Всемирный банк не гарантирует точности данных, содержащихся в настоящей книге



Pdf просмотр
страница1/14
Дата13.02.2017
Размер5.08 Mb.
Просмотров1694
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Public Disclosure Authorized
Public Disclosure Authorized
Public Disclosure Authorized
Public Disclosure Authorized
39378

УДК 339.97+37
ББК Фин Ф Содержащиеся в этом издании сведения, суждения и выводы принадлежат авторами необязательно отражают взгляды Совета исполнительных директоров Всемирного банка или представляемых ими стран.
Всемирный банк не гарантирует точности данных, содержащихся в настоящей книге. Национальные границы, цвета, обозначения и другая информация, указанная на картах, включенных в настоящее издание, не являются выражением мнения Всемирного банка относительно правового статуса какой-либо территории либо поддержки или признания таких границ.
Переводчики: Н.В. Заборин, И.Н. Шахмуратова
Редактор А.В. Бондаренко
This work was originally published by The World Bank in English as Finland as the Knowledge
Economy: Elements of Success and Lessons Learned. This Russian translation was arranged by Ves
Mir Publishers. Ves Mir Publishers is responsible for the quality of the translation. In case of any discrepancies the original language will Настоящая работа была первоначально опубликована Всемирным банком на английском языке под названием Finland as a Knowledge Economy: Elements of Success and Lessons Learned. Настоящий перевод на русский язык осуществлен издательством Весь Мир, которое несет ответственность за его точность. В случае каких-либо расхождений следует руководствоваться языком оригинала.
Материал публикации защищен авторским правом. Частичное или полное воспроизведение данной работы и/или её передача в любой форме или любыми средствами без предварительного разрешения может являться нарушением действующего законодательства. Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк поощряет распространение этой работы и обычно незамедлительно предоставляет разрешение на ее воспроизведение.
Для оформления разрешения на воспроизведение какой-либо части этой книги фото- копировальным или репринтным способом направьте запрос с указанием полных данных по адресу Copyright Clearance Center, Inc., 222 Rosewood Drive, Danvers, MA 0923, USA, телефон
978-750-8400, факс 978-750-4470, адрес в Интернете Все другие запросы, связанные с получением прав и лицензий, в том числе вторичных прав на использование документа, следует направлять в Отдел публикаций Всемирного банка по адресу Office of the Publisher, World Bank, 1818 H Street NW,Washington, DC 20433, USA, по факсу 202-522-2422 или по электронной почте Отпечатано в России 978-5-7777-0434-4
Finland as a Knowledge Economy: Elements of Success and Lessons Learned
Copyright © 2007 by The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank
1818 H Street, NW
Washington, DC 20433
Telephone 202-473-1000
Internet www.worldbank.org
E-mail Финляндия как экономика знаний причины успеха и уроки для других стран Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк, 2007
© Перевод на русский язык – Издательство Весь Мир, 2009

3
Содержание
Список сокращений Резюме Предисловие Выражение признательности 17 1. Введение Карл Дальман, Йорма Роутти и Пекка Юля-Анттила
1.1. Экономика знаний 18 1.2. Пример Финляндии 19 1.3. Структура книги 23 1.4. Концептуальная структура 24 2. Финская экономика знаний сегодня 28
Пекка Юля-Анттила
2.1. Предпосылки построения экономики, основанной на знаниях 28 2.2. Режим экономического стимулирования маленькая открытая экономика 34 2.3. Лидер в сфере технических инноваций 35 2.4. Образование в поисках справедливости и качества 36 2.5. Информационная инфраструктура Финляндия как экономика знаний, основанная на ИКТ 37 3. Структурные изменения в финской экономике от сельского хозяйства к высоким технологиям 38
Хели Коски и Пекка Юля-Анттила
3.1. От экономики ресурсов и экономики инвестиций – к экономике, основанной на знаниях 38 3.2. Кластер ИКТ: самый быстрорастущий сектор экономики 42 4. Изменения в экономическом и институциональном режимах Вилле Кайтила, Хели Коски, Йорма Роутти, Паула Тихонен,
Пекка Юля-Анттила
4.1. Уменьшение масштабов государственного регулирования и либерализация 47 4.2. Социальные институты и инновации 56 5. Стратегии и политика в сфере инноваций и образования в Финляндии 65
Хели Коски, Лиза Лейола, Кристофер Палмберг, Пекка Юля-Анттила
5.1. Промышленная и инновационная политика 65 5.2. Система образования и образовательная политика 86

4
Содержание
6. Отраслевые перспективы финской экономики знаний от лесобумажной промышленности к ИКТ 96
Лаура Пайя и Кристофер Пальмберг
6.1. От лесобумажной промышленности к машиностроению, электронике и ИКТ 96 6.2. ИКТ как центральный элемент финской экономики знаний 108 6.3. Производство и применение ИКТ 119 7. Проблемы финской экономики знаний что ждёт впереди Пека Юля-Анттила
7.1. Трудно добраться до вершины, но еще труднее остаться наверху 129 7.2. Индустрия ИКТ в процессе глобального перехода 132 7.3. Технологическая конвергенция 134 7.4. Конкурирующие стандарты и технологии 136 7.5. Старение неотложная проблема 137 7.6. Политические вызовы 138 7.7. Образ будущего 140 8. Выводы и уроки для других стран из опыта экономики знаний Финляндии Карл Дальман
8.1. Введение 143 8.2. Некоторые специфические особенности Финляндии 143 8.3. Что можно воспроизвести 144 8.4. Общие уроки финского опыта 152 8.5. Выводы для развивающихся стран Приложение Литература 164
Вставки
Вставка 1.1. Экономический спад вначале х годов Вставка 4.1. Комитет по вопросам будущего Вставка 4.2. CИТРА: наведение мостов между научными исследованиями, экономикой и политикой Вставка 5.1. Совет по научно-технологической политике Финляндии Вставка 5.2. TЕКЕС – Национальное технологическое агентство Вставка 5.3. Региональная инновационная политика, включая рамочную политику ЕС Вставка 5.4. ЦТИ – крупнейшая организация в Северной Европе по проведению прикладных политехнических исследований Вставка 5.5. Разработка и коммерческий сбыт инноваций четыре государственных игрока плюс один частный Вставка 5.6. Электронное правительство 85

Содержание
5
Вставка 5.7. Академия Финляндии Вставка 5.8. Электронное обучение Вставка 6.1. Пример компаний «Альстрем» и «Альтим контрол, Лтд.» Вставка 6.2. Как возникла «Нокиа» Вставка 7.1. Политическая инициатива с целью содействия распространению цифрового культурного контента Вставка 7.2. Доклад Компетенция, открытость и способность Финляндии к обновлению Вставка 7.3. Программа управления инновациями СИТРА 142
Рисунки
Рисунок 1.1. Стадии промышленного и экономического развития Финляндии Рисунок 2.1. Сопоставительный анализ финской экономики знаний Рисунок 2.2. Мировой обзор Индекс экономики знаний (ИЭЗ) по странами регионам (с 1995 до последнего года, по которому имеются данные) Рисунок 2.3. Опоры экономики знаний Индекс экономики знаний (ИЭЗ) в отдельных странах и регионах Рисунок 2.4. Количество патентных семейств – триад Рисунок 2.5. Численность научных работников Рисунок 3.1. Экспорт товаров по отраслям промышленности в 1990–2003 гг. Рисунок 3.2. ВВП по отраслям экономики в 1903–2003 гг. Рисунок 3.3. ВВП надушу населения в Финляндии и европейских странах – членах ОЭСР Рисунок 3.4. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП отдельных стран Рисунок 3.5. Объем продукции обрабатывающей промышленности по отраслям Рисунок 3.6. Значимость сектора ИКТ экономики Финляндии по избранным показателям Рисунок 3.7. Вклад электронной, электротехнической промышленности и корпорации «Нокиа» в прирост ВВП Финляндии Рисунок 3.8. Специализация в области ИКТ по странам, 2001 Рисунок 4.1. Доля экспорта в ВВП Рисунок 4.2. Объем входящих и исходящих прямых иностранных инвестиций Рисунок 5.1. Инновационная система Финляндии Рисунок 5.2. Затраты на НИОКР (% ВВП) Рисунок 5.3. Доля совокупных затратна НИОКР, финансируемых государством Рисунок 5.4. Доля НИОКР, получающих государственное финансирование Рисунок 5.5. Доля НИОКР в коммерческом секторе, финансируемых государством 75

6
Содержание
Рисунок 5.6. Инновационная среда в Финляндии ресурсы и финансирование Рисунок 5.7. Доля промышленных МСП, участвующих в сотрудничестве в области НИОКР Рисунок 5.8. Доля фирм, сотрудничающих в процессе внедрения инноваций с другими фирмами и университетами Рисунок 5.9. Заявки на выдачу патентов Рисунок 5.10. Отраслевой состав патентов, выданных ЕПВ в 1991–2004гг. Рисунок 5.11. Система образования в Финляндии Рисунок 5.12. Доля выпускников высших учебных заведений по специальностям машиностроение, естественные науки, математика и статистика, вычислительная техника Рисунок 6.1. Диверсификация отраслей лесобумажной промышленности в сторону выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью Рисунок 6.2. Ведущие мировые компании лесобумажной индустрии Рисунок 6.3. Цены услуг мобильной связи в странах ОЭСР,
1994 и 2002 гг. Рисунок 6.4. Карта сети сотрудничества в рамках технологических программ
ETX и TLX Рисунок 6.5. Темпы распространения ИКТ в некоторых странах ОЭСР Рисунок 6.6. Распространение широкополосных сетей (первая двадцатка национальных экономик, по состоянию на 1 января 2005 г) Рисунок 6.7. Развитие офисных компьютерных сетей в отделениях банков и сетей самообслуживания в банковской системе Финляндии Рисунок 6.8. Сделки по электронным платежам в 2001 г. Рисунок 7.1. Рейтинг по Индексу повышения конкурентоспособности в середине х годов и по общим показателям экономического роста в 1996–2002 гг. Рисунок 7.2. Рост производительности труда в секторе производства коммуникационного оборудования ив целом в обрабатывающей промышленности, 1985–2002 Рисунок 7.3. Изменение позиций различных странна глобальном рынке мобильных телефонов, 1996–2002 Рисунок 7.4. Технологическая конвергенция в кластере ИКТ Рисунок 7.5. Население в трудоспособном возрасте в мире ив Финляндии,
1950–2050 Рисунок 7.6. Стадии промышленного и экономического развития Финляндии 141
Таблицы
Таблица 2.1. Основные сведения о Финляндии Таблица 6.1. Лесобумажные отрасли финской экономики 97

Список сокращений
АОД автоматизированная обработка данных
БА банковский автомат, банкомат
ВВП валовой внутренний продукт
ВРНИОКР валовые временные расходы на НИОКР
ЕМС Европейский монетарный союз
ЕПВ Европейское патентное ведомство
ВТО Всемирная торговая организация
ВЭФ Всемирный экономический форум
ГАТТ Генеральное соглашение по тарифами торговле
ГОТС Государственный оператор телефонной связи
ЕАСТ Европейская ассоциация свободной торговли
ЕПВ Европейское патентное ведомство
ЕС Европейский союз
ЕЭС Европейское экономическое сообщество
ИКТ информационные и коммуникационные технологии
ИП
Интернет-протокол
ИЭЗ Индекс экономики знаний
КАОД Комитет по автоматизированной обработке данных
КЕЛА
(KELA, Kansaneläkelaitos) Институт социального страхования
Финляндии
МИСУ Международный институт совершенствования управления
МСП малые и средние предприятия
МТП Министерство торговли и промышленности (Финляндии)
НИОКР научные исследования и опытно-конструкторские разработки
ООН Организация Объединенных Наций
ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития
ПИИ прямые иностранные инвестиции
ПТ передача технологий
СИТРА
(SITRA, Suomen itsenäisyyden juhlarahasto) Национальный фонд исследований и развития
СНТП Совет по научно-технологической политике
ТЕКЕС
(TEKES, Teknologian kehittämiskeskus) Национальное технологическое агентство
ФБХ Фондовая биржа Хельсинки
ФИИ
(FII, Finnish Industry Investment) «Финниш индастри инвестмент» государственная компания)
«Финпро» (Finpro, Finnish National Agency for Corporate Internationalization) Финское национальное агентство по корпоративной интернационализации
ЦЗЭР Центр занятости и экономического развития
ЦИЭП Центр исследований по экономической политике
7

8
Список сокращений
ЦТИ
(VTT, Valtion teknillinen tutkimuskeskus) Центр технических исследований
ЭЗ экономика знаний
ЭМС Экономический и монетарный союз
ЭСИС
(ESIS European Survey for Information Society Projects and Actions) Европейский обзор проектов и мероприятий по информационному обществу
ЭТЛА
(ETLA, Elinkeinoelämän tutkimuslaitos) Научно-исследовательский институт экономики Финляндии
ЮНЕСКО Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(Analytical Business Enterprise Research and Development database) база данных ОЭСР о расходах частных компаний на НИОКР
CDMA
(Code Division Multiple Access) Многостанционный доступ с кодовым разделением каналов
(Creative Industry Management) «Криэйтив индастри менеджмент компания
(Community Innovation Survey) Обзор ЕС по проблемам инноваций
(Electronics for the Information Society) Электроника для информационного общества (программа ТЕКЕС)
FEPOCI название базы данных страны большой семерки
(Global International Technology-Economy Index) Всемирный международный информационно-технологический и экономический индекс
(Global System for Mobile Communications) Глобальная система мобильной связи
(International Institute of Administrative Sciences) Международный институт административных наук
(Institute for International Economics) Институт международной экономики
(Internet Protocol) Интернет-протокол
IPO
(international public offering) «ай-пи-о», первоначальное публичное размещение акций
(Knowledge Assessment Methodology) Методология оценки знаний база данных Всемирного банка
(Classification of Economic Activities in the European Community) Классификация видов экономической деятельности в Европейском союзе
(Nordic Mobile Telephone) Скандинавская аналоговая мобильная телефонная сеть
(Programme for International Student Assessment) Международное исследование образовательных достижений учащихся
(Small Messages Service) СМС, Служба коротких сообщений

9
Список сокращений
STAN
(Structural Analysis database) База данных для структурного анализа (Time Division – Synchronous Code Division Multiple Access) Синхронный CDMA с разделением времени
(Telecommunications – Creating a Global Village) Телекоммуникации создание мировой деревни (проект ТЕКЕС)
UMTS
(Universal Mobile Telecommunication System) Универсальная мобильная телекоммуникационная система
(United States Patent and Trade Office) Бюро по патентами товарным знакам США (Wideband Code Division Multiple Access) Широкополосный CDMA
Wi-Fi
(Wireless Fidelity, букв. беспроводная передача данных с высокой точностью) технология беспроводного широкополосного доступа в Интернет
(Wireless Local Area Network) Беспроводная локальная сеть

Резюме
Знания стали одной из главных движущих сил социально-экономического развития как в промышленно развитых, таки в развивающихся странах.
Подстёгиваемая стремительным прогрессом в сфере информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), экономика знаний (ЭЗ) позволяет повысить производительность и конкурентоспособность, совершить скачок в развитии и открыть путь к более устойчивому будущему. Пример Финляндии показывает, что небольшая, периферийная страна за относительно короткий период времени может трансформировать свою экономику из ресурсной в экономику знаний. В центре внимания данного исследования элементы успеха и новые вызовы, с которыми Финляндия сталкивается на этом пути. Уроки, извлеченные из финского опыта, побуждают к созданию инфраструктуры экономики знаний, в частности к инвестированию в образование и научные исследования, а также в информационно- телекоммуникационные системы.
В начале х гг. в экономике Финляндии произошли радикальные изменения вследствие глубокого экономического спада, в период которого уровень безработицы вырос с 2–3 до 15%, а ВВП сократился более чем на
10%. Однако на протяжении всего лишь одного – последнего – десятилетия Финляндия стала ведущей экономикой в мире по уровню специализации в области ИКТ. Трижды она занимала первое место в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). Она также стала лидером в проводимом ОЭСР Международном исследовании образовательных достижений учащихся (PISA).
Значение инфраструктуры в процессе перехода к экономике знаний
Несмотря на то, что специфика финского пути к экономике знаний была во многом обусловлена возникновением и успешным развитием ИКТ, присутствовали также и другие элементы, которые внесли свой пропорциональный вклад. Среди этих элементов – экономические стимулы, образование, внедрение инноваций и инфраструктура информационных технологий. Особое внимание в настоящем исследовании уделено изменениям в экономическом и институциональном режимах, промышленной и инновационной политике и системе образования, а также взаимосвязанному развитию лесобумажной промышленности и сектора ИКТ.
Своевременно осуществленные изменения в экономическом и институциональном режимах благоприятствовали трансформации финской
10

11
Резюме
экономики на различных этапах промышленного развития. В период после Второй мировой войны вступление страны во Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирную торговую организацию (ВТО) способствовало быстрому восстановлению экономики. В х гг. либерализация торговли, участие в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и последовавшее за ними ассоциированное, а затем и полное членство в Европейском союзе (ЕС) стимулировали диверсификацию производства и рынков финского экспорта. Раньше финансовая система Финляндии была основана на связях и опиралась на долговое финансирование, а господствующее положение в ней занимали депозитные банки. В течение х гг. ослабление государственного регулирования привело к созданию системы, в которой все большее значение приобретали фондовый рынок и венчурный капитал. Хотя поспешность и неэффективное управление этим процессом привели к глубокому экономическому спаду, в долгосрочной перспективе они способствовали переходу к инновационной экономике, основанной на знаниях, и созданию индустрии ИКТ. В результате конкурентоспособность финского рынка телекоммуникаций возросла, а либерализация произошла раньше, чем в большинстве других стран, что принесло пользу финским компаниям сектора ИКТ. Промышленная и инновационная политика Финляндии оказала как прямое, таки косвенное воздействие на экономическую деятельность, основанную на знаниях. Сначала х гг. упор в промышленной политике был сделан на создании структурных условий для компаний и промышленных кластеров путем стимулирования НИОКР и связанной сними инновационной деятельности на микроэкономическом уровне. Результатом такой политики стал, прежде всего, стремительный рост доли НИОКР в ВВП. По интенсивности научно-исследовательской деятельности Финляндия занимает одно из ведущих мест в мире.
Важная роль принадлежала также различным государственным организациями другим участникам рынка. Финская система внедрения инноваций характеризуется развитием государственно-частных партнерств, эффективным государственным управлением, механизмами формирования консенсуса и тесными сетевыми связями между компаниями, университетами и научно-исследовательскими организациями. Фундаментом взятого Финляндией курса на развитие научно-исследовательской деятельности стала ориентированная на конкретные цели и эгалитарная система образования. В 1866 г. был принят закон об общедоступных школах, а спустя несколько лет получение обязательного начального образования стало основным правом и обязанностью каждого гражданина в возрасте от 7 до
12 лет. В настоящее время 40% каждой возрастной группы имеют высшее образование, и этот показатель является одним из самых высоких в мире.

12
Резюме
Тем не менее основным стимулом для перехода к экономике знаний стала деятельность компаний. Финляндия выбрала нетипичный путь промышленного развития. В отличие от других стран, переход Финляндии от ресурсной экономики к экономике, базирующейся на высоких технологиях и знаниях, был беспрецедентными стремительным. Эта быстрота во многом объясняется созданием многообразных связей между секторами и отраслями финской экономики. Лесобумажные отрасли промышленности Финляндии создали для передовых компаний сектора электроники и ИКТ ценный экспериментальный внутренний рынок и тем самым в значительной мере способствовали развитию экономики знаний в Финляндии. В свою очередь, сектор ИКТ обязан своим развитием рынку динамичных и конкурентоспособных операторов связи, взаимному дополнению знаний и сотрудничеству, а также компании «Нокиа», действовавшей в качестве промышленного локомотива. В настоящее время индустрия ИКТ является третьей опорой финской экономики, наряду с лесобумажной промышленностью и машиностроением.
Будущее
Высокие показатели в прошлом, подтвержденные международными рейтингами конкурентоспособности, не являются гарантией будущего успеха. Этап быстрого роста финской экономики в е гг. был обусловлен выбором особого пути формирования экономики знаний, опирающегося на сектор
ИКТ. Будущие вызовы, стоящие перед Финляндией, связаны с быстрым старением населения и возможным снижением высоких темпов роста производительности, достигнутых благодаря сектору ИКТ. Финляндии также предстоит решать проблемы, связанные с необходимостью более эффективного применения этих технологий в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности, а также в секторе частных и государственных услуг. Новые возможности роста, как предполагается, возникнут на пересечении
ИКТ с нанотехнологиями и технологиями бумажного производства, те. на стыке традиционных достижений с новыми, нарождающимися технологиями. В настоящее время основной политический вопрос в Финляндии состоит в том, сможет ли страна сохранить скандинавскую модель государства всеобщего благоденствия и при этом успешно конкурировать на мировом рынке.
Уроки
В широком смысле целесообразно проанализировать, какие уроки можно извлечь из опыта Финляндии и какие выводы могут сделать развивающиеся страны.

Резюме
13
Первый урок заключается в том, что страна может в короткие сроки восстановить уровень ВВП и при этом осуществить крупную реструктуризацию, как это сделала Финляндия. Важный вывод состоит в том, что кризис можно превратить в благоприятную возможность. Однако, чтобы это произошло, могут понадобиться некоторые предпосылки и высокая степень гибкости в экономике. Второй урок гласит, что глобализация – это палка о двух концах и строгий учитель. Финляндия стала лидером в секторе ИКТ, потому что она создала глобальную индустрию ИКТ и поставляла продукцию нагло- бальный рынок. С другой стороны, Финляндия борется с последствиями глобализации, которая оказывает давление, заставляя совершенствовать технологическую и образовательную системы, чтобы страна сохраняла конкурентоспособность в условиях чрезвычайно требовательной мировой конъюнктуры. Третий урок – необходимость обеспечения гибкости, или эластичности экономики стем, чтобы она могла откликаться на меняющиеся возможности, а также важная роль чутко реагирующей сферы образования в облегчении этого процесса. По-видимому, решающую роль сыграла система образования. Финляндия уже обладала высоким уровнем образованности населения, что облегчило необходимую реструктуризацию экономики. К тому же образовательная система оказалась в состоянии очень быстро и гибко реагировать на новые возможности. Более того, повышение гибкости рассматривается как ключевой приоритет реагирования на продолжающийся вызов постоянной реструктуризации, обусловленный глобализацией.
Развивающиеся страны могут сделать из опыта Финляндии некоторые выводы.
Первый вывод состоит в непреходящем значении основных элементов Вашингтонского консенсуса. Эти элементы придают экономике ту гибкость, которая требуется для постоянного перемещения активов в целях более производительного их использования.
Второй вывод заключается в необходимости разработать концепцию будущего и создать механизмы формирования консенсуса. Реформы предполагают изменение статус-кво, однако обычно положение не меняется до тех пор, пока не появятся серьезные внешние или внутренние силы, подталкивающие к преобразованиям или требующие их осуществления. Третий вывод – важность разработки оптимальных стратегий вобла- сти знаний. Финляндии пришлось повысить эффективность высшего образования в целом и усвоения научно-технических навыков, в частности. Решение этих проблем требовало не только увеличения расходов на проведение НИОКР, но также повышенного внимания к продвижению резуль-

14
Резюме
татов НИОКР на рынок. Тем самым усиливалась ориентация Финляндии на системный подход к инновациям, предусматривающий сокращение разрыва между предпринимательской деятельностью и финансированием с целью получения коммерческой выгоды от изобретений.
Эти стратегии необходимо адаптировать к конкретным условиям каждой страны, Для большинства развивающихся стран приоритетные задачи должны несколько отличаться от задач Финляндии. Поскольку развивающиеся страны все еще сильно отстают от новейших технологических достижений практически во всех отраслях, им нужно сконцентрировать свое внимание на создании эффективных средств освоения уже существующего и быстрорастущего объема мировых знаний.
И, наконец, последний вывод для всех стран заключается в необходимости сосредоточить внимание не только на освоении прошлого опыта – как собственного, таки других странно и на прогнозировании будущего и подготовке к нему. Это один из ключевых уроков, который можно вынести из опыта Финляндии, и который частично объясняет, почему эта страна не только смогла осуществить столь радикальное превращение в экономику знаний, но и сумела сохранить свою конкурентоспособность. Более того, как видно из проблем, с которыми Финляндия сталкивается в результате быстрого прогресса знаний и продолжающегося вызова глобализации, мир отнюдь не стоит на месте. То, что было эффективным в прошлом, может не дать результата в будущем, а предпосылки успеха, по-видимому, становятся все более сложными и труднодостижимыми. Отсюда вытекает важность взгляда в будущее, позволяющего понять, в какой мере можно подготовиться к вызовами возможностям завтрашнего дня. Развивающиеся страны должны особенно пристально изучать этот аспект, поскольку для них могут открыться новые важные области деятельности, и потребуется готовность к тому, чтобы с выгодой их использовать.

Предисловие
Знания подпитывают экономический рост и социальное развитие в каждом регионе мира. Движущие силы глобализации, такие как миграция, туризм, торговля, зарубежные инвестиции и коммуникации, ускоряют распространение и использование информации за пределами национальных границ. Новые идеи и инновации распространяются быстрее, чем когда-либо раньше. Рост и развитие, основанные на знаниях, открывают благоприятные возможности как для развитых, таки для развивающихся стран. Необходимым условием этих новых процессов в мировой экономике является прогресс в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
ИКТ дают возможность развивающимся странам ускорить движение вперед или даже совершить скачок на более передовой этап развития и способствуют их интеграции в мировую экономику. Развитым странам экономика знаний позволяет углублять специализацию, повышать производительность и обеспечивать устойчивый рост ведь знания – это единственный актив, который может расти без ограничений, а новые знания повышают эффективность использования ограниченных ресурсов. Опыт Финляндии х гг. являет собой пример того, как знания могут стать движущей силой трансформации и роста экономики. Хотя ещё совсем недавно, в е гг., экономика Финляндии опиралась на ресурсные отрасли, сейчас эта страна является мировым лидером по уровню развития сектора ИКТ. Это достижение тем более примечательно, что в е гг. Финляндия пережила глубокий спад и серьезный банковский кризис, который привел к стремительному снижению уровня государственного финансирования, росту безработицы и ухудшению состояния внешнего платежного баланса. Быстрая структурная трансформация, начавшаяся в середине х гг., совпала со столь же стремительными положительными изменениями макроэкономического баланса. К концу десятилетия макроэкономические показатели страны были одними из лучших в Европе. Финский опыт показывает, что масштабные структурные изменения можно осуществить за относительно короткий период времени. Он также свидетельствует о том, что долгосрочные решения, определяющие политику в сфере науки и образования, возможны и фактически необходимы в условиях непродолжительного экономического кризиса, так как они служат ориентирами для долгосрочного роста и помогают создать устойчивые конкурентные преимущества.
15

16
Предисловие
Данное исследование – это плод совместных усилий Института Всемирного банка, Министерства торговли и промышленности Финляндии и Министерства иностранных дел Финляндии, а также организаций
«Финпро» (Финское национальное агентство по корпоративной интернационализации) и ЭТЛА (Научно-исследовательский институт экономики Финляндии. Хотя Финляндия обладает многими особенностями, которые нелегко воспроизвести в других странах, бόльшая часть её опыта по созданию экономики, основанной на знаниях, и осуществлению социальных стратегий, весьма актуальна. Ключевым уроком, который можно почерпнуть из опыта Финляндии, являются важность применения гибкого подхода к изменениями жизненно важная роль системы образования, восприимчивой к потребностям экономики. Финский опыт также подчеркивает важность разработки образа будущего и механизма формирования консенсуса. Мы надеемся, что финский пример превращения кризиса в благоприятную возможность вдохновит другие страны на то, чтобы проложить собственный путь к сегодняшней глобальной экономике знаний.
Франни А. Леотье
Вице-президент Института Всемирного банка

Выражение признательности
Эта книга – результат сотрудничества нескольких организаций и специалистов. Исследование провели Карл Дальман (Программа Института Всемирного банка (ИВБ) Знание для развития небольшая группа экспертов из Научно-исследовательского института экономики Финляндии
(ЭТЛА) под руководством Пекки Юля-Анттила, в которую входили Вилле
Кайтила, Хели Коски, Лиза Лейола, Лаура Пайя, Кристофер Палмберг и Паула Тихонен; а также профессор Йорма Роутти из фирмы Creative
Industries Management (CIM), Хельсинки. Проект осуществлен на средства Института Всемирного банка, Министерства иностранных дел Финляндии и Министерства торговли и промышленности Финляндии. Авторы благодарят Пекку Хукка (Министерство иностранных дел Финляндии, Кари Янхунен и Сеппо Лайне («Финпро»), а также Матти
Пиетаринена (Министерство торговли и промышленности) за ценные предложения на различных этапах работы. Кроме того, мы признательны
Кари Янхунен за помощь в изыскании финансовых средств и управление консультационным процессом, а также Жану-Эрику Оберу (ИВБ) за ценные замечания и советы. Туомо Никулайнен (ЭТЛА) умело компоновал статистическую информацию и осуществлял управление базами данных, что было так необходимо для проведения нашего анализа.
Обсуждение книги состоялось в мае 2005 г. на семинаре Всемирного банка под председательством Вице-президента Всемирного банка Дэнни
Ляйпцигера. Выступившие входе дискуссии Лориц Хольм-Нильсен, Альфред Уоткинс и Вандан Чандра, а также другие участники семинара помогли повысить качество окончательной редакции книги. Мы также выражаем признательность Джону Дидье (ИВБ) за руководство издательским процессом, Дереку Чену (ИВБ) за вычитку и корректуру рукописи окончательной редакции, а также Ануйе Уц (ИВБ), которая сопровождала книгу вплоть до полного завершения работы. Проведенное
Алисией Хетцнер редактирование сделало книгу более легкой для понимания


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал