Доклад: «Игровые технологии на уроках фортепиано»



Скачать 24.05 Kb.
Дата16.02.2017
Размер24.05 Kb.
Просмотров349
Скачиваний0
ТипДоклад

Управление образования Администрации г. Долгопрудного

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

детская музыкальная школа «Ровесник»

г. Долгопрудного

(МБОУДОД ДМШ «Ровесник»)

Методический доклад:

«Игровые технологии на уроках фортепиано»

Преподаватель : Рубанова Е.Ю.


г. Долгопрудный 2012 г.


Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что, во-первых, процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики, направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения; во-вторых, у современных школьников вовсе не хватает времени на домашние задания. Сколько бы ни говорили психологи, врачи о перегрузках детей в общеобразовательных школах - всё остается по-прежнему. Учение первой смены средних классов пребывают в школе до 15-16 часов, а учащиеся гимназий, лицеев, спец. школ уже в младших классах имеют по 7-8 уроков в день. Музыкальную школу эти дети должны посетить, как минимум, 4 раза в неделю. Когда делать школьные уроки, а тем более уроки, заданные в учреждении дополнительного образования?

Понимая всё это, мы, педагоги дополнительного образования, должны максимально помочь нашим детям охранить их физическое и психическое здоровье, направить все силы на поддержание интереса и любви к выбранному ими делу, и, что самое важное, научить не долго, но эффективно самостоятельно работать дома, т.к. этого требует специфика обучения на любом музыкальном инструменте.

Традиционная методика, зародившаяся еще в XIX веке, безусловно, не сможет разрешить проблемы XXI века, и для этого уже требуются специальные технологии, адаптированные к духу времени и работающие не только на обучение, но и на сохранность контингента детей («не отбить интереса» ).

Из множества таких технологий мне хочется выделить:


(постановка перед учеником проблем, относительно динамики, звука, аппликатуры и.т.д., которые он сам решает, предоставление учащемуся возможности подумать).

  • Информационно-компьютерную

(компьютерные тесты и записи, например, отдельно аккомпанемента или солирующего голоса, что незаменимо в работе инструментального ансамбля, информация учебно-методического характера на компьютерных дисках, прослушивание образцовых исполнений изучаемых произведений и т.п.).

  • Технологию развития творческого потенциала

(участие в конкурсах, концертах, в т.ч. и внешкольная деятельность на сцене, а так же посещение концертов, филармонии и.т.д.).

  • Игровую технологию

К сожалению, данный пласт недостаточно разработан в музыкальной педагогике и считается, что он применим только для учащихся-дошкольников, но это ошибочно, и я попытаюсь это доказать.

Если обратиться к игре как к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся. Положительный эффект дает слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрастеэто общеизвестно.

В чем же суть игровой деятельности?


  • Установление контакта с ребенком, контакта содружества, доверительных отношений.

  • Это прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога.

  • Это мощное стимулирующее средство! (если ребенку лень заниматься, рутинно, неинтересно)


Функции игры

  • Обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие др.

  • Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятии

  • , превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное

  • Коммуникативная- объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.

  • Релаксационная- снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.

  • Психотехническая- подготовка, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для выхода на сцену.

  • Самовыражение- стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал

  • Компенсаторная- создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач, которые трудно выполнимы в реальной жизни ( придумать ситуацию).

Задачи, осуществляемые на уроках фо-но с помощью игры


  1. Самая сложная задача- постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на фо-но- может решиться в процессе игры легко и весело.

Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физ.паузы, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.

Игры:


«Подари мне руку», «Колобок»- помогут расслабить плечо, кисть

«Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу

«Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча

«Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.




  1. Развитие ритма и координации

Игры:

«Два лифта»

«Волшебные клубочки» -отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фо-но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся)

«Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент.

«Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес.

«Придумай текст»- применимо для средних и старших учащихся, если они никак не могут запомнить сложный ритмический рисунок- со словами это легче.



  1. Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.

Игры:

«Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаем длительности нот.

«Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка».

«Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть - как долю-пульс, определяющую размер.



  1. Аппликатура

Игры:

«Даю приказы пальцам»

«Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах

«На волнах»- техника арпеджио



  1. Постановка штрихов

Игры:

«Сказка про цыпленка»- для изучения legato ( Королёва «Музыка»)

«Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato

«Капельки», «Пчела»- на non legato

«Солонка»- staccato


  1. Развитие ладового восприятия. Запоминание аккордовых последовательностей, тонального плана.

«Рассказ про двух отличниц»- T и D.

«Удав глотает кролика»- кадансовый оборот

«Кто победит»-«борьба» dur и moll, T и D и тп.


  1. Чтение с листа

«Бантики»- представление секунды

«Куколки»- терции

«Музыкальные бусы»-- сборник Смирновой «Методические рекомендации»

«Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках



«Зашифруй нотами слова» -музыкальные ребусы.
Условия, определяющие успех игровых технологий

  • Психофизически особенности учеников (их муз.способности, темперамент, характер, возраст)

  • Компетентность и подготовленность преподавателя ( качество преподавания)

  • Психологический микроклимат на уроке

  • Способность педагога установить контакт с учеником, мобилизировать его и повести за собой



Список использованной литературы

  1. Т.Смирнова «Методические рекомендации»

  2. Е.Королева «Музыка»

  3. Е.Гульянц «Детям о музыке»

  4. А.Артоболевская «Методические рекомендации»

  5. Л.Баренбойм «Первые шаги»

  6. Н. Ветлугина «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал