Трансформация традиционной переписи населения и новые технологии: зарубежный опыт



Скачать 223.26 Kb.
Дата13.02.2017
Размер223.26 Kb.
Просмотров69
Скачиваний0

Трансформация традиционной переписи населения и новые технологии: зарубежный опыт

Изменяется само общество, что ведет к растущим сложностям его учета (снижение активности населения, осознанный отказ участвовать в государственных мероприятиях, рост индивидуализма, мобильности), в то же время потребность в получении информации о направлениях этих изменений, она постоянно растет. Национальные статистические агентства многих стран указывают в своих сообщениях в рамках конференций Европейских статистиков на несвоевременность получения и быстрое устаревание данных традиционной переписи.

Методологические изменения проведения переписей населения в 1990-2010 гг. можно рассмотреть в нескольких плоскостях: «горизонтальной», «вертикальной», «диагональной». Для первого типа характерна полная или почти полная смена метода переписи населения; для второго – расширение методов сбора данных, без смены методологической базы переписи; для третьего как смена общего методологического подхода, так и способов получения информации или увеличение их числа. Конечно, достаточно сложно четко разграничить изменения «по горизонтали» и «по вертикали», между этими направлениями изменений есть определенная взаимосвязь. Но рассмотрение тенденций в подобном ключе все же позволяет классифицировать изменения и сделать некоторые обобщения.

Крайними вариантами взаимодействия государства и общества в контексте проведения переписей населения являются, с одной стороны, непосредственное (личное) интервью со всеми респондентами (традиционная перепись с полным обходом счётчиками с бумажным переписным листом), с другой, - получение данных из существующих административных источников (регистров) при отсутствии какого-либо контакта с респондентом. Именно на сокращение длительности и числа этих контактов, при одновременном повышении точности, направлены многие усилия.

Сравнение распределения стран по методам переписи и сбора информации в 2000 и 2010 гг., позволяет охарактеризовать этот период как «время решительных действий».

«Горизонтальное» направление изменений

Основная тенденция - уменьшение числа стран, проводящих традиционную перепись населения, преимущественно за счет расширение числа стран, использующих комбинированные методы1, а также пополнение группы стран, использующих только регистры для проведения переписи населения (Табл. 1).



Таблица Распределение 40 европейских стран по методам переписи в 2000 и 2010 раундах

  2010

2000


Традиционная

Комбинированная

Регистры

"Скользящая"

Всего

Традиционная

20

5

1

1

27

Комбинированная

 

6

 

 

6

Регистры

 

 

3

 

3

Не проведена

1

2

1

 

4

Всего

21

13

5

1

40

Источник: [1]

«Вертикальное» направление изменений

Пока лишь для меньшинства стран можно определить приоритетность способа получения ответов от респондентов, в зависимости от числа ответивших. Данные по тем странам, где удалось получить подобную информацию (табл. 2), свидетельствуют о росте числа стран использующих более 1 метода доставки и сбора опросных листов. Доминирование 1 из нескольких способов не является обязательным, доли ответивших могут распределяться более или менее равномерно (Италия, Болгария, Португалия), при этом заполнение переписных листов он-лайн становится распространенной альтернативой счетчику с переписным листом.



Таблица Доля населения, ответившего указанными способами в переписи населения, по некоторым странам, %

Страна

Раунд

Интервью

Самозаполнение

Бумаж-ный

Электрон-ный

Телефон

Счетчики

Почта

Стац. участки

Интернет

Италия

2011

 

 

 

12%

23%

32%

34%

Венгрия

2011

65%

 

 

16%

 

 

19%

Португалия

2011



 

 

50%

 

 

51%

Словакия

2011

 

 

 

94%

 

 

6%

Болгария

2011

59%

 

 

 

 

 

41%

Великобритания

2011

 

 

 

+

+

 

15%

США (обследование)

2005

 

38%

9%

 

51%

 

 

США (перепись)

2010

26%

 

 

 

74%

 

 

Канада

2011

2%

 

 

19%

25%

 

54%

Новая Зеландия

2006

 

 

 

+

+

 

7%

Бразилия

2011

 

> 99%

 

 

 

 

<1%

Источник: составлено по [2] , информации сайтов национальных статистических комитетов.

Происходит широкое использование мобильных электронных устройств, когда переписчик сразу вносит ответы респондентов во время интервью в мобильное электронное устройство. В 2010 г. Бразилия не использовала бумажные опросные листы; Польша, Латвия, Эстония при сплошном обходе применяли только мобильные устройства; США, Израиль, Испания, Турция во время выборочного обследования также использовали портативные устройства.



Новая роль интернета

Как видно из таблицы 2 главная тенденция - рост числа стран, тестирующих интернет как один из способов самозаполнения переписных листов. В раунде 2000 г. интернет использовали в 4 странах (Австралия, Испания, Бельгия, Швейцария), в раунде 2010 г. уже 24 страны из рассмотренных 55 стран. К ним относятся как страны традиционной переписи, так и те, где применяются комбинированные методы.

Несмотря на общий рост числа стран, использующих интернет-перепись, отмечается большая дифференциация доли населения, ответившего он-лайн, по странам. В таких странах традиционной переписи как Канада, Португалия, Болгария, Австралия электронное заполнение переписного листа становится вторым, а порой и первым методом сбора информации. Дифференциация уровня интернет-участия в переписи внутри страны может быть существенна: в Великобритании процент населения варьировался от 9,5% до 29,9% по графствам, в Португалии от 36% до 70%. Подобная ситуация требует разработки разных стратегий сбора информации в разных регионах.

Рисунок Доля населения ответившего по интернету в 2010 раунде переписей населения в некоторых странах, %

Источник: составлено по докладам стран на конференциях ЕЭК 2012 г., информации сайтов национальных статистических комитетов.

В странах, использующих интернет 2 раз в переписи, отмечается положительная динамика он-лайн участников, в среднем доля населения, воспользовавшаяся интернетом, увеличилась в 3 раза между последними раундами (Канада, Австралия).

Несмотря на желание представить и сопоставить финансовую экономию стран в зависимости от количества населения, участвовавшего в интернет-переписи, на основе рис.1, оценить это, даже приблизительно, невозможно. Во многом потому, что моменту нажатия респондентом кнопки «подтвердить» и «отправить» предшествуют весьма различные по содержанию, операционным затратам и сложности организации мероприятия, обеспечивающие доступ к учетной записи. Каждый из этих способов предполагает совершенно различные затраты, что непосредственно влияет на общий объем затрат. Способы доступа к учетной записи для заполнения электронной версии переписной листа можно разделить на следующие группы:


  • использование уже имеющихся у населения способов идентификации: паспорта, ID карты, PIN кода, системы интернет-банкинга, электронной подписи (Латвия, Литва).

  • получение пароля по электронной почте (Болгария).

  • рассылка всем респондентам письма (если доступна информация об адресе домохозяйства), содержащего пароль для доступа к учетной записи (Испания, Швейцария, Канада). По завершению определенного периода, в течение которого респонденты должны отвечать он-лайн, рассылка бумажного переписного листа или посещение счетчиком, тех, кто не ответил по интернету.

  • рассылка или доставка счетчиком бумажного переписного листа всем респондентам, с содержащимся в нем паролем для доступа к учетной записи (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Италия, Португалия, Чехия).

Наиболее сложная система привлечения населения к участию в интернет-переписи разработана в Канаде, система предусматривала разную стратегию для разных групп населения. Изначально были выделены две группы, к первой были отнесены те жилые единицы, куда в принципе возможна почтовая доставка (есть и адрес и имя респондента) и которые попадали в районы с высокими показателями он-лайн участия в прошлой переписи. В первую группу попали 80% жилых единиц страны, во вторую все остальные 20%, куда счетчики самостоятельно разносили переписные листы. Далее предусматривалась трехступенчатая система напоминаний о необходимости заполнить переписные листы, только на последней стадии счетчик выходил в поле для установления личного контакта с респондентом (см. блок-схема 1). Подобная система показала очень хорошие результаты (табл. 3), Канада стоит на 2-ом месте по доли населения, ответившего по интернету.


Блок схема 1 Методология сбора переписной информации в Канаде, 2011 г.

Методология сбора данных

Нет адресов:

20% жилых помещений

Рассылка письма с кодом доступа к интернету и телефон для запроса бумажного варианта: 75%

Письмо-напоминание с кодом доступа и телефоном для запроса бумажного варианта

Телефонное уведомление

Рассылка бумажных переписных листов, содержащих код доступа к интернету: 25%

Разнос и сбор счетчиками бумажных переписных листов, содержащих код доступа к интернету: 18%

Личное интервью (коренные народы, северные территории): 2%

Есть адреса:

80% жилых помещений

Безадресное почтовое уведомление

Установление личного контакта, интервью

Установление личного контакта, интервью

Рассылка бумажных переписных листов, содержащих новый код доступа к интернету

Источник: составлено по [3]

Таблица Структура опрошенного населения различными методами в ходе переписи населения в Канаде в 2011 г., %


 

Почта

Интернет

Горячая линия

В ходе последующей деятельности в связи с отсутствием ответа

Отсутствие ответа

Всего

Группа 1

16,1

71,6

0,7

9,1

2,3

102,1

Группа 2

50,1

25,8

0,8

20

3,4

103,5

Источник: [3]

Внедрение интернета в систему сбора данных переписи необходимо рассматривать как долгосрочный проект, который может показать свою эффективность в длительной перспективе. В Швейцарии, в одной из первых стран применившей электронную версию опроса в 2000 г., доля населения, ответившего по интернету, составила 4,2%, что было оценено национальным статистическим агентством как положительный результат.

Опыт стран показал, что предсказать уровень интернет-активности населения в рамках переписи не всегда удается. Активность населения может как превышать планируемый уровень, так и быть ниже ожидаемого уровня активности, в т.ч. прогнозируемого на основе данных предварительной переписи (табл.4).

Показателен опыт Португалии, когда по трем обследованиям, проводившимся в 2008-2010 гг., доля населения ответившего он-лайн от опрошенного населения составляла 14%, 9% и 13,4% соответственно. В процессе проведения самой переписи этот показатель вырос в 4-5,5 раза. Опыт Великобритании был противоположным, уровень он-дайн ответов был на 60% ниже ожидаемого показателя, хотя степень проникновения интернета в стране достаточно высока, 50-80% домохозяйств в каждом регионе имеет широкополосный доступ в интернет.



Таблица Соотношение ожидаемой и реальной доли населения, ответившей он-лайн, от числа тех, кому это было технически доступно, %

 

2006

2011

Ожидания

Результат

Ожидания

Результат

Латвия

проводится 1 раз в 10 лет

10

30

Великобритания

25

15

Болгария

Ожидали меньше

41

Португалия

13,4

51

Япония

не использовался

2,4-5,5

8

Швейцария

н.д.

4,2 (2000)

н.д.

н.д.

Канада

9

18

35-40

54

Австралия

7,9

9

н.д.

30

Новая Зеландия

15

7

20-30

не проведена

Источник: доклады национальных статистических служб на конференциях ЕЭК 2010-2012 гг.; интернет сайты национальных статистических служб; [4]

Возникает необходимость наличия альтернативных вариантов действий (счетчиков, переписных листов), в случае низкой активности, что может вести к росту общих затрат. В случае высокой интернет-активности населения система должна быть спроектирована таким образом, чтобы предоставить возможность отвечать большому числу респондентов одновременно при высоком уровне защиты данных и конфиденциальности предоставляемой информации. Как показал опыт Прибалтийских стран, может потребоваться продление сроков интернет-переписи, если интенсивность заполнения не спадает.

Помимо инфраструктурных факторов (доступности и скорости интернета), лимитирующих уровень интернет-активности населения, существенную роль могут играть следующие причины:


  • наличие у респондентов бумажной версии переписного листа параллельно с проведением интернет-переписи;

  • слабый акцент в рамках рекламной кампании на предпочтительность участия в электронной переписи населения;

  • зависимость оплаты счетчика от заполненных (розданных и собранных) бумажных анкет.

Национальный статистический офис Великобритании связывает с низкой интернет-активностью граждан в ходе переписи населения в Великобритании в 2010 г. первые два, из обозначенных факторов.

Среди, несомненно, позитивных и важных результатов использования интернета можно отметить качество получаемых данных. Национальные статистические агентства, проведшие сравнение качества данных, полученных в бумажной и электронной форме, отмечают лучшее качество последних. С одной стороны, это может быть связано с особенностями выборки (выше образовательный уровень), с другой стороны, дизайном электронной версии анкеты: наличием подсказок о пропущенных полях, выбором ответа из раскрывающего списка, невозможностью перейти к следующему полю, если не заполнено предыдущее, предварительным логическим контроль ответов и подсказками о возможных ошибках заполнения.

В то же время положительные оценки качества данные, полученных он-лайн, не зависели от общего уровня он-лайн активности населения в переписи. На них указывают как специалисты из Великобритании (15%), так и Португалии (51%), Канады (54%).

Эффективное использование интернета предполагает наличие актуальных адресных баз зданий и жилых единиц, поскольку на определенном этапе переписи (после завершения интернет-переписи или параллельно с ней) необходимо иметь инструмент, позволяющий оперативно оценить масштаб участия и конкретные адреса, куда надо направлять переписчиков или рассылать анкеты по почте. Также это требуется для соотнесения членов одного домохозяйства участвовавших и не участвовавших в интернет-переписи. Переписи в Австралии, Новой Зеландии 2006 г., по замечаниям специалистов этих стран, были все еще очень затратные в части сбора и раздачи переписных листов, во многом потому, что в этих странах отсутствовал регистр адресов. Статистическое управление Португалии отмечает, что дополнительная сложность заключалась в отсутствии заблаговременно составленного файла адресов жилищ, что потребовало дополнительных контрольных процедур для идентификации всех ответов.



Адресные базы и геокодирование строений

Национальные статистически агентства осознают потребность пользователей в данных по мелким территориальным образованиям. Переписные данные могут быть агрегированы по единицам административно-территориального деления страны и/или переписным единицам учета и/или на основе регулярной географической сетки, с заданным разрешением2.

Чем выше уровень агрегирования и крупнее сами административные единицы, тем картина явления менее показательна, ускользают важные локальные различия и сходства. Поскольку география социально-экономических и демографических явлений сложнее, нежели ее отражение в рамках административных границ, нельзя не сказать о нарастающей тенденции геокодирования строений - привязывании домов, адресов к географическим координатам (x, y), в рамках обновления адресных баз жилых строений.

Цели создания, объединения или обновления адресных баз могут быть разные. Например, стандартизованный адрес может быть связующим элементом (аналог идентификационного номера) для соединения данных из разных административных баз (Германия), может служить повышению точности почтовой рассылки и выявлению адресов и членов домохозяйств, не вернувших анкеты (Великобритания) или выступать инструментом повышения качества опроса и дальнейшего анализа данных (Италия). Одной из задач в подготовке подобной базы является именно геокодирование строений и установление полного соответствия между адресом и жилым строением. Последнее важно, поскольку опыт стран показал, что это соответствие не всегда однозначное – адресу могут соответствовать более 1 жилого строения и, наоборот, 1 жилое строение, может иметь более 1 адреса.

Создание национальных стандартизированных баз адресов и жилых строений может осуществляться на основе децентрализованных муниципальных данных. В ходе подготовки к переписи создание или обновление регистров адресов жилых строений является первым этапом, во многом инициированным самим статистическим агентством. В ряде случаев оно же отвечает за его создание, обновление и является в таком случае статистическим регистром.

Гоекодирование строений в рамках обновления адресных баз жилых строений открывает широкие возможности для анализа данных. Анализ географии явлений, на основе подобным образом локализованных в пространстве данных, возможен вне зависимости от конфигурации административного территориального деления и его изменения со временем (рис. 2). Помимо этого, становится возможным наличие постоянно актуальных данных для выборочных обследований, в т.ч. обследований охвата переписи, а также в целом повышает охват переписи.



Рисунок Плотность населения в долине Циллерталь в Австрии в границах муниципальных образований (слева) и на основе регулярной сетки (grid, площадь ячейки 500 м2) (справа)

Источник: [5]

Возможно, географические координаты зданий уже имеются в ведении какого-либо ведомства, как было, например, в Германии или Австрии, где данные преимущественно были получены в результате сотрудничества с государственными организациями, отвечающими за подобный учет. В Германии адресные данные Федерации с привязкой к географическим координатам (GAB) стали третьим источником для создания регистра адресов и зданий. В Израиле в 2012 г. также планировалась полевая работа по геокодированию зданий, которые будут впоследствии сопоставлены с уже существующими в регистре данными. В Североевропейских странах, части Прибалтийских и некоторых странах Центральной Европы (Чехии, Словении, Венгрии, Австрии) данные о жилых строениях, привязанных к географическим координатам, доступны из других баз государственных данных и были также использованы в процессе переписи.

Но не всегда возможно в широком объеме использовать уже имеющуюся информацию из-за ее качества, степени охвата и др. причинам. В Испании и Италии обратились сначала к данным Кадастра, но не более 1/5 информации соответствовало целям переписи. Поэтому большая часть работы по геокодированию строений была проведена в процессе подготовки и проведения переписи. В Италии строения, в муниципальных образованиях с численностью населения более 20 тыс. чел. (53% населения страны), были геокодированы за 6 месяцев до критического момента переписи, в рамках обследования «Регистрации номеров домов», остальные при обходе. В Португалии процесс привязки зданий к географическим координатам начался еще к переписи 2001 г. и был завершен в 2011 г. В Польше эта задача осуществлялась во время переписи 2010 г. или в процессе подготовке к ней.

***


Таким образом, число стран, использующих интернет в ходе переписи, будет стремительно расширяться, поскольку это ответ на существующие потребности общества. В сообщениях статистических агентств США, Франции, Японии очерчиваются подобные планы.

В ситуации, когда интернет будет являться обыденным элементом образа жизни населения нашей страны или хотя бы какой-то ее части, его отсутствие в ходе переписи может вызывать негативное отношение к самой переписи населения и снижать охват. В рамках начавшегося обсуждения будущей переписи 2020 г. Росстатом предлагается использование интернета [6]. В качестве идентификатора для доступа к учетной записи предлагается использовать страховой номер индивидуального лицевого счета Пенсионного фонда. Конечно, использование интернета будет отвечать ожиданиям определенных возрастных и социальных групп общества, что является позитивным изменением. В то же время внедрение интернета потребует широкомасштабной работы и в другом направлении - актуализации адресных баз жилых строений и жилых единиц, с целью идентификации ответивших.

В настоящее время Росстатом предлагается тестирование планшетных компьютеров, что отвечает международным тенденциям [6]. Было бы желательно, чтобы они использовались не только для электронного заполнения переписного листа во время интервью с респондентом. Многостороннее использование - прежде всего для актуализации адресных баз жилых строений, геокодирования строений, повышения качества обхода, путем обеспечения переписчика картографическими приложениями и актуальными адресными базами, безопасности и контроля за работой переписчика - повысило бы как качество самой переписи, так и эффективность использования технологий и техники.

Все эти задачи в совокупности затрагивают множество аспектов подготовки и проведения переписи, по каждому из которых требуется целенаправленная работа. Возможно, они более трудоемкие, чем только разработка электронной версии переписного листа, но именно подобный комплексный подход использования технологий мог бы способствовать качественному рывку вперед. Если Росстату удастся осуществить намеченные задачи, то в рамках пробной переписи 2015 г. необходимо испытать все возможности с целью накопления как положительного, так и отрицательного опыта.



Литература

  1. Poalo Valente Census taking in Europe: how are populations counted in 2010?// Population and societies, №467, 2010

  2. Рабочие документы и доклады стран на семинаре «Challenges for future population and housing census based on lessons learned from last census round» на пленарной сессии конференции ЕЭК, 6 июня 2012 г, г. Париж.

  3. Доклад Статистического управления Канады на конференции ЕЭК «Изменения в канадской системе переписи населения», 14 совещание, 24-25 мая 2012 г., г. Женева.

  4. Доклад Tracy Moore, Lorna Bailie, Graeme Gilmour «Building a Business Case for Census Internet Data Collection» на Международном симпозиуме статистиков «Data collection: Challenges, Achievements and New Directions», Канада, 2008 г.

  5. Презентация доклада Ingrid Kaminger «Geodata - Access and Necessity of small area statistics Grids in Austria and Europe» на конференции IAOS в Киеве 12-14 сентября 2012.

  6. Расширенное заседание Общественный совет при Росстате 23.10.12. Раздаточные материалы. РИА Новости; Доклад Суринова А. Е. на научно-практической конференции «Всероссийская перепись населения: опыт и перспектива», Росстат, 27-28 ноября 2012 г. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/conf/pril.htm (дата обращения 15.01.2013).

1 Комбинированные методы представляют собой сочетание административных данных из регистров и других данных, таких как: сплошной опрос населения, специально разработанное выборочное обследование или несколько выборочных обследований разного уровня, существующее выборочное обследование.

2 В рамках европейскоо проекта GEOSTAT 1A, по созданию статистики населения, на основе регулярной географической сетки (grid-based statistics), наиболее востребованным размером ячейки для публикации и картографического анализа статистики населения признан 1 км2. Но страны публикующие статистик населения, на основе регулярной географической сетке, могут по своему усмотрению публиковать данные и более мелкого масштаба. Например, для крупных городов расширение может быть 0,25*0,25 км2.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал