Учебный проект Использование компьютерных интересов студентов при изучении истории



Скачать 119.67 Kb.
Дата14.02.2017
Размер119.67 Kb.
Просмотров182
Скачиваний0

Учебный проект

Использование компьютерных интересов студентов при изучении истории

Оськин Дмитрий, Билоус Антон,

студенты второго курса

Жигулевский государственный колледж,

Самарская обл.

Научный руководитель:

преподаватель общественных дисциплин

Левагина Л.М.

Актуальность:

Среди «знаков и символов» современной информационной культуры прочное место занимают компьютерные игры. Не секрет, что молодежь часами проводят время перед экранами мониторов, захватывая планеты, уничтожая монстров, создавая цивилизации и т.п. Над игровыми компьютерными программами работают тысячи высококвалифицированных специалистов, стараясь сделать каждую игру как можно привлекательнее и интереснее. В ход идут разнообразные сюжеты, в том числе и на историческую тематику. И после яркого экрана студенты оказываются на уроке, на котором образы создаются лишь при помощи слов преподавателя, небольших по формату фотографий, ограниченного количества картин на историческую тему, реже — при помощи видеофрагментов. Образы, рожденные на уроке, явно проигрывают образам компьютерным. Возникает вопрос: возможно ли использование компьютерных игр при изучении истории?



Проблема: молодежь любит играть в компьютерные игры и совершенно не любит читать книги и учебные пособия.

Предмет исследования - компьютерная игра как средство изучения истории.

Цель: соединить развлекательные интересы подростков с учебными, взять компьютерные игры в союзники при изучении истории.

Задачи:

  1. Рассмотреть возможности использования компьютерной игры как средства изучения истории.

  2. Проанализировать влияние компьютерных игр на познавательные интересы студентов.

  3. Создать дидактический материал на основе компьютерной игры.

  4. Использовать дидактический материал на занятии по истории

Методы исследования: анкетирование студентов, анализ анкет, изучение дополнительной литературы, опрос.

План реализации поставленных задач.

  1. Изучение литературы по данной проблеме

  2. Изучение компьютерных интересов студентов

2.1.Составление анкеты для студентов.

2.2.Проведение анкетирования.

2.3.Проведение анализа анкет.


  1. Практическое использование сюжетных игр при изучении истории

3.1.Разработка дидактических заданий на основе компьютерной игры и исторического источника.

3.2.Использование составленных заданий при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.



3.3.Проведение опроса среди студентов по итогам выполненной работы.

4. Заключение
Литературы, в которой рассматривается вопрос об использовании компьютерной игры в образовательном процессе, достаточно много. Но большинство авторов рассматривают возможность использования на уроках истории только обучающих и развивающих игр. Литературы, в которой авторы рассматривали бы возможность обращение к компьютерным сюжетным играм при изучении истории, очень мало. И чаще всего авторы таких статей высказывают позицию против. Возражение базируется на следующем тезисе: компьютерные игры имеют лишь косвенное отношение к истории, в них нет исторической точности, достоверности, которая в итоге приводит к искаженным историческим представлениям у обучающихся.[3]
Для изучения данной проблемы мы провели среди студентов анкетирование. Анкета состояла из следующих вопросов:

  1. Играете ли Вы в компьютерные игры?

  2. Используете ли Вы развивающие и обучающие программы?

  3. Играют в логические игры?

  4. Играете ли Вы в развлекательные игры?

  5. Играете ли Вы в игры с исторической тематикой?

  6. Какие игры с исторической тематикой Вам нравятся?

  7. Читаете ли Вы приложение, прежде чем начинаете игру?

  8. Какие знания вы получили, играя в компьютерную игру?

  9. Читаете ли Вы дополнительную литературу, играя в игры?

Анализ анкет показал следующие результаты:

Таблица 1.Отношение студентов колледжа к компьютерным играм

Категория

Количество студентов

Всего опрошено

43

Ответили полно

41

Имеют доступ к компьютеру

43

Используют его для игр

42

Используют развивающие и обучающие программы

0

Играют в логические игры

6

Играют в развлекательные игры

42

Играют в игры с исторической тематикой

22

Таким образом, в компьютерные игры играют практически все студенты. Наибольшей популярностью для большинства опрошенных пользуются развлекательные, в т. ч. сюжетные компьютерные игры. Более 50% студентов тратят время на игры с исторической тематикой.

Одно из главных преимуществ видеоигр заключается в том, что они могут симулировать реальность: отправлять нас в прошлое, воссоздавать исторические события, знакомиться нас с историческими персонажами.

Например, Серия Total war. Каждая часть этого тайтла имеет свою историческую эпоху и повествует о различных исторических событиях.

Так Napoleon: Total War посвящён периоду Наполеоновских войн в конце XVIII — начале XIX века и описывает одни из самых важных сражений такие как: битва под Лоди, бой при Арколе, битва у Пирамид, битва под Аустерлицем, Бородино, сражение при Дрездене, битва при Линьи и битва при Ватерлоо, Битва при Абукире и Трафальгарское сражение. Также исторически непоколебимо и достоверно

Total War: Shogun 2 посвящён «эпохе воюющих провинций» — периоду феодальной раздробленности Японии в XVI веке. Здесь же нас, как человека европейского склада знакомят с особенностями японской культуры и также по традиции описывают ключевые сражения в этой войне, такие как: ” Битва при Кавагоэ 1545, Битва при Окэхадзаме 1560, Битва при Каванакадзиме 1561, Осада Нагасимы 1574, Битва при Нагасино 1575, Морское сражение при Кицугавагучи 1578, Битва при Сэкигахара 1600

Таблица 2. Рейтинг популярности игр с исторической тематикой среди студентов колледжа

Игры с исторической тематикой


Кол-во упоминаний
в опросе


Ассассинс Крид (Кредо

7

Серия Total war ( Тотальные войны). Серия Napoleon( Наполеон)

15

Серия игр Civilization (Цивилизация)

3

Александр Македонский

4

Европа

6

Call of Duty World at war (Вторая мировая война)

9

Средневековье

3

Всадник

7

Казаки

4

Вывод: по результатам опроса можно сделать вывод о том, что круг игр с исторической тематикой, популярных среди студентов, весьма разнообразен. Но самыми популярными являются игры с военным сюжетом. Все игры относятся к категории стратегий и симуляторов.

В хорошо выполненной компьютерной игре с исторической тематикой играющий оказывается в гуще событий и ему необходимо изначально иметь определенный запас знаний для того, чтобы победить. Компьютерные игры часто содержат приложения в виде небольших справочных разделов. Разработчики игр пользуются услугами консультантов, иногда — участников реальных событий. Серия игр Civilization имеет свою энциклопедию под названием «Цивилопедия» (англ. Civilopedia) — интерактивная и богато иллюстрированная энциклопедия, расположенная внутри самой игры.

В качестве справочного руководства стала обязательным элементом всех последующих версий компьютерного игрового сериала Civilization. «Цивилопедия» содержит исчерпывающую информацию как обо всех элементах, так этапах игрового процесса и возможностей игрока. Наряду с исполнением функциональной задачи традиционного руководства содержала рекомендации по корректировке цивилизационного курса развития через комбинаторный перебор научных знаний. Благодаря образцовой простоте интерфейса и богатству визуального ряда малоподготовленный игрок получал возможность планировать прогресс научных знаний.

Таблица 3. Отношение студентов к приложениям:

Читаете ли Вы приложение, прежде чем начинаете игру?

Кол-во упоминаний в опросе

Да

14

Нет

15

Иногда

13

Вывод: большинство опрошенных студентов, к сожаленью, не читают приложений.

Таблица 4. Рейтинг знаний, полученных в играх с исторической тематикой

Какие знания вы получили, играя в компьютерную игру

Кол-во упоминаний в опросе

Знания о виды оружия, техники

12

Знания о стратегии ведения боя

6

Знания о жизни людей в прошлом

4

Знания о полководцах

5

Знания о событиях

3

никакие

12

Вывод: компьютерные игры позволяют получить разнообразную историческую информации.

Например, сериал Ассассинс Крид лучшим туристическим гидом. Например, собираетесь в Турцию - сыграйте в Ассассинс Крид Ревелейшонс. Уверяем вас, после этого вы станете смотреть на Стамбул другими глазами, и вам обязательно захочется пройтись по памятным местам. То же самое касается Рима, Венеции, Ватикана, Иерусалима и других городов фигурирующих в серии. Не будем рассматривать события, описываемые в игре, здесь-таки довольно вольно трактуют историю - оставим это на их совести. Заслуга разработчиков в другом - вот так вот ненавязчиво наши студенты узнают о существовании Макиавелли, Цезаро Борджиа, Джорджа Вашингтона и Сынов Свободы и других знаменитых исторических персонажей. И узнают о них в том объеме, которого достаточно для свободного исторического кругозора. В каждой части сериала имеется своя энциклопедия, где описываются личности, места, страны и обычай исторически достоверно.

Конечно, следует учитывать, что в компьютерных играх отсутствует объяснение причин тех или иных исторических событий, их последствий. В играх содержатся грубые ошибки, заложена многовариантность развития событий. Но в таком случае можно обратиться к специальной и художественной литературе, другим источникам дополнительной информации. Это в конечном итоге приводит к созданию у студента более полной картины исторических событий;
Таблица 5. Отношение к дополнительной литературе

Читаете ли Вы дополнительную литературу, играя в игры

Кол-во упоминаний в опросе

Да

10

Иногда

4

Нет

28

Вывод: большинство опрошенных не читают дополнительную информации, и у них может сложиться ошибочная картина событий.

Получив общую картину компьютерных увлечений студентов , мы пришли к выводу, что при правильной организации работы, компьютерные игры можно смело использовать при изучении истории. Для этого необходимо заинтересовать студента изучать приложения и дополнительную литературу. Совместно с преподавателем, мы создали комплект проверочных заданий по теме «Вторая мировая война» с использованием компьютерной игры «Call of Duty World at war» (рус. «Зов долга: Мир в войне»).



Описание игры:

Call of Duty: World at War (рус. «Зов долга: Мир в войне») — мультиплатформенная компьютерная игра, шутер от первого лица, разработана американской компанией Treyarch и издана Activision. Пятая игра в серии Call of Duty, а также последняя игра, где действие происходит во время Второй мировой войны.

Сюжет игры обращается к действиям Второй мировой войны. Одиночная кампания содержит две стороны — одна из них американская, которая предлагает игроку повоевать с японскими солдатами, и вторая советская, которая предлагает игроку повоевать с немцами.

Игра отражает исторические события в период 1942-1945 года. Начало повествование берет с нападения на Пёрл-Харбор, в виде пролога и пересказывает последствия этих событий, а параллельно отражаются события войны СССР и Фашистской Германией.

В игре представлены такие столкновения как: “рейд на атолл Макин”, “Битва за Пелелиу”, “Сражение за Зееловские высоты”, ”Взятие Берлина”.

Примеры заданий.

Задание 1: Используя содержание компьютерной игры и текст исторического источника заполнить таблицу:

событие

Его описание в источнике

Его описание в содержании компьютерной игре

соответствие

несоответствие

Нападение на Пёрл-Харбор













Рейд на атолл Макин













Битва за Пелелиу













Сражение за Зееловские высоты













Взятие Берлина














Задание 2: Ответьте на вопросы:

1.В игре знамя над рейхстагом водружает главный герой советской компании Петренко. Кто на самом деле водрузил знамя Победы над рейхстагом 2 мая 1945г.?(рядовой Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария- солдаты 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта)


2.Кто в компьютерной игре является прототипом Генриха Амселя? (Генерал фельдмаршал немецкой армии Фридрих фон Паулюс)


Задание 3. Верны ли следующие факты из компьютерной игры:

1.В миссии «Вендетта» действие происходит в 1942 году. На форме Резнова видны погоны( Нет, т.к. погоны были введены в Красной Армии только в 1943 году).

2.В игре представлены такие виды оружия как: винтовки (Springfield M1903A4, Arisaka Type 38,Винтовка Мосина),пистолеты (Mauser 98k, в игре называется Kar98k), пистолеты-пулеметы (ППШ-41 Type 100), дробовики(Winchester Model 1897) и другие. ( Да, арсенал и техника полностью соответствует реальным образцам)

3.В советской компании ПТРС-41 представлено как снайперская винтовка ( Нет, на самом деле это противотанковое ружье)

Данные задания были использованы в качестве одного из вариантов самостоятельной внеаудиторной работы по теме «Вторая мировая война». После выполнения этих заданий среди студентов был проведен опрос. Вот некоторые отзывы:

Сергей Л.: «Чтобы выполнить задания, мне необходимо было более осознанно вникать в суть игры. Было интересно искать соответствие и несоответствие».

Алексей С.: «Задания заставили читать учебный материал. Я убедился, что многие факты не соответствуют действительности. Например, в игре нападение на Перл- Харбор произошло в 1942г. На самом деле - в 1941г.»

Николай Ш.: «Интересно было найти реальных прототипов героев, представленных в игре. Некоторые фамилии я узнал впервые».

Вывод: исследования показали, что при изучении одного и того же материала с помощью учебной литературы и компьютерной игры повышается мотивация к изучению дисциплины, развивается логическое мышление, способность к анализу, растет интерес к изучаемому предмету.

Заключение

Компьютерная игра дает уникальную возможность в игровой форме пережить исторические события, что, в свою очередь, ведет к устойчивому интересу к тому или иному периоду истории. Они расширяют восприятие, вырабатывают помогают развивать способности делать выводы и применять правила логики.

Литература:

1.Кафаи Э. Игра и технология. Изменение реалий, новый потенциал // Игра со всех сторон. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2003.



2.Круглов Д. Игромания. № 12/2000.

3.А.С. Шапкин. «Компьютерная игра: новая область психологических исследований» //Психологический журнал 1999, №1

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал