Выражение гендерных характеристик в англоязычном "глянцевом" дискурсе



Скачать 317.44 Kb.
страница1/18
Дата28.10.2016
Размер317.44 Kb.
Просмотров2579
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет -
«Высшая школа экономики»

Факультет медиакоммуникаций

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему:



Выражение гендерных характеристик в англоязычном "глянцевом" дискурсе
(на примере американской версии журнала Vogue)

Студентка группы № 445

Павлюченко Юлия Андреевна

Научный руководитель:

Кандидат филологических наук

Плисецкая Анна Дмитриевна

Москва, 2013

Оглавление


Введение 3

Глава 1Становление понятий «гендер» и «пол» 5

1.1Развитие гендерных исследований в лингвистике 7

1.2Феминистская лингвистика 10

1.3Критика и успехи феминистской лингвистики 15

1.4Мужской и женский коммуникативные стили 17

1.5Женщины и мужчины в диалоге 19

1.6Дискурс 24

1.7Дискур - анализ 26

1.8Картина мира 30

Глава 2Vogue magazine 32

2.1Общая характеристика журнала Vogue 32

2.2Контент 33

2.3Редакторы Vogue 34

2.4Бумажная и online версии журнала Vogue 37

2.5Гендерный дискурс в СМИ 41

2.6Конструирование женственности в Vogue 41

Глава 3Выражение гендерных характеристик в Vogue 45

3.1Способы репрезентации гендерной лексики в Vogue 45

3.2Женские сферы интересов (women’s fields) 46

3.3Аффективные прилагательные, существительные и глаголы
(empty adjectives, nouns and verbs) 49

3.4Композиты (compounds) 52

3.5Интенсификаторы (intensifiers) 56

3.6Смягчение категоричности (hedges) 58

3.7Вежливые формы (polite forms) 59

3.8Детализированное обозначение цветов


(connotations of colours) 60

3.9Процентное выражение гендерно маркированной лексики в Vogue 61

3.9.1Корреляция параметров «женского языка» 64

3.9.2Процентное выражение гендерно маркированной лексики в других глянцевых журналах: GQ, National Geographic 65

3.9.3Мир глазами Vogue 70

Заключение 73

Литература и сокращения 76

Приложение 1 Корреляция параметров «женского языка» 79

Приложение 2 Данные 80

Vogue 80


QG 86

National Geographic 88




Введение


Тема данного исследования - Выражение гендерных характеристик в англоязычном "глянцевом" дискурсе (на примере американской версии журнала Vogue). Работа находится на стыке лингвистики и медиаисследований.

В рамках исследования были изучены способы выражения гендера в англоязычном Vogue. В качестве основного теоретического подхода выбрана теория «женского языка» Робин Лакофф. При анализе полученных данных была использована компьютерная программа IBM SPSS Statistics.



Актуальность данной работы обуславливается тем, что гендерные характеристики «модного» дискурса пока довольно слабо изучены.

Объект: англоязычные глянцевые СМИ

Предмет: гендерные характеристики (на примере американской версии журнала Vogue)

Данная тема была выбрана для исследования, поскольку гендерный аспект позволяет по-иному взглянуть на глянцевые СМИ и интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации. Интересно посмотреть, как и зачем глянцевые СМИ используют гендерно маркированный язык.

В качестве гипотезы данного исследования было выдвинуто предположение о том, журнал Vogue написан «женским языком», который обладает особыми чертами и конструирует определенный образ женщины. Исследование проводилось на примере американской online версии журнала Vogue.

Цель данного исследования: Выявить специфические черты образа мира, представленные в американском глянцевом дискурсе (на примере американской версии журнала Vogue)

Данная цель подразумевает реализацию следующих задач:


  1. Проанализировать публикации журнала Vogue, выявить основные понятия модного дискурса.

  2. Проанализировать язык моды и посмотреть на выражение гендерных характеристик, опираясь на теорию Робин Лакофф.

  3. Построить диаграмму, отражающую процентное выражение гендерно маркированной лексики в журнале.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Контент-анализ


  • Количественный (посчитать, сколько слов и сочетаний входят в определенную категорию гендерной классификации, разработанную Р.Лакофф.
    (70 статей, общее количество слов – 47831)

  • Качественный
    (лексико-стилистический анализ публикаций)

2. Статистический анализ данных компьютерной программой IBM SPSS Statistics

3. Критический дискурс-анализ (выявить картину мира, представленную в журнале)


Степень разработанности темы

Тема гендера хорошо разработана, но не была широко применена к исследованию глянца.


Глава 1Становление понятий «гендер» и «пол»

В языках мира есть символы, символизирующие женское и мужское начало: инь и ян; Солнце, Огонь, светлое и темное — активное и пассивное, дающее и принимающее. Таким образом, традиция разделения роли в зависимости от пола начинается в древнекитайской философии. В лингвистической науке пол стал осмысливаться еще в античности. В то время принималась гипотеза, согласно которой грамматический род (gender) возник под влиянием природной данности – пола (sexus) (Токарева, 2006.С. 58).

Е.Н Токарева говорит о том, что серьезное открытие в исследовании гендерного фактора в языке произошло в 17 веке, когда ученые, анализируя первобытные «экзотические» языки, обнаружили в них разделение языка на «мужской» и «женский» При этом мужской вариант рассматривали как «собственно язык», а женский как отклонение от него (Токарева, 2006.С. 59). Важно отметить, что учитывался только биологический фактор говорящего, а образование, возраст, культурный аспект не принимались во внимание.

Е.Н Токарева в диссертации «Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе» приводит работу Маутнера (1913), посвящённую критике языка, поскольку интерес к гендерным аспектам языка возрос во многом благодаря ей. В этой работе Маутнер говорит о гендерных различиях в языке и обосновывает их социальными и историческими причинами. В ходе исследования мужского и женского речевого поведения, он заключил, что женщины стремятся чаще использовать иностранные слова, поскольку менее образованы. Маутнер полагает, что только мужчины могут использовать язык творчески, в то время, как женщины могут лишь усваивать создаваемый мужчинами язык (Токарева, 2006.С.59).

Исследователи изучали два основных вопроса: как говорят женщины и мужчины и как говорят о женщинах и мужчинах. Акцент ставился на том, что можно узнать о гендере, используя лингвистические методы анализа.

Понятие «гендер» стало активно использоваться на Западе в конце 60-х начале 70-х годов 20 века и применялось в истории, историографии, социологии, психологии, а в 80-е годы и в лингвистике. Интерес к гендеру был связан с изменением «научной парадигмы в гуманитарных науках под влиянием постмодернизма» (Кирилина, Томская, 2005). Происходит отказ от объективной истины, повышается интерес к субъективному, частному, развиваются новые теории личности (теория социального конструктивизма). Все это приводит к тому, что принципы научного изучения категорий возраста, пола, этничности, которые рассматривались как биологически детерминированные, пересматриваются (Кирилина, Томская, 2005).

В науку понятие «гендер» было введено, чтобы разграничить пол биологический (sexus) и социальный (gender). Е.Н.Токарева полагает, что социологи и философы первыми обратили внимание на проблему разграничения пола и гендера (Токарева, 2006.С. 62).

Биологический пол – конкретное анатомическое строение индивида. Понятие «социальный пол» в науке получило название «гендер». В современном понимании гендер – это не биологическая характеристика человека, не принадлежность к мужскому или женскому полу. «Гендер отражает процесс и результат «встраивания» в социально и культурно обусловленную модель мужественности или женственности, принятую в данном обществе на определенном историческом этапе» (Гриценко, 2005.С. 6).

«Гендер -- это большой комплекс социальных и психологических процессов, а также культурных установок, порожденных обществом и воздействующих на поведение национальной языковой личности» (Маслова, 2001.С. 102). Таким образом, гендер акцентирует социально-культурный, а не природный аспект пола.

В гендере переплетаются культурные, психологические и социальные аспекты, поэтому он представляет интерес не только для философов и социологов, но и для представителей целого ряда наук, в том числе лингвистов (Маслова, 2001.С. 102).

Исследование гендера позволяет исследовать феномен мужественности и женственности не как нечто данное природой и поэтому неизменное, а как продукт развития общества, который поддается социальному моделированию.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал