Логистические процессы и морские магистрали



Pdf просмотр
страница1/2
Дата03.03.2017
Размер1.06 Mb.
Просмотров475
Скачиваний0
ТипОбзор
  1   2

Logistics Processes and Motorways of the Sea II

Page 1 of XX
Inception Report
ENPI 2011 / 264 459
Проект осуществляется
Egis International / Dornier Consulting
Проект финансируется
Европейским Союзом
Логистические процессы и морские магистрали
II
Обзор страны


УЗБЕКИСТАН




Май
2012
г.



Логистические процессы и морские магистрали
II

«LOGMOS»
Обзор страны
Узбекистан стр.
1 из
42
СОДЕРЖАНИЕ

1
ВВЕДЕНИЕ
.......................................................................................................................................... 6
2
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
.......................................................................... 8
3
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА
.......................................................... 10
4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И

ТРАНЗИТА
........................................................................................................................................ 14
5
ИНВЕСТИЦИИ В ТРАНСПОРТНО
-
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР

УЗБЕКИСТАНА
.................... 16
6
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
.......................................................................................................... 17
6.1
З
АДАЧИ РЫНКА
.............................................................................................................................. 17
6.1.1
Национальная торговля: экспорт и импорт
.............................................................. 17
6.1.2
Торговые партнеры в регионе ТРАСЕКА
................................................................... 21
6.2
З
АДАЧИ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА БАЗЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
................................... 26
6.2.1
Система портов и морские линии
............................................................................... 26
6.2.2
Наземные перевозки: железнодорожный транспорт
................................................ 32
6.2.3
Наземные перевозки: автомобильный транспорт
................................................... 35
6.3
У
ПРОЩЕНИЕ ТОРГОВЛИ И ТРАНЗИТА
.............................................................................................. 38
6.3.1
Общий обзор
................................................................................................................... 38
6.3.2
SWOT анализ
................................................................................................................... 40
7
ПИЛОТНЫЕ
-
ПРОЕКТЫ, ОТОБРАННЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТОВ ММ

I И МЛЦ
....................... 42


Логистические процессы и морские магистрали
II

стр.
2 из
42
Узбекистан
«LOGMOS»
Обзор страны
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ

Таблица 1: Двусторонние соглашения со странами
- бенефициарами «L
OGMOS» ............................ 11
Таблица 2: Многосторонние соглашения со странами
- бенефициарами «LOGMOS»
........................ 13
Таблица 3: Проекты, осуществляемые в Узбекистане при поддержке МФО
...................................... 16
Таблица 4: Распределение торговых партнеров Узбекистане
............................................................. 18
Таблица 5: Торговый потенциал Узбекистана со странами ТРАСЕКА и Европой
.............................. 19
Таблица 6: Потенциал торговли с регионом ТРАСЕКА

Товарная структура импорта в Узбекистан
23
Таблица 7: Потенциал торговли с регионом ТРАСЕКА

Товарная структура экспорта из
Узбекистана
....................................................................................................................................... 25
Таблица 8: Перечень международных автомагистралей Республики Узбекистан
............................. 37
Таблица 9: SWOT анализ процедур торговли и транзита
..................................................................... 40
Таблица 10: Отобранные пилотные проекты в Узбекистане
................................................................ 42
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Иллюстрация 1: Политическая карта Узбекистана
.................................................................................. 5
Иллюстрация 2: Торговые партнеры
Узбекистана
................................................................................. 17
Иллюстрация 3: Торговые партнеры Узбекистана, торговый потенциал
............................................ 18
Иллюстрация 4: Торговый потенциал Узбекистана со странами ТРАСЕКА и Европой
..................... 20
Иллюстрация 5: Потенциал торговли с регионом ТРАСЕКА

Товарная структура импорта в
Узбекистан
......................................................................................................................................... 22
Иллюстрация 6: Потенциал торговли с регионом ТРАСЕКА

Товарная структура экспорта из
Узбекистана
....................................................................................................................................... 24
Иллюстрация 7: МЛЦ Навои
.................................................................................................................... 27
Иллюстрация 8: Основные региональные рынки в зоне покрытия МЛЦ Навои
.................................. 28
Иллюстрация 9: Размещение МЛЦ Навои в центре международных ж/д коридоров
........................ 29
Иллюстрация 10: Железнодорожная карта Узбекистана
...................................................................... 32
Иллюстрация 11: Карта автомобильных дорог Узбекистана
................................................................ 35


Логистические процессы и морские магистрали
II

«LOGMOS»
Обзор страны
Узбекистан стр.
3 из
42
СПИСОК АББРЕВИАТУР

GM
General Motors
(Дженерал моторз), крупнейшая американская автомобильная корпорация
LOGMOS
Логистические процессы и морские магистрали
NDN
Северная распределительная сеть
SWS
Система «Единого окна
»
АБР
Азиатский банк развития
АМР США
Агентство США по международному развитию
ВБ
Всемирный банк
ВТО
Всемирная торговая организация
ГАЖК
Государственная акционерная железнодорожная компания
ЕБРР
Европейский банк реконструкции и развития
ЕИБ
Европейский инвестиционный банк
ЕС
Европейский Союз
ЕСТР
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки
ЕЭК ООН
Европейская экономическая комиссия ООН
КДПГ
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов
ЛЦ
Логистический центр
МДП
Международные дорожные перевозки
МЛЦ
Международный логистический центр
ММ
Морские магистрали
МПК ТРАСЕКА
Межправительственная Комиссия
ТРАСЕКА
ОАО
Открытое акционерное общество
ОАЭ
Объединенные Арабские Эмираты
ООН
Организация Объединенных Наций
ОПЕК
Организация стран
– экспортеров нефти
ОСЖД
Организация сотрудничества железных дорог
ПМАДК
Постоянная международная ассоциация дорожных конгрессов
СИДА
Шведское агентство международного сотрудничества в области развития
СИЭЗ
Свободная индустриально
- экономическая зона
СЛКП
Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах
СНГ
Содружество Независимых Государств
СПС
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве

Логистические процессы и морские магистрали
II

стр.
4 из
42
Узбекистан
«LOGMOS»
Обзор страны
СССР
Союз Советских Социалистических Республик
США
Соединенные Штаты Америки
ТАСИС
Техническая помощь Содружеству Независимых Государств
ТРАСЕКА
Транспортный коридор Европа
-
Кавказ
-
Азия
ЦАРЭС
Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества
ЭОД
Электронный обмен данными
ЭСКАТО ООН
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана ООН
ЯБМС
Японский банк для международного сотрудничества
ЯАМС
Японское агентство международного сотрудничества


Логистические процессы и морские магистрали
II

«LOGMOS»
Обзор страны
Узбекистан стр.
5 из
42
Иллюстрация
1:
Политическая карта

Узбекистана

Источник
:
ТРАСЕКА
(2011)

Логистические процессы и морские магистрали
II

стр.
6 из
42
Узбекистан
«LOGMOS»
Обзор страны
1
ВВЕДЕНИЕ

Узбекистан представляет собой один из крупнейших рынков Центральной Азии и имеет одну из самых развитых экономик в восточной части коридора ТРАСЕКА. Узбекистан имеет общие границы с Афганистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и
Туркменистаном.
Узбекистан
– уникальная страна в Центральной Азии
, поскольку грузы должны пересекать границы двух стран прежде чем доехать до моря
1
Поскольку страна не имеет выходов к морю, грузы, направляющиеся из Узбекистана, пересекают границы, как минимум, двух стран, чтобы достичь морского побережья:

Восток
– через Казахстан в Китай и Россию

Юго
-
Восток
– через Афганистан в Пакистан (причем в отсутствие железнодорожной линии или безопасной автомагистрали)

Юг
– через Туркменистан в Иран

Запад
– через Туркменистан к Каспийскому морю и далее через двух кавказских стран к Черному морю

Север
– через Казахстан в Россию, страны Балтии, Европу.
В силу своего географического положения Узбекистан сталкивается с серьезными проблем в обеспечении транспортной и следовательно торговой независимости.
Однако такое положение значит что через территорию страны проходит целый ряд международных транспортных коридоров:

3 железнодорожного коридора
ОСЖД (№ 1,8, 10)

Транспортный мультимодальный коридор Европа
-
Кавказ
-
Азия (ТРАСЕКА)

2 автомобильного европейского маршрута
(E40 и E
60).
Транспортная сеть Узбекистана включает 7 тыс. км железных дорог, 183 тыс. км автодорог и 1 речной порт. Существующие мощности позволяют обработать 1 млрд. тонн железнодорожных грузов.
В связи с этим можно выделить следующие выявленные проблемы:

для автомобильного транспорта: недостаточное наличие дорог в хорошем техническом состоянии, что приводит к снижению скорости и увеличению времени транзита;

для железнодорожного транспорта: устаревший подвижной состав и частая нехватка подходящих вагонов в достаточном количестве из
- за неправильного использования или запоздалого, несвоевременного возврата пользователями, ограниченная пропускная способность автомобильных дорог и железнодорожных путей, медленное обновление инфраструктуры, низкий оборот контейнеров из
- за нехватки возвратного трафика.
В целях устранения вышеуказанных недостатков Узбекистан стал членом ряда международных организаций (в частности, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЦАРЭС, ПМАДК и ОСЖД).
С 1993 года является страной
- участницей МПК ТРАСЕКА. С тех пор основное
1
Единственная другая страна в мире

Лихтенштейн


Логистические процессы и морские магистрали
II

«LOGMOS»
Обзор страны
Узбекистан стр.
7 из
42 многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию Коридора
Европа
-
Кавказ
-
Азия подписали 12 стран
- участниц: Азербайджан, Армения, Болгария,
Грузия, Кыргызстан, Казахстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Украина и
Узбекистан.

Логистические процессы и морские магистрали
II

стр.
8 из
42
Узбекистан
«LOGMOS»
Обзор страны
2
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА

Политика Узбекистана в области транспорта определяется следующими документами:

Программа «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011
-
2015 годах», принятая в
Узбекистане 21 декабря 2010 г.
Документ определяет развитие и строительство транспортных коммуникаций путем привлечения иностранных и местных инвестиций, использования современных технологий и обновления производственных мощностей:
o
Дальнейшее развитие Узбекской национальной автомагистрали;
o
Модернизация железных дорог, электрификация, поставки локомотивов и вагонов;
o
Внедрение и дальнейшее развитие мультимодальных перевозок;
o
Создание новых транспортных коридоров, увеличение транзита;
o
Реконструкция и создание современной инфраструктуры вдоль Узбекской национальной автомагистрали и на международных железнодорожных маршрутах;
o
Импорт дорожно
- строительной техники, современных экономичных технологий и материалов.

«Концепция развития автомобильных дорог» от 3 марта 2006 г.
Основной задачей Концепции является обеспечение безопасной и экономически целесообразной сети автомобильных дорог на территории Республики Узбекистан, уменьшая зависимость от каких
- либо доступных транзитных стран путем предложения многовариантности дорожных альтернатив.
Она также включает в себя положения, касающиеся активизации сотрудничества с международными организациями и региональными интеграционными структурами
(ТРАСЕКА, Транс
- афганским транспортным коридором, ЭСКАТО и др.), привлечения инвестиций международных финансовых институтов в проекты дорожного строительства.

«Концепция повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах в 2008
-
2015 гг.»

«План развития железнодорожных транспортных коммуникаций до 2020 г.»
С точки зрения проекта «LOGMOS» наиболее важные положения программы и концепций касаются следующих вопросов:

Развитие транспортной инфраструктуры за счет расширения дорожной сети и строительства объездных дорог, увеличения пропускной способности железных дорог и терминалов (типа «сухой порт»);

Обновление подвижного состава;

Улучшение инвестиционного климата путем реализации государственно
- частного партнерства;

Обеспечение доступа и качества транспортных услуг за счет развития международных транспортных коридоров, расширения реализации контейнерных и контрейлерных технологий, сокращения времени доставки и


Логистические процессы и морские магистрали
II

«LOGMOS»
Обзор страны
Узбекистан стр.
9 из
42 времени, проводимого в пунктах пересечения границы, внедрения электронного документооборота.
Приоритетные задачи состоят в:

В области железнодорожного транспорта восстановлении инфраструктуры вдоль международных транспортных коридоров, расширении пропускной способности железнодорожных станций, увеличении крейсерской скорости поездов и сокращении времени доставки и развитии сети логистических центров;

Автомобильный транспорт: расширение дорожной сети и улучшение технологий автомобильных перевозок;

Эффективная транспортная поддержка внешней торговли и увеличение транзитных грузопотоков;

Совместная разработка и осуществление транзитных транспортных технологий и сквозных тарифов с соседними странами;

Содействие развитию мультимодальных перевозок и открытию новых маршрутов контейнерных перевозок;

Создание логистических центров для транспортировки, обработки и хранения грузов и т.д.
За исключением Афганистана (который до сих пор не имеет надежного транзитного потенциала), все остальные страны, окружающие Узбекистан, входят в СНГ, и все транспортные коридоры проходят через 1
-
3 границы бывшего СССР. В силу этого обстоятельства Узбекистан поддерживает все соглашения СНГ в области транспорта
(тарифная политика, администрация и т.д.)
Узбекистан подписал более 40 международных конвенций (в частности, в Брюсселе в
1950, 1983, 1986 гг., в Вене в 1968 г., в Женеве в 19 56, 1970, 1972, 1975, 1978, 1982, 1994 гг., Нью
-
Йорке в 1975 г., в Риме в 1988 г.), а так же многонациональных и двусторонних соглашений
(более 100).
В перспективе реализации проекта «LOGMOS» большую роль могли бы сыграть
Соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта и о сотрудничестве в области регулирования транзитных перевозок между Азербайджанской
Республикой, Грузией, Туркменистаном и Республикой Узбекистан (Серахс, 13 мая 1996 г.). Однако ряд инфраструктурных проблем (возврат порожних вагонов по Каспийскому морю, низкая пропускная способность портов Грузии и др.), а также различные политические трудности препятствуют развитию этого перспективного транспортного коридора

Логистические процессы и морские магистрали
II

стр.
10 из
42
Узбекистан
«LOGMOS»
Обзор страны
3
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА

С 1991 года правовые основы страны претерпевают относительные происходящие изменения. Национальное законодательство в настоящее время охватывает все области транспорта и включает следующие законодательные акты:

Воздушный кодекс Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года;

Устав внутреннего водного транспорта Республики Узбекистан, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 25 февраля 1997 года;

Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1998 года «Об автомобильном транспорте»;

Закон Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года «О железнодорожном транспорте»;

Постановлением Кабинета Министров от 9 сентября 2000 года введено в силу
Положение
«О совершенствовании регулирования транспортно
- экспедиторской деятельности». Оно регулирует отношения между потребителями, экспедиторами и перевозчиками, государственными и частными, так и частными, а также их права, обязанности и ответственность;

Закон Республики Узбекистан от 3 октября 2007 года «Об автомобильных дорогах»;

Устав железных дорог Республики Узбекистан, утвержденный постановлением
Кабинета Министров от 23 октября 2008 года.
Кроме того, существует Специальная комиссия Кабинета Министров Республики
Узбекистан по вопросам транспорта и транспортных коммуникаций. Ее создание было утверждено Постановлением Кабинета Министров от 6 марта 2009 года. Основные задачи Комиссии состоят в оптимизации, повышении эффективности и совершенствовании грузовых и пассажирских перевозок, устойчивом развитии транспортной системы и транспортных коммуникаций, расширении международного сотрудничества в области транспорта и развитии транснациональных транспортных коридоров.
Комиссия состоит из представителей Министерств и других государственных агенств, связанных с транспортом, а также общественных объединений перевозчиков, экспедиторов и логистов. Ее задачи включают:

Координацию развития железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта путем разработки и реализации комплексных концепций перспективного развития Единой
Транспортной Системы страны;

Рассмотрение предложений и оценка проектов по развитию транспортной сети и логистических систем, строительству новых транспортных коммуникаций, повышающих их пропускную способность и эффективность использования;

Оказание содействия в привлечении инвестиций, включая иностранные, в строительство, реконструкцию и модернизацию транспортных коммуникаций, обновление подвижного состава, а также контроль реализации инвестиционных проектов;

Участие в переговорах и мероприятиях с другими странами на двустороннем и многонациональном уровне в целях эффективного развития международной сети транспортных коридоров.


Логистические процессы и морские магистрали
II

«LOGMOS»
Обзор страны
Узбекистан стр.
11 из
42
В целом законодательство Республики Узбекистан в области транспорта хорошо адаптировано к требованиям международного права и соответствует международным конвенциям.
Узбекистан соответствует требованиям транспортных документов ЕЭК ООН и является участником 17 из них, в том числе СЛКП, ЕСТР, СПС, конвенции КДПГ, конвенции МДП,
Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах и Таможенной Конвенции по контейнерам.
В течение следующего года планируется принятие национального Закона Республики
Узбекистан «О транзите».
В дополнение к национальному законодательству в области транспорта, Узбекистан установил двусторонние
(см. Таблицу 1) и многосторонние (см. Таблицу 2)
отношения со странами
- бенефициарами проекта «LOGMOS»
Таблица
1:
Двусторонние соглашения со странами
-
бенефициарами «LOGMOS»

Страны

Области транспорта

Таможня

Морские
пути

Автодороги

Железные
дороги

Общие
вопросы

Азербайджа
н

О международн ых автомобильн ых перевозках
27.05.1996
О взаимоотношен иях в области международного железнодорожн ого сообщения
27.05.1996
О сотрудничест ве и взаимной помощи в таможенных вопросах
27.05.1996
Армения

О международн ых автомобильн ых перевозках
20.08.1992
Болгария

О международн ых автомобильн ых перевозках пассажиров и грузов
24.06.1998
Грузия

О международн ых автомобильн ых перевозках
04.09.1995
Казахстан

О
О координации
О транзитной
О

Логистические процессы и морские магистрали
II

стр.
12 из
42
Узбекистан
«LOGMOS»
Обзор страны международн ых автомобильн ых перевозках
20.03.2006 железнодорожн ых перевозок
02.06.1997 перевозке пассажиров, грузов и багажа, обеспечении их сохранности и безопасности при следовании по автомобильным и железнодорожн ым магистралям РК и РУ
27.03.1998 сотрудничест ве в таможенных вопросах
31.10.1998
Кыргызстан

О международн ых автомобильн ых перевозках
04.09.1996
Молдова

О международн ых автомобильн ых перевозках
21.11.1995
О сотрудничест ве и взаимном признании таможенных документов и таможенных сборов
30.03.1995
Румыния

О сотрудничест ве в области автомобильн ых транзитных перевозок
06.06.1996



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал