Главным г5Р0м ф» Летом 1973 года завершил программу космических исследований «Луноход-2», экипаж



Pdf просмотр
Дата12.02.2017
Размер114 Kb.
Просмотров315
Скачиваний0

ГЛАВНЫМ Г5Р0М
Ф»
Летом 1973 года завершил программу космических исследований Луноход, экипаж
«Союза-19» приступил к совместным тренировкам с американскими коллегами по проекту
«Союз-Аполлон». Но даже столь яркие успехи державы в деле освоения космоса не затмили
в глазах отечественных автолюбителей появление новой модели Ижевского автозавода
с непривычным названием ИЖ-2125 «Комби» и необычным кузовом «лифтбэк».
Модели развития
К середине х благосостояние советских граждан заметно выросло, правда, тратить сбережения было практически не на что. Народ держал «соцнакопления» в кубышках это приводило к замедлению оборота денежной массы и грозило плановой социалистической экономике стагнацией. Между тем малолитражки пользовались повышенным спросом. Увеличение объемов производства легковушек позволило бы вытянуть у населения лишние деньги и вновь запустить их в оборот. Но около половины всех Москвичей уходило на экспорт страна нуждалась в валюте, а выпускавший Запорожцы завод Коммунар никак не мог выйти на проектную мощность. Руководство страны понимало, что придется не только реконструировать существующие автомобильные заводы, но и построить новые. Правда, в вопросе строительства новых автогигантов единодушия не было. Одни предлагали не мудрствовать, а пойти по проторенному 35 лет назад пути закупить заграницей перспективную модель вместе с заводом для ее производства. Другие, в том числе председатель Высшего совета народного хозяйства СССР
Д.Ф.Устинов, настаивали на радикальном расширении производства уже существующих предприятий, аргументируя свою позицию политическими соображениями ненужно связываться с капиталистами. В конце концов, жизнеспособными были признаны обе модели развития. Западники вскоре выбили карт-бланш на строительство ВАЗа, а ведомые Устиновым славянофилы получили на откуп Ижевск, проявив при этом завидную расторопность приказ о создании автопроизводства на базе работавшего на оборонку «Ижма- ша был подписан 25 июня 1965 года.
Готов к труду и обороне
Идея состояла в том, чтобы наладить на новом заводе производство уже существующей отечественной модели. Оптимальной кандидатурой для клонирования посчитали Москвич. Было принято решение начать сборку первых удмуртских малолитражек из готовых комплектующих. Дожидаться окончания строительства новых цехов не стали, использовав недостроенный корпус предприятия по выпуску электроники. Директором нового завода назначили Ивана Федоровича Белобородова. Работы по организации мелкосерийного производства автомобилей в экспериментальном корпусе (это было здание несостоявшегося электронного завода) начались 6 апреля 1966 года. В октябре в цехе так называемого белого кузова начались пробные испытания напольного конвейера, а уже 12 декабря с конвейера
Легковой автомобиль ИЖ-2125 имел второе официальное название ИЖ-Комби

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
J
l! ';
--
ц
*

J
l! ';
т
]
* цт
ц
| ^ АД д
Щ
1
-■ ' *
, в
И * ИЛ Я
ц
| ^ АД д
Щ
1
-■ ' *
, в
И * И
L_ * - ■ Я
ц
| ^ АД д
Щ
1
-■ ' *
, в
И * И
L_ * - ■ Я
JV
| ^ АД д
Щ
1
-■ ' *
, в
И * И
JV
} > . .
"^И
ИЖ-2125 в c6t>i
очном ко
- ^ * ..JS5

*
ИЖ-2125 в c6t>i
очном ко щсе Ижевского автозавода

* сошел первый Москвич с эмблемой
«Ижмаша» на облицовке радиатора. Тем временем ударными темпами шло строительство основных производственных корпусов будущего автозавода. а территория предприятия заняла более
120 Га. Суммарная длина конвейерных линий равнялась 33,5 км. Впервые в Советском Союзе промышленные объекты возводились с помощью вертолетов. Основное оборудование стоимостью вне сколько сот миллионов рублей для прессового, сварочно-кузовного, окрасочного, гальванического и сборочного производств приобретали через фирмы Renault и Erfurt.
Высокое качество ижевских Москвичей, выгодно отличавшее их от московских собратьев, автолюбители объясняли характерной для оборонных предприятий производственной дисциплиной и использованием военных технологий. В действительности качество обеспечивала импортная автоматика, моментально останавливавшая конвейер при малейшем нарушении технологии или производственном сбое. Уже в 1969 году был запущен цех мелкой штамповки. Чуть позже достроили корпуса для цехов сварки, окраски и сборки белого кузова, а также цехов мягких узлов и окончательной сборки автомобиля. Осенью 1970 года заработал главный конвейер. В 1971 году завод полностью вступил встрой и выпустил более 71 тысячи автомобилей марки «ИЖ». На фоне отечественных автомобилей ИЖ-Комби Выглядел иномаркой, на которую зачем-то нацепили эмблему «ИЖмаша» Разумеется, строить автогигант не в чистом поле, а в развитой промышленной зоне, было проще. Однако Д. Ф. Устинов, безусловно, слукавил, предложив использовать в качестве основы будущего производства
«Ижмаш» и тем самым сэкономить государственные средства. Для строительства новых корпусов пришлось вырыть и переместить 3 млн. куб. метров грунта и уложить
20 тыс. куб. метров бетона. Общая площадь цехов составила почти 540 тыс. кв. метров, Председатель ВСНХ СССР Д. Ф. Устинов еще раз покривил душой, когда заявляло недопустимости связываться с капиталистами. Уникальный пресс для штамповки кузовов в 1969 году заказали во Франции, причем для транспортировки тонной махины из Гавра в Удмуртию задействовали теплоход Нева, а отпор та до нового завода грузна специальной тележке тащили девять тягачей и тракторов. Несмотря на то что в Ижевске планировалось выпускать Москвичи, спустя два месяца после подписания приказа о создании завода на «Ижмаше» было сформировано собственное конструкторское бюро (ГКБ-88). Коллектив конструкторов возглавил Николай Иванович Слесаренко. В 1970 году пост главного конструктора занял заместитель Слесаренко Владимир
Арамаисович Абрамян.
Почти иностранец
В 1965 году европейской публике был представлен новый автомобиль Renault-16.
В м эта машина удостоилась титула Европейский автомобиль года, ив том же году ижевские конструкторы на дизайнерской выставке в Москве дали свой ответ французам, продемонстрировав автомобиль ИЖ-Комби нечто среднее между Москвичом и Москвичом. Крыша этой оригинальной машины была несколько длиннее, чему седана, а задняя дверь в багажный отсек располагалась под углом,близким к 45 градусам. Облик ИЖ-Комби необычный задок в сочетании с оригинальной облицовкой радиатора и хромированными нишами прямоугольных фар, подфарники и поворотники,
*

ГЛАВНЫМ
герои
ИЖ-Комби был максимально унифицирован с базовой моделью
«Москвича», inn есть для освоения производства требовались
минимальные капиталовложения. В то Же Время он
производил Впечатление ноВого автомобиля, что позволяло
надеяться на конкурентоспособность модели не только
на Внутреннем, но и на Внешнем рынке. Ото стало особенно
актуально 6 начале х, кояда у Москвичей появилась
альтернатива - Жигули.
А 6 это Время.
объединенные в один блок, расположенный на углах передних крыльев, был нетипичным для советских автомобилей. На фоне седанов и универсалов, выпускаемых отечественными автозаводами, этот
ИЖ производил впечатление иномарки, хозяин которой зачем-то нацепил на облицовку ижевскую эмблему. Самое удивительное, что эту разработку министерство готово было поставить на конвейер Когда было налажено серийное производство Москвича, основной модели
«Ижмаша», наконец-то появилась возможность заняться освоением собственных моделей. Внедрение заводских разработок начали с каблучка ИЖ-2715, поскольку удовлетворение потребностей народного хозяйства считалось приоритетной задачей. После того как в 1972 году с конвейера завода сошли первые 829 серийных фургонов повышенной вместимости, очередь дошла и до ИЖ-Комби. Серийное производство началось спуском главного конвейера нового завода. В 1973 году было построено 570 автомобилей этой модели, ив дальнейшем объем выпуска только наращивался.
Простая комбинация
Основное отличие ИЖ-Комби от классического Москвича третьего поколения заключалось в конструкции задней части кузова. Застекленная пятая дверь поднималась и удерживалась в открытом положении при помощи телескопических сервомеханизмов. Большой наклон двери, по замыслу конструкторов, не только придавал автомобилю неповторимый облик, но и улучшал аэродинамику кузова, что позволяло свести к минимуму родовой недостаток универсалов загрязнение заднего стекла и подсасывание в салон пыли, влаги и отработанных газов. Весьма рационально было скомпоновано пространство за задним мостом. В самом низу крепился бензобак. Над ним располагался технический этаж, в котором горизонтально укладывалась запаска и комплект инструментов. Крышка этого отсека служила полом основного багажного отделения, рассчитанного на 50 кг груза. При сложенном заднем сиденье получалась длинная и ровная грузовая площадка, выдерживавшая
200 кг. При этом объем грузового отсека увеличивался дом Жесткость кузова
9 сентября в Пекине скончался китайский лидер Мао Цзэдун, занимавший пост председателя компартии Китая с 1943 года и до самой смерти. Мао провел несколько громких политических кампаний, унесших жизни миллионов людей. На фото: Мао Цзэдун справа) с китайскими рабочими.
Ш
Нобелевская премия присуждена выдающемуся советскому физику, академику АН СССР Петру Леонидовичу Капице за базовые исследования и открытия в области физики низких температур. Капица был одним из основателей Московского физико- технического института (МФТИ). Космические полеты в составе экипажей Союза Т и Союза Т совершила Светлана Савицкая, вторая в мире женщина-космонавт, знаменитая летчица, заслуженный мастер спорта СССР. На фото
экипаж корабля Союз Т (слева направо) Леонид Попов, Светлана
Савицкая и Александр Серебров.
*
глшныи re РОИ
«Я объявляю Вам Войну (рея. лапшин, im гою
Подполковник Владимир Ерохин, Выйдя В отставку, Возвращается В родной город, В котором он не был пятнадцать лет. Ерохин чубстбует - В городе не Все ладно. Начало х, появились первые кооперативы, ас ними и тек то хотел бы пощипать кооператоров. Но никто не обращается В милицию - Все боятся банды Фомы. Подручные Фомы избиВают Ерохина, он объявляет бандитам Войну и начинает отвечать ударом на удар. Фома «соВетует» ему уехать Два медВедя Водной берлоге не уЖиВутся». Но Ерохин 6 сВою очередь предлагает Фоме убраться из города. ОднаЖды Вместе с друзьями и любимой дсВушкой на новеньком ИЖ-Комби народный мститель отправляется на дачу, где его подЖидают бандиты. Но и милиция не дремлет на глазах Ерохина Фому и его подручных арестовывают. пришлось увеличить за счет дополнительных лонжеронов, а заднюю подвеску усилить дополнительными рессорными листами. Если в «Москвичах»-универсалах багажное отделение представляло собой единый с салоном объем, разделенный лишь спинкой заднего сиденья, тов ИЖ-Комби на уровне спинки располагалась откидная полка, рассчитанная на 10-15 кг багажа. Для Комби сделали совершенно новые аутентичные задние фонари,стилистически близкие к форме фар. Лампа заднего хода на задней панели автомобиля получила отдельный плафон. Все остальное эффектному дебютанту досталось от старого седана. При этом с самого начала ИЖ-Комби оснащался только сильным двигателем УЗАМ и комплектовался всеми наворотами, отличавшими рестайлинговую версию Москвича третьего поколения от колес до травмобезопасных пенополиуретановых накладок на металлические элементы салона и трехрядного модернизированного отопителя. Что касается механики здесь стоит отметить осуществленный в 1980 году переход на закрытую систему охлаждения с расширительным бачком, рассчитанную на антифриз, введение закрытых подшипников полуосей и использование в редукторе заднего моста жигулевского масла ТАД-17, ставшее возможным благодаря фосфатированию шестерен редуктора и дифференциала.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОИ
Ф*
Дальние родственники
RenauLM6 (1965-1980 годы)
Renault-16, производство которого началось в 1965 году, стал ярким примером того, как важно появиться в нужном месте в нужное время. Ни передний привод, ни кузов «хэтчбек» к середине х годов XX века уже небыли чем-то принципиально новым, но применив их на семейном автомобиле малого класса, конструкторы Renault положили начало новой тенденции в автомобилестроении. В Renautt-16 можно найти и несколько изюминок. Например, для увеличения площади остекления салона и удобства посадки без увеличения общей высоты кузова боковины крыши в поперечном сечении были приподняты. Кроме того, база левых колес на шесть сантиметров больше базы правых. Этого потребовала компоновка элементов трансмиссии и подвески. В 1966 году Renault-16 удостоился звания Европейский автомобиль года.
Citroen GS (1970-1980 годы)
В начале х годов специалисты НАМИ активно испытывали иностранные автомобили с кузовами типа «хэтчбек». Среди прочих иномарок были модельного года. Следует подчеркнуть, что кроме формы кузова, позаимствовать что-либо из его конструкции тогда не представлялось возможным. Модель GS развивала идеи, опробованные на его революционном предшественнике Citroen DS. Прежде всего, речь шла об особенной гидропневматической подвеске, делающей ход автомобиля чрезвычайно мягкими плавными позволяющей менять дорожный просвет в зависимости от дорожных условий и режима движения. Картину дополняли передний привод, передние дисковые тормоза и двигатель с оппозитным расположением цилиндров и воздушным охлаждением рабочим объемом
1015,1129,1222 или 1299 см 1
[НИ
На XIV
Олимпийских играх в Сараево сборная СССР по хоккею с шайбой, выиграв у сборной ЧССР финальный матч со счетом 2:0, вернула себе звание олимпийских чемпионов.
На снимке: вратарь Владислав Третьяк и капитан команды Вячеслав
Фетисов после награждения.
1 Ш 1 ММ февраля отменена я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Конституция 1977 года, закреплявшая однопартийную политическую систему и монополию коммунистов на власть, действовала на территории России до декабря 1993 года и вошла в историю как конституция развитого социализма. да v
^ я Р ^ ^ ^ И Картина Никиты Михалкова Утомленные солнцем получила премию Оскар как лучший иностранный фильм. В том же году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофес­
тиваля. На фото: Никита Михалков с дочерью Надей, сыгравшей одну из главных ролей.

ТОРМА_vi_СОПСРЖШС'>T ^ « Y

ТОРМА vi СОПСРЖШС
О
Отделка салона и на базовом ИЖ-412, и на ИЖ-Комби абсолютно
одинаковая
О
В наследство от Москвича ИЖ-Комби достался тонкий
пластиковый руль с сигнальным металлическим кольцом в центре обода
О
Приборная панель с овальными окошками дополнительных приборов
тоже от Москвича

ТОРМА vi
СОДЕРЖАЛО Металлическая решетка в центре приборной панели на ИЖах

закрывала единственный штатный динамик радиоприемника
О
Отличительная особенность всех ИЖ-Комби первых выпусков
оригинальная решетка радиатора с большими вертикальными
фонарями по углам
О
Зеркала заднего вида устанавливались на передних крыльях
О
Форма огромных по тогдашним меркам задних фонарей ИЖ-Комби
повторяла форму фар головного освещения
О
Карты дверной обивки на ИЖах несколько отличались от аналогичных
карт на автомобилях АЗЛК
О
Быстросъемный (целиком, вместе с антенной) приемник —
непременный атрибут советских легковых автомобилей х годов

■ *
«РОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
О
Главная особенность ИЖ-Комби — покатая задняя часть кузова
получался комбинированный вариант универсала и седана
О
Багажный проем ИЖ-Комби по размерам превышал багажный проем
универсала Москвич
О
Горловина топливного бака располагалась за задним номерным знаком,
как и на Москвичах
О
Подсветка номерного знака на заднем бампере

ТОРМА
vi содержшг
О
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя (слева,
позволяющий использовать незамерзающие антифризы, и бачок
стеклоомывателя ветрового стекла (справа)
О
Стаканчики гидроприводов тормозов (два полностью независимых
контура) и сцепления
О
Гидровакуумный усилитель тормозов
О
Полуторалитровый двигатель размещался под капотом достаточно
свободно, поэтому автовладелец мог самостоятельно обслуживать все
системы и агрегаты

жпортше ПАННЫ
Р Й Г 7 r r,-
,

._I-J
1 и
! ' I—[]
— i — g Схема автомобиля ИЖ-2125 Технические характеристики ИЖ-2125 Число мест
4-5 Максимальная скорость
140 км/ч Тормозной путь со скорости 80 км/ч
43,2 м Расход топлива при скорости 80 км/ч
8,8 л км Электрооборудование
12 V Аккумуляторная батарея б-СТ-55 Генератор
Г-250Ж1 Стартер СТА
Реле-регулятор
РР362-А
Прерыватель-распределитель Р Свечи зажигания АСС Размер шин
6,45-13 Масса, кг снаряженная
1100 полная, втом числе
1450 на переднюю ось
640 на заднюю ось
810 Дорожные просветы, мм под передней осью
173 под задней осью
168 Наименьший радиус поворотам по колее внешнего переднего колеса
5,25 наружный габаритный
5,7
* Рулевой механизм глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число 16,1 Подвеска передняя независимая, пружинная, с поперечными рычагами, бесшкворневая; амортизаторы гидравлические, телескопические Подвеска задняя зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами рабочий барабанный, с гидравлическим приводом и гидроваку­
умным усилителем, действует на все колеса с 1980 года тормозная система двухконтурная, усилитель тормозов вакуумный стояночный на задние колеса, с механическим приводом Коробка передач механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода Сцепление однодисковое, сухое Передаточные числа
I 3,49; II 2,04; III 1,33; IV 1,00; задний ход 3,39 Главная передача одинарная, гипоидная, передаточное число 4,22 Двигатель УЗАМ, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный, водяного охлаждения Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, см Степень сжатия Порядок работы цилиндров двигателя
82 70 1478 1-3-4-2 Карбюратор КН
1аксимальная мощность
75 л. с. при 5800 об/мин
11,4 кгс.м при 3000-3800 об/мин

вдршиим НА тему
ИЖ-Комби Выпускался с конца 1973 по 1997 год. До рестайлинга 1982 года было построено
66 489 автомобилей ИЖ-2125, после рестайлинга - 347 701 экземпляр ИЖ-21251. По цене машина
была Вполне доступной 6 середине х ИЖ-Комби стоил 6746 руб. (иЖеВский «Моск6ич-412ИЭ»
В те Же годы моЖно было купить заруб. Вариациями на тему Комби» моЖно считать дВе
экспериментальные модели - ИЖ-13 Старт и ИЖ-19 «Старт-Комби». Разработка каждого из
этих «концептоб» начиналась с простого Желания улучшить базовый Москвич.
ИЖ-21251
В 1975 году ИЖ-Комби подвергся первому рестайлингу. На опытных машинах изменился рисунок решетки радиатора, ручки заменили на травмобезопасные от перспективных Москвичей. У Москвича была позаимствована двухконтурная тормозная система с вакуумным усилителем и передними дисковыми тормозами. Автомобиль получил индекс ИЖ-21251. Новые элементы внедрялись на серийных ИЖ-Комби постепенно. Первая модернизация завершилась в 1982 году изменением внешнего облика, и дополнительная единичка навсегда поселилась в индексе машины. Интересно, что новая внешность ИЖ-Комби по наследству досталась и всем ижевским малолитражкам седану (ИЖ- 412ИЭ), каблучку (ИЖ-
2715) и пикапу (ИЖ-27151). Этим моделям фейслифтинг явно пошел на пользу, а вот «Комби» после омоложения утратил весь свой заграничный лоск. Крышу ИЖ-21251 в целях экономии металла начали делать из более тонкого листа (0,7 вместо 0,8 мм, а для увеличения жесткости использовали две продольные подштампов- ки. Модернизированные автомобили обзавелись новыми, более удобными передними сиденьями с подголовниками. Последним этапом рестайлинга стало исчезновение форточек.
ИЖ-13 Старт
В ИЖ-13, созданном в 1971 году, от базовой модели остался лишь ряд второстепенных узлов и основательно переделанный двигатель. Для уменьшения высоты мотор получил горизонтальный карбюратор
«Солекс», а блок цилиндров был наклонен на 45 градусов. Экспериментальный образец имел переднеприводную трансмиссию, привод колес осуществлялся при помощи сближенных сдвоенных карданных шарниров. Использовалась независимая подвеска всех колес передняя пружинная, задняя на продольных торсионах.
ИЖ-19 «Старт-Комби»
Переднеприводной ИЖ-13 считался перспективными жизнеспособным. Однако в 1974 году проект был закрыт. И тогда ижевские дизайнеры построили на узлах и агрегатах Москвича автомобиль с совершенно новым кузовом в ярко выраженной спортивной стилистике, с агрессивной и дерзкой внешностью, нив чем не уступающей передовым разработкам зарубежных брен- довых ателье. Разумеется, авангардный проект не был одобрен руководством.

СПРАШИВАЙТЕ В КИОСКАХ СПЕЦИАЛЬНЫЙ
СТЕЛЛАЖ ДЛЯ МОДЕЛЕЙ
В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ =
ВАЗ-1111 «ОКА» Щ
D^AGOSTINI —

Каталог: magazine -> autolegends
autolegends -> Выпуск №31, 2010 россия издатель и учредитель: 000«ДеАгостини»
autolegends -> «Автолегенды ссср» Выходит раз в две недели Выпуск №67, 2011 россия издатель, учредитель, редакци 000 «Де Агостини»
autolegends -> Главным r povi в 60-х годах «Москвич-408» стал бестселлером «Автоэкспорта» и символом международного признания отечественно;!! автомобилестроения в европейских страдах
autolegends -> Главным герои
autolegends -> Главным герои у советских граждан к
autolegends -> Толегенд ыходит раз в две недели Выпуск №75, 2011 россия издатель, учредитель, редакция: 000 «Де Агостини»
autolegends -> Главный герой Появление «Запорожца» заз-966 ознаменовало начало новой эпохи I жизни советских людей: страна подарила своим гражданам «почти настоящий»» и при этом все еще вполне доступный автомобиль


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал