Энциклопедия экстремальных ситуаций



Pdf просмотр
страница1/14
Дата16.01.2017
Размер5.4 Kb.
Просмотров2775
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14











Энциклопедия
экстремальных ситуаций












2
Содержание
Авиакатастрофа ........................................................................................................................... 3
Автомобильная авария ............................................................................................................... 6
Взрыв на улице ............................................................................................................................ 8
Водитель в опасности ................................................................................................................ 11
Газ ................................................................................................................................................ 14
Гололёд ........................................................................................................................................ 16
Драка ........................................................................................................................................... 18
Если заблудились в лесу ........................................................................................................... 22
Жажда ......................................................................................................................................... 24
Железнодорожная авария......................................................................................................... 27
Задержание милицией ............................................................................................................... 30
Захват самолёта ......................................................................................................................... 32
Землетрясение ............................................................................................................................ 34
Злая собака ................................................................................................................................. 38
Извержение вулкана ................................................................................................................. 40
Карманная кража ...................................................................................................................... 42
Квартирная кража..................................................................................................................... 43
Кораблекрушение ...................................................................................................................... 46
Лавина ......................................................................................................................................... 50
Лесной пожар ............................................................................................................................. 51
Лифт ............................................................................................................................................ 53
Молния ........................................................................................................................................ 55
Мошенник .................................................................................................................................. 57
Наводнение ................................................................................................................................. 60
Общественный транспорт ........................................................................................................ 63
Ограбление квартиры............................................................................................................... 65
Пожар в автомобиле .................................................................................................................. 68
Пожар в доме .............................................................................................................................. 69
Полтергейст ................................................................................................................................ 73
Ребёнок на улице........................................................................................................................ 75
Ртуть ............................................................................................................................................ 78
Рэкет ............................................................................................................................................ 79
Самозащита покупателя ........................................................................................................... 82
Смерч .......................................................................................................................................... 89
Тёмная улица ............................................................................................................................. 90
Техногенная катастрофа .......................................................................................................... 92
Тонет человек ............................................................................................................................. 94
Тонкий лёд .................................................................................................................................. 97
Увольнение с работы ................................................................................................................ 99
Угон автомобиля ..................................................................................................................... 101
Угрозы по телефону ................................................................................................................ 103
Ураган ....................................................................................................................................... 105
Цунами ...................................................................................................................................... 108
Человек за бортом ................................................................................................................... 110
Чрезвычайное положение ....................................................................................................... 112
Шаровая молния ..................................................................................................................... 113
Ядовитая змея .......................................................................................................................... 114


3
Авиакатастрофа
В специальной литературе существует понятие „компетентный пассажир“. Это не тот человек, который знает марки машин или цены на билеты. Компетентный пассажир — человек, который максимально использует свои шансы на спасение в аварийной ситуации.
В 1974 году при аварии самолёта В-707 в Паго-Даго (Самоа) из ста одного пассажира остались в живых лишь пятеро, которые потом рассказали, что внимательно прочли памятку и прослушали инструкцию стюардессы. Поэтому для спасения они воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как другие пассажиры устроили давку, устремившись к традиционному входу-выходу. Комиссия с горечью констатировала, что большинство пассажиров спаслись бы, если бы они просто знали, где находятся аварийные люки и как ими пользоваться.
Существует несколько основных типов аварийных ситуаций. В воздухе, чтобы правильно действовать в них, надо не только знать, как себя вести, но и мысленно заранее проделать путь к спасению. Это даёт больше шансов, что в опасную минуту вам не откажет память.
ДЕКОМПРЕССИЯ. РАЗРЯЖЕННЫЙ ВОЗДУХ В САЛОНЕ. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рёва (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно вероятны звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы).
Не дожидаясь команды, а тем более помощи экипажа, немедленно надевайте кислородную
маску. О том, где она находится и как ею пользоваться, вам расскажет стюардесса в начале полёта. Маску надо именно надеть, а не просто прижать к носу и рту — даже при поступившем кислороде вы ещё можете потерять сознание и выронить маску.
По той же причине не пытайтесь оказать кому-то помощь до того, как сами надели маску, даже если это ваш ребёнок: если вы не успеете помочь себе, без кислорода окажетесь вы оба.
Декомпрессия — аварийная ситуация, которую экипаж немедленно начинает исправлять, снижая высоту полёта. Ниже трёх тысяч метров содержание кислорода уже можно считать нормальным. Поэтому при признаках декомпрессии сразу же после надевания маски пристегните ремни и подготовьтесь к резкому снижению или „твёрдой“ посадке.
АВАРИИ ПРИ ВЗЛЁТЕ И ПОСАДКЕ. Об аварии такого рода вас вряд ли смогут предупредить заранее. Поэтому самая разумная тактика — предварительные меры личной безопасности перед каждым взлётом и посадкой.
Например, быть в верхней одежде: пальто или куртка (не синтетика!) могут защитить вас от ожогов, если придётся выбираться из пожара. Оставайтесь в обуви, даже если она на высоком каблуке — на случай, если вам придётся идти по осколкам, горящему пластику и т.д. Туфельки на „шпильках“ женщинам следует снять лишь перед надувным трапом, не загораживая при этом путь к эвакуации другим пассажирам, и не выпускать обувь из рук, чтобы на земле немедленно обуться.
Безусловно, надо снять галстук, шарф, очки, заколки и т.д.— в экстремальной ситуации опасна даже авторучка в боковом кармане пиджака.

4
Перед каждым взлётом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности.
Он должен быть плотно закреплён как можно ниже у ваших бёдер. Проверьте, нет ли у вас над головой тяжёлых чемоданов.
Непосредственно перед аварией обычно есть возможность принять безопасную
фиксированную позу.
Обычно рекомендуется согнуться и плотно сцепить руки под коленями (или схватиться за лодыжки). Голову надо уложить на колени, а если это не получается, наклонить её как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под переднее кресло, которое при аварии может заклинить).
Федеральное авиационное управление США рекомендует использовать кресло перед вами для принятия другой фиксированной позы. На спинку кресла надо положить руки в скрещённом положении и голову прижать к рукам. Также вытянуть ноги и упереться.
И разумеется, обе позы можно принимать лишь при пристёгнутом ремне.
В момент удара следует максимально напрячься и подготовиться к значительной перегрузке. её направление при большинстве аварий — вперёд и, может быть, вниз.
О расположении всех выходов из салона рассказывает в краткой инструкции стюардесса.
Оставив все предпосадочные волнения, выслушайте её внимательно. Обязательно
мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. а если вы сидите рядом с аварийным люком, то на вас ложится дополнительная ответственность: от того, сумеете ли вы его открыть, зависит жизнь многих людей.
Однако не всегда можно открыть ближайший выход (пламя снаружи, деформация фюзеляжа в этом месте и т.д.), поэтому помнить надо обо всех путях спасения.
Для аварий на взлёте или посадке обычна внезапность, и предупреждения экипажа вы можете не дождаться, поэтому будьте в курсе событий за бортом (дым, резкое снижение, остановка двигателей и т.д.), чтобы принять фиксированную позу. Однако ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолёта, не поднимайте панику. Только профессионал может с уверенностью судить об опасности происходящего.
ПОЖАР НА САМОЛЁТЕ. Большинство пассажиров считают, что во время пожара за бортом у них будет около пяти минут после приземления, чтобы покинуть самолёт.
Однако опыт показывает, что лучше рассчитывать на одну-две минуты. По данным
Национального управления по безопасности перевозок США, пожарами сопровождаются приблизительно 20% аварий самолётов; свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.
Мы уже говорили, как важно запомнить расположение выходов. При пожаре это необходимо ещё и потому, что дым мешает не только дышать, но и видёть указатели. А самое главное при пожаре — немедленно после остановки самолёта направиться к ближайшему выходу.
При этом:
 защитите свою кожу — на вас должны быть пальто, шапка, плед;

5
 не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пригнитесь или даже пробирайтесь к выходу на четвереньках — внизу дыма должно быть меньше; помните — дым, а не огонь — первая опасность;
 не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что есть другие выходы; если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
 не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;
 не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;
 будьте решительны и дисциплинированны, боритесь с паникой на борту любыми средствами, окажите максимальную помощь стюардессе;
 не становитесь сами причиной пожара: на борту самолёта надо обращаться с огнём так, будто вы едете в бензовозе.
Катастрофические ситуации на самолётах показывают два опасных типа поведения пассажиров — паника и апатия. Как ни странно, оцепенение встречается значительно чаще.
Это надо помнить, чтобы предупредить у себя такую реакцию и ни при каких обстоятельствах не прекращать борьбу за своё спасение. Этика школы выживания говорит, что единственной причиной прекращения борьбы может считаться физическая смерть.
…После таких наставлений кое-кто из читателей, пожалуй, без содрогания не сможет даже подумать о полете. Но надо учесть, что самолёт — вовсе не железный ящик с людьми внутри. Защитные системы машины, аэродинамические качества, даже деформация материала, на которую уходит энергия удара при падении,— всё это служит спасению, как и ваше умелое поведение. Кроме того, бывают и чудеса. Югославская стюардесса Весна
Вулович, например, после аварии упала с высоты 10 600 метров и осталась жива.
В 1994 году во всех самолётах планеты погибли 1385 человек. За последние десять лет авикатастрофы унесли 11 425 жизней. Это значит, что авиакатастрофа — одна из самых редких причин гибели человека.
Абсолютные показатели аварийности по Министерству гражданской авиации СССР
1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
Количество катастроф —
29 29 21 20 23 29 13 16 23 28 35 в том числе на всех типах воздушных судов на пасс. рейсах —
5 3
3 4
4 5
2 3
1 5
5
Количество жертв —
395 371 222 380 404 324 47 115 98 203 249 в том числе на всех типах воздушных судов на пасс. рейсах —
216 229 155 289 351 236 17 58 32 84 140






6
Абсолютные показателя аварийности по гражданской авиации СНГ
1992 1993 1994
Количество катастроф —
33 17 19 в том числе на всех типах возд. судов на пасс. рейсах 4 3
4
Количество жертв —
253 349 321 в том числе на всех типах возд. судов на пасс. рейсах 101 222 235
Крупнейшая авиакатастрофа в мире по гражданской авиации произошла 27 марта 1977 года с самолётом „Боинг-747“ компании КЛН-ПАН АМ (Тенериф). Погибло 583 человека.
Автомобильная авария
Столетняя война, которую ведут между собой люди и автомобили, по данным ООН, уносит в год около ста семидесяти тысяч жизней. В автошколе каждому водителю рассказывают, что наименее вероятна авария у водителя опытного, достаточно осторожного, внимательного, умеющего прогнозировать развитие событий, избегать аварийные ситуации и решительно действующего в опасную минуту, такой водитель находит оптимальную скорость, что позволяет сохранить контроль над машиной.
Собственно говоря, у нас получился идеальный портрет отличника школы выживания. Это естественно: экстремальные ситуации требуют различных знаний и навыков, но почти всегда одинаковых человеческих качеств.
Среди главных причин аварий статистика называет:
 различные нарушения правил дорожного движения;
 превышение скорости;
 управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
 плохие дороги (главным образом — скользкие);
 неисправность машины (на первом месте — тормоза, на втором — рулевое управление, на третьем — колеса и шины).
Этот список не назовешь большой новостью для водителей. Но печальный секрет аварий в том, что наша безопасность начинается лишь с активного использования информации.
Например, о том, что подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три, а при опрокидывании — в пять раз. Что без ремня безопасности, столкнувшись с неподвижным препятствием даже на скорости 20 км/ч, водитель скорее всего получит травму; та же ситуация при 50 км/ч равносильна прыжку лицом вниз с четвертого этажа.
Любой работник
ГАИ подтвердит вам, что беспечность, самонадеянность, невоспитанность — в других условиях всего лишь неприятные черты характера — на дороге становятся смертельной опасностью. И это не частный вопрос. Один из иностранных гостей
Москвы летом 1993 года сказал, что в городе чувствуется социальная катастрофа: „Я видел, как машины проезжали на красный свет“.

7
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АВАРИЯ НЕИЗБЕЖНА?
Один из наших лучших каскадеров, известный автогонщик Владислав Барковский, сказал мне однажды с полной серьёзностью, что настоящие сложности в управлении начинаются, когда машина находится в воздухе. А пока хоть одно колесо касается земли, водитель не только может, но и обязан управлять машиной.
Вот несколько советов опытных водителей:
 во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы; расслабляться нельзя до полной остановки;
 также до остановки нельзя покидать машину (это хорошо получается только в кино); исследования показывают, что шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании;
 сохранять самообладание — это позволит управлять машиной до последней возможности;
 сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;
 при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером; не бойтесь, что мотор вдавится в салон: конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он уходил вниз.
Когда удар неизбежен, самое главное — препятствовать своему перемещению вперёд и защитить голову. Вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Этот вариант пригоден для автомашины, идущей на малой скорости.
Если же скорость превышает 60 км/час, а водитель не пристегнут ремнем безопасности — ему следует прижаться грудью к рулевой колонке. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряжёнными до полной остановки машины.
Пассажир же должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом с вами ребёнок — крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира — переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет Правила дорожного движения находиться там без специального устройства запрещают.
После того как удар произошел, первым делом надо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли, не подтекает ли бензин
(особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу — через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них скорее всего бессмысленно: они заклинены, и надо открывать или разбивать окна (у бывалого водителя монтировка всегда под рукой ещё и на этот случай).
Если машина упала в воду (правда, такие аварии происходят гораздо чаще в кино, чем в жизни), она может некоторое время держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из нее выскочить. Однако двери открывать не следует — вода тут же хлынет внутрь, и машина начнёт резко погружаться. Выбираться надо через открытое окно.
При погружении на дно с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Это немало. Можно включить фары (чтобы машину легче было искать), оценить обстановку, активно провентилировать лёгкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом „впрок“), избавиться от лишней одежды, развязать галстук, захватить из машины документы.

8
И самое главное — мысленно представить себе путь вверх. Вам предстоит выбираться через дверь или окно (если сможете через опущенное стекло — это лучший вариант), протиснуться наружу, взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверь заклинило и стекло не опускается, надо разбить лобовое окно — заранее поищите, чем вы будете это делать. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. Если резко распахнуть дверь и пытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток, идущий в салон.
Оказавшись вне машины, имейте в виду, что у вас не меньше 30—40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность. Считается, что опасна глубина более
30 метров, но найти её падающему автомобилю практически невозможно — разве что за бортом морского парома.
Взрыв на улице
…А также во дворе, в подъезде, в офисе, в автомобиле — становится, к сожалению, частью нашей обычной жизни. В столице при 6-м отделе МУРа существует специальное отделение по взрывам, а в МВД — отдел по борьбе с криминальными взрывами и хищением оружия.
В Управлении КГБ по Москве и Московской области (сейчас — Федеральная служба безопасности) специальное подразделение по борьбе с терроризмом было создано после того, как в 1977 году преступники (вскоре задержанные — ими оказались террористы из Армении) провели два крупных взрыва с человеческими жертвами — один в метро, другой в магазине.
Политическим терроризмом в мире заняты около 500 экстремистских групп и организаций.
За последние десять лет они совершили около семи тысяч актов международного терроризма, в которых погибло более 5 тысяч человек. Один из самых трагических террористических актов был совершен 19 апреля 1995 года в Оклахома-Сити, США. При взрыве 9-этажного административного здания погибли 168 человек, из которых 19 — дети.
В Италии за год бывает более 600 взрывов, во Франции — до 400. После развала СССР экстремистские группы активно начали создаваться и действовать и у нас. Если в СССР за год гремело примерно 40—50 взрывов (из которых большинство приходилось на долю браконьеров), то в нынешней России дело обстоит так: в 1992 — 185, в 1993 году — около
300, в 1994 — около 400.
Впрочем, традиции терроризма в России, к сожалению, и без того богаты. Кроме знаменитого по хрестоматиям случая со старшим сыном семьи Ульяновых (после которой младший пообещал идти „другим путем“), в истории остались сотни взрывов — анархистами всех мастей, социал-революционерами, „черным переделом“ и т.д.
Среди убитых бомбистами — император Александр II (в 1881 году), великий князь Сергей
Александрович (1905 год), министры, политические деятели. Были обычны и „акции устрашения“ мирных жителей. 14 мая 1906 года во время такого взрыва на Соборной площади Севастополя погибло 8 человек на месте, 40 получили ранения. При взрыве дачи
Петра Аркадьевича Столыпина на Аптекарском острове погибли 32 человека, 22 были ранены.
Большинство случаев минирования и взрывов последних лет в России носят не политический характер. Чаще всего — это акции устрашения, убийство или конкурентная война, направленные против какого-то конкретного лица. Статистика 1994 года говорит, что

9
среди пострадавших более 60 процентов — бизнесмены. Хотя бывают и примеры бездумной жестокости, как, например, взрыв у московской закусочной „Макдональдс“, при котором пострадало 9 человек из-за того, что бывший уголовник бросил на спор гранату в окно 108-го отделения милиции.
Арсенал у злоумышленников богатый — от самодельных устройств до гранат Ф-1 (радиус поражения — до 200 метров), РГД-5, противотанковых мин или гранатомета одноразового пользования „Муха“. Часто выбор в пользу взрыва чисто экономический — граната на черном рынке дешевле автомата и даже пистолета. Тем более дешевле — пивная банка, набитая аммонитом или толом с бикфордовым шнуром.
Очень часто используется простейший приём минирования — граната или связка гранат привязываются к автомобилю. В кольцо чеки продевают леску, конец которой прикреплен к неподвижному предмету рядом с машиной. Автомобиль трогается, предохранитель выдергивается из гнезда. Если вы стали опасаться минирования, прямой смысл пользоваться маленькими хитростями информационной защиты: в салоне и на капоте установить свои секреты (такие, как обломок спички на определённом уровне или приклеенный волосок).
Если „сигнализация“ нарушена, не заводите машину, осмотрите ее. Не поленитесь заглянуть под днище: нет ли на его грязной поверхности чистого пятна или проводка. Прежде, чем поднимать крышку капота, проведите по его краю: зазубрины говорят о том, что его вскрывали. Если зазубрин нет, всё же поднимать крышку капота надо аккуратно, а увидев провод, закрепленный на ней внутри, осторожно опустите. Признаком минирования может быть также нештатный провод, новая вещь — термометр или часы. При малейших подозрениях обращайтесь к специалистам.
Во многих случаях бдительным жертвам удавалось избежать трагедии. Один из московских бизнесменов даже сам обезвредил гранату, найденную под своей машиной. Зажав её в руке, он обратился к постовому гостиницы „Космос“ за советом, а затем уже вдвоём они дошли до реки Яузы, в которую водитель и бросил тут же взорвавшуюся гранату. Разумеется, лучше так не рисковать и оставить обезвреживание взрывного устройства специалистам.
Если граната (незнакомый предмет) выкатилась вам под ноги, когда вы открыли дверцу машины, не стоит цепенеть. У вас есть до трёх секунд на бросок в сторону. Можно даже успеть упасть за машину.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал