Доклад №.: 83055. Наименование Проекта



Скачать 66.58 Kb.
Дата13.02.2017
Размер66.58 Kb.
Просмотров360
Скачиваний0
ТипДоклад




.

ДОКУМЕНТ С ИНФОРМАЦИЕЙ О ПРОЕКТЕ

СТАДИЯ КОНЦЕПЦИИ

Доклад №.:

83055

.

Наименование Проекта

Проект по передаче и торговле электроэнергией между Центральной и Южной Азией (CASA-1000) (P145054)

Регион

ЮЖНАЯ АЗИЯ

Страна

Южная Азия

Отрасль(и)

Передача и распределение электроэнергии (100%)

Тема(ы)

Региональная интеграция (60%), Изменение климата (40%)

Идентификационный номер Проекта

P145054

Заемщик(и)

Исламская Республика Афганистан, Республика Таджикистан, Исламская Республика Пакистан, Кыргызская Республика

Реализующее агентство

«Да Афганистан Брешна Шеркат», Национальные электрические сети Кыргызстана, «Барки Таджик», Национальная компания по передаче и диспетчеризации электроэнергии (НКПД)

Экологическая категория

A-Полная оценка

Дата подготовки/обновления PID

02-окт-2013

Дата утверждения/публикации PID

03-окт-2013

Предполагаемая дата утверждения Правлением

27-март-2014

.

I. Введение и контекст





Страновой контекст





Обстановка в регионе


  1. Региональный рынок электроэнергии между Центральной и Южной Азией (CASAREM) предполагается развивать поэтапно, через последовательное развитие институциональных механизмов и инфраструктуры с целью увязки избыточных энергетических ресурсов Центральной Азии с дефицитом и растущим спросом на энергетические ресурсы в Южной Азии. CASAREM предлагает возможность повысить благосостояние людей и сократить масштабы бедности во всех вовлеченных странах, в особенности, в некоторых беднейших частях света (таких, как приграничные районы Таджикистана, Афганистана и Пакистана), а также способствовать стабильности и росту в Афганистане.




  1. Предлагаемый Проект CASA-1000 будет содействовать заключению первой торговой сделки по продаже 1300 мегаватт (мВт) существующего избытка гидроэлектроэнергии в летний период между двумя регионами, включая Кыргызскую Республику и Таджикистан в Центральной Азии, и Афганистан и Пакистан в Южной Азии. Подготовка проекта продвигается под руководством Межправительственного Совета четырех стран на уровне министров (МПС) с Секретариатом, созданным в 2011 году, через консультации по Программе экономического сотрудничества в Центральноазиатском регионе (CAREC) 10 стран членов. Ожидается, что проект будет включать в себя строительство и эксплуатацию инфраструктуры по передаче электроэнергии в этих четырех странах, оказание соответствующей технической поддержки в период его реализации, а также механизмы поддержки сообществ, проживающих вдоль коридора передачи электроэнергии. Данный Проект будет содействовать снижению дефицита электроэнергии в Пакистане и Афганистане, а также будет способствовать повышению уровня доходов и росту экономических перспектив в Кыргызской Республике и Таджикистане.

Краткая информация по странам




  1. Кыргызская Республика и Таджикистан унаследовали хорошо развитую инфраструктуру бывшего Советского Союза, но до сих пор находятся на стадии восстановления от последствий разрушенных торговых связей с другими частями Советского Союза, включая резкое ухудшение уровня жизни, социальные конфликты (как, например, гражданская война в Таджикистане в начале 1990-х и вспышки насилия в Кыргызской Республике в 1990 г. и вновь в 2010 г.). Более того, обе страны являются небольшими странами без выхода к морю, уязвимыми для стихийных бедствий и воздействия внешних экономических условий. Их валовый национальный доход (ВНД) на душу населения составляет менее 1000 долл. США, что является самым низким уровнем среди всех центральноазиатских стран. Однако, в силу их месторасположения среди горной системы Тянь-Шань, они обладают значительными водными ресурсами и гидроэнергетическим потенциалом. С момента их независимости, обе страны запустили структурные реформы, нацеленные на переход к рыночной экономике, и обе страны стремились улучшить состояние своего энергетического сектора. Если обе страны будут оставаться экономически изолированными и не будут расширять свои возможности по преодолению трудностей, связанных с энергетической безопасностью, они будут продолжать иметь ограничения по реализации своего экономического потенциала.




  1. Афганистан по-прежнему остается крайне неустойчивой страной, находящейся в состоянии конфликта, со слабыми институтами государственной власти и гражданского общества и сталкивается с серьезными проблемами, связанными с развитием. Однако, несмотря на продолжающийся конфликт и отсутствие безопасности, на протяжении последних десяти лет были достигнуты существенные политические достижения, включая два раунда президентских и парламентских выборов, сопровождавшихся появлением средств массовой информации и гражданского общества. В силу непрекращающегося конфликта Афганистан получал и продолжает получать значительные объемы иностранной помощи (согласно подсчетам, около 15,7 млрд. долл. США в 2010 г.), которая почти эквивалентна объему ВВП этой страны. Однако маловероятно, что существующий объем иностранной помощи останется неизменным после 2014 года, после ожидаемого вывода международных войск; афганская экономика нуждается в устойчивых источниках долгосрочного роста, так как снижение уровня международной помощи приведет к негативному воздействию на экономику страны в целом в то время, как рост жизненно необходим для решения вопросов фискального и демографического потребностей. Согласно разумно оптимистичным сценариям, прогнозируется снижение роста в Афганистане со среднего уровня более 9% за последние 10 лет до 5-6% в период с 2013 по 2018 гг. Согласно прогнозам, уровень безработицы, который уже составлял 8% в 2009-2010 гг., будет повышаться по мере того, как рабочая сила будет увеличиваться на 300 000 челове в год. Эффективно работающий электроэнергетический сектор является ключом к росту и созданию рабочих мест; создание новой инфраструктуры и надежных источников энергии является жизненно необходимым фактором.




  1. Пакистан владеет значительными стратегическими природными ресурсами и имеет значительный потенциал развития; тем не менее, он сталкивается со значительными экономическими, управленческими и связанными с безопасностью трудностями в достижении результатов в сфере развития. Увеличение численности населения трудоспособного возраста представляет собой критический вызов в плане поиска способов оказания адекватных услуг и повышения уровня занятости. Уровень безработицы снизился с 34,5% в 2001-2002 гг. приблизительно до 17,2% в 2007-2008 гг. Непрекращающийся конфликт в приграничных районах Пакистана, а также проблемы безопасности по всей стране, оказывают влияние на все аспекты жизни и серьезно препятствуют развитию. По мере восстановления после глобального финансового кризиса 2008 г., ВВП Пакистана возрос на 3,8% в 2009-2010 финансовом году. Однако наводнения 2010 года, еще более усугубленные ростом цен на продовольствие и топливо, привели к замедлению экономической деятельности до 2,4% в 2010-11 финансовом году. Рост продолжал оставаться на уровне 3,5% в 2011-12 финансовом году, что намного ниже уровня, необходимого для предоставления рабочих мест для увеличивающегося населения. Но что наиболее важно, доступность электричества считается основным препятствием на пути к экономическому росту и увеличению промышленных инвестиций в Пакистане и, в конечном счете, на пути к общему процветанию.

Торговые перспективы




  1. Потенциал для экспорта энергии. С момента обретения своей независимости в 1991 г., страны Центральной Азии, обладающие значительным потенциалом энергоресурсов по отношению к их внутренним потребностям, реализовывали стратегии, направленные на экспорт энергии. Самым успешным в этой сфере стал Казахстан, имеющий существенные резервы нефти и газа; после него следовали Туркменистан и Узбекистан. В советскую эпоху, данные ресурсы управлялись централизованным образом на региональной основе. Гидроэнергетические ресурсы в Кыргызской Республике и Таджикистане эксплуатировались, в основном, в качестве ирригационной системы, а задача выработки энергии была второстепенной и осуществлялась, в основном, в течение летних месяцев в год. В то время энерговырабатывающие системы строились с тем, чтобы можно было воспользоваться преимуществами разнообразных источников энергии, включавших в себя гидроэнергетику, уголь и природный газ, что позволяло производить обмен энергией между разными республиками. После распада Советского Союза, объем региональной торговли сократился на 90%, по сравнению с уровнем 1990-х годов, по мере того, как отдельные государства стали ставить целью достижение максимальной энергетической самодостаточности. В результате наблюдается увеличение сезонного несоответствия спроса и потребления энергии, при значительном излишке гидроэлектроэнергии в летний период, ведущему к сливу воды без выработки электроэнергии, и увеличение дефицита электроэнергии во время зимних месяцев. Страны, богатые водными ресурсами, не в состоянии реализовать своей потенциал отчасти из-за (а) необходимости существенных средств для развития необходимой электроэнергетической инфраструктуры; (б) ограниченного регионального сотрудничества; и (в) отсутствия ясности по поводу основного рынка экспорта электроэнергии.




  1. Варианты для импорта. С другой стороны, соседствующий регион Южной Азии находится в сильной зависимости от импортируемых и дорогостоящих энергоресурсов (по большей части, нефти), и все более тщательно рассматривает варианты мнее дорогих, более чистых источников энергии для удовлетворения возрастающего спроса. В то время как внутренние мощности по выработке энергии остаются краеугольным камнем для отраслевой политики каждой страны, все же растет осознание того, что импорт и торговля электроэнергией могут быть выгодным и безопасным средством для сокращения разрыва между спросом и предложением. В этой связи, импорт существующего избытка электроэнергии в летний период из Центральной Азии предлагает сравнительно недорогостоящий метод, как для сокращения нынешней нехватки, так и для развития и испытания инфраструктуры и механизмов, которые можно было бы расширить в дальнейшем для удовлетворения будущего спроса. Особенно следует отметить тот факт, что Пакистан испытывает особо острый дефицит энергоресурсов в летнее время, тогда как центральноазиатские страны имеют существенно избыточный объем генерирования электроэнергии именно в этот период. Экономические связи между данными двумя регионами также способствовали бы укреплению дальнейшей стабильности, укореняющейся в таких взаимовыгодных экономических отношениях.




  1. Планируемые региональные инициативы. Различные страны Южной и Центральной Азии пытались реализовать ряд инициатив (включая CASA-1000) как часть создания более комплексного регионального энергетического рынка, в значительной части основанного на экспорте-импорте либо природного газа, либо электроэнергии. Например, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан в настоящее время экспортируют электричество в Афганистан в небольших объемах и надеются расширить торговлю путем выработки электроэнергии и экспортирования ее в Южную Азию; в частности, в Пакистан. На данный момент, процесс выработки электроэнергии из Туркменистана и Узбекистана производится на тепловых станциях, тогда как в Таджикистане в основном на гидроэлектростанциях.




  1. Пакистан также находится в процессе исследования различных возможностей импорта энергоресурсов, в том числе трубопровода для доставки природного газа из Ирана и общую энергосистему с Индией. Учитывая ожидаемую масштабную нехватку электроснабжения, как в Пакистане, так и в Афганистане, вероятнее всего, со временем будет рассматриваться и другие вариантов, помимо вышеуказанных. Генеральный План развития энергосистемы Афганистана, разработка которого была поддержана АБР, предлагает вариант использования электросети Афганистана для экспорта электроэнергии в Пакистан после удовлетворения внутреннего спроса; однако пока еще неясно, каким образом внутренняя система энергоснабжения Афганистана может быть адаптирована для целей обслуживания значительного объема торговли электроэнергией из соседних стран. Более того, развитие электросети Афганистана потребует еще несколько лет до того, как она будет в состоянии передавать значимые объемы электроэнергии в Пакистан.

12. На данный момент существует нереализованная возможность для осуществления региональной торговли, которая может быть осуществлена Проектом CASA-1000, что заложило бы фундамент для построения будущего энергетического рынка между регионами Южной и Центральной Азии. Данный проект хорошо вписывается в нынешние перспективы энергетических рынков в обоих регионах и не исключает других предлагаемых региональных инициатив, которые являются взаимодополняемыми. Он также является наименее капиталоемким среди проектов, в настоящее время находящихся на рассмотрении. Хотя на сегодня Проект CASA-1000 и является наиболее продвинутым и наиболее экономически жизнеспособным, он не препятствует будущим инвестициям в энергетический сектор или расширению торговли с другими соседними странами, потому что он будет структурирован в виде системы открытого доступа.

13. Предлагаемый Проект CASA-1000:

• подготовит почву для налаживания торговли электроэнергией между Центральной и Южной Азией; крайне важно сделать первый шаг, если предполагается реализация существующего потенциала такой торговли.

• определит роль Афганистана как жизнеспособной транзитной страной, используя ключевые сравнительные преимущества и повышая свои перспективы роста.

• обеспечит дополнительный и стабильный источник доходов бюджета и энергетического секторов для Таджикистана и Кыргызской Республики - двух самых бедных экономик Центральной Азии - что поможет им приступить к решению своих существующих проблем, связанных с недостатком энергии в зимнее время. Будет разработана специальная система использования доходов с целью обеспечения справедливого, прозрачного и целевого распределения средств.



• сократит дефицит электроэнергии в Пакистане и Афганистане во время пикового летнего сезона и/или снизит их зависимость от дорогостоящей выработки электроэнергии на дизельных станциях.
14. В мае 2006 года была проведена конференция на министерском уровне в Исламабаде с участием Кыргызской Республики и Таджикистана (будущих экспортеров) и Афганистана и Пакистана (будущих импортеров), на которой страны совместно объявили о своем намерении использовать возможности торговли электроэнергией. Затем в октябре 2006 года в Душанбе последовала другая конференция, где все 4 правительства подписали первый межправительственный меморандум о понимании, в котором они взяли на себя обязательство осуществлять первую фазу CASAREM - а именно, наладить необходимую инфраструктуру для передачи и торговли электроэнергией, а также внедрить системы для создания возможностей для торговли около 1300 мВт электроэнергии между Центральной Азией и Южной Азией, т.е. для Проекта CASA-1000. Затем, в августе 2008 года, страны заключили межправительственный договор и основали Межправительственный Совет (МПС) для управления ходом подготовки Проекта.
15. С тех пор эти четыре страны еще больше укрепили свое сотрудничество и, совместно с партнерскими международными финансовыми учреждениями (МФУ) и двусторонними донорами, провели необходимую аналитическую работу для определения технической, экономической, экологической, социальной и коммерческой жизнеспособности инфраструктурного проекта по передаче электроэнергии CASA-1000. 16 сентября 2013 года страны подписали резолюцию МПС, определяющую ключевые коммерческие принципы и структуру Проекта.





Отраслевой и институциональный контекст




Южная Азия
17. Южноазиатский регион испытывают очень значительные энергетические трудности. Более 400 млн. человек до сих пор остаются без доступа к современным услугам электроснабжения в наиболее затронутых конфликтами регионах мира. Данные, основанные на масштабном исследовании домохозяйств, проведенном Европейским Союзом в рамках «Национальной оценки риска и уязвимости в Афганистане за 2007/2008 гг.» свидетельствуют, что только 20% населения имеют доступ к электросетям. Афганистан, являющийся хрупким и пораженным конфликтом государством, требует существенной поддержки для внедрения инфраструктурных услуг на устойчивой основе, включая предоставление доступной электроэнергии своему населению. В Пакистане нехватка электроэнергии обычно возникает в летний период на фоне усиления жары при температурах свыше 40°С (110°F), тем самым вызывая социально-экономические потрясения в стране.
18. Недавний доклад о рабочих местах и занятости населения в Южной Азии назвал доступность надежных источников электроэнергии одним из наиболее значительных препятствий, с которыми сталкиваются все типы предприятий, которые, как правило, имеют наиболее высокие уровни производительности и наиболее высокооплачиваемые рабочие места. Более того, суровые ограничения электроснабжении для всех видов предприятий отражает большой разрыв между спросом и предложением электроэнергии в регионе. Сокращение данного разрыва требует значительного увеличения инвестиций, что, в свою очередь, потребует продолжения и углубления реформ в энергетическом секторе. Как Афганистан, так и Пакистан, занчительно зависят от импорта нефтепродуктов для выработки электроэнергии, объем импорта повышался в последние годы, тем самым вызывая еще большие финансовые затруднения для уже бедствующего сектора.
19. Афганистан. Несмотря на то, что Афганистан недавно начал восстановление своего энергетического сектора после двух десятилетий конфликта, ясно, что понадобится еще значительное время до того, чтобы сектор адекватно работал и удовлетворял спрос на электроэнергию в стране. Между тем, спрос на энергию быстро растет. Отсутствие доступа к электроэнергии продолжает препятствовать экономическому росту и порождает сомнения о дальнейшей способности страны предоставлять ключевые услуги, особенно в переходной после десятилетнего конфликта период.
20. Среднесрочные планы правительства в отношение к данного сектора фокусируются на: повышении безопасности энергоснабжения посредством реабилитации чистых и недорогостоящих крупных гидроэлектростанций, что реализуется в настоящее время; добавлении местных ресурсов, основанных на увеличении генерирующей мощности с целью удовлетворения неудовлетворенного и будущего спроса (угольные электростанции, связанные с горнодобывающей деятельностью); расширении малых и средних гидроэлектростанций; а также начале работ на одной или двух крупных гидроэлектростанциях на основе оптимизированного развития водных ресурсов. В дополнение, правительство придает стратегическую важность привлечению избыточной электроэнергии из стран Центральной Азии, что также улучшило бы его перспективы становления безопасной транзитной страной и увеличило бы доходы от потенциальных транзитных платежей за передачу энергии в Пакистан и в другие соседние страны.
21. Пакистан. Пакистан испытывает постоянный энергетический кризис, омраченный долгими периодами отключения электричества. Такие явления по большей части объясняются, среди прочих факторов, слабой системой управления сектором, неэффективностью системы распределения, а также высокими ценами на электроэнергию. Сектор управляется регулирующим органом и в имеет единую национальную передающую компанию (НПК), а именно - Национальную компанию по передаче и диспетчеризации электроэнергии (НКПД), а также на девять разных распределяющих компаний (распредкомпании) и вертикально интегрированную электрическую компанию, обслуживающую город Карачи (Корпорация электроснабжения Карачи, КЭК). Центральное агентство по закупке электроэнергии (ЦАЗЭ) действует в качестве агента НКПД с мандатом на закупку электроэнергии, полученной из различных источников, и на ее продажу распредкомпаниям и другим оптовым потребителям. Производительность и потенциал распредкомпаний сильно варьируется. В 2012 году общая установленная мощность выработки составила около 22 800 МВт; однако значительная часть данной мощности не была полностью использована и доступная мощностью составляла ближе к 14 000 МВт, а на протяжении многих лет не было добавлено существенной дополнительной мощности. В стране с населением в 180 млн. человек, которая является одной из самых урбанизированных в регионе, спрос на электроэнергию продолжает расти. С 2004 по 2009 гг., потребление электричества возросло на 22%, тогда как предложение оставалось практически на одном и том же уровне. С 2010 по 2012 гг. Пакистан сделал серьезное усилие разрешить кризис с электроснабжением путем инвестирования в расширение внутренних мощностей производства гидроэлектроэнергии (1410 дополнительных МВт из уже построенного туннеля на существующей плотине Тарбела), повышения эффективности системы распределения природного газа и изучение возможностей импорта электроэнергии/газа из Центральной Азии, Ирана и Индии.
22. В это время многочисленных трудностей в энергетическом секторе, новое правительство объявило о планах решать проблему дефицита посредством расширения объемов выработки электроэнергии и способствования более эффективному использованию своих природных ресурсов и импорта электроэнергии из соседних стран. Пакистан имеет собственные гидроэнергетические ресурсы (в основном, на реке Инд), а также некоторые резервы природного газа. Однако нынешних запасов газа недостаточно для удовлетворения спроса на энергоснабжение, особенно для потребления домашних хозяйств и объектов промышленности. Доступность газа для производства электроэнергии ограничена,а станции способные работать на двойном топливе работют на дорогостоящих нефтепродуктах. Хотя расширение мощности по выработке в основном приходилось на ГЭСы, страна, тем не менее, испытывала бы значительную нехватку в кратко- и среднесрочном периоде из-за длительнойго периода и высокой стоимости строительства и запуска гидроэнергетических мощностей. Это привело к необходимости исследовать возможности импорта электроэнергии.
Центральная Азия
23. В отличие от Южной Азии, страны Центральной Азии, участвующие в данном проекте, а именно, Таджикистан и Кыргызская Республика, почти полностью (более, чем на 90%) зависят от выработки гидроэнергии для удовлетворения своих потребностей в электроэнергии. Большинство их активов в электроэнергетическом секторе было унаследовано от Советского Союза и, поэтому, они нуждаются в ремонте и/или замене. Обе страны и их партнеры по развитию признают важность инвестирования в реабилитацию мощностей, т.к. инвестиции являются основой внутреннего энергоснабжения и экономики.
24. Гидрология, обусловленная таянием снегов, приводит к сильным водному притоку в летний период и значительно сокращенному объему притоку в зимнее время. Реки, используемые для выработки гидроэлектроэнергии, являются трансграничными, и Таджикистан и Кыргызская Республика поддерживают согласованный уровень спуска воды в летний период для нужд ирригации прибрежных стран ниже по течению. Вода, спущенная в летнее время, используется в целях выработки электроэнергии до уровня, необходимого для удовлетворения внутреннего спроса и осуществления экспорта, а остаток воды сливается без выработки электроэнергии. Таким образом, Таджикистан и Кыргызская Республика сталкиваются с проблемой избыточной электроэнергии в летние месяцы и постоянной нехватки электричества в зимние месяцы. Совокупность низких тарифов, неэффективной системы управления и недостаточного обслуживания энергетических активов приводит к серьезным срывам в экономике и оказывает негативное воздействие на производительность и благосостояние населения в целом. Имея избыток относительно недорогостоящей электроэнергии, правительства этих стран могли бы получать крайне необходимые доходы, которые могут помочь в финансировании закупки топливных ресурсов или программ по повышению энергоэффективности, как способа разрешения энергетических кризисов зимнего времени в средне- и долгосрочной перспективе.
25. Кыргызская Республика. Более 90% электроэнергии в этой стране производится на Нарынском каскаде ГЭС, который регулирует через Токтогульское водохранилище емкостью 19 млрд. кубометров (мкм), предоставляющим возможность многолетнего регулирования работы каскада. Уровень притока воды в каскад достигает наивысшей отметки в летний период в результате таяния снегов, что приводит к избытку неиспользованной электроэнергии и холостому сливу воды из-за необходимости поддержания выпуска воды вниз по течению и, иногда, из-за ограниченной емкости водохранилища. В летний период электричество экспортируется в Казахстан на основе ежегодных переговоров, но уровни цен относительно низки и объем экспорта не постоянен.
26. В течение зимы, когда спрос на электричество высок с учетом потребностей на отопление, а уровни притока воды недостаточны для удовлетворения пикового спроса, обычно приходится вводить ограничения от 4 до 6 часов. В качестве краткосрочной меры для разрешения своего энергетического дефицита в зимний период, Кыргызская Республика экспортирует свой летний излишек электроэнергии в соседние страны, такие как Казахстан, в обмен на поставку топлива в виде угля и газа. Сектор страдает от больших потерь (превышающие 30% от объема чистого генерирования), очень низких тарифов на электричество (менее 0,02 долл. США за 1 кВтч) и неоптимальных договорных условий. В последние годы наметился стратегический фокус на реализацию критически важных инвестиций в целях повышения жизнеспособности энергетического сектора и реагирования на энергетические нужды страны в средне- и долгосрочном периоде. Основной причиной нехватки инвестиций стало слабое финансовое состояние энергетического сектора, в основном, из-за очень низких тарифов (самых низких в регионе Европы и Центральной Азии) и неэффективной деятельности распределительных компаний. С 2011 года Кыргызская Республика тестировала метод введения прозрачного учета доходов, в рамках которого все доходы от экспорта электроэнергии хранятся на отдельном депозитном счете и могут быть потрачены только на конкретные цели, таких как импорт зимнего топлива. Наблюдение за использованием данных доходов проводит независимый комитето, в состав которого входят представители гражданского общества в целях обеспечения полной прозрачности. Кроме этого, все движение средств и балансы публикуются на интернет сайтах министерства и электрических компаний.
27. Таджикистан. Подобно Кыргызской Республике, Таджикистан зависит почти исключительно от гидроэнергии (96% его установленной мощности в 4750 МВт) для удовлетворения своих энергетических нужд. Учитывая, что Вахшский каскад обладает гидрологическими характеристиками аналогичными с Токтогульским, существует аналогичная система летнего излишка и зимнего недостатка водных потоков, за исключением того факта, что емкость Нурекского водохранилища намного меньше, вследствие чего холостой слив воды в летний период происходит еще в больших объемах. Так как Таджикистан является одной из самых бедных стран в Центральной Азии, сокращение бедности является центральным элементом развития страны. Недавняя Стратегия по сокращению бедности на 2010-2012 гг. подчеркнула важную роль сектора инфраструктуры в достижении целей сокращения бедности и экономического роста. В частности, энергетический сектор был определен в качестве приоритетного, учитывая его существенное влияние и потенциал в сфере развития. Энергетический сектор в основном управляется через «Барки Таджик». Некоторые ключевые проблемные вопросы, с которыми сталкивается сектор: (а) финансовая жизнеспособность Барки Таджик, которое имеет довольно значительный дефицит наличных средств - около 2% ВВП за 2010 г.; (б) сезонное несоответствие между предложением и спросом на электроэнергию, которое ведет к экономическим потерям и трудностям для населения, с отключениями подачи электричества для разгрузки электролиний на 12-18 часов в зимний период за пределами города Душанбе; (в) растущая задолженность перед независимыми производителями электроэнергии (НПЭ) за энергию, которая не может быть выгодно использовано в летний период в виду отсутствия возможностей экспорта; и (г) имеющийся в стране общий ограниченный управленческий потенциал в ключевых операционных сферах энергетического сектора.





Взаимосвязь с Стратегией помощи стране




28. Предлагаемый Проект CASA-1000 способствует в достижении ключевых стратегических результатов, определенных в Стратегиях Помощи стране/Партнерства со страной (CAS/CPS) всех четырех участвующих стран. Через инвестирование в Проект CASA-1000, экспортирующие страны смогут использовать свою имеющуюся базу активов для стимулирования своего экспортного потенциала в летний период и получения дохода для своих экономик.
29. В случае с Таджикистаном, Проект непосредственно отвечает требованиям ожидаемого результата по повышению надежности и эффективности услуг электроснабжения и газоснабжения, тем самым повышая потенциал для экспорта энергоресурсов (Задача II Стратегии Партнерства по Таджикистану на финансовый год 2010–13), и снижая негативное воздействие кризиса на бедность и уязвимость посредством поддержания фискальной стабильности и обеспечения доступа к критически важным государственным услугам (Задача I Стратегии Партнерства по Таджикистану). Проект также поддержит цели достижения роста и потребности в востонавлении и реконструкции, указанных во Временной Стратегии по Кыргызстану, путем предоставления значимых доходов от экспорта (финансовый год 2013-2017).
30. Проект CASA-1000 открыто упоминается в Стратегии партнерства по Пакистану (2010–13 финансовые годы) и Промежуточной стратегической записке по Афганистану (2012–14 финансовые годы) в качестве сферы участия Банка, особенно в плане его отношения к региональному сотрудничеству. Фокус Банка на Афганистане заключается в улучшении его перспектив роста и поддержке обещающих сфер регионального сотрудничества, тем самым продолжая развивать традиционную связь Афганистана с его соседями в области торговли и транзита, энергетики и управления водными ресурсами. Инклюзивный рост и создание рабочих мест имеют первостепенную важность для страны, а недостаточность энергоресурсов указывается в качестве ограничения для развития предприятий. Согласно целям правительства Пакистана на среднесрочный период, электроснабжение должно достичь как минимум 65% домашних хозяйств и 90% нежилых помещений в основных городских местностях, а также по крайней мерее 25% домашних хозяйств в сельских местностях.



.

II. Предлагаемая(ые) задача(и) в области развития




Предлагаемая(ые) задача(и) в области развития (из Концепции Проекта)




Целью данного проекта является создание условий для устойчивой торговли электроэнергией между странами Центральной Азии (Таджикистаном и Кыргызской Республикой) и странами Южной Азии (Афганистаном и Пакистаном) с целью сокращения нехватки энергоснабжения в странах Южной Азии и укрепления отраслевых и бюджетных доходов в странах Центральной Азии.




Ключевые результаты (из Концепции Проекта)




  1. Устойчивость. Подписаны и реализованы соглашения о коммерческих структурах, а также строительные и операционные контракты для торговли электроэнергией между данными четырьмя странами; разработаны и осуществляются схемы поподдержке местных сообществ в целях способствования инклюзивному росту.




  1. Развитие инфраструктуры. Установлена и функционирует инфраструктура по передаче электроэнергии, делающая возможной торговлю электроэнергией между двумя регионами.




  1. Институциональное развитие. Укреплен потенциал институтов и провайдеров электроэнергии в задействованных странах, что позволило им предпринимать крупные трансграничные инфраструктурные проекты, вести переговоры и приводить в исполнение технические и коммерческие соглашения, а также развивать планирование рынков и систем.

.

III. Предварительное описание




Описания концепции




Предлагаемый проект будет состоять из следующих двух компонентов:
Компонент 1: Строительство инфраструктуры по передаче электроэнергии в четырех странах, состоящей из следующих элементов:
• Система передач постоянного тока высокого напряжения (ПТВН), в том числе 500- киловольтная (кВ) линия с мощностью в 1300 мВт из Сангтуды до Пешавара через Кабул (750 км); Подстанция для преобразования переменного тока в постоянный ток (ПрТ-ПТ) с мощностью в 1300 мВт в Сангтуда; Подстанция для преобразования постоянного тока в переменный ток (ПТ-ПрТ) с мощностью в 1300 мВт в Пешаваре; и Подстанция для преобразования постоянного тока в переменный ток (ПТ-ПрТ) с мощностью в 300 мВт в Кабуле;
• 500-киловольтная (кВ) линия переменного тока высокого напряжения (ПрТВН) из Датки в Худжанд (477 км) для передачи избыточной электроэнергии из Кыргызской Республики в Таджикистан; и 500-киловольтная (кВ) линия из Регара до Сангтуды для укрепления электросети Таджикистана.
Компонент 2: Поддержка реализации проекта и техническая помощь, необходимые для исполнительных агентств проекта в четырех странах, а именно - Национальная компания по передаче и диспетчеризации электроэнергии (Пакистан), Открытая акционерная компания-холдинг «Барки Таджик» (Таджикистан), «Да Афганистан Брешна Шеркат» (Афганистан), и Акционерное общество «Национальная электросеть Кыргызстана» (Кыргызская Республика). Сферы, требующие поддержки, включают в себя: предоставление мониторинга третьей стороны и контроль за консультантами в период строительства; разработка механизмов поддержки местных сообществ; и другие.
Финансовая таблица, содержащаяся в данном документе, представляет ориентировочные суммы, и какие-либо обязательства от потенциальных финансирующих организаций будут подвергнуты официальному рассмотрению и утверждению каждым учреждением. Ожидается, что финансирование для Проекта поступит из многих источников, таких как Всемирный Банк, Исламский банк развития и других двусторонних агентств из таких стран, как США (ЮСАИД, Государственный департамент) или Великобритания (DfID), которые оказывали поддержку при подготовке Проекта CASA-1000 и продолжают это делать.

.

.

IV. Политики безопасности, которые могут применяться




Политики безопасности, затронутые Проектом

Да

Нет

Еще не определено




Экологическая оценка OP/BP 4.01

X










Естественные среды обитания OP/BP 4.04

X










Леса OP/BP 4.36

X










Борьба с вредителями OP 4.09




X







Физические культурные ресурсы OP/BP 4.11




X







Коренные народы OP/BP 4.10




X







Вынужденное переселение OP/BP 4.12

X










Безопасность плотин OP/BP 4.37




X







Проекты по международным водным путям OP/BP 7.50




X







Проекты на спорных территориях OP/BP 7.60




X




.

.

V. Финансирование (в млн. долл. США)




Общая стоимость проекта:

1000,00

Общий объем финансирования со стороны Банка:

510,00




Недостаток в финансировании:

180,00







Источник финансирования

Сумма




ЗАЕМЩИК/ПОЛУЧАТЕЛЬ

0,00




Международная ассоциация развития (МАР)

145,00




Грант МАР

365,00




Исламский банк развития

280,00




Двусторонние агентства (не идентифицированы)

30,00




Всего

820,00

.




.

VI. Контактная информация

.




Всемирный Банк

.




Контактное лицо:

Сунил Кумар Хосла




Должность:

Ведущий специалист в области энергетики




Тел:

473-4011




Эл. почта:

skhosla1@worldbank.org

.




Заемщик/Клиент/Получатель

.




Имя:

Исламская Республика Афганистан




Контактное лицо:

Д-р Мустафа Мастур




Должность:

Заместитель министра финансов




Тел:

0093202102838




Эл. почта:

mmmastoor@yahoo.com

.




Имя:

Министерство энергетики и промышленности, Таджикистан




Контакт:

Пулод Мухиттиднов




Должность:

Первый заместитель министра




Тел:







Эл. почта:




.




Имя:

Исламская Республика Пакистан




Контактное лицо:

Г-н Саиф Улла Чаттха




Должность:

Секретарь




Тел:

92-51-9211852




Эл. почта:

secretary@mowp.gov.pk

.




Имя:

Кыргызская Республика




Контактное лицо:

Мирлан Байгончоков




Должность:

Заместитель министра




Тел:

996312664036




Эл. почта:

m.baigonchokov@min.fin.kg

.

.




Исполняющие агентства

.




Имя:

«Да Афганистан Брешна Шеркат»




Контактное лицо:

Инженер Шекиб Нессар




Должность:

Операционный директор




Тел:

0093700294722




Эл. почта:

shekeeb.nessar@dabs.af

.




Имя:

«Национальная электросеть Кыргызстана»




Контактное лицо:

Г-н Таалайбек Ибраев




Должность:

Заместитель Генерального директора




Тел:

996312661001




Эл. почта:

nesk@elcat.kg

.




Имя:

«Барки Таджик»




Контактное лицо:

Г-н Али Назаров




Должность:

Председатель




Тел:

(992-372) 358-766; 560-0713




Эл. почта:

elrpbt@gmail.com

.




Имя:

Национальная компания по передаче и распределению электроэнергии (NTDC)




Контактное лицо:

Г-н Мухаммад Зиа-ур-Рехман




Должность:

Управляющий директор




Тел:

924299202229




Эл. почта:

ceo@ntdc.com.pk

.

VII. За дополнительной информацией обращайтесь в:

.




The InfoShop




Всемирный Банк, США




1818 H Street, NW




Washington, D.C. 20433




Тел: (202) 458-4500




Факс: (202) 522-1500




Вебсайт: http://www.worldbank.org/infoshop



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал