Влияние ролевых компьютерных игр на личностные особенности подростков



Скачать 445.54 Kb.

Дата14.02.2017
Размер445.54 Kb.
Просмотров210
Скачиваний0

115
УДК 159.922.2 + 159.923.5 + 004.77-053.6 + 316.472.4
А. С. Алексеева
К. А. Миньков
Л. В. Оконечникова
ВЛИЯНИЕ РОЛЕВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
На основе исследования, проведенного на выборке из 83 подростков в возрасте
13–15 лет с использованием Опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми (Е. В. Беловол, ИВ. Колотилова), Опросника уровня агрессивности Басса-Дарки и Личностного опросника Г. Айзенка, было выявлено влияние степени увлеченности ролевыми компьютерными играми на такие личностные особенности подростков, как аутоагрессия (чувство вины, чувство обиды, негативизм, агрессивность, враждебность, раздражительность, искренность и психотизм.
К л ю ч е вы е слова ролевые компьютерные игры степень увлеченности компьютерными играми личностные особенности подростковый возраст.
Игровая индустрия всецело захватила медиапространство развлекательной продукции. Особый интерес к данному виду развлечения проявляют представители подрастающего поколения. Многие из них полностью погружаются в виртуальную реальность, предлагаемую компьютерными играми. Исследования показали, что вследствие увлеченности компьютерными играми формируются такие личностные особенности, как раздражительность, импульсивность, агрессивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другое, чувство мнимого превосходства над окружающими, трудности в общении с кем-либо [5, 6], происходит обеднение круга интересов, подросток дистанцируется от общества и стремится уйти в собственный придуманный виртуальный мир [4, Психологический статус лиц с онлайн-игровой зависимостью характеризуется признаками нравственной деструкции, нарушением мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности, сочетанием нескольких типов акцентуаций характера, повышенной реактивной и личностной тревожностью [6]. Старшеклассникам, имеющим средний и высокий уровень компьютерной игровой активности, свойственен низкий уровень сформированности саморегуляции [1]. Установлены взаимосвязи эмоциональных состояний и волевых свойств с компьютерной игровой активностью и выбором жанра игры [8].
АЛЕКСЕЕВА Анна Симховна — старший преподаватель кафедры клинической психологии и психофизиологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета (e-mail: Nurochka_k@mail.ru).
МИНьКОВ Кирилл Александрович — студент го курса Института социальных и политических наук Уральского федерального университета (e-mail: kirill.mir@gmail.com).
ОКОНЕчНИКОВА Любовь Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета (e-mail: dokonechnikov@mail.ru).
© Алексеева АС, Миньков КА, Оконечникова Л. ВАС. Алексеева и др. Влияние ролевых компьютерных игр на подростков

116
ПСИХОЛОГИЯ
Наибольшее внимание уделяется влиянию сюжетов насилия в массовой коммуникации, в том числе компьютерных играх, на агрессивность в реальной жизни [2], а также связи между стадиями сформированности компьютерной зависимости и агрессивностью [3]. Особый интерес вызывает вопрос о влиянии ролевых компьютерных игр
(Computer Role-Playing Game — RPG) на личностные особенности подростков, поскольку подобные игры предполагают вхождение игрока в роль персонажа, максимально полное погружение в сюжет игры и высокий уровень идентификации с компьютерным героем [4]. Исходя из этого, целью данной работы является исследование влияния степени увлеченности RPG на личностные особенности подростков.
Исследование проводилось в школах г. Екатеринбурга в апреле 2016 г. среди учащихся седьмых классов. В исследовании приняли участие 83 человека —
37 юношей и 46 девушек в возрасте от 13 до 15 лет.
Для изучения степени увлеченности RPG был использован Опросник для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми (Е. В. Бело- вол, ИВ. Колотилова), для изучения личностных особенностей были применены Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки и Личностный опросник Г. Айзенка.
Результаты применения методики Е. В. Беловол, ИВ. Колотиловой (Опросник для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми) представлены в табл. 1.
Таблица 1
Степень увлеченности подростков RPG
Степень увлеченности
Юноши, Девушки, Чрезмерно увлекающиеся
5,41 2, Увлекающиеся Интересующиеся 18,91 21,73
Неиграющие
10,81*
45, 65*
* — различия достоверны, φ* > кр, р < 0,05.
Если рассматривать группу «неиграющих» и «играющих» с разной степенью увлеченности, то мнение о том, что девушки играют меньше, чем молодые люди, находит свое подтверждение. Кроме того, стоит отметить небольшой процент
«чрезмерно увлекающихся» подростков, т. е. находящихся в группе риска.
Теперь рассмотрим ролевые игры, пользующиеся наибольшей популярностью у девушек и юношей. В табл. 2 представлены игры, которые заняли первые три места.

117
Таблица 2
Наиболее популярные RPG среди подростков
Ранг
Девушки
Юноши название игры игроков название игры игроков Global
Offensive (Контрудар глобальное наступление)
7,23
Counter-Strike: Global
Offensive (Контрудар глобальное наступление)
55,88 Серия игр «Sims»
6,02
«World of Warcraft» (Мир военного ремесла 3
DOTA2/ Defense Of The
Ancients 2 Оборона древних of Tanks» (Мир танков»)
10,84
Самой популярной игрой как среди девушек, таки среди юношей является
«Counter-Strike: Global Offensive» (Контрудар глобальное наступление. Этот продукт представляет собой многопользовательскую ролевую игру, суть которой заключается в военном противостоянии группы террористов и группы контртеррористов (спецназа. Игра требует от игроков слаженности действий, хорошей реакции, развитого пространственного мышления, знания внутриигро- вой физики оружия и т. д. Популярность Counter-Strike в данном случае может быть объяснена межличностным общением, которое, с одной стороны, является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, ас другой стороны, становится основной составляющей игры, от которой в значительной степени зависит успешность игрока.
К Counter-Strike по популярности у девушек плотно примыкает серия игр
«Sims». Это однопользовательская ролевая игра в жанре симулятора жизни. В ней нет определенного сюжета, игра представляет собой песочницу, в которой игрок может создавать героев (маленьких человечков) и их собственный мир. Игрок может влиять на все сферы жизни своих подопечных, начиная оттого, как будет одет персонаж, на какую работу он устроится, и заканчивая его мировоззрением. Еще одной игрой, актуальной для девушек в подростковом возрасте, является
DOTA2 (Оборона древних. Это многопользовательская командная ролевая игра, относящаяся к жанру «онлайн-бой». Ее суть состоит в том, что двум противоборствующим командам, находящимся в разных углах виртуального поля карты, необходимо сначала набрать силу, а после обрушить всю накопленную мощь на вражескую команду и уничтожить главное здание, находящееся в самом тылу вражеской команды. Популярность данной игры показывает, что представительницам женского пола порой не чужда склонность примерять на себя роль фантазийных боевых персонажей. Возможно, это происходит вследствие желания некоторых девушек оказаться в центре внимания мужской аудитории, ведь появление особы женского пола в какой-либо многопользовательской игре, которой интересуются молодые люди, почти всегда вызывает некоторую степень оживления и заинтересованности и, как следствие, облегчает возможность коммуникации с противоположным полом.
А. С. Алексеева и др. Влияние ролевых компьютерных игр на подростков
ПСИХОЛОГИЯ На втором месте по популярности у юношей стоит игра «World of Warcraft» Мир военного ремесла. Эта многопользовательская ролевая игра представляет собой огромный мир, населенный игроками и существами, управляемыми программой. Игра содержит большое количество ролей, задачи возможностей, что позволяет молодому человеку создать собственного персонажа, выбрать интересующий игрока род занятий и умножать свой внутриигровой капитал, таким образом осуществляя во многом социально полезную и общественно одобряемую деятельность в рамках виртуального мира. Занимающая третье место по популярности игра, которой интересуются исследуемые нами подростки мужского пола, называется «World of Tanks» (Мир танков. Это многопользовательская ролевая игра, сюжет которой связан с тяжелой военной техникой. Сравнивая наиболее популярные игры у девушек и юношей, можно отметить, что сходные игровые продукты обладают высокой степенью популярности у представителей обоих полов.
Характеризуя результаты личностных опросников, прежде всего, следует отметить, что уровень агрессивности и враждебности у всех подростков, чрезмерно увлеченных RPG, выше нормы.
Для корректной обработки данных по результатам методики Опросник для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми выборка была разделена натри группы с низким, средними высоким уровнем увлеченности
RPG. Входе статистического анализа сравнивались данные представителей крайних групп подростков с низкой увлеченностью RPG и подростков с высокой увлеченностью RPG. Для определения достоверности влияния увлеченности RPG на свойства личности испытуемых был применен однофакторный дисперсионный анализ. На основе результатов анализа было установлено, что степень увлеченности ролевыми компьютерными играми достоверно (F > F
кр
, р < 0,05) влияет на следующие личностные характеристики испытуемых: аутоагрессию (чувство вины), обиду, негативизм, агрессивность, враждебность, раздражение, искренность, психотизм
(см. рисунок).
Результаты по шкале «аутоагрессия» показывают, что у подростков с низкой степенью увлеченности RPG аутоагрессия ниже, чем у подростков с высокой степенью увлеченности. Перед активно играющими людьми часто ставятся за- дания, идущие вразрез с их морально-нравственными нормами, что может вы- зывать чувство вины.
Различия по шкале «обида» показывают, что подростки с низкой степенью увлеченности менее обидчивы, чем подростки с высокой степенью увлеченности, в данном случае RPG представляет дополнительный повод обижаться на что-либо или на кого-либо в компьютерной игре.
Показатели по шкале «негативизм» ниже у подростков с низкой степенью ув- леченностью RPG, чем у подростков с высокой степенью увлеченности. Возможно, исполнение в игре главной роли заставляет подростка поверить в собственную
уникальность и ему сложно следовать тем требованиям, которые к нему предъявляет социум. Результаты по шкале агрессивность ниже у подростков с низкой степенью увлеченности RPG, чему подростков с высокой степенью увлеченности. Это подтверждает данные, полученные многими исследователями, и объясняется прежде всего тем, что подобное поведение поощряется механикой виртуального мира. Причиной различия в показателях шкалы враждебности может быть выраженная потребность подростков с высокой степенью увлеченности RPG делить людей в виртуальном мире на своих и чужих и, давая отпор чужим, чувствовать себя героем. Будучи более враждебными, игроки с высокой степенью увлеченности чаще находятся в возбужденном и раздраженном состоянии (шкала раздражения, так как к ним постоянно предъявляются требования быть готовыми к каким-либо важными зачастую опасным действиям.
У игроков с высокой степенью увлеченности RPG показатель искренности ниже. Это может быть обусловлено тем, что многие компьютерные игры моделируют ситуацию предательства. У игрока, который несколько раз испытал на себе предательство в компьютерной игре, будут размыты границы ион будет менее искренне вести себя ив реальной жизни.
Личностные характеристики подростков, увлекающихся RPG
А. С. Алексеева и др. Влияние ролевых компьютерных игр на подростков

120
ПСИХОЛОГИЯ
Проявление более высокого показателя по шкале «психотизм» отмечается у подростков с высокой степенью увлеченностью RPG. Таким образом, для этой группы подростков более характерно асоциальное поведение, вычурность, неадекватность эмоциональных реакций, высокий уровень конфликтности, неконтактность, эгоцентричность, эгоистичность, равнодушие и т. д.
Итак, степень увлеченности RPG влияет на такие личностные особенности подростков, как чувство вины (аутоагрессия) и обиды, негативизм, агрессивность, враждебность, раздражительность, искренность, психотизм. При этом психологический профиль личности подростка, увлеченного RPG, отличается высоким уровнем ауто- и внешней агрессии, обиды, негативизма, враждебности, раздражительности и психотизма, а также низкий уровнем искренности. Дальнейшее исследование данной проблемы может быть направлено на разработку классификации RPG, основанной на идентификации игрока с компьютерным персонажем и изучении влияния степени увлеченности конкретными типами RPG на личностные, мотивационные и эмоционально-волевые особенности современных подростков, с учетом их половозрастных особенностей. Добровидова НА. Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников и студентов с различным уровнем компьютерной игровой активности : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 192 с. Ениколопов С. Н. Массовая коммуникация и проблема насилия Электронный ресурс // Экология и жизнь. URL: http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/25570/ (дата обращения 11.05.2016).
3. Ершова И. А, Чудинов ТА, Пермякова М. Е. Личностные особенности подростков с разными стадиями компьютерной зависимости // Изв. Урал. федер. унта. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 2. С. 91–98.
4. Зыкова О. В. Психологическое влияние компьютерных игр на школьников Электронный ресурс. URL: http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625b2ac78a5d43a88421216d37_0.html дата обращения 18.05.2016).
5. Иванов МС. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2005. 152 с. Кагермазова Л. Ц. Ведущая деятельность в подростковом возрасте Электронный ресурс // Психол. журн. 2004. № 24. URL: http://psyera.ru/4742/vedushchaya-deyatelnost-v-podrostkovom- vozraste (дата обращения 18.05.2016).
7. Рыбалтович Д. Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 182 с. Фомичева Ю. В, Шмелев А. Г, Бурмистров ИВ Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестн. МГУ. Сер. 14 : Психология. 1991. № 3. С. 27–39.
9. Хомерики НС. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет- зависимым поведением : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 151 с.
Статья поступила в редкацию 22.08.2016 г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал