Доклад Ташкент 2013 Состояние и перспективы развития



Pdf просмотр
страница1/3
Дата19.01.2017
Размер3.75 Mb.
Просмотров745
Скачиваний0
ТипРеферат
  1   2   3

Аналитический доклад
Ташкент 2013
Состояние и перспективы развития
автомобильной промышленности
Республики Узбекистан

Состав рабочей группы
Координатор – Шадыбаев Т.
Национальные эксперты:
Жалилов Т.А
Ражабов Р.Б
Юнусов Т.Д.
Комилов А.Я.
Абдуллаева Т.У.
Настоящий доклад отражает мнения и взгляды авторской группы, которые могут не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ и ПРООН.
© Центр экономических исследований, 2013
Все права принадлежат Центру экономических исследований. Любое воспроизведение доклада или использование выдержек из данной публикации могут быть произведены только с письменного согласия, ссылка на источник обязательна. По всем вопросам, касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий, обращаться по следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070, ул. Ш. Руставели, 1-й тупик, дом 5.

3
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Развитие автомобильной отрасли как катализатор структурной
трансформации экономики и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Анализ современного состояния автомобильной промышленности . . . . . . .14
3. Оценка спроса на легковые автомобили в среднесрочной перспективе. . . . .22
4. Основные направления повышения конкурентоспособности
автомобильной отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Приложение 1. Система обучения кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Приложение 2. Этапы развития автомобильной промышленности Узбекистана . . . .35
Приложение 3. Уровень износа технологического оборудования на предприятиях автомобильной промышленности Республики Узбекистан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Приложение 4. Развитие кластера автопрома Республики Узбекистан . . . . . . . . . . . . . .38
Приложение 5. Перечень предприятий АК «Узавтосаноат» локализующих основные запасные части и комплектующие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Приложение 6. Инвестиционная деятельность АК «Узавтосаноат» в 2008 -2011 годах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение 7. Оценка мировых тенденций развития автомобильного рынка и создаваемые риски для развития отечественного машиностроения. . . . . . . . . . . . . . . .42
Приложение 8. Россия в контексте глобального автомобильного рынка и ее значение для узбекского автопрома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Приложение 9. Методика расчета спроса на автомобили на внутреннем рынке до 2025 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Приложение 10. Классификация автомобилей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

4

5
Таблицы:
Таблица 1. Основные показатели развития автомобильной промышленности
Узбекистана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Таблица 2. Показатели экономической эффективности основных предприятий автомобилестроения в Узбекистане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Таблица 3. География и объемы экспорта узбекских легковых автомобилей . . . . . . . .23
Таблица 4. Прогнозная емкость рынков стран-импортеров узбекских автомобилей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Рисунки:
Рисунок 1. Приоритетные отрасли с точки зрения их влияния на экономику . . . . . . .10
Рисунок 2. Отрасли-двигатели для приоритетных отраслей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Диаграммы:
Диаграмма 1. Уровень технологической сложности товаров химической отрасли, автомобилестроения и машиностроения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Диаграмма 2. Этапы развития автомобильной промышленности в различных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Диаграмма 3. Инвестиции АК “Узавтосаноат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Диаграмма 4. Производство легковых автомобилей (тыс.штук) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Диаграмма 5. Ежегодный спрос на автомобили (тыс. шт.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Диаграмма 6. Объем спроса и производственные мощности
АК “Узавтосаноат” по классам (2011-F2022) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Вставки:
Вставка 1. Развитие отрасли автомобилестроения и социальная трансформация общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Вставка 2. Хронология развития модельного ряда узбекских легковых автомобилей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Вставка. 3. Меры по повышению уровня экономичности автомобильных двигателей в США.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

6
Введение
За прошедшие 18 лет с момента своего основания, автомобилестроительная индустрия Узбекистана превратилась в одну из надежнейших опор независимого развития и экономического процветания Республики Узбекистан. В отрасли создано три головных завода по производству легковых автомобилей под брендом «Шевроле», автобусов и грузовых автомобилей средней грузоподъемности под брендом «Исудзу», а также сборочное производство большегрузных автомобилей «МАН».
В отрасли работает более 200 локализующих предприятий с общим числом занятых более 20 тыс. и более 40 тыс. в предприятиях- поставщиках и дилерских организациях . В результате проведения активной инвестиционной политики, в 2008-2010 гг. освоено более
260 новых видов комплектующих деталей. До 2015 года планируется дополнительно освоить более 100 наименований различной автомобильной продукции. В 2008-2011 гг. реализовано более 70 проектов, освоены инвестиции в объеме более 800 млн. долл. В 2012-
2015 гг. запланировано дополнительно инвестировать свыше 500 млн. долл. на реализацию более 40 проектов. Установлены стратегические партнерства с ведущими зарубежными компаниями, завоеваны рынки для отечественной автомобильной продукции.
Актуальность ускоренного развития отрасли автомобилестроения в Узбекистане на данном этапе социально-экономического развития возрастает с учетом высокого мультипликативного ее эффекта на экономику.
1
В частности, в соответствии с проведенным авторами исследованием, автомобильная промышленность, наряду с электроэнергетикой, химической и нефтехимической промышленностью, нефтепереработкой, машиностроением и металлообработкой, строительством, а также услугами транспорта, имеет наибольший мультипликативный эффект на экономику как с точки зрения темпов роста экономики, так и с точки зрения ускорения ее структурных преобразования. Хотя в настоящее время эффект от развития автомобилестроения в основном является прямым и остается внутри автомобильной отрасли, предоставляя недостаточный импульс для развития других отраслей, но в перспективе, по мере раскрытия и реализации всего потенциала автомобильной промышленности, ее мультипликативный эффект на экономику будет возрастать.
Вместе с тем, в настоящее время конкурентоспособность автомобильной отрасли поддерживается искусственным путем, и у
1 Промышленная политика предполагает выбор приоритетных отраслей, развитие которых способно оказывать не только прямой эффект, в виде увеличения объемов про- изводства и создания рабочих мест, но и мультипликативный, за счет того, что продукция этой отрасли используется другими отраслями, либо того, что эта отрасль увеличивает спрос на продукцию других отраслей. Другими словами, приоритетными должны стать отрасли, способные создавать мультиплицирующие эффекты на всю экономику.
Автомобильная
промышленность
может оказывать
существенный
мультипликативный
эффект на экономику

7
Состояние и перспективы развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан нее нет действенных стимулов и возможностей для ее кардинального повышения. В частности, спрос на отечественные автомобили на
внешнем рынке поддерживается за счет регулируемой компанией
ценовой конкурентоспособности, а на внутреннем рынке – за счет
протекционистских мер, реализуемых на государственном уровне.
Как следствие, с одной стороны, существует угроза снижения объемов экспорта автомобилей по мере усиления конкуренции на рынке традиционных стран-импортеров из-за отсутствия легко реализуемых резервов для снижения их себестоимости и повышения качества. С другой стороны, высокий и продолжающий расти уровень внутреннего спроса, превышающий фактические поставки на внутренний рынок более, чем на 40%, в будущем, по мере либерализации импортного режима, может привести к росту импорта и потере потенциальных рабочих мест.
Проблема усугубляется тем, что отрасль остается во многом зависимой от внешних партнеров, их технологий (включая проектирование, модернизацию продуктов) и маркетинговой стратегии.
Определенные вызовы и риски для сохранения завоеванных позиций и дальнейшего развития отрасли несут также возможные изменения во внешнеполитической и внешнеэкономической среде. Эти серьезные риски ограничения внутреннего и внешнего спроса в перспективе должны быть учтены при определении направлений дальнейшего развития отрасли.
Настоящий доклад разработан с учетом вышеизложенных предпосылок и имеет своей целью выработку предложений по улучшению условий для устойчивого развития национальной автомобильной индустрии, укреплению роли автомобильной промышленности как одного из ключевых полюсов промышленного и инновационного развития Узбекистана, укреплению ее позиций на внутренних и внешних рынках.
Для достижения этих целей аналитический доклад решает следующие
задачи:
анализ развития отечественной автомобильной промышленности
ƒ
и ее роли в структурной перестройке экономики и социальной трансформации общества;
изучение мировых тенденций развития автомобильной промыш-
ƒ
ленности и возможностей их учета при определении перспективных направлений развития отечественного машиностроения;
анализ достигнутого технологического уровня отечественного
ƒ
машиностроения, как основного условия для обеспечения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;
изучение финансовых составляющих развития отрасли на
ƒ
микроуровне, в том числе экономической эффективности и рентабельности отрасли и основных локализующих предприятий с учетом перспектив долгосрочного развития этих направлений;
определение направлений развития отрасли в среднесрочной
ƒ
и долгосрочной перспективе с учетом динамики внутреннего
Сегодня эффект
от развития
автомобилестроения
остается
внутри отрасли,
предоставляя
недостаточный
импульс для развития
других отраслей

8
Введение и внешнего спроса на отечественные автомобили, а также возможностей повышения их конкурентоспособности;
разработка мер по стимулированию развития отечественной
ƒ
автомобильной промышленности для поддержания ее внутренней и внешней конкурентоспособности.
Для сохранения имеющихся позиций отечественного машиностроения и их дальнейшего расширения в условиях обостряющейся конкуренции на внешних рынках, требуется реализовать новые меры, направленные на развитие производственных мощностей, совершенствование структуры управления и демонополизацию, формирование собственного инженерно-технического и управленческого потенциала, позволяющего осуществлять глубокую модернизацию выпускаемой продукции. Такой подход позволит превратить автомобилестроительную индустрию
Узбекистана в один из главных катализаторов модернизации всей экономики, и вывести узбекскую автомобилестроительную отрасль на лидирующие позиции среди стран СНГ.

9
1. Развитие автомобильной отрасли как катализатор
структурной трансформации экономики и общества
В 1993-1994 гг. руководством Узбекистана было принято важнейшее решение о начале развития автомобильной промышленности в стране. В то время данное решение воспринималось скептически не только большинством зарубежных, но и национальных специалистов.
Основными доводами сомневающихся была высокая капиталоемкость автомобильной промышленности, высокий уровень конкуренции на мировом рынке легковых автомобилей, отсутствие у Узбекистана не только финансовых ресурсов для ее развития, но и традиций, навыков и подготовленной рабочей силы.
Вместе с тем, был большой перечень аргументов, обосновывающих необходимость развития указанной отрасли. Важнейшими из них, сформулированными как задачи, были:
1. Сложившаяся однобокая структура экономики, в которой преобладали аграрный сектор и добывающая промышленность, требовала ускоренного развития перерабатывающей промышленности. Необходимо было выбрать несколько локомотивных отраслей промышленности, которые бы обеспечили структурную трансформацию экономики и повышение доли перерабатывающей промышленности в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Создание и развитие автомобильной промышленности, нацеленной на производство конечной готовой продукции, должна была способствовать решению этой задачи. Наличие высокого мультипликативного эффекта автомобильной промышленности как на темпы экономического роcта, так и на структурную перестройку экономики должно было превратить автомобилестроение в один из локомотивов ускорения темпов экономического роста и структурной перестройки экономики.
Поскольку автомобили обладают наивысшей технологической сложностью по сравнению с другими производимыми товарами в
Диаграмма 1. Уровень технологической сложности товаров химической отрасли,
автомобилестроения и машиностроения
Источник: расчёты авторов на основе данных по общемировому экспорту (из базы данных UNCOMTRADE)
А омо или - о а
о
а ни льным
им щ
ом,
о ла ающий ы окой
ноло ич кой ложно ью
Эл к о ан о ма о ы
Мин о ния олиэ ил н ль ко озмашины
А омо или
0 5000 10000 15000 20000 25000
Доля
эк
о
, %
Аомоили лько- озмашины олиэилн
Минония
Элко- аномаоы
8 7
6 5
4 3
2 1
0
Автомобили
обладают
более высокой
технологической
сложностью
по сравнению с
рядом товаров в
промышленности
страны

10 1. Развитие автомобильной отрасли как катализатор структурной трансформации экономики и общества промышленности страны (см. диаграмму 1), эта отрасль, при прочих равных условиях, вносит и больший вклад в процессы структурной трансформации экономики, чем другие отрасли.
Высокий технологический уровень автомобилестроения должен был оказать позитивное воздействие на формирование национальной высококвалифицированной рабочей силы, менеджеров и инженеров промышленного производства, большая часть из которых в республике в то время или не существовала, или эмигрировала. Локализация производства комплектующих и запасных частей для сборки автомобилей была хорошей возможностью для создания большого числа эффективных рабочих мест в высокотехнологичной отрасли. В соответствии с проведенным авторами исследованием, автомобильная промышленность, наряду с машиностроением, химической промышленностью, услугами транспорта, электроэнергетикой, нефтепереработкой, нефтедобычей, строительством и цветной металлургией имеет мультипликатор и спроса, и предложения выше медианного значения. Это можно увидеть на диаграмме: приоритетные отрасли, имеющие наибольший мультипликативный эффект на экономику, находятся в правом желтом квадранте выше и правее медиан
(рис.1).
2
При этом, развитие автомобильной промышленности может стать одной из основных движущих сил для развития таких приоритетных отраслей, как машиностроение, услуги транспорта, нефтепереработка, химическая промышленность, указанных на диаграммах рисунка 2. В частности, рост производства в автомобильной промышленности на один сум приводит к росту спроса на продукцию машиностроения на
0,035 сум, и одновременно обеспечивает дополнительное предложение продукции для отрасли машиностроения на 0,37 сум. (рис 2). Аналогичные коэффициенты для продукции нефтепереработки составляют 0,03 как по спросу, так и по предложению, на услуги транспорта –0,11 и 0,12 сум, на продукцию химической отрасли – 0,025 и 0,06 сум соответственно.
2
Данные первого квадранта матрицы затраты-выпуск для Узбекистана, использованные для расчета мультипликаторов, включают данные по импорту. Данные за вычетом объемов импорта могли бы предста- вить более точную картину.
На диаграмме показаны значения мультипликатора спроса и мультипликатора предложения для всех отраслей экономики. Чем правее находятся отрасли на графике, тем больше спроса они создают на продукцию других отраслей
(эти отрасли имеют высокое значение мультипликатора спроса). Чем выше находятся отрасли на графике, тем большее предложение они создают для других отраслей
(эти отрасли имеют высокое значение мультипликатора предложения). Через влияние на спрос и предложение ключевые отрасли оказывают существенное влияние на рост производства в других отраслях экономики.
Отрасли, имеющие значение мультипликатора спроса и мультипликатора предложения выше соответствующих медианных значений мультипликаторов являются приоритетными отраслями – драйверами экономического развития страны. На диаграмме ключевые отрасли
(наиболее приоритетные) выделены красным цветом и находятся в правом желтом квадранте.
Рисунок 1. Автомобилестроение приоритетная отрасль
способствующая росту экономики и структурной
трансформации
Развитие
автомобильной
промышленности
может стать
движущей
силой развития
приоритетных
отраслей:
машиностроение,
транспорт,
нефтепереработка,
химия

11
Состояние и перспективы развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан
Хотя в настоящее время эффект от развития автомобилестроения в основном является прямым и остается внутри автомобильной отрасли, предоставляя недостаточный импульс для развития других отраслей, но в перспективе, по мере раскрытия и реализации всего потенциала автомобильной промышленности, ее мультипликативный эффект на экономику будет возрастать. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитым автомобилестроением, где влияние автомобильной отрасли на развитие других смежных отраслей экономики гораздо выше, чем в Узбекистане. Возможный потенциал роста влияния автопрома на развитие смежных приоритетных отраслей показан стрелками на рис. 2. Например, в случае достижения европейского уровня развития автомобилестроения, мультипликатор спроса на продукцию машиностроения может быть увеличен более, чем в 10 раз, нефтепереработки – в 5 раз, химической отрасли – более, чем в 3 раза, транспортных услуг – на 20-25%. Соответствующие коэффициенты
Рисунок 2. Автомобилестроение – драйвер развития приоритетных отраслей
Диаграмма нацелена на выбор отраслей, которые больше других влияют на приоритетные отрасли: машиностроение, нефтепереработку, услуги транспорта и химическую. Рассмотрим для примера диаграмму 1 (машиностроение). Чем правее находятся отрасли на диаграмме, тем больше спроса они создают на продукцию машиностроения (эти отрасли имеют высокое значение мультипликатора спроса). Чем выше находятся отрасли на графике, тем большее предложение они создают для машиностроения (эти отрасли имеют высокое значение мультипликатора предложения). Через влияние на спрос и предложение каждая отрасль оказывает влияние на рост производства в машиностроении. Отрасли, имеющие значение мультипликатора спроса и мультипликатора предложения выше соответствующих медианных значений мультипликаторов (находятся в правом желтом квадранте), а также выше других отраслей являются отраслями- движителями для машиностроения. Такой же анализ можно провести для каждой из приоритетных отраслей. Из графика видно, что для всех приоритетных отраслей движителями являются отрасли химическая, машиностроение и
автомобилестроение.

12 1. Развитие автомобильной отрасли как катализатор структурной трансформации экономики и общества мультипликатора предложения могут быть увеличены в 2,2 раза в нефтепереработке, в 2,5 раза – в транспортных услугах, почти в 3 раза – в химической отрасли. Сопоставимое увеличение спроса и потребления также произойдет и в других сферах, таких как НИОКР и профессиональное образование.
2. Отсутствие собственной автомобильной отрасли при растущей численности населения и перспектив роста его доходов ставило бы
Узбекистан в среднесрочной и долгосрочной перспективе в высокую зависимость от импорта легковых автомобилей. Развитие отрасли должно было уменьшить расходы иностранной валюты на импорт автомобилей и способствовать укреплению платежного баланса страны.
За 1997-2011 годы в результате роста доходов населения и увеличения его численности продажа легковых автомобилей увеличилась с 53,2 тыс. до 119,1 тыс (с учетом импорта). При импорте всего потребленного объема автомобилей, его сумма в 2011 году составила бы 1,5 млрд. долл. США. Отечественная автомобильная промышленность в этом же году произвела товарной продукции на 2,5 млрд. долл. в эквиваленте.
При этом импорт запасных частей и комплектующих в эквиваленте составил 1,3 млрд. долл. США, а экспорт (автомобили и комплектующие)
– 739,9 млн. долл. США. Таким образом, положительное влияние наличия автомобильной промышленности на платежный баланс составило почти
940 млн. долл. США.
3. Развитие автомобильной промышленности стало важнейшим фак-
Развитие автомобильной промышленности стало важнейшим фак-
Развитие автомобильной промышленности стало важнейшим фак- тором не только структурной, но и социальной трансформации и соз- дания эффективных рабочих мест. В настоящее время в целом в отрас- ли работают свыше 200 предприятий и организаций различных форм собственности, обеспечивающих более 20 тыс. рабочих мест непосред- ственно в предприятиях отрасли и около 50 тыс. рабочих мест
3
в пред- приятиях поставщиках 2-го и 3-го уровня и дилерских компаниях.
С учетом коэффициента семейности, автомобильная отрасль обеспечивает доходами семьи, состоящие из около 400 тысяч человек населения, или более 1,2% от всей численности населения страны.
Одновременно отрасль формирует профессиональные кадры среднего и высшего уровня квалификации и способствует ускорению процессов социальной трансформации.
3
С учетом предприятий, не входящих в систему «Узавтопрома».

Каталог: upload -> iblock
iblock -> Виртуальное коммуникативное пространство: становление, современное состояние и перспективы развития
iblock -> Общеобразовательное
iblock -> Занятие по профилактике терроризма и экстремизма для младших школьников «Жить в мире с собой и другими»
iblock -> К п. н, доцент кафедры немецкого языка
iblock -> Программа повышения квалификации «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Москва 2015
iblock -> Программа развития инновационного территориального кластера
iblock -> Информация о реализации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал