Управление учреждением среднего профессионального



Скачать 135.22 Kb.
Pdf просмотр
Дата14.02.2017
Размер135.22 Kb.
Просмотров23
Скачиваний0

УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКВА 2016
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

3
О тренинге 2
Аудитория тренинга
2
Формат тренинга
3
Особенности и уникальность тренинга
4
Апробация тренинга
4
Технология проведения тренинга 7
Темы тренинга
8
Содержание и элементы технологии
9
Компьютерный симулятор
9
Задания для команд
11
Игровая составляющая
14
Организация, администрирование и техподдержка
17
Пример первого игрового раунда
17
Документация, необходимая для проведения тренинга
21
Результаты 22
Контакты 23
Содержание

5
4
О тренинге
Тренинг с использованием компьютерного симулятора «Управление учреждением в сфере среднего профессионального образования» разработан Московской шко- лой управления СКОЛКОВО для развития управленческих компетенций директо- ров и менеджеров учреждений СПО. Он предусматривает применение передовых практических методов, подходов и экспертных данных, помогающих участникам расширить кругозор в области СПО.
В основе тренинга лежит компьютерный симулятор со встроенной имитацион- ной моделью учреждения СПО на региональном рынке образовательных услуг.
Данный симулятор моделирует последствия управленческих решений, принимае- мых участниками. Такая технология позволяет приобрести необходимые знания и навыки в атмосфере игры и состязания. Симулятор разработан с применением веб-технологий и доступен через Интернет, что обеспечивает массовость обуче- ния на его основе.
Аудитория тренинга
Курс рассчитан на управленческий персонал учреждений, работающих в сфере
СПО: директоров колледжей, их заместителей и ключевых сотрудников, вовлечен- ных в процесс принятия решений. Кроме того, он может быть интересен и полезен сотрудникам министерств и департаментов системы СПО, работодателям и чле- нам объединений, предоставляющих рабочие места в сфере СПО.
Формат тренинга
Тренинг проводится в игровом формате и предполагает командную работу участ- ников, а также состязание нескольких команд.
Принцип формирования команд из сотрудников одного учреждения помогает развить и укрепить навыки командной работы, а также сплотить коллектив. Если тренинг проводится среди представителей разных учреждений, этот подход спо- собствует обмену опытом между участниками, что также дает положительный об- разовательный эффект.
Тренинг охватывает целый спектр различных видов деятельности.

Работа с компьютерным симуля-
тором. Команды анализируют отчет- ную информацию о работе виртуаль- ного образовательного учреждения и внешней среде, принимая управлен- ческие решения в рамках имитацион- ной модели.

Выполнение заданий
.
Команды от- вечают на вопросы о текущем поло- жении дел в виртуальном образова- тельном учреждении и внешней среде, а также описывают свои планы и цели, связанные с развитием учреждения. Это дает участникам возможность структурировать свое понимание деятельности учреждения и осмысленно подходить к принятию управленческих решений.

Подготовка докладов и выступления команд.

Команды готовят доклады, где описывают достигнутые результаты, проблемы, с которыми пришлось стол- кнуться, и планы на будущее. Затем они выступают с докладами и отвечают на вопросы ведущих и членов других команд.

Разбор рейтинга и полученных результатов
.
Команды анализируют свою работу во время курса: насколько эффективной оказалась выбранная страте- гия и помогла ли она добиться запланированных результатов, какие решения были правильными, а какие — ошибочными.
Продолжительность тренинга составляет 2 дня. Каждый день рассчитан на 8 часов активной работы. После завершения тренинга участники получают доступ к его результатам. Это позволяет им вернуться к итогам игры и в спокойной обстановке проанализировать свои действия, сделать дополнительные выводы, взглянуть на результаты под другим углом.

7
6
Особенности и уникальность тренинга
Тренинг обладает следующими уникальными особенностями:

Комплексный подход к управлению. Тренинг предполагает применение комплексного подхода к основным видам деятельности руководителя образо- вательного учреждения, включая управление образовательным процессом, фи- нансами и кадрами, решение хозяйственных вопросов, выстраивание отноше- ний с партнерами, государством, конкурентами и т. д.

Активное взаимодействие и коммуникация. Работая над решением постав- ленных задач, участники в ходе тренинга постоянно взаимодействуют с члена- ми своей команды, а также с другими командами (на пленарных обсуждениях) и с ведущими. Это позволяет использовать тренинг в качестве мероприятия по обмену опытом между представителями различных учреждений.

Коробочный продукт. Технология продукта разработана таким образом, что- бы партнеры проекта могли обучить собственных ведущих и модераторов для самостоятельного проведения тренингов с применением предложенных мето- дик и рекомендаций.

Возможности адаптации. Тренинг можно с легкостью адаптировать под раз- личные форматы и специфику проведения. Сценарий тренинга и его технология меняются в соответствии с запросами организаторов и особенностями целе- вой аудитории.

Визуализация. В ходе тренинга используются разнообразные графики, карты, таблицы, а также инфографика интерфейса симулятора, что помогает участни- кам легко и быстро обрабатывать большие объемы информации.
Апробация тренинга
Тренинг успешно прошел апробацию с участием руководителей системы СПО. Со- ответствующие образовательные мероприятия проводились в Армении, Вьетнаме и
Италии.
Перед каждой апробацией в тренинг вносились коррективы, позволяющие учесть специфику аудитории и запросы организаторов. По завершении работы организа- торы и участники оставляли отзывы и пожелания, что помогало совершенствовать технологию.
В ряде случаев отрабатывалась передача технологии проведения тренинга для его автономного использования. Модераторы, принимавшие участие в образователь- ных мероприятиях, прошли специальную подготовку.
Участники апробации считают, что тренинг полезен для развития управленческих навыков в системе СПО. Они также представили ряд предложений, касающихся ис- пользования тренинга для подготовки и оценки руководителей учреждений СПО. В настоящее время проводится работа по реализации данных предложений.

9
8
Мониторинг и разработка образовательных программ школы

обновление содержания образовательных программ (прогноз будущих навыков, работа с учебным планом);

внедрение современных подходов к обучению (технологии ИКТ, передовые тех- нологии обучения, дистанционное обучение, индивидуальные учебные планы, со- временные подходы к разработке контента);

достижение высокого качества производственной подготовки.
Финансирование

анализ бюджета учреждения (отчеты, целевые фонды);

внебюджетные источники (краткосрочные образовательные программы, субси- дии, государственные программы, поддержка со стороны бизнеса, сбор пожерт- вований, наблюдательный совет, федеральные ресурсы для участия в World Skills);

затраты (образовательный уровень, оптимизация образовательных программ);

внешние факторы (государственная политика, готовность студентов платить за обучение и т. д.);

предоставление средств для реализации стратегии развития учреждения.
Частно-государственное партнерство

передача обслуживания студентов в частный сектор;

расширение автономии.
Мониторинг и оценка

образовательные программы (набор показателей);

студенты (тесты и экзамены) и выпускни- ки (отслеживание траектории);

профессора, обслуживающий и адми- нистративный персонал;

инфраструктура (аудит и т. д.).
Обеспечение качества

привлечение и оценка работодателей;

обследование выпускников;

обследование студентов;

независимые центры сертификации;

применение международных и передовых стандартов при разработке образова- тельных программ.
Аккредитация и сравнительный анализ

сравнение собственного учебного учреждения с конкурирующими (определение сильных и слабых сторон, анализ опыта других организаций).
Для организации тренинга была разработана специальная технология, ключевой осо- бенностью которой стала возможность автономной реализации. Эта технология с лег- костью воспроизводится любым заинтересованным лицом, прошедшим краткую под- готовку и получившим необходимые консультации в процессе внедрения симулятора в образовательный процесс колледжа, института или тренингового центра.
Темы тренинга
Согласно технологии, темы, с которыми работают участники тренинга, можно разде- лить на несколько блоков.
Анализ среды учреждения

пожелания населения (взрослые и молодежь, выпускники школ);

запросы бизнес-организаций (большой, малый и средний бизнес, некоммерче- ские предприятия, планы развития, требования к компетенциям);

государственные приоритеты (приори- тетные сектора, нормативы финанси- рования, государственная политика);

конкуренты в области профессиональ- ного образования.

запуск новой образовательной про- граммы

10 шагов (выбор типа, сектора, содер- жания и т. д.).
Технология проведения тренинга
Схема устройства тренинга

11
10
Содержание и элементы технологии
Технология проведения тренинга включает следующие элементы:

компьютерный симулятор;

задания для команд;

игровая составляющая;

организация, администрирование и техподдержка.
Игровая часть состоит из 5 раундов. Каждый раунд посвящен одной из тем тренинга и одному году деятельности образовательного учреждения. Между раундами пред- усмотрены три пленарные сессии, включающие доклады команд и анализ промежу- точных результатов.
Компьютерный симулятор
Симулятор представляет собой имитационную модель учреждения СПО на рынке образовательных услуг. Модель работает на веб-платформе, что обеспечивает ви- зуальное представление и возможность взаимодействия с ней в ходе тренинга.
Во время тренинга участники, работая с симулятором, анализируют текущее поло- жение дел и по результатам анализа принимают управленческие решения. В зави- симости от принятых решений имитационная модель в симуляторе меняет игровую ситуацию с учетом предусмотренных алгоритмов и взаимосвязей.
Взаимодействие с симулятором осуществляется с помощью набора элементов игро- вого интерфейса, включая формы принятия решений, отчеты, интерактивные карты и аналитические графики. Элементы интерфейса можно разделить на несколько ка- тегорий.
Аналитика. Проведение командами анализа внешней среды учреждения: си- туации с подготовкой кадров в регионе (пожелания населения и запросы биз- нес-организаций), государственной политики на уровне региона (приоритетные сектора экономики), политики конкурентов (какие программы и кем реализуются).
На начало игры часть информации недоступна, поскольку тренинг предполага- ет проведение опросов и аналитических исследований. Команды должны принять меры для получения информации (самостоятельно, при помощи агентств или пар- тнеров).
Управление образовательными программами. Создание новых образова- тельных программ (определение типа программы, направления и сектора эконо- мики, стандарта обучения, вариантов организации теоретической и практической подготовки и т. д.) и управление уже существующими в учреждении программа- ми (изменение набора, актуализация содержимого, оценка эффективности про- грамм и т. д.).
Примеры интерфейса симулятора

13
12
Партнерство. Выстраивание партнерских отношений с бизнесом и некоммерче- скими организациями с целью подготовки выпускников, соответствующих требо- ваниям работодателей.
В симуляторе доступны три типа партнерских отношений: социальное партнер- ство, взаимовыгодное партнерство и стратегическое партнерство. Каждый из этих типов обладает уникальным набором возможностей для образовательного учреждения. Команды могут выстраивать партнерские отношения друг с другом, объединившись в ассоциацию.
Важные заинтересованные сто-
роны. Отслеживание выполнения уч- реждением требований учредителя, выбор организационной формы уч- реждения, формирование наблюда- тельного совета.
Кадры.

Управление условиями труда персонала, наем и увольнение сотруд- ников, повышение квалификации пер- сонала.
Инфраструктура. Управление учеб- ными и другими площадями (покупка, продажа, аренда, повышение эффек- тивности использования ресурсов и энергоэффективности, содержание, ремонт и т. д.), возведение специаль- ных сооружений (спорткомплекс, центр коммуникаций и др.).
Материально-техническая база.
Решения по обеспечению учреждения аудиторным оборудованием (компью- теры, мультимедийное оборудование, мебель) и лабораторными приборами.
Развитие внутренней компьютерной сети учреждения и внедрение нового
ПО.
Обслуживание. Решения по орга- низации в учреждении уборки, пита- ния и проживания студентов, усовер- шенствованию систем безопасности
(защита от пожаров и краж).
Чемпионаты, программы и гран-
ты.

Решения, касающиеся участия уч- реждения в региональных, националь- ных и мировых чемпионатах рабочих специальностей, в конкурсах на полу- чение грантов от государства.
Пиар и СМИ. Выбор каналов и спосо- бов рекламы своего образовательно- го учреждения в СМИ и на публичных мероприятиях.
Подрядчики и аутсорсинг. Выбор подрядчиков для поставки продуктов питания, строительства, создания ма- териально-технической базы. Решения о переводе на аутсорсинг части обеспечивающих процессов (хозяйственное и техническое обеспечение, бухгалтерский учет, юридическая служба).
Финансы. Анализ статей доходов и расходов учреждения, поиск дополнительных источников финансирования (займы, пожертвования).
Карта рейтинга.

Сравнение команд по результатам их деятельности. Просмотр достижений команд.
Карта объектов. Взаимодействие с внешними организациями и структурами пу- тем интерактивной карты. Позволяет визуально отслеживать изменения, происхо- дящие со зданием и прилегающей территорией виртуального образовательного учреждения.
* Более подробная информация представлена в буклете с описанием компьютерного симулятора
«Управление учреждением в сфере среднего профессионального образования».

15
14
Задания для команд
В каждом игровом раунде команды получают задания: набор вопросов, представ- ленных в презентации и продублированных в рабочих тетрадях.
Задания делятся на две части в зависимости от назначения.

К первой части относятся вопросы, связанные с темой, которая рассматривается в данном раунде. Они помогают участникам разобраться в имитационной мо- дели, элементах интерфейса симулятора, понять логику движения по основным аспектам управления.

Вторая часть включает вопросы для подготовки докладов к пленарным обсужде- ниям. Они помогают командам лучше структурировать свой доклад, отразить в нем все необходимые темы.
Презентация с заданием для команд (фрагмент)
На протяжении всего тренинга участники используют рабочие тетради. Это помога- ет вовлечь команды в работу, облегчает понимание начальной ситуации и аспектов деятельности учреждения, дает возможность освоиться с интерфейсом симулятора, сориентироваться в происходящем.
По завершении каждого периода ответы команд вносятся в аналитический отчет за этот период и становятся доступными всем участникам курса для сравнения и ана- лиза.
Рабочая тетрадь (фрагмент)
Аналитический отчет (фрагмент)

17
16
Рейтинг команд (фрагмент интерфейса компьютерного симулятора)
Игровая составляющая
Тренинг проводится в игровом формате, что обеспечивает конкуренцию команд, усиливает азарт и повышает мотивацию участников.
Игровая составляющая реализуется в следующих компонентах курса:

Конкуренция и азарт.

Команды соперничают друг с другом за игровые ресурсы
(гранты, участие в программах) и за долю на рынке образовательных услуг (при- влечение абитуриентов).

Непредсказуемость/неопределенность.

Последствия принимаемых реше- ний не всегда предсказуемы и очевидны для команд. Одни и те же решения при- водят к разным последствиям в зависимости от сложившейся игровой ситуации.
Рынок образовательных услуг постоянно меняется.

Возможность применения различных стратегий. Единого способа победить не существует. Успех стратегии зависит от действий других команд и складываю- щейся игровой ситуации.

Игровой сюжет. Участники вживаются в роль руководителя учреждения сред- него образования. Во время игры происходят заложенные в сценарий события, влияющие на игровую ситуацию и баланс.

Рейтинг. В результате выполнения определенных условий в рамках имитацион- ной модели командам присваиваются награды за управленческие достижения.
От количества достижений зависит распределение команд в игровом рейтинге.
Различные достижения имеют разный вес, влияющий на формирование игрового рейтинга.
Организация, администрирование и техподдержка
В рамках тренинга ведущие выполняют следующие задачи:

перед началом тренинга создают игру в симуляторе, назначают командам логины и пароли;

проводят подготовку инфраструктуры и помещения (расставляют мебель, настра- ивают оборудование);

показывают вводную презентацию, рассказывая участникам о том, чем им пред- стоит заниматься в течение тренинга и как будет организована работа;

в ходе принятия командами управленческих решений дают консультации, касаю- щиеся элементов интерфейса и внутренней логики симулятора;

отвечают на вопросы команд, но не принимают решений за игроков;

организуют работу команд, дают рекомендации о распределении ответственно- сти внутри команды, напоминают о необходимости принять решения до заверше- ния раунда, обращают внимание команд на критически важные моменты (напри- мер, отсутствие абитуриентов в учреждении, большой размер долга);

модерируют доклады команд, задают вопросы докладчикам, фиксируют их тезисы;

составляют аналитические отчеты и анализируют стратегии команд, проводят разбор стратегий в конце курса;

демонстрируют рейтинг и достижения команд, комментируют полученные резуль- таты, отмечают наиболее интересные достижения команд;

организуют анализ итогов курса и рефлексию команд;

обеспечивают соблюдение регламента курса.
Потенциальные ведущие тренинга должны прежде всего обладать способностью к реализации активных форм обучения (игровые технологии и навыки модерирования групповой коммуникации). Действия ведущего должны быть осмысленными и подчи- няться определенным принципам, установкам и целям.
Ведущий должен уметь:

способствовать занятию участниками роли директора, ответственного за разви- тие виртуального учреждения;

создавать рабочую и в то же время непринужденную атмосферу;

налаживать и стимулировать взаимодействие внутри команды;

поощрять участников к проведению оценки предпринятых ими действий;

вовлекать участников в дискуссию;

задавать участникам наводящие вопросы, заставляя их думать самостоятельно и не давая прямых ответов.

19
18
Пример первого игрового раунда
1
Ведущие показывают вводную презентацию, рассказывают участникам о том, чем они будут заниматься в ходе тренинга и как будет организована работа.
Вводная презентация
В начале раунда участники знакомятся с профайлом учреждений, представленным в рабочих тетрадях.
2
3
4
Профайл учреждения
Команды переходят к выполнению первой части заданий, предложенных в данном игровом раунде.
Команды дают ответы на направляющие вопросы.
Выполнение заданий
Работая в симуляторе, команды принимают управленческие решения. Ведущие отвеча- ют на вопросы команд и при необходимости консультируют участников.
Принятие решений
5
Подготовка докладов
6
Выступление команд
7
Игровой рейтинг
8
Аналитический отчет
Команды готовят презентации для своих до- кладов на п ленарной сессии.
В основе презентаций и докладов лежат отве- ты на вопросы из второй части заданий на текущий раунд.
Команды выступают с докладами, в которых описывают предполагаемый образ своего образовательного учреждения в конце курса и приоритетные направления его развития.
Ведущие демонстрируют игровой рейтинг, проводят разбор рейтинга и достигнутых результатов.
Команды знакомятся с аналитическим отчетом по итогам проведенного раунда.
10 МИНУТ
10 МИНУТ
30 МИНУТ
60 МИНУТ
15 МИНУТ
10 МИНУТ
20 МИНУТ
30 МИНУТ

21
20
Документация, используемая для проведения тренинга
В процессе организации тренинга используется набор подготовленных документов/
информационных ресурсов. Часть из них задействована на протяжении всего меро- приятия, остальные обеспечивают поддержку одного из элементов технологии.

Сценарий проведения. Применяется ведущими для подготовки и проведения тренинга. Содержит пошаговое описание всех этапов мероприятия, а также дей- ствий ведущих и участников в каждом из раундов.

Установочная презентация. Демонстрируется в начале тренинга, помогая сфор- мировать представление о его устройстве. Позволяет участникам понять структуру образовательного мероприятия и имитационной модели, узнать, чем они будут за- ниматься, как будет организована их работа и с чем им придется столкнуться.

Задания для команд. Содержат набор вопросов, помогающих командам осво- ить игровую модель и интерфейс симулятора, а также направляющих команды при подготовке презентаций для пленарных обсуждений.

Рабочая тетрадь. Содержит вводные сведения о начальном состоянии виртуаль- ного учреждения, описание аспектов руководства учреждением, инструкции по получению аналитической информации в симуляторе, вопросы заданий. Эта ин- формация помогает участникам включиться в работу, облегчает понимание проис- ходящего.

Аналитические отчеты по результатам раунда. Выдаются командам в печат- ном виде после каждого раунда. Содержат набор сведений о результатах работы всех команд за прошедший раунд и набор структурированных тезисов команд на последнем пленарном обсуждении. Отчет помогает командам сравнить эффектив- ность своих действий и реализуемых стратегий с показателями других команд и уви- деть проблемные места в своем виртуальном учреждении.

Сборочные презентации для анализа игровых стратегий команд. Позво- ляют проанализировать стратегии команд на подведении итогов в конце курса.
Демонстрируют, к какой из возможных стратегий команда тяготела на протяжении всего курса (с учетом ее достижений).

Система справки. Встроена в симулятор. Представляет собой всплывающее опи- сание в окнах интерфейса симулятора. Помогает участникам разобраться в ими- тационной модели и интерфейсе. По умолчанию появляется в каждом окне интер- фейса при первом входе в него.

Инструкция для игроков по использованию симулятора. Представляет со- бой исчерпывающее руководство для игроков с подробным описанием всех тонко- стей работы на симуляторе.
Результаты
Тренинг «Управление учреждением в сфере среднего профессионального образо- вания» позволяет участникам перейти на качественно новый уровень управленче- ской деятельности. Повысив свою личную эффективность как руководителей учреж- дений СПО, они научатся:

принимать управленческие решения на основе
комплексного анализа ситуации
;

видеть и устанавливать
связи между элементами управления
;

лучше организовывать
работу в команде,
выстраивать внутрикомандную комму- никацию, распределять ответственность;

вовлекать коллег и подчиненных в работу
по достижению целей развития учреж- дения;

находить и эффективно использовать
внебюджетные источники
финансирова- ния;

аргументированно
оценивать целесообразность и результаты преобразований
в учреждении;

формировать
стратегию
развития
учреждения
, ставить цели и находить пути их достижения, ра- ботать в стрессовых усло- виях нехватки времени;

более эффективно
при-
нимать решения в меня-
ющейся среде
;

лучше ориентироваться в
возможностях внешней
среды
(тренды, подходы);

анализировать результа- ты образовательных про- грамм с точки зрения
их
эффективности
;

применять в своей дея- тельности целый спектр
новых возможностей и
инструментов
управле- ния в сфере СПО.

23
22
Для заметок
Валерия Сахарова,
Руководитель Международной программы по усилению СПО систем и рынков тру- да в СНГ, Азии и на Ближнем Востоке в рамках сотрудничества Российской Феде- рации и МОТ
Электронная почта: Valeria_Sakharova@skolkovo.ru
Денис Конанчук,
Руководитель Центра образовательных разработок СКОЛКОВО
Электронная почта: Denis_Konanchuk@skolkovo.ru
Контактная информация

МОСКВА 2016


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал