«Влияние наличия и использования домашнего компьютера на успеваемость учащихся»



Скачать 53.39 Kb.
Дата11.02.2017
Размер53.39 Kb.
Просмотров163
Скачиваний0
ТипРеферат

МОУ СОШ с. Мещерское

Научно-практическая конференция

«Старт в науку»

Работа на тему:

«Влияние наличия и использования домашнего компьютера

на успеваемость учащихся».

Автор: Каляпина Татьяна

9 класс

Руководитель: Цыганкова Н.В.

2011-2012 учебный год

Основное содержание


Основное содержание 1

Цель работы стр.2

Влияние компьютера на успеваемость учащихся стр.3-4

Заключение стр.5

Список литературы стр.6

Приложение стр.7-16

Влияние наличия компьютера на успеваемость учащихся.

Почему я выбрала эту тему?

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Актуальность проблемы:

Многие родители стараются, как можно раньше приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. А правительства многих стран заботятся о том, чтобы даже у школьников из малоимущих семей был недорогой компьютер и широкополосный доступ в Интернет. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера оказывает отнюдь не положительный, а отрицательный эффект на школьную успеваемость.

Введение

1.Сегодня в развитых странах компьютер имеется не только практически в каждом доме, но и у каждого третьего ребенка. Большинство родителей приобретает своим детям личный компьютер, еще когда те находятся в первом-втором классе школы, аргументируя это тем, что при помощи компьютера школьники будут легче справляться с домашними заданиями.

Однако, исследования, проведенные английскими учеными в нескольких сотнях семей, где были дети – школьники младших классов, показали, что наличие персонального компьютера как раз негативно сказывается на успеваемости детей
Оказалось, что при наличии компьютера и неконтролируемого времяпрепровождения за ним, многие дети использовали такие программы, как калькулятор и различные Интернет-ресурсы, чтобы делать домашние задания . Также, привычка печатать на компьютере, а не писать от руки, портила почерк школьников, и плохо влияла на их грамотность.

Помимо этого, успеваемость детей падала, поскольку они просто не занимались уроками, предпочитая играть на компьютере, общаться в различных детских чатах, и так далее.

Однако между тем, исследователи отметили, что при родительском контроле, и при правильном выборе учебных и развлекательных программ, компьютер действительно может принести младшим школьникам пользу. В этом случае, работа за компьютером позволит развить память и координацию ребенка, а также его воображение.

22 июля 2011 года Дмитрий Медведев, выступая на совместном заседании президиумов Совета по науке и технологиям обратил внимание на данную проблему не только с точки зрения негатива. Существует достаточно много интересных, добрых, развивающих игр. А в некоторых случаях увлеченность ребенка компьютером и компьютерными играми спасает его от отрицательного воздействия улицы.

Уже сегодня компьютерные и в целом информационные технологии имеют огромное значение в образовательном процессе и, скорее всего, их роль в будущем будет только возрастать.

Каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся? Вот те вопросы, которые мы ставили перед собой при выполнении этой работы. Данные исследования проводились среди учащихся 4-9-х классов МОУ СОШ с. Мещерское



Цель работы

Изучить вопрос о количестве потребителей компьютера среди учащихся среднего звена, о количестве времени, проводимых за компьютером, о влияние компьютерных игр на успеваемость.



Задачи

Исследовать проблему увлеченности школьниками компьютером, обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм, о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиях в играх.

С начала 80-х гг. компьютерные игры становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Высказывается мнение, что занятия с компьютером — это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб», который приобретает игрок, управляя "жизнью" компьютерных персонажей.

Недавнее исследование американских ученых о влиянии домашнего компьютера на успеваемость школьников показало неоднозначность полезности наличия в каждом доме компьютера и доступа в интернет.
Исследования показали, что программы по распространению доступа к домашнему компьютеру могут привести к еще большему разрыву между результатами оценок детей из благоприятных и бедных семей.

Почти каждый ребенок в возрасте от 10 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.

В качестве наиболее распространенных: игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр; логические игры, являются наименее распространенными. Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.

Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; затем идут "боевые" игры, а также игры с элементами насилия.



Отмечается и такая опасность, как «оболванивание» подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия.. Есть данные, согласно которым у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалось значительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой .

В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к создание собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых ученых, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то общения, вызванная компьютером (если она действительно имеет место), представляется наиболее драматичной. Большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком; практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.

Приведенные выше мнения высказываются не только в средствах массовой информации, но и находят поддержку в научном сообществе.

Названные проблемы сделали необходимым исследования, направленные на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.

Эмоциональная сфера и социальные контакты. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены пользователи в возрасте от 10 до 15 лет. Оказалось, что они гораздо чаще играют в компьютерные игры, чаще всего играют в одиночку. Учащиеся, не увлеченные компьютером, чаще посещают кружки, разные массовые мероприятия, выполняют различные поручения.

Интересы. Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература), подростки из «компьютерной» группы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом.

Разумеется, среди игр, которые популярны у подростков, имеются и игры с элементами войны и насилия. Однако утверждение средств массовой информации о предпочтении подростками игр агрессивного содержания следует считать сильным преувеличением.



Структура использования свободного времени в группе компьютерных «фэнов» практически не отличается и в группе сверстников, которые предпочитают другие виды хобби. Не подтверждается также мнение о том, что занятия с компьютером ведут к обособлению игроков, нарушению их социальных контактов: игра с компьютером практически ничем не отличается от других распространенных занятий с точки зрения негативных воздействий на психику подростков. Разумеется, в «компьютерной» группе можно обнаружить отдельных лиц с признаками зависимости или других психопатологических симптомов.

Представление о компьютерных играх как о причинах повышения агрессивности у детей и подростков также кажется во многом спекулятивным. Анализ литературы показал, что большая часть наиболее популярных игр не имеет агрессивного содержания. Таким образом, их возможное влияние на агрессивное поведение подростков следует считать сильно ограниченным. Единственным, достаточно хорошо доказанным фактом остается повышение агрессивности у младших школьников, игравших в компьютерные игры с элементами насилия. Большая же часть авторов сообщает об отсутствии связи агрессивного содержания игр с агрессивностью в поведении пользователей.

Нами было опрошено 85 человек: учащихся 4-9-х классов, в возрасте от 9 до 15 лет. Из них дома компьютер имеют 81 ученик – это92 %. Не имеют компьютер 8%.

Увлеченность играми тоже разнообразная: девочки предпочитают логические игры, рисование, игры-путешествия; мальчики предпочтительно играют в игры, связанные со скоростью, насилием, стрельбой. Контроль со стороны родителей с возрастом ослабевает. Учащихся 4-х классов контролируют чаще во времени, проведенным за компьютером, чем учащихся 6-х классов. Ребята из 4 и 5 класса в большинстве случаев сидят за компьютером положенное время, к 6-му классу время очень возрастает. Хочется отметить,что в выходной день, когда родители могли бы проконтролировать своих детей, время, проведенное за компьютером увеличивается.

Проанализировав успеваемость учащихся, мы пришли к следующему выводу: она тоже понижается с возрастом. Если в 4-х классах она % учащихся, увлеченных компьютером, то



Заключение

Всемирная глобальная сеть, или собственно Интернет, быстро и уверенно захватывает своими невидимыми нитями пространство земного шара. В настоящее время к Интернет подключены сотни миллионов компьютеров, узлов провайдеров, любителей и профессионалов, политиков и журналистов, научных работников и преподавателей, студентов и школьников. Динамично входят в жизнь компьютеры и Интернет, подчиняя себе все новых поклонников.

Стремление к познанию неизвестного, нового и интересного, а то и просто желание отдохнуть, движет молодым поколением в направлении все большей заинтересованности компьютерными играми. И это не удивительно: современный уровень информационных технологий позволяет создавать игры с прекрасной графикой, анимацией и мультимедийными эффектами.

Проблема зависимости от компьютерных игр стала сейчас широко подниматься психологами и педагогами. Разработана целая классификация игр, механизмы образования психологической зависимости от компьютерных игр и динамика формирования игровой зависимости.

На стадии легкой увлеченности человеку начинает нравиться сама игра, компьютерная графика в ней, звук, сам факт имитации реальной жизни. На стадии увлеченности игра принимает систематический характер. Когда игроки становятся «заядлыми», возникает стадия зависимости, происходят изменения в самооценке и самосознании. Последняя стадия характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая продолжительная стадия, которая может длиться всю жизнь.

Проделав эту работу, изучив вопрос о влияние компьютерных игр на успеваемость школьников среднего звена , нам бы хотелось обратиться к родителям:

Контролируйте ваших детей при работе их за компьютером.

Контролируйте время и игры, в которые дети играют.

Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, увлеченность другими хобби, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно, наступает умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности

С данной работой мы планируем выступить на общешкольном собрании и на педагогическом совещании школы.

В ходе работы я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. Работа велась целенаправленная, разными методами и средствами. Я удовлетворена  результатами своей работы.

Мониторинг использования компьютера.



 

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Для каких целей используется компьютер

 

 

 

 

 

для учёбы

80

75

60

74

85

для игр

30

33

40

50

55

 

 

 

 

 

 

для общения

 

24

 

60

45

Игры

Какие игры

Гонки, «Барби», CSS


«Винкс», Sims, Stalker, Perfekt World.

Гонки, стрелялки, Sims, Perfert World

Гонки, стрелялки, аркады

Perfekt

World


Perfekt World, Css

4класс

25%

10%

10%

50%

3%

2%

5класс

15%

41%

19%

15%

5%

5%

6 класс

10%

23%

27%

20%

10%

10%

7 класс

8%

40%

22%

15%

15%

0

8 класс

2%

55%

30%

3%

5%

5%

9 класс

0

10%

5%

5%

20%

60%



Как относятся родители к занятиям на ком.

4класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Положительно, если в меру

30%

40%

50%

60%

20%

40%

Положительно, если для учёбы

70%

60%

50%

40%

80%

60%


Отношение родителей к занятиям на компьютере.

Время, проведенное за компьютером.






4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1,5–2 ч

47

50

30

20

40

0

0,5–1 ч

53

15

0

0

0

8

2,5–3 ч

0

15

40

70

40

16

4–5 ч

0

15

30

0

8

68

6 ч и более

0

5

0

10

12

8

Приложения

1. Анкета

Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов

2.Со скольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а) не может; б) да; в) не знаю

5.Вы кушаете, пьете  чай, готовите  уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.

а) нет; б) да;

7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

10. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр 

список литературы




  1. Статья Воробьевой О.Я. «Влияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся»

  2. Материал из Интернета: Как компьютер влияет на успеваемость школьника.
  3. 3.М. Г. Мур «Факторы, влияющие на успеваемость и неуспеваемость в дистанционном образовании».


  4.         сайт для родителей «Мамина справка»

  5.           WWW.Inopressa. ru.

Уже сегодня компьютерные и в целом информационные технологии имеют огромное значение в образовательном процессе и, скорее всего, их роль в будущем будет только возрастать.

Вместе с тем, как сообщает сайт для родителей «Мамина справка», недавно британские исследователи, проанализировав успеваемость школьников, использующих при выполнении домашних заданий домашний компьютер и не пользующихся им, пришли к выводу, что ПК снижает знания и навыки по правописанию и математике.

Причиной этого, по словам исследователей, является не только то, что компьютер сам исправляет грамматические ошибки, не заставляет детей производить в уме арифметические действия, но и в том, что в ходе выполнения домашнего задания, дети часто отвлекаются на переписку с друзьями, участие в социальных сетях, да и на те же компьютерные игры.

Кстати, отмечу, что данное утверждение совершенно справедливо, и не только в отношении детей, но и нашей фрилансеровской братии. Я тоже раньше писал новые материалы своего блога, не выходя из интернет-браузера, постоянно отвлекаясь на чтение входящей корреспонденции и прочее. Сейчас браузер выключаю и статьи пишу в Word, что заметно повысило продуктивность работы.

Конечно, ученые не дают родителям школьников рекомендаций полностью отказаться от использования их чадом компьютера. Ведь здесь ребенок получает необходимые технические навыки, которые в настоящее время помогают ему быстрее выполнять тестовые работы в школе и помогут в будущей самостоятельной жизни.

Исследование охватило более 600 учеников из 32 шотландских школ, которым было предложено ежедневно играть в компьютерную игру Brain Training, разработанную японским нейробиологом Данди. На этот раз LTS совместно с сотрудниками университета и Инспекции Ее Величества в сфере образования (Her Majesty's Inspectorate of Education) проверили действительность результатов прошлогоднего эксперимента в измененных условиях.

Группа учащихся выполняла различные задания в режиме игры в течение первых 20 минут урока каждый день на протяжении 9 недель. Занятия в контрольной группе проводились более традиционным способом.

Учащиеся прошли тестирование перед началом эксперимента и по его окончании. В результате, выяснилось, что успехи учеников в экспериментальной группе на 50% превосходят достижения контрольной группы. Кроме того, исследователи отметили сокращение времени выполнения теста на 5 минут, улучшение поведения школьников и их способности к концентрации внимания.

Исследование также показало, что менее способные дети достигли лучших результатов, чем отличники. Организаторы эксперимента не обнаружили зависимости результатов от пола учащихся или от наличия игры у них дома. У всех участников эксперимента повысилась самооценка.

Технологический советник LTS Дерек Робертсон заявил, что результаты эксперимента являются первым независимым свидетельством того, что применение развивающих компьютерных игр положительно влияет на успеваемость школьников.

Факторы, влияющие на успеваемость и неуспеваемость в образовании


Кларк, женщина-ученый в области обучения взрослых, говорит: "вероятно, что когда два метода ("медиа") подачи одного и того же материала одним и тем же студентам приносят сходные результаты, причина этого состоит в той общности, которой обладают использованные методы… следует отказаться от убеждения, что методы подачи знаний играют определяющую роль в обучении". (стр. 28, цитируется по: Simonson, Smaldina, Albright & Zvacek, 2000).

Кларк поднимает очень важный вопрос методики преподавания: а именно, что качество преподавания не определяется используемыми технологиями, но скорее той методологией, которую воплощают эти технологии. Однако, утверждение Кларк может быть понято превратно, поскольку она употребляет слово "медиа", она имеет в виду технологию, которая передает знания. Она не употребляет слово "медиа" в смысле, определенном нами выше, а именно: изображение, текст и звук.

Смысл ее слов состоит в том, что, например, взяв учебный текст из курса дистанционного образования, представленный в печатной форме, и разместив его в том же представлении в Internet (то есть, не добавляя внешних или внутренних гиперссылок, никаких других источников, и предполагая, что студенты не пользуются возможностью поиска в тексте, и что в текст не добавляется никаких внедренных видео или аудио клипов или анимации, а также что студенты не используют программное обеспечение для голосового чтения текстов); в этом случае обе технологии дадут совершенно одинаковые результаты, и становится бесспорным тот факт, что сами технологии не влияют на качество обучения.

Как можно видеть из примера выше, конвергенция технологий и растущие возможности цифровых ИКТ осложняют задачу выделения педагогических преимуществ и недостатков отдельных технологий. Именно поэтому мы не сравниваем отдельные технологии в смысле их возможностей по улучшению качества преподавания. Проблема состоит в том, что каждая технология может быть по-разному использована с тем содержимым, которое подается при выбранном методическом подходе. Намного лучше, особенно в эпоху конвергенции, иметь дело с вопросом технологии и соответствующим качеством обучения с точки зрения глубоко обоснованных принципов методологии, а не с точки зрения характеристик конкретных технологий.

Прежде чем мы перейдем к более детальному изучению темы урока, изучите приведенные ниже результаты исследовательского проекта.

Изучение результатов исследования: M. Rangencroft, P. Gilory & T. Ticker (1999), "What is Important to Distance Education Students?". "Journal of Open and Distance Learning", 14 (1), pp. 17 - 24.

Три университета, два в Америке и один в Сингапуре, провели исследование того, что дистанционные студенты считают наиболее важным в курсах, которые они изучают, использовав опросы для сбора информации. Анкета состояла из четырех частей: общая удовлетворенность курсом, причины поступления, учебный материал, оценка знаний. От участников требовалось изложить факторы, которые они считают наиболее важными в ДО, разбив их по приведенным группам.

Результаты исследований показали, что студенты считают наиболее важными следующие факторы:



  • Причины поступления: качественное содержание учебных программ, возможности профессионального и личного совершенствования;

  • Общая удовлетворенность курсом: возможность гибкого обучения;

  • Материал: качество содержания, логическая структура и упорядоченность, удобочитаемость, современность, точная подача материала;

  • Оценка знаний: качественная обратная связь, релевантность заданий, ясность критериев оценки, разумное время ответа, возможность гибко варьировать даты отправки заданий.

Многие родители стараются как можно раньше приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. А правительства многих стран заботятся о том, чтобы даже у школьников из малоимущих семей был недорогой компьютер и широкополосный доступ в Интернет. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера оказывает отнюдь не положительный, а отрицательный эффект на школьную успеваемость.

В масштабном исследовании, проводимом в штате Северная Каролина, приняли участие более 150 тысяч школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Ученые изучили информацию о новоиспеченных владельцах компьютеров и сравнили годовые отметки по основным дисциплинам, таким как чтение и математика, до и после покупки домашнего компьютера. Исследователи также уделили внимание успеваемости подростков, у которых всегда был домашний компьютер и их ровесников, не имеющих доступа к ПК.

Негативный эффект, вызванный доступностью компьютера, был признан «умеренным, но вполне заметным». Также было обнаружено, что наиболее заметное снижение успеваемости наблюдается у детей из бедных и неблагополучных семей, получивших доступ к компьютеру.

Причина такого положения дел вполне ясна. Немногие школьники используют компьютер для решения задачек и поиска в Интернете полезной информации. Большинство подростков предпочитают проводить время на развлекательных сайтах, играть в игры и общаться с друзьями. «Только взрослые люди могут воспринимать компьютер как инструмент для повышения продуктивности труда. Среднестатистический подросток не разделяет эту точку зрения», - считает профессор Джейкоб Вигдор (Jacob Vigdor), один из участников исследовательской группы.

Ученые утверждают, что компьютеры чаще используются «по назначению» в благополучных семьях, в которых родители уделяют достаточное внимание воспитанию своих детей. В свою очередь, подростки из неблагополучных семей чаще бывают предоставлены сами себе, никто не объясняет им, что компьютер можно использовать не только для игр, но и для выполнения домашних заданий.

Исследование охватывает временной период между 2000 и 2005 годами. В эти годы социальные сети, подобные Facebook, еще не получили сильного развития. Если бы изыскания проводились сегодня, их результаты оказались бы еще более удручающими.



В исследовании говорится, что среди прочих названных преимуществ были: доступность образования в удаленных регионах и гибкость обучения. Наиболее важной из названных проблем были задержки при получении ответа на задания.

Совместное исследование, проведенное Университетом Джонс Хопкинса и Стэнфордским Унгиверситетом показало, что успеваемость школьника зависит от того, пользуется ли он телевизором и компьютером. Если телевизор установлен в спальне ребенка, то его оценки, как правило, значительно ниже, чем у его однокашников (просмотр ТВ в общей комнате подобного влияния почему-то не оказывает). И, наоборот, наличие у школьника персонального компьютера заметно повышает его успеваемость.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал