Занятие Анкетирование. Беседа «Объекты Солнечной системы»



страница1/4
Дата15.02.2017
Размер1.06 Mb.
Просмотров489
Скачиваний0
ТипЗанятие
  1   2   3   4

I четверть

Щедрые дары природы. Пусть всегда будет Солнце
Занятие 1. Анкетирование. Беседа «Объекты Солнечной системы»

Цель: познакомить учащихся с понятиями «звезда», «планета», «комета», «астероид» и принципиальными отличиями этих небесных тел, выяснить уровень знаний учащихся о Солнечной системе, развивать интерес к исследовательской деятельности.



Ход занятия

1.Организационный момент.

II.Работа по теме занятия.

1) Вступительная беседа.

- В этом году мы продолжим работу по теме «Щедрые дары природы». Но теперь нам предстоит стать астрономами, ведь речь поведем о Солнце. А кто такие астрономы?

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон. Ожегов в своем словаре дает такое толкование: астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.

- Мы с вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами. Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Почему?


(Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки. Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы.)

- Ребята, а какие еще объекты входят в понятие Космос (Вселенная)?

- Почему тогда наблюдателей за космосом называли именно звездочетами? Да и в названии астрономия таится понятие «звезда»?

- В безоблачную ясную ночь на небе видны многочисленные звезды. Одни из них похожи на яркие точки, другие напоминают далекие огоньки. Сейчас мы знаем, что звезды – это огромные раскаленные шары. Они такие же большие, горячие и светлые, как и наше Солнце. Они только кажутся нам совсем маленькими точками, потому, что находятся далеко от Земли. Планеты невооруженным глазом разглядеть сложно. Ведь они не светятся.

Невооруженным глазом на небе видно около 3000 звезд. После изобретения телескопа ученые осознали, насколько велико количество звезд. Самые современные приборы насчитывают несколько миллионов звезд.

2) Анкетирование о Солнце.



1) Всегда ли будет светить Солнце?

а) да б) нет в) наверное



2) Что будет, если Солнце погаснет?

а) погибнет все б) погибнут животные в) погибнут растения

г) погибнут люди.

3)Для кого важнее Солнце?

а) для людей б) для животных в) для растений г) для всех.



4. Что больше по размерам: Солнце или Луна?

а) Солнце б) Луна в) одинаковые.



5. Может ли взорваться Солнце?

а) да б) нет в) возможно.



6. Какого цвета Солнце?

а) красное б) желтое в) белое г) голубое



7. Какова величина Солнца в сравнении с другими звездами?

а) Солнце – великан б) Солнце – карлик в) Солнце – звезда средней величины

3) Рассказ о звездах.

- С Земли звезды нам кажутся маленькими точками, на самом деле они все различны по размеру и цвету.

Вообще, «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные – сравнительно холодные, желтые – горячие. У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звезды – голубые, их температура на поверхности - 30 тысяч градусов. Солнце – желтая звезда.

Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Самые крупные звезды в 2400 раз больше звезды Солнце. Самые маленькие – белые карлики. Они – как десятая долька от Солнца. А Солнце – звезда средней величины.

Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца 6 000 градусов. Внутри Солнца температура еще выше, чем на поверхности - 15 млн. градусов. Солнечная энергия в виде света и теплоты рассеивается в космическом пространстве и приходит на Землю, чтобы дать жизнь всему живому. Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Оно в 109 раз больше Земли. Солнце – шар великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

Далеко ли до Солнца? От Земли до Солнца примерно 150 000 000 километров. Для того, чтобы добраться до него, туристу понадобилось бы 15 тысяч лет, автомобилю – 200 лет, самолёту – 20 лет, а искусственному спутнику – 7 месяцев.

Солнце – это рядовая звезда, каких много в нашей Галактике – Млечный путь. Оно образовалось примерно 5 млрд. лет назад и еще столько же ему предстоит прожить.

4) Беседа о планетах Солнечной системы.

- О чем говорит название «Солнечная система»?

- Сколько планет в Солнечной системе?

- Какая по счету от Солнца планета Земля?

- Почему на Земле возможна жизнь?

- Какие еще объекты можно встретить в Солнечной системе? (кометы, естественные спутники планет, метеориты, астероиды, …)

5) Легенды о Солнце.

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.


Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы растений, ни животных, ни человека.

Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь – бог, или Ярило. Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками Солнца – бога. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздники масленицы (блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа.

Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит и проходит свой дневной путь по небу и заходит за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды.

Издревле люди селились вблизи воды.

Большая река Нил играла большую и важную роль в жизни древних египтян. От времени ее разлива зависело начало полевых работ, сроки уборки урожая, на лодках можно было перевезти груз. Люди представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке. Ночью он по подземному Нилу перебирается на другой край неба, под землей побеждает злого бога тьмы, который коварно набрасывается на Ра, но бог Солнца каждый раз оказывается сильнее. Добро и свет побеждает.

По представлению древних греков, миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса – верховного бога. В переводе с греческого Гелиос – Солнце. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с квадригой быстрых коней, он каждое утро с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он из колесницы пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Так объясняли греки движение Солнца.

Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так жители древней Африки считали, что Солнце – это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку – становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать,- наступает ночь.

Древние китайцы думали, что Вселенная – это тело Великана, который рос почти 17 лет до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, а правый – Луной, голос же стал громом.

Древние австралийцы полагали, что Солнце – это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо! От ее красоты и доброты людям стало тепло и светло.

Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Из этих легенд видно, что Солнце было предметом поклонения всех народов.

Итак, я рассказала, что такое Солнце, как оно греет и светит. На основе легенд о Солнце, сделала выводы, что люди испокон веков относились к Солнцу с любовью, с благоговением, Солнце – это божество, которому поклонялись во все времена. Польза от Солнца заключается во многом: от него тепло и светло, благодаря Солнцу происходят сезонные изменения, люди используют солнечную энергию.

6) Заключение.

- Что бы вы хотели узнать о Солнце?

- Сможете ли вы самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы?

- К кому можно обратиться?

7) Домашнее задание. Нарисовать Солнце доброе и сердитое. Написать, в чем заключается его польза и вред.

III. Итог занятия.

Занятие 2. Экскурсия в планетарий

Цель: предоставить возможность обучающимся пообщаться со специалистами в области астрономии; более наглядно представить себе особенности строения самой близкой к нам звезды; компенсировать недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов); повысить эффективность усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения лектором и показа демонстрационных фрагментов; развивать наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности (использование анимации, видеоматериалов); развивать понятийное мышление за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выстраивать логические связи.
Занятие 3. Встреча с медработником. Беседа о пользе и вреде Солнца.
Цель: продолжить знакомство учащихся с Солнцем, расширить знания детей о пользе и вреде Солнца для объектов живой природы, в том числе и на человека, дать первичные знания о способах защиты от пагубного влияния солнца на организм человека, о средствах и способах защиты от теплового и солнечного удара, а также о первой помощи при них.
Ход занятия
I.Организационный момент.

II.Беседа о звезде Солнце.

- Что нового о Солнце вы узнали во время экскурсии в планетарий?

- Как и остальные звезды, Солнце является самосветящимся горячим газовым шаром. Оно не имеет четко ограниченной поверхности, как Земля. Солнечный диск, видимый невооруженным глазом, равен по длине «ожерелью», в котором вместо бусин нанизаны 109 земных шаров, а всего в горячем теле Солнца могло бы поместиться не менее 1 300 000 таких «шариков».

Масса Солнца в 333 000 раз больше, чем у нашей планеты. Несмотря на такую огромную массу, Солнце является средней звездой. Существуют звезды в 100 и более раз тяжелее Солнца.

На поверхности Солнца температура 6000°С. Булавочная головка, раскаленная до такой степени, могла бы убить человека на расстоянии 150 км. Но Солнце находится далеко и только слегка обогревает Землю.

- Обратимся к вашим рисункам о добром и сердитом Солнце. В чем, по-вашему мнению, заключаются его польза и вред?

Польза: дает тепло, свет, дает жизнь всем живым организмам, круговорот воды в природе, загар, смена времен года и времени суток, солнечные батареи и часы. Благодаря притяжению Солнца Земля и другие планеты солнечной системы удерживаются на своих орбитах, Ещё солнечные лучи способны нагревать воду. Существует такое устройство «Солнечная кухня», его используют путешественники. Выезжая за город, на природу, мы сразу чувствуем, что дышится легко, потому что воздух – чистый, свежий. Кого же мы должны благодарить за такой «вкусный» воздух? Оказывается не только траву, деревья. Спасибо должны мы сказать и солнцу. Зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух. Листья - это удивительные повара, которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу - сахар, крахмал. Эта кухня работает только на свету. Днём зелёные растения питаются с помощью фотосинтеза, а ночью вдыхают кислород. Проведём опыты, которые покажут, что растение только с помощью солнечных лучей способно поглощать углекислый газ и выделять кислород.…

Вред: засуха, солнечный и тепловой удары, ожоги. Солнечный луч-виновник пожара.

Солнечный удар сопровождается головной болью, вялостью, рвотой, резкой болью в животе. В тяжелых случаях — комой. Симптомы перегревания усугубляются при повышении влажности окружающей среды.



Легкая степень:

  • общая слабость;

  • головная боль;

  • тошнота;

  • учащения пульса и дыхания;

  • расширение зрачков.

Меры: вынести из зоны перегревания, оказать помощь.

При средней степени:

  • сильная головная боль с тошнотой и рвотой;

  • оглушенность;

  • неуверенность движений;

  • шаткая походка;

  • временами обморочные состояния;

  • учащение пульса и дыхания;

• повышение температуры тела до 39 — 40 °C.

Тяжелая форма теплового удара развивается внезапно. Лицо красное, позже бледно-цианотичное. Наблюдаются случаи изменения сознания от легкой степени до комы, судороги, непроизвольное выделение мочи и кала, бред, галлюцинации, повышение температуры тела до 41 — 42 °C, случаи внезапной смерти.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал