Зам. Директора по научно методической работе гитинова р. А



Скачать 60.01 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2017
Размер60.01 Kb.
Просмотров442
Скачиваний0
ТипПрограмма
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования Республики Дагестан

«КАСПИЙСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ.А.АЛИЕВА»

УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНО

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

ГИТИНОВА Р.А.______________


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

КАСПИЙСК2015

ХИМИЯ

Для специальностей среднего профессионального образования


Специальность - медицинская сестра

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования минобнауки России от 29.05.2007 №03-1180)


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:



  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

  • основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;



В результате освоения дисципдины, необходимо сформировать следующие компетенции:

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей)


Номер урока

Наименование темы

Кол-во часов по теме

Краткое содержание урока


Вид занятия

Наглядные пособия

Задание на дом

Уровень усвоения

Самостоятельная работа студентов

1

2

3

4


5

6

7

8

9

Первый семестр

Раздел 1. Общая и неорганическая химия 40 часов (теория)+20 часов (практика)

1

1.1. Основные понятия химии.



2

Лекция№1

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.


Вводная лекция

Урок - лекция с элементами беседы



Компьютерная презентация

Таблица Д.И.Мен-

делеева


Проработка конспекта занятия

1

2





2

1.1. Основные законы химии.

2

Лекция №2

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.



Комбинированный урок

Компьютерная презентация

Проработка конспекта занятия

2

Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом.)

3

1.1. Основные понятия и законы химии

2

Практическая работа №1

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.



Урок применения полученных знаний

Компьютерная презентация Таблица Д.И.Менделеева.


Проработка конспекта занятия

2

Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом.)

4-5

1.2. Периоди

ческий закон и Периоди-

ческая система химических элементов Д.И. Менделеева .


2+2

Лекция №3-4

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.


Урок – лекция

обзорная


Компьютерная презентация

Таблица Д.И.Мен-

делеева


Проработка конспекта занятия

2

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. (Работа с учебником- составление конспекта)

6

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

2

Практическая работа №2

Графическое изображение строения атомов элементов малых и больших периодов. Электронные формулы.



Урок

приобретения умений и навыков



Карточки - задания, инструктивные карты

Таблица Д.И.Мен-

делеева


Оформление лабораторной работы

2

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


7-8

1.3. Химическая связь. Строение вещества.



2+2

Лекция №5-6

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах


Урок - лекция с элементами беседы

Компьютерная презентация

Таблица Д.И.Мен-

делеева


Проработка конспекта занятия


2


Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.

Изучение агрегатных состояний веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.


9

1.3. Химическая связь

2

практическая работа №3

Химическая связь. Особенности и свойства веществ с различными типами химической связи.


Урок применения полученных знаний

Карточки - задания, инструктивные карты


Оформление лабораторной работы

2

Оформление лабораторной: работы, подготовка к её защите.




10

1.4. Вода. Растворы. Электролити

ческая диссоциация





2

Лекция№7

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.



Урок – лекция

формирования новых знаний, умений, составления уравнений диссоциации, ионных уравнений



Компьютерная презентация

Таблица растворимости

солей


Проработка конспекта занятия

2

Работа с учебником: выполнение домашнего задания (составление плана, конспекта)

11

1.4 Электролити

ческая диссоциация




2

Лекция №8

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации.





Компьютерная презентация

Таблица растворимости

солей


Проработка конспекта занятия

2

Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. (Работа с учебником- составление конспекта)

12

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация


2

Практическая работа №4


Приготовление раствора заданной концентрации.

Решение расчетных задач.



Урок приобрет

ения умений и навыков



Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление практической работы

2

Оформление практической работы, подготовка к её защите.


13-16

1.5. Классифика

ция неоргани

ческих соединений и их свойства



2

2


2

2


Лекция № 9

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.


Лекция №10

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.


Лекция№11

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.


Лекция № 12

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразуюшие оксиды.




Урок

приобретения новых знаний



Компьютерная презентация

Таблица растворимости

солей


Проработка конспекта занятия

2


Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. (Составление логико-дидактических структур по теме)

Диссоциация кислот, оснований, солей. Уравнение гидролиза. Ионные уравнения реакций. Уравнения электролиза. (Работа с книгой, конспектом.)



17

1.6. Химические реакции


2

Лекция №13

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.



Урок

приобретения новых знаний, умений, составление ОВР



Компьютерная презентация

Таблица растворимости

солей,

Таблица Д.И.Мен-



делеева

Проработка конспекта занятия

2

Составление окислительно- восстановительных реакции. (Работа с книгой, конспектом.)

18

1.6. Химические реакции


2

Лекция №14

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.


















19




2

Лекция №15

Скорость химических реакций


















20




2

Лекция № 16

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.



















21

1.6. Химические реакции


2

Практическая работа №5


Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

Урок приобрет

ения умений и навыков



Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы

2

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


22

1.7. Металлы


2

Лекция№17

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.


Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные


Комбинирова-нный урок с применением проблемно-поисковых методов

Компьютерная презентация

Таблица Д.И.Мен-

делеева,

Таблица «Ряд напряже-

ния металлов»


Проработка конспекта занятия

2

Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов.

(Подготовка реферативных сообщений)




23

Свойства металлов

2

Практическая работа № 6.

Общие свойства металлов.



Урок приобрет

ения умений и навыков



Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы

2

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


24

Свойства металлов побочных подгрупп

2

Практическая работа №7


Свойства железа и хрома.

Урок приобрет

ения умений и навыков



Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы

2

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


25

1.7 Неметаллы


2

Лекция №18.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.


Обзорная

лекция с элементами беседы



Компьютерная презентация

Таблица Д.И.Мен-

делеева


Проработка конспекта занятия

2

Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства галогенов. Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения. Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля. (Подготовка реферативных сообщений)

26

1.7 Свойства неметаллов

2

Практическая работа №8

Общие свойства неметаллов.



Урок приобрет

ения умений и навыков



Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление лабораторной работы

2

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


27

1.7. Металлы и неметаллы


2

Практическая работа №9


Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.

Урок приобрет

ения умений и навыков



Карточки - задания, инструктивные карты

Оформление практической работы

2

Оформление практической работы, подготовка к её защите.


28




2

Лекция № 19


Получение металлов. Силикатная промышленность
















29






Практическая работа №10


Решение расчетных задач
















30






Лекция №20


Контроль знаний
















Раздел 2. Органическая химия 50 часов(теория) +28 часов (практика)

31

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений


2

Лекция № 21

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.


Обзорная

лекция


формирования новых знаний




Проработка конспекта занятия

2

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. (Работа с учебником- составление конспекта)


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал