Внеклассное мероприятие «Наука и техника ковала победу»



Скачать 186.06 Kb.
Дата15.02.2017
Размер186.06 Kb.
Просмотров157
Скачиваний0
ТипВнеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие «Наука и техника ковала победу»

Слайд 1. 9 мая 2012 года исполнилось 67 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы посвящаем нашу презентацию вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.

Чем дальше мы уходим от войны,

И четче обнажаются вершины,

Чем полнозвучней голос тишины,

Тем все понятней, что мы совершили.

Слайд 2. К началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощенных стран превышала Советскую в 1,5- 2 раза, а в 1942 г. в связи с захватом богатейших районов СССР - в 3- 4 раза;

За годы войны Советский Союз превзошел Германию в производстве военной техники: по орудиям более чем в 2 раза, по самолетам в 1,7 раза, по автоматам и минометам в 5 раз;

С первых дней войны по решению ЦК партии и Государственного Комитета Обороны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы. Эвакуация была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было, во что бы то ни стало, сохранить и ученых, и научную базу страны.

Слайд 3. Ученые-химики содействовали развитию металлургической, машиностроительной и

оборонной промышленности, создавали новые металлы и сплавы для брони, пластмассы, новые составы для зажигательных смесей, топливо для ракетных установок, новые медицинские и технические препараты, участвовали в поиске новых видов сырья.

Химик и физик академик Николай Николаевич Семенов и физико-химик академик Юлий Борисович Харитон внесли большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию получения порохов и взрывчатых веществ.

Слайд 4. Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола. Толуол использовали для получения тротила, который был необходим для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводным минам, торпедам. Во время второй мировой войны его было произведено около 1 млн. т.

Слайд 5. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

Сталь — сплав железа с углеродом (до 2 %) и другими элементами. Применялась для изготовления брони танков, пушек и др. Алюминий использовали для производства корпусов самолетов.

Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.

В результате исследовательских и экспериментальных работ в лабораториях и на заводах-изготовителях танковых бронекорпусов была разработана и освоена технология производства брони средней и высокой твердости, впоследствии использованной для изготовления бронекорпусов и башен новых танков KB и Т-34.



Танки. Легкий танк БТ–7А (1938 г.). На этом танке так же, как и на танке БТ-5А, стояла 76-мм пушка, а боекомплект к ней составлял 50 выстрелов. Производство танков БТ-7М прекратилось весной 1940 г. в связи с переходом на выпуск танков Т-34.

ИС-2 – это танки победы. Именно на этих машинах вместе с прославленными Т-34 советские танкисты завершили Великую Отечественную войну. Вооружение танка ИС-2 позволяло ему поражать немецкие танки на расстоянии 2000-2500 метров.



T-34 («три́дцатьчетвёрка») —советский средний танк периода ВОВ, выпускался серийно с 1940 г, и с 1944 г стал основным средним танком Красной Армии СССР. Разработан в Харькове конструкторским бюро под руководством Кошкина М.И.

В основу танка Т-34 была положена новая теория гармоничного сочетания предельно возможных показателей мощи огня, защиты и подвижности. А высокая технологичность танка в производстве, простота и надежность конструкции обеспечили ему репутацию классического, лучшего танка своего времени. За разработку конструкции нового среднего танка в апреле 1942 года конструкторы А.А. Морозов, М.И. Кошкин (посмертно) и Н.А. Кучеренко были удостоены Государственной премии СССР. В 1941 году завод в Харькове заработал на полную мощность, до начала Великой Отечественной войны выпустил 1225 танков Т-34. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.

Плавающий танк Т-40 был разработан перед самой войной. Оригинальная, не имевшая прототипа машина весила 5,5 тонны, была оснащена шестицилиндровым мотором ГАЗ-11, форсированным до 85 л. с., усиленными броней и вооружением, радиостанцией и отличалась еще многими улучшениями, подсказанными опытом. Эта машина стала последним советским плавающим танком, строившимся серийно в годы Второй мировой войны. Он был принят на вооружение в 1940 году и выпускался до сентября 1941 года. В сентябре 1941 года Т-40 был заменен в производстве танком Т-60.

Т-60. Советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.

«Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.

Воевать охота, — говорит пехота, — Раз у нас такая пушка есть!

Влево и направо, бьет врагов на славу. Впереди — горячий бой.

Огненную лаву на врагов ораву cыплет «Катя» щедрою рукой».

Эти стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942 г. Катю́ша — появившееся во время Великой Отечественной войны 1941—1945 неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (БМ-8, БМ-13).

БМ-8-24. Это лёгкая по массе советская самоходная артиллерийская установка (САУ) класса реактивных систем залпового огня, разработанная в СКБ московского завода № 733 «Компрессор» при участии НИИ-3 и КБ завода № 37 в период с августа по октябрь 1941 года. Руководил разработкой В. А. Тимофеев, а ведущим конструктором шасси был Д. И. Сазонов. Машины этой марки серийно выпускались на заводах «Компрессор» и «Красная пресня» путём демонтажа башни и установки пакета направляющих для 24 неуправляемых ракет М-8 калибра 82 мм с пусковым оборудованием на лёгких танках типов Т-40 и Т-60. После снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 также был прекращён, артиллерийскую часть стали монтировать на грузовиках.

В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения. Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бо́льшую устойчивость при стрельбе. На одной машине могло размещаться от 14 до 48 направляющих.


Происхождение названия


Известно, почему установки БМ-13 стали в одно время именоваться «гвардейскими миномётами». Установки БМ-13 в действительности не являлись миномётами, но командование стремилось как можно дольше сохранять их конструкцию в секрете. «Называйте установку как обычное артиллерийское орудие. Это важно для сохранения секретности» советовало командование.

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «катюшами». Существует несколько предположений:

По названию ставшей популярной перед войной песни «Катюша». Версия убедительная, поскольку впервые батарея стреляла 14 июля 1941 года (на 23-й день войны) по скоплению фашистов на Базарной площади города Рудня Смоленской области. Стреляла с высокой крутой горы прямой наводкой — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, ныне — военный историк, который и дал ей это имя.

В самом начале войны стало ясно, что для уничтожения бронетанковых сил противника в ближнем бою явно недостает бронебойного стрелкового оружия. Эта проблема не осталась незамеченной. Осенью 41-го в Красной армии появилась новая солдатская специальность — бронебойщик. Так стали называть бойцов с противотанковыми ружьями (ПТР). 18 апреля 1942 года была зарегистрирована заявка на «Противотанковое ружье системы Н.В. Рукавишникова «Р-6». Н.В. Рукавишникову было выдано секретное авторское свидетельство. 22 декабря 1942 года на «Гранатомет» для метания гранат, зажигательных бутылок и т.п.» получил авторское свидетельство С.В. Владимиров. Ручные противотанковые гранатометы до конца войны на вооружение не были приняты.

Станковый пулемёт системы Горюнова (СГ-43). В мае 1943 года решением ГКО пулемет «СГ-43» был принят на вооружение и вошел в историю Великой Отечественной войны под именем «станковый Горюнова». В том же 1943 г. Петра Максимовича Горюнова не стало. Его пулемет «доводили» соавторы. В 1946 г. создателям пулемета была присуждена Государственная премия СССР. П.М. Горюнову - посмертно. СГ-43 был мощным и надёжным оружием пехоты. Он использовался для поражения открытых и находящихся за небольшими складками местности групповых живых целей и огневых средств противника на расстоянии до 1000 м. Пулемёт давал возможность вести огонь и по воздушным целям. Усовершенствовали пулемет В. А. Дегтярев и С. Г. Симонов. Долгие годы ручной пулемет системы В.А. Дегтярева оставался основным видом стрелкового вооружения Красной Армии. Отличные боевые качества выдвинули этот пулемет на одно из первых мест среди ручных пулеметов всех стран.

Крупнокалиберный пулемёт Владимирова— станковый пулемёт. Разработан в 1944 году, принят на вооружение в 1949 году. Удачно сочетает в себе скорострельность станкового пулемёта с бронебойностью противотанкового ружья и предназначен для борьбы с легкобронированными целями, огневыми средствами и живой силой противника, находящейся за лёгкими укрытиями, а также в качестве зенитного пулемёта. На сегодняшний момент остается вторым по мощности (после бельгийского экспериментального FN BRG 15) образцом стрелкового оружия.

ППШ-41 (Пистолет-Пулемет конструкции Шпагина) был создан в 1941 году и тогда же принят на вооружение РККА. ППШ-41 представлял собой простое и дешевое в производстве оружие военного времени, и выпускался в значительных количествах - всего в годы войны было выпущено порядка 5 или 6 миллионов штук ППШ-41.   Технически, ППШ представляет собой автоматическое оружие, работающее на принципе свободного затвора. Огонь ведется с заднего шептала (с открытого затвора). Ударник неподвижно установлен на зеркале затвора. Переключатель режимов огня (одиночный / автоматический) находится внутри спусковой скобы, перед спусковым крючком, предохранитель выполнен в виде ползуна на рукоятке взведения затвора и запирает затвор в переднем или заднем положении.

В 1943 г. на вооружение был принят пистолет-пулемет оригинальной конструкции, созданный А.И. Судаевым. Его ППС-43 был простым и экономичным в производстве, с более широким применением штампованных деталей и имел значительные преимущества перед ППШ. А.И. Судаев, находясь в конце 1942 г. в осажденном Ленинграде, умудрился создать еще более легкий, компактный и технологичный пистолет-пулемет, для изготовления которого требовалось в два раза меньше металла и в три раза меньше времени, чем для ППШ.



Пулемёт Максим активно применялся в Великой Отечественной войне. Его использовала как пехота, так и горнострелковые отряды, флот. Во время войны боевые возможности «Максима» пытались повысить не только конструкторы и производители, но и солдаты.

Советская осколочная граната РГ-42 была разработана в 1942 г. С.Г.Коршуновым в ГСКБ-30 (при заводе N58 им. К.Е. Ворошилова) как простая в производстве, небольшая по габаритам и удобная в применении наступательная граната. Граната состоит из простого цилиндрического корпуса с трубкой для запала, металлической ленты в качестве осколочного элемента, разрывного заряда и запала. Советские оружейники с честью выполнили поставленные перед ними задачи в перевооружении Красной Армии в условиях военного времени.


Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.

Самолеты.

5-й слайд. Лавочкин Ла-5 — одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942 г. в г. Горьком. Самолёт представлял собой одноместный моноплан, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла. Первоначальное название - ЛаГГ-5. Лётчики быстро оценили новый самолёт как очень хороший, а техники были довольны отсутствием системы водяного охлаждения, которая причиняла много неудобств в полевых условиях. Боевое крещение Ла-5 получил под Сталинградом. Несмотря на то, что из-за отсутствия достаточного количества опытных пилотов потери были большие, Ла-5 сразу же хорошо зарекомендовал себя. Для немецких лётчиков появление нового самолёта стало очень неприятной неожиданностью.

Наиболее широко Ла-5 применялся во время Курской битвы. Именно здесь начал свой боевой путь знаменитый советский ас Иван Кожедуб. На самолёте Ла-5 также летал знаменитый советский лётчик Алексей Маресьев, лишившийся ног, и несмотря на это сумевший на протезах вернуться в боевую авиацию.



Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1М. От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный — 2650 кг. Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость, отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м — 4,1 мин, хороший потолок (11 800 м и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом летчиков-истребителей. Заводы построили 4848самолетов Як-3.

3-слайд Пе-2 (Пешка)— советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР. В ВВС Финляндии получил неофициальное прозвище Pekka-Eemeli(Господин Емеля). 31-й бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков, оснащённый Пе-2 (командир полка полковник Фёдор Иванович Добыш), стал первой бомбардировочной Гвардейской авиачастью в ВВС РККА СССР.



4-й слайд. Як-9 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.

6-й слайд. Ил-10 (по кодификации НАТО: Beast — «Зверь»)  —советский штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина, создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2. Первый полет состоялся 18 апреля 1944 года, лётчик-испытатель В. К. Коккинаки.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 — детище конструкторского бюро А.Н.Туполева.

имел два двигателя мощностью по 1850 л.с.(1361,6 кВт), потолок полета 9,5 км и дальность 2100 км; развивал скорость до 570 км/ч; его бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета- по горизонтали и пикировании.



Основной задачей автомобилей на войне была перевозка грузов. По объемам перевозок они соперничали с железной дорогой, а по маневренности и проходимости — превосходили ее.

ГАЗ-М-1 («Эмка») был одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей. 

Производился на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год под руководством А. А. Липгарта инженерами Косткиным, Кригером, Сорочкиным . В основе автомобиля — американская модель Ford Model.

Автомобиль имел цельнометаллический кузов. Максимальная скорость составляла 105 км/ч. ГАЗ-61 - семейство легковых полноприводных автомобилей повышенной проходимости. Выпускались с 1941 по 1945 г. мелкими партиями.

ГАЗ-61 создан в 1938 году в конструкторском бюро В. А. Грачёва

Наиболее распространенная модификация ГАЗ-61-73 — полноприводный легковой автомобиль с кузовом седан— во время войны использовался в качестве штабного авто.

ГАЗ-67 выпускался с 1943 до 1953 г. Созданы под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва. Автомобили использовались в качестве штабных, а также как тягачи для легких орудий и минометов. Существенными преимуществами ГАЗ-67 были большая устойчивость (за счет широкой колеи), а также «всеядность» — ГАЗ-67 мог работать практически на любых сортах топлива и масла.  

ГАЗ-63. Первые опытные образцы -1939 -1940 гг. Серийное производство - с 1948 года.

При движении по грязи, снегу, песку все колеса шли «след в след», не испытывая дополнительного сопротивления качению. ГАЗ-63 продемонстрировал «рекордные показатели проходимости» и даже использовался как тягач для буксировки застрявших трёхосных ЗиС-151.



БА-20 — легкий бронеавтомобиль, построенный на шасси ГАЗ-М-1 и использующий тот же двигатель. Серийно производился с 1936 по 1942 г. Вооружение автомобиля составлял один 7,62-мм пулемет ДТ.  Серийно производился с 1936 по 1942 год. разработан и изготовлен на Выксинском заводе

БА-64 — легкий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-64. Выпускался с 1942 по 1945 г. С 1943 по 1946 г. в серии была модификация с расширенной колеей — БА-64Б. Автомобиль был предназначен для разведывательных операций, его вооружение состояло из пулемета ДТ-29, а экипаж — из двух человек. 

ЗиС-21 и ГАЗ-42 особенно выделяются из списка автомобилей. Это газогенераторные автомобили, которые в основном эксплуатировались в тылу. В качестве топлива на этих автомобилях использовались древесные чурки строго определенного размера и влажности. Для обеспечения таких автомобилей топливом были построены целые комбинаты. ЗиС-21 развивал скорость до 60 км/ч и имел грузоподъемность в 2,4 т. ГАЗ-42 развивал скорость до 50 км/ч и мог перевозить до 1,2 т.

ЗиС-101 использовался для передвижения высокого начальства. Автомобиль выпускали с 1936 по 1941 г.



Мотоцикл М-72 Тяжелый военный мотоцикл, выпускался с 1941 по 1955 год. Под руководством Сердюкова. Эти мотоциклы использовались в годы войны повсеместно, во всех родах войск, но более всего – в связной службе и разведподразделениях танковых и механизированных соединений. Кроме того, существовали отдельные мотоциклетные полки, укомплектованные М-72.

В 1941 г. Борис Шелищ служил младшим воентехником в полку аэростатов заграждения. Аэростаты заполнялись водородом, который поступал по магистрали, проложенной по дну Ладожского озера: на «нашем» берегу стояла установка, которая получала водород посредством электролиза воды. Время от времени аэростаты приходилось опускать для перезарядки, а лебедки приводились в движение автомобильными двигателями грузовиков-«полуторок». Уже в сентябре 41-го закончился бензин. Как спасти воздушный щит города?

21 сентября 1941 года младший техник-лейтенант Шелищ обратился к командованию с рационализаторским предложением: использовать отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов в качестве топлива для автомобильных двигателей. В дальнейшем управление всеми аэростатами осуществлялось с водородных грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине, мгновенно заводясь даже на морозе. Поражают сроки реализации его проекта: 10 дней - и "водородными" стали 200 грузовиков.За эту работу Б.И.Шелищ в декабре 1941 года был награжден орденом Красной Звезды.

Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин - секретного и грозного оружия - и постепенно ликвидировать. Адмирал Н.Т. Кузнецов говорил, что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила.



Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитный минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своим силовым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например, корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз. С одной стороны, для навигации с использованием компаса в качестве указателя направления движения корабля это мешает. Корабль искажает истинное направление земного магнитного поля, приходится учитывать влияние стального корпуса на компас. Но, с другой стороны, это усиленное кораблем магнитное поле может проявиться и таким образом, что способно привести в действие какой-нибудь механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь. В эту цепь можно включить детонатор, погруженный во взрывчатое вещество мины. Такие мины отличаются от обычных, на которые корабль непосредственно натыкается и этим вызывает взрыв, тем, что лежат на дне моря, и взрываются на расстоянии - под действием лишь магнитного поля корабля. С началом войны работа по размагничиванию судов активизировалась. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе. На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Понятно, что для такой работы потребовались знания физиков, хорошие физические лаборатории, что и определило ее успех.

В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причины. Павел Павлович Кобеко установил: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда.

Медицинская службы в СССР во время войны была лучшей в мире. В годы войны наши врачи вернули в строй 72,3% раненных и 90,6% больных воинов. Если эти проценты представить в абсолютных цифрах, то число раненых и больных, возвращенных в строй медицинской службой за все годы войны, составит около 17 млн. человек. Если сопоставить эту цифру с численностью наших войск в годы войны (около 6 млн. 700 тыс. человек в январе 1945 г.), то становится очевидным, что победа была одержана в значительной степени солдатами и офицерами, возвращенными в строй медицинской службой.

В 1928 году ученый А. Флеминг провел обычный опыт в ходе длительного исследования защиты организма человека от инфекционных заболеваний. Вырастив штаммы микроорганизмов стафилококков, ученый увидел, что многие чашки для культивирования поражены обычной плесенью Penicillium, это вещество, благодаря которому хлеб при длительном лежании приобретает зеленый цвет. Вокруг некоторых пятен плесени ученый обнаружил область без бактерий. Отсюда Флеминг вывел, что обычная плесень синтезирует вещество, уничтожающее возбудители инфекции. Далее он обнаружил молекулу, которую сегодня мы называем пенициллином. Принцип действия пенициллина в том, что он тормозит или подавляет химические реакции, необходимые для жизни возбудителя инфекции. Антибиотик не влияет на клетки человека и животных, так как внешние оболочки наших клеток разительно отличаются от клеток бактерий.

Микробиолог Зинаида Ермольева заявила, что советские ученые сами могут изготовить пенициллин.

Еще в 40-м году в лаборатории Ермольевой был открыт холерный фаг, который помогал бороться со страшным заболеванием. И вот во время боев за Сталинград начинается эпидемия холеры. Правда, эпидемия началась у немцев, но это значит, что в любой день зараза могла перекинуться через линию фронта.

В Сталинград отправили Ермольеву – с особыми полномочиями. Поезд с вакциной разбомбили, пришлось организовать подземную лабораторию. Ученым нужно было выяснить, что стало причиной эпидемии. И разведчикам поручили задание доставлять из тыла противника трупы умерших от холеры немецких солдат. Они сначала отказались, но когда Зинаида Виссарионовна объяснила, зачем это нужно, отправились на задание. В скором времени всем в Сталинграде начали делать прививки. За эту работу она получила Сталинскую премию, которую тут же отдала на постройку самолета-истребителя.

Вернувшись из Сталинграда, Ермольева начала работать над поиском именно той чудодейственной плесени, свойства которой были описаны в научной литературе.

Только 93-я проба дала нужный результат. Было это в 1942 году. Созданный препарат пенициллин-крустозин, превосходил по эффективности недоступный зарубежный аналог. Новый медикамент в рекордные сроки начали выпускать в больших объемах.



Большая бригада медиков и микробиологов прибыла в Даугавпилс осенью 44-го года. Тяжелораненые помещались в отдельную палату и им вводили пенициллин. Как рассказывали ветераны, сама Ермольева постоянно бывала в госпитале, делала инъекции и следила за состоянием больных. 600 человек с тяжелыми огнестрельными ранениями бедра, коленного и тазобедренного суставов, которым в течение недели вводили пенициллин, выздоравливали без осложнений. Врачи поражались, видя, как больные, у которых уже начался сепсис и они считались обреченными, поправлялись буквально на глазах.

Впервые в истории широкомасштабных войн инфекционных больных не эвакуировали в тыл страны, а лечили на месте. В результате предупреждалось распространение инфекционных заболеваний из тыла в действующую армию, и в годы Великой Отечественной было возвращено в строй более 90% инфекционных больных. Подобные результаты были обусловлены своевременной разработкой учеными отечественных антибиотиков и обеспечением ими действующей армии.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал