Закон приднестровской молдавской республики «об образовании» Глава Общие положения Статья Предмет регулирования настоящего Закона



страница1/9
Дата13.02.2017
Размер2.59 Mb.
Просмотров344
Скачиваний0
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ЗАКОН


ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»


Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

2. Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Приднестровской Молдавской Республике, основные принципы государственной политики Приднестровской Молдавской Республики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

а) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

б) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

в) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

г) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

д) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

е) государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования;

ж) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных организациями образования высшего образования, определенными настоящим Законом или указом Президента Приднестровской Молдавской Республики;

з) государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Законом уполномоченными исполнительными органами государственной власти;

и) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

к) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

л) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

м) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

н) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

о) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

п) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

р) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

с) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

т) организация образования - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

у) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

ф) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - организации образования, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Законом;

х) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

ц) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

ч) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

ш) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

щ) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

ы) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

э) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

ю) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

я) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

я-1) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

я-2) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

я-3) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений, органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

я-4) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

я-5) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

я-6) автономия организаций образования – самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и уставом учебного заведения;

я-7) общее образовательное пространство – общность государственной политики в сфере образования; согласованность государственных образовательных стандартов, программ, перечней профессий и специальностей; уровней образования, нормативных сроков обучения, стандартов и требований по подготовке и аттестации кадров, гарантирующих свободу в реализации прав граждан на получение образования.
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

а) признание приоритетности образования;

б) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

в) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

г) единство образовательного пространства на территории Приднестровской Молдавской Республики, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Приднестровской Молдавской Республики в условиях многонационального государства;

д) ориентированность образовательного пространства Приднестровской Молдавской Республики на образовательное пространство Российской Федерации;

е) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

ж) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

з) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

и) автономия организаций образования, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Законом, информационная открытость и публичная отчетность организаций образования;

к) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении организациями образования;

л) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

м) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Приднестровской Молдавской Республики ежегодно в рамках представления отчета о деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики представляет Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики информацию о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает ее на официальном сайте Правительства Приднестровской Молдавской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").


Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Законом, а также другими законами, иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

а) обеспечение и защита конституционного права граждан Приднестровской Молдавской Республики на образование;

б) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Приднестровской Молдавской Республики;

в) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

г) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

д) создание условий для получения образования в Приднестровской Молдавской Республике иностранными гражданами и лицами без гражданства;

е) разграничение полномочий в сфере образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах Приднестровской Молдавской Республики, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других законах и иных нормативных правовых актах Приднестровской Молдавской Республики, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Закона применяются нормы настоящего Закона, если иное не установлено настоящим Законом.

6. В случае, если международным договором Приднестровской Молдавской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Приднестровской Молдавской Республике.
1. В Приднестровской Молдавской Республике гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Приднестровской Молдавской Республики гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Приднестровской Молдавской Республике гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Приднестровской Молдавской Республике реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления:

а) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

б) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

в) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики, в период получения ими образования.


Статья 6. Полномочия республиканских органов государственной власти в сфере образования.
1. К полномочиям республиканских органов государственной власти в сфере образования относятся:

а) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

б) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования;

в) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных организациях образования;

г) разработка, утверждение и реализация государственных программ Приднестровской Молдавской Республики, республиканских целевых программ, реализация международных договоров, меморандумов в сфере образования;

д) создание, реорганизация, ликвидация государственных организаций образования, осуществление функций и полномочий учредителя государственных организациий образования;

е) утверждение государственных образовательных стандартов, установление государственных требований;

ж) лицензирование образовательной деятельности, организаций образования;

з) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

и) государственный контроль в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также органов местного государственного управления, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

к) формирование и ведение республиканских информационных систем, республиканских баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

л) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

м) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

н) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на республиканском уровне;

о) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

п) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Законом.

2. Республиканские органы государственной власти вправе обеспечивать в государственных организациях образования организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти и управления в сфере образования
К полномочиям органов государственной власти и управления по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

а) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

б) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

в) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

г) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

д) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

е) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями;

ж) осуществление иных установленных настоящим Законом полномочий в сфере образования.

Глава 2. Система образования
Статья 8. Структура системы образования.
1. Система образования включает в себя:

а) государственные образовательные стандарты и государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

б) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

в) органы государственной власти и управления, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

г) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

д) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Приднестровской Молдавской Республике устанавливаются следующие уровни общего образования:

а) дошкольное образование;

б) начальное общее образование;

в) основное общее образование;

г) среднее общее образование.

В пределах названных уровней образования в качестве их разновидностей может реализоваться специальное образование – процесс воспитания, обучения и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, с использованием для каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуальных методик обучения, воспитания, и создания необходимых условий для освоения ими общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

5. В Приднестровской Молдавской Республике устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

а) среднее профессиональное образование;

б) высшее образование - бакалавриат;

в) высшее образование - специалитет, магистратура;

г) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Статья 9. Государственные образовательные стандарты и государственные требования. Образовательные стандарты
1. Государственные образовательные стандарты и государственные требования обеспечивают:

а) единство образовательного пространства Приднестровской Молдавской Республики;

б) преемственность основных образовательных программ;

в) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

г) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Государственные образовательные стандарты, за исключением государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

а) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

б) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

в) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. При формировании государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.


Статья 10. Образовательные программы
1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Приднестровской Молдавской Республике по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

а) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

б) основные профессиональные образовательные программы:

1) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

2) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

в) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

а) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

б) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Законом не установлено иное.

6. Адаптивные общеобразовательные программы для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на основе соответствующих примерных образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (воспитанников).

7. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

12. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают исполнительные органы государственной власти, в которых законодательством Приднестровской Молдавской Республики предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области культуры и искусства, примерных программ ординатуры - исполнительный орган государственной власти, выполняющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и контролю в сфере здравоохранения.

13. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) могут привлекаться уполномоченные органы государственной власти, научно-образовательные, общественные объединения, научные и научно-исследовательские организации.

14. Уполномоченными органами государственной власти в случаях, установленных настоящим Законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными органами государственной власти в случаях, установленных настоящим Законом, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.


Статья 11. Общие требования к реализации образовательных программ
1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе могут использоваться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются нормативным актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Органы местного государственного управления, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, если иное не установлено настоящим Законом.
Статья 12. Язык образования
1. Язык обучения в государственных организациях образования Приднестровской Молдавской Республики определяется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О языках в Приднестровской Молдавской Республике».

2. В организациях образования всех организационно-правовых форм и всех форм собственности кроме языка обучения, если он является одним из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики, обучающиеся изучают второй официальный язык Приднестровской Молдавской Республики. Если язык обучения не является одним из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики, то обучающиеся обязаны изучать один из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

3. Свобода выбора официального языка обучения обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих организаций образования, классов, групп и созданием необходимых условий для их функционирования.
Статья 13. Сетевая форма реализации образовательных программ
1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

а) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

б) статус обучающихся в организациях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

в) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

г) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

д) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.


Статья 14. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей, соответствующих технических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым не допускается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается нормативно-правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 15. Формы получения образования и формы обучения
1. В Приднестровской Молдавской Республике образование может быть получено:

а) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

б) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Приднестровской Молдавской Республики.


Статья 16. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе могут формироваться цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими государственными образовательными стандартами.

3. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

а) учебники из числа входящих в перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

б) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5. Перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

6. Учебники включаются в перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы.

7. Порядок формирования перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного перечня утверждаются исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования.

8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования.

9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 17. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования


  1. В системе образования в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

2. В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения.

3. Учебно-методические объединения в системе образования создаются исполнительными органами государственной власти и органами местного государственного управления, в ведении которых находятся вопросы образования, и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования.

4. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.
Статья 18. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики, реализации приоритетных направлений государственной политики Приднестровской Молдавской Республики.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия, проведения которых определяются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных государственным образовательным стандартом, государственными требованиями, образовательным стандартом.

4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в пункте 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются республиканскими инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации республиканской инновационной площадкой), перечень республиканских инновационных площадок устанавливаются исполнительным органом государственной власти в ведении которого находятся вопросы образования.

5. Исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования и орган местного государственного управления, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал