История создания карты франции из уральских самоцветов



Скачать 39.23 Kb.
Pdf просмотр
Дата14.02.2017
Размер39.23 Kb.
Просмотров334
Скачиваний0

УДК 528.421
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТЫ ФРАНЦИИ ИЗ УРАЛЬСКИХ САМОЦВЕТОВ
History map of France from the Ural semi-precious stones

М. А. Мезянкина, И. А. Кузнецова, Ю. Н. Чечерина, студенты
Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства
(г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 117)

Рецензент: И. А. Старицына, кандидат геолого-минералогических наук
Аннотация
Топографическая карта Франции из уральских самоцветов должна была продемонстрировать всему миру достижения русской ювелирной и камнерезной школы. Она впервые экспонировалась на Всемир- ной выставке 1900 г., которая проводилась в Париже. На Всемирной выставке были впервые представ- лены публике многие панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, марео- рама и Транссибирская железнодорожная панорама. Карта длительное время выставлялась в Лувре, в зале Людовика XIII, а в настоящий момент находится в Компьеньском дворце во Франции. Для ее изго- товления потребовалось 25 месяцев напряженного труда всего коллектива Екатеринбургской граниль- ной фабрики.
Ключевые слова: карта, драгоценности, искусство, Франция.

Summary
Topographic map of France from the Ural gems must demonstrate to the world the achievements of the Rus- sian jewelry and lapidary school. She first exhibited at the world exhibition of 1900, which was held in Paris. At the World Exhibition was first presented to the public many panoramic pictures and panoramic new techniques such as sineorama, mareorama and the Trans-Siberian railway panorama. A card for a long time exhibited in the
Louvre, in the hall of Louis XIII, and currently in Kompenskii palace in France. For its production took 25 months of hard work of the whole staff of the Yekaterinburg lapidary factory.
Keywords: map, jewelry, art, semi-precious stones.
Топографическая карта Франции из уральских самоцветов была подготовлена специально к выставке 1900 г., которая проводилась в Париже. Цель создания карты – продемонстрировать достижения русской ювелирной и камнерезной школы (рис. 1). Проходила она с 15 апреля по
12 ноября. На Всемирной выставке были впервые представлены публике многие панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, мареорама и Транссибирская же- лезнодорожная панорама.
На Марсовом поле располагались самые интересные во всех отношениях отделы выставки.
Здесь были экспозиции горного дела и металлургии, общий отдел машин, еще более обширная и богатая выставка по электричеству. Рядом представлено строительное искусство со снимка- ми, планами и описаниями самых замечательных построек мира; транспортное дело, отрасли химической индустрии, земледелие со всеми зависящими от него промыслами; пряжа, ткани, отдел народного образования с его учебными кабинетами и лабораториями, опытными и на- блюдательными станциями; образцовые операционные залы со шкафами, наполненными но- вейшими хирургическими инструментами. Имелась выставка «свободных» искусств: фотогра- фия, типография, музыка, сценическое искусство.
Всемирная выставка на рубеже двух веков вызвала особый интерес. Ее называли междуна- родным праздником труда, прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств, и среди них Рос-
сийская Империя, устроили свои национальные павильоны. В них сосредоточили все, что ха- рактеризует страну и отличает ее от других, исторические памятники, предметы искусства. Все новое, что возникло в мире, прогресс фактический и мнимый в любой отрасли деятельности был представлен на выставке века.
Выставка имела девиз «Искусство и техника в современной жизни». Символом выставки стала встреча нового – XX в. Всемирная выставка 1900 г. в Париже была в свое время такой по- пулярной, как, например, ЭКСПО сегодня.
Русское камнерезное и ювелирное искусство получило стремительное развитие в нача- ле XVIII в. Петр I был градостроителем, Екатерина Великая – просветителем. И последние рус- ские цари (Николай II и Августейшая семья были основными заказчиками мастерской Фабер- же) с особой страстью и гордостью за русскую землю содействовали изучению ее недр и выяв- лению громадных природных богатств, коих не ведала ни Европа, ни Азия [8].
Петергоф (указом Петра I), Екатеринбург (указом Петра I), Колывань (указом Екатери- ны II) стали основными государственными центрами камнерезной промышленности России, призванными выявлять красоту русского самоцветного камня. И хотя почти все изделия импе- раторских фабрик хранятся в различных музеях мира, творениями великих мастеров можно от- крыто любоваться и сегодня.
Карта, которая длительное время выставлялась в Лувре, в зале Людовика XIII, а в настоящий момент находится в Компьеньском дворце во Франции. Для ее изготовления потребовалось 25 месяцев напряженного труда всего коллектива Екатеринбургской гранильной фабрики, рабо- тавшего в три смены (за два года было только 15 праздничных дней), чтобы закончить выпол- нение карты к открытию Всемирной выставки в Париже в 1900 г. От мастеров требовалась осо- бенно тонкая работа. После установления масштаба карты был сделан ее проект на картоне (для составления проекта из Франции было выписано несколько топографических карт), каждый де- партамент был окрашен в цвет камня, который предполагалось применить для его обозначения.
Подбор красок потребовал большого количества вариантов, так как камни смежных депар- таментов должны были быть достаточно близкими по цвету и рисунку и в то же время контра- стными, но без излишней пестроты карты в целом [2].
Рис. 1. Карта Франции из уральских самоцветов

Карта представляет собою квадратную мраморную доску толщиной 8 см (2 вершка) и пло- щадью 1 кв. м, на которой 86 департаментов Франции набраны в виде мозаики из различных камней. В основном для этого использовались уральские яшмы (железистая, калканская, ко- фейная, кошкульдинская, николаевская, орская, сургучная, тунгатаровская, ямская), авантюрин, агат, кахолонг, сердолик, нефрит и шайтанский переливт. Этот мозаичный набор обрамлен ка- менной рамой из мулдакаевской яшмы, с резьбой по углам. Пришлифовка камней была на- столько плотная, что трудно было заметить соединения. Все пограничные с Францией страны набраны калканской яшмой, моря – фоминским мрамором [1].
Уральскими самоцветами обозначено 106 городов. Для крупных городов были использованы уникальные самоцветы: для Парижа – сиберит (красный турмалин) в 4 1/4 карата, для Лилля – фенакит, для Нанта – берилл, для Гавра и Марселя – изумруды, для Реймса – хризолит, для
Руана – сапфир, для Лиона – турмалин, для Бордо – аквамарин, для Ниццы – гиацинт, для Шер- бура – александрит и для Тулона – хризоберилл [3]. Небольшие города отмечены аметистами, розовыми турмалинами, топазами и дымчатым горным хрусталем. Реки и озера показаны пла- тиной, причем общая длина рек на карте составила 750 см (302 дюйма). Все названия городов выполнены из золота. Самоцветные камни и вставки из платины укреплены на золотых штиф- тах, для чего потребовалось высверлить в мозаичном наборе 985 мелких отверстий [7].
В шесть миллионов франков была оценена французами карта. Чудесные самоцветные камни, выложенные по географическому рисунку, вызывали искреннее восхищение посетителей вы- ставки. На протяжении всей выставки карта неизменно собирала подле себя огромную толпу людей. Об этом шедевре прикладного искусства были опубликованы десятки статей и брошюр.
Карта была признана «Чудом гранильного и камнерезного искусства». Она получила первую премию и большую золотую медаль.
Последний российский император Николай II преподнес искусное произведение русских мастеров президенту Эмилю Лубе в дар Франции [6]. На Всемирной выставке в Париже карта
Франции, исполненная уральскими мастерами из уральских самоцветов, символически вопло- тила в контурах Французской Республики сияющее достоинство уральских самоцветов. Это был последний подарок последнего российского императора республиканской Франции.
Карта получила высшую награду выставки, а ее автор – директор Екатеринбургской фабрики
Василий Васильевич Мостовенко – награжден командорским крестом Почетного легиона.
В настоящее время оригинал карты Франции находится в Лувре, а жители и гости Екатерин- бурга могут взглянуть на фотокопию этой карты, которая хранится в Музее истории камнерез- ного и ювелирного искусства Урала [5].

Библиографический список

1.
Емлин Э. Ф., Старицына И. А. Геология с человеческим лицом: XXXII Международный геологический конгресс во Флоренции. // Известия Уральского гос. горн. ун-та. 2007. № 22. С.
167–182.
2.
Емлин Э. Ф., Старицына И. А. Геология с человеческим лицом: XXXII Международный геологический конгресс во Флоренции // Уральский геологический журн. 2006. № 1. С. 151–
182.
3.
Старицына И. А. Минерагеническая эволюция постколлизионных кварцевых жил : авто- реф. дис. ... канд. геол.-минерал. наук. Екатеринбург, 2007. 10 с.

4.
Старицына И. А. Типоморфные текстуры кварцевых агрегатов в постколлизионных жи- лах (Шайтанское месторождение переливта) // Литосфера. 2006. № 3. С. 166–170.
5.
Старицына И. А. Минералогические аспекты конкурса ювелирного, камнерезного и гра- нильного искусства им. А. К. Денисова-Уральского (Музей истории камнерезного и ювелирно- го искусства) // МИКиЮИ. Екатеринбург : Литера-Д, 2004. С. 109–111.
6.
Самоцветы [Электронный ресурс]. URL : http://www.samozvet.ru/24.
7.
Википедия [Электронный ресурс]. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%F1%E5%EC
%E8%F0%ED%E0%FF_%E2%FB%F1%F2%E0%E2%EA%E0_(1900).
8.
Живой журнал [Электронный ресурс]. URL : http://www.liveinternet.ru/ users/barucaba/post
124810172/#.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал