В. Михайлова основная общеобразовательная программа дошкольного образования



Скачать 440.98 Kb.
страница1/15
Дата28.10.2016
Размер440.98 Kb.
Просмотров3249
Скачиваний0
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Принято Утверждаю:

На педагогическом совете Директор ЧОУ «СПбМшМ»

Протокол № 1 от 31.08.2015 г Приказ № 15-лна от 31.08.2015 г

________________ В. В. Михайлова



ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Частного общеобразовательного учреждения



«Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой»

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

г. Санкт-Петербург

2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение

3

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ




1.1

Пояснительная записка

4

1.1.1.

Методическое обеспечение программы

4

1.1.2.

Цели и задачи Программы

4

1.1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.4

Основы педагогической системы Марии Монтессори

7

1.1.5.

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

9

1.2.

Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы

19

1.3.

Глоссарий

20

1.4.

Система оценки качества реализации программ дошкольного образования

29

II

Содержательный раздел

31

2.1.

Основные концептуальные положения и психолого-педагогические принципы системы Монтессори

31

2.2.

Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям

35

2.2.1

Основные направления образовательной работы с детьми разных возрастных периодов в специально подготовленной среде

35

2.2.2.

Виды деятельности детей дошкольного возраста и организация развивающей предметно-пространственной среды

37

2.2.3

Содержание образовательной области Социально-коммуникативное развитие

46

2.3.2.

Содержание образовательной области Познавательное развитие

55

2.3.3.

Содержание образовательной области Речевое развитие

83

2.3.4.

Содержание образовательной области Художественно-эстетическое развитие

93

2.3.5.

Содержание образовательной области Физическое развитие

101

2.4.

Описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

105

2.4.1.

Адаптация ребенка к дошкольной группе. Взаимодействие с другими детьми

105

2.4.2.

Взаимодействие детей со взрослыми . Система отношений ребёнка к миру, к другим людям

106

2.4.3.

Формы работы в разновозрастной дошкольной группе

107

2.4.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы, становления личностного своеобразия детей

109

2.4.5

Формирование детско-взрослых дружественных сообществ вокруг дошкольных групп. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

110

2.5.

Система оценки качества реализации программ дошкольного образования ЧОУ СПб МшМ

111

2.5.1.

Дневник включенного педагогического наблюдения

111

2.5.2.

Портфолио детских работ

112

2.5.3.

Индивидуальная карта достижений ребенка

113

2.5.4

Оценка качества работы детского сада




III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .....................................................................................

126

3.1.

Психолого-педагогические условия реализации Программы

126

3.2

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды разновозрастных групп

127

3.3.

Кадровые условия реализации Программы

133

3.4.

Материально-техническое обеспечение Программы

135

3.5

Финансовые условия реализации программы

136

3.6.

Планирование

136

3.6.1.

Режим дня

136

3.6.2.

Учебный план, формы работы детей и годовой учебный график

139

3.6.3.

Особенности планирования педагогической работы по Программе

142

3.6.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

144

3.4

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

146

3.5

Перечень учебно-методической литературы.

147


Введение

Целевой раздел Программы включает Пояснительную записку и описание планируемых результатов работы по Программе.

В Пояснительной записке излагаются философские и психолого-педагогические основы педагогической системы Марии Монтессори, раскрываются цели и задачи реализации Программы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам определены планируемые результаты освоения Программы. Как ориентир приводится карта возможных достижений выпускника детского сада, работающего по системе Монтессори, с учетом индивидуальных возможностей детей.

Раздел сопровождается Глоссарием, раскрывающим смысл специальных терминов и понятий, используемых в Программе.

В содержательном разделе Программы обозначаются основные концептуальные положения и психолого-педагогические принципы системы Монтессори. Описывается образовательная деятельность по пяти ведущим направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. Выделены основные формы, методы и средства работы, а также система мониторинга, являющаяся неотъемлемой частью педагогического наблюдения за жизнедеятельностью детей, которое осуществляется для учета динамики развития детей, осознанной деятельности педагога по внесению возможных изменений в развивающую среду и характер взаимоотношений с детьми.

Представлены способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; описывается уклад детского сада и формирование детско-взрослых дружественных сообществ вокруг групп как раннего возраста, так и дошкольных.

В организационном разделе подробно описаны условия реализации Программы.

В составе организационно-педагогических условий описаны:

- режимы дня для групп детей дошкольного возраста;

- учебный план и особенности планирования педагогической работы по Программе, в частности, выделено проведение традиционных событий, праздников, других мероприятий;

- особенности организации среды разновозрастных групп.

В характеристике педагога перечислены специальные компетенции сотрудников детского сада.

В описании материально-технического обеспечения Программы представлен список средств обучения и воспитания.

В организационном разделе также представлены методические материалы к Программе, включающие:


  • перечень нормативных документов;

  • учебно-методические материалы к Программе (список литературы).

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Методическое обеспечение программы

Настоящая Основная образовательная программа дошкольного образования Частного общеобразовательного учреждения «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой» (далее – Программа) составлена на основании следующих нормативных актов:



  • Федерального Закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

Программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) на базе авторской Образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» авторы: Е.А.Хилтунен, О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова (рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию в области педагогических кадров Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол № 2 от 2 декабря 2014 года заседания Президиума УМО).

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Детский сад Частного общеобразовательного учреждения «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой» (далее – детский сад) рассчитан на 80 воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет, занимающихся в 4 группах, две группы по 9 часов 5 раз в неделю, две группы по 5 часов 4 раза в неделю.

1.1.2. Цели и задачи Программы

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.



Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки детей и условий для их успешной социализации и индивидуализации, обеспечивает вариативность содержания в зависимости от конкретной группы детей, максимального учёта индивидуальных потребностей и возможностей ребёнка, а также преемственность программ основного образования. В системе Марии Монтессори объединяются в один процесс присмотр и уход за детьми, их образование и обучение, которые осуществляются в ежедневной и ежечасной педагогической деятельности. В зависимости от возраста ребенка, доля и степень важности каждого из этих элементов варьируются. Акценты могут смещаться в каждой конкретной ситуации.

Основная цель работы педагогического коллектива ЧОУ «СПБМшМ» по Программе — создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе через создание развивающей предметно-пространственной среды и социальных ситуаций, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей: общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность и другие формы активности.

Задачами педагогического коллектива детского сада ЧОУ «СПБМшМ» при реализации Программы:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;

  • предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;

  • поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;

  • формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;

  • формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности. Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуется педагогический коллектив ЧОУ СПб МшМ в соответствии с требованиями ФГОС и социальным заказом родителей и общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы формирования Программы:



  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество детского сада с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей;

  • индивидуализация дошкольного образования;

  • развивающее вариативное образование;

  • полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей;

  • инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в первой половине XX в. итальянским ученым, педагогом и психологом Марией Монтессори. В России первый детский сад по системе Монтессори был открыт в 1913 году русской учительницей и ученой Юлией Ивановной Фаусек. А с 1991 года в нашей стране начала развертываться новая волна детских дошкольных и начальных школьных организаций, продолжающих эту традицию. В настоящее время в России их насчитывается более 2000. Мария Монтессори называла свою педагогику научной, то есть опирающейся на достижения экспериментальной науки ее времени. Следуя этой традиции, современные детские сады по системе Монтессори, возникнув в новых социокультурных условиях, вобрали в себя достижения науки и культуры конца ХХ века, особенно в области психологии и педагогики, сохранив свою гуманистическую направленность, конструктивистский и со-конструктивистский подход к образованию детей.

1.1.4. Основы педагогической системы Марии Монтессори

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в специально подготовленной предметной развивающей среде. Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы (термин Монтессори).

Понятие педагогическая система означает единство и целостность монтессори-педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах.

Философский аспект системы

Мария Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – впитывающим разумом, строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.

Психологический аспект системы

Следуя идеям природосообразности развития детей, Мария Монтессори предложила собственную возрастную периодизацию. Особо она выделяла период от рождения до 6 лет ― годы проживания ребенком основных сенситивных фаз: период развития чувств, движений, языка; период порядка и интереса к мелким предметам, а также освоения социального поведения.

Педагогический аспект системы

Монтессори-педагоги (далее — педагоги) придерживаются гуманистической концепции в образовании, главным положением которой является защита достоинства личности детей, признание их прав на естественное развитие и свободное проявление своих способностей. Они осознают врожденное стремление ребенка к независимости (автономности) и в то же время потребность детей в принятии и поддержке со стороны взрослых. Педагоги выстраивают открытые и доверительные отношения с детьми и целенаправленно формируют культуру дружественных и доброжелательных отношений между детьми, детьми и взрослыми.

Педагоги отступают на второй план, поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии со специально подготовленной средой развития. Задачами педагога являются создание специально подготовленной среды, организация свободной работы детей в этой среде и исследование течения их жизни в группе.

В основу специально подготовленной среды для детей дошкольного возраста входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Эти материалы почти 100 лет назад были адаптированы к социокультурным особенностям России Ю.И. Фаусек и позднее другими российскими педагогами. Исследовательский характер работы современного педагога требует постоянного совершенствования сред развития в ответ на индивидуальные запросы детей. Таким образом, современные педагоги создают авторские дидактические материалы, опираясь на критерии, предложенные Марией Монтессори.

1.1.5. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Дети раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого) беспомощного существа стать личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь, это особая форма сознания — «впитывающий разум» и сенситивные периоды восприятия мира. Задача взрослого — создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно.

Дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) в детском саду  по системе Монтессори

Главной возрастной задачей ребенка от 3 до 6 лет, по образному выражению Марии Монтессори, является «строительство самого себя». Именно в это время протекают все сенситивные периоды его развития. На основе развивающегося умения правильно пользоваться органами чувств, речью и движениями происходит внутреннее накопление ясных представлений о мире и постепенно формируются обобщенные понятия. Выучившись в этом возрасте управлять собой, ребенок выстраивает механизм мышления, самой сложной формы человеческой деятельности.

В дошкольном возрасте дети приобретают важные для жизни навыки:

- коммуникативные (конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, владение устной речью как средством общения);

- двигательные (ходьба, бег, прыжки, лазанье, катание на самокате, санках, велосипеде, участие в спортивных играх);

- познавательно-исследовательские (исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними);

- навыки самообслуживания и заботы об окружающей среде;

- навыки восприятия художественного текста;

- навыки творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной и навыков конструирования);

- навыки игровой деятельности.

Также происходит приобретение таких качеств, как:

- овладение основными культурными способами деятельности;

- инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности;

- умение выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, способы деятельности;

- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

- чувство собственного достоинства;

- взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;

- адекватное проявление своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умение разрешать конфликты;

- воображение, которое реализуется в разных видах деятельности;

- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- развитие физических качеств;

- способность к волевым усилиям;

- следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- любознательность, самостоятельность в объяснении разных явлений.

При реализации Программы педагогический коллектив учитывает общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для возрастного периода дошкольного возраста, качественно описанные в Примерной основной образовательной программы дошкольного образования:




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал