Управление учреждением среднего профессионального



Скачать 113.22 Kb.
Pdf просмотр
Дата14.02.2017
Размер113.22 Kb.
Просмотров140
Скачиваний0

УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СИМУЛЯТОР
МОСКВА 2014

3
О проекте 4
Подходы и технологии 5
Что такое «компьютерный симулятор»
5
Игровой процесс
6
Образовательные результаты
8
Провести симулятор легко 9
Описание компьютерного симулятора 10
Разделы интерфейсов симулятора
12
Критерии сравнения команд
18
Ваши дальнейшие шаги
19
Международный семинар по апробации компьютерного
симулятора «Managing TVET Institution» 20
Для заметок 22
Контактная информация 23
Оглавление

4
О проекте
Интерактивный курс «Managing the TVET-institution» был разработан под эгидой Меж- дународной Организации Труда (ILO) и Московской школы управления СКОЛКОВО с целью повышения качества управления в секторе среднего профессионального образования (СПО). Страны, занима- ющиеся развитием своих систем СПО, смогут повысить свои навыки и по-дру- гому взглянуть на управление совре- менным учреждением.
Большинство стран управляют огромным числом учреждений СПО, что потребляет значительную долю их бюджетов. Важность темы также связана с тем, что все боль- ше и больше система СПО требует от администраторов высочайшей квалифика- ции, и в тоже время наблюдается сокращение финансирования.
Практика показывает, что эффектив- ное с точки зрения расходов, гибкое и быстро подстраивающее к измене- ниям рынка труда образовательное учреждение, может быть выстроено только с передачей её менеджменту достаточной автономии. Это в свою очередь требует от администрации уч- реждений, наблюдательных советов, работодателей и органов государственного управления, чтобы они знали что де- лать и как им достигнуть их долгосрочных целей в построении современной систе- мы учреждений СПО.
Интерактивный курс
на базе компьютерного
симулятора
Целевая аудитория:
менеджеры систем
TVET стран участников
проекта (директора
учреждений, представители
налюдательных
советов и т. д.)

5
Подходы и технологии
Что такое «компьютерный симулятор»
Компьютерные симуляторы являются одной из форм современных образовательных технологий.
В основе имитационной системы симулятора лежит модель той или иной сферы деятельности.
Все участники мероприятия распределяются по игровым командам. Для того чтобы быстро и эффек- тивно принимать управленческие решения, игрокам необходимо распределить зоны ответственности между участниками. Данная форма организации работ способствует освоению навыков работы в команде, делегирования полномочий и т.д.
Участники мероприятия занимают позицию руководства учреждения. Используя управленческую отчетность, они должны провести анализ ситуации и принять реше- ния. В компьютерном симуляторе, этот процесс подразумевает интенсивную управ- ленческую работу. Участникам необходимо проанализировать порядка 500 от- четных параметров и принять не менее 200 решений. Кейсы и задачи, с которыми сталкиваются участники в симуляторе, взяты из реальной управленческой практики.
Реалистичность и динамичность игровых ситуаций обеспечивают активное вовле- чение участников в игровой процесс и создают условия для тренировки и освоения управленческих компетенций. По окончании игры проводится разбор полученных результатов, эффективных и ошибочных решений.

6
Игровой процесс
Игровой процесс разделен на раунды. Мероприятие включает в себя несколько этапов.
Принятие решений в компьютерном симуляторе
Взаимодействие с компьютерной моделью осуществляется посредством игровых ин- терфейсов:

форм принятия решений;

аналитических отчетов;

интерактивных карт;

аналитических графиков.
Доступные и понятные интерфейсные фор- мы обеспечивают быстрое и эффективное погружение игроков в игровую среду, обе- спечивают высокую игровую динамику.
Пример экранных форм компьютерного симулятора
1.

7
Пленарные выступления
команд
На данном этапе игроки готовят презен- тации по результатам раунда и делают на доклады перед своими коллегами и приглашенными экспертами.
Итоговый разбор результатов
игры
Важной составляющей образовательного мероприятия является итоговый анализ игры, во время которого организаторы разбирают действия команд и производят демонстрацию достигнутых результатов. Этот этап проходит в форме пленума, уча- стие в котором, помимо организаторов и игроков, принимают эксперты.
Интерфейсы для сравнения игровых команд
2.
3.

8
Образовательные результаты
Компьютерный симулятор «Managing the TVET institution» направлен на достижение нескольких групп образовательных результатов.

Получение целостного представления об устройстве учреждения
СПО
(отражение текущей ситуации и проблематики учреждений СПО)

Тренировка осуществления изменений на уровне учреждений
в рамках существующих возможностей
(тренировка принятия решений в изменяющейся среде: разработка портфолио образовательных программ, эф- фективное управление ресурсами и пр.)

Демонстрация лучших практик и кейсов на уровне учреждения
и всей системы СПО
(демонстрация эффективных моделей построения пар- тнерских отношений, организация приносящей доход деятельности, прогноз по- требностей рынка труда и др.)

Формирование представлений о ведущих трендах и изменениях
(G20, policy advises и др. источники)

Тренировка управленческих навыков
(анализ и планирование, тактика и стратегия, делегирование и функционализация, работа в команде и системное видение)

9
Провести симулятор легко

10
Описание компьютерного симулятора
Вы занимаете позицию руководителя учреждения профессионального образования.
Вашими основными задачами будут:

Анализ ситуации на рынке труда
Вам необходимо провести анализ текущей потребности работодателей и потре- бителей образовательных услуг, а также глобальных и локальных трендов в системе профессионального образования региона.

Вывод новых продуктов на рынок образовательных услуг
Вам потребуется разработать портфолио образовательных программ. Для создания новой программы вам необходимо будет пройти 10 шагов: выбор типа обр.програм- мы, методик разработки, формы обучения и финансирования, определение набора учащихся и т.д.

Модификация основных и обеспечивающих процессов в учреждении
Новые образовательные программы потребуют от вас принятия решений в обеспе- чивающих процессах, таких как кадровое обеспечение, МТБ, инфраструктура уч- реждения, организация хозяйственной деятельности и т.д.

Выстраивание партнерских отношений
Вам предстоит осуществить процедуры по организации партнерских отношений с внешними позициями: бизнесом, государственными структурами и т.д.
Но в конечном итоге вашей основной задачей является разработка портфолио обра- зовательных программ (в соответствии с требованиями рынка труда) и обеспечение их эффективной реализации.
Кампус вашего образовательного учреждения

11
При разработке портфолио образовательных программ, вам необходимо учитывать:

потребности населения (взрослые и выпускники школ) и их пожелания.

потребности рынка труда, который в симуляторе представлен тремя направлениями: крупный бизнес, малый и средний бизнес и некоммерческий сектор. Каждое направ- ление характеризуется нехваткой (или избытком) персонала и спросом на перепод- готовку кадров.

деятельность конкурирующих учреждений СПО, которые так же как и вы, занима- ются разработкой новых образовательных программ, а следовательно конкурируют с вами за абитуриентов, финансовое и ресурсное обеспечение и т.д.

особенности государственной политики (приоритетные сектора, нормативные огра- ничения и т.д.)
Схема устройства симулятора

12
Разделы интерфейсов симулятора
Интерфейсные формы в симуляторе разделены на 3 основных блока:
основная
деятельность, обеспечивающие процессы и общая аналитическая ин-
формация.
Основная деятельность
1. Аналитика
В аспекте Аналитика вам необходимо проанализировать ситуацию с подготовкой кадров в регионе и понять, в каких секторах экономики целесообразно создавать образовательные программы.
Также вы должны принимать во внимание государственную политику на уровне ре- гиона. Например, какие сектора экономики будут приоритетными для региона в бли- жайшие несколько лет, а какие — нет.
На начало игры большая часть информации, относящаяся к пожеланиям населения и спросу со стороны рынка труда, недоступна, т.к. предполагает проведение опросов и аналитических исследований. Вы можете провести их самостоятельно или восполь- зоваться помощью независимых аналитических агентств и международных партнеров.
Часть данных может быть предоставлена безвозмездно гос. организациями и пар- тнерами.
Принципиальная схема устройства аналитики

13
2. Разработка образовательных программ
Ваша конкурентоспособность на рынке образовательных услуг определяется пре- имущественно качеством имеющихся у вас образовательных программ: современ- ностью используемых в программах технологий, использованием новейшего обору- дования, соответствием общепринятым мировым стандартам и проч.
Для того чтобы образовательная программа была актуальной и пользовалась спро- сом среди абитуриентов, необходимо постоянно проводить аналитику потребно- стей населения и ситуации на рынке труда.
Разработка новой образовательной программы подразумевает последовательное прохождение 10 шагов:
1. Определение типа программы
Это может быть
программа проф. подготовки, ориентированная в первую очередь на выпускников школ,
программа быстрой переподготовки персо-
нала, или спец. программа, направленная на решение нестандартных ситуа- ций в регионе.
2. Выбор направления экономики и конкретного сектора в нем
Образовательные программы могут создаваться в различных направлениях де- ятельности
(крупный бизнес, малый и средний бизнес, некоммерческий
сектор). Каждое из направлений содержит 3 сектора. При принятии реше- ния необходимо учитывать, что сектора экономики отличаются спросом населе- ния и работодателей, наличием различных стандартов (национальных, профес- сиональных, WS), экономическими характеристиками (стоимость оборудования, величина нормативов) и др.
3. Выбор стандарта и методики подготовки
На этом шаге необходимо
выбрать один из 3 стандартов разработки (каждый стандарт предъявляет требования к содержанию программы) и
одну из 2 методик.
4. Выбор варианта организации практической подготовки студентов
На данном шаге нужно принять решения по выбору модели организации практи- ки (
стажировка или обучение на рабочем месте). Выбранная модель влияет на такие параметры как: привлекательность для бизнеса, трудоустройство вы- пускников, квалификацию выпускников и т.д.
5. Содержание образовательной программы
На этом шаге необходимо задать основные характеристики программы:
набор
получаемых на ней компетенций (учитывая национальный стандарт и требо- вания работодателей) и
набор образовательных модулей.

14
6. Выбор формы прохождения обучения
Программа может проводиться в очной, заочной и вечерней форме. По- сле выполнения требований, связанных с квалификацией персонала, обеспечен- ностью учеников МТБ и внедрением современных технологий, вы сможете прово- дить обучение и в дистантном формате.
7. Выбор способа оценки образовательных результатов
Шаг включает в себя решения по промежуточной оценке и итоговой оценке сту- дентов.
Эти решения могут положительным образом отразиться на доле тру-
доустроившихся по специальности студентов.
8. Планирование цифр набора на образовательную программу
На этом шаге вы
устанавливаете планируемое количество поступающих
на программу. При принятии этого решения необходимо учитывать, что количе- ства обучающихся напрямую зависят требования к учебными площадями, обо- рудованием, кадрами и т.д. Чем больше учащихся запланировано на программу, тем выше требования к обеспечивающим процессам.На данной форме вы также можете оформить
заявку на получение бюджетных мест.
9. Анализ итоговых требований
При разработке или редактировании образовательной программы изменяются требования к обеспечивающим процессам. На данном шаге вы можете проана- лизировать,
насколько в данный момент ваши программы обеспечены не-
обходимыми ресурсами.
10. Планирование финансовой составляющей (доходы/расходы, способы
оплаты обучения)
На данном шаге принимается
решение о стоимости обучения для студен-
тов, обучающихся на коммерческой основе. Данное решение необходимо принимать, учитывая ценовую политику конкурентов на аналогичные программы и средний уровень доходов населения в регионе.
3. Организация партнерских отношений
Поиск партнеров и взаимодействие с организациями-партнерами
Партнерские отношения учреждения в первую очередь должны обеспечивать реше- ние основной задачи учебного заведения — подготовки выпускника, соответствую- щего требованиям со стороны работодателей.
В симуляторе доступны три типа партнерских отношений:
социальное партнер-
ство, взаимовыгодное партнерство и стратегическое партнерство. Каждый

15
Набор шагов по созданию образовательной программы

16
из типов партнерства обладает перечнем ресурсов и возможностей, которые вы сможете использовать, когда у вас появятся партнеры соответствующего типа.
Для того чтобы наладить партнерские отношения с организациями, необходимо:

Организовать мероприятия по поиску и привлечению партнеров (выделить персо- нал, который будет заниматься налаживанием партнерских отношений, провести сами мероприятия и т.д.).

Выполнить условия партнеров соответствующего типа.
Ассоциация TVET-учреждений
Ассоциация учреждений профессионального образования является мощным ин- струментом влияния на всю систему профессиональной подготовки региона. Прово- дить изменения в системе профессионального образования возможно посредством
Принципиальная схема устройства партнерских отношений в симуляторе
Текущий состав ассоциации

17
реализации различных инициатив. Например, успешно реализованная инициатива
«Признание профессиональных и международных стандартов» позволяет учрежде- ниям СПО выдавать дипломы, признаваемые государством, по программам, разра- ботанным в соответствии с профессиональными и международными стандартами.
Обеспечивающие процессы
При описании интерфейсов раздела «Основная деятельность» мы коснулись лишь части кейсов, задач и решений, используемых в симуляторе. Помимо этого, значи- тельная часть из них заложена в разделах, посвященных обеспечению реализации образовательных программ.
Для того чтобы образовательные программы учреждения были полностью реализо- ваны, необходимо принять ряд решений по следующим обеспечивающим процес- сам:

Взаимодействие с наблюдательным советом —
5 решений

Кадровая политика (оплата труда, повышение квал. и пр.) —
60 решений

Управление помещениями (ремонт, энергосбережение и пр.) —
45 решений

Управление фондом аудиторного и лабораторного оборудования —
40 решений

Организация обслуживания и работа с подрядчиками —
6 решений

Управление финансами (финансовое планирование) —
10 решений

Участие в гос. программах, конкуренция за гранты —
15 решений

PR и СМИ —
10 решений
Необходимо учитывать, что требования к обеспечивающим процессам изменяются каждый раз при разработке новой программы или редактировании уже существу- ющей.
Более подробно ознакомиться с устройством обеспечивающих процессов вы може- те открыв встроенную в симулятор справочную систему.
Голосование за реализацию инициатив

18
Общая аналитическая информация
В этом разделе расположены 2 интерактивные карты:
карта конкуренции
(см. «Критерии сравнения команд») и
карта учреждения.
Карта объекта деятельности служит для взаимодействия образовательного уч- реждения с организациями региона и ви- зуального отслеживания изменений в уч- реждении, происходящих в результате деятельности игрока.
Например, если в течении нескольких раундов игры участники активно занима- лись ремонтом и реконструкцией кампу- са своего учреждения, они могут увидеть серьезные изменения в его внешнем виде.
Критерии сравнения команд
В компьютерном симуляторе предусмотрен рейтинг игровых команд, благодаря ко- торому проводится оценка результатов игры и эффективности принятых участника- ми решений.
Места в рейтинге распределяются после расчета каждого раунда. На момент на- чала игры все команды имеют нулевое количество баллов и занимают одинако- вое положение в рейтинге. Чем больше баллов в ходе игры набрала команда, тем выше ее место в рейтинге. Баллы на-
Карта учреждения
Кампус на начало игры
Кампус после ремонта и реконструкции
Рейтинг учреждений
основывается
на количестве
полученных достижений

19
числяются за выполнение игровых достижений. В зависимости от сложности каждое выполненное командой достижение приносит ей определенное количество баллов.
Негативные достижения приносят команде отрицательные баллы.
Каждое достижение содержит перечень условий, необходимых для его выполнения.
Достижение считается выполненным, когда выполнены все условия.
При помощи карты рейтинга, участники могут проанализировать не только уже полу- ченные достижения, но и те достижения, которые они могут получить в потенциале (в случае выполнения всех условий). Такую аналитическую информацию целесообраз- но использовать при разработке стратегии своего образовательного учреждения.
Ваши дальнейшие шаги
Теперь, когда вы ознакомились с принципиальным устройством симулятора и его ос- новными разделами, вы можете переходить к процессу принятия решений. Для этого вам необходимо:

войти в симулятор при помощи данных доступа, предоставленных организаторами

последовательно пройти все интерфейсные формы и принять на них решения
Если у вас будут возникать какие-либо вопросы по устройству интерфейсных форм или игровому процессу, вы можете воспользоваться встроенной в симулятор спра- вочной системой или проконсультироваться у организаторов.
Рейтинг игровых команд
Полученные достижения

20
Международный семинар по апробации
компьютерного симулятора «Managing
TVET Institution»
25 марта в Московской школе управления СКОЛКОВО состоялся международный семинар, посвященный апробации и экспертизе нового инструмента подготовки управленцев для сферы профессионального образования - компьютерного симу- лятора «Managing TVET Institution» (управление учреждением среднего профессио- нального образования).
В семинаре приняли участие представители министерств, работодателей и коллед- жей стран-партнеров Программы: Армении, Киргизстана, Таджикистана и Вьетна- ма, а также российские и международные эксперты.
Участники мероприятия смогли в активном формате подробно ознакомиться с раз- работанным продуктом, задать все интересующие вопросы разработчикам, внести предложения по доработке, обсудить его содержание и возможности по дальнейше- му использованию.
Rajabali
Qurbonov (Director of
Vocational Lyceum No 66, Tajikistan):
«Для использования симулятора в нашей стране, необходимо создавать «пилот- ные» площадки. Среди таких организа- ций может быть и Республиканский мето- дический центр, и Институт повышения квалификации, и особенно учреждения начального и среднего профессиональ- ного образования. Данный симулятор может стать одним из модулей образова- тельных программ данных учреждений и использоваться для повышения квалифи- кации управленческих кадров».
Artashes Abrahamyan (Director of the Yerevan State College of Informatics,
Armenia):
«Данный симулятор можно сделать од- ним из критериев по отбору кандидатов на должность директора учреждения. Он мог бы быть частью сложной системы от- бора, в которой, помимо самого симуля- тора есть и другие испытания. За каждое из них кандидаты получают определенное количество очков. В результате этого от- бора назначается директор».

21
Masuma Bashirova (Director of
Republican
Scientific-Methodological
Centre under the Agency of Vocational
Education, Kyrgyzstan):
У нас в стране данный симулятор мож- но было бы включить в модульные про- граммы по повышению квалификации, или использовать в качестве отдельно- го курса. У нас есть научно-методиче- ский центр, одной из функций которо- го является повышение квалификации руководящих работников системы об- разования. Симулятор мог бы исполь- зоваться там.
Michael Axmann (expert in Skills
Development
Systems,
Skills and
Employability Department, ILO, Geneva):
«Очевидно, что данный инструмент может быть полезен не только для стран СНГ, но и для других стран. Было бы интересно использовать симулятор в программе обучения директоров
TVET Европейского тренингового Цен- тра (ETF) в Турине».

22
ДЛЯ ЗАМЕТОК:

23
Денис Конанчук,
Руководитель Центра образовательных разработок СКОЛКОВО
Электронная почта: Denis_Konanchuk@skolkovo.ru
Валерия Сахарова,
Руководитель международной программы сотрудничества Российской Федерации и МОТ по укреплению систем TVET и рынков труда в странах СНГ, Азии и Ближнего
Востока
Электронная почта: Valeria_Sakharova@skolkovo.ru
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

МОСКВА 2014


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал