Учебно-методический комплекс для обучения дошкольников с использованием икт-технологий «Пермячок ru. Обучение с увлечением»



Скачать 69.38 Kb.
Дата28.10.2016
Размер69.38 Kb.
Просмотров356
Скачиваний0
ТипУчебно-методический комплекс

Департамент образования администрации г.Перми







Программа дополнительного образования

и учебно-методический комплекс для обучения дошкольников с использованием ИКТ-технологий


«Пермячок.ru. Обучение с увлечением»

для детей старшего дошкольного возраста

(программа рассчитана на 2 года обучения)

Авторский коллектив:

Пермь 2011

оглавление







Пояснительная записка




  1. Теоретико-методологическая основа программы




    1. Специфика применения информационных технологий в дошкольном возрасте




    1. Педагогические аспекты социализации ребенка

    2. Цели, задачи и содержание Программы

  1. Методическое обеспечение программы

    1. Учебно-тематический план

    2. Особенности организация образовательной деятельности с использованием компьютера в ДОУ

    3. Требования к условиям реализации Программы

    4. Ожидаемые результаты, критерии их оценки







Заключение




Список литературы

Приложение





Пояснительная записка


Развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования компьютерных технологий в образовательных учреждениях. Современные средства информационных технологий способствуют созданию модели обновленной системы образования, определении ее целей, задач, форм работы с участниками образовательного процесса. Решая задачу преемственности дошкольных учреждений и школы, педагоги рассматривают проблему информатизации обучения как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности ребенка, взаимосвязь содержания и образовательной работы, формирование у детей универсальных умений и навыков, которые стали базисными для дальнейшего развития личности ребёнка.     

Современные отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку и др.).

Программа дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» (далее Программа) разработана в соответствии с Письмом МО РФ №06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также с учетом реализации основных положений:

- Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 года;



- Постановления РФ от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (пункт 4.19., 12.21);

- Приказа МО РФ № 655 от 23.19.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Письма МО РФ от 14.03.2000 №65\23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Письма МО РФ от 25.05.2001 №753/23-16 «Об информатизации системы дошкольного образования в России»;

- Концепции культурной политики Пермского края «Пермский проект»;

  1. Теоретико-методологическая основа программы




1.1. Специфика применения информационных технологий в дошкольном возрасте

Информационные технологии в дошкольном учреждении являются эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития творческих способностей дошкольника, их можно рассматривать наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей в детских видах деятельности: игре, конструировании, продуктивной, познавательной и других видах деятельности.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование предусматривает преобразование предметно-развивающей среды ребенка, использование современных технических средств, способствующих его развитию и принципиально исключает обучение детей основам информатики, «…составлению детьми алгоритмов и информационных моделей, овладению сложными управляющими структурами…»

В исследовании Петку Г.П. обозначены три основных подхода, связанных с применением информационных технологий в дошкольном возрасте.

В основе первого подхода лежит создание и внедрение компьютерных игровых учебных сред в обучение шестилетних детей (В.Г. Болтянский, В.В. Рубцов; Э.Л. Ивахненко, Е.Д. Маргулис и др.).

Второй подход основан на применении компьютера с целью развития творческих способностей детей, использование графического и музыкального редактора (Я.М. Марголис, А.М. Иванов, Э.С. Баранкина и др.).

Третий подход основывается на применении компьютера как средства амплификации когнитивного развития дошкольника, где ведущей целью выступает формирование мотивационной, интеллектуальной  опперациональной психологической готовности дошкольников к использованию компьютера для решения задач своей деятельности (С.Л. Новоселова). Данный подход стал системообразующим для выстраивания системы работы в представленной Программе.

В настоящее время в научных исследованиях определены цели, задачи и система организации компьютерно-игрового комплекса в образовательных учреждениях; обоснована возможность включения компьютера в сферу игры - ведущей деятельности дошкольника (С.Л. Новоселова); определены эргономические, психолого-физиологические и педагогические условия создания компьютерных программ для дошкольников (Д.Д. Чайнова, В.М. Бондаровская, С.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина и др.); разработаны требования к санитарно-гигиеническим нормам и правилам применения информационных технологий для работы дошкольника за компьютером (Вострокнутов И.Е., Горвиц Ю.М., Калашвили Е.А., Леонова Л.А., Чайнова Л.Д. и другие). Содержание данной Программы направлено на решение задач социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения дошкольниками информационных технологий.

Компьютер для ребенка несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание изучать, действовать, играть и т.д.

Современные психолого-педагогические исследования в области дошкольного образования (К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, С.В.Гурьева и др.) свидетельствуют о возможности технического и содержательного овладения компьютером детьми старшего дошкольного возраста. Этот период определяется как сензитивный для развития мышления ребенка от наглядно-образного к становлению предпосылок теоретического мышления. На этом этапе компьютер можно рассматривать как одно из интеллектуальных средств для решения задач детских видов деятельности. Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение развивающих задач.

В игре ребенок отражает свои знания и впечатления, накапливает игровой практический опыт, представленный в форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок проявляет способность оживлять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры.

Гурьев С.В. отмечает, что именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие – игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера.

Психолого-педагогические исследования (Бондарчук Е.И., Горвиц Ю.М., Новоселовой С.Л. и др.) подтверждают, что наиболее эффективное знакомство с компьютером в дошкольном возрасте может происходить при использовании специально разработанных компьютерных развивающих программ. Компьютерные игровые и обучающие программы для дошкольников носят развивающий характер, близки интересам ребенка, направлены на возможности реализации его стремления к экспериментированию, творчеству. Компьютерные игры  имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач (например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо).

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольность памяти и внимания, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Научные исследования по апробации развивающих и обучающих компьютерных игр показали, что использование мультимедийного способа подачи информации способствует:



  • обеспечению достижений детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности: у детей быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и динамике; развивается мелкая моторика, формируется координация движений глаз и руки; развиваются предпосылки теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию; ребенок учится планировать, выстраивать логику элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий;   

  • развитию «когнитивной гибкости» – способности находить наибольшее количество принципиально различных решений поставленной задачи;

  • усилению мотивации ребенка: работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, а также возможность регулировать предъявление дошкольникам разных образовательных задач по степени сложности;

  • способствует повышению интереса к занятию, отвечающему современным требованиям, осуществлению индивидуализации обучения, и самоконтролю ребенка в процессе решения развивающих задач.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами развивается произвольность психических процессов: память, внимание, восприятие, мыслительные операции, творческое воображение, создаются условия для формирования личностных качеств, таких как любознательность, активность в познании предметов и явлений окружающей жизни, самостоятельность в применении усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу.

Таким образом, использование компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений способствует установлению содержательных связей между системой знаний, получаемой ребёнком в непосредственно образовательной деятельности и игре, способствующей формированию психических и личностных качества ребенка дошкольного возраста.




    1. Педагогические аспекты социализации ребенка

Данные содержательные связи определены в модулях Программы и составлены в соответствии с культурологической концепцией и педагогической системой социального воспитания детей дошкольного возраста, разработанной д.п.н., доцентом кафедры дошкольного детства ПГПУ Л.В. Коломийченко. В Концепции социального развития детей дошкольного возраста определена цель, направленная на воспитание культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)» [9].

Целью Программы дополнительного образования является воспитание юного жителя г.Перми: является воспитание юного жителя г.Перми: имеющего представление о событиях прошлого и настоящего Перми. о достопримечательностях своего города, владеющего знаниями и правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

Ведущими в Программе являются следующие положения:

- приобщение человека к культурной традиции представляет собой процесс формирования индивидуальности, в котором преобладающая роль отводится актуализации его «самости», собственной социальной активности, обеспечивающей индивидуальные вариации исторически определенного типа личности;

- технология социального воспитания предопределяется доминированием механизмов социального развития в каждый возрастной период и предполагает определенную последовательность взаимодействия с детьми: от первичного приобщения к социокультурным ценностям – к их интериориации и далее – к культуротворчеству;

- содержательные аспекты социального воспитания предопределяются системой ценностей общечеловеческого, национального и др. [10].

Таким образом, сущность социализации дошкольников интерпретируется как протекающий во времени процесс приобщения ребенка к ценностям, знаниям и нормам культуры, формам деятельности и общения определенной социальной группы (в аспекте данной Программы – жителей г.Перми).

Использование информационных технологий в образовательной деятельности с дошкольниками позволяют реализовывать линия социального развития: в процессе приобщения к социальной культуре, обеспечивающей социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализацию в процессе становления универсальных социальных способностей.

Основу социального развития ребенка определяет овладение многообразными знаковыми системами: вербальной, графической, системой математических символов, нотной грамотой и другими [10]. Информационные технологии в своем содержании построены на языке графических символов, знаков, моделей позволяющих в интересной для ребенке форме познать язык, отражающий интересы социальной общности своего региона.

Введение регионального компонента обеспечивает развитие вариативности содержания основной общеобразовательной программы. Задачи и содержание Программы ориентированы на формирование представлений у дошкольников об истории и культуре родного города, моделировании поведения ребенка в общественных местах, выборе способа действия в конкретной развивающей ситуации.

В концепции культурной политики Пермского края «Пермский проект» отмечается, что в современной России «…культура – это три сферы: культура как проводник официальной государственной идеологии; культура как сохранение наследия; культура как продукция массового потребления». В содержательном аспекте представленной Программы рассматривается культурно-историческое наследие Пермского края (пермский «звериный стиль», пермская деревянная скульптура и т. д.), а также архитектурное, художественное, культурное наследие прошлого, представленное в жизненном пространстве города. Это содержание нашло отражение в разработанных модулях: «Веселый светофорик», «Азбука этикета», «Properm: Прогулки по городу».

Содержание Программы соответствует:


  • культурно-национальным особенностям региона (в частности «региональный

компонент» дошкольного образования рассматривается как содержательный, включает в себя описание социально-экономических, исторических и культурных особенностей города Перми, отраженных в образовательном процессе дошкольных учреждений;

  • возрастными особенностями дошкольников, включает игровые методы и

приемы работы с детьми, построенные на принципах развивающего обучения;

  • Программа имеет социально-экономическую направленность, включает

использование компьютера в самостоятельной деятельности ребенка для решения развивающих задач его деятельности.

  • Программа разработана с учетом федеральных государственных требований к

структуре основной общеобразовательной программе дошкольных образовательных учреждений, направлена на реализацию ее вариативной части. Она предполагает использование вариативного содержательного аспекта образовательной работы дошкольных учреждений. Региональный компонент дает возможность использовать этносоциокультурные, краеведческие особенности Пермского края.

Органичное вхождение ребенка дошкольного возраста в современный мир, активное взаимодействие с различными сферами культуры, формирование субъектного опыта осуществляется в Программе с учетом следующих принципов:



  • научности, предполагающем отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений;

  • доступности, обеспечивающих адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;

  • прогностичности, ориентирующего на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

  • последовательности и концентричности, обеспечивающего постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по блокам, формирования знаний, познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;

  • системности, предполагающего формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости;

  • интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания и его реализацию в разных видах деятельности;

  • культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических особенностей социальной действительности своего региона [10].

Использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений вызвало необходимость обозначения следующих принципов, представленных в материалах Апатовой Н.В, Гончаровой О.Н., Солдатовой С.А.:

- индивидуализация обучения, рассматривающая ребенка как субъекта обучения, а компьютер - как средство обучения;

- принцип индивидуальной доступности при компьютерном обучении рассматривается как возможность достижения цели обучения детьми с различной степенью владения специальными умениями и навыками работы на компьютере;

- принцип «интерактивной наглядности» позволяет конкретизировать, обобщить, расширить изучаемую информацию, раскрыть существенные связи и отношения объекта; существенные признаки с использованием цвета, движения, звука и т.д. [1].



    1. Цели, задачи и содержание Программы

Новизна представленной Программы заключается во введении ребенка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств, способствующей воспитанию юного жителя г.Перми.

Целью Программы дополнительного образования является воспитание юного жителя г.Перми: имеющего представление о событиях прошлого и настоящего Перми, о достопримечательностях своего города, владеющего знаниями и правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

Задачи Программы:

  1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

  2. Продолжать формировать представления у дошкольников об истории и культуре родного города, социальных нормах и правилах поведения в общественных местах.

  3. Способствовать становлению культуры использования персонального компьютера как средства решения игровых и познавательных задач.

  4. Создать информационную образовательную среду в ДОУ с учетом психолого-педагогических, эргономических медико-гигиенических условий в условиях реализации Программы.

Содержание программы

Программа состоит из трех модулей: «Веселый светофорик», «Азбука этикета», «Properm: Прогулки по городу» содержание которой, расширяет и интегрирует направления образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация» и «Познание» (социально-личностное и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенку.

Образовательный процесс осуществляется в игровой форме, способствует развитию наглядно-образного и основ логического мышления, эмоционально-чувственной сферы и формированию личностных качеств. Формирование базисных качеств личности ребенка (эмоциональность, любознательность, произвольность и др.) осуществляется в процессе освоения содержания образования, через включение детей в различные формы взаимодействия с окружающим миром с активным использованием информационных технологий.

Программа в своем содержании не ставит задачи формирования системы знаний, ориентирована в первую очередь, на актуализацию имеющихся представлений у старших дошкольников и моделировании способов поведения в развивающих заданиях и стимулировании познавательного интереса детей к сфере социальных отношений.

Задачи образовательного модуля «Веселый светофорик» направлены на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного и безопасного поведения на улицах города Перми средствами информационных технологий.

Содержание модуля представлено следующими тематическими блоками: «Грамотные пешеходы», «Дорожные знаки», «Транспорт на дороге» и другие.

Модуль «Азбука этикета» решает задачи по дальнейшему формированию у детей старшего дошкольного возраста общей культуры поведения с активным использованием информационных технологий.

В ходе реализации данного модуля определены задачи, направленные на закрепление и расширение представлений у дошкольников правил этикета: о различных формах вежливого общения между людьми, о культуре внешнего вида; о правилах поведения в общественных местах и на улице; формирование   у   детей  потребности в доброжелательном общении с окружающими;

Содержание модуля представлено следующими тематическими блоками: Школа «Вежливых наук», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Свет мой, зеркальце, скажи…», «Идем в гости», «Вежливая улица», «Воспитанный зритель».

Модуль «Properm: Прогулки по городу» направлен на социализацию ребенка старшего дошкольного возраста, формировании интереса, любознательности к родному городу на основе ознакомления с историей и культурой Перми.

Задачами развития детей по программе данного модуля являются логическим продолжением освоенных детьми модулей «Правила дорожного движения», «Культура этикета».

В тематическом плане разработано содержание в соответствии с историческими, краеведческими, национальными особенностями региона и предполагает на протяжении двух лет возвращение к одной теме и вопросам, рассматривая их с разной степенью глубины и сложности. Ведущие темы модуля: «Как рос город Пермь», «Экскурсия по городу», «Герб города», «Музыка и театры», «Музеи города Перми», «Твоя книжка», «Пермь спортивная», «Народы Перми – одна семья», «Пермь – столица края», «Путешествие по Каме», «Ворота города Перми».

Содержание Программы рассчитано на два года обучения с детьми старшего дошкольного возраста: первый год обучения для детей 5-6 лет, второй год обучения для детей 6-7 лет.



  1. Методическое обеспечение программы

    1. Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Количество занятий

Модуль «Веселый светофорик»

Сентябрь

Презентация программы «Пермячок. RU» -экспресс диагностика

Главные улицы г.Перми




1

1


Октябрь

Наша улица

Мы пешеходы

Наш друг - светофорик

Дорожные знаки - наши помощники




1

1

1



1

Ноябрь

Транспорт

Правила дорожные знать каждому положено (экспресс-диагностика)




1

1


Всего




8

Модуль «Азбука этикета»

Ноябрь

Школа «Вежливых наук»

«Человек без друзей, что дерево без корней»




1

1


Декабрь

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

Идем в гости. Принимаем гостей

«Вежливая» улица

Правила поведения в общественных местах




1

1

1



1

Январь

Воспитанный зритель

Упражнения для добрых волшебников (экспресс-диагностика)




1

1


Всего




8

Модуль «Properm: Прогулки по городу»

Февраль

Как строился город Пермь

Экскурсия по городу

Герб города Перми

Музыка и театр




1

1

1



1

Март

Пермский краеведческий музей

Пермская художественная галерея

Твоя книжка

Пермь спортивная




1

1

1



1

Апрель

Народы Перми одна семья

Путешествие по Каме

«Знаешь ли ты свой город» (экспресс-диагностика)

«Любимые места отдыха детей» (экспресс-диагностика)



1

1

1



1

Всего




12

Модули: «Азбука этикета», «Веселый светофорик», «Properm: Прогулки по городу»


28

Учебно-тематический план

(2 год обучения)

Месяц

Тема

Количество занятий

Модуль «Веселый светофорик»


Сентябрь

Улицы нашего города

Грамотные пешеходы



1

1


Октябрь

Светофорик приглашает…

Транспорт на дорогах Перми

Дорожные знаки-наши помощники

Правила пешеходов и пассажиров




1

1

1



1

Ноябрь

Спасатели спешат на помощь

Это должен каждый знать обязательно на пять… (экспресс-диагностика)




1

1


Всего




8

Модуль «Азбука этикета»


Ноябрь

Школа «Вежливых наук»

«Человек без друзей, что дерево без корней»




1

1


Декабрь

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

Идем в гости. Принимаем гостей

«Вежливая» улица

Правила поведения в общественных местах




1

1

1



1

Январь

«Воспитанный зритель»

Упражнения для добрых волшебников (экспресс-диагностика)




1

1


Всего




8

Модуль «Properm: Прогулки по городу»


Февраль

Как рос город Пермь

Экскурсия по городу

Герб города Перми

Музыка и театр



1

1

1



1

Март

Музеи города Перми

Памятники города Перми

Дом для книг

Пермь спортивная




1

1

1



1

Апрель

Народы Перми одна семья

Пермь – столица края

«Знаешь ли ты свой город» (экспресс-диагностика)

«Ворота города Перми» (экспресс-диагностика)



1

1

1



1

Всего




12

Модули: «Азбука этикета», «Веселый светофорик», «Properm: Прогулки по городу»


28

Режим проведения занятий (составлен в соответствии с Письмом МО РФ от 14.03.2000 №65\23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»):

- занятия с использованием компьютеров проводятся один раз в неделю (вторник, среда или четверг);

- продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут, длительность занятия до 30 минут;

- занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек,



Формы занятий:

основную форму работы составляет специально организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ: развивающие программы и компьютерные презентации, занятия – путешествия, образовательно-игровые ситуации, познавательные игры, конкурсы, викторины, решение проблемных ситуаций.

Формы работы с детьми в условиях совместной деятельности
Формы и методы работы

с детьми

Развлечения,

праздники,

досуги

Занятия

Игры:

дидактические,

настольно-печатные,

сюжетно-ролевые,

строительные,

театрализованные,

подвижные

Диагностика

Проектная,

исследовательская

деятельность

Экскурсии,

прогулки,

наблюдения

Продуктивные

виды

деятельности

Ознакомление с художественной

литературой
Программа предусматривает реализацию комплексно-тематического принципа планирования материала, построенного на основе интеграции содержания образовательных областей. Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм, методов, видов деятельности с учетом интересов детей и технических возможностей образовательного учреждения.


    1. Особенности организация образовательной деятельности с детьми в процессе использования компьютера в ДОУ

Содержание Программы включает следующие типы обучающих программ:

  • Тренировочные: предназначены для закрепления умений и навыков; предлагаемые объекты и понятия уже известны ребенку, в этих программах в случайной последовательности предлагают детям вопросы и задания и подсчитывают число правильно и неправильно решенных задач;

  • развивающие игры: предоставляют возможность участия ребенка в воображаемой среде с целью решения игровых задач с использованием набора определенных возможностей и средств их реализации.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

  • активное познание детьми окружающего мира;

  • поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач;

  • изменение предметно–знаковой среды на экране монитора;

  • взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе решения развивающих задач

Представленные в программе развивающие компьютерные игры отвечают следующему ряду требований:

  • часть из них имеют исследовательский характер в решении образовательных задач,

  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,

  • развитие спектра навыков и представлений, обозначенных в каждом из модулей;

  • игры подобраны с учетом специфики дошкольного возраста;

  • сюжеты игр ориентированы на детские интересы.

Особенности построения занятий

Занятие длится до 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.



Подготовительная часть занятия:

погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; создается определенная предметно–игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

Основная часть занятия:

включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

- последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов;

- ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением;

- ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой;

- ребенку предлагается карточка–схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы;



Заключительная часть:

подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры.

снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).


    1. Требования к условиям реализации Программы

Педагогические требования к реализации Программы:

- доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей: диалоговый характер проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

- вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность;

- рациональное использование педагогического воздействия: решение образовательных задач путём «вплетения» развивающих приемов в реальные и специально моделируемые жизненные ситуации;

- повышение уровня подготовки педагогов в освоении информационных технологий и внедрении интерактивных образовательных методик раннего обучения в процессе реализации программы дополнительного образования для обучения дошкольников с использованием ИКТ-технологий;

- создание компьютерно-игрового комплекса с возможностями использования программно-методических материалов на электронных носителях в дошкольном учреждении (в том числе: медиатека для детей дошкольного возраста с наборами мультипликационных фильмов, виртуальных занятий, интерактивных игр);



Здоровьесберегающие требования к реализации Программы:

- учет индивидуальных особенностей физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;

- соблюдение физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций по использованию обучающих компьютерных программ с детьми старшего дошкольного возраста;

Технические требования к реализации Программы:

Программа может быть реализована в следующих вариантах:



1 вариант:

На базе дошкольного учреждения создается специальное помещение (компьютерный класс), где осуществляется образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с учебным планом;



2 вариант:

Данная услуга может быть представлена на базе общеобразовательного учреждения, имеющего компьютерный класс, находящегося в территориальной близости от дошкольного учреждения;



3 вариант:

Использование мобильного класса в соответствии с поставленными образовательными задачами реализуемой Программы.



Технические условия оборудования класса

Для реализации программы необходимо 4-8 комплектов специальной мебели и компьютерной техники, включающих в себя системный блок (неттоп), монитор, внешний привод, а также комплект сетевого оборудования.

Примерные технические характеристики:


  • комплект сетевого оборудования - коммутатор Asus GX1008 8-port 10/100Мбит/с металлический корпус + Патч - корд 4-8 шт.
















  • системный блок (неттоп) Intel D510, int. VGA

Оперативная память 2048Mb PC800 DDR2

Жесткий диск 250 Gb WD

Программное обеспечение Windows 7 Профессиональная 32-bit/64-bit Russian (с возможностью установки Windows XP Prof )  20"

Монитор  Клавиатура  Classic White USB (R562115)

Мышь LGrey optical USB+PS/2 oem

Камера д/видеоконференций 2.2 

Сетевой фильтр 6 розеток 1.8 метра  

Акустические колонки 2*5W  - 1 шт                             

Программное обеспечение Microsoft Office 2007    

Пакет образовательных программ



  • специальная мебель: стул, стол с возможностью регулирования высоты и угла наклона.

  • внешний привод –  DVD-RW Transcend TS8XDVDRW-K slim ext RTL черный

Требования к педагогу, реализующему Программу:

педагог, должен знать технические возможности компьютера, владеть навыками управления им, чётко выполнять санитарные нормы и правила использования компьютера, хорошо ориентироваться в компьютерных программах для дошкольников, владеть методикой обучения.



    1. Ожидаемые результаты, критерии их оценки

В конце освоения каждого модуля проводится экспресс-диагностика, направленная:

- на определение уровня осведомленности содержания представленных в программе модулей;

- определение уровня самостоятельности ребенка при работе с компьютером.

Знания, умения рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства социального развития ребенка, и одним из условий способствующих воспитанию юного жителя г.Перми:



Низкий уровень: знает некоторые правила поведения в общественных местах, узнает несколько культурных объектов г.Перми.

Средний уровень: ориентируется в правилах поведения в общественных местах, называет несколько культурных объектов г.Перми;

Высокий уровень: дошкольник знает и умеет применять основные правила поведения в общественных местах, имеет представление об основных культурно исторических объектах г.Перми и их функциональном назначении;

Критериями оценки усвоения разделов Программы служит самостоятельность ребенка, проявляющиеся в компьютерных играх:



Низкий уровень: ребенок справляется с выполнением поставленной перед ним задачи в основном с помощью взрослого;

Средний уровень: ребенок справляется частично с помощью взрослого с решением поставленных задач;

Высокий уровень: все задание ребенок выполняет самостоятельно после первого объяснения взрослого.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, разностороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.



Список литературы
  1. Амунова О. С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников.


Эл. ресурс: nsportal.ru›Детский сад›…-v-protsesse-razvitiya

  1. Апатова Н.В, Гончарова О.Н., Солдатова С.А. Дидактические аспекты компьютерного обучения //Электронное издание «Таврический Национальный Университет» Выпуск N3(42). Эл. ресурс: www3.crimea.edu › tnu/magazine/scientist/edition3/

  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.:, РАО, 1994.

  3. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. // Информатика и образование. – 1990. -№ 6. -с.102-104

  4. Гурьев С.В Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Эл. ресурс: rusedu.info › Article849.htm

  5. Гурьев С.В. Игра - основное условие использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях. Эл. ресурс: rusedu.info › Article840.

6. Дошкольник и компьютер. /Под ред. Л.А.Леоновой. М., 2004.

7. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. // Информатика и образование. – 1989. -№ 6. - с.94-102. html



  1. Коломийченко Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.В. Коломийченко// Детский сад от А до Я. – 2006 - №6 – 4-11с.

  2. Коломийченко Л. В. Концепция социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 8–28.

  3. Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 154 с.

  1. Компьютерные игры - особенности их использования в дошкольном возрасте. / Разнообразие форм воспитания ж обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. Сб. научи, тр. - М.: Изд. АПН, 1990, с. 113-119.

  2. Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.

  3. Маханева М.Д. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1996.-№8.-с.38-39.

  4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. – М.: Линка-Пресс,1998.

  5. «Пермский проект» Концепция культурной политики Пермского края. Эл. ресурс: http://kulturaperm.ru/content/file/Konsept%20polnyi.pdf.

  6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М:. Школа-Пресс, 1994.

  7. Шаченко С. И. Организация занятий для дошкольников с использованием компьютера в ДОУ. Эл. ресурс: d-s20.edusite.ru › DswMedia…yuteravdou.doc

  8. Структура и организация занятия с использованием компьютера в дошкольном образовательном учреждении материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru)





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал