Тесты тестов 14 компьютерра



Pdf просмотр
Дата15.02.2017
Размер0.9 Mb.
Просмотров117
Скачиваний0
ТипТесты

ТЕМА НОМЕРА
тесты тестов
14
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008

КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
15
С
тало быть, испытуемому остается лишь угадать ответ — на логику опираться бессмысленно. Что это — злой умысел, халтура, или у этих тестов просто иные зада- чи? Автор второй статьи темы, психолог Дина Рамендик, объясняет, что на самом деле тесты интеллекта измеряют массу параметров, по которым население удобно классифицировать, но только не ум в прямом смысле слова (впрочем, еще никому не удалось дать исчерпывающее определение ума).
Сегодня нас тестируют на каждом шагу, а главные тесты, раз- умеется, собраны в ЕГЭ. Многие преподаватели ведущих универ- ситетов и школ считают введение тотального тестирования по ЕГЭ национальной катастрофой. Их аргумент — сама форма теста убивает творческое начало, а развитие этого начала и есть главная цель всякого образования. Слышна критика и с другой стороны — утверждают, что тесты ЕГЭ действительно наносят огромный вред, но лишь потому, что не опираются на подлинную тестологию.
Забавно, что необходимость осторожного отношения к тестам косвенно подтверждает самый знаменитый из них — тест Тьюринга, беседа с невидимым партнером, по ответам которого предлагается сделать вывод, машина или человек с вами говорит. Поверим ли мы в то, что с нами говорит человек, если будем совать за ширму бланки ЕГЭ, а в ответ получать стопроцентные результаты? Впро- чем, и геометрические задачи обычных вступительных экзаменов компьютер уже давно решает столь же уверенно. Что ж, возможно, искусственный разум скоро даст и точную оценку наших с вами ум- ственных сил.
Тесты, которые
нас сортируют
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
В сегодняшней теме номера читатель познакомится с неожиданными результатами пристального ана- лиза некоторых распространенных тестов IQ. Известный математик, академик РАН Виктор Васильев взялся решать логические задачи из популярных тестов Айзенка — и с изумлением обнаружил, что большинство решений, даваемых автором тестов, неверны.
ТЕМА НОМЕРА
ТЕСТЫ ТЕСТОВ
Л
ЕОНИД
Л
ЕВКОВИЧ

АСЛЮК

ТЕМА НОМЕРА
тесты тестов
16
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
П
оэтому признание и авторитет в Первом Мире — аргу- мент, действующий почти безотказно. На рассудочные доводы вам возразят: «А вот в развитых странах…», и продолжать спор будет столь же неприлично, как оспа- ривать Священное Писание. Об одном из таких авторитетов я и собираюсь поговорить в связи с наукой тестологией, играющей все большую роль в нашей жизни.
Итак, «в развитых странах» при найме на работу (и для дру- гих назначений) довольно часто используется система тестов, на основании которых испытуемым присваивается числовой показа- тель, именуемый IQ (что его изобретатели расшифровывают как
Intelligence Quotient — коэффициент интеллекта).
При стандартных испытаниях на IQ предлагается за определен- ный срок (обычно 30 или 90 минут) ответить на сорок вопросов.
Примеры таких комплектов задач даны в книжке [1], написанной
Г. Айзенком (Hans Eysenck) — как сказано в аннотациях, «клас- сиком современной психологии» и «самым знаменитым исследо- вателем IQ». Правда, сам он во введении к книге демонстрирует примерную скромность, обвиняя журналистскую братию в абсо- лютном невежестве (utter ignorance), состоящем в том, что они-де несправедливо провозглашают его изобретателем IQ и человеком, доказавшим наследственный характер IQ; однако же не вызывает сомнений, что именно ему эти тесты обязаны своей популярно- стью, устоявшейся структурой и набором типов задач.
Вероятно, в связи с тем, что в понятие интеллекта традиционно включается способность к логичному мышлению и наличие про- странственного воображения, в каждом из восьми тестов, приве- денных в [1], содержится по две «логические» и по две «геометри- ческие» задачи. Их я и хочу прокомментировать.
ЛОГИКА
Во всех шестнадцати логических задачах в качестве условия дается несколько утверждений о наличии общих элементов у некоторых до- вольно экзотически определяемых множеств или о том, что одно из
Самый лучший IQ-тест
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ПОПУЛЯРНЕЙШИХ ТЕСТАХ ИНТЕЛЛЕКТА
В
ИКТОР
В
АСИЛЬЕВ
Весь мир куда-то глобализуется, и мы должны глобализоваться туда же, и отклонение хотя бы в де- талях (и даже скорее в деталях и форме, чем в содержании) воспринимается как опасное вольно- думство; напротив, точное соблюдение подробностей крайне приветствуется нашими партнерами из
Первого Мира и даже служит порой индульгенцией для несоответствия по существу.
ОБ АВТОРЕ
Виктор Васильев,
академик РАН, главный научный сотрудник Ма- тематического института им. В. А. Стеклова РАН
Сокращенный вариант.
Полностью статья публикуется на сайте www.mccme.ru/edu, в разделе «Статьи».
тесты тестов
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
17
этих множеств является частью другого. Затем заявляется, что еще одно утверждение такого типа является следствием приведенных условий; испытуемый должен ответить на вопрос, верно ли послед- нее высказывание.
Вариант 1, задача 11
Некоторые тракторы — кувшины; а у большинства кувшинов оран- жевые носы; все те, у кого носы оранжевые, крякают; таким обра- зом, некоторые из тех, кто крякает, — тракторы.
1
Не следует пугаться этих странных заявлений: по сути, это стан- дартная задача на алгебру и логику теории множеств. Просто вме- сто нудных букв A, B, C и т. д. для обозначения каких-то абстрактных множеств используются другие имена — тракторы, кувшины, «те, кто крякает» и т. п. Высказывание «некоторые тракторы — кувши- ны» означает, что соответствующие множества пересекаются (то есть существуют объекты, входящие и в то множество, и в другое); высказывание «все корабли — пингвины» означает, что первое множество — часть второго. Высказывание «все телефоны боят- ся книжных шкафов», вероятно, следует понимать как отсутствие у двух множеств общих элементов (хотя «классику современной психологии» следовало бы знать, что боязнь себе подобных — яв- ление всего лишь ненормальное, но не невозможное). Поэтому эти формулировки вовсе не страшны. Страшно другое.
Авторский ответ на данную задачу: последнее высказывание
истинно.
Этот ответ неверен: на диаграмме показана ситуация, в которой все условия выполнены, а заключение — нет. (Далее на всех диаграммах множества схематически изображены именованными прямоугольни- ками; имя каждого прямоугольника полностью в нем помещается.)
ТРАКТОРЫ
ТЕ, КТО КРЯКАЕТ
ОРАНЖЕВОНОСЫЕ
КУВШИНЫ
Вариант 1, задача 25
Все корабли — пингвины, а у всех пингвинов на ногах растут газоноко- силки; кроме того, некоторые пингвины едят холодильники; и все фены едят холодильники. Но никто из тех, у кого на ногах растут газонокосил- ки, не является феном; так что ни один корабль не ест холодильники.
2
Авторский ответ и объяснение: ложно. Некоторые корабли едят
холодильники.
Хотя ответ верен, обоснование ошибочно. На самом деле заве- домо ложным при данных условиях является не высказывание «ни один корабль не ест холодильники» (на основании условий досто- верное утверждение о его истинности или ложности сделать невоз- можно), а утверждение (выраженное словами «так что») о том, что это высказывание следует из условий. На диаграмме показана схе- ма пересечений множеств, противоречащая авторскому утверж- дению: она удовлетворяет всем данным задачи, но в ней ни один корабль не ест холодильники.
ТЕ, У КОГО НА НОГАХ РАСТУТ ГАЗОНОКОСИЛКИ
ЕДОКИ
ХОЛОДИЛЬНИКОВ
ПИНГВИНЫ
КОРАБЛИ
ФЕНЫ
Вариант 2, задача 14
Некоторые гоблины — снежинки; некоторые снежинки хорошо играют в баскетбол; у всех, кто хорошо играет в баскетбол, по три головы; следовательно, все те, у кого по три головы, — гоблины.
3
Авторский ответ: истинно.
Этот ответ неверен. Более того, возможен вариант, когда никто из тех, у кого по три головы, не является гоблином (см. диаграмму).
ТРЕХГОЛОВЫЕ
ГОБЛИНЫ
БАСКЕТБОЛИСТЫ
СНЕЖИНКИ
Вариант 3, задача 11
Решена автором правильно. Поэтому я не осмеливаюсь нарушить авторское право и опубликовать условие этой задачи. С другой сторо- ны, я надеюсь, что несанкционированная публикация неправильных задач наносит не столь большой ущерб интеллектуальной собствен- ности, чтобы прийти в противоречие с законом. (То же относится к остальным четырем верным задачам: №№ 3 и 26 из варианта 4 и №№ 11 и 23 из варианта 8.)
Вариант 5, задача 13
Все ящики — гитары; все гитары — хорошие борцы. У некоторых хороших борцов перепончатые лапы; следовательно, у некоторых ящиков перепончатые лапы.
4
Авторский ответ: верно.
Этот вывод неверен, как показывает диаграмма.
ПЕРЕПОНЧАТОЛАПЫЕ
БОРЦЫ
ЯЩИКИ
ГИТАРЫ
Вариант 5, задача 29
Все носки — лягушки, и у всех лягушек по четыре клюва; все огни умеют готовить пищу, а у всех, кто умеет готовить пищу, по четыре клюва; некоторые лягушки умеют пищать. Все носки — огни, следо- вательно, некоторые огни пищат.
5
Авторский ответ: верно.
Этот вывод ошибочен, как показывает диаграмма.
ПИСКУНЫ
4-КЛЮВЫЕ
ОГНИ
УМЕЮЩИЕ ГОТОВИТЬ
ЛЯГУШКИ
НОСКИ
Вариант 6, задача 22
Все перья — шоферы и всегда выкидывают бананы из окна. Лягуш- ки иногда могут бросить дротик на три мили, как и некоторые лимо- ны. Лимоны — ходули и всегда выкидывают бананы из окна. Следо- вательно, и перья, и ходули всегда выкидывают бананы из окна.
6
Авторский ответ: истинно.
Этот ответ неверен. Невозможно сделать вывод, что все ходули удовлетворяют какому-то условию, не имея ни одного условия, так-
1 В оригинале: Some tractors are jugs; and most jugs have orange noses. All with orange noses quack; therefore some that quack are tractors. Мы всюду цитируем русский перевод, указанный в списке литературы.
2 All ships are penguins, and all penguins have lawnmowers growing on their feet; also, some penguins eat fridges; and all hairdriers eat fridges. But none with lawnmowers growing on their feet are hairdriers; therefore no ships eat fridges.
3 Some goblins are snowflakes; and several snowflakes are good at basketball; all that are good at basketball have three heads; therefore all that have three heads are goblins.
4
All boxes are guitars; and all guitars are good wrestlers. Some good wrestlers have webbed feet; so some boxes have webbed feet.
5
All socks are frogs and all frogs have four beaks; also some lights can cook and all that can cook have four beaks, and some frogs squeak. All socks are lights, therefore some lights squeak.
6 All feathers are car drivers and always throw bananas out of windows. Frogs can sometimes throw a javelin three miles, as can some lemons. Lemons are pogo sticks and always throw bananas out of windows. Therefore feathers and pogo sticks both always throw bananas out of windows.
Самый лучший IQ-тест

ТЕМА НОМЕРА
тесты тестов
18
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
же относящегося ко всем ходулям (а не к их части, состоящей из лимонов). Точнее, такое утверждение можно сделать только в том случае, когда совокупность вводной информации внутренне проти- воречива; как показывает диаграмма, в данном случае это не так.
ЛЯГУШКИ
БРОСАЮТ ДРОТИК
ВЫКИДЫВАЮТ БАНАНЫ
ПЕРЬЯ
ХОДУЛИ
ШОФЕРЫ
ЛИМОНЫ
Вариант 7, задача 12
Все кукурузные хлопья — лошади. Все кукурузные хлопья носят красные пуговицы и иногда играют в бинго. Пшеничные лепешки иногда играют в бинго. Алмазы — пшеничные лепешки, следова- тельно, алмазы и лошади иногда играют в бинго.
7
Авторский ответ: верно.
Условие задачи можно понимать тремя разными способами (что само по себе является существенным недостатком), так как выска- зывание «алмазы и лошади иногда играют в бинго» допускает три различных интерпретации. Во всех трех случаях авторский ответ ошибочен.
Первое понимание: каждый алмаз и каждая лошадь иногда играет в бинго. В этом случае авторский ответ ошибочен по той же причине, что и в предыдущей задаче: невозможно сделать достоверное утверж- дение обо всех лошадях, имея информацию только о тех из них, кото- рые одновременно являются кукурузными хлопьями (см. диаграмму).
ХЛОПЬЯ
ИНОГДА ИГРАЮЩИЕ В БИНГО
ЛОШАДИ
НОСЯТ ПУГОВИЦЫ
АЛМАЗЫ
ЛЕПЕШКИ
Второе понимание: бывают моменты времени, когда какие-то алмазы и какие-то лошади играют в бинго. В этом случае ответ оче- видно неверен, потому что нигде в условии ничего не сказано о том, кто с кем играет одновременно.
Наконец, третье понимание: бывают моменты, когда какие-то ал- мазы играют в бинго, и бывают (быть может, другие) моменты, когда какие-то лошади играют в бинго. Но тогда в таком же смысле надо понимать условие «пшеничные лепешки иногда играют в бинго»: бы- вают моменты, когда какие-то лепешки играют в бинго. При этом не исключено, что это случается только с теми лепешками, которые не являются алмазами, следовательно, авторский ответ снова неверен.
Вариант 7, задача 40
Некоторые открытки — белые медведи, а некоторые моечные ма- шины часто чихают; кроме того, дикобразы говорят по-китайски, а все те, кто говорит по-китайски, часто чихают. Но ни один белый медведь часто не чихает. Некоторые моечные машины говорят по- китайски, а все открытки — моечные машины. Следовательно, не- которые открытки говорят по-китайски.
8
Авторский ответ: истинно.
Это заключение ошибочно в силу следующего примера. До- пустим, что а) множества открыток и белых медведей совпадают между собой, б) множества дикобразов, чихателей и знатоков ки- тайского языка тоже совпадают между собой, в) множество моеч- ных машин является объединением множеств а) и б), причем два последних множества не имеют общих элементов. Тогда все усло- вия задачи выполнены, а заключение — нет.
Столь же неверно решены задачи 2:39, 3:26 и 6:11. Итого, автор правильно решил не более пяти из шестнадцати своих собствен- ных логических задач и еще в трех дал правильный ответ на осно- вании неправильного рассуждения.
Согласно таблице, приведенной в [1] на стр. 207, такой процент правильных решений (5/16 = 12,5/40) дает значение IQ, равное примерно 106. Согласно разъяснению на стр. 14 в [2], это несколь- ко ближе к уровню квалифицированных работников (109 баллов), чем слабо квалифицированных (98 баллов); впрочем, поскольку выше «квалифицированных работников» там указаны еще три ступени развития, в том числе «высококвалифицированные, кан- целярские работники» (117 баллов), к должности клерка человека с таким показателем подпускать все же нельзя. С другой стороны, среди сорока задач (из которых надо набрать двенадцать с поло- виной) немногие требуют выбора ответа — да и те, как правило, не из двух, а из шести вариантов. В то же время в логических за- дачах достаточно лишь угадать один ответ из двух. Для того чтобы в среднем дать восемь правильных ответов на шестнадцать вопро- сов типа да/нет, можно вообще ни о чем не думать, а произвольно расставлять ответы.
Однако человек, поступивший так со всеми сорока задачами в каждом из данных тестов, в среднем наберет лишь три и одну треть балла. В силу упомянутых таблиц, этот результат соответ- ствует и вовсе «неквалифицированным работникам» с IQ при- мерно 90,6. Впрочем, это все же гораздо лучше уровня «бродяг, поденных рабочих» и «пациентов психиатрических клиник», для которых характерны значения IQ, равные 82 и 57, заработать кото- рые, согласно недвусмысленно сформулированным в этих книгах правилам интерпретации и экстраполяции данных таблиц, можно лишь дав неправильные ответы соответственно на 42 и 57 из со- рока вопросов теста.
Спору нет: прочие, более стандартные для этого жанра зада- чи решены авторами в основном лучше. (См., однако, следующий раздел.) Тем не менее смешно оценивать человека с помощью за- дач, с которыми он непрерывно работает уже десятки лет. Количе- ство ошибок, которые он сделает, попробовав выйти за пределы обычного круга, несравненно более показательно. Беда в том, что в данном случае речь идет не об оценке авторов теста — наоборот, оценивают они, и засчитывается в этой их оценке не правильное решение, а совпадающее с авторским. В частности, человеку, пра- вильно решившему все эти задачи, было бы зачтено только восемь ответов из шестнадцати (из них три — благодаря случайному со- впадению), что соответствует 118 баллам (начисляемым за двадцать правильных ответов из сорока), то есть почти точно уровню канце- лярского работника.
Наверное, в этом и состоит сермяжная правда кадровой по- литики эпохи постмодерна: ведь проклятых зануд, умеющих от- личать верное рассуждение от неверного, и близко нельзя подпу- скать к группе «административных и руководящих работников», для которой характерен показатель около 153 баллов IQ. Столько баллов можно заработать, лишь ответив на все задачи точно так же, как авторы этого теста (по-видимому, относящие себя к той же группе).
«ГЕОМЕТРИЯ»
Еще один важнейший компонент интеллекта — пространственное, геометрическое воображение. Вероятно, поэтому в каждый из те- стов этой книги включено по две задачи на вращение игрального кубика. Вот первая из таких задач, приведенная в качестве образца еще в подготовительном разделе.
7 All cornflakes are horses. All cornflakes have red buttons and sometimes play bingo. Scones sometimes play bingo. Diamonds are scones, therefore horses and diamonds sometimes play bingo.
8 Some postcards are polar bears, and some washing machines sneeze a lot; also hedgehogs speak Chinese, and all that speak Chinese sneeze a lot. But no polar bears sneeze a lot. Some washing machines speak Chinese and all postcards are washing machines. Therefore some postcards speak Chinese.
тесты тестов
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
19
Задача 16
На каждой грани куба — своя уникальная фигура (см. рис.). Мыс- ленно вращая два куба, определите, одинаковые они или разные?
Прежде всего, этот вопрос некорректен по самой своей постановке, поскольку, глядя только на три грани, никогда нельзя с уверенностью утверждать, что кубики одинаковые: может быть, невидимые грани все портят. Поэтому единственно корректный вопрос состоит в том, может ли быть, что эти кубики одинаковые, а корректный ответ на приведен- ный выше вопрос — либо «нет», либо «данных недостаточно».
Однако в данном случае все еще хуже. Авторский ответ: одинако- вые. Этот ответ очевидно неверен. Действительно, острие «сердечка» в одном случае направлено к середине одного из ребер, ограничива- ющих соответствующую грань куба, а в другом — в угол этой грани.
Вариант 2, задача 27 (вопрос тот же самый, см. рис.)
Авторский ответ: одинаковые.
Этот ответ очевидно ошибочен. Действительно, в обоих случаях только два ребра, ограничивающих грань со звездочкой, параллельны тем или иным отрезкам этой звездочки. Эти два ребра неравноправны: лишь из одного из них видны точки этих отрезков звездочки. Поэтому не существует никакого нетривиального вращения левого кубика, пре- вращающего его в правый и переводящего звездочку точно в себя.
Вариант 6, задача 24
Авторский ответ: одинаковые.
Этот ответ очевидно неверен. Действительно, единственное дви- жение, совмещающее левый кубик с правым, которое могло бы пе- ревести грань с ромбом в грань с ромбом, а грань с двойной окруж- ностью в грань с двойной окружностью, должно было бы перевести диагональ верхней грани, содержащую длинную диагональ ромба, в диагональ, содержащую короткую.
Неверно решены также задачи 3:37, 4:19, 4:36, 7:36. Еще в че- тырех задачах этого типа (1:17, 2:10, 6:34, 8:15) дан ответ «одина- ковые», для которого (как уже было отмечено в начале этого разде- ла) нет достаточных оснований — ведь самое большее, что можно утверждать в данной ситуации, — это что кубики могут оказаться одинаковыми. Согласно естественной этике, давать ответ на любую задачу следует с той же ответственностью, как выступая экспертом в суде; автор же принуждает испытуемого делать необоснованные утверждения лишь на том основании, что, как легко угадать, именно этого от него в данном случае ждут и именно за это повысят желан- ный балл. Хорошо ли это?
Итак, из семнадцати задач этого типа в книге на семь даны отве- ты, противоположные верным, и еще на четыре — ответы, не име- ющие должного обоснования, то есть опять-таки неверные. Этот результат почти столь же ужасен, как в случае логических задач.
Однако ошибки в геометрических задачах хотя бы носят системный характер, и после небольшой тренировки можно угадать, какой глу- пости от вас ожидает автор (по-видимому, автор теста ожидает, что грани, на которых нарисована одна и та же фигура, испытуемый будет считать одинаковыми независимо от положения этой фигуры.
Математику такое допущение, естественно, кажется диким. —
Ред.).
В случае логических задач угадать это же при помощи обычного здравого смысла невозможно: вероятно, именно при таком угады- вании должны проявляться особые качества психологической про- ницательности, отличающие «административных и руководящих работников».
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОФАНА
Конечно, этим ошибки (и даже системные ошибки) данных тестов далеко не исчерпываются. Особенно неприятны задачи на продол- жение ряда (как правило, очень короткого) чисел или букв, а также на выделение одного слова, по какому-то признаку выпадающего из перечисленного ряда. Существует несметное множество воз- можных решений каждой такой задачи. Чем вы умнее, тем веро- ятнее, что ваше решение не совпадет с авторским. Вот типичный пример (задача 8:4 из [2]).
Подчеркните лишнее слово: Испания, Дания, Германия, Фран- ция, Италия, Финляндия.
Авторский ответ:
Дания (это единственное королевство среди перечисленных стран).
Оправившись от небольшого шока, я выяснил, что этот ответ объясняется не только хорошо известной уязвимостью возвышен- ных умов со стороны испанской короны, но и тем, что первое ори- гинальное издание этой книги вышло в 1962 году. Но в том году Ис- пания была среди этих стран единственной военной диктатурой,
Германия — единственной расколотой страной (а если иметь в виду лишь Западную Германию, то единственным федеративным государством); Финляндия — страна, географически отрезанная от всей остальной группы… Очевидно, что во всех подобных за- дачах (которыми кишит и книга [1]) фактически тестируется стан- дартизованность мышления: испытуемый должен демонстрировать быструю и предсказуемую реакцию на несложные раздражители.
И ЭТО называется интеллектом?!
Однако же наука тестология высоко оценила эти тесты. В по- следних строках книги [1] читаем: «Тесты были оценены по системе
Д. Н. Джексона с использованием как вербальной, так и испол-
Самый лучший IQ-тест

ТЕМА НОМЕРА
тесты тестов
20
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
нительской шкал. Уровень достоверности тестов находится между
0,8 и 0,9». Оставляю читателю самому составить мнение о системе
Д. Н. Джексона, осмысленности показателя «достоверность» и обе- их этих шкалах.
В существовании этих книг таится загадка. О чем думали автор, соавтор, редактор, рецензент, — наконец, переводчик, редактор перевода? Неужели с 1995 года среди читателей этих книг (в част- ности, среди коллег и последователей автора) не нашлось людей, способных заметить вопиющие ошибки, разобранные выше? А если заметили, то почему молчат? Я не смог придумать ответов, поч- тительных по отношению к соответствующему профессиональному сообществу, включая и ученых тестологов, серьезно относящихся к статистическим характеристикам, согласно которым эти тесты на что-то годятся.
Может быть, предполагается, что для «административного и ру- ководящего работника» адекватное представление об умственном уровне собеседника гораздо важнее умения правильно решать задачу (особенно если этот собеседник занимается официальной оценкой твоего умственного уровня), а умение угадывать ответ, которого от тебя ждут, гораздо предпочтительнее обыкновения да- вать тот ответ, который ты сам считаешь правильным? Но при таком подходе рекордные результаты тестирования должны принадле- жать не этим работникам, а всевозможным прохиндеям: гадалкам, ясновидящим, «воровкам на доверие», для которых преодоление информационно-психологической защиты клиента — основной и практически единственный профессиональный навык. Быть может, я отстал от жизни, но мне казалось, что для нормального «админи- стративного или руководящего работника» это умение хоть и важно, но все же не должно полностью подавлять (как того требуют данные тесты) умение правильно решать конкретные задачи.
Во введении к [1] автор пишет: «Если вы попытаетесь повнима- тельнее разобраться в этом вопросе, то обнаружите удивительную вещь. Люди (…) порицающие IQ, — все без исключения люди ма- лообразованные (в оригинале laypeople, то есть профаны. —
В.В.), несведущие в таких имеющих отношение к IQ областях современ- ной психологии, как развитие ребенка, психология обучения, на- следственное поведение и психометрия (…) Более того, эти люди не имеют опыта ни в разработке и применении тестов на IQ, ни в экспериментах с ними. В книге [имярек] приведены результаты опроса более 600 специалистов во всех перечисленных областях психологии; авторы констатируют значительную степень совпаде- ния мнений (…) Итак, между экспертами нет разногласий по поводу того, что измеряют тесты на IQ (…) просто несерьезно принимать во внимание критические замечания людей, некомпетентных в этом вопросе и просто открыто обнаруживающих свои предрассудки».
Вот и я хочу обнародовать свои предрассудки, состоящие в том, что человека, умеющего решать задачи правильно, на этом осно- вании не следует считать менее умным, чем человека (или даже шестьсот человек), решающего эти же задачи неправильно; что человек, умеющий различать некорректно поставленные вопросы, как правило, умнее, чем человек, этого не умеющий; что тестоло- гический показатель, высоко оценивший описанные выше тесты, никуда не годится; что учитель, знающий свой предмет, не хуже учителя, предмета не знающего; что объективные законы логики перевешивают мнение даже и шестисот тысяч экспертов; наконец, что независимо от того, как оценят мою компетентность хоть все мо- дельеры Его Величества, я ясно и недвусмысленно вижу Его осле- пительную наготу…
«Эксперты» в области астрологии также демонстрируют еди- нодушие по поводу осмысленности своей деятельности, а люди, достаточно грамотные для того, чтобы идентифицировать ее как шарлатанство, по этой же причине не имеют опыта в разработке гороскопов. И что это доказывает? К слову, астрология — первая профессия Г. Айзенка.
МОРАЛЬ
Надеюсь, никто не подумал, что я в принципе против тестирования интеллекта. Вовсе нет: очень вероятно, что даже это можно сделать по-умному. Я всего лишь против использования услуг таких «экс- пертов», как творцы этой книги, а также и всех «экспертов», демон- стрирующих серьезные мины при виде их деятельности.
Мой окончательный вывод довольно радикален. Если вы дей- ствительно хотите развить свой (или своих детей)… нет, не интел- лект (ведь интеллект — это по определению то, что измеряется с помощью IQ), а всего лишь способность правильно решать задачи и отличать верное рассуждение от неверного, то учите математику и физику, внутренняя логика и проверяемость которых сами пока- жут вам верный путь и не дадут сильно заблудиться. Это занятие отучает от нелогичных рассуждений с такой же надежностью (хотя иногда и с такой же жесткостью), с какой плотницкое ремесло приу- чает бить молотком по гвоздю, а не по пальцу. Но я не берусь строго обосновать этот совет — это всего лишь экспериментальный факт, а не теорема.
ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕЩАНИЙ
И вот, наконец, самый лучший IQ-тест, обещанный в заглавии.
1. Согласны ли вы, чтобы ваш интеллект оценивали наследники и ученики Г. Айзенка со своими шестьюстами экспертами, а также с вербальной и исполнительской системой Д. Н. Джексона?
2. Согласны ли вы, чтобы цели и/или критерии качества образо- вания и умственного развития ваших детей оценивали господа из той же тестологической службы в соответствии со своими об этом представлениями?
Согласны? Ну, что вам сказать…
ЛИТЕРАТУРА
[1] Hans Eysenck (with contribution by Darrin Evans). Test Your IQ.
Penguin books, 1995. Перевод: Ганс Айзенк. Супертесты IQ. М.,
ЭКСМО, 2006.
[2] H. J. Eysenck, Know Your Own IQ. 1962. Перевод: Ганс Айзенк.
Классические IQ тесты. М., ЭКСМО, 2006.
тесты тестов
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
21
Ч
еловек, проводящий тестирование, имеет не только спи- сок правильных ответов, но и нормы, то есть таблицы, в которых показано, сколько задач нужно решить челове- ку определенного возраста, чтобы получить ту или иную оценку. Нормальной считается оценка 100 (или близкая к ней).
Она означает, что данный человек решил ровно столько же задач
(100%), что и большинство людей его возраста (не менее 75%).
Обычно на высококвалифицированную работу или в «элитные» школы предпочитают брать людей с IQ>115, людям с IQ<95 пред- лагают низкоквалифицированную работу. Молодые люди, наби- рающие IQ>150, считаются в некоторых странах чуть ли не на- циональным достоянием, для них создаются специальные школы
(несколько лет назад такая школа появилась и у нас в России), регулярно собираются международные научные конференции по исследованию и решению психологических проблем таких лю- дей. Во многих странах есть специальные клубы, в которых со-
Что такое «ум», «интеллект»
и что измеряют тесты IQ?
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
Д
ИНА
Р
АМЕНДИК
Работники агентств по подбору персонала нередко встречаются с запросом типа: «Подберите мне не просто квалифицированного специалиста, а умного и хорошего человека». С квалификацией все по- нятно, а как быть с умом? (Определить «хорошего человека» еще сложнее, чем умного, но об этом мы говорить не будем, ограничимся умом.) В таких случаях используют старое проверенное средство — измерение коэффициента интеллекта, IQ. Для этого кандидату предлагают решить некоторое количе- ство задач за строго определенное, относительно небольшое время. Например, в тесте Айзенка сорок задач нужно решить за тридцать минут; краткий отборочный тест (КОТ) состоит из пятидесяти задач, а отводится на его решение всего пятнадцать минут, имеются и варианты на полтора часа.
Что такое «ум», «интеллект» и что измеряют тесты IQ?
ОБ АВТОРЕ
Дина Рамендик,
кандидат психологических наук, работает на биологическом фа- культете МГУ на кафедре высшей нервной деятельности

ТЕМА НОМЕРА
тесты тестов
22
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
бираются взрослые люди с IQ>145. Однако большинство членов подобных клубов в жизни вполне заурядны, хотя и любят вести умные разговоры. Лишь единицы делают успешную научную или деловую карьеру.
Так что же такое IQ, действительно ли он так важен, или это про- сто «надувание щек», инструмент, с помощью которого психологи морочат головы заказчикам и зарабатывают себе на пропитание?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется сначала рассмотреть два других:
1. Что такое интеллект — то же самое, что ум, или что-то другое?
2. Для чего нужен IQ — что мы хотим измерить с его помощью, что собираемся прогнозировать на основе результата?
Интеллект можно определить так:
«разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т. д.), которые превращают вос- приятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания»;
или так: «совокупность механизмов, позволяющих человеку ре- шать различные жизненные (повседневные, учебные, профессио- нальные) задачи»;
а можно еще так: «проявление разумности, состоит в способ- ности тормозить импульсивные побуждения, приостанавливать их реализацию до полного осмысления ситуации и нахождения наи- лучшего способа поведения».
Приведенные определения взяты из разных словарей, и их список можно было бы продолжить. В любом случае интеллект ассоциируется с решением тех или иных задач. Естественно, воз- никает стремление измерить эту способность человека и на осно- ве решения человеком стандартных задач прогнозировать, как он будет решать другие задачи впоследствии. Хотя этот вопрос давно интересовал ученых, серьезный толчок развитию исследований дала практическая необходимость, возникшая лишь на рубеже
XIX-XX веков.
Во Франции ввели всеобщее обязательное начальное образова- ние — и сразу выяснилось, что способности детей к обучению раз- ные. Учителям, чья квалификация далеко не всегда была высокой, потребовалась простая и быстро работающая методика, которая позволила бы разделить учеников на «сильных», «слабых» и со- всем «не обучаемых». Французский психолог Альфред Бине (Alfred
Binet) и его последователи создали ряд задач, для решения которых, по их мнению, детям нужно было проявить те же психологические качества, что и для школьного обучения: способность к суждению, память, воображение, способность комбинировать и составлять из слов предложения, выполнять простейшие количественные опера- ции с предметами и т. п. Эти задачи решались множеством детей разного возраста, и статистически было выявлено, какие именно задачи доступны детям того или иного возраста.
Было введено понятие «умственного возраста» — возраста, ко- торому соответствовали задачи, решенные ребенком. Само поня- тие «коэффициент интеллекта» (Intelligence
Quotient — IQ) было введено Уильямом Штер- ном (William [Wilhelm] Stern) в 1912 году как отношение «умственного возраста» к хроно- логическому возрасту ребенка, выраженное в процентах. Если умственный и хронологи- ческий возрасты совпадают, считают, что
IQ = 100. Иначе говоря, равенство IQ = 100 означало, что количество задач, решенных ребенком, точно соответствует статистиче- ской норме для его возраста.
С аналогичной проблемой, но уже для взрослых столкнулись в США в начале Пер- вой мировой войны. Нужен был быстрый и простой способ из множества армейских но- вобранцев (недавних иммигрантов, которые не знали английского языка) отсеять умствен- но отсталых. Для этого были созданы задания, требующие выполнения простых логических и арифметических операций, но выраженные не в словесной, а в наглядной форме. Чтобы ответить, не нужно было ничего писать — до- статочно было отметить правильный ответ из нескольких вариантов. Тест мог провести любой капрал — были бы бланки и «ключ» с правильными ответами. Существовали и нор- мы, тоже статистические, — сколько именно задач должен решить новобранец, чтобы считаться нормальным. Если решал мень- ше — его считали умственно отсталым.
Современные системы для измерения IQ гораздо сложнее и разнообразнее тестов
Бине, но основная задача у них прежняя — прогнозировать способность человека (глав- ным образом, молодого) к обучению. Успешно ли она выполняется? Не совсем. Обширная статистика, собранная за многие годы приме- нения IQ, показывает, что соотношение IQ и
П
о методике Амтхауэра созданы очень популярные тесты на интеллект. Вот несколько зада- ний:
В следующей группе вам даны шесть слов. Из них вы должны выбрать два, которые объединя- ются одним более общим понятием, например:
Нож, масло, газета, хлеб, сигара, браслет.
«Хлеб» и «масло» — это правильное решение, так как они объединяются общим названием — продукты питания. Может быть, можно найти и другой вариант, но тот, кто остановится именно на этом, скорее всего, будет легко понимать стандартные учебники и инструкции.
Вот еще пара заданий — уже без ответов. Попробуйте сами.
1. Вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, расположенных ниже, существует аналогичная связь.
Это слово вам следует найти.
«Доверие» и «эксперт» связаны так же, как «неуверенность» и …
опыт, ошибка, новичок, любитель, рутинер.
2. Ниже под номерами 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур — под номерами 1, 2, 3, 4 или
5 — получится.
МЕТОДИКА АМТХАУЭРА
1 2
3 4
5 21 22 23 24 25 26 27
тесты тестов
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
23
школьной успеваемости выглядит примерно так (см. график ниже).
Таким образом, люди с низким IQ име- ют низкую успеваемость, а вот те, у кого IQ средний или даже высокий, могут учиться как угодно. Приблизительно такие же отношения между IQ и творческими способностями (хотя единого мнения по этому поводу нет). Обла- датели очень низкого IQ редко бывают людь- ми творческими и еще реже достигают успе- хов на поприще, где творческая жилка очень важна (хотя есть и заметные исключения — например, Томас Эдисон [Thomas Edison] в детстве имел IQ умственно отсталого). Люди со средним или высоким IQ могут быть или не быть творчески одарены. Однако если они проявляют творческие способности, то при высоком IQ скорее добиваются успехов. И все-таки, почему измерение IQ, хоть и не так популярно, как раньше, но довольно широко распространено?
Напомним, какие психологические осо- бенности нужны, чтобы успешно справляться с задачами тестов IQ: способность сосредото- чить внимание, выделить главное и отвлечься от второстепенного; память, словарный запас и практическое владение родным языком; воображение и способ- ность мысленно манипулировать объектами в пространстве; владе- ние логическими операциями с числами и словесно выраженны- ми понятиями, усидчивость, наконец. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, которые были даны выше, можно за- метить, что они не совсем совпадают. Таким образом, то, что из- меряют тесты интеллекта, — не совсем интеллект! Придуман даже специальный термин «психометрический интеллект» — то, что из- меряют тесты интеллекта.
Но тесты измеряют именно те качества, которые делают учени- ка удобным для учителей. Полагаю, каждый может вспомнить, что далеко не всегда ученики, получавшие отличные отметки, были действительно самыми умными. И наоборот, те, кого окружающие считали самыми умными, часто не были лучшими учениками, учи- лись очень неровно. Да и работодатели зачастую предпочитают не самых умных (вопреки своим же декларациям), а самых старатель- ных, внимательных, усидчивых и точных. Этого достаточно, чтобы сохранить устойчивый интерес к практическому применению IQ.
(Можно провести аналогию с термометром, на шкале которого были бы не просто цифры, а еще и пояснения: «Нормально для господи- на Х», «Слишком жарко для господина Х» и т. п. Затем слова «…для господина Х» стерлись. Осталось только «нормально, жарко, холод- но»… Такой термометр будет вызывать недоумение и возмущение у всех, кроме тех, кто знает, в чем дело, и кому надо постоянно иметь дело с господином Х. Им такой термометр очень удобен.)
Рассмотрим внимательнее структуру современных тестов IQ.
Как уже было сказано, каждый тест состоит из довольно большого количества разнообразных задач, и для получения оценки 100–120 не нужно решать их все, обычно достаточно примерно половины.
При обычном измерении «общего» интеллекта не имеет значения, какие именно задачи и в каком порядке решены. Поэтому тестируе- мому человеку важно сразу, при первом прочтении, определить, какую задачу решать, а какую пропустить. К пропущенным задачам можно будет вернуться, если останется время. Тот, кто сумеет вы- брать «свои» задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать задачи подряд.
Именно к таким тестам относится тест IQ Ганса Айзенка (Hans
Eysenck), задачи которого анализирует в своей статье Виктор Васи- льев. Отметим, что это довольно старый тест, и любят его в основ- ном издатели популярных книг (вероятно, потому, что нет проблем с авторскими правами; профессионалы пред- почитают другие тесты). Васильев нашел грубые, хоть и не очевидные ошибки в ряде задач и недоумевает, почему об этом никто не написал раньше. Но возможно, что эти зада- чи никто никогда и не решал до конца (кроме автора тестов, но об этом ниже). Ведь и Вик- тор Васильев отмечает, что можно получить
106 баллов и без этих задач.
Не исключено, впрочем, что дело обстоит несколько сложнее: автор теста значительно менее искушен в логике, чем Виктор Васи- льев, однако и подавляющее большинство тестируемых, а также заказчиков — тоже не математики. Васильев с явной иронией пишет: «Засчитывается в этой оценке не правильное решение, а совпадающее с ав-
МАТРИЦЫ РАВЕННА
A12 1
2 3
4 5
6
М
атрицы Равенна — тоже тест на ин- теллект, но чисто зрительный, без единого слова и без каких-либо предмет- ных ассоциаций. Это позволяет использо- вать его для людей разных культур. Основ- ная часть теста состоит из шестидесяти картинок (матриц). В каждой из них нужно определить, каким из фрагментов нижней части можно завершить верхнюю часть.
Для этого нужно установить закономер- ность, связывающую элементы матрицы, причем во всех направлениях: и по стро- кам, и по столбцам. В отличие от других тестов решать матрицы нужно в заданном порядке. Это создает дополнительную проблему — зачастую бывает трудно со- образить, что принцип связи элементов изменился. В частности, задача Е12 сама по себе очень проста, но она единственная в своем роде, и опыт решения предыдущих
59 матриц мешает отойти от сложившего- ся стереотипа.
УСПЕХИ И IQ
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЕКТА
ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ
НИЗКИЙ
СРЕДНЕ-НИЗКИЙ
СРЕДНИЙ
ВЫСОКИЙ
верхняя граница
среднее
нижняя граница
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Й
Что такое «ум», «интеллект» и что измеряют тесты IQ?

ТЕМА НОМЕРА
тесты тестов
24
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
торским… Угадать это при помощи обычного здравого смысла не- возможно, вероятно, именно при таком угадывании должны про- являться особые качества психологической проницательности, отличающие “административных и руководящих работников”» (ко- торые должны иметь высокие значения IQ). Он абсолютно прав — тест измеряет не «обычный здравый смысл», а психометрический интеллект.
Особенно хорошо видна разница между измерением психоме- трического интеллекта и исследованием мышления на примере задач «Исключение лишнего», в которых из четырех-пяти слов нужно указать одно, по какому-либо признаку отличающееся от трех-четырех остальных. В тесте предполагается только один пра- вильный ответ без всяких пояснений. При исследовании мышле- ния испытуемого человека всегда просят пояснить свой выбор, и именно это объяснение интересует психолога, поскольку раскры- вает способ мышления. Например, даны: «Пила, молоток, клещи, бревно». В тесте правильный ответ — «бревно». Так ответит чело- век, который использует общее понятие «инструменты». Это стан- дартный подход, принятый в школьном образовании. Человек, опи- рающийся на сильное зрительное воображение, может выбрать
«пилу», поскольку только она плоская. Можно найти аргументы и для других критериев выбора. Но человек, который даст «правиль- ный» ответ, проявит более высокий психометрический интеллект.
Вероятно, ему будет легче вписаться в систему образования и об- щаться с людьми, большинство которых мыслят так же, как он.
Васильев пишет: «Особенно неприятны задачи на продолже- ние ряда цифр или букв… а также на выделение одного слова, по какому-то признаку выпадающего из перечисленного ряда… Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с ав- торским». Противоречие между психометрическим интеллектом и умом — явное.
Но что же все-таки значит «быть умным»? В конце статьи ака- демик Васильев дает совет: «Если вы действительно хотите разви- вать… способность правильно решать задачи и отличать верное рассуждение от неверного, то учите математику и физику, внутрен- няя логика и проверяемость которых сами покажут вам верный путь и не дадут сильно заблудиться». Боюсь, что все не так просто и
«верный путь» далеко не один. Неужели среди тех, кто не знает фи- зику и математику, нет ни одного умного человека?
Кого можно считать более умным: серьезного математика, кото- рый с трудом общается с кем-либо, кроме коллег, или ловкого ме- неджера, способного организовать кого угодно и что угодно? Как оценить ум блестящего преподавателя, чьи собственные научные достижения не слишком велики? А как быть с ремесленником, об- разование которого ограничено ПТУ, но «золотые руки» умеют де- лать замечательные вещи? Чтобы как-то разобраться со всем этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и другие. Ни один из них не совпадает с психометрическим. Методы их исследования и измерения суще- ствуют, но они отличаются от IQ и широкой популярностью у публи- ки не пользуются.
Однако, кроме научного подхода, существует и обыденное по- нятие «умный человек». Именно его несовпадение с психометри- ческим интеллектом вызывает недоумение и возмущение многих людей, в том числе и Виктора Васильева. Но и взгляд с позиции здравого смысла не так прост и однозначен. Прежде всего, он за- висит от культуры, в которой воспитан человек. Уже лет двадцать назад было проведено большое международное исследование, в котором с помощью специально организованного опроса выясня- ли, какие качества считаются присущими умным людям в разных странах. Выяснилось, что при всех различиях обыденные пред- ставления об интеллекте включают две части: «технологическую» и «социальную», причем соотношение этих частей зависит от осо- бенностей национальной культуры и пола.
В Африке, у представителей традиционных культур, интеллект — понятие чисто социальное. Умный — это тот, кто хорошо заботится о семье, не конфликтует с соседями и т. п. Понятно, что подвергать таких людей тестированию на IQ практически бессмысленно.
В западно-европейской и северо-американской культурах при оценке ума человека большую роль играет «технологический» ком- понент интеллекта: внимательность, наблюдательность, быстрота обучения, школьная успеваемость и другие познавательные спо- собности, которые позволяют оценивать действительность, держать под контролем окружающую обстановку, принимать правильное
МАТРИЦЫ РАВЕННА
D12 1
2 3
4 5
6 7
8
С2 1
2 3
4 5
6 7
8
тесты тестов
КОМПЬЮТЕРРА | 21 (737) 2008
25
решение в сложной ситуации. Однако имеется и социальный ком- понент, хоть он и менее важен: честность, ответственность, умение общаться, искренность и пр.
В Северной Европе, особенно у мужчин, представление об уме практически сводилось к образованности и умению решать про- блемы, то есть было очень близко к психометрическому интеллек- ту. Не удивительно, что в этих странах результаты тестирования IQ обычно высоки.
У японцев в обыденном понимании интеллекта преобладает соци- альный компонент, особенно социальная компетентность; в понятие
«умный человек» прежде всего входят такие характеристики: «хоро- ший оратор», «рассказывает с юмором», «хорошо пишет», «часто пишет письма домой», «много читает». Кроме того, были выделены факторы эффективности и оригинальности деятельности: «работа- ет умело», «не тратит времени», «быстро рассуждает», «заранее планирует»; «оригинальный», «точный». Тесты IQ, подобные тесту
Айзенка, для таких людей подходят мало, но имеются другие тесты интеллекта, по которым результаты японцев и европейцев близки.
В России результаты опроса позволили выделить пять факторов интеллектуальности:
1. Социально-этический (скромный, порядочный, доброжела- тельный, добрый, честный, помогает другим). Этот фактор характе- рен только для России, только здесь, чтобы считаться умным, нужно быть добрым, злой — значит глупый!
2. Культура мышления (эрудированный, хорошо образован, мно- го читает, гибкий ум, творческий).
3. Самоорганизация (не зависим от эмоций, практичный, не по- вторяет собственных ошибок, хорошо действует в сложной ситуа- ции, стремится к поставленной цели, логичный).
4. Социальная компетентность (умеет понравиться, хорошо го- ворит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный со- беседник).
5. Опытность (много умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный).
В России социальные факторы занимают относительно больше места, что сближает результаты с японскими, то есть российский стереотип интеллектуальной личности ближе к восточному, чем к западному. Однако в России понятие «ум» значительно шире стан- дартного понятия интеллекта и неразрывно связано с личностью как целым. (Напомню, что речь идет об усредненных результатах опроса более чем 1500 человек, мнение отдельного человека мо- жет быть совершенно другим.)
Во всех случаях, когда обращали внимание на половые разли- чия интеллекта, выявлялось, что мужчинам приписывали относи- тельно больше познавательных, технологических компонентов, а женщинам — социальных. Умная женщина более добрая, больше признает ценность других, более мудра и критична, чем умный муж- чина. Умный мужчина успешнее, чем умная женщина, действует в сложной ситуации. (В России эти различия подчеркивали меньше, чем в других странах.)
Прототип умного человека в целом мужской. Женщины, чтобы быть умными, к нему подстраиваются. Поэтому совершенно естественно, что женщины в среднем хуже решают тесты IQ, созданные исходя из мужского, технологического представления об интеллекте. Это означа- ет, что ум женщин (не психометрический интеллект!) не ниже, а слож- нее, чем мужской. Но опросы показали, что для того, чтобы считаться очень умным, мужчине недостаточно только уметь решать проблемы и эффективно действовать, ему нужно еще обладать проницательно- стью и уметь общаться. То есть в обыденном сознании особо умный человек ассоциируется с мужчиной, которому присущи черты как мужского технологичного ума, так и женского социального ума.
Итак, попытка разобраться в том, что такое «ум», «интеллект» и что измеряют тесты IQ, оказалась делом непростым и весьма далеким от математической логики. Нам пришлось обратиться к истории, педагогике, социальной психологии. И это далеко не все — ведь мы даже не затронули важнейшего вопроса о биоло- гической природе интеллекта. Надеюсь, читателям стало понятно, что измерение интеллекта — задача неоднозначная. Оставим ее профессионалам для особых случаев. Для того чтобы составить представление об уме человека, надежнее пользоваться здравым смыслом, а не популярными брошюрами, в чем мы с профессором
Васильевым вполне солидарны.
P.S. Ответы на матрицы Равенна: А12-6, С2-8, D12-5, Е9-6, Е12-2
МАТРИЦЫ РАВЕННА
E9 1
2 3
4 5
6 7
8
E12 1
2 3
4 5
6 7
8
Что такое «ум», «интеллект» и что измеряют тесты IQ?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал