Ядерный контроль выпуск # 6 (289), 2007 29 марта – 4 апреля



Скачать 430.65 Kb.
страница1/3
Дата16.02.2017
Размер430.65 Kb.
Просмотров404
Скачиваний0
ТипИнтервью
  1   2   3

ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выпуск # 6 (289), 2007

29 марта – 4 апреля

ЦИТАТА НОМЕРА

“Идет бурный ренессанс атомной энергетики в мире. В мире в ближайшие 30 лет будет построено от 300 до 600 ГВт новых энергомощностей АЭС. С учетом потенциала России, с учетом того, что многие из этих рынков являются для нас традиционными, Россия может претендовать как минимум на 20% этого рынка. [Россия] будет конкурировать с ведущими мировыми корпорациями в сфере строительства АЭС”.

Руководитель Федерального агентства по атомной энергии

Сергей Кириенко



СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРЬ

29 марта – 4 апреля



ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Иранское досье

  • Переговоры по ядерной программе КНДР

  • О планах США в области ПРО

  • Противоракетное сотрудничество России и США

  • Российско-американские консультации по вопросу контроля над вооружениями

  • Мирный атом России

  • Будущее атомной энергетики в Великобритании

  • Глобальное Партнерство в действии

  • О присоединении Израиля и Македонии к Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма

МНЕНИЕ

  • Интервью с президентом французского Института международных отношений Тьерри де Монбриалем

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Показатель Индекса Международной Безопасности за март 2007

  • Подписчикам бюллетеня Ядерный Контроль

КАЛЕНДАРЬ

29 марта – 4 апреля

29 марта - Верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана призвал страны ЕС обсудить намерение США разместить элементы системы противоракетной обороны на территории Польши и Чехии

29 марта - Россия призывает провести расширенные консультации по вопросу о размещении элементов американской системы ПРО в Восточной Европе, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров после переговоров с главой МИД Португалии.

29 марта - На 4-м энергоблоке Нововоронежской АЭС, который находится в пусковом режиме после плановой остановки, действием защиты турбины остановлен один из двух турбоагрегатов. Пределы безопасной эксплуатации блока не нарушены, оценка события классифицируется по международной шкале ядерных событий как "отклонение", оно не существенно для безопасности.

29 марта - Арбитражный суд Москвы отказал Росимуществу в иске о признании недействительным контракта между российской компанией Техснабэкспорт и американской Globe Nuclear Services and Supply (GNSS) о поставках урана. 62% акций GNSS ранее принадлежали самому Техснабэкспорту. Однако теперь по иску требующей исполнения контракта GNSS до 30 апреля свое решение должен вынести Стокгольмский арбитраж. Генеральная прокуратура настаивает на том, что Россия потеряла контроль надGNSS в результате действий экс-главы Минатома Евгения Адамова и его подчиненных.

30 марта - Россия и Казахстан обсуждали возможность строительство атомной электростанции на казахстанской территории. Об этом заявил глава Росатома СергейКириенко на российско-казахстанских межправительственных переговорах в Астане. "Одна из версий, где может быть построена АЭС, это город Шевченко на Каспии (ныне г.Актау) Там в свое время работал реактор на быстрых нейтронах, который сейчас закрыт, но там остались квалифицированные кадры и есть необходимая инфраструктура", - пояснил Кириенко. Он уточнил, что речь идет о строительстве АЭС с использованием реактора третьего поколения ВБРР-300 на базе "модульной технологии реакторов для подводных лодок".

30 марта - Иран предложил странам Персидского залива создать региональный оборонительный союз. Об этом сообщил глава МИД страны Манучехр Моттаки. Моттаки обсуждал этот проект с министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом на саммите в Эр-Рияде.

30 марта - Верхняя палата парламента Узбекистана ратифицировала Договор о свободной от ядерного оружия зоне в Центральной Азии.

30 марта - В штате Орисса на востоке Индии успешно осуществлен запуск ракеты малой дальности Притхви, способной нести ядерный боезаряд. Ракета Притхви длиной 8,53 м, весом 4,4 тонны, разработана индийскими специалистами исключительно для ВМС страны. По расчетам, радиус действия ракеты может достигать 250 км, она способна нести боезаряд весом 750 кг.

31 марта - Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин опроверг сообщение о том, что Россия предложила США разместить элементы системы противоракетной обороны на российской территории.

31 марта - В Пакистане произведен испытательный пуск баллистической ракеты ближнего радиуса действия. Запуск ракеты Абдали (Abdali) был произведен в с одного из полигонов на территории страны, местонахождение которого не сообщается. Радиус действия ракеты класса "земля-земля" составляет 200 километров. По заявлению пакистанского Минобороны, ракета "способна нести все типы боеголовок".

2 апреля - Северокорейская газета Нодон Синмун распространила комментарий, в котором говорится, что развертывание Японией системы противоракетной обороны является "враждебным действием в отношении КНДР" и "серьезной угрозой для страны". Япония развертывает систему противоракетной обороны, невзирая на обеспокоенность и предупреждение мирового сообщества, это может вызвать "новую гонку вооружений" и "новую холодную войну", говорится в комментарии. Развертывание Японией системы ПРО направлено против КНДР, оно "окажет негативное влияние" на усилия мирового сообщества по сохранению мира, достижению разоружения и обеспечению мира на Корейском полуострове и в регионе северо-восточной Азии, отмечается в статье.

2 апреля - Повторная миссия экспертов МАГАТЭ приступила к проверке безопасности Волгодонской АЭС. Эксперты МАГАТЭ уже посещали станцию в период с 30 сентября по 20 октября 2005 года. На Волгодонской АЭС впервые в России в течение трех недель проходила международная проверка эксплуатационной безопасности по следующим параметрам: "Руководство, организация, администрация"; "Обучение и аттестация"; "Эксплуатация"; "Опыт эксплуатации"; "Техническое обслуживание и ремонт"; "Техническая поддержка"; "Радиационная защита"; "Химия"; "Противоаварийная готовность". В соответствии с методологией МАГАТЭ, спустя 18 месяцев эксперты миссии прибывают на проверяемую станцию с повторным визитом, чтобы дать оценку внедренным мероприятиям по повышению безопасности АЭС, согласно сделанным рекомендациям.

2 апреля - Более 6 тыс. военнослужащих и свыше 500 единиц техники принимают участие в пятидневных командно-штабных учениях во Владимирском ракетном объединении. «В ходе учений будут практически отработаны ключевые задачи применения РВСН, в том числе – по выводу мобильных ракетных комплексов Тополь на полевые позиции», - сообщили в Службе информации и общественных связей Ракетных войск стратегического назначения. Командно-штабные учения проходят в рамках контрольной комплексной проверки, которая включает оценку реального состояния боевой и мобилизационной готовности армии. Проверкой руководит командующий стратегическими ракетчиками генерал-полковник Николай Соловцов.

2 апреля - Уволен вице-президент Организации по атомной энергии Ирана МохаммадДжаннатиян, сообщил источник на строительной площадке АЭС Бушер в Иране. Джаннатиян отвечал за строительство атомной станции с иранской стороны. "Несколько недель назад он написал заявление об уходе и был уволен", - сообщил источник на площадке.

3 апреля - Если Россия откажется поставлять ядерное топливо в Иран для использования на АЭС в Бушере, это станет поводом для Тегерана начать производство собственного топлива, заявил вице-президент Исламской Республики и одновременно глава Организации по атомной энергетике Голям Реза Агазаде.

3 апреля - К 2015 году Иордания намерена построить свою первую атомную электростанцию, об этом сообщил министр энергетики страны Халед Шарида. Его сотрудники в настоящее время работают над графиком реализации проекта. Восточный сосед Израиля будет использовать ядерную энергию в различных целях, в первую очередь, для получения электричества и опреснения воды.

3 апреля - Россия в ближайшие 30 лет намерена занять 20% мирового рынка по строительству новых атомных станций, заявил глава Росатома Сергей Кириенко на пятом всероссийском форуме "ТЭК в XXI веке".

3 апреля - В независимости от того, выступает Россия против размещения ПРО в Восточной Европе или нет, США все равно продолжат реализацию данного плана, заявил заместитель министра обороны США по политическим вопросам Эрик Эделман.

4 апреля - глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия предлагает странам Европы и СНГ провести совместную оценку возможных ракетно-ядерных угроз и надеется возобновить диалог в области противоракетной обороны с НАТО.

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ


  • Иранское досье

США могут применить ядерное оружие в ходе военной операции в Иране. РИА Новости. 30 марта 2007

США готовы начать военную операцию в Иране, поводом к которой может стать любая провокация с той или другой стороны.

"Многие войны начинаются с провокаций. Сегодня ситуация с английскими моряками может стать тем "фитилем", который подожжет войну",- сказал вице-президент Академии геополитических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов.

"Стороны не демонстрируют готовности к компромиссу. Иран сам идет навстречу войне", - отметил Ивашов.

"Для США может возникнуть необходимость применения ядерного оружия, и мы рассматриваем эту возможность и вероятность его применения", - сказал Ивашов.

Для того чтобы остановить ядерную программу Ирана, США необходимо поразить 17-20 ядерных объектов (лабораторий и промышленных предприятий) на территории этой страны, продолжил эксперт.

"Бушу нужна скоротечная победа, потому что она сохранит возможность республиканцам победить на выборах 2008 года", - сказал Леонид Ивашов, добавив, что, по его мнению, "операция в Иране будет скоротечной, и впоследствии удары по Ирану могут быть продолжены".

По словам первого вице-президента Академии геополитических проблем КонстантинаСивкова, необходимость использования тактического ядерного оружия обусловлена тем, что большинство ядерных объектов Ирана не могут быть поражены обычными видами вооружений, поскольку расположены глубоко под землей в скалистых районах.

"Конгресс США фактически развязал руки президенту Джорджу Бушу, сняв все ограничения для начала войны с Ираном. Вооруженные силы США получили директиву о подготовке к началу агрессии", - констатировал он.

По словам эксперта, США ускоренными темпами формируют авиационно-морскую группировку для проведения операции. Кроме того, на территории Израиля проводятся учения по гражданской обороне, в то время как в Тегеране проходят эвакуационные мероприятия в ряде западных посольств, что также свидетельствует о ведущейся подготовке к операции, отметил Ивашов.

Проблема разработки Ираном ядерного оружия на самом деле не является основной причиной агрессии против Ирана, считает он. "Даже если ядерная программа Ирана имеет военное назначение, до создания ядерного оружия в этой стране, судя по нынешнему положению дел, должно пройти не менее 10-15 лет", - сказал эксперт.

Главными причинами возможной войны Ивашов называет нефть, финансы и экономику США. "По прогнозам американских экспертов, в США и Канаде нефти осталось не более, чем на 10 лет. Состояние мировой финансовой системы, базирующейся на долларе, тоже крайне напряжено в связи с падением его курса и стагнацией американской экономики", - полагает генерал-полковник. По его словам, в подобных условиях американцам выгодно спровоцировать войну, чтобы дать импульс развитию своей экономики.

Отвечая на вопрос о возможной дате начала операции, генерал-полковник сказал, что разговор не идет о конкретной дате, но наличие политического решения и готовности вооруженных сил США к удару говорит о том, что операция может начаться уже в ближайшее время.

Россия будет пытаться всеми дипломатическими средствами повлиять на развитие ситуации в отношении Ирана, поскольку начало войны отрицательно скажется на ее экономике, а также на международном престиже страны, полагает Ивашов.



Давление на Тегеран усиливается. Артур Блинов. Независимая Газета. 2 апреля 2007

Мюнхен открыл путь к изоляции Ирана. Москва и Вашингтон подтверждают готовность к взаимодействию в условиях не всегда совпадающих интересов

Владимир Путин и Джордж Буш созвонились на прошлой неделе – впервые после мюнхенской речи российского президента – и обсудили наиболее острые международные проблемы. Среди них – ситуация вокруг Ирана, статус Косово и планы размещения элементов американской ПРО в Европе. Если последние два вопроса остаются предметом серьезных споров между Москвой и Вашингтоном, то в иранском сюжете стороны подтверждают взаимопонимание.

Давление на Тегеран усиливается

В телефонной беседе Путин и Буш обсудили ситуацию вокруг ядерной программы Тегерана после принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1747, ужесточающей санкции. «Было отмечено, что Тегерану послан серьезный политический сигнал о необходимости сотрудничества с МАГАТЭ и международным сообществом, а также тот факт, что эта резолюция однозначно исключает применение силы, подчеркнуто значение совместного заявления министров иностранных дел «шестерки» с выражением готовности к переговорам», – говорится в сообщении пресс-службы Кремля.

После принятия резолюции СБ ООН 24 марта Тегеран заявил, что продолжит свою ядерную программу. По словам президента Махмуда Ахмадинеджада, Иран не остановит работ по обогащению урана, так как ведет их в рамках своего права на мирные ядерные технологии. При этом власти страны заявляют о готовности к переговорам, но без всяких предварительных условий.

Стойкость Ирана многие наблюдатели связывают с расчетами на обострение отношений между Москвой и Вашингтоном по поводу ПРО. Однако до сих пор эти расчеты не оправдывались. Как известно, участники «шестерки» (постоянные члены СБ ООН и Германия) достаточно быстро договорились о новых санкциях (запрет на экспорт иранского оружия, расширенный список фирм и физических лиц, на чьи счета налагается арест) и демонстрируют готовность усилить нажим на Тегеран по истечении шестидесяти дней после принятия резолюции 1747.

Бушерский фактор

Разочаровывающий эффект на Иран произвели проблемы с завершением строительства Бушерской АЭС. В конце февраля появились сообщения со ссылкой на круги российского «Атомстройэкспорта», являющегося генподрядчиком на строительстве АЭС в Бушере, о том, что Иран не производит перевод средств в Россию в соответствии с установленным графиком платежей. Затем утверждалось, что Москва отозвала из Бушера часть специалистов и не проявляет готовности поставить в согласованные сроки (март с.г.) топливо для бушерского реактора.

Сенсационное сообщение поместила Нью-Йорк Таймс. Секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов якобы поставил в начале марта ультиматум перед иранцами. Им предложено согласиться с планом обогащения ядерного топлива для Ирана на российской территории. В противном случае, как утверждается, Иванов заявил заместителю главы иранской делегации на переговорах по ядерной проблеме Али Хосейни-Ташу, Россия не сможет поставить топливо для АЭС в Бушере.

Известно, что Хосейни-Таш находился в Москве 7–9 марта и вел переговоры с Росатомом и, по некоторым данным, имел встречу с Игорем Ивановым. Официально содержание переговоров в Москве не раскрывалось. После публикаций последовала серия их энергичных опровержений Москвой. Сам Иванов категорически оспаривает сведения о якобы предъявленном им ультиматуме. По его словам, неправомерно вообще связывать вопросы о Бушерской АЭС и об иранской ядерной программе. Официально опроверг версию об ультиматуме Ирану и министр иностранных дел Сергей Лавров. Опровержение поступило и от «Атомстройэкспорта», который пояснил, что проводит обычную ротацию специалистов в Бушере, но с оговоркой: прибытие новых специалистов в Иран задерживается из-за проблемы иранских неплатежей.

В «сухом остатке» от всех этих разъяснений следующее – количество российских специалистов в Бушере сокращается, а содержащие низкообогащенный уран топливные сборки остаются в складированном виде на Новосибирском заводе химических концентратов, где они собраны в 2005 году.

Мюнхен помог взаимопониманию?

Парадокс острых международных проблем, подобных иранской: они не только ссорят между собой великие державы, но и в конечном счете побуждают к сотрудничеству. Иначе сами проблемы станут просто неразрешимыми.

События минувшего месяца опровергают самую ходовую оценку речи Путина в Мюнхене – о том, что она возвестила о начале новой холодной войны. Даже Вашингтон был вынужден, хотя бы по формальному показателю, признать обоснованность претензий Москвы. Критические высказывания Путина были истолкованы им как показатель «недостаточных усилий» американцев по разъяснению своей позиции. Соответственно, Белый дом принял решение активизировать контакты с Москвой, в том числе в целях разъяснения планируемых им действий. В рамках этого нового подхода прошли беседы госсекретаря США Кондолизы Райс с Лавровым в Берлине (по Ирану) 21–22 февраля и беседы помощника президента США по национальной безопасности Стивена Хэдли с Игорем Ивановым в Москве. И, наконец, состоялся разговор Буша с Путиным.

Вторая причина улучшившегося взаимодействия между Россией и США состоит в том, что свою часть пути навстречу партнеру, может быть, даже более значительную, сделало российское руководство. Об этом свидетельствует не только готовность России взять на себя долю расходов по оказанию материальной помощи КНДР в случае закрытия ею ядерной программы, но и улучшившееся взаимодействие по Ближнему Востоку.

В результате возникает двойственная картина сотрудничества между США и Россией по одним проблемам, как, например, иранская, северокорейская и ближневосточная, и соперничества по другим, в частности, касающимся роли обеих стран в ближнем зарубежье и Европе. Это далеко не противостояние в духе холодной войны, которое увидели многие эксперты после Мюнхена, а скорее взаимодействие в условиях не всегда

Морская болезнь. Владислав Воробьев. Российская Газета. 30 марта 2007

Ирану опять удалось убрать свою ядерную программу из списка горячих новостей Тегеран в очередной раз максимально эффективно с минимальными затратами провел операцию по временному "изъятию" своей ядерной программы из списка наиболее горячих мировых тем.

А заодно пытается еще немного потянуть время, которого иранским ученым явно не хватает, чтобы вплотную приблизиться к промышленному обогащению урана. Возможно, иранские военные специально следили за передвижениями британских морских пехотинцев в устье реки Шатт-эль-Араб на ирано-иракской границе, прежде чем решили действовать. Возможно, они специально ждали дня, когда Совбез ООН приступит к финальному обсуждению новой более жесткой резолюции по ядерной программе Ирана. А может, иранцам просто повезло, что среди пятнадцати арестованных британцев оказалась 26-летняя Фэй Терни - мать трехлетней девочки.

Судя по всему, такой "наглости" со стороны Тегерана официальный Лондон просто не ожидал. Первоначально английские власти пытались уладить конфликтную ситуацию "по дипломатическим каналам", видимо, посчитав сам факт ареста моряков Ее Величества лишь досадным недоразумением. Но, когда стало окончательно понятно, что Тегеран просто так морпехов не отпустит, Лондон созвал экстренное заседание комитета "Кобра". Известно, что его члены собираются только в чрезвычайных ситуациях. В среду министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккетт объявила о полном замораживании всех британо-иранских дипломатических и деловых связей.

Тегеран, видимо, с самого начала готовился к такому развитию событий. И понимал: вопрос о ядерной программе отойдет на второй план, когда мировое сообщество бросит все силы на спасение четырнадцати моряков и матери, которая теперь точно станет британской героиней. В Иране, очевидно, неплохо знакомы с европейской ментальностью.

Психологическая атака была разыграна буквально "по нотам". Спустя всего несколько часов после заявления Беккетт иранское телевидение впервые показало видеокадры задержанных. Из записи, правда, неясно, присутствовали ли в комнате все 15 военных. Неизвестно, и в какой день была записана пленка. Зато в кадре постоянно мелькает именно "морячка Терни", которая прямо заявила: ее группа действительно нарушила иранскую границу.

Кстати Совбез ООН вынужден переключиться с обсуждения ядерной программы Тегерана на вопрос о захваченных британских моряках. Соответствующий проект заявления внесла Великобритания.


  • Переговоры по ядерной программе КНДР

Корейские парадоксы. Александр Жебин. Независимая Газета. 2 апреля 2007

Как прорыв расценили многие наблюдатели февральские договоренности участников шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы на Корейском полуострове. Однако итоги состоявшихся в марте первых заседаний рабочих групп и самого шестого раунда переговоров, прошедшего 19–22 марта, дают основания для более сдержанных оценок как времени, которое, вероятно, потребуется для достижения заявленной цели – денуклеаризации Корейского полуострова, так и самой возможности решения этой сложной, многоплановой задачи.

Доминирующей на переговорах стала тема возврата Пхеньяну около 25 млн. долл., принадлежащих юридическим и физическим лицам КНДР или имеющим отношение к КНДР, которые находятся в Banco Delta Asia в Макао. Счета были заморожены властями Макао еще в 2005 году из-за позиции американской стороны, обвинившей это финансовое учреждение в отмывании денег и легализации фальшивых долларов из КНДР. Сейчас американцы сообщили, что не возражают против перевода этих средств на северокорейские счета в банке какой-либо третьей стороны.

С одной стороны, ситуация вроде бы урегулирована. А на деле для КНДР она еще более ухудшилась. И, думается, американцы это прекрасно понимают. Размораживая северокорейские счета, Министерство финансов США одновременно запретило всем американским финансовым институтам иметь дела с этим банком. В условиях современной международной финансовой системы, которая имеет в своей основе доллар, банк фактически обречен на закрытие. Тем самым КНДР лишается важного, отлаженного годами канала международных расчетов.

По некоторым данным, по этим счетам за минувшее время были проведены сотни миллионов долларов. А это, понятно, для КНДР несравнимо важнее возврата 25 млн., представляющих всего лишь остатки на этих счетах. Трудности с указанным возвратом даже через Китай показали, что КНДР будет чрезвычайно сложно найти новый банк, который согласится вести ее зарубежные расчеты из-за риска попасть под аналогичные американские финансовые санкции. Недвусмысленное предупреждение о возможности их применения как раз и содержится в сообщении Министерства финансов США, озвученном во время шестого раунда переговоров в Пекине.

Кроме того, как сообщается, Пхеньян принял на себя обязательства потратить возвращаемые суммы в гуманитарных целях. Между тем даже сами американцы и независимый аудит, проверивший банк, признали, что происхождение по крайней мере половины средств полностью законно. Поэтому США не имеют права диктовать, как их тратить. И тут мир вновь сталкивается с уже известным курсом Вашингтона на распространение своей юрисдикции на иностранные государства, их юридических и физических лиц.

Таким образом, предложенный США вариант разрешения ситуации со счетами КНДР в Макао – весьма опасный прецедент, который может быть использован Вашингтоном в отношении других стран, в том числе России.

Практически без внимания остается еще ряд фактов экономического порядка. Напомним, что принципиальное решение вернуть КНДР деньги из Макао было принято в ходе встреч глав делегаций КНДР и США в середине января в Берлине. Вряд ли можно считать случайным, что практически одновременно с этим в ООН с подачи американской стороны разгорелся скандал с использованием пхеньянского представительства Программы развития ООН (ПРООН) чуть ли не в качестве автомата по выдаче наличных режиму Ким Чен Ира.

Собственное расследование этой специализированной организации ООН показало, что речь идет о ничтожной по меркам современных международных программ помощи – около 300 тыс. долл., которые были выплачены наличными местному персоналу и израсходованы на другие полностью задокументированные цели. Тем не менее именно под нажимом США деятельность ПРООН в КНДР, и без того крайне незначительная, оказалась парализованной.

Одновременно появились сообщения о предъявлении финансовых претензий КНДР на сумму 1,9 млрд. долл. со стороны формально прекратившей свое существование (тоже по настоянию США) Организации по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО). Речь идет о неустойке за непостроенные, оказывается, только по вине Пхеньяна два легководных реактора. Они должны были быть возведены КЕДО согласно рамочным договоренностям между КНДР и США от 1994 года.

В этом же ряду – упорное нежелание США внести товары, произведенные южнокорейскими фирмами в промышленной зоне Кэсон на территории КНДР, в соглашение о свободной торговле США с РК, что стало одной из основных причин затягивания подписания этого документа.

Так что говорить о радикальных переменах в американских подходах к КНДР рановато. Создавая, а затем убирая явно надуманные препятствия, американцы на их месте тут же возводят новые преграды, одновременно не забывая добиваться вполне конкретных уступок за разборку созданных ими же самими завалов. Это «новейшее изобретение» американской дипломатии используется не только в Корее.

Акцент на экономических выгодах, которые якобы получит КНДР, представляется неоправданным, более того, уводящим от сути проблемы. Для Пхеньяна экономические выгоды не являются решающим аргументом. Еще три года назад Сеул предлагал ему поставки электроэнергии в объемах, которые должны были вырабатывать так и не построенные КЕДО два реактора на легкой воде. Северокорейцы не согласились.

Уделяя внимание экономической стороне урегулирования, все же не надо забывать, что ядерная проблема – это прежде всего кризис безопасности на Корейском полуострове, а не экономический кризис. И возникла данная проблема как реакция КНДР на односторонние силовые действия США с целью смены неугодных им режимов.

Для КНДР, особенно после нападения США на Югославию и Ирак, главное – безопасность. Пхеньян добивается нормализации отношений с США, потому что в этом видит если не гарантии, то создание таких условий, в которых США будет трудно пойти на силовые акции против КНДР.

Между тем США отнюдь не спешат предпринимать практические шаги в этом направлении. Напротив, уже на начальном этапе переговоров заявляется, что этот процесс будет обусловлен удовлетворением претензий США по поводу прав человека в КНДР, ее ракетной программы, сокращения обычных вооружений, ликвидации запасов химического оружия и длинного списка других вопросов.

Намерение США продолжить развертывание элементов ПРО под предлогом отражения остающейся весьма гипотетической северокорейской ракетной угрозы позволяет сделать вывод о том, что в обозримом будущем в Вашингтоне не планируют нормализации межгосударственных отношений с Пхеньяном. Этого не позволяют ни идеологические пристрастия нынешней администрации, ни интересы американской стратегии в Северо-Восточной Азии, основанной на укреплении военных альянсов с Японией и РК и передовом базировании американских войск в этих странах. И наконец, если исчезнет в результате такой нормализации «северокорейская угроза», уже ничем нельзя будет прикрыть зияющую правду – против кого на самом деле США начинают возводить противоракетный щит не только в Европе, но и в Азии.



  • Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал