Холоденина Анна Васильевна Культурно-развлекательные программы на советском телеэкране выпускная квалификационная работа по направлению «Журналистика»



страница1/4
Дата24.04.2017
Размер0.96 Mb.
Просмотров1101
Скачиваний0
ТипРеферат
  1   2   3   4


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Факультет журналистики

На правах рукописи

Холоденина Анна Васильевна

Культурно-развлекательные программы на советском телеэкране

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению «Журналистика»

(научно-исследовательская работа)

Научный руководитель –

профессор, доктор филологических наук

Г. В. Жирков

Кафедра истории журналистики

Очная форма обучения

Вх. №______от__________________

Секретарь ГАК_____________________
Санкт-Петербург

2016
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.……………………………………………………………………3

Глава 1. «Клуб путешественников» – родоначальник трэвел-журналистики на отечественном ТВ…………………………..7

Глава 2. «Кинопанорама» как тип познавательной культурно-развлекательной программы…………………………………38

Глава 3. «В мире животных» - особенности типа передачи………….64

Заключение ……………………………………………………………….78

Список используемой литературы……………………………………...81



Введение
Примерно со второй половины 1960-х годов прошлого века советское телевидение начинает искать пути к проблемному и образному разговору со зрителем. Во взаимосвязи с кино, театром и, прежде всего, литературой рождались новые виды телевизионного искусства, такие, как телетеатр, телефильм. Эстетика телефильма основана на принципах кинематографа, но в то же время обладает свойственными именно телевидению специфическими чертами. Э. Г. Багиров приходит к выводу, что с точки зрения специфики телевидения советская культура «обогатилась опытом создания культурно-просветительных программ, которые способствовали раскрытию изобразительно-выразительных возможностей телевидения как нового вида искусства, стремившегося в своей бесконечной открытости и подвижности выработать глубокое духовное содержание»1.

На советском телевидении стремительно развивались и развлекательные жанры. Развлечение предполагает получение удовольствия, радости, позитивных эмоций, уход от реальности, снятие напряжения.

Зачастую массовая аудитория устает и перегружается от серьезных экономических, социальных, политических проблем, а культурно-развлекательные передачи не только развлекают и просвещают, но и отвлекают от каких-то трудностей.

Отечественное развлекательное телевидение имеет достаточно долгую историю. В его советском периоде, по выводам С.Н. Акинфиева, выделяется три этапа:

1) 1957 - 1970гг. - зарождение и формирование развлекательного телевидения;

2) 1970 г. - первая половина 80-х годов - время усиления идеологического контроля на телевидении, затормозившего развитие развлекательного телевещания;

3) вторая половина 1980-х годов - переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения.2

Но мы остановимся и сосредоточимся в основном на первом начальном этапе.

Те передачи, которые сейчас называют научно-популярными и культурно-просветительскими, в той или иной степени имели элемент развлекательности.

Помимо доставляемого эстетического удовольствия и позитивного настроя такие программы выполняли и функции просвещения. Эта тема представляет для нас большой интерес, поскольку ее можно отнести к первоистокам, к началу развития развлекательных передач на отечественном телевидении.

На советском телевидении количество программ было крайне ограничено. Люди смотрели то, что им показывали на телеэкране. Каждая новая передача становилась достоянием общественности. Люди торопились к «голубому экрану», старались не пропустить ни одного выпуска. Благодаря культурно-развлекательным передачам советские люди могли, так сказать, совершить «виртуальное путешествие», посмотреть разные страны, узнать, как живут люди на других континентах, и познакомиться с их культурой. Важной составляющей в таких передачах была личность ведущего, который являлся высоким профессионалом в той области, которой была посвящена программа.

В советских передачах начинают активно использовать прием персонификации. В кадр обязательно вводился человек небезызвестный, который со временем и становился лицом передачи.



Актуальность исследования проблем советского телевидения, становления и развития его программ, особенно культурно-развлекательных, обусловлена необходимостью глубже понять происходящие в сфере современного телевидения процессы и попытаться выработать рекомендации современной практике.

Научная новизна состоит в том, что в выпускной квалификационной работе исследуются культурно-развлекательные программы советского телевидения в целостности и роль ведущего в передачах этого типа, ранее не рассматривавшиеся в исследовательской практике. Наша работа – попытка восполнить этот пробел.

Целью данного исследования является выявление специфики культурно-развлекательных программ советского телевидения на примере передач «Клуб путешественников», «Кинопанорама» и «В мире животных».

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:



  • проследить становление и развитие анализируемых программ;

  • выявить особенности типа передачи: жанровую палитру и своеобразие проблемно-тематического комплекса культурно-развлекательных программ;

  • определить роль ведущего в программах этого типа.

Объектом исследования выступают культурно-развлекательные программы советского телевидения, а предметом – особенности этих передач.

Эмпирический материал: выпуски программ «Клуб путешественников», «Кинопанорама», «В мире животных» за период с 1970 по 1997 г, а также правительственные и партийные документы о средствах массовой информации и пропаганды, архивы старых телепрограмм и воспоминания журналистов.

На сайте «Старый телевизор» в телеархиве сохранилось 56 выпусков «Клуба путешественников» (начиная с 1978 года, заканчивая 2001), всего 5 выпусков «Кинопанорамы» и 8 выпусков «В мире животных» (первый – 1984, последний – 2004г.). Общее количество проанализированных программ: 65.

Кроме того, были рассмотрены архивные материалы проекта «TVMUSEUM.RU» (Музей телевидения и радио в интернете), который реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ, Национальной ассоциацией телерадиовещателей и Бюро ЮНЕСКО в Москве. Материалы для сайта предоставлены Госархивом РФ, Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, ИТАР-ТАСС, Гостелерадиофондом РФ и Государственным архивом кинофотодокументов. В ходе исследования были изучены архивные материалы о телепередачах в разделе «Звездные передачи», воспоминания телеведущих, очерки по истории телерадиовещания.

Теоретическую базу исследования составляют труды В.В. Егорова, А.С. Вартанова, М.А. Бережной, С.Н. Ильченко, Н.Л. Волковского, Р.А. Борецкого, Е.В. Поберезниковой, С.А. Муратова, В.М. Вильчека, П.С. Гуревича и других исследователей.

В процессе исследования также были изучены диссертации Акинфиева С.Н. «Жанровая структура российского развлекательного телевидения» и Константинова Е.Г. «Научно-популярное телевидение: специфика функционирования и перспективы развития».

В работе над ВКР особенно помогли труды Раззакова Ф.И. «Гибель советского ТВ» и «Свет погасших звезд».

Методы исследования: наблюдение, описание, количественный метод, сравнительно-исторический и метод типологизации.

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. «Клуб путешественников» - родоначальник трэвел-журналистики на отечественном ТВ
«Клуб путешественников» – телепередача о путешествиях и туризме, первый выпуск которой вышел на советских телеэкранах 18 марта 1960 года, последний – 5 октября 2003 года. Продолжительность каждой программы составляла 60-90 минут. С 1960 года программа выходила два раза в месяц на ЦТ, а после 1973 года стала появляться в эфире каждое воскресенье на «Первом» канале в вечернее время3.

В 1997 году программа была удостоена российской телевизионной премии «ТЭФИ», также за заслуги была отмечена рядом международных наград. 18 марта 2003 года передача попала в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая продолжительная на отечественном телевидении, просуществовавшая 43 года – это, безусловно, рекорд для российского телевидения.

Создателем и первым ведущим этой телепередачи был путешественник и кинорежиссер-документалист Владимир Шнейдеров (1900 – 1973).

В.А. Шнейдеров родился в Москве 15 июля 1900 года. В 1939 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Шнейдеров подарил зрителям целый ряд фильмов, посвященных путешествиям. Его называли родоначальником советского географического кино, который приоткрыл замочную скважину в новый мир для советских граждан.

Первые фильмы на эту тематику Шнейдеров выпустил еще в 1924 году, они назывались «По Самарканду» и «По Узбекистану».

На основе своих экспедиций он создал множество фильмов: «Великий перелет» (1925) – о международном групповом перелете шести советских летчиков по маршруту Москва-Пекин, «Подножие смерти» (1928) – о путешествии по Памиру, «Эль-Йемен» (1930) – кино, снятое по мотивам путешествий по югу Аравийского полуострова и собранной информации о стране от местных жителей и принца, «Два океана» (1933) – на основе плавания на ледоколе «Сибиряков»4.

Также кинорежиссер снимал художественные фильмы, наиболее известные из которых - "Джульбарс" (1935) и «Ущелье Аламасов» (1937).

В 1946 году Владимир Шнейдеров основал программу «Путешествия по СССР» - это был цикл документальных фильмов. Передача являлась прототипом позднее появившегося всеми любимого «Клуба путешественников». В фильмах программы показывалось многообразие природы и рассказывалось о жизни людей в разных уголках Советского Союза.

Шнейдеров был еще и талантливым писателем. В печать вышло большое количество его книг и брошюр, посвященных путешествиям и приключениям: «Путешествия с киноаппаратом» (1952), «Под небом древних пустынь» (1961), «Кинолюбитель-путешественник» (1968), «Мои кинопутешествия» (1973)5.

С 1963 года В.А.Шнейдеров руководил киностудией «Центрнаучфильм». В этой студии было отснято множество интересных научно-популярных фильмов. И чтобы их могло увидеть большее число зрителей, решили прибегнуть к помощи телевидения. Ведь это - лучший инструмент для распространения какой-либо информации и видеоконтента. Руководители телевидения решили создать передачу с образовательным уклоном, которая знакомила бы телезрителей с различными городами, странами и в которой показывали бы документальные кадры о путешествиях.

Владимир Шнейдеров говорил: «Люди желают путешествовать, это у них в крови, но в СССР это невозможно, а мы вместо сливочного масла подсунем им маргарин, вместо путешествий реальных – кинопутешествия»6.

Так, в середине марта 1960 года в эфир вышла программа под названием «Клуб кинопутешествий», но под этим названием она просуществовала недолго. Вскоре председатель Гостелерадио С.Г. Лапин заявил, что «Клуб – это место, где происходят собрания, встречаются люди, а путешествия собираться не могут»7. В результате чего передачу переименовали в «Клуб кинопутешественников». Но и это не финальное название программы, позднее было решено убрать слово «кино» и до последнего дня программа выходила в эфир под названием, которое у всех и сейчас на слуху - «Клуб путешественников».

Структура программы в те времена состояла из трех частей, каждая длилась 10-12 минут. В первой части рассказывалось о городах и республиках СССР, во второй части речь шла о социалистических странах, и, наконец, в третьей - разрешалось показывать и рассказывать про капиталистические страны с обязательной оговоркой, как плохо живется жителям этих стран.

При этом передача должна была на две трети состоять из материалов, связанных с нашей Родиной и лишь на одну треть из очерков о зарубежье.

В студию передачи приглашались именитые и прославленные путешественники и исследователи. Они рассказывали о своих открытиях, разных странах и интересных местах.

После смерти Владимира Шнейдерова в 1973 году вести передачу пригласили известного ученого, профессора А.Г. Банникова. «Это был очень интеллигентный, мягкий в общении человек, который, к сожалению, нравился не всем, - вспоминал впоследствии Юрий Сенкевич, - особенно почему-то не нравился его нестандартный для тогдашнего телевидения (и его высокого начальства) внешний вид: Андрей Георгиевич носил бороду. Кроме того, он еще и немного заикался. Банников и сам понимал, что роль ведущего не для него»8. Но однажды главный редактор Редакции кинопрограмм Центрального телевидения Жанна Фомина встретила ведущего «Спокойной ночи, малыши!» Владимира Ухина и спросила: «Нет ли в его кругу какого-нибудь путешественника, который мог бы стать ведущим «Клуба путешественников»».

В. Ухин посоветовал пригласить своего приятеля Юрия Сенкевича – врача по образованию и выдающегося путешественника, который еще при жизни Владимира Шнейдерова был в гостях у «Клуба» и рассказывал об экспедиции через Атлантику на папирусной лодке «Ра» в составе ученых и исследователей, во главе с Туром Хейердалом.

Юрий Сенкевич писал в книге «Путешествие длиною в жизнь»: «Я пришел в студию, познакомился с А.Г.Банниковым. Потом, используя слайды, стал рассказывать про Хейердала, про его идею трансатлантических контактов, про наши плавания на «Ра»… Мне удалось рассказать так много, что в одну передачу мы не уложились, а решили продолжить в следующий раз. Тем более что технические возможности позволяли – передача шла в записи»9.

Сенкевич сразу всем понравился: приятная внешность, хорошая дикция, умение держаться на камеру и захватывающе рассказывать удивительные истории о путешествиях и тем самым притягивать к экранам аудиторию. Его пригласили вести передачу в течение месяца, пока А. Банников будет в отпуске.

Так Юрий Сенкевич стал временным ведущим программы, провел четыре выпуска передачи. Потом из отпуска вернулся Банников, а Сенкевич продолжил работать в институте. Но вскоре ему позвонили с телевидения и предложили стать постоянным ведущим передачи, так как в редакцию поступало большое количество писем от зрителей с просьбой вернуть Сенкевича на роль ведущего. С 1973 года Юрий Сенкевич стал постоянным ведущим телевизионной программы «Клуб путешественников».

Юрий Сенкевич (1937 – 2003) был знатоком своего дела, разносторонним человеком, интереснейшей личностью - врач, путешественник, и ко всему прочему, как выяснилось, оказался очень талантливым ведущим и публицистом. По мотивам экспедиций он написал ряд книг: «На «Ра» через Атлантику» (1973), «В океане “Тигрис”» (1982), «Их позвал горизонт» (1987) и «Путешествие длиною в жизнь» (1999)10.

Ю. Сенкевич родился 4 марта 1937 года в монгольском городе Чойбалсан в семье врачей. Когда Юрию исполнилось два года, семья покинула Монголию и вернулась в Ленинград.

Юрий Александрович пошел по стопам родителей и в 1960 году закончил Военно-медицинскую академию. В 1962 году был переведен в Москву в Институт авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР, спустя год – в Институт медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР, где проработал более 30 лет и прошел путь от младшего научного сотрудника до начальника Учебно-тренировочного специализированного центра медико-биологической подготовки космонавтов11.

Первое большое путешествие Юрия Сенкевича состоялось в январе 1966 года, когда он стал участником двенадцатой антарктической экспедиции на станции «Восток», которая находилась на высоте 4000 метров над уровнем моря.

Впоследствии Ю.Сенкевич принимал участие в ряде международных экспедиций. В 1969 году под руководством норвежского исследователя Тура Хейердала отправился в плавание на папирусной лодке или – как ее еще называл Т. Хейердал – «плетеной корзинке» «Ра» через Атлантический океан. Хейердал тогда набирал интернациональную команду (всего семь человек) и в качестве врача хотел видеть русского, владеющего английским языком и обязательно с чувством юмора. Таким человеком оказался Юрий Сенкевич. Спустя год они снова совершили путешествие по тому же маршруту, но на лодке «Ра-2». Исследователь ставил целью доказать, что в древности люди могли совершать трансатлантическое путешествие.

В 1977 году последовала новая экспедиция в Индийском океане на камышовой лодке «Тигрис». Снова ее возглавлял ученый Т. Хейердал, собиравшийся доказать, что древние шумеры совершали океанские плавания. И вновь в качестве врача был приглашен Ю. Сенкевич. Состав команды был тоже интернациональным. Ее участники прибыли из девяти стран: Норвегия, СССР, США, Италия, Япония, Мексика, Дания, ФРГ, Ирак12.

На протяжении 30 лет Ю.Сенкевич знакомил телезрителей с удивительными местами планеты Земля и ее достопримечательностями. Съемочная группа передачи побывала в разных уголках нашей необъятной Родины, объездила близлежащие страны и посетила совершенно удивительные места, куда не ступала нога человека. Все это показывали на экране. Для зрителей было удовольствием лицезреть пейзажные панорамы, красивейшие виды, так как в то время не было Интернета, да и возможностью выезжать за пределы страны обладали лишь единицы. На советском телевидении у передачи не имелось аналогов, тогда жанр кинопутешествий на телеэкране или – как сейчас называют – трэвел-тележурналистика только зарождалась, и Юрий Сенкевич был единственным в своём роде трэвел-тележурналистом.

В одном из интервью Юрий Александрович говорил: «Мне всегда хотелось поехать туда, где я еще не был, чтобы рассказать об этом в "Клубе". Рассказать тем, кто не может поехать или собирается в путешествие, но не знает куда. Я уверен: тот, кто хоть раз был в экспедиции или просто в походе, пойдет еще и еще. Потому что человек привыкает к интересному образу жизни...»13.

Остров Сахалин, Антарктида, Чукотка, Киев, Испания, Мальдивы, Мексика, Крым, Шри-Ланка, Канада, Кения - это лишь малая часть тех мест, где побывал Ю.Сенкевич.

Такая бурная деятельность ведущего давала ему возможность привлечь к передаче интересных, известных путешественников. Так, всемирно известные ученые Тур Хейердал и Бернхард Гржимек неоднократно принимали участие в заседании «Клуба путешественников». Еще со времен основателя передачи Владимира Шнейдерова программу называли «заседание “Клуба”». Ученые, исследователи рассказывали зрителям о своей жизни, научных исследованиях и экспедициях, открытиях и приключениях. Передача имела и приключенческие элементы. Вспомнить хотя бы плавания Тура Хейердала через Атлантический океан на папирусной лодке «Ра». Это было, безусловно, захватывающее и интригующее приключение, за которым в 1977 году наблюдала через видеоматериалы «Клуба путешественников» буквально вся страна.

«Туристы-водники, по словам одного из создателей передачи Станислава Покровского, привозили из своих путешествий фильмы о прохождении, казалось бы, непроходимых порогов. Я помню сплав по Чулышману – суперсложной реке на Алтае. У первых зрителей-коллег из редакции сердце замирало от ужаса, когда в ревущие пороги входили плоты, исчезали в кипящих потоках и, к удивлению многих, вырывались из клокочущей гривы потока и снова пропадали в лапах водных чудовищ. Когда это кино вышло в эфир, зрители начали звонить в редакцию ещё до окончания программы. Восторги и критика — нельзя мол так пугать аудиторию! — смешались в потоке мнений»14.

Эти приключения являлись, как сейчас называют, «безбашенными», находили отклик в сердцах зрителей, которые буквально принимали все приключения в горах, на море или в бурлящих, бешеных реках на свой счет, сопереживали опасностям.

Другой тип передач Сенкевича – его репортажи из таких мест, которые он сам посещал. В 1980 году ведущий совершил путешествие на остров Сахалин. У Сенкевича на тот момент уже был семилетний опыт работы в качестве тележурналиста. Он точно знал, что будет интересно зрителям, про что следует рассказать, что показать. Он уверенно держался на камеру, подбирал нужные слова. Тогда на телевидении еще мало использовались различные выразительные средства и для того, чтобы как-то разнообразить речь журналиста и разрядить обстановку, после его слов время от времени звучала спокойная, ненавязчивая мелодия. 

В начале выпуска, хронометраж которого составлял один час, Сенкевич знакомил телезрителей с темой. В этом выпуске она звучала так: остров Сахалин - самый большой остров на территории нашей страны15. «Мы сейчас на одном из склонов горы Российская, у подножия которой раскинулся город Южно-Сахалинск - столица Сахалинской области», - вещал ведущий с микрофоном в руке. Это своего рода репортажный прием: находясь здесь и сейчас, журналист рассказывал об этом острове, стоя прямо у подножия горы. Он наглядно демонстрировал то, о чем говорил, указывая рукой на называемые объекты. Ведущий, не сидя в студии, повествовал о живописных просторах и невероятных местах, чередуя речь появляющимися на экране фотографиями и видеорядом. Он считал долгом именно самому оказаться в тех местах, о которых шла речь. Самому окунуться в ту атмосферу. Все это пропустить через себя. Чтобы достоверно и полно через призму своего мировоззрения рассказать об этом аудитории.

Уровень доверия к нему со стороны зрителей, бесспорно, был высок, так как Сенкевич уже был известным путешественником, знакомым со многими исследователями и учеными (в их числе – Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, Бернхард Гржимек, Федор Конюхов, Карло Маури), неоднократно совершал экспедиции (дважды пересекал Атлантический океан на папирусной лодке «Ра» (1969) и «Ра-2» (1970), на «Тигресе» по Индийскому океану (1977-1978)), рискуя собственной жизнью. Люди видели в его лице героя.

В передаче о Сахалине Сенкевич начинал рассказ с того момента, как он вместе со съемочной группой добрался до этого острова: «По договоренности с центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС мы предприняли совместную киноэкспедицию. Мы погрузились на судно «Байкал», совершающее туристский круиз по Дальнему Востоку. Выйдя из бухты Золотой Рог, мы прошли проливом Лаперуза, затем вошли в залив Анива и подошли к берегу». Досконально описывая каждый шаг, Сенкевич доносил информацию до зрителей, которые, прильнув к экранам, внимали речь ведущего. Все это слышать им было в диковинку, ведь большинство зрителей не могли себе позволить совершать столь далекие и продолжительные путешествия.

Свои слова Юрий всегда подкреплял достоверными фактами из истории, он знал очень много интересного, примечал даже самые незначительные мелочи, которые могли бы заинтересовать аудиторию. Было видно, что ведущий к каждой программе готовился основательно, с толком и пониманием. Коллеги отмечали, что у Сенкевича была совершенно потрясающая, феноменальная память. Ему хватало одного раза, чтобы пробежаться глазами по сценарию и запомнить весь изложенный материал, затем уверенно произнести его на камеру16

«Интересно, что более 100 лет назад ещё в 1849 году к этим же берегам на небольшом двухмачтовом грузовом судне с таким же названием «Байкал» подошёл руководитель Амурской экспедиции Геннадий Иванович Невельской. Здесь, в Южно-Сахалинске, ему сооружён памятник». Шла отсылка к памятнику, на экране появлялся установленный на Сахалинской улице бюст Г. И. Невельского, Ю.Сенкевич стоял рядом с ним и вкратце рассказывал про известного флотоводца, путешественника и исследователя, которому принадлежит выдающаяся роль в деле освоения Сахалина.

Затем Сенкевич провел экскурс в историю: сообщил, как в 1639 году небольшой отряд русских землепроходцев-казаков под командованием Москвитина вышел к побережью Тихого океана, а через некоторое время они узнали о том, что к Востоку от устья Амура находится большая земля - это и был остров Сахалин. Передача имела познавательный аспект и просветительский характер. Преемник Владимира Шнейдерова, так сказать, вдохнул в программу новую жизнь, несколько изменил ее тематику. Он стал делать упор не только на географической составляющей - его задачей также было рассказать об истории, археологии, природе, достопримечательностях, традициях и культуре разных народов.

Оказавшись на южной части Сахалина - мысе Крильон - ведущий фокусировал внимание на природе, которая его окружала. Он описывал ее с помощью эпитетов: «место это пустынное, дикое», а также перечислял увиденное им вокруг: «отвесные скалы на берегу, а здесь - морская капуста, выброшенная на берег, скопление чаек и даже тюленей отсюда можно видеть - лежат совсем неподалеку и отдыхают на мелководье». Он подмечал все, что видел необычного, что казалось ему примечательным и свойственным только этому месту. А внимательный оператор все это запечатлевал на камеру. Благодаря этому описанию можно было полностью проникнуться атмосферой этого места.

Ю. Сенкевич открывал зрителям новые страницы, образовывая и просвещая их: «Между мысом Крильон и Японией – пролив Лаперуза – всего 40 километров и в очень хорошую погоду Япония даже отсюда видна»; «Сахалин расположен в Охотском море на Востоке нашей страны и отделен от материка Татарским проливом. Полуостров и мыс Крильон лежит на широте примерно Одессы, а самая северная точка Сахалина – мыс Елизаветы - находится примерно на широте города Тулы и расстояние между двумя этими мысами – 948 километров».

Познакомив зрителя с самой южной точкой Сахалина, Сенкевич предложил им продолжить путешествие по острову и пройти с юга до самой его северной точки. Здесь возникает эффект присутствия, будто зрители вместе с ведущим совершают путешествие из одной части острова в другую.

На экране представлен живописный видеоряд: океан, скалы, деревья. Затем – жилые дома, простилающаяся дорога, фонари, машины, люди. Все это сменяется перед глазами под мелодию французского композитора Pierre Bachelet – Emmanuelle. Мелодия прекрасно вписывалась в формат передачи. Передается состояние атмосферы. Можно увидеть, что находится там, на границе Евразии и Тихого океана – там лежит остров Сахалин, где полным ходом течет жизнь.

Из Холмска путь съемочной группы шел в город Александров-Сахалинский. Группа журналистов ехала на пароме, перед ними открывалась панорама своеобразнейшей природы острова. Ведущий также затрагивал область ботаники, рассказывал, что на большей части острова высокая влажность порождает буйную растительность. Две трети территории Сахалина покрыты лесами: ель, пихта, лиственница – это основные виды деревьев, растущих на острове. Сообщал про суровый климат острова и про филлис – явление, которое обрушилось на юг Сахалина в августе 1981 года.

Талантливый ведущий задействовал в одном выпуске передачи сразу все области, связанные с местностью, которую он исследовал и анализировал: и историю, и географию, и ботанику и антропологию, были также использованы отсылки к литературе.

Так как с этим островом было связано имя писателя Антона Павловича Чехова, ведущий посчитал нужным побывать на улице, где в свое время останавливался Антон Павлович. К слову, эта улица была впоследствии названа в честь выдающегося писателя А. П. Чехова. А в доме, в котором он жил некоторое время, инициатор и энтузиаст И. Г. Мироманов открыл музей имени А. П. Чехова. Мироманов И. Г. рассказывал с экрана о том периоде жизни А. П. Чехова, который связан с островом Сахалин. Привел некоторые справки из биографии писателя: цель его поездки на остров, с какими людьми он здесь знакомился, что его вдохновляло на написание книги «Остров Сахалин» и так далее.

После этого ведущий провел экскурсию для телезрителей по местам, связанным с именем Чехова.

Открывался обзор на скалы «Три Брата», потом вид на тоннель, пробитый в толще скал мыса Жонкиер. Звучала грустная, задушевная мелодия, создавая соответствующее настроение. Юрий Сенкевич говорил: «Как описывал Чехов, строительство велось каторжными в тяжелых условиях, применялся только ручной труд, работали две группы, идущие навстречу друг другу. По свидетельству Чехова, обе группы так и не встретились, разминувшись, поэтому тоннель в итоге получился кривым. Неподалеку от тоннеля - маяк, также описанный Чеховым».

Углубление в историю, факты из прошлого помогали тележурналисту сопоставить прошлое с новым временем, сосредоточиться на настоящем, познакомить зрителей с населением острова, показать, как живут и чем дышат местные народности, уделить внимание их традициям и укладу жизни.

В Невельском районе в колхозных, совхозных, рыболовецких и охотничьих бригадах трудились люди. Ю. Сенкевичу было интересно поближе познакомиться с культурой самобытных народов Сахалина. Он посетил директора сахалинского краеведческого музея по научной работе, который рассказал про древнейшее племя, испокон веков передававшее свои традиции и обычаи.

Этот выпуск относится к типу передачи «портрет региона». Для этого типа характерны полный и всесторонний анализ местности - ее природы, ботаники, географии, углубление в историю, археологию, знакомство телезрителей с достопримечательностями, памятниками культуры и музейными экспозициями. Кроме того, ключевым моментом передачи являлось стремление ведущего познакомить телезрителей через объектив камеры с разными народами, показать их уклад жизни, обычаи и традиции. При детальном изучении народностей также были задействованы науки – антропология и этнография.

Исходя из всего этого, становится понятно, что путешественник Ю. Сенкевич не отправлялся в путешествие или экспедицию неподготовленным. Перед каждой поездкой ведущий усердно изучал страны и города, которые собирался посетить со съемочной группой. Они становились предметом его рассмотрения и про них, плюс ко всему, он должен был рассказать предельно доступным и простым языком телезрителям, так как программу смотрели люди разных социальных слоев. Юрий Александрович отличался высоким уровнем знаний и глубиной подачи информации, всегда проводил углубленный анализ по каждому эпизоду. Чтобы наиболее полно раскрыть тему, Ю. Сенкевич прибегал к историческим фактам, событиям и кинохронике.



Ведущий «Клуба путешественников» практиковал передачи разных типов. В их числе был и «портрет путешественника». Таков выпуск 1981 года о Хейердале. Его хронометраж составлял один час17.

В небольшой студии с синим фоном и висящим плакатом с латинской надписью Tigris Юрий Сенкевич вспоминал об экспедиции норвежского ученого и антрополога Тура Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис». Его напарник выступает в качестве внимательного слушателя. На столе стоит макет тростниковой лодки «Тигрис», лежат фляга и веревки - все это подчеркивает тему выпуска.

В этом выпуске портрет путешественника показан на примере его участия в героической экспедиции.

Так как Юрий Сенкевич тоже принимал участие в экспедиции, он рассказывал обо всех тонкостях путешествия с пониманием дела и толком.

Ведущий очень точно выстраивал структуру выпуска, рассказывал зрителям поэтапно об экспедиции путешественника: о целях, подготовке, эксперименте, сборах и, собственно, о самой экспедиции.

Сначала он сообщил, какие именно цели преследовал ученый: «Известно, что древние шумеры строили плетёные лодки, на которых плавали. Но большинство ученых считает, что на лодках, сплетенных из тростника, древние люди не могли выходить в Персидский залив или в Индийский океан. Тур Хейердал придерживается мнения противоположного, он считает, что океаны не разделяли людей, а служили естественными транспортерами и способствовали контактам в древности. И именно поэтому Тур Хейердал решил провести эту экспедицию».

Основной задачей экспедиции было испытать лодку, узнать, насколько далеко и как долго она может плавать. А во-вторых, Тур Хейердал был борцом за мир, ярым противником войны. В свои экспедиции на папирусных лодках «РА» он приглашал интернациональный экипаж, и эти лодки шли под флагом организации объединённых наций. Также и в эту экспедицию Тур Хейердал решил пригласить экипаж международный и плыть под флагом ООН. Этим самым он хотел показать, что дружба и сотрудничество - это важное, нужное дело, что, если люди хотят жить в мире и сотрудничестве, они могут этого добиться. 

Несколько лет назад Хейердал проводил в Ираке археологические исследования и тогда он познакомился с удивительным краем, который находится между Тигром и Евфратом. Это - Болотная сторона, где живут болотные арабы. Они до сих пор пользуются тростником. Но они уже не строят лодки из тростника - они строят из него целые острова. 

Юрий Сенкевич вспоминает: «Мне довелось быть в этом районе, я видел эти тростниковые острова, видел деревни, построенные на этих островах, и вот именно они натолкнули Хейердала на мысль о том, что может быть именно тростник был тем материалом, из которого строились первобытные первые плетёные лодки».

Прежде чем построить лодку, Хейердал решил провести эксперимент на модели этого корабля. С 6:35 минуты на экране появляется видеоряд: исследователь рассматривает модель лодки, параллельно с этим закадровый голос ведущего сообщает: «Тур Хейердал хотел получить ответы на несколько вопросов, прежде всего, какой конструкции и величины должны быть вёсла; затем, какой величины и конструкции должен быть парус; имеет ли смысл делать на лодке большие вертикальные кили для того, чтобы попытаться ходить в океане галсами, то есть менять направление и идти под тем или иным углом к ветру. На эти вопросы должен был ответить данный эксперимент». 

В передачу были включены кадры строительства лодки «Тигрис», подготовки к экспедиции, а также самой экспедиции.

Если предыдущий выпуск носил характер рассказа в студии о великом ученом, то передача этого типа представляла собой обстоятельную беседу Юрия Александровича с приглашенными путешественниками. Юрий Сенкевич знал английский язык и свободно на нем разговаривал, поэтому он не нуждался в переводчиках, самостоятельно беседовал с иностранными исследователями. Собеседниками становились известнейшие как зарубежные, так и советские исследователи и путешественники, такие, например, как Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, Бернхард Гржимек, Федор Конюхов, Владимир Чуков, Гарун Тазиев, Карло Маури и многие другие.

Ю.А.Сенкевич замечал в «Путешествиях длиною в жизнь»: «В то время сами мы ничего не снимали для передачи, а пользовались материалами киностудий документальных фильмов или съемки телекорреспондентов. Потом стали приглашать в «Клуб путешественников» интересных людей, побывавших в других странах, в самых разных точках Земли, - географов, океанологов, путешественников… Они не просто приходили в студию и рассказывали о том, что видели, но и приносили с собой фильмы, фотографии»18.

В 1982 году знаменитый французский ныряльщик Жак Майоль вместе с ученицей Анжелой Бандини были гостями в «Клубе путешественников»19. Майоля называли «человеком-дельфином», так как он был рекордсменом мира по погружению в океанскую бездну (он опускался без акваланга на глубину 105 метров).

В начале выпуска на две минуты был представлен видеоматериал - подводная съемка. Подводный мир снят во всей красе и многообразии. Параллельно с этим ведущий зачитывал цитату-высказывание французского исследователя океана Жака Майоля: «Когда покидаешь родную землю, возьми в дорогу свое сердце и свою жену, но оставь дома оружие и привычные тебе устои. Именно таким мне и хотелось бы видеть подход человека к океану, но, к сожалению, большинство подводных пловцов, погружаясь в океан, не в состоянии отвлечься от мысли, что они существа земные, а потому они чем-то походят на гроссо, даже колонизаторов. Для меня океан – не государство, которое я хочу захватить, а подводные обитатели не потенциальные рабы, океан скорее друг, источник жизни на земле, и мне хотелось бы учиться любить его и уважать». А на фоне звучала таинственная мелодия. Такие фразы несут в себе исключительно нравственный и моральный характер. Таким образом, помимо просветительского аспекта передача имела еще и нравственный, отвечающий на внутренние запросы человека и духовное составляющее человечества.

Студия «Клуба» представляла собой небольшое помещение, на заднем фоне обязательно был какой-нибудь тематический плакат. Например, если речь шла об экспедиции на «Тигрис», то на стене висел плакат с изображением лодки. В данном случае выпуск был посвящен выдающемуся ныряльщику, поэтому за их спинами висел плакат с нарисованным на нем подводным царством.

Беседа между гостями была задушевная, захватывающая, наполненная теплом и добротой. Возможно, это было связано с тем, что Юрий Сенкевич и Жак Майоль были прежде знакомы. Они общались непринужденно, свободно, искренне, в их разговоре проскальзывали шутливые нотки. Например, Ю.Сенкевич сказал гостю, что ему приятно снова встретиться с ним, ведь они не виделись двенадцать лет. А Жак Майоль подтвердил его слова: «Да, долгих двенадцать лет прошло с тех пор, как мы встречались последний раз, но ты совсем не изменился, даже, я бы сказал, помолодел. Словом, выглядишь лучше». То есть, между гостем и ведущим не было психологического барьера и дистанции, они общались наравне, чувствуя при этом себя комфортно и свободно.

На 4 минуте показывали видеозапись, как Майоль погружался на 90-метровую глубину. Его эксперимент раскрывал новые горизонты в человеческом восприятии океана. Закадровый голос ведущего комментирует: «Майоль может задерживать дыхание на три минуты пятьдесят шесть секунд, скорость его погружения один метр в секунду, 90 метров – 90 секунд. За это время Майоль перевоплощается в подводное существо».

Ж. Майоль рассказывал о путешествиях, наблюдениях за жизнью и повадками различных животных, которые длительное время могут находиться под водой без воздуха, о тренировках, занятиях по системе йогов, благодаря которым он за десять лет улучшил свой рекорд погружения на 25 метров. А чтобы зрители могли наглядно представить то, о чем говорит героический собеседник, монолог подкреплялся видеоматериалом, в котором на протяжении двух минут были показаны ежедневные тренировки Майоля: пробежки, упражнения из йоги на дыхание и концентрацию, погружение на дно океана в позе лотоса. Параллельно с этим на экране показывают кинохронику. «Я никогда не погружаюсь один, - комментирует гость, - со мной под воду всегда уходит около двенадцати аквалангистов, фотографы, кинооператоры. В нашей команде всегда есть два-три врача, инженеры, техники».



Майоль изучал животных, обитающих под водой. Наблюдая за крокодилами, он понял одну особенность: глаза крокодила покрыты прозрачной пленкой, с помощью которой он способен видеть все предметы в воде столь же явственно, как и на суше. Это наблюдение однажды навело на мысль смекалистого французского инженера изготовить контактные линзы для глаз, прикрывающие радушную оболочку и часть глазного яблока. Жак Майоль – один из первых, кто применил линзы для подводных погружений.

На вопрос ведущего: «Почему ты занимаешься этими очень опасными экспериментами?», Майоль ответил: «Просто я это люблю, спуск под воду для меня - удовольствие. Все мы ищем счастье, погружение на большие глубины – мой способ найти немного своего счастья».

В этом выпуске большую часть экранного времени занимает кинохроника, показ документальных кадров из архивов Жака Майоля.

В гостях у «Клуба» в 1983 году побывал известный французский океанолог, фотограф и изобретатель Жак-Ив Кусто20. Он поведал о своих последних открытиях в океанских глубинах, о проблемах, которыми занимается на протяжении многих лет. Кроме этого, он говорил о создании акваланга и подводной камеры. В разговор, состоявшийся в «Клубе», были включены кадры из французской передачи, в которой он незадолго до этого принимал участие. Также широкой публике был показан экспериментальный фильм Кусто с глубины океана – наблюдение и изучение поведения акул.

Неоднократно принимал участие в заседаниях «Клуба» известнейший французский вулканолог Гарун Тазиев. Выпуск от 1984 года.21

На телеэкране появляется надпись, характерный лид, яркий заголовок: «Побывавший в пасти дьявола. 60 минут с Гаруном Тазиевым».

«Я люблю красоту вулканов, красоту изменчивую, неописуемую, необыкновенную – красоту извергающихся вулканов, - говорил Гарун Тазиев, - Об этой красоте трудно рассказать словами, фотографий тоже недостаточно. Я понял: для того, чтобы описать такой фантастический феномен, как извержение вулканов, нужно снимать кино - и кино цветное. Поэтому я начал снимать свои фильмы, чтобы рассказать людям о том, что я видел».

Каждый из приглашенных в студию - человек-легенда. Люди, бросившие вызов стихии и победившие в этой схватке. Люди, сумевшие показать всем неограниченные возможности человеческого ресурса. Люди смелые и гордые. Тем интереснее было смотреть все эти передачи. Стать невольным соучастником «запредельного», прикоснуться к неизведанному и пугающему.

Рассмотрим выпуск «Клуба путешественников» 1993 года22, относящийся к типу «портрет региона».

Для передач этого десятилетия характерны новая заставка, веселая мелодия в начале каждого выпуска и наличие рубрик. Кроме этого, появляется закадровый голос журналиста, не Юрия Сенкевича, а его коллеги, который в начале выпуска знакомит телезрителей с темой выпуска.  В этой программе она звучит так - остров Шри-Ланка. Это типичный выпуск передачи «Клуб путешественников», знакомящий зрителей с целым регионом. В данном случае – с островом Шри-Ланкой. Здесь в течение 50 минут Сенкевич всесторонне обрисовывает портрет острова.

На экране всплывает изображение карты острова, закадровый голос под веселую, динамичную мелодию сообщает справочные сведения об этом острове: «Территория - 65,6 тысяч квадратных километров; население более 15 миллионов человек: сингалы, тамилы, мавры, бюргеры, малайцы, ведды; столица – Коломбо; государственный язык – сингальский; религия - буддизм, индуизм, христианство и мусульманство». Каждый из этих фактов высвечивается на экране на карте для визуального представления.

«Все это можно прочитать в любой энциклопедии, а увидеть своими глазами можно только в рубрике "Новая всемирная иллюстрация"» – говорит тележурналист, тем самым овладевая зрительским вниманием, ведь фраза, брошенная им, звучит как призыв к просмотру. Деление выпусков на рубрики - это также отличительный аспект для передач этого периода - 1990-х годов. 

На экране появляется видеоряд: сменяющиеся на протяжении 44 секунд изображения драгоценных камней. Юрий Сенкевич начитывает закадровый текст, углубляясь в историю и легенды: «В древних хрониках говорится, что драгоценными камнями с этого острова украшали свои короны многие короли и султаны разных стран мира. В античном мире острову, который тогда называли Таборпана, приписывали такие сокровища, что многие считали это легендой.  Средневековые арабы, признанные знатоки драгоценных камней, рассказывали неправдоподобные истории об острове Серендип. В местных исторических хрониках остров именуется  Ратнадвипа, что в переводе означает “Остров драгоценных камней”». 

Только на второй минуте в кадре появляется ведущий Ю.Сенкевич, здоровается с телезрителями. Тут задействована репортажная съёмка: ведущий находится на острове, восседает на слоне, которого представляет зрителям: «Эту слониху зовут Моника и живет она на острове Шри-Ланка». Он приглашает телезрителей совершить экзотическое путешествие по этому острову, предлагая зрителям почувствовать себя участниками этого действа, этой телепередачи.

На экране показывают видеоряд: технику рисования узоров на шелке, местных скульпторов, танцоров, фрагменты видео с карнавала. Параллельно с этим ведущий говорит, что многие люди представляют экзотический цейлонский рай несколько примитивно и односторонне. К примеру, цейлонский чай, экзотическая картинка на почтовых марках и в журналах, песчаный берег океана и пальмы – это все, что ассоциируется у них со Шри-Ланкой. Между тем, Ю.Сенкевич предлагает зрителям самим увидеть этот остров во всем многообразии природы, прочувствовать его историческую и религиозную атмосферу, поразиться искусству и прикоснуться к укладу жизни.

На экране плавно течет видеоряд: улица, на которой полным ходом бурлит жизнь; дорожное движение; едущие автомобили и автобусы; женщины-регулировщицы в униформе; спешащие куда-то люди; продуктовая ярмарка и так далее. Ведущий комментирует: «Сейчас мы в Коломбо. Вполне европейского вида город, он всегда во все времена года встречал гостей влажной жарой. От бани климат столицы отличается только более-менее щадящей температурой - здесь 30-35 градусов в тени».

Затем мы видим красивейшую панораму: песчаный пляж, пальмы, море, загорающие люди, бунгало. Этот вид показывают полторы минуты. Ю.Сенкевич рассказывает: «В городе в центре жарко, этого не скажешь об окраинах Коломбо, где расположен замечательный отель Маунт-Лавиния. Он знаменит на весь мир, это туристический рай: здесь пальмы, которые дают тень; здесь постоянно дует ветер с океана, прохладно; здесь прекрасный пляж…». Он предполагает, что из-за таких мест курортного отдыха люди представляют экзотический рай Шри-Ланки несколько однобоко. А чтобы понять эту страну, увидеть ее изнутри, нужно путешествовать вглубь острова и одновременно вглубь истории. Этим ведущий призывает телезрителей к такому путешествию. Косвенным образом возникает эффект присутствия. Зрители, почувствовав себя участниками «Клуба», будто бы совершают экскурсию по острову вместе с телеведущим.

После этого Юрий Сенкевич обращался к фауне острова, подмечал, какие животные обитают в древнем, разрушенном много веков назад, городе. На экране крупным планом показаны ящерицы и обезьяны в естественной среде, которые сейчас хозяйничают в самой древней столице Шри-Ланки. Этот видеоматериал был представлен на экране в течение минуты.

Телеведущий все время информировал аудиторию о фактах из истории, открывал новые страницы и просвещал зрителей: «Если мы обратимся к истории, то узнаем, что индоарии - выходцы из северной Индии - эмигрировали на остров приблизительно в 5 веке до н.э., значительно потеснив живших в то время на острове аборигенов. Пришельцы называли себя синхалле, то есть потомками львов. Анурадхапуруа была основана сингалами в 4 веке до н.э. и в качестве столицы просуществовала 1200 лет. И в этом она превзошла все столицы мира. По некоторым данным, в этом огромном могущественном городе, известным тогда не меньше, чем Вавилон, проживало более трех миллионов человек. В 3 веке до н.э. на острове утвердился буддизм и с этого времени здесь стали возводить сооружения, которыми нынче гордится не только Шри-Ланка, но и ЮНЕСКО от имени всего человечества».

Поразительно, насколько широко и полно Юрий Сенкевич изучал материал, глубоко и досконально освещал тему. Он затрагивал буквально все области и рассказывал о всевозможных фактах из истории, проводя тем самым экскурс в далекое прошлое. В автобиографической книге «Путешествие длиною в жизнь» он писал о процессе подготовки к передачам: «В течение месяца я отсматривал материал, копался в энциклопедиях, справочниках, других книгах, делал коротенькие комментарии к тем фильмам, которые должны были показываться в передаче»23.

Далее мысли ведущего передачи переключались на брошенный тысячи лет назад город – Анурадхапуруа. Он перечислял все достопримечательности этого города, в их числе - дагоба – усыпальница Будды. Оператор брал ее крупным планом, затем снимал общий план, в это время Сенкевич переносился в историю и рассказывал зрителям под восточную, таинственно звучащую мелодию: «В каждом из таких полов захоронена частичка тела Будды. Дагоба Джетавана по грандиозности превосходит знаменитые пирамиды Египта, ее высота вместе с платформой – 150 метров. Фундамент ее делался из слоев серебра, меди, кварца и глины, строили ее по кирпичику более трехсот лет. Тысячи паломников привлекает самая древняя фигура Будды в нирване. Но основным религиозным магнитом служит самая древняя из наблюдаемых человеком деревьев – это священное дерево Бо, выросшее из ветки, взятой от священного дерева в Индии, под которым Будда якобы достиг просветления».

Затем внимание съемочной группы переключалось на бывший храм  Лохапасада, так называемый «Бронзовый дворец». И снова ведущий проводил экскурс в историю и рассказывал, что когда-то эти колонны были обшиты серебряными пластинами, в здании было девять этажей, а крыша состояла из медных листов. Но, к сожалению, сейчас этого памятника нет, зато можно полюбоваться самым красивым и гармоничным памятником острова – дагобой Руванвелисая. «Она тоже превосходит размерами некоторые египетские пирамиды. В основании ее находятся сто слонов, внутри она отделана золотом, серебром. Кстати, на высоте 60 метров шпиль дагобы венчает огромный, прекрасный, ограненный ювелирами камень. Трудно поверить, что в середине прошлого века этот купол был покрыт слоем земли и порос кустарниками, а на нем, как на естественной горе, обитали маленькие пятнистые олени, шакалы и обезьяны. Реставрация этой дагобы длилась около ста лет. Конечно, этот город Анурадхапуруа, брошенный около тысячи лет тому назад - древнейшая столица острова - вполне достоин считаться одним из выдающихся памятников человеческой цивилизации. Может быть, даже своеобразным чудом света».

Знакомя зрителей с историей, достопримечательностями данной местности, Юрию Сенкевичу было важно показать, как живут здесь люди и чем занимаются, познакомиться с их культурой, обычаями и традициями. Поэтому он переносился в близлежащие деревушки, разбросанные вокруг старинного города. Он показывал, что люди здесь занимаются сельским хозяйством, земледелием, скотоводством, держат буйволов. Также добавлял, что быт деревенских жителей достаточно прост, неприхотлив. Об этом говорят и их кулинарные пристрастия.

После этих слов ведущий дегустировал местное блюдо: простоквашу из молока буйвола, сдобренную патокой от кокосовой пальмы. Это считалось изысканной праздничной едой.

В передаче показаны местные жители: женщина, обрабатывающая рис, затем - лекарь, который врачует больных с помощью заклинаний и наговоров. Листая древнюю рукопись, он читает заклинания от любых болезней.

Далее на экране открывался панорамный вид на город Канди, ведущий знакомил телезрителей с его достопримечательностями: «Когда-то этот город, имя которого значит «Горный», был могущественным центром Сингальского Государства. Сегодня город знаменит прежде всего храмом Святого Зуба. Здесь, в этом храме, ежедневно проводится ритуальное поклонение святыне в присутствии большого количества паломников и туристов». Зритель видит храм во всей красе, внутри много буддийских скульптур и ярких фресок на божественные темы. Затем показано прохождение службы. На протяжении всего видеоматериала звучит монотонная мелодия, передающая атмосферу происходящего.

На примере приведенных нами передач видно, что ведущему было свойственно примечать особенности, тонкости и нюансы той страны, которую он анализировал и представлял аудитории. Еще одна тема, которую Ю. Сенкевич подмечал в каждом выпуске программы – ботаника. Ему было интересно узнать и рассказать зрителям о растительности, которой была богата местность. Ведущий сообщал, что причиной нашествия сюда иноземцев была корица (которая и поныне считается одной из лучших в мире), перец и другие пряности. После чего на 26 минуте – второй раз за программу – в кадре появлялся ведущий, который показывал, как растет перец. «Вот в этом районе Шри-Ланки во влажном тропическом районе и произрастают в значительном количестве всевозможные специи или пряности – здесь и корица, и кардамон, и перец, и кофе». Демонстрировал так же, как растут ананасы, тем самым опровергая бытующий у людей миф о том, что ананасы якобы растут на пальмах.

Важным составляющим для передач этого типа было знакомство с местными жителями, их традициями, обычаями и жизненным укладом. На протяжении пяти минут зрителям показывали, где и в каких условиях живет коренной народ – племя веддов, что означает «охотники». Об этих людях было известно крайне мало. Живет племя далеко в лесах, ведет первобытный образ жизни. Они запретили снимать внутри хижин, а от объектива камеры скрывались все особы женского пола. И все-таки Ю.Сенкевичу удалось немного пообщаться с вождем Родо и его сыном. Правда, собеседники оказались немногословными, но кое-какую информацию ведущему удалось узнать. Телезрителям была дана возможность понаблюдать за укладом жизни этого племени. Можно было увидеть, как вождь племени вместе с родственником с помощью камней разводят огонь. Ведущий фокусирует внимание на ребятишках, которые охотятся со своеобразными луками, используя вместо стрел камни. Юрий Сенкевич рассказывал, что сейчас племя веддов немного меняет свою жизнь. Они привыкли вести лесную жизнь. Они – охотники, собиратели, но, поскольку леса отступают, то племени все больше приходится заниматься земледелием. Их жизнь достаточно примитивна.

Для контраста с жизнью уединенного племени, живущего в лесу, зрителей переправляют в расположенный неподалеку красивый, ухоженный, самый большой во всей Азии Ботанический сад, который носит название «Перадения». Ведущий подмечал, что природа на Шри-Ланке необыкновенно богата: одних только цветущих растений в естественных лесах – 2808 видов. Здесь множество редких, реликтовых деревьев. Одно из них – это так называемый индийский фикус. «Рядом с Ботаническим садом расположен крупный университет, точнее, филиал столичного, - сообщал ведущий, - здесь учится 4 тысячи студентов, причем, только гуманитарный факультет. Вообще, в Шри-Ланке очень сильна система образования и один из самых высоких уровней грамотности населения в Юго-Восточной Азии».

В числе передач Сенкевича бывали и такие, когда он почти не появлялся в кадре. К примеру, передача от 1999 года24, в начале которой ведущий, сидя в студии, произносит короткий анонс, что именно зрителям ждать от этого выпуска: «Мы побываем сегодня в штате Нью-Йорк в общине суфии, а затем отправимся в столицу Хорватии - город Загреб». 

После вступительных слов он предлагает зрителям отправиться в путешествие в штат Нью-Йорк и рассказывает, просвещая их: «Столица этого штата - не город Нью-Йорк, а город Олбани. Неподалёку от города Олбани находится община суфии. Кто такие суфии - объяснить достаточно сложно. В принципе, это духовное братство. Некоторые считают, что это - исламская секта. Но это не так, может, это мнение возникло в связи с тем, что суфизм зародился на Востоке в 7-8 веках нашей эры и представителями суфизма были знаменитые поэты, как Санаи, Низами, Омар Хайям. Но сами суфисты считают ислам оболочкой, а не сутью своей религии. Дело в том, что суфисту все равно, где молиться: в православном храме, мечете, синагоге или в католическом соборе. Они верят в Бога и считают, что в разных религиях и на разных языках Бог просто носит различные названия. Более того, среди суфистов люди совершенно разные - это может быть и простой рабочий, домохозяйка или генерал, крупный бизнесмен». То есть, из речи телеведущего сразу становится понятно, что в эпицентре внимания этой программы - община суфии, которая представляет особый интерес для съемочной группы, и они хотят поближе познакомиться с их укладом жизни и представить их телезрителям через рассказ и визуальную картинку. В этом выпуске несколько изменен способ подачи материала, то есть ведущий выступает проводником между зрителями и темой передачи, сообщает ее в начале и больше в кадре не появляется, а основная обязанность и нагрузка ложится на плечи съемочной группы и журналиста, который начитывает закадровый текст. 

Юрий Сенкевич говорит: «Вот наша съемочная группа впервые побывала в этой общине, и сейчас вы увидите этот рассказ». 

На телеэкране появляется видеоряд, тем самым аудиторию как бы переносят в те края: море, волны, горящая свеча. Картинка плавно сменяется: вот группа людей внутри храма, держась за руки, совершает обряд под восточную религиозную музыку. На третьей минуте картина на экране уже другая - теперь показана живописная природа, цветущие деревья и деревянные жилые домики. Параллельно с этим звучат слова журналиста: «В Бертширских горах расположилась одно из самых таинственных и мистически-духовных братств, однако, если вы приедете к суфии, то поначалу ничего таинственного не увидите - похоже на дом отдыха: регистрация, люди с чемоданами. Но это и вправду дом, где можно отдохнуть от суеты и стрессов нашей жизни, место, где можно подумать о душе. По-разному складывается жизнь людей, которые сюда приезжают: кто-то хотел найти здесь свой дом и нашёл, а кто-то хочет просто пожить в общине и примерить софизм на себя. Летом здесь бывает человек 70, а зимой – 40». 

День в общине суфиев начинается с утренней проповеди (сюда примут независимо от веры, будь вы православный, мусульманин, буддист и даже если вы вообще не верите в Бога). Видеоряд: группа людей, совершающая обряд, вокруг горят свечи, на столе лежат религиозные книги. 

Журналист открывает новую страницу истории, начитывает закадровый текст: «Суфизм родился на Востоке и живёт в основном в странах, где исповедуют Ислам, поэтому традиционно суфизм облачен восточной одеждой, но его последователи считают, что суфизм - это солнце от морей. В Американской общине вы познакомитесь с суфизмом, воспринятым людьми с западной культуры. Это суфизм в западной, а точнее - в Американской одежде». Наряду с этим на экране зрители видят возвышающуюся мечеть, стремящуюся прямо к небу, людей в восточной одежде, закоулки восточных улиц.

Для этого выпуска характерно музыкальное наполнение, чередующееся с речью рассказчика. Журналист говорит, что люди живут в коммуне и готовы за это сами платить деньги, затем он проводит параллель с соотечественниками и говорит, что наши люди не согласились бы жить в общине даже за большие деньги. Затем предлагает познакомиться с ними поближе. Параллельно со словами ведущего показаны люди, занимающиеся земледелием. Дальше журналист в шутку задает риторический вопрос: «Вы можете и сами поработать на ферме. Неохота? Почему-то я так и думал. Можно зайти в книжный магазин, тут в основном религиозная литература и, конечно, много произведений Хазрата Инайята Хана, чьими последователями считают себя общинники». Показан видеоматериал: вид библиотеки изнутри со всем многообразием книг. 

Далее журналист комментирует, что из книг мы узнаем, как в начале ХХ века Хазрат Инайят Хан принёс суфизм с Востока на Запад, а до этого суфизм был тайной учения. Знания о нем передавались от учителей к ученикам, из поколения в поколение. Побывал Хан и в России. В 1914 году в Московской консерватории он выступил с лекциями о роли музыки в жизни суфи. Успех выступления был такой, что после него студенты выпрягли лошадей из тройки и сами повезли Хана на ужин к Шаляпину, куда он был приглашён. Хан встречался с композитором Скрябиным, сыном Льва Толстого. Тогда же в России впервые издали его книгу, а потом - 83 года забвения. Вторая книга Хана вышла уже в 1997 году. 

«Как сказала наша соотечественница, - продолжает рассказ журналист, - они радуются тому, что нам глубоко ненавистно. По сути это - общежитие, где ваша жизнь у всех на виду. Но у них это похоже на игру для взрослых: справедливое распределение обязанностей, уборка, готовка, мытьё посуды по очереди. Для этого на кухне вывешен график дежурств». В этот момент показывают кухню, суетящихся людей, готовку, звяканье посуды и т.д. 

Рассказываются истории жизни отдельно взятых людей из общины. Например, Реджина прежде работала учительницей. 15 лет назад впервые приехала сюда на лето повозиться с цветами, так провела еще несколько отпусков, а потом вообще переселилась сюда и стала садовником. «Цветы лечат людей, - делится женщина, - дают им жизненную силу. Несколько лет я прожила в тропиках и меня поразило, как там цветы буквально лезут из-под земли. Все живое - и звери, и птицы, и бабочки - тянется к цветам, и очень много людей приходит сюда. И старики любят посидеть среди цветов, и дети забегают поиграть. Людей просто тянет сюда». Чтобы передать всю красоту цветущего сада, цветы снимают крупным планом, затем показывают общую картину - цветочную поляну во всей красе. 

Затем кадр сменяется: теперь телезрители видят сидящую на пороге женщину, свистящую в ракушку. Закадровый голос журналиста комментирует, что эти странные звуки означают, что пора обедать. 

Показано, как проходит предобеденная молитва у членов общины: они стоят в кругу, держась за руки и напевая песни на религиозный манер.

После этого все дружным составом отправляются на обед. Говорится, что в рационе питания у этих людей отсутствует мясо, едят они в основном растительную пищу, а чтобы разнообразить скромное меню, все блюда обильно сдабривают специями.

«Как мы выяснили, все-таки некоторые члены общины живут в собственных домах поблизости. Например, эта семья. Учительница 11 лет назад приехала из Англии, здесь познакомилась с преподавателем Доном Джонсом, вскоре они поженились. А три года назад в семье появился Кайл» - делится ведущий.

Для этого выпуска передачи примечательно, что в кадре отсутствует ведущий, закадровый текст произносит журналист, а роль Юрия Сенкевича сводится лишь к представлению тем. Этот сюжет, посвященный жизни общины суфии, длящийся 19 минут, ведущий обозначил, как «День, проведенный в общине суфии». Характерно также, что сюжет был перенасыщен визуальным составляющим и композиционным звучанием.

На планете Земля, пожалуй, нет ни одного места, где бы ни побывала съемочная группа программы, объездившая более 150 стран мира, побывавшая на всех континентах Земли. По подсчетам одного из создателей передачи Станислава Покровского, заседания «Клуба» проводились 2236 раз и 150 миллионов зрителей участвовали в них25.

Много нового и интересного зрители узнавали из этой передачи. Получается, что всего за час телевизионного времени телезрители будто бы совершали, как сейчас называют, «виртуальное» путешествие, посещали города и страны вместе с опытным ведущим, погружались в ту атмосферу, любовались просторами и познавали культуру других городов. Эта телепередача выполняла важную социально-политическую, воспитательную функцию, ее считали неотъемлемым инструментом телеэфира.

Несмотря на то, что передача носила скорее познавательный характер и не была напичкана спецэффектами, она не уступала по своей популярности самым востребованным и рейтинговым телепередачам на Центральном телевидении.




Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Исследование характера взаимодействия зрителя и произведения на материале инди-игр
11701 -> Образовательная программа «Русский язык как иностранный»
11701 -> Научно-исследовательская работа по направлению «Реклама и связи с общественностью»
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» выпускная квалификационная работа
11701 -> Торопова Марина Леонидовна Использование модели wrf для детализации микроклиматических описаний Магистерская диссертация
11701 -> «Разработка информационной инфраструктуры органик фермы»
11701 -> Математико-механический факультет
11701 -> К афедра компьютерных технологий и систем ахмадеев Артур Эдуардович


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал