Михаил блинкин, ординарный профессор национального исследовательского университета



Pdf просмотр
Дата11.02.2017
Размер1.92 Mb.
Просмотров434
Скачиваний0

МИХАИЛ БЛИНКИН,
ОРДИНАРНЫЙ ПРОФЕССОР НАЦИОНАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

ПУТИ РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ
СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА.
МОСКВА, ИЮНЬ 2015 ГОДА


Диагностика человека и города
Человек
Рост
Вес
Росто-весовой индекс
Температура
Артериальное
давление
Город
Площадь
Население
Уровень автомобилизации
Доля улиц и дорог в застроенной
территории
Площадь улиц и дорог в расчете на
1 автомобиль

Классификация городов мира по приспособленности к
автомобильной мобильности

Количество
автомобилей на 1000
жителей
Квадратных метров улиц и дорог на душу населения
10-20
50-100
125-175
Квадратных метров улиц и дорог на 1 автомобиль (
s
v
)
До 200
80
Сингапур
(ε ≈0,15)
200-300
25-50
Города РФ
(ε ≈0,1)
300-400
80-150
Города Западной
Европы
(ε ≈0,25)
400-500
500-600
150-250
Города Северной
Америки
(ε ≈0,33)
600-800

ε - доля застроенной территории города, отведенная под улицы и дороги

Высшая школа экономики, Москва, 2013
Без мощного «фазового перехода»
от нынешнего уровня 0,07-0,1 к нормальному 0,20-0,25 мы
стояли и стоять будем. Возможен ли такой переход?
0
100
200
300
400
500
600
700
800
900
1000
0

0,
02

0,
04

0,
06

0,
08

0,
1

0,
12

0,
14

0,
16

0,
18

0,
2

0,
22

0,
24

0,
26

0,
28

0,
3

0,
32

0,
34

Достаточный уровень развития УДС
ε = 0,08
ε = 0,25
Для достижения хотя бы самого скромного «автомобильного счастья»
требуется мощный «фаховый переход» от нынешнего уровня ε = 0,08-0,1
к ε > 0,25 (или от s
v
≈ 30 к s
v
≈ 100) . Возможен ли такой переход? Увы…


Высшая школа экономики, Москва, 2013
Вывод: «фазовый переход» от нынешнего состояния к самому
скромному «автомобильному счастью» нереален ни по
деньгам, ни по территориальным ресурсам…
Прирост
s
v

на 1 м
2
в российских городах с населением от 1 млн. жителей при нынешнем автомобильном парке и в строительных ценах 2014 года обойдется не менее 40 млрд. рублей.
Задача обеспечения устойчивой (или хотя пристойной!) городской мобильности посредством дорожного строительства
(то есть «методом грубой силы») неразрешима …
Ахиллес дорожного строительства никогда не догонит черепаху автомобилизации.

Высшая школа экономики, Москва, 2014

Это не значит, что городам не надо заниматься
развитием улично-дорожной сети…
Строить-то необходимо, но при этом требуется…
проведение тщательного планировочного и трафикового расчета с применением самого
изощренного моделирования.
Иначе получается «самый дорогой способ перемещения затора со старого места – на новое!»
… четкое понимание, что никакое дорожное строительство не спасет город от
«непопулярных» мер.
Это понимание должно иметь место, как у городских властей, так и у самой
широкой общественности.
Крайне опасно проиграть эту площадку блогерам из числа автомобильных
демагогов!

Высшая школа экономики, Москва, 2014


Какую транспортную политику диктуют
пространственные ограничения?
В просторных городах американского типа с мощной двухконтурной УДС возможна
«проавтомобильная» транспортная политика.
Идеи ухода от автомобильной зависимости диктуются здесь гуманитарными и
экологическими соображениями.
В городах европейского типа господствует взвешенная, сбалансированная транспортная
политика «достаточного предложения и управления спросом».
В городах российского типа нет выбора, здесь необходима самая жесткая транспортная
политика: максимальное внимание общественному транспорту + АНТИстимулирование
автомобильных поездок. Отказ от такой политики приведет к транспортному коллапсу …

Высшая школа экономики, Москва, 2013
Идеология преобразований.
Рецепт №1: True Cost to Own …
Спрос на ежедневные автомобильные поездки диктуется их дешевизной; он
подобен спросу на бесплатное пиво…
Управление спросом. Управление транспортным поведением…
Ключевой ответ из трех букв –
True Cost to Own (TCO),
или цена владения
автомобилем


Регулирование парковочного режима – это очень старая
история…
Каждый, чья припаркованная колесница затруднит
проезд по царской дороге, подлежит смертной казни.
Насаженная на кол голова казненного должна быть
выставлена у фасада его дома.
Из закона царя Синаххериба

(705-680 до н.э.)

“That anyone parking a chariot so as to obstruct the royal road
should be put to death with his head impaled on a pole in front
of his house”
Quotation from King Sinahherib’s law (705-680 B.C)


Древне-ассирийское понятие «царская дорога» имело примерно тот же смысл, что и современный термин
«магистральная дорога общего пользования».
Количество экипажей домохозяйств сопоставимо
с численностью населения. Распространенность
таких экипажей и условия их эксплуатации
сталкиваются с неизбежными
пространственными ограничениями.

Освоение мирового опыта: в Москве произошла «парковочная
революция»; был отменен режим free parking…
Москва 2012
Москва 2014
Обложка знаменитой монографии
Дональда Шупа «Высокая цена
бесплатной парковки».
Русское издание этой книги уже
вышло…

Высшая школа экономики, Москва, 2013
Управление спросом: первые шаги российских городов
на пути к нормальному “road pricing”

В российском федеральном законодательстве должен быть декларирован
стандартный для современной мировой практики принцип: свобода перемещений, а
также свобода доступа к территориям общего пользования распространяется
на физических лиц, но не на принадлежащие этим лицам транспортные средства.

Первый шаг в этом направлении уже сделан: новая редакция статьи 21
Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» сформулирована с
учетом наших рекомендаций:
«парковочные места в границах населенных
пунктов предоставляются на возмездной или безвозмездной основе по решению
собственника соответствующей дороги».
Зоны платного паркинга появились в ряде российских городов, вызвав резкое общественное
неприятие…

Полное меню ограничительных мер (сингапурский опыт
выделен красным шрифтом)
Регулирование количества автомобилей в городе
Регулирования интенсивности использования
автомобилей
Квотирование прироста
автомобильного парка

Увеличение цены владения
автомобилем
Административные
меры
Фискальные меры

Регистрация автомобиля по
факту наличия законного
места для резидентной
парковки
Чувствительно высокая
цена сбора за регистрацию
автомобиля
Организация зон
ограниченного
автомобильного
пользования
Чувствительно высокая ставка
акциза на моторные топлива

Аукционнный розыгрыш
ваучеров на право покупки
автомобиля


Чувствительно высокая
ставка акциза на
автомобиля

Лимитирование
использования
автомобилей по
календарному
признаку (четные-
нечетные дни и т.п.)
Дифференцированные и
чувствительно высокие
парковочные тарифы

Лотерей розыгрыш
ваучеров на право покупки
автомобиля

Дифференцированные и
чувствительно высокие
ставки транспортного
налога

Лимитирование
использования
автомобилей по
периодам суток
Инструменты “road pricing”, в
том числе: покилометровые
платежи,
дифференцированные по
уровням загрузки УДС;
платные дороги, платный
въезд; сборы за владение
автомобилем в центре города

Higher School of Economics, Moscow, 2014


Общественный транспорт – то же очень старая история. «Формула
изобретения» была представлена более 350 лет назад и остается
чрезвычайно актуальной сегодня…


… “Les carrosses devaient toujours suivre le même itinéraire
et devaient respecter les horaires fixés, les départs ayant lieu tous
les demi-quarts d'heures de leur terminus même si ceux-ci étaient
vide. Les passagers devaient payer leur place cinq sols…”

… «общедоступные пассажирские кареты всегда
должны следовать по одному и тому же маршруту и должны
соблюдать сроки отправления от остановочного пункта
каждую половину и четверть часа, даже если карета остается
пустой. Пассажиры должны платить пять су…»

Из беседы Паскаля с герцогом д’ Роанне
(осень 1661 года)
Герцог д’ Роанне с согласия короля Людовика XIV учредил
акционерную перевозочную компанию и 18 марта 1662 года
в Париже был открыт первый маршрут общественного
транспорта.
В 2012 году отмечалось 350-летие общественного транспорта.

Blaise Pascal
(1623

1662)

Конкретизация рецепта…

Обновление парка подвижного состава…
Интеграция всех видов общественного транспорта: по маршрутной сети, расписаниям, пересадочным узлам. Реформирование маршрутной сети. Возращение трамвая.
Обособленные полосы (Right-of-Way).
Развитие транспортных систем, заполняющих промежуточную нишу между метрополитеном и традиционными видами НГПТ (прежде всего, LRT)
Перевод всего НГПТ (включая «маршрутки» или Jitneys) на схему централизованного заказа по брутто-контрактам. Учет транспортной работы по GPS (ГЛОНАСС) -трекам)
Единое тарифно-билетное меню, адаптированное к характерным сегментам спроса на перевозки. Высокотехнологичная системы оплаты проезда: транспортные карты, банковские карты с транспортными приложениями…
Комфортная информационная среда для пассажира, создающая возможность для использования эффективных мультимодальных маршрутов, в том числе – приложения, табло с онлайн - информацией на остановочных пунктах НГПТ...



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал