Государственного Комитета по Делам Женщин



Скачать 332.38 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата13.02.2017
Размер332.38 Kb.
Просмотров635
Скачиваний0
  1   2

AZERBAIJAN
О Т Ч Е Т

Государственного Комитета по Делам Женщин
Азербайджанской Республики по вопроснику для
правительств, касающийся осуществления
Пекинской платформы действий (1995 год) и
решений двадцать третьей специальной сессии
Генеральной Ассамблеи ООН (2000 год)








Баку – 2004


Часть первая: общий обзор достижений и задач в деле
содействия обеспечению гендерного равенства и
расширению возможностей женщин

Развитие гендерной политики в Азербайджане совпадает с периодом независимости Республики. В ходе подготовки к IV Всемирной конференции женщин
(Пекин, 1995), государственные и неправительственные женские организации были мобилизованы на решение женских проблем. В связи с этим, в 1994 году Указом
Президента страны был создан Национальный Подготовительный Комитет, в который вошли женщины, работающие на руководящих должностях в государственных структурах и лидеры женских неправительственных организаций. В преддверии Всемирной конференции в Пекине, Комитетом была проведена большая подготовительная работа
(конференции, семинары, выставки, дискуссии). Делегация Азербайджана приняла активное участие в работе Пекинской конференции. На конференции женщины
Азербайджана были представлены в составе правительственной делегации (25 человек) и в составе представителей женских неправительственных организаций (70 человек).
В 1995 году Азербайджан ратифицировал Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», а в 2001 году ратифицировал Факультативный протокол к ней. В 1998 году был заслушан доклад представителя Азербайджана на сессии
Комитета CEDAW. Учитывая заключительные комментарии Комитета CEDAW по докладу от Азербайджана, в стране были осуществлены реформы, направленные на достижение гендерного равенства.
В 1998 году Указом Президента в Республике был создан Государственный
Комитет по Делам Женщин и был опубликован Указ Президента Азербайджанской
Республики «О мерах по усилению роли женщин в Азербайджане», что означало признание гендерной политики как одной из важных государственных стратегий.
Необходимость решения проблем женщин была отмечена на состоявшемся 25 сентября 1998-го года I съезде женщин Азербайджана, являющимся I форумом женщин молодой независимой республики.
В 1997-2000 годах началась совместная деятельность правительства и Программы
Развития ООН по проекту «Развитие гендера в Азербайджане». В рамках этого проекта осуществлялось распространение сведений об организационных работах по институционализации, связанных с гендером, и оказание технической помощи вновь созданным Государственному Комитету по Делам Женщин и женским неправительственным организациям.
В целях практического обеспечения равноправия женщин и мужчинами, в частности представления их в системе государственного управления на необходимом уровне, 6 марта 2000 года Президент подписал Указ «Об осуществлении государственной женской политики в Азербайджанской Республике». Этот Указ заложил основу создания государственной стратегии в отношении гендерного равенства и расширения возможностей женщин. Указ предписывает обеспечение равного представительства
2
женщин наравне с мужчинами во всех государственных структурах Республики, а также проведение гендерной экспертизы законодательства. В целях контроля за его реализацией
Государственный Комитет по Делам Женщин ежегодно представляет отчет Кабинету
Министров, основанный на информации, полученной от соответствующих министерств и ведомств о ходе выполнения настоящего Указа.
6 марта 2000 года Кабинет Министров Азербайджанской Республики утвердил
Национальный План Действий по Проблемам Женщин на 2000-2005 годы. Этот План был составлен на основе стратегий Пекинской Платформы Действий, с учетом существующей ситуации и приоритетов Республики. Национальный План Действий является государственным документом, подготовленным при участии министерств, комитетов и неправительственных организаций, направленный на обеспечение равноправия женщин во всех проблемных областях.
Этот документ предусматривает подготовку государственных программ, а также проведение конкретных неотложных мер, связанных с проблемами женщин.
Для реализации Национального плана и осуществления гендерного мейнстриминга
Комитетом был создан Межведомственный Совет, состоящий из представителей государственных ведомств (focal points) и женских НПО, который осуществляет координационную функцию. Члены Межведомственного Совета проводят периодические встречи, на которых обсуждается прогресс, достигнутый в ходе реализации Национального плана, определяются препятствия и пути их разрешения.
С целью обеспечения гендерного равенства и расширения возможностей женщин
Государственным Комитетом по Делам Женщин и Парламентом проводились семинары, дискуссии, круглые столы с привлечением экспертов Совета Европы, на которых обсуждались международные документы и обязательства Азербайджана. Была создана группа экспертов, разработавшая проект закона «О равных возможностях женщин и мужчин», который в настоящее время находится на рассмотрении в Парламенте.
Еще одна проблема, которая была предметом широкого обсуждения с участием представителей правительства, парламента, международных организаций и местных НПО
– это проблема торговли людьми, в особенности женщинами и детьми, в результате чего
Парламентом страны была ратифицирована Конвенция «О транснациональной организованной преступности» и Протокол к ней, а также был принят Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми.
Будучи страной, вовлеченной в вооруженнй конфликт на протяжении более 10 лет,
Азербайджан стремится к разрешению конфликта мирными средствами. В этой связи особое внимание уделяется роли женщин в миротворческой деятельности.
Прекрасным симбиозом сотрудничества между государственными структурами,
НПО и международными организациями является региональный проект «Женщины за предотвращение конфликтов и создание мира на Южном Кавказе», претворяемый
ЮНИФЕМ при поддержке Правительства с 2001 года по настоящее время. Участники
3
этого проекта выступили с инициативой создания «Коалиции 1325», объединяющей женщин из различных партий, общественных, научных организаций и учебных заведений, и направленной на распространение идей, отражённых в Резолюции 1325 (2000)Совета
Безопасности ООН.
Азербайджанская Республика также осуществляет ряд реформ, направленных на претворение в жизнь целей Декларации тысячелетия. Интегрирование гендерной политики в общую стратегию развития страны обеспечивает увеличение рациональности этой стратегии, способствует равномерному распределению пользы, предусмотренной в программах, направленных на экономический рост и благосостояние населения.
Приняты несколько государственных программ, в которых учтены гендерные аспекты и проблемы женщин. Среди них можно отметить Государственную Программу по
Сокращению Бедности и Экономическому Развитию.
Учитывая то, что Азербайджан является страной, имеющей наибольшее количество беженцев на душу населения, правительством республики принята Государственная программа «О решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев», один из разделов которой посвящен проблемам женщин и расширению их возможностей.
Значительный успех достигнут в области здравоохранения, в частности в области репродуктивного здоровья. В Азербайджане действует Национальная программа по репродуктивному здоровью и планированию семьи. Гендерная проблематика занимает важное место и в Национальном стратегическом плане по профилактике и предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа на территории Азербайджана.
В стране уделяется большое внимание вопросам влияния глобализации на обеспечение гендерного равенства. Создан информационно-аналитический центр
«Глобализация», одним из направлений которого является исследование проблем гендерных отношений в контексте глобализации, создание условий для повышения положительных аспектов участия женщин в процессах либерализации рынков, информационно-коммуникационных технологий.
Наряду с прогрессом в ряде секторальных областей, следует отметить, что в стране существуют причины, препятствующие развитию страны. Негативное воздействие на женщин, прежде всего, оказали оккупация 20% территории Азербайджана, явившаяся результатом армянской агрессии, наличие более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, а также трудности переходного периода.

4

Часть вторая: прогресс в решении задач, относящихся к важнейшим проблемным
областям Пекинской платформы действий, и осуществлении дальнейших инициатив
и мер, определенных на двадцать третьей специальной сессии Генеральной
Ассамблеи

Женщины, бедность и экономика

В настоящее время сокращение бедности является одной из общечеловеческих проблем, стоящих перед мировым сообществом. Сокращение бедности означает пользование населением производственными ресурсами, в том числе, землей, водными запасами, а также обеспеченность работой, расширение возможностей в получении образования, пользовании медицинскими услугами, обеспечение правового равноправия между мужчинами и женщинами на всех уровнях, удовлетворение имеющихся потребностей в инфраструктурных и коммунальных услугах, улучшение санитарных и гигиенических условий, а также окружающей среды.
В Азербайджане, как и в большинстве стран мира решение проблемы бедности выдвигается как одна из самых важных задач.
Начиная с 1995 года стали претворяться в жизнь три государственные программы, направленные на восстановление макроэкономической стабильности, проведение структурных изменений и восстановление экономического роста.
При поддержке Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда была реализована широкомасштабная программа стабилизации. В результате осуществления этих программ был достигнут ряд успехов.
С другой стороны, в стране началось государственное строительство, основанное на принципах мировых ценностей и демократии. Были достигнуты значительные успехи в этой области. Таким образом, приобретенная политическая и макроэкономическая стабильность сделала возможным поднять сокращение бедности на уровень главной цели социально-экономической политики Азербайджанского государства.
Реформы социально–экономического характера, проводимые в Азербайджане во многом изменили уровень экономической активности женщин.
Цели и задачи, поставленные в Пекинской платформе, Заключительном документе
23 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также цели Декларации
Тысячелетия нашли свое отражение в Государственной Программе по сокращению бедности и экономическому развитию (2003-2005) и в Национальном плане действий по проблемам женщин (2000-2005).
Начался процесс приватизации и в настоящее время продукция частного сектора занимает более 70% ВВП. Появилось новое понятие – женщина-предприниматель.
Претворена в жизнь земельная реформа, в результате которой более миллиона женщин стали землевладельцами.
5

Несмотря на успешное осуществление всех этих реформ, существуют проблемы, препятствующие претворению политики равных прав и равных возможностей:
- существование «менталитетных» барьеров в выборе специальности и в трудоустройстве, что приводит к тому, что сферы с превосходящим числом женщин имеют менее низкий статус и заработную плату, чем сферы, в которых преобладают мужчины. Существующие стереотипы также тормозят развитие предпринимательства среди женщин: из 69% женщин, занятых в частном бизнесе, только 3% имеют свой собственный бизнес. Основными препятствиями являются: отсутствие начального капитала; ограниченный доступ к микро и макрокредитам; недостаток информации и знаний, относящихся к бизнесу Женщины-предпринимательницы до сих пор воспринимаются как явление исключительное, не типичное, тем более, если зачастую у них возникают трудности в лично-семейной сфере:
- на женщин возложено больше семейных обязанностей при этом они располагают ограниченными по сравнению с мужчинами возможностями альтернативного выбора вариантов трудоустройства и вынуждены отдавать предпочтение месту работы, расположенному ближе к дому;
- женщины отличаются меньшей мобильностью, чем мужчины, для женщин характерна менее эластичная кривая предложения рабочей силы;
- работодатель, стремящийся к минимизации издержек, разделяет рынок труда на женский и мужской секторы и предлагает различные ставки оплаты труда этим двум категориям работников;
- женщины – педагоги, медицинские работники, инженеры вовлечены в торговый сектор из-за низких зарплат в своих специальностях.
В будущем следует решить такие вопросы как роль женщин в процессах экономических реформ, проблемы прав женщин в процессах приватизации, правовые и социальные гарантии защиты женского предпринимательства, консалтинг для женщин предпринимателей, сетевая работа среди женщин-предпринимателей и т.д.
1. В связи с переходом Республики на рыночную экономику, имеется большая потребность в привлечении женщин в эту сферу. В первую очередь, в сельских или городских районах среди женщин разных профессий создать малый бизнес. передать землю сельчанам, провести приватизацию.
2. Для привлечения женщин к фермерскому хозяйству в сельских районах, помочь выделению микро-кредитов, чтобы те могли заняться бизнесом в домашних хозяйствах.
3. Для развития мелкого предпринимательства среди женщин разных профессий в городских районах, помочь в выдаче им микро-кредитов.
4. Cпособствовать развитию частной инициативы женщин .
6

5. Создание среди женщин, никогда не работающих (женщины-инвалиды, многодетные матери) возможностей для «Надомного труда».
6. Для проведения в жизнь вышесказанного проводить обучение женщин различным правовым знаниям и создать юридическую службу. Эту работу провести и в городских, и в сельских районах, в особенности в отдаленных.
7. Информировать женщин о новых закономерностях экономики.
Женщины и здоровье

Социальная защита и охрана здоровья населения являются одними из актуальных проблем для Азербайджана. Эти проблемы стоят в одном ряду с такими проблемами как ликвидация бедности и достижение благосостояния населения. Постсоветский период в
Азербайджане характеризовался значительным ухудшением благосостояния населения, в частности в области охраны здоровья.
В связи с этим правительством были приняты меры, направленные на обеспечение доступа к высококачественным услугам в области здравоохранения, проведение профилактических программ, направленных на укрепление здоровья женщин.
В 1997 году был принят закон «Об охране здоровья населения», в котором мужчинам и женщинам предоставляются равные права по охране своего здоровья. В то же время некоторыми статьями этого закона для женщин предусматривается обеспечение определенных условий, связанных с репродуктивными функциями. Были приняты национальные программы по профилактике и борьбе с туберкулезом, малярией, по укреплению иммунной системы, по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, по репродуктивному здоровью и планированию семьи.
С 1996 года Министерство здравоохранения совместно с Фондом Народонаселения
ООН проводит в стране определенные деятельности, направленные на расширение доступа женщин к высококачественным услугам в области здравоохранения. С этого времени в стране работает программа ООН по планированию семьи. По этой программе проводились тренинги для врачей по планированию семьи, оказывалась техническая помощь вновь созданным центрам планирования семьи. С 2000 года работает программа по репродуктивному здоровью, в рамках которой открыты 27 центров планирования семьи . где распространяется информация, оказываются высококачественные услуги для женщин репродуктивного возраста.
В 2000 году Детский Фонд ООН провел опрос с целью выявления состояния здоровья, образования и общего благосостояния детей и женщин. Этот репродуктивный опрос был направлен на то, чтобы показать наличие связи между различными аспектами благосостояния женщин и детей. Одним из результатов, выявленных опросом является то, что дети матерей, имеющих образование, как минимум на уровне техникума или профессионально-технических училищ, по сравнению с детьми матерей, не получивших образования, испытывают меньшие трудности, связанные с весом ребенка и приостановлением роста. Результат опроса также выявил снижение уровня материнской смертности за последние 10 лет.
7

Для более успешного решения проблем стратегии «Женщины и здоровье» необходимо принятие следующих мер:
- организация работы по репродуктивным правам;
- работа с мужским населением по проблемам репродуктивного здоровья.
- усиление мер по диагностике и профилактике злокачественных образований у женщин;
- пропаганда здорового образа жизни и по вопросам здоровья среди населения;
- проведение периодических исследований по проблемам здоровья среди женщин;
- проведение мониторинга влияния экологических факторов на женщин;
- развитие медико-генетической службы, так как при ее отсутствии возникают проблемы с рождением здоровых детей.
- усиление профилактики ВИЧ/СПИД (просветительная работа);
Женщина и образование

Образование - это одно из важнейших средств обеспечения гендерного равенства и расширения возможностей женщин. Система образования в Азербайджане регулируется
Конституцией, законом об образовании, программой реформ в области образования и другими нормативно-правовыми актами.
В статье 42 Конституции Азербайджанской Республики предусматривается право каждого гражданина на получение образования.
Статья 3 Закона об образовании Азербайджанской Республики предусматривает право получения образования всеми гражданами независимо от пола.
Основу образования составляют средние общеобразовательные школы. Среднее образование в Азербайджане – 11-летнее, бесплатное, обязательное.
Качественное образование является одним из важных факторов, делающих возможным защитить население от уязвимости к бедности. Это частично объясняется тем, что на рынке труда, имеющие образование оказываются более конкурентоспособными.
В Азербайджане традиционно существует высокий уровень образованности. По данным Государственного Комитета по Статистике в 1999 г – уровень грамотности населения от 15 лет и выше у женщин составляет 98%, у мужчин -100%.
Уделяется особое внимание преподаванию вопросов, касающихся равенству прав мужчин и женщин, недопущению дискриминации в подготовке учебных пособий и учебников на всех уровнях системы образования. С 2003 года в средних общеобразовательных школах введён факультативный курс под названием «Человеческое развитие» и составной его частью является «Гендерный фактор в развитии человека».
Также в некоторых ВУЗах были введены образовательные программы по гендеру.
Например, в Западном Университете действует Центр Гендерных Исследований, в
8

Бакинском Государственном Университете была создана кафедра по гендерным вопросам и т.д.
Педагогическая деятельность всегда была одной из традиционных профессий женщин. В средних общеобразовательных школах работает 69% женщин, в средне специальных школах- 60%, в ВУЗах-42%. Несмотря на все это, на уровне принятия решений в области образования большинство составляют мужчины.
В научно - исследовательских учреждениях республики наравне с мужчинами женщины занимаются активной творческой деятельностью. Если между мужчинами и женщинами, работающими в области науки и существует численная разница, это разница невелика. В целом, среди тех , кто работает в области науки женщины составляют 43%, и это близко к показателям многих развитых стран. Количество женщин, занимающихся в области технических и сельскохозяйственных наук сравнительно мало. Среди занимающихся в сфере гуманитарных наук количество мужчин немного превосходит количество женщин. И только в области медицинских наук женщины составляют большинство. Следует отметить, что вышеуказанное деление по гендеру относится к общему числу работающих в научных заведениях. Анализируя гендерное соотношение среди имеющих научную степень, становится ясно, что наблюдаемая разница более высока. Т.о среди кандидатов и докторов наук мужчины составляют большинство.
Несмотря на хорошие, в общем, показатели в области образования, имеются неразрешенные вопросы, связанные с качеством образования, и ряд существенных проблем, которые в течение длительного времени будут отрицательно сказываться на образовании. Проблемы в секторе образования могут быть обобщены нижеследующем образом:
- на всех уровнях образования, особенно на начальном и среднем уровне образования ухудшилось качество обучения. Одной из причин этого является то, что в результате армянской агрессии и оккупации 20% территории Азербайджана было разрушено 616 школ и более 20 тыс. педагогов, в том числе и женщин, осталось без работы;
- во всех учреждениях образования не хватает учебных материалов и принадлежностей для осуществления деятельности на уровне высоких стандартов;
- наблюдается снижение уровня посещаемости девочками школ в связи с социально- экономическими условиями;
- за последние 10 лет уменьшилось количество школ профессионального образования, в том числе, и их учеников;
- между образованием и рынком труда имеется несоответствие, а это требует внесения ощутимых изменений в учебные программы для координации их с новыми требованиями рыночной экономики (в среднем, профессиональном и высшем образовании);
9

- следует обратить особое внимание созданию новых возможностей для развития гендерного образования и гендерных исследований, а также повышению гендерной осведомленности, качеству обучения и гендерной квалификации.
Насилие против женщин

Эта стратегия, включенная в Национальный План Действий отражала в себе такие проблемы, как социально-экономические и психологические причины насилия, защита женщин от насилия, торговля женщинами, изучение и применение международных документов в области защиты женщин от насилия.
В связи с этой проблемой была проведена гендерная экспертиза уголовного кодекса, в результате чего были внесены изменения в уголовный кодекс.
Поскольку насилие против женщин является препятствием на пути достижения равенства, прогресса и мира и нарушает основные права и свободы женщин, а также мешает пользованию ими, многие женские НПО осуществляли проекты и программы, направленные на ликвидацию насилия против женщин.
Впервые проблема насилия в отношении женщин была широко обсуждена на конференции 2000 года, проводимой женской НПО «Симметрия» и БДИПЧ ОБСЕ. На ней были выработаны рекомендации по усилениюразработок комплексных мер по предупреждению и искоренению насилия. С 2001 года осуществляется программа по предотвращению насилия против женщин среди правоохранительных органов (полиция, прокуратура, суды). Подготовлен факультативный курс по предотвращению и защите женщин от насилия для полицейской академии. Проведенные исследования и опросы среди полицейских, работников прокуратуры, судов, позволили выявить отношение правоохранительных органов к этому вопросу, пробелы в отношении информированности, участие женщин на уровне принятия решений в органах правопорядка.
С 2001 года Азербайджан включился в Региональную Информационную Кампанию
Фонда Развития Женщин ООН «Жизнь без насилия».
Начиная с 2002 года Государственный Комитет по Делам Женщин вместе с неправительственными женскими организациями, а также с женскими советами в политических партиях присоединился к акции «16 дневная деятельность против гендерного насилия на Кавказе», в рамках которого проводились семинары и конференции и обсуждения в СМИ.
В 2003 году ГКДЖ перевёл на азербайджанский язык рекомендации Совета
Европы «Защита женщин от насилия» и «Торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации» и в связи с этим создал рабочую группу, состоящую из экспертов правительственных и неправительственных организаций и представителей СМИ. Эта рабочая группа провела экспертизу соответствия национального законодательства международным документам в этой сфере и выработала рекомендации и меры,
10
направленные на ликвидацию насилия против женщин и успешное выполнение
Азербайджаном своих обязательств.
За последние годы проблема торговли людьми, как одна из форм насилия является предметом обсуждения круглых столов, конференций с участием государственных органов, НПО и международных организаций. В результате этого внесены изменения в законодательство, Указом Президента утвержден Национальный план действий «О предотвращении торговли людьми» и обсуждается закон о торговле людьми.
В 2003 году Парламентом республики ратифицирована Конвенция «О транснациональной преступности» и Протокол к ней.
Женщины являются наиболее уязвимой частью населения; насилие, осуществляемое по отношению к ним – это проявление исторически сложившихся неравных отношений между мужчинами и женщинами.
Одной из наиболее распространенных форм насилия против женщин является бытовое насилие, что в свою очередь является показателем напряженности внутрисемейных отношений. Чувство страха, сужение жизненных перспектив женщин, с одной стороны блокируют их стремление к равноправию и развитию, а с другой – препятствуют созданию нормальной обстановки для воспитания детей, формируя негативные поведенческие стереотипы. Лишь 7% женщин, подвергшихся насилию осмысляют его, как фактор осложняющий их семейную жизнь. Это свидетельствует о выраженной тенденции превращения насилия в обыденное и допустимое явление. К сожалению, официальная статистика не отражает реальной картины преступлений в отношении женщин в этой сфере.
Неэффективная работа правоохранительных органов, слабая система государственной статистики, слабая работа социальных институтов защищающих жертв насилия и неодобрение публичного обсуждения фактов насилия в особенности сексуального, без отрицательных последствий для его жертв – женщин и девушек заставляет их воздерживаться от обращений в правоохранительные органы. Все это не дает возможности оценить реальную ситуацию и оказать соответствующую помощь пострадавшим.
Для успешного решения проблемы насилия против женщин необходимо принятие следующих мер:
- организация кризисных центров и подготовка работников для кризисных центров
(социальных работников);
- организация работы в медицинских учреждениях по идентификации домашнего насилия;
- организация информационно-образовательных, мониторинговых центров по насилию;
11

- организация взаимодействия государственного сектора и НПО по проблеме насилия.
Женщины и вооружённые конфликты

В Национальном Плане Действий особое место уделяется стратегии «Женщины и вооруженные конфликты».
Будучи страной, вовлеченной в вооруженный конфликт на протяжении более 10 лет, 20% территории которой оккупировано в результате действий вооруженных формирований Республики Армения, и имеющей более чем миллион беженцев и временно перемещенных лиц, выселенных с захваченных территорий, Азербайджан на собственном опыте познал все ужасы этого военного конфликта, который тяжело отразился на жизни каждого гражданина страны, и в частности, на жизни женщин..
В 1995 году на 39-ой сессии Комиссии ООН по Положению Женщин по инициативе азербайджанских женщин была принята Резолюция об «Освобождении женщин и детей, взятых в заложники, включая тех, кто впоследствии подвергся тюремному заключению, в период вооружённых конфликтов», которая была пролонгирована на следующих сессиях.
В 2001 году Кабинетом Министров принята Программа Действий, связанная с объявлением ООН международной Декады культуры мира.
Женщины. принимая на себя все тяготы войн и конфликтов. более привержены идеям мира, безопасности и борьбы, направленной против войн и конфликтов. Еще в 1998 году в Бакинской Декларации. принятой на субрегиональной конференции «Права женщин – права человека: женщины и вооруженные конфликты» особенно отмечалась важность роли женщин в предотвращении и разрешении конфликтов в регионе, в постконфликтном построении мира и необходимость привлечения женщин к участию в мирных переговорах на всех уровнях.
В стране уделяется особое внимание роли женщин в миротворческой деятельности.
Женские организации вносят важный вклад, выступая в роли пропагандистов мира, как в своих семьях, так и в обществе.
Для достижения прочного мира весьма важное значение имеет просветительская работа, направленная на пропаганду такой культуры мира, при которой обеспечиваются справедливость и терпимость в отношении всех наций и народов, и следует проводить эту работу с детьми раннего возраста.
Прекрасным симбиозом сотрудничества между государственными структурами,
НПО и международными организациями является региональный проект «Женщины за предотвращение конфликтов и создание мира на Южном Кавказе», претворяемый
ЮНИФЕМ при поддержке Правительства. В рамках этого проекта прошли подготовку 20 тренеров в области предотвращения и разрешения конфликтов и создания мира, и
12
проведены 60 семинаров-тренингов, охватывающие все районы Республики. 1200 женщин, занимающих должностные позиции, являлись участниками этих тренингов.
Учитывая особую роль образовательного аспекта этой сферы, разработаны учебные программы и введены новые дисциплины в учебных заведениях по теме предотвращения и разрешения конфликтов и создания мира. В этих программах особое место уделяется роли женщин в создании культуры мира.
Женщины страны активно включены в миротворческую деятельность на национальном, региональном и международном уровнях. С учетом положений Резолюции
1325 СБООН и с целью привлечения женщин к активному участию в мирных процессах, в сентябре 2002 года была учреждена национальная «Коалиция 1325». С момента своего создания коалиция была вовлечена в различные проекты, способствующие росту информированности азербайджанского общества о содержании Резолюции 1325, подчеркиванию важности активного участия женщин в процессах принятия решений и поддержанию роли женщин в мероприятиях по построению мира. Участниками Коалиции были проведены 12 тренингов на тему «Содействие гендерному равенству в процессах построения мира», проведенных в различных регионах Азербайджана и два круглых стола на тему «Участие азербайджанских женщин в процессе принятия решений на национальном и международном уровнях».
Равный доступ женщин к структурам власти и всестороннее участие женщин в их деятельности и их полное вовлечение в процесс осуществления всевозможных усилий, направленных на предупреждение и разрешение конфликтов, являются необходимыми для поддержания и содействия достижению мира и безопасности. Для того чтобы женщины играли равную с мужчинами роль в обеспечении и поддержании мира, их необходимо наделить политическими и экономическими правами и обеспечить их адекватную репрезентативность на всех уровнях принятия решений. Указ Президента
Азербайджана от 6 марта 2000 года «Об осуществлении государственной женской политики в Азербайджанской Республике» является предпосылкой усиления роли женщин в обществе, на уровне принятия решений.
Успешная реализация стратегий «Женщины и вооруженные конфликты» непосредственно связано с решением проблемы Нагорного Карабаха, правовое разрешение которого ,должно быть основано на резолюциях 822, 853, 874, 884 СБ ООН, а также решениях Лиссабонского Саммита ОБСЕ.
В будущем следует усилить сотрудничество с международными организациями, поддерживать программы, направленные на постконфликтную реабилитацию на территориях освобожденных от военной агрессии и проводить работу в этом направлении.
Беженцы и вынужденные переселенцы.

В результате военной агрессии, проводимой вооруженными силами Армении против нашей страны 20% Азербайджанских земель – Нагорный Карабах и прилегающие к нему 7 районов были захвачены, и в связи с этой оккупацией Азербайджан является
13
страной с наибольшим числом беженцев и вынужденных переселенцев на душу населения. В стране более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, их них 420 тыс. являются женщинами. Большинство вынужденных переселенцев, в том числе женщин , до сих пор проживают в местах, непригодных для жилья по жизненным и санитарным условиям – палаточных городках, фермах и землянках, железнодорожных товарных вагонах, недостроенных объектах и т.д. Среди беженцев и вынужденных переселенцах уже достаточно много вновь появившихся семей, что также превратилось в серьезную проблему, связанную с их расселением. По последним данным в лагерях беженцев и вынужденных переселенцев родилось 100 тыс. детей.
В течение 10 лет Президентом республики были подписаны 26 указов и распоряжений, Милли Меджлисом было принято 13 законов, Кабинетом Министров было подписано 147 распоряжений. Все эти принятые законы и документы касаются вопросов социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев, том числе женщин.
Существуют несколько факторов увеличения риска насилия в отношении женщин- беженок и вынужденных переселенцев. Это социальные факторы, также экономические проблемы, распад механизмов традиционной социальной защиты.
Сегодня женщины-беженки Азербайджана, живя в палаточных городках в ужасных условиях и неся всю тяжесть бытовых проблем, находятся в состоянии утери былых достижений и перспектив развития.
Демографический анализ выявляет существующее неравенство среди мужчин и женщин беженцев и вынужденных переселенцев. На данный момент гендерное неравенство в разных категориях беженцев и вынужденных переселенцев достаточно превысил средний национальный показатель (51,1 % женщины, 48,9 % мужчины). Это тенденция потому беспокоит, что по официальной статистике мальчиков до 14 лет больше количества девочек, но в экономически активной и фертильной возрастной группе просматривается обилие женщин. Для более 100 тысяч женщин нет мужской пары. Для выполнения сезонных работ главы семей бывают вдали от дома, а это ослабляет отношения в семье и повышает количество домашних хозяйств, возглавляемых женщинами. Слабая защита женщин-беженок и вынужденных переселенцев, безнаказанность лиц, нарушивших законы и совершающих насилия, являются усиливающими риск факторами. Поэтому следует оказывать моральную поддержку этим людям, которые лицом к лицу встретились с горькими испытаниями судьбы и вновь вернуть им надежду.
В связи с исполнением утверждённого Кабинетом Министров Постановления от 26 сентября 2000 года «Программа обеспечения женщин-беженок и вынужденных переселенцев соответствующей работой», Государственный Комитет по Проблемам
Женщин вместе с Министерством Труда и Социального Обеспечения и Государственным
Комитетом по Делам Беженцев и Вынужденных Переселенцев, осуществляет программы, направленные на улучшение состояния беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе и женщин.
14

В указе Президента Азербайджанской Республики “О претворении в жизнь
Государственной Женской Политики” среди заданий, отнесённых к ведению Кабинета
Министров, есть специальный пункт об обеспечении занятости женщин-беженок и вынужденных переселенцев. В связи с этим Государственный Комитет по Делам Женщин обратился в органы Службы Занятости Министерства Труда и Социального Обеспечения и в результате этого стало ясно, что 18381 женщин были обеспечены подходящей работой,
739 их которых – беженки. На оплачиваемые общественные работы были привлечены
1669 женщин, в том числе 266 беженок, по безработице было выделено пособие 7998 людям, из них 4049 беженцы. Органы Службы Занятости привлекли к подготовительным курсам и курсам повышения квалификации народных и современных профессий 694 женщин, в том числе 425 беженцев и вынужденных переселенцев, из них 83 % после окончания курсов были обеспечены работой. Со стороны органов Службы Занятости 3701 женщинам (в том числе 3027 беженкам) был дан статус безработных, 607 женщин (в том числе 148 беженок) были обеспечены работой согласно квоте.
Права человека женщин

Права женщин являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Азербайджанская Республика присоединилась ко всем международным конвенциям в области прав человека, в том числе к Международному Пакту о
Гражданских и Политических правах, Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН по правам ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, о гражданстве замужней женщины, Конвенции МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, об охране материнства и др. Конституция Азербайджанской Республики, принятая 12 ноября 1995 года путем всенародного референдума, закрепила равные права женщин и мужчин (пункт 2 статьи 25) и создала правовую базу их активного участия в процессах демократического государственного строительства.
В 2002 году был избран Уполномоченный по правам человека (Омбудсман).
В Азербайджане принято и уже функционирует новое, отвечающее требованиям современности, прошедшее апробацию и получившее высокую оценку международных экспертов и Совета Европы уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, административное, семейное, трудовое и иное законодательство, в той или иной степени регулирующее интересы и охраняющее права женщин, защищающее их от любых форм дискриминации, от издевательства и насилия, как в семье, так и в жизни, в обществе. В нем закреплено равноправие граждан вне зависимости от половой принадлежности, предусмотрены ответственность за любые преступления против женщин и детей, правовые рычаги воздействия в отношении правонарушителей, избравших объектом своих противоправных деяний женщину и ребенка.
Важное значение в плане защиты прав женщин имеют новые Уголовный,
Уголовно-Процессуальный кодексы, Кодекс Исполнения наказаний, вступившие в силу с
1-го сентября 2000-го года и другие законы Азербайджанской Республики. В указанных кодексах наряду с общими условиями применения наказания законодательством
15
предусмотрены определенные обстоятельства, облегчающие применение наказания к женщинам.
Следует отметить изменения и дополнения, которые произошли в законодательной базе республики, начиная с 2001 года, касающиеся положения женщин. В частности принят закон “О сокращенном рабочем дне для различных категорий государственных служащих” (22.06.01), где предусмотрено для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей (до 1,5 лет) время работы не более 36 часов в неделю.
Принят закон “О занятости” (2.07.01), где в ст.6 – Государственная политика в области занятости, предусмотрены равные права мужчин и женщин при выборе профессии.
В ст.9.1 предусматривается дополнительное обеспечение для граждан, которые испытывают трудности при устройстве на работу особо нуждающихся в социальной защите – многодетным родителям, имеющих несовершеннолетних детей , женщинам воспитывающих детей инвалидов.
В ст.9.2 – предусматриваются квоты при устройстве на работу для категории граждан перечисленных выше в ст. 9.1. Размер квоты составляет не более 5 % в зависимости от среднего количества работников предприятия.
Принята поправка в Семейный Кодекс, касающаяся порядка взыскания алиментов.
Внесена поправка к ст. 108 - Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики, где предусмотрена ответственность от 10 до 15 лет за принуждение женщины к беременности с целью изменения этнического состава населения.
В Постановлении Кабинета Министров от 15.09.01 - О порядке выплаты заработной платы пожизненно заключенным, а также лишенным свободы на определенный срок в п. 2.7 предусматривается сокращенный рабочий день для женщин- заключенных, имеющих детей, находящихся в ведении учреждения отбывания наказания
– не более 36 часов в неделю.
Постановление Кабинета Министров от 09.06.01 – О наркологической помощи и наркологическом контроле, указывается категории граждан, нуждающихся в особом внимании – среди них указываются беременные женщины и женщины, имеющие детей.
На данный момент в стране существует более 50 женских неправительственных организаций, деятельность которых направлена на защиту прав женщин, вовлечение женщин в общественно-политическую жизнь, оказание помощи беженцам, детским домам, инвалидам.
Проводились информационные кампании для повышения уровня общественного сознания относительно проблемы насилия, распространения правовых знаний, с тем чтобы информировать женщин об их законных правах.
16

Несмотря на то, что создана законодательная база, обеспечивающая защиту прав женщин, необходимо разработать механизмы по уменьшению пропасти между законодательством и его реализацией; а также, систематически проводить гендерную экспертизу законодательства.
Участие женщин в работе директивных органов и в

процессе принятия решений.

Женщины в Азербайджане составляют более половины населения и электората, но они продолжают быть недостаточно представленными на постах, связанных с принятиями решений в области политики и общественной жизни. Несмотря на существующее равенство в правах разделение власти и ответственности между женщинами и мужчинами и их доступ к экономическим, социальным и культурным ресурсам остаются неравномерными. Главной причиной этого являются существующие устойчивые традиционные представления о распределении ролей между полами. Равное участие мужчин и женщин в области политики и общественной жизни является неотъемлемой частью прав человека и элементом социальной справедливости, а также необходимым условием для более эффективного функционирования демократического общества.
Азербайджаном ратифицирована Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международный пакт о политических и гражданских правах, Европейская социальная хартия.
В целях осуществления в Республике гендерной политики Указом Президента от
14 января 1998 года был создан ГКДЖ, способствующий повышению роли женщин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. В марте 2000 года
Президентом Азербайджанской Республики был подписан Указ «Об осуществлении государственной женской политики в Азербайджанской Республике», в котором были даны основные направления роли женщин в государственном и общественном управлении. 6 марта 2000 года Кабинетом Министров было принято постановление о
Национальном Плане Действий по проблемам женщин в Азербайджанской Республике.
Необходимость продвижения женщин в процессе принятия решений отмечено в документах первого и второго съезда Женщин (1998-2003).
Начиная с 1998 года в Республике наметилась тенденция усиления роли женщин в обществе. В результате этой политики на последних выборах в Национальную Академию наук несколько женщин получили статус академиков. Из трёх заместителей Председателя
Парламента одна женщина. В Парламенте Азербайджана – Милли Меджлис - представлены 13 женщин – депутатов (10,4%), которые активно участвуют в законотворческой работе, создании правовых условий реального равенства полов и охраны индивидуальных свобод женщин. В рамках судебно-правовой реформы в стране прошли выборы судей и согласно статистическим данным 14% судей составляют женщины. Председателями Верховного и Апелляционного Судов, а также ряда общих и специализированных судов являются женщины. Комитетом создан банк данных женщин –
17
руководителей, работающих на руководящих должностях в районах, в министерствах и ведомствах, также банк данных женщин, как возглавляющих Высшие учебные заведения, так и работающих в них.
2 июля 2000 года был избран Уполномоченный по правам человека (Омбудсман).
Среди трех кандидатов, представленных Президентом, Милли Меджлисом (Парламент) большинством голосов была избрана женщина на этот ответственный пост.
С 2000 года Бюро Демократических Институтов и Прав Человека ОБСЕ проводит в жизнь проект о лидерстве женщин и их участии в принятии решений и в этом проекте активно участвовали работники ГКДЖ
Группой специалистов, состоящих из экспертов парламента ГКПЖ, НПО разработан проект закона о равных правах и равных возможностях, который находится на рассмотрении Комиссии Парламента. Проект закона предусматривает принятие позитивных мер, с тем, чтобы способствовать более сбалансированному участию женщин и мужчин в процессе принятия решений в области политики и общественной жизни.
Несмотря на то, что достигнуты значительные успехи в реализации этой стратегии, необходимо принять дополнительные меры, направленные на обеспечение сбалансированного в гендерном отношении представительства мужчин и женщин на руководящих постах., ибо равное участие мужчин и женщин в процессе принятия решений в политической и общественной жизни является необходимым условием построения демократического общества, основанного на принципах равенства, социальной сплоченности и соблюдения прав человека .
Следует инициировать работу, направленную на учреждение парламентской комиссии по правам человека и равных возможностях и применять комплексный подход к проблеме равенства между мужчинами и женщинами в их работе, реализовывать программы, направленные на подготовку лидеров среди женщин, содействовать участию девушек в деятельности общественных организаций, с целью приобретения опыта, знаний и навыков, которые они смогут использовать при работе в институциональной сфере, а также сфере политики.
Женщины и Средства Массовой Информации.

Тема «Женщины и СМИ» включает в себя такие проблемы как СМИ и преодоление гендерных стереотипов, информированность общества и дискуссия о положении женщин в обществе, специальные женские средства массовой информации, современные информационно-коммуникационные технологии и женщина и пр.
В решение проблем гендерного равенства и преодоление различных форм дискриминации женщин большое значение имеет публичное обсуждение данных проблем.
18

Именно поэтому гендер в СМИ, включая газеты, в том числе региональные газеты, и ТВ, включая региональные, имеет первостепенно значение в двух аспектах: просветительском, чтобы последовательно объяснять людям различные аспекты данной проблематики, и поддержания необходимого общественного климата, чтобы различные люди привыкали к данной проблематике.
В последние годы, особенно начиная с 2000 года гендерные проблемы и проблемы женщин так или иначе стали предметом публикаций в СМИ Азербайджана.
В постпекинский период стали издаваться новые журналы, редакторами которых стали женщины, а также журналы, посвященные женским проблемам.
По всем телеканалам и радио ведутся передачи, посвященные женским проблемам.
При поддержке ПРООН начаты регулярные передачи по проблемам гендера по радио, а с
1999 года ежемесячно выходит в эфир передача «Женщина и мужчина».
С сожалением приходится констатировать, что хотя сегодня у азербайджанской журналистики преимущественно «женское лицо», руководят этими женщинами в основном мужчины.
Самый важный порок Азербайджанских СМИ в гендерном аспекте (как впрочем и большинства постсоветских стран) явные или завуалированные формы сексизма. Это очень серьезный и очень глубокий порок, о котором зачастую даже не подозревают многие журналисты, работающие в СМИ, прежде всего на ТВ. Приведем такой пример, он настолько банален, что его часто повторяют. Если журналистка берет интервью у мужчины, тем более у мужчины-политика, она как правило не вспоминает его личную жизнь, если же у женщины, тем более у женщины-политика, то вопрос о личной жизни, о семье задается почти автоматически. Почти бессознательно журналистка, как представитель данного, в данном случае Азербайджанского общества, уверена, что не может быть женщина счастлива и считать свою судьбу успешной, если это так или иначе не связно с ее личной жизнью.
Мы нередко не отдает себе отчет, что подсознательно женская сексуальность и способность к воспроизводству становятся определяющими культурными (а не биологическими) характеристиками женщин. Как раз благодаря этому женщина оказывается уязвимой в противопоставлении мужчинам и становится жертвой патриархальных установок. Если мужчина идентифицируется со своим делом, своим социальным статусом, со своим финансовым положением и т.д., то с женщинами дело обстоит иначе. В тех или иных формах подобное проявление “сексизма” пронизывает все передачи всех каналов Азербайджанского ТВ, связанные с шоу-бизнесом модельным бизнесом, со здоровьем и пр. Конечно, в преодолении сексизма очень опасно вместе с водой выплеснуть ребенка, т.е. перейти на “пролетарский” стиль одежды и поведения женщин. Речь всего-навсего идет о признании женского достоинства, не обязательно включающего в себя взгляд мужчины на ее тело.
19

Преодоление того, что названо “сексизмом” дело не одного дня и ни одного тренинга. Но тем не менее чрезвычайно важно настойчиво указывать на эту опасность, поскольку в силу своей чрезвычайной консервативности и укорененности в различных типологиях культур, она репродуцируется культурой вновь и вновь и мы с неподдельным удивлением обнаруживаем эти рецидивы у мальчиков и девочек, начиная с едва ли не 10 лет. В этой связи было бы чрезвычайно важно и интересно соединить тренинги по гендеру для школьников с соответствующими ток-шоу на ТВ.
Следует принять меры, направленные на:
- увеличение времени телевизионного и радио на освещение проблем гендера и женщин;
- издание специализированных газет;
- введение женщин журналистов в структуры руководства media.
Девочки

После обретения государственной независимости молодежная политика в
Азербайджанской Республике, включая стратегию по девочкам была признана среди приоритетных направлений деятельности государства.
Парламентом республики ратифицирована Конвенция по правам детей.
Усилиями Министерства Молодежи, Спорта и Туризма, а также ГКДЖ проделана определенная работа по координации деятельности государственных органов и неправительственных организаций в области национальной молодежной политики для обеспечения всестороннего развития детей и молодежи, в том числе защите прав и интересов девочек. Налажены тесные взаимоотношения с детскими и молодежными организациями в республике. Приняты нормативно-правовые акты по защите прав и решению проблем молодежи, в том числе девочек, проведены 3 общереспубликанских форума, частично профинансированы проекты общественных организаций, обеспечено участие представителей молодежных организаций в важнейших международных мероприятиях. В республике принят закон «О правах ребенка», в котором закреплены все основные права и свободы детей: это – свобода совести и слова, право на образование, право на отдых и охраны здоровья, право на труд и т.д. принят закон «О социальной защите детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки». В 2000 году
Кабинетом Министров утверждена Государственная Программа «О защите прав и усилению воспитательной работы среди детей и подростков». Правительством утверждена программа «О поддержке молодых семей», в соответствии, с которой расширяется сеть консультационных служб для молодых семей, а также добрачной подготовки молодых женщин к семейной жизни, создаются центры социально- психологической помощи, оказывается поддержка развитию семейных видов спорта, ведется работа по защите репродуктивного здоровья, социальной ориентации семьи, усиления воспитания детей.
20

В 2002 году вступил в силу закон о молодежной политике. Один из основных принципов закона основан на соблюдении равноправия при осуществлении государственной молодежной политики. Министерство Молодежи, Спорта и Туризма вместе с ГКДЖ проводит акции и мероприятия, направленные на устранение насилия и дискриминации по отношению к женщинам, в том числе и девочкам. Создан
Национальный Совет Молодежных Организаций Азербайджана, который объединяет 49 молодежных неправительственных организаций. Руководителями 21 организаций являются молодые женщины. В период 1996 по 2003 год Национальным Советом
Молодежных Организаций Азербайджана осуществлены десятки как международных, так и национальных проектов, направленных на претворение в жизнь стратегий Пекинской
Платформы Действий, итогового документа 23-ей специальной сессии Генеральной
Ассамблеи ООН.
Наряду с проделанной работой существует ряд проблем:
Как известно девочки подвергаются дискриминации начиная с самого раннего возраста, в детстве и по достижении совершеннолетия. Причиной этому является неадекватное отношение к девочкам, например, предпочтение сыновей - что приводит к серьезным социальным проблемам, существующим в обществе, таким как выбору пола ребенка до рождения и женскому инфантициду - ранние браки, включая браки в детском возрасте, браки между родственниками, насилие в отношении девочек, сексуальная эксплуатация, половое принуждение. Это все в первую очередь влияет на здоровье и благополучие девочек.
Причиной возникновения подобных проблем является то, что им внушают, что они должны быть на последнем месте, что естественно наносит ущерб их самоуважению. В основном уязвимой группой, подвергающейся дискриминации являются девочки из малообеспеченных семей, девочки у которых в семье существуют строгие порядки, девочки-беженцы, девочки-инвалиды.. Необходимо выдвигать инициативу по подготовке девочек к активному, эффективному и равноправному участию в социальной, политической и культурной сферах, разрабатывать программы, рассчитанные на становлении характера, правильного подхода к жизни, самоутверждению, раскрытию своего потенциала и реализацию своих возможностей..
Необходимо:
- создание механизма мониторинга за посещаемостью школ девочками;
- усиление системы статистического учета;
- распространение информации о пагубности ранних браков и антиправном его характере;
- разработка школьных курсов по правам человека, правам ребенка, правам женщин как прав человека.
21

Женщины и информационно-коммуникационные технологии.

Развитие информационных технологий и отношений, возникающих на основе использования информационного пространства регулируется «Законом Азербайджанской
Республики об информации, информатизации и защите информации», утвержденном
Президентом страны в июне 1998г. Необходимость внедрения ИКТ в азербайджанскую экономику и в общество становится условием вступления во Всемирную Торговую
Организацию и интеграцию в Европейское пространство. Азербайджан внедрил фиброоптическую коммуникационную инфраструктуру мирового уровня, которая реально сможет технически поддерживать информационный обмен между всеми регионами страны.
Это способствует расширению существующего Азербайджанского Интернета и сетевого пространства. На 1 января 2004 года число Интернет хостов составляет 346, число подписчиков Интернет 55.000, пользователи в % населения 1,2. В феврале 2004 г создано Министерство по делам связи и информационных коммуникаций, которое ответственен за развитие технических компонентов информационного пространства и реализацию онлайновой стратегии правительства, Национальная стратегия развития ИКТ в Азербайджане утверждена совместным проектом ПРООН и азербайджанским правительством в 2001 году и предполагает увеличение в 2011г. числа интернет-серверов до 15,000. Это включает, по крайней мере, один интернет-сервер и один сайт для каждого из 1,600 сел в Азербайджане и для каждой организации, включая НПО.
Уровень готовности к электронной коммерции в Азербайджане среди самых низких - 2,72 из 10 ставит Азербайджан на 59 место среди 60 обследованых стран. В настоящее время существует свободный национальный рынок оказания услуг Интернет: на рынке присутствует более 5 Интернет-провайдеров. Ни один из провайдеров не доминирует путем монополии или контроля доступа к Интернет-магистрали из-за очень высоких тарифов за использование международных линий, выделенных для Интернета.
Азербайджан занимает стратегический коридор для транзита нефти и газа с
Каспийского моря в Турцию, Черное море и на мировой рынок и поэтому будет скоро иметь прямой доступ к Интернет - магистрали через ТАЕ оптоволоконный кабель, соединяющий Франкфурт и Шанхай, проходящий через территорию Азербайджана.
Имеется большой и позитивный опыт использования ИКТ в работе Коммиссии по приему студентов (возглавляет женщина), Комиссии по выборам и Государственном
Таможенном комитете. Все три проекта поддерживаются ПРООН.
В национальной стратегии по ИКТ подчеркивается, что необходимо привлечь большее количество НПО, в том числе женских. Однако в стране существуют всего три сайта женсих НПО. Среди международного сообщества доноров программа женского развития через ИКТ с 2001 г. в большом объеме поддерживается фондом Институт
Открытое Общество (OSI), При его поддержке создан первый в стране Азербайджанский
Информационный Гендерный Центр, вошедший в европейскую сеть REWIND. На базе
22
центра функционирует Национальный Женский портал с объемом более 50мгб. www.gender-az.org В портале представлены все виды женской активности: гендерная политика государства, гендерное образование, директория женских НПО Азербайджана, миротворчество и т.д. На протяжение двух лет при поддержки USAID и Manacash центр провел 22 тренинга по ИКТ для женских НПО в регионах . Азербайджанский
Информационный Гендерный Центр стал опрном пунктом развития ИКТ в женской среде.
Центр выставляет в Интернет все материаля периодической печати страны, касающиеся женщин. В настоящее время при поддержке ЕБРР, Открытого общества и USAID начата программа по созданию информационно – консультативной базы женского предпринимательства. В 2004 фонд IREX стал проводить занятия для женских НПО по программ «HTML», “ Photoshop,” “Flash ”.
Женщины и миграция

В Азербайджанской Республике уделяется особое внимание работе урегулирования миграционного процесса, который является одной из актуальных проблем глобализации.
Кабинетом Министров Азербайджанской Республики была создана Комиссия по подготовке государственной миграционной программы, состоящая из должностных лиц государственных органов, участвующих в урегулировании миграционных процессов в стране .
Учитывая изменения формы и направления миграционных процессов и необходимость принятия в этой области гибкой государственной политики, этой комиссией подготовлен проект «Концепция Государственной Политики по Управлению
Миграцией» с участием представительства МОМ в Баку, представленный на утверждение
Президенту Азербайджанской Республики.
Основную цель этой Концепции составляет обеспечение национальной безопасности Азербайджанской Республики и стабильного социально-экономического, демографического развития, полезное использование трудовых ресурсов, рациональное распределение населения на территории страны, мирное урегулирование Карабахского конфликта обеспечение безопасного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в родные места, создание национальной системы обращения для убежища в соответствии с международными стандартами, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, устранение негативного влияния неуправляемых миграционных процессов, торговля людьми, в частности предотвращение торговли женщинами и детьми и незаконной миграции, изучение факторов, могущих стать причиной неожиданных массовых миграций и подготовка заблаговременного комплекса мероприятий для их оптимального решения.
Вместе с тем была подготовлена Государственная Программа в области Развития
Демографии в Азербайджанской Республике и в этой Программе отражаются некоторые вопросы, связанные с решением проблем женщин.
Программа предусматривает:
23

- создание в соответствующих учреждениях отдельных районов республики перинатальной службы для госпитализации беременных женщин, имеющих высокий риск материнской и детской патологии;
- обследование женщин, имеющих детей с врождённым дефектом, организация перспективного медико-генетического совещания во время рождения детей, диспансеризация семей с врождённой и наследственной патологией;
- применение современных методов перинатальной диагностики на ранних стадиях беременности;
- организация подвижной бригады неонатологов при санитарной авиации города Баку;
- создание и развитие отделов по интенсивной терапии и реанимации для новорождённых в соответствующих медицинских учреждениях районов и городов
Республики;
- обеспечение передачи матерям в родильных домах «Руководства по обращению с ребёнком» и «Паспорта здоровья ребёнка»;
- обеспечение передачи бесплатного детского питания детям из бедных семей в возрасте одного года и двух лет по месту жительства;
- разъяснение лицам, обратившимся в связи с заключением брака в органы ЗАГСа и местные органы самоуправления, их прав и обязанностей;
- применение системы беспрерывного профессионального роста женских кадров в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, усовершенствование методов их профессиональной подготовки;
- предотвращение торговли людьми, в том числе ведение кампании по просвещению среди населения, подростков и молодёжи. В рамках этой кампании обеспечение обучения правительственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами женщин, молодёжи и детей;
- изучение развития тенденции брачно-семейных отношений и некоторые другие вопросы.
24

ВИЧ / СПИД

В результате целенаправленной работы с 1997 года произошел резкий рост количество случаев выявления ВИЧ- инфекций. В республике обнаружено 625 случаев заражения СПИДом, из них 120 составляют женщины (19,9%)а. В Республике создана служба предотвращения распространения СПИДа, во главе которой стоит
Азербайджанский Национальный Центр по борьбе со СПИДом – единственное государственное головное учреждение, являющийся организационно-методическим, координирующим, контролирующим и практически учреждением Министерства
Здравоохранения. В структуру Центра входят 12 региональных лабораторий. В каждом лечебном учреждении республики назначено ответственное лицо за профилактику
СПИДа.
На государственном уровне был принят ряд законодательных актов, направленных на предотвращение распространения СПИДа в Республике. 16 апреля 1996 года был принят «Закон Азербайджанской Республики о предотвращении распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (СПИД)». Президентом
Азербайджанской Республики подписан Указ о его применении. 20 октября 1997 года
Кабинетом Министров Азербайджанской Республики утверждена Национальная
Программа по предотвращению СПИДа.
Государственная Программа отражает основные направления и стратегию правительства по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Эта программа включает, как теоретические основы, так и медицинские, интеграционные и другие аспекты борьбы со СПИДом.
Однако возможности ее финансирования у правительства ограничены. В целях обеспечения безопасности донорской крови и ее препаратов в соответствии с приказами
Министерства Здравоохранения Азербайджанской Республики создана система сертификации донорской крови.
Центр по борьбе со СПИДом обращает особое внимание на соблюдение прав ВИЧ инфицированных и СПИД-больных. Все ВИЧ-инфицированных и СПИД –больные берутся на диспансерный учет в Центре и им оказывается бесплатная медицинская помощь, лечение, консультирования специалистами. Социальная помощь осуществляется в виде оформления инвалидности, получения пенсионного пособия по инвалидности.
К сожалению, Центр по борьбе со СПИДом не включается в многочисленные программы и проекты по социальной и материальной поддержке со стороны международных организаций. В целях повышения информированности, уменьшения риска заражения, своевременного выявления и предупреждения распространения ВИЧ- инфекции среди группы риска осуществляются скрининговые исследования. С 1997 года функционирует служба круглосуточного анонимного консультирования и обследования на СПИД и телефон доверия. При центре создано движение «Молодежь против СПИДа», активно-участвующее в борьбе со СПИДом.
По инициативе центра в Республике среди учащихся, начиная с 6 классов во всех средних и высших учебных заведениях, 10 декабря проводится час борьбы со СПИДом.
25

Занятия проводятся по Программе «Спаси себя от СПИДа», разработанной Центром по борьбе со СПИДом. Кроме того, разработаны памятки и листовки для родителей, которые доставляют домой детям. Эти занятия проводятся по особому распоряжению
Министерства Образования. Благодаря этим занятиям отмечается рост информированности детей, подростков и молодежи, формируются навыки безопасного поведения, здорового образа жизни. Национальные и международные НПО играют важную роль в обеспечении прав инфицированных ВИЧ/СПИДом, развитии различных направлений по борьбе с этой болезнью.
При активной поддержке Цента по борьбе со СПИДом в 1998 году была создана ассоциация ВИЧ-инфицированных, СПИД-болных «Имдад - SOS». Эта Ассоциация- единственная в республике общественная организация, имеющая социальную базу и создана для оказания моральной, материальной, социальной, психологической и юридической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. В состав ассоциации «Имдад -
SOS» входят сами ВИЧ-носители и члены их семей, а также врачи, юристы, психологи, социологи и другие граждане. Национальный Центр по борьбе со СПИДом тесно сотрудничает с Ассоциацией «Имдад -SOS».
По мнению международных экспертов Азербайджан в числе других стран Южного
Кавказа находится в начале эпидемии СПИДа. Это означает, что все усилия и потенциальные возможности должны быть мобилизованы именно сегодня, в противном случае все действия, направленные на предотвращение СПИДа, могут оказаться запоздалыми и безрезультатными.
Помимо существующих серьезных финансовых проблем, следует отметить недостаточный уровень информированности населения о проблеме ВИЧ/СПИДа и способах заражения. Эта проблема требует мобилизации общественности на борьбу с социальными и экономическими проблемами, усиливающими риск инфицирования ВИЧ.
Необходимо также усилить координацию в области предотвращения и борьбы с
ВИЧ/СПИДом всех государственных, общественных и международных организаций.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал