Занятие по профилактике терроризма и экстремизма для младших школьников «Жить в мире с собой и другими»



Скачать 395.8 Kb.
страница1/3
Дата27.10.2016
Размер395.8 Kb.
Просмотров300
Скачиваний0
ТипЗанятие
  1   2   3
ГАУ ЯО «ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде

(практическая часть)

Занятие по профилактике терроризма и экстремизма для младших школьников «Жить в мире с собой и другими»

Оптимальное количество участников группы: 12-15 человек.



Цели: научить детей видеть мир во всем его многообразии, и принятию других такими, какие они есть, воспитание толерантности в детях.

Задачи:

• создание позитивного микроклимата в группе;

• научить детей видеть положительные стороны окружающих.

План занятия:


  1. Упражнение «Встреча с другом»

  2. Упражнение: «Что я люблю, что я не люблю»

  3. Игра «Что общего у меня с… » 

  4. Упражнение «Всемирный хоровод»

  5. Игра «Волк и семеро козлят»

  6. Задание «Подари улыбку миру»

  7. Рефлексия

Материалы к занятию: темный непрозрачный пакет, разные игрушки, предметы из школьного портфеля, ватман формата А3, краски, кисточки, цветные карандаши, клей и заготовки из бумаги в виде кружочков.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте ребята. Когда мы встречаем кого-либо, первое что мы делаем, мы приветствуем, друг друга, здороваемся. Очень важно как мы это делаем, какое у нас выражение лица. Потому, что если мы угрюмые, то людям окружающим нас кажется, что мы злые и агрессивные. А если на лице улыбка, то и всем вокруг хочется нам улыбнуться в ответ. Поэтому давайте сейчас поприветствуем друг друга следующим образом:

1. Упражнение «Встреча с другом»

Цели: создание положительного настроя, снятие психологических зажимов, создание в группе благоприятного микроклимата, эмоциональное развитие детей.

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

- Здравствуй друг! (Здороваются за руку, обязательно улыбаясь)

- Как ты тут? (Хлопают по плечу друг друга)

- Где ты был? (тихонько дергают за ушко друг друга)

- Я скучал! (Кладут руки себе на сердце, на лице мимикой отображая грусть)

- Ты пришёл! (радостно разводят руки в стороны)

- Хорошо! (Радостно с улыбкой обнимают друг друга)

После, дети находящиеся во внутреннем круге, делают шаг вправо, меняя свою пару. Упражнение повторяется до тех пор, пока дети не вернутся к своей паре. Ребята самостоятельно выполняют упражнение, стараясь как можно эмоциональнее обыграть ситуацию.



Ведущий: Молодцы ребята, а теперь я вам предлагаю узнать друг друга получше (дети садятся на стулья, расставленные по кругу).

2. Упражнение: «Что я люблю, что я не люблю»

Каждый участник по очереди говорит, что он любит, что не любит по принципу «снежного кома» (первый рассказывает о себе, второй сначала повторяет то, что сказал первый ребенок, а потом говорит свое; третий повторяет высказывания первого и второго ребенка, а потом говорит о себе и т. д.).

После того как каждый ребенок рассказал о себе, ведущий делает вывод. Ведущий: Ребята, посмотрите, все вы учитесь в одном классе, вам одинаковое количество лет, НО мы все разные: кто- то любит рисовать, кто-то заниматься спортом, кто-то любит читать, а кто-то любит животных. И это просто здорово, потому, что мы дополняем друг друга, нам хорошо вместе. Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Каждый из вас уникален и необходим нам.

3. Упражнение «Всемирный хоровод»

Ведущий: А теперь давайте послушаем стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод» (ведущий зачитывает стихотворение).

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев и англичан.

Для испанских детей и для русских,

Шведских, турецких, немецких, французских.

Негров, чья родина —Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.

Для желтокожих, которым вставать надо, когда мы ложимся в кровать.

Для эскимосов, что в стужу и снег лезут

В мешок меховой на ночлег;

Для детворы из тропических стран,

Где на деревьях не счесть обезьян;

Для ребятишек одетых и голых -

Тех, что живут в городах и селах.

Весь этот шумный, задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты пусть встретится с Югом,

Запад — с Востоком, а дети — друг с другом!

Ведущий: Ребята, как вам кажется о ком это стихотворение? (о детях разных национальностей, которые соберутся в один хоровод, чтобы дружно жить на планете)

Ведущий: А какие национальности вы знаете? (дети перечисляют национальности)

Ведущий: А какие народы проживают на нашей территории, на территории Российской Федерации. (с помощью педагога перечисляют разные национальности)

Ведущий: Посмотрите ребята, на моей руке не хватит пальцев, чтобы перечислить народы, живущие в России, а уж тем более в мире. Но у нас у всех один дом – это наша планета Земля. На нашей планете живут люди разных национальностей, разного цвета кожи и вероисповедания; живущие в разных условиях и говорящие на разных языках. Самое большое счастье жить под мирным небом, без войны. Вы наверное слышали от родителей, что в некоторых странах идет война. В этих военных конфликтах страдают мирные жители, но самое главное – страдают дети. Ни один ребенок не должен испытывать ужасы войны. А из-за чего происходит война – из-за того, что некоторые начинают считать себя сверхнацией, а остальных - людьми второго сорта. Но этого быть не должно. Поэтому, мы с вами должны с уважением и пониманием относится к другим таким разным и непохожим друг на друга людям разных национальностей, быть терпимыми к различиям.

Сейчас я хочу вам предложить поиграть в следующую игру:



4. Игра «Что общего у меня с… » (для проведения игры потребуется: темный непрозрачный пакет, в котором находятся разные игрушки и предметы из школьного портфеля. Количество предметов должно превышать количество детей.)

Ведущий: сейчас каждый из вас, по очереди, будет засовывать руку в черный пакет и на ощупь вытаскивать любой предмет, который попал в руку. После чего необходимо подумать, какое хорошее или полезное качество у вас с этим предметом общее.

После идет обсуждение: даже в любом предмете можно найти что-то хорошее, положительное. Поэтому мы должны стремиться видеть в человеке, в других людях хорошее.



Ведущий: В современном мире, к сожалению, иногда происходит подмена истины происходящего. То, что раньше было хорошим, сейчас называют плохим, или наоборот. Нам с вами важно учиться распознавать обман. Иногда, нам навязывают чужое мнение и очень важно вовремя сказать «нет».

Я вам предлагаю сейчас потренироваться в этом.



5 . Игра «Волк и семеро козлят»

Цель: Умение сказать «нет», развитие навыков убеждения, умение распознать обман, и усиление внимания к невербальным проявлениям.

Участникам раздаются бумажки, часть из которых с надписью «волк», часть - «коза», часть - «козленок». Козлята сидят в домике, а волки и козы (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить, что они козы и что им надо открыть дверь (дети стараются точно изображать волка (низкий голос, суровое лицо, и ласковая, мягкая коза). Козлята решают пускать или не пускать в дом. Если пустили волка, то он забирает 1-2 козлят, если козу не пустили, то 1-2 козленка «умирают» от голода. Дети обычно действуют по принципу «нравится - не нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения.



Ведущий: Посмотрите ребята порой нам очень трудно распознать волка в овечьей шкуре. Пока вы маленькие вам еще трудно распознать «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому необходимо делиться со своими родителями своими переживаниями и сомнениями, и прислушиваться к их советам. А также стараться самим думать о своих поступках «правильно я поступил или нет», и что может чувствовать в этот момент другой человек.

  1. Задание «Подари улыбку миру» 

Ведущий: Сейчас ребята, я предлагаю вам подарить всему миру частичку своей доброты и радости. Вот что нам для этого потребуется: (необходимо приготовить ватман формата А3, краски, кисточки, цветные карандаши, клей и заготовки из бумаги в виде кружочков – это будущие смайлики)

Давайте, мы с вами сейчас вес вместе дружно нарисуем нашу планету, и «Подарим улыбку миру», словно, каждый из вас оставит на этой планете частичку себя (детям раздаются кружки из бумаги, на нем они рисуют свою улыбку, а затем каждый наклеивает на рисунок свой смайлик).

После выполнения задания, все вместе рассматривают то, что получилось. Идет обсуждение, что необходимо жить дружно, в мире и в согласии людям разных народов.

7. «Рефлексия» Обсуждение с детьми «что понравилось, что не понравилось».

_________________________________________________________________



Анкета об отношении граждан к проявлениям экстремизма в современном обществе
1. Знаете ли Вы что такое экстремизм?

1. Знаю


2. Скорее знаю

3. Скорее не знаю

4. Не знаю

5. Затрудняюсь ответить.



2. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?

1. В многонациональности населения, проживающего на территории России

2. В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей

3. В целенаправленном «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии

4. В недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма

5. В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения

6. В кризисе школьного и семейного воспитания

7. В деформации системы ценностей в современном обществе

8. Иное______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?

1. Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру

2. Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма

3. Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.



4. Насколько актуальной, по Вашему мнению, является проблема экстремизма для России в целом, для Ярославской области и вашего города, в частности?


Субъект

Актуальна

Скорее актуальна

Скорее не актуальна

Не актуальна

Затрудняюсь ответить

Россия

1

2

3

4

5

Ярославская область

1

2

3

4

5

Ваш город

1

2

3

4

5


5. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?

1. Сталкиваюсь достаточно часто

2. Сталкивался(ась) несколько раз

3. Сталкивался(ась) однажды

4. Не приходилось сталкиваться

5. Затрудняюсь ответить.



6. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?
1. Сталкиваюсь достаточно часто

2. Сталкивался(ась) несколько раз

3. Сталкивался(ась) однажды

4. Не приходилось сталкиваться

5. Затрудняюсь ответить.

7. Приходилось ли Вам лично участвовать в конфликтах на национальной почве?

1.  Да


2.  Нет

3.  Затрудняюсь ответить.



8. Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. А Вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой-либо национальности?
1. Испытываю

2. Скорее испытываю

3. Скорее не испытываю

4. Не испытываю

5. Затрудняюсь ответить.

9. Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?

1. Осуждаю подобные действия

2. Скорее осуждаю

3. Одобряю подобные действия

4. Скорее одобряю

5. Затрудняюсь ответить.



10. Знаете ли Вы, куда следует обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма?

1.  Да


2.  Нет

3.  Затрудняюсь ответить.



11.От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени зависит решение проблем экстремизма?

1.  От населения в целом

2.  От правоохранительных органов

3.  От местных (муниципальных) властей

4.  От региональных (областных) властей

5.  От федеральных властей

6.  От меня самого.

Анкета «Межнациональные отношения»


  1. С каким из приведенных ниже суждений о характер межнациональных отношений в России Вы скорее согласны?

1. Россия должна быть государством русских людей

2. Россия – многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны в целом

3. Россия – общий дом многих народов, оказывающих друг на друга свое влияние. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ

4. Затрудняюсь ответить



2. Известны случаи стычек на почве национальной неприязни, когда русская молодежь избивает представителей других национальностей (кавказцев, африканцев, вьетнамцев). Как Вы считаете, эти случаи отражают массовое настроение современной русской молодежи?

1. Да, эта неприязнь отражает общие настроения русской молодежи

2. Это достаточно распространенное явление, но все же не свойственное большинству русской молодежи

3. Это единичные случаи, которые не находят массовой поддержки

4. Затрудняюсь ответить

3. Скажите, пожалуйста, есть ли нации и народы, представители которых вызывают у Вас чувство раздражения, неприязни? если есть, то какие? (открытый вопрос)
4. Если у Вас вызывают раздражение, неприязнь представители некоторых наций и народов, с чем это в большей степени связано?

1. Мне не нравится их внешность, манера поведения, черты характера

2. Эти люди не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России

3. Эти люди, как правило, не обладают элементарной культурой и не умеют вести себя

4. Я опасаюсь их в связи с угрозой терроризма

5. Мне не нравится то, что они контролируют определенные сферы бизнеса

6. Они отнимают рабочие места у местного населения

7. Эти люди не хотят учить русский язык

8. Затрудняюсь ответить

5. Как Вы считаете, следует ли ужесточить законы, чтобы пресечь по возможности миграцию в Россию выходцев из республик СНГ, стран Юга и Востока?

1. Да, безусловно

2.  Да, но только в отношении лиц, не владеющих русским языком и не являющихся гражданами бывших советских республик

3. Нет, не стоит

4. Затрудняюсь ответить

Занятие с элементами тренинга для подростков

«Подростки и конфликты»

Цели и задачи:


  • развивать представление о сущности конфликтов;

  • понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала;

  • показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления;

  • отработать стратегии решения повседневных конфликтов.

Оборудование:

Плакаты с определениями понятий «Конфликт», «Компромисс».


Ход занятия

Ведущий: Ребята, в повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта, и сейчас вам предлагается разделиться на две группы, и провести «Аукцион идей по теме «Конфликт».

В помощь ведущему. Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из – за несовпадения их интересов, установок, взглядов, стремлений». Текст определения помещается на доску или в центр круга. Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между родителями и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям и дружбе пришел конец. Необходимо, чтобы подростки поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей; при кажущейся, на первый взгляд, негативной окраске часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.

Далее подросткам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина».



Основная часть. Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Конфликтные ситуации

  1. Ты хочешь подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

  2. На одной перемене к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из – за чего возник конфликт.

  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

  4. Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из – за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5 –7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение компромисса, которое также помещается на доску или в центр круга: «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». Необходимо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, к ссоре.

Издавна для того, чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в более серьезных областях взаимодействия людей создавались различные правила. Ведущий предлагает подумать подросткам, какие существуют правила на случай конфликтов, между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения), между покупателями и продавцами (правила торговли), между работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Ведущий делает акцент на то, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов. Для решения конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) существуют правила.

Участникам предлагается ознакомиться с плакатом «Беспроигрышный метод решения споров»:


  1. Выясните как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий.

  2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликтов.

  3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

  4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

  5. Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Заключительная часть. Участникам предлагается привести примеры конфликтов между близкими людьми (родителями или друзьями) и попробовать решить их на основе предложенного метода решения споров.

В помощь ведущему. По завершении обсудите с подростками, что было самым трудным и почему. Обобщая высказывания участников, еще раз подчеркните, что:

  • Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;

  • Конфликт решается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки;

  • Конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса;

  • Преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности);

  • Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это – единственный путь разрешения конфликта.

________________________________________________________________

Занятие-тренинг «Как гасить конфликты»


Цитата: «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу». (Домиль)

 Цель: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.



Форма работы: занятие с элементами тренинга. 
Материалы и оборудование: бумага, акварельные краски, кисточка, фотоаппарат, разрезанные картинки, клубок ниток.

                                        



Ход занятия


 Мини-лекция «Эти вредные конфликты»


Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространенный – неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.

Другой вид конфликта – холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть, например, у людей, стоящих в очереди, когда кто-то пытается обойти всех, пользуясь своим правом. Например, ветеран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает, и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу». 

Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение. 

В чем же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится двадцать минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.  Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. 


Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещенные приемы – это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «Мне кажется», «Может быть, я ошибаюсь», «Может быть, ты со мной согласишься» и т.п. 

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. 


           Упражнение «Атомы и молекулы»




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал