Лабораторная работа №1 Основы программирования с использованием Windows api системное программирование



Pdf просмотр
Дата28.11.2016
Размер0.53 Mb.
Просмотров524
Скачиваний0
ТипЛабораторная работа

1
Лабораторная работа № 1
Основы программирования
с использованием Windows API
Системное программирование
Операционная система — единственная программа с прямым доступом к аппаратным ресурсам компьютера. Пользовательские программы могут получить к ним доступ только через посредничество ОС. С этой целью ОС предоставляет им набор средств, называемый интерфейсом программирования приложений (application programming interface, API). Основную часть API ОС составляют функции в системных библиотеках, например, ntdll.dll в Windows. Примеры функций API ОС: запись в файл, выделение области памяти, запуск процесса. Каждая ОС, например, Windows, GNU/Linux или OS X, имеет собственный API; API ОС семейства *nix основаны на стандарте POSIX, и потому частично совместимы.
Изложение выше описывает API ОС в первом приближении, достаточном для выполнения лабораторной работы. Подробности сообщаются в лекционном курсе.
Системным программированием, помимо разработки самой ОС, могут называть несколько областей программирования, основу которых составляет вызов функций API ОС:
1)
разработку драйверов устройств;
2)
написание служебных программ для низкоуровневых операций;
3)
использование системных вызовов в прикладных программах;
Драйверы — это библиотеки, обеспечивающие взаимодействие ОС с конкретным оборудованием. Они действуют как часть ОС и получают прямой доступ к аппаратным ресурсам. Их задача — принять от ОС стандартную команду, выполнить её специфичным для устройства образом и выдать ОС результат в стандартном виде.
Примером приложения, выполняющего низкоуровневые операции, может являться диспетчер задач, программа для форматирования диска, компьютерный вирус. Прямого доступа к аппаратным ресурсам они не имеют, но обращаются к ОС за совершением нужных операций. Низкоуровневыми условно называются действия, связанные с техническими особенностями работы компьютера. Например, нахождение сектора диска с данными файла — низкоуровневое действие (программа «знает» о диске и о секторах на нем), а запись текста в файл — высокоуровневое (не важно, куда и как это делается).
Обращения к API ОС, строго говоря, используются в любой реальной программе, иначе ей невозможно было бы выделить память, напечатать текст и т. п. (ОЗУ и экран —

2 аппаратные ресурсы). Имеется же в виду явные обращения к API ОС. Обычно это нужно для нетипичных действий: например, в Delphi или C/С++ есть средства работы с файлами, но они обеспечивают лишь базовые возможности; чтобы выполнить запись в фоновом режиме, приходится использовать системный вызов с применением API ОС. Заметим, что стандартные языковые функции реализованы на основе API ОС: например, код fopen() и std::fstream в C++ и OpenFile() в Delphi вызывает одну и ту же функцию OpenFile() из Windows API.
Разработка драйверов весьма сложна. Отчасти программирование на этом уровне изучалось в курса «Технические средства автоматизации и управления», но без системных вызовов (в DOS они не использовались так широко, как в современных ОС). Чисто служебные программы объемны и специфичны, а принцип их написания не слишком отличается от пользовательских приложений, меняется только API. Эта и последующие лабораторные работы посвящены использованию API ОС в пользовательских программах, что является чрезвычайно употребительным на практике случаем.
Использование Windows API
Получение справки
Microsoft предоставляет официальный и полный справочник функций Windows API
в составе библиотеки MSDN на английском языке. Перевод на русский известен неполнотой и ошибками, его использования следует избегать. Библиотека MSDN содержит не только описание Windows API, но и примеры использования, полезные в учебе и на практике.
Описания функций в MSDN даны на языке C, причем в специфичном виде: используются переименованные типы данных, например, LPSTR вместо char*. Урок
«
Reading C code in Win32 API
» (англ.) дает сжатое объяснение, как читать их и переводить на Delphi. Подробнее использование Windows API в Delphi освещает статья «
Основы работы с Win API в VCL-приложениях
».
Подключение и выбор версии Windows API
Можно обращаться к Windows API из любых других языков программирования.
В Delphi для этого требуется подключить модуль Windows, в C/C++ следует использовать заголовочный файл . Иногда требуются и иные модули или заголовочные файлы; в руководстве по каждой функции это указывается.

3
По мере развития ОС Windows в API добавлялись новые функции, недоступные в более старых версиях. Если в программе использовать возможности новых версий, она не сможет работать на старых системах. Макрос (константа) WINVER регулирует, какой версией Windows ограничен набор доступных программисту функций:
#define WINVER 0x0502
#include
Значение 0x0502 соответствует Windows XP SP2. Константы для других версий и прочие возможности по ограничению Windows API см. в справке
. По умолчанию ограничения жесткие, поэтому рекомендуется устанавливать их, как предложено выше.
Типовые приемы и распространенные ошибки
Обычно функции, результатом работы которых является строка, принимают два параметра для этого: указатель буфер символов, который будет заполнен функцией, и размер этого буфера. Использованы подобные функции могут быть примерно так:
C/C++
Delphi
char
buffer[256];
GetUserName( buffer, sizeof(buffer));
var
Buffer: array
[0..255] of
Char;
begin
GetUserName(@Buffer, SizeOf(Buffer));
Распространенной ошибкой является попытка использовать тип-указатель LPSTR
(и подобные) как буфер без выделения памяти:
C/C++
Delphi
LPSTR buffer;
GetUserName( buffer, sizeof(buffer));
var
Buffer: PAnsiChar;
begin
GetUserName(@Buffer, SizeOf(Buffer));
Указатель buffer содержит неизвестный адрес, по которому GetUserName() попытается записать данные, что приведет к ошибке. Размер переменной buffer равен размеру адреса, обычно 4 или 8 байт, а не размеру буфера, как в правильном примере выше.
Нулевой указатель, NULL в C или nullptr в C++, в Delphi обозначается nil.
В Windows API широко применяются битовые флаги и их комбинации. Например, для комбинации C флагов A и B (с. 3):
С/С++
Delphi
Смысл
c = A | B;
C := A or
B;
Комбинация C включает и флаг A, и флаг B.
if
(c & A)

if
(
C and
A) <> 0 then


Если комбинация C включает флаг A, то…

4
Обработка ошибок
Как правило, по возвращаемому функцией Windows API значению можно определить, завершился ли вызов успешно. Об этом сообщается в разделе «Return value» в описании каждой функции. Установить причину ошибки позволяет функция
GetLastError(). Она возвращает один из стандартных кодов, смысл которых описан в справочных таблицах
. Разумный первый шаг в решении проблем — распечатать и проверить возвращаемое значение функции и результат GetLastError().
Аннотации параметров функций
При описании функций в библиотеке MSDN перед типами параметров используются аннотации _In_, _Out_ и другие
, например:
BOOL WINAPI GetComputerName(
_Out_
LPTSTR lpBuffer,
_Inout_
LPDWORD lpnSize);
Они ничего не имеют смысла с точки зрения языка программирования, а предназначены для того, чтобы указать назначение параметров в описании функции:
_In_
Обязательный входной параметр, значение которого используется функцией. Если это указатель, значение по хранимому адресу будет считано (поэтому недопустима передача NULL), но не будет изменено.
_Inout_
Обязательный входной и выходной параметр, указатель. Значение по находящемуся в нем адресу будет считано функцией и изменено ею.
_Out_
Обязательный выходной параметр, указатель. Должен содержать адрес области памяти, куда функция запишет результат своей работы.
_In_opt,
_Inout_opt_,
_Out_opt_
Необязательные параметры в том смысле, что существует некое значение (обычно
NULL
), которое можно передать в качестве данного параметра, если он не используется. Например, для многих функций можно задать особые атрибуты безопасности, но обычно это не нужно.
В примере выше lpBuffer является обязательным выходным параметром, и нужно передать указатель на выделенную область памяти, а значение по адресу в lpnSize не только используется функцией, но и будет изменено в результате её работы.
Описатели объектов (object handles)
Устройство внутренних структур ОС весьма сложно. Прикладному программисту же подробности не нужны и не должны быть доступны, а требуется простой способ указать

5
ОС на конкретный её внутренний объект. С этой целью широко применяются описатели объектов (object handles), называемые также дескрипторами (descriptor). С точки зрения программирования это простые переменные, обычно типа HANDLE (в Windows), хотя используются и другие типы. Например, FindFirstVolume() возвращает HANDLE первого найденного тома диска, который затем можно передать FindNextVolume() для поиска следующего. Прочие действия над описателями изучаются на следующих ЛР.
Задание на лабораторную работу
1.
Написать программу, которая при помощи функций Windows API определяет параметры системы и компьютера, а именно:
1)
версию операционной системы (функция GetVersionEx());
2)
системный каталог (функция GetSystemDirectory());
3)
название компьютера и псевдоним текущего пользователя (функции:
GetComputerName(), GetUserName());
4)
для каждого тома (функции: FindFirstVolume(), FindNextVolume(),
FindVolumeClose()
) вывести следующие характеристики:

служебное имя тома (получаемое при переборе);

первый путь в файловой системе (
GetVolumePathNameForVolumeName()
);

объем тома и количество свободного места, доступного текущему пользователю (функция GetDiskFreeSpaceEx()).
5)
список программ, запускаемых при старте системы, из реестра Windows
(функции: RegOpenKeyEx(), RegEnumValue()).
Указание 1. Из структуры (U)LARGE_INTEGER здесь и далее нужно поле QuadPart.
Указание 2.
Реестр Windows
— древовидное хранилище настроек ОС и программ.
Реестр состоит из разделов (keys), в которых есть набор значений (value) с именами
(name), а также, возможно, дочерние ключи. Работать с реестром позволяет штатная программа regedit. Искомый список хранится в следующем разделе реестра:
HKEY_CURRENT_USER\Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Run
2.
Добавить в программу функциональность измерения производительности ЦП:
1)
замер рабочей частоты ?????? ЦП функцией QueryPerformanceFrequency();
2)
подсчет количества тактов Δ?????? ЦП, которое занимает выполнение программой пункта 1), функцией QueryPerformanceCounter() и выдать ответ в мкс.
Указание. Δ?????? [мкс] = 10 6
[
мкс с
] ∙
??????
конца
[тактов]−??????
начала
[тактов]
?????? [
тактов с
]
, где ?????? — частота ЦП.

6
Контрольные вопросы
1.
Что такое интерфейс программирования приложений (API) операционной системы?
2.
В каких случаях прикладные (пользовательские) программы обращаются к API ОС?
3.
Где доступна официальная справка по Windows API и какие типовые сведения доступны в ней для каждой функции?
4.
Как и почему нужно учитывать наличие разных версий Windows при программировании с использованием Windows API?
5.
Как диагностировать ошибки, возникающие при вызовах функций Windows API?
6.
Что в Windows API понимается под необязательными параметрами функций, как они используются при вызове? Привести пример из лабораторной работы.
7.
Для чего предназначен тип (U)LARGE_INTEGER в Windows API, и как пользоваться им в собственных программах? Привести пример из лабораторной работы.
8.
Что такое реестр Windows, для чего он предназначен и из каких элементов состоит?
9.
Каким образом при программном открытии ключа реестра указывается желаемые права доступа (возможность чтения, записи и т. п.)?
10.
Как функциями
QueryPerformanceFrequency()
и
QueryPerformanceCounter()
производить замеры времени выполнения участков программы?

Document Outline

  • Системное программирование
  • Использование Windows API
    • Получение справки
    • Подключение и выбор версии Windows API
    • Типовые приемы и распространенные ошибки
    • Обработка ошибок
    • Аннотации параметров функций
    • Описатели объектов (object handles)
  • Задание на лабораторную работу
  • Контрольные вопросы



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал