается изучению нового, достаточно большого по объему и сложного материала, требующего серьезной глубокой проработки. Это лекционная форма проведения занятий.

3. Занятия формирования (совершенствования) умений направлены на формирование специфических для шахмат умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закреплением и применением. Формой такой деятельности на этих занятиях является практическая работа (игра, решение практических заданий, разбор и разыгрывание специально подобранных позиций, компьютерные упражнения и игры).

4. 3анятия проверки и учета знаний проводятся в заключении серии занятий по многочасовым темам. Основные формы - это фронтальная беседа,

сеансы одновременной игры, шахматные турниры. Со второго года обучения вводится такая форма, как зачет, который включает в себя:

- вопросы по теории и истории шахмат,

- игру с руководителем кружка,

- соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

5. Занятия повторения в процессе обучения проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место почти на каждом занятии.

Наибольшее распространение в практике работы кружка получило комбинированное занятие. Данное занятие имеет несколько дидактических целей и включает все структурные элементы. Закрепление знаний на комбинированном занятии проводится по ходу изучения нового материала.

В работе используются следующие приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

1. Приемы: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.

2. Методы: информационно-репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, частично-исследовательский, поисковый.

Для реализации программы используются следующие средства в т.ч. и технические:

1. Комплекты шахматных фигур с досками - 10 шт.

2. Доска демонстрационная самодельная с комплектом фигур на магнитах - 1шт.

З.Часы шахматные - 1 шт.

4. Дидактический материал с упражнениями по изучаемому материалу.

5. Фонд литературы по предмету, библиотечка юного шахматиста с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;

6. Компьютеры - 8шт.

7. Специализированный программный комплекс «Шахматное образование», в который входят более 300 уроков и 5000 теоретических примеров и упражнений.

8. Интернет-версия имеет возможность два раза в неделю принимать участие в аудио лекциях и семинарах, проводимых тренерами и методистами из Москвы.

9. Шахматный портал ХМАО-Югры (http: // chesshmao.ru).

Список используемой литературы.

1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985.

2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М., 1986.

3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994.

4. Журнал «64» - М., 1983-2004.

5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - М., 1980.

6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. - Казань: Мастер Лайн,2000.

7. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997.

8. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981.

9. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. - М. :Воениздат, 1992.

10. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР»,1997.

11. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.:Наука,1983.



12. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975.


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал