Территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры



Скачать 93.12 Kb.
страница1/4
Дата08.04.2017
Размер93.12 Kb.
Просмотров605
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
Общие положения
Данные методические рекомендации разработаны в целях обеспечения конституционного права граждан на пользование учреждениями культуры и участия в культурной жизни, преодоления диспропорций обеспеченности услугами организаций культуры и установления единого подхода к определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и доступности организаций культуры для населения.

Исходя из принципов, определенных в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №808 необходимо обеспечить:

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

Развитие сети и устранение диспропорций по обеспеченности населения услугам организаций культуры должно быть реализовано путем оптимального размещения объектов культуры с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере культуры.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации создание объектов культуры должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования. 1

В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно-стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

При принятии решений по оптимальному размещению объектов культуры необходимо учитывать:

-критерии доступности услуг организаций культуры для населения;

-требования к критериям минимально допустимого уровня обеспеченности объектами культуры и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов культуры для населения;

-существующую обеспеченность населения объектами культуры;

-специфику территории (численность, плотность и демографический состав населения, природно-климатические условия, транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона);

-прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Критерии доступности услуг организаций культуры:

-возможность выбора организаций культуры;

-развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;

-возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

-сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством; полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

-наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

-наличие необходимого количества работников культуры с соответствующим уровнем квалификации, обеспечение качества оказания услуг в сфере культуры;

Требования к критериям минимально допустимого уровня обеспеченности объектами культуры и максимально допустимого уровня территориальной доступности к объектам культуры предусматривают:

-размещение организаций культуры исходя из потребностей населения (количество объектов исходя из их функционального разнообразия, количество мест на 1 тыс. жителей);

-приближенность организаций культуры к месту жительства граждан, транспортную доступность (время в пути и расстояние от места жительства до объекта для различных категорий посетителей, в том числе для населения с ограниченными возможностями передвижения).

Для обеспечения доступности объектов культуры рекомендуются условия по оптимальному размещению объектов культуры, предусматривающие физическую (шаговую и транспортную) доступность к объектам культуры различных функциональных видов деятельности с учетом мнения населения, а также демографические характеристики населения.



Условия оптимального размещения объектов культуры предусматривают нормы и нормативы, где «нормы» - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а «нормативы» - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах), и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.

Под «сетевой единицей» следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов.

Структура сети организаций культуры должна предусматривать в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании минимальный перечень организаций культуры различных функциональных (жанровых) видов деятельности, позволяющий удовлетворять культурные потребности населения, в том числе с учетом возрастных особенностей.

Расчет нормативной потребности субъектов Российской федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:

-тип объекта исходя из его функционального значения;

-вид объекта исходя из его специализации (профиля);

-показатель территориальной доступности (время в пути до объекта);

-показатель уровня обеспеченности с учетом полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также количества населения;

-мощность объекта (количество мест на 1 000 чел.)

При эксплуатации действующих объектов культуры или потребности в новом строительстве (реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении) необходимо учитывать требования строительных правил и санитарных норм по пропускной мощности зданий. Рекомендуется показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.

Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Условия оптимального размещения объектов культуры предусматривают минимально допустимый уровень обеспеченности организациями культуры, которые являются основой для принятия нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления по формированию сети организаций культуры и искусства с учетом прогноза численности населения, обеспечения доступности учреждений культуры искусства, их функционального многообразия для городского и сельского населения, природно-географических условий, культурно-исторической специфики региона, установленных стандартов ресурсного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий.

Нормативы на г. г. Москву и Санкт-Петербург не распространяются.


1.Требования по размещению объектов культуры, действующих в рамках полномочий в сфере культуры субъектов Российской Федерации
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится2:

организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).


1.1.Нормы размещения библиотек
В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками3.

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

3) условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.4

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.5
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится «организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов»6.

В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в каждом субъекте Российской Федерации создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов.

Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.7 В целях обеспечения доступности услуг государственной специализированной библиотеки для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.

Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций в соответствии с их уставами.8

Пользователям библиотек независимо от места проживания должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий.9

В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для населения с учетом возрастных характеристик пользователей, а также инвалидов по зрению на уровне субъекта Российской Федерации рекомендуется создать 4 библиотеки в соответствии с Таблицей 1.



Таблица 1

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

субъект Российской Федерации

Универсальная библиотека

Административный центр с населением от 200 тыс. чел.

1

Транспортная доступность

для жителей административного центра в течении 1 часа;

для жителей муниципальных образований в течении 1 дня


Детская библиотека

1

Молодежная библиотека

1

Библиотека инвалидов по зрению

1

Виртуальный читальный зал

4

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 200 тыс. чел.

1

Молодежная библиотека с детским отделением

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

2

Универсальная (центральная) библиотека субъекта Российской Федерации, в пределах обслуживаемой территории, обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь муниципальным библиотекам.

В субъектах Российской Федерации с населением менее 200 тыс. чел. в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого персонала государственная библиотека субъекта Российской Федерации может быть создана как юридическое лицо с выделением отдельных структурных подразделений (универсальная (научная) библиотека, детская библиотека, молодежная библиотека, специализированная библиотека для инвалидов по зрению, специализированная библиотека с собранием документов на национальных языках), осуществляющих библиотечное обслуживание различных категорий пользователей, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, которые учитываются в качестве самостоятельных сетевых единиц.

В каждой областной (республиканской, окружной) библиотеке должен быть обеспечен доступ/подключение к полнотекстовым информационным ресурсам в формате виртуального читального зала в целях обеспечения информационной доступности к национальной электронной библиотеке10, другим электронным ресурсам.

Физическая доступность услуг библиотек субъектов Российской Федерации обеспечивается путем транспортной доступности в течении дня, путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (каталогам, оцифрованным ресурсам) и межбиблиотечного абонемента.
1.2. Нормы размещения музеев
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится создание и поддержка государственных музеев.11

Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».12

Создание, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации13

За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации. Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.

Нормы размещения музеев субъектов Российской Федерации устанавливаются с учетом специфики музейных фондов с целью сохранности культурного наследия и патриотического воспитания в соответствии с Таблицей 2.

Таблица 2

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения

(сетевая единица)



Доступность

Субъект

Российской Федерации



Краеведческий музей

Административный центр с населением от 500 тыс. чел.

1

Транспортная доступность для жителей административного центра в течении 1 часа;

для жителей муниципальных образований в течении 1 дня



Художественный музей

1

Тематический музей

5

Краеведческий музей

Административный центр с населением от 300 до 500 тыс. чел.

1

Художественный музей

1

Тематический музей

4

Краеведческий музей

Административный центр с населением от 100 до 300 тыс. чел.

1

Художественный музей

1

Тематический музей

3

Краеведческий музей

Административный центр с населением до 100 тыс. чел.

1

Тематический музей

2

Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.14

Художественный музей – это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический музеи, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.

Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации, принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.15

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.16

Физическая доступность услуг государственных музеев субъектов Российской Федерации обеспечивается путем транспортной доступности в течении дня*, путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (каталогам, выставкам) и путем организации передвижных выставок.
1.3. Нормы размещения театров
К полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации относится организация и поддержка учреждений культуры и искусства.17

В соответствии с «Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года»18, театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения. За сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо филиалы театров. Учитывается в качестве одной сетевой единицы театр, в котором действует нескольких театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс. (группировка «деятельность учреждений культуры и искусства.

Нормы размещения театров субъектов Российской Федерации устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории, а именно театров для детей (театры кукол) и для молодежи (театры юного зрителя) в соответствии с Таблицей 3.

Таблица 3

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения

(сетевая единица)



Доступность

Субъект Российской Федерации

Театр драматический

Административный центр с населением свыше 1 млн. чел.

1

Транспортная доступность для жителей административного центра в течении 1 часа;

для жителей муниципальных образований в течении 1 дня/

Либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием


Театр музыкальный

1

Театр оперы и балета

1

Театр кукол

1

Театр юного зрителя

1

Прочие театры по видам искусств

4

Театр драматический

Административный центр с населением от 500 тыс. чел.

1

Театр музыкальный

1

Театр оперы и балета

1

Театр кукол

1

Театр юного зрителя

1

Прочие театры по видам искусств

2

Театр драматический

Административный центр с населением от 300 до 500 тыс. чел.

1

Театр музыкальный

1

Театр кукол

1

Театр юного зрителя

1

Прочие театры по видам искусств

1

Театр музыкально-драматический

Административный центр с населением от 100 до 300 тыс. чел.

1

Театр кукол

1

Театр юного зрителя

1

Прочие театры по видам искусств

1

Театр

Административный центр с населением до 100 тыс. чел.

1

* Мощность театров по посадочным местам на 1 тыс. чел. смотри в Приложении

Субъекты Российской Федерации в зависимости от демографических особенностей территории и кадрового потенциала могут создавать как драматические театры отдельных видов (драмы, комедии), так и объединенные по жанрам драматические театры.

Музыкальный театр, включающий в себя такие жанровые виды как опера, балет, оперетта, мюзикл, рекомендуется создавать при наличии на территории субъекта Российской Федерации учебного заведения, выпускающего соответствующих исполнителей (консерватории или другого профильного ВУЗа, училища).

В субъектах Российской Федерации с количеством жителей более 1 млн. чел. рекомендуется создание не менее 4-х прочих театров.

Прочие театры по видам искусств (пантомимы, миниатюр, танца, песни, и т.п.) или по целевой группе (молодежный театр, детский театр) создаются в целях обеспечения доступности населения к различным жанрам театрального искусства.

В субъектах Российской Федерации с количеством жителей более 500 чел. рекомендуется создание более 2-х драматических театров (драмы/комедии).

В субъектах Российской Федерации с количеством жителей менее 300 тыс. чел. целесообразно объединение драматического с музыкальным театром.

В административных центрах национальных республик целесообразно создание театра с репертуаром на родном языке.

Физическая доступность услуг государственных театров субъектов Российской Федерации обеспечивается путем транспортной доступности* в течении дня, путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным спектаклям) и путем организации гастролей.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал