Виноградов алексей Юрьевич Образ Русской православной церкви в современной российской телекинодокументалистике Профиль магистратуры − «Документальный фильм: творчество и технологии»



Скачать 181.19 Kb.
страница1/11
Дата12.02.2017
Размер181.19 Kb.
Просмотров707
Скачиваний0
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Факультет журналистики


На правах рукописи

ВИНОГРАДОВ Алексей Юрьевич

Образ Русской православной церкви в современной российской телекинодокументалистике

Профиль магистратуры − «Документальный фильм: творчество и технологии»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Научный руководитель −

к. филол. наук,

доцент Е. П. Почкай


Вх. № _______ от ____________________

Секретарь ГАК ______________________


Санкт-Петербург

2015

Содержание




Введение 3

Глава I. Составляющие образа Русской православной церкви 7

1.1.Понятие образа в современном гуманитарном знании 7

1.2.Русская православная церковь: многозначность понятия 11

Глава II. Историко-культурологические документальные фильмы в формировании образа РПЦ 19

2.1. Экклесиологический аспект в документальных фильмах: исторический ракурс 19

2.1.1. Образы апостолов 19

2.1.2.Документальные фильмы о первосвятителях России 22

2.1.3.Русские святые как идеал для подражания 24

2.2. Исторические документальные сериалы: разность подходов к истории РПЦ 32

2.3. Культурологический аспект в документальных фильмах: праздники, традиции, искусство 37

Глава III. Экклесиологический аспект в документальных фильмах: современный ракурс 43

3.1.Особенности деятельности современных священнослужителей 43

3.1.1. Особый крест патриаршества 43

3.1.2. Образы священников 48

3.2. Образы монахов и монашеской жизни 52

3.3. Образ мирян 58

3.4. Фильм-беседа как жанр документального фильма на религиозную тематику на примере авторского проекта 61

По результатам этого опроса было выделено пять наиболее популярных характеристик существующего образа Церкви: 67

Заключение 68

Список использованной литературы 72

Приложение 1 81




Введение


Актуальность исследования. Необходимость изучения присутствия Русской православной церкви в современном российском медиапространстве становится с каждым годом все острее. Менее четверти века прошло с тех пор, как церковь была легализована в общественной сфере России, полтора десятилетия назад священнослужители стали участвовать в публичной дискуссии, а в последние пять лет количество информационных поводов со стороны Русской православной церкви резко увеличилось.

Естественно за такой небольшой промежуток времени современная медиа наука еще не успела достаточно подробно изучить такое понятие как «Русская православная церковь». Большое количество смыслов, вкладываемых в данное понятие (это и религиозная организация, и сообщество верующих, и сложная иерархическая структура) порождает трудности в объективном представлении РПЦ журналистами. Вследствие этого, мы можем встретиться с искаженным образом церкви в продуктах журналистского творчества.

От того, каким будет образ Русской православной церкви, будет зависеть и успешность проведения главной миссии Церкви – миссионерской, в этой связи, православным журналистам стоит обратить особое внимание на создание адекватного образа Церкви в современных СМИ, в том числе и в сегменте документального кино. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл «информационная деятельность сегодня становится для Церкви не внешней, но очень важной внутренней частью церковной работы. Информационное общество сейчас с легкостью проникает в церковную ограду. Не существует больше никаких стен, — ни городских, ни монастырских, ни приходских — которые могли бы оградить церковное общество от проникновения информации, существующей в обществе светском. И это является, как принято сейчас говорить, сильным вызовом»1.

Образ РПЦ изучался рядом исследователей. Наиболее интересными проектами можно считать всероссийский репрезентативный опрос 1500 россиян и анкетирование 135 участников фестиваля православных СМИ «Вера и слово» на тему восприятия существующего и желаемого образа Русской православной церкви, проведенный в 2012 году2, а также исследование священника Владимира Вигилянского «Образ церкви в светской печати» (2007)3. Однако документальные фильмы с точки зрения изучения этого феномена не исследовались.



Объект исследования – фильмы российских документалистов, посвященные Русской православной церкви и православию в России, в том числе и авторская творческая работа.

Предмет исследования – семантические составляющие образа РПЦ в данных работах.

Цель работы – определение сущностных характеристик образа Русской православной церкви в документальных фильмах.

Задачи исследования:

1. дефинировать образно-понятийный конструкт «Русская православная церковь»;

2. типологизировать российские документальные фильмы о Русской православной церкви и православии;

3. выделить составляющие образа РПЦ в современной телекинодокументалистике;

4. создать авторский проект, описать в диссертации организационно-творческие этапы работы над авторским фильмом.

Теоретико-методологическая база. Исследование носит междисциплинарный характер, автором использовались научные работы различных дисциплин. В дефиниции образно-понятийного конструкта «Русская православная церковь» автор опирался на Евангелие, труды богословов и выступления церковных деятелей А.И. Осипова, В.Р. Легойды. Использованы были также книги и статьи по теории православной журналистики. О.В.Бакина, А.Н.Тепляшина, Т.Н.Иванова разделяли православную журналистику на церковную журналистику и светскую журналистику православной тематики, что позволило в исследовании производить сопоставительный анализ документальных фильмов этих двух типов теледокументалистики. Современное положение дел в православной журналистике охарактеризовано в исследованиях А. Н. Кашеварова, С. Н. Ильченко, в экспертном интервью с главой пресс-службы Санкт-Петербургской епархии иереем Алексеем Волчковым. Проанализированы были также научные работы по имиджеологии: И. С. Смирнова, В. М. Шепель, А. П. Короченского, В. И. Мироненко и др.

Серьезной теоретической и методологической базой в анализе документальной продукции стали искусствоведческие и культурологические исследования по теории документального кино. Непосредственно православному кинематографическому творчеству посвящена докторская диссертация Ю. П. Тюрина «Российская история и духовные традиции в контексте кинематографического творчества», что позволило автору опираться на нее в разделе диссертации, посвященному исторической тематике. При анализе методов и приемов выразительности кино-теледокументалистов, а также в работе над собственным фильмом автор использовал исследования В. Ф. Познина, А. А. Пронина, Е.А. Мансковой, С. В. Сычева, М. Н. Ермишевой, С. А. Муратова, С. Е. Медынского и др.



Эмпирическая база – документальные фильмы российских режиссеров и журналистов, посвященные теме православия и Русской православной церкви в период с 1990 по 2015 годы, в том числе авторский проект. В целом автором просмотрено 140 фильмов, непосредственно проанализировано в диссертации – 90. Анализ 46 фильмов проводился на содержательно-тематическом уровне, 44 фильма рассмотрены более подробно, помимо содержания проанализирована композиционная структура, система выразительных средств, выявлены особые авторские приемы подачи информации.

Научную новизну диссертации составляет попытка типологизации документальных фильмов на православную тематику, выявление приемов и методов, используемых в них документалистами.



Методы исследования: исторический, искусствоведческий, сравнительный анализ, метод типологизации, а также экспертное интервью.

Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются такие понятия как образ, имидж, обозначаются составляющие образа РПЦ, во второй и третьей главах производится анализ этих составляющих в творчестве документалистов. Последний параграф третьей главы посвящен описанию и анализу творческих этапов работы над авторским фильмом «Задушевные беседы».


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал