Тематическое планирование по предмету с целью внедрения облачных сервисов в учебный процесс; создать условия для освоения учащимися навыков работы с облачными сервисами и создания ими открытого контента для совместного доступа



страница1/4
Дата14.11.2016
Размер0.52 Mb.
Просмотров445
Скачиваний0
ТипТематическое планирование
  1   2   3   4

Павлова Инна Борисовна

Научно-практическая разработка


Элементы дистанционного обучения информатике с применением технологии облачных вычислений

(для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев)


Разработка посвящена изучению вопроса о месте «облачных» технологий в школьном курсе информатики. Особенностью работы является анализ прикладных программ, которые рекомендованы к освоению выпускнику средней школы составом стандартного (базового) пакета программного обеспечения (Первая Помощь, СПО). Автор отмечает, что весь набор этих программ можно заменить «облачными» программными продуктами и приводит примеры из практики 2011-2012 учебного года.

Пояснительная записка


Цель исследовательской работы – оценить возможность элементов дистанционного обучения информатике и ИКТ, использующих технологии облачных вычислений

Задачи исследования:

  1. ознакомиться с основными решениями «облачных» сервисов и принципами предоставления и использования «облачных» услуг;

  2. изучить опыт применения технологии облачных вычислений в образовании;

  3. проанализировать тематическое планирование по предмету с целью внедрения облачных сервисов в учебный процесс;

  4. создать условия для освоения учащимися навыков работы с облачными сервисами и создания ими открытого контента для совместного доступа.

Актуальность данного исследования обусловлена

  • практической потребностью решения проблемы нехватки ИТ-ресурсов для обучения и исследований,

  • педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры.

Исходя из целей и задач работы, определим объект и предмет исследования.

Объект – система компетенций курса и ресурсы для овладение универсальными учебными умениями.

Предмет – элементы дистанционного обучения на уроках информатики и в проектной деятельности с применением технологии облачных вычислений.

Гипотеза: облачные вычисления, вместе с появлением открытого контента, являются эффективным и экономически доступным средством для средних учебных заведений в их образовательной деятельности

Для решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и специальных методов, адекватных предмету исследования: анализ литературы, обобщение, педагогический эксперимент.

Научная новизна данной работы состоит в том, что автор классифицирует облачные сервисы по областям применения в учебном процессе и активно включается в процесс апробации «облачных» сервисов

База исследования: ГБОУ СОШ №783

Практическая значимость исследования состоит в определении и практическом применении «облачных» средств, расширяющих универсальные учебные умения учащихся.

Облачные вычисления (Cloud computing) – термин XXI века, появившийся в относительно недавно. По сути – это объединение множества идей и технологий, появившихся гораздо раньше, в XXвеке. Сегодня это направление находит широкое применение в основном в бизнесе, но для образовательных задач оно используется очень успешно. Представленный в Интернете опыт учителей всего мира, стран СНГ и России дает устойчивое представление о том, что «облакам» в школе место. Многочисленные примеры говорят о новом смысле цитаты «учиться, учиться и еще раз учиться».

Вот лишь некоторые из них:

• Учитель Малясова С.В. – республика Саха рекомендует в 11 классе практические занятия по освоению сетевых сервисов Yandex и Google

• Архангельский учитель Копосова О.Ю. работает с учениками на базе «облачных» сервисов Yandex, размещая учебные материалы в службе SkyDrive, организуя работу учеников в приложениях Word Web App, Excel Web App, PowerPoint Web App, OneNote Web App;

• краснодарский учитель Пигарева И.А. описывает в своем блоге методические разработки по работе в Widows Live, GoogleDocs, и работе с «облачным» хранилищем Dropbox

• таллиннские преподаватели Марина и Юри Курвитс в своем учительском блоге представляют материалы по работе с образовательным блогом;

• питерский учитель Пивненко О.А. – автор многочисленных разработок применения сетевых и «облачных» сервисов на уроках.

• Винников В.Э. учитель информатики из Красноярска осваивает со своими учениками облачные технологии с 2011 года

Если же учесть, что у каждого названного и неназванного учителя есть постоянные читатели, а у некоторых это четырехзначное число, то ясно, что «облачные» технологии осваиваются образованием не менее успешно, чем бизнесом.

Определим место «облачных» технологий в предмете Информатика и ИКТ, конечно, это будет область практических заданий и проектной деятельности, направленной на освоение прикладного программного обеспечения.

Согласно распоряжению правительства от 18 октября 2007 г в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения (Первая ПОмощь) вошел ряд прикладных программ, которые может освоить выпускник средней школы. В приведенной таблице эти программы представлены в колонке «Решаемая задача», а колонке «Программные продукты» приведены «облачные» программные продукты, которые могут заменить лицензионные или свободно распространяемые.



Таблица. Облачное ПО в школьной программе

Программные продукты

Решаемая задача

1. Операционная система

CloudMe, Glide OS, EyeOS, Cloudo, iCube OOS, Chromium OS, CorneliOS, G.ho.st

2. Создание и редактирование текстов

GoogleDocs, Windos Live, Acrobat.com, Zoho

3. Создание и редактирование электронных таблиц

GoogleDocs, Windos Live, Acrobat.com, Zoho

4. Создание и редактирование мультимедийных презентаций

GoogleDocs, Windos Live Prezi, Acrobat.com, Animoto, SlideBoom? Poplet

5. Управление базами данных

MyTaskHelper, Zoho, Grubba

6. Вёрстка и подготовка публикаций

GoogleDocs, Windos Live

7. Создание и редактирование интернет-приложений

GooglePages, Aloha SiteMaker

8. Управление электронной почтой и персональными контактами

Windos Live Hotmail, Gmail

9. Объектно-ориентированное программирование

PascalABC, SmallBasic

10. Электронный многоязычный словарь

ABBYY Lingvo, Translate.eu, Google Переводчик, FineReaderOnLine

11. Сжатие и архивирование файлов

WobZip

12. Оптическое распознавание документов

Free OCR, FineReaderOnLine

13. Редактирование растровой графики

Pixlr

14. Редактирование векторной графики

Raven, svg-edit, Aviary, Vector Magic

15. Редактирование цифровых изображений

Google Picasa

16. Рисование и редактирование цифровой живописи

BeFunky, FunPhotoBox, Photo 505

17. Монтаж аудиозаписей

MynaAudioEditor, MadRingtones, Avary

18. Монтаж видеозаписей

JayCut

19. Защита от вирусов и других вредоносных программ, хакерских атак, спама

CloudPanda

20. Исключение доступа учащихся к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания

Gatewall, Panda Cloud Internet Protection

21. Создание и редактирование интерактивных мультимедийных материалов

Toufee.com, Multator

Список, без сомнения, неполный, но ведь есть еще и дополнительные сервисы, которые можно и нужно применять в образовательном процессе. Тут и блоги, социальные сети, генераторы QR-кодов, он-лайновые обучающее игры, виртуальные доски, редакторы комиксов, планировщики интерьеров - и все это при установленном на компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне единственном ПО – браузере. Большинство облачных сервисов предусматривают совместный доступ к документам, что позволит учителю и ученику, или группе учеников совместно с учителем эффективно обучаться и обучать, минуя технические трудности, связанные с получением и установкой лицензионно чистого ПО.

Небольшая часть программ, приведенных в таблице, была применена автором в 2011-2012 учебном году. Так для изучения графического редактора в 5 классе ученики опробовали векторные возможности рисунков в GoogleDocs и растровые Pixlr. Для создания мультимедийных презентаций учащимся 7 классов вместе с традиционно изучаемым приложением MSPowerPoint ученикам была предложена альтернатива – создание презентации в Google Docs.

В рамках изучения текстового редактора учащиеся 8 класса вместе с MSWord использовали GoogleDocs и SkyDrive.

Программа «Лунный счетчик» стала результатом проектной деятельности учеников 8 класса по изучению языка SmallBasic. В ходе работы над программой ее многочисленные версии импортировались в файловое хранилище. Для работы над описанием проекта ученики выбрали GoogleDocs. В ходе работы над проектом, для оформления графических окон ученикам потребовались изображения, которые были найдены в Интернете и загружены на файловое хранилище Яндекс фотки, откуда они вызываются программой. Звезда для анимации была нарисована в он-лайн редакторе photoshop.domfailov.ru и также загружена на Яндекс фотки. Кроме проекта и описания к нему ученики создали сайт на хостинге ucoz и разработали QR-код сайта. Работа над проектом велась двумя учениками совместно и контролировалась учителем не только очно, но и дистанционно.

Ученицы 9 класса в проектной работе «Книга сегодня и завтра» анализировали читательские интересы и предпочтения своих одноклассников. Цель проекта ученицы определили как рекомендации к выбору печатной или электронной книги. Он-лайн тестирование было реализовано с помощью опросов в GoogleDocs; отчеты об анализе различных источников созданы в GoogleDocs и сохранены в формате pdf для размещения в презентации; статистический анализ данных - сбор данных с опросов в GoogleDocs оформлен таблицами и построены диаграммы с помощью этого же сервиса. В сервисе Prezi.com создана презентация работы, которая размещена в сервисе Prezi и к ней предоставлен публичный доступ.

Ученики 3 и 4 класса в рамках проектной деятельности создали исследовательские проекты. С интересом и увлечением ученики начальной школы освоили сетевой интерфейс Prezi, цифровой микроскоп и фотоаппарат, сняли видеоролики и выложили их с помощью учителя на видеохостинг YouTube.

Проектные работы учеников были представлены на школьной научно-практической конференции, на мероприятиях окружного и городского уровня.

Главный и самый существенный недостаток «облачных» технологий для школы – это необходимость постоянного и быстрого соединения с Интернетом. Учитывая, что это один из двух существенных недостатков, выделяемых большинством экспертов, думается, что работа в этом направлении будет проводиться и проводиться интенсивно.

Современные информационные технологии развиваются быстро, и, несомненно, задача школы не отставать, быстро осваивать новые технологии, чтобы оставаться частью современной жизни.

Разработка была представлена на Научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании XXI века» НИЯУ МИФИ и «Интернет технологии в образовании 2012» Чувашского регионального отделения Академии информатизации образования.

В 2012-2013 учебном году автор осваивает с учениками облачный офис Zoho, начаты проекты с использованием редактора видео JayCut, презентации в Poplet, Prezi.

Департамент образования города Москвы

ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования

Кафедра Информационных технологий и образовательной среды



Отзыв

на авторскую разработку



Павловой Инны Борисовны

по теме:
«Элементы дистанционного обучения информатике с применением технологии облачных вычислений»

Разработка Павловой Инны Борисовны посвящена важной теме, актуальность которой обусловлена практической потребностью решения проблемы нехватки ИТ-ресурсов для обучения и исследований, а также педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры.

Содержание работы соответствует цели и задачам оценить возможность применения элементов дистанционного обучения информатике и ИКТ, использующих технологии облачных вычислений.

Теоретическая часть работы изложена логично и последовательно. Содержит историю облачных технологий, анализ современного состояния, а так же примеры применения в образовательной деятельности.

Практические разработки, представленные в работе, демонстрируют возможность применения облачных сервисов в учебном процессе

Основными достоинствами работы является приведенное автором соответствие облачных сервисов тематическому планированию
Морозов Владимир Владимирович,

старший преподаватель, методист МИОО


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №783
Отзыв

на авторскую разработку


Павловой Инны Борисовны
по теме: «Элементы дистанционного обучения информатике с применением технологии облачных вычислений»
В данной работе рассматривается актуальная проблема оснащения школы ИТ ресурсами для обучения, исследований.

Показано, что данное исследование дает инструмент решения задачи формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры.

Работа содержит теоретическую базу

Приведены примеры из практики 2011-2012 учебного года применения учителем рассматриваемой технологии в учебном процессе и в проектной деятельности учащихся с 3-го по 9 класс

Авторская разработка Павловой И.Б. является теоретической и практической базой для дальнейшей работы по предмету «Информатика и ИКТ», а так же по проектной деятельности в ГБОУ СОШ №783.
Директор ГБОУ СОШ №783 Бойко Р.В.


ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
105425, Москва ул. 5-ая Парковая, д.51 E-mail: nmcvouo@rambler.ru

Тел./факс (499) 163-51-76 http://www.voumdo.ru/omc/

ИНН/КПП 7719048999/771901001

ОКПО 11696699, ОГРН 1037739306747

_________________№_____________________

на № __________от ______________________





Отзыв

на авторскую разработку



Павловой Инны Борисовны

по теме:
«Элементы дистанционного обучения информатике с применением технологии облачных вычислений»

Разработка Павловой Инны Борисовны посвящена актуальной теме внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс, применению облачных технологий в урочной и внеурочной деятельности, а так же в проектной деятельности обучающихся. В работе был осуществлен анализ используемого программного обеспечения для изучения курса информатики и подобраны «облачные» аналоги нетребовательные к лицензионной чистоте и конфигурации компьютерной техники. Описан опыт применения в образовательной деятельности следующих средств: – Prezi (для создания компьютерных презентаций), Google Docs (для создания текстовых, мультимедийных документов, обработки информации в электронных таблицах), SmallBasic (для программирования в объектно-ориентированной среде).

Результатом работы по данной разработке стало активное участие учеников Инны Борисовны в окружных и городских конкурсах ученических проектов. В 2011-2012 учебном году проекты стали победителями и призерами этих конкурсов: проект «Книга сегодня и завтра» НПК «Диалог культур» - диплом III степени, НПК «Отражение» - диплом I степени городской конкурс ученических компьютерных проектов – победитель в номинации исследовательский проект; проект «Лунный счетчик» - НПК «Диалог культур» - диплом первой степени, НПК «Целостный мир» - диплом за оригинальность работы, участник форума юных исследователей и изобретателей «Новые вершины»; проекты учащихся начальной школы «Как вода течет по листьям» и «Исследование формы Земли» - участники НПК «Ступень к успеху» и «Технопарк».

Опыт Павловой И.Б. успешно транслировался в округе: на августовской конференции с выступлением по теме «Применение облачных технологий в учебном процессе», на семинарах для учителей округа по вопросам организации проектной деятельности.

Методист Методического центра Авдиенкова Л.И.

Подпись Авдиенковой Л.И. заверяю
Директор Методического центра Жильцова О.И.

Литература:


  1. Программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование»

  2. Дистанционное обучение. Информационный портал http://distance-learning.ru/db/el/382DF785722E67DBC325787E005C58EA/doc.html

  3. Шмойлов Д. В. «Облачные вычисления: актуальность и проблемы». ГУ «Госинформ», Российская Федерация, г. Саранск,

  4. BizEducation. Бизнес-образование online. Электронное образование в облаке. http://www.bizeducation.ru/2011/05/30/jelektronnoe_obrazovanie_v_oblake.html (дата обращения 23.03.2012)

  5. http://www.thg.ru/technews/20111002_151200.html (дата обращения 23.03.2012)

  6. КОНЦЕПЦИЯ Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340-р).

  7. http://www.spohelp.ru/categories (дата обращения 23.03.2012)

  8. Издательство БИНОМ «Лаборатория знаний». http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/

  9. PCWeek Андрей Лукичев, начальник Отдела проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет» «Обл'исполком» http://www.pcweek.ru/its/wp/detail.php?ID=135916 (дата обращения 23.03.2012)

  10. Информационно-аналитический журнал «Университетская книга» «Облачные сервисы для библиотек и образования» http://www.unkniga.ru/innovation/tehnology/228-oblachnie-servicy-dla-bibliotek-i-obrazovaniya.html#dva (дата обращения 23.03.2012)

  11. Вопросы информатизации образования. Электронный журнал октябрь 2011 http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=20&sid=16988 (дата обращения 23.03.2012)

  12. Лаборатория информатики МИОО URL http://www.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=18&Itemid=76 (дата обращения 20.03.2012)

  13. Портал информационной и технической поддержки ПО для образовательных учреждений РФ. URL https://spreadsheets.google.com/pub?key=0AojaWGYkjFSGdGVoc0p5ZUw3UnZOODcxeEFSVGRFUVE&hl=en&output=html (дата обращения 23.03.2012)





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал