Тематический контроль знаний по истории России XX века 11- 12 классы



Скачать 63.84 Kb.
Дата14.02.2017
Размер63.84 Kb.
Просмотров384
Скачиваний1

МБОУ Кок-Тейская открытая (сменная) школа

Тематический контроль

знаний по истории России XX века

11- 12 КЛАССЫ

Домашние задания в период карантина

от гриппа с 17.03.2014г по 24.03.2014г.

Основные разделы курса истории России ХХ века

1. Особенности социально-экономического и политического развития


России начала ХХ века.

  1. Революция 1905 - 1907 гг.

  2. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

  3. Россия в I мировой войне.

  4. Февральская революция.

  5. Октябрьская революция.

  6. Гражданская война и интервенция (1918 - 1920 гг.).

  7. Нэп (1921 - 1928 гг.).

  8. Советский Союз в ВОВ (1941 - 1945 гг.).

10. Социально-экономическое и политической развитие СССР в 1945 - 1953гг.

11. Советское общество в период «оттепели» (1953 - 1964 гг.).



  1. Внутренняя и внешняя политика Советского Союза в 1964 - 1985 гг.

  2. Перестройка в СССР (1985 - 1991 гг.).

  3. История современной России (1991 - 2001 гг.).

Структура и методика работы

Пособие включает 14 крупных тем отечественной истории ХХ века. На каждую тему предлагается по 2 варианта заданий.



Расчет времени

Для выполнения одного варианта задания письменной работы отводится 45мин.

На ответы на три вопроса - 15 мин. (по 5 мин на каждый); на тесты - 15 мин. (3 мин. на 5 заданий);

на раскрытие понятий и терминов - 10 мин. (по 3 мин. на 3 задания).



Оценка результатов




В баллах

Сумма

I. Вопросы № 1.

№ 2. № 3.



3 3 3

9

II. Тестовое № 1. задание № 2.

№ 3.


№ 4.

№ 5.


1 1 1

5

III. Понятия и № 1. термины № 2.

№ 3.


1 1 1

3

17 баллов

«Отлично» - 15-17 баллов. «Хорошо» - 12-14 баллов. «Удовлетворительно» - 8,5-10,5 баллов. «Неудовлетворительно» - 8,5 баллов.



Тема 1

Особенности социально-экономического и политического развития России в начале ХХ в. Вариант 1

I. Вопросы.


  1. Каковы общие черты развития России и Запада в нач. ХХ в.?

  2. Объяснить плюсы и минусы геополитического положения страны.

3. Отражалась ли сословная структура Российской империи на её
экономическом развитии?

II. Тесты.

1. Укажите хронологические рамки промышленного переворота в России:

а) 1860 - 1880 гг.;

б) 1890 - 1914 гг.;

в) 1870 - 1890 гг.

2. В российском экспорте на втором месте после зерна была:

а) продукция российской промышленности в целом;

б) продукция химической промышленности;

в) продукция машиностроения.

3. Основными конкурентами России в мировой торговле зерном были:

а) США и Аргентина;

б) Великобритания и Германия;

в) Франция, Испания, Италия.

4. Исполнительную власть в России начала ХХ в. осуществлял:

а) Сенат;

б) Государственный совет;

в) 11 министров.

5.Высокий естественный прирост населения России в нач. ХХ в. можно объяснить:

а) правительственными мерами;

б) религиозными убеждениями;

в) экономическими факторами, снижением смертности после реформы 1861 г.

III. Термины, понятия, даты (дать определения):

а) демография;

б) монополия;

в) миграция.


Вариант 2
I. Вопросы.

  1. Укажите отличия в развитии России и Запада в начале ХХ в.

  2. Сравните сословный состав населения России в начале и в конце ХХ в.

3. Чем объясняется невысокий уровень грамотности населения страны
в начале ХХ в.?

II. Тесты.

1.Плотность населения в Сибири в начале ХХ в. была:

а) 1 чел. на 1 кв. км;

б) 20 чел. на 1 кв. км;

в) 300 чел. на 1 кв. км.

2. Первым премьер-министром в истории России стал:

а) П. А. Столыпин;

б) С.Ю. Витте;

в) И. И. Горемыкин.

3.В российской империи наиболее промышленно развитой в начале ХХ в.была:

а) Украина;

б) Бессарабия;

в) Прибалтика.

4. Эсеры были убеждены, что:

а) террор устрашает и дезорганизует правительство;

б) террор устранит от управления одиозных политиков;

в) террор единственная возможность заставить людей задуматься о жизни.


5.Одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику в начале ХХ в. была:

а) Франция;

б) Германия;

в) Великобритания.

III. Термины, понятия, даты (дать определения):

а) колония;

б) артель;

в) модернизация.




Тема 2

Революция 1905 – 1907. гг. Вариант 1

I. Вопросы.

1. Какие задачи должна была решить революция 1905 - 1907 гг.?

2.Какие требования предполагалось передать царю во время шествия 9 января 1905 г.?

3. Можно ли считать Манифест 17 октября 1905 г. конституцией?

II. Тесты.

1. Февральская революция начинается:

а) с забастовки на Путиловском заводе;

б) с роспуска Государственной Думы;

в) с выступления гвардейских полков.

2. К 1905 г. не относится:

а) начало Iрусской революции;

б) начало русско-японской войны;

в) конец русско-японской войны.

3. Главной итог революции 1905 -1907 гг. заключается в:

а) ликвидации помещичьего землевладения;

б) удовлетворении требований рабочего класса;

в) появление законодательного представительного органа власти;

г) отделении церкви от государства.

4. Высшей точкой Iрусской революции считается:

а) события октября - декабря 1905 г. в С.-Петербурге и Москве;

б) «Кровавое воскресенье»;

в) крестьянское движение летом 1906 г.

5. Царский Манифест от 17 октября 1905 г.:
а) вводил в России особое положение;

в) провозглашал Россию конституционной монархией; в) вводил в России буржуазные права и свободы.

III. Термины, понятия, даты:

а) Декабрьское восстание в Москве (записать дату);

в) 3 июня 1905 г. (укажите событие);

г) РСДРП (расшифровать аббревиатуру).

Вариант 2

I. Вопросы:

1. Назовите предпосылки революции 1905 - 1907 гг. Каков характер
Iрусской революции?

2. Какое событие послужило началом революции 1905 - 1907 гг.?

3. Какие права и свободы провозглашались Манифестом 17 октября
1905 г.?

II. Тесты.

1. Окончанием революции 1905 - 1907 гг. считается:

а) приход к власти П. А. Столыпина;

б) восстание на крейсере «Очаков»;

в) роспуск IIГосударственной Думы.

2. Первая русская революция привела к:
а) созданию Государственного совета;

б) созданию Государственной Думы;

в) крушению самодержавия.

3.Государственный переворот, означавший конец I русской революции, произошел:

а) 9 января 1905 г.;

б) 3 июня 1907 г.;

в) 3 июля 1907 г.

4. Первый в России Совет трудящихся в ходе Iрусской революции был


создан в городе:

а) Москве;

б) Харькове;

в) Иваново-Вознесенске.

5. «Гвоздем» I русской революции 1905-1907 гг. современники называли
требование:

а) 8-часовой рабочий день;

б) уничтожение помещичьего землевладения;

в) создание в стране органов народного представительства;

г) всеобщее обязательное бесплатное образование.
III. Термины, понятия, даты:

а) 12 - 27 апреля 1905 г.;

б) председатель IIIГосударственной Думы;

в) либерал - это ....



Тема 3

Аграрная реформа П.АСтолыпина Вариант 1

I. Вопросы.


  1. Как решался вопрос о помещичьем землевладении во время реформ П. А. Столыпина?

  2. Когда Столыпин назначен на пост Председателя Совета Министров? Какую программу он предлагал?

3.Как развивалось аграрное движение в 1906 г.? IIТесты.

1. По закону о выборах в IГосударственную Думу для рабочих были


установлены:

а) прямые выборы;

б) четырехступенчатые выборы;

в) трехступенчатые выборы.

2. Российский пролетариат требовал:

а) установления республики;

б) установления восьмичасового рабочего дня;

в) введение страхования.

3. Столыпин опубликовал правительственную программу:

а) 24 августа 1906 г.;

б) 18 октября 1906 г.;

в) 12 октября 1906 г.

4. Госсовет преобразован в Думу указом от:

а) 20 октября 1905 г.;

б) 20 января 1906 г.;

в) 20 февраля 1906 г.

5. Из каких частей состояла программа Столыпина:

а) двух;


б) трех;

в) пяти.


6. Назовите пункт, не относящийся к реформе Столыпина:

а) укрепление крестьянской общины;

б) создание хуторов на отрубах;

в) переселение крестьян на свободные земли.


II. Термины, понятия, даты:

а) период работы IIГосударственной Думы (укажите дату);

б) недовольство политикой Столыпина - ... (царя, дворян, крестьян).

в) взаимоотношения Думы и Столыпина - (противоречия).

Вариант 2

I. Вопросы.



  1. Что являлось главной идеей аграрной реформы П. А. Столыпина?

  2. Кто поддерживал курс и преобразования П. А. Столыпина?

3.Чему было посвящено совещание 14 июля 1906 г.? Кто в нём участвовал?

II. Тесты.

1. Разгром IIГосударственной Думы произошел по требованию:

а) большевиков;

б) П.А. Столыпина;

в) П. Н. Милюкова.

2. После роспуска IГосударственной Думы военный бунт произошел:

а) в Мурманске;

б) в Севастополе;

в) в Свеаборге.

3. Законодательную власть в России после созыва IГосударственной Думы
осуществлял:

а) император, Государственная Дума;

б) Государственный совет;

в) иное.


4. Назовите категорию населения, которая не имела права избираться в
Государственную Думу:

а) военные;

б) государственные чиновники;

в) крестьяне.

5. Укажите период работы IIГосударственной Думы.

а) июнь - август 1907 г.;

б) февраль - июнь 1907 г.;

в) апрель - август 1907 г.

III. Термины, понятия, даты:

а) реформа (дать определение);

б) установление третьеиюньской монархии (дата);

в) работа IIIГосударственной Думы (дата).



Тема 4

Россия в Первой мировой войне

I. Вопросы.

1. Назовите военно-политические блоки в Европе перед Первой мировой


войной.

  1. Повод и начало Iмировой войны.

  2. В чем причина поражения России в Iмировой войне? II. Тесты.

1. План Шлиффена - это:

а) намеченный план военной кампании в 1914 г.;

б) план немецкого генерального штаба по ведению мировой войны;

в) план немецкого министерства иностранных дел.

2. Соотнесите даты и события:



А) 21 февраля - 18 декабря 1916 г.

а) поражение армий А. В. Самсонова и
П. К. Ренненкампфа в Восточной
Пруссии


Б) конец августа 1914 г.



б) вступление в Iмировую войну
Италии

в) Верденское сражение | В) 23 мая 1915 г.




3. Германия решилась на подписание Компьенского перемирия:

а) в связи с полным разгромом немецкой армии в Европе;

б) из-за выхода из войны Австро-Венгрии;

в) из-за начала революция в Германии;

г) из-за недостатка ресурсов, необходимых Германии для дальнейшего
ведения войны.

4. Выделите причины поражения русских войск в Галиции в 1915 г.:


а) недостатки в снабжении русской армии;

б) превосходство австро-венгерских войск в боевой технике;

в) отсутствие активных действий на Западном фронте.
5. Термины, понятия, даты:

а) агрессия (дать определение);

б) Компьенское перемирие (дата);

в) «Великое отступление» русских войск (дата).

Вариант 2

I. Вопросы.

1. Каковы причины Iмировой войны?

2. Какими были цели воюющих держав: Германии, Австро-Венгрии;


России, Англии, Франции.

3. Могла ли Россия избежать участия в Iмировой войне?

II. Тесты.

1. Укажите полководца, чьим именем была названа военная операция


русской армии, блестяще проведенная в годы Iмировой войны:

а) А. Брусилов;

б) Я. Жилинский;

в) П. Ренненкампф.

2. Назовите страны, которые не являлись союзниками России в
Iмировой войне:

а) Великобритания и Франция;

б) Турция и Австро-Венгрия;

в) Япония и Италия.

3. Результат Компьенского перемирия:

а) полная капитуляция Германии без каких-либо условий;

б) вывод немецких войск с левого берега Рейна;

в) передача странам Антанты военного имущества и вооружения


Германии.

4. Кто из русских генералов застрелился в начале войны, считая себя


виновным в военных неудачах русских войск:

а) П. К. Рененкампф;

б) В. А. Сухомлинов;

в) А. В. Самсонов.

5. Укажите последствия Брусиловского прорыва:

а) вступление в войну Румынии;

б) переход русских войск в наступление по Восточному фронту;

в) переход немцев к обороне на реке Сомне.

III. Термины, понятия, даты:

а) контрибуция (дайте определение);

б) Верденское сражение (дата);

в) 23 мая 1915 г. (назовите событие).



Тема 5

Февральская революция Вариант 1

I. Вопросы.

1. Каковы причины Февральской революции?

2. Какие изменения в расстановку политических сил внесла
Февральская революция?

3. Что означал выдвинутый Лениным лозунг «Вся власть Советам»?

II. Тесты.

1. Главным итогом Февральской революции 1917 г. стало:

а) прекращение войны с Германией;

б) свержение монархии в России;

в) введение в стране буржуазного правления и буржуазных свобод.

2. Система "двоевластия" после Февраля предусматривала:

а) функционирование Временного правительства;

б) разделение властей: кадеты и октябристы;

в) создание Государственного совета.

3. 3 марта 1918 г.:

а) произошло покушение на Ленина;

б) в России началась Гражданская война;

в) Россия заключила Брестский мир и вышла из Iмировой войны.

4. Лозунг Корниловского мятежа:

а) «Вся власть Советам»;

б) «Долой Временное правительство»;

в) «Даешь диктатуру пролетариата».

5. Главой Временного правительства после Февральской революции стал:

а) А. Гучков;

б) М. Родзянко;

в) Г. Львов.

III. Термины, понятия, даты:

а) альтернатива;

б) мятеж;

в) 2 марта 1917 г.

Вариант 2

I. Вопросы.

1. До какого события решило существовать Временное правительство?

2. Назовите действие, которое не было предпринято Временным
правительством.

3. Как принято называть Корниловский мятеж?

II. Тесты:

1. Обращение А.Ф. Керенского «Ко всем гражданам» прозвучало:

а) 27 июля 1917 г.;

б) 27 августа 1917 г.;

в) 27 сентября 1917 г.

2. Кто являлся движущей силой Февральской революции:

а) рабочие и солдаты;

б) меньшевики;

в) эсеры.

3. Когда возвратился из эмиграции лидер большевиков В.И. Ленин?

а) 1916 г.;

б) апрель 1917 г.;

в) март 1917 г.

4. Лозунг большевиков в декабре 1917 г.:

а) «Вся власть Советам»;

б) «Без аннексий и контрибуций»;

в) «Никакой поддержки Временному правительству».

5. Кто из военных в первые дни революции перешел на сторону


восставших:

а) А. А. Гучков;

б) петроградский гарнизон (опасаясь отправки на фронт);

в) фабзавкомы.

III. Термины, понятия, даты:

а) три кризиса правящей власти (месяцы);

б) коалиционное правительство;

в) Корниловский мятеж.



Тема 6

Октябрьская революция Вариант 1

I. Вопросы.


  1. Кто был движущей силой Октябрьской революции?

  2. Что такое ВРК?

  3. Когда начал работу II съезд Советов? Какие партии участвовали в нем? II. Тесты.

1. Когда была создана ВЧК:

а) декабрь 1916 г.;

б) декабрь 1917 г.;

в) 1918 г.

2. Кто входил в СНК:

а) В. И. Ленин;

б) Путилов;

в) Рябушинский.


3. Какую роль сыграл крейсер «Аврора»?

а) создана чрезвычайная комиссия;

б) сигнал к захвату Зимнего дворца;

в) власть перешла к Советам рабочих.

4. Период «триумфального шествия Советской власти»:

а) октябрь 1917 - март 1918 г.;

б) январь 1917 - апрель 1918 г.;

в) декабрь 1917 - октябрь 1918 г.

5. Каким органом Государственной власти была утверждена первая
советская Конституция:

а) IIсъездом;

б) IIIсъездом;

в) V съездом.

III. Термины, понятия, даты:

а) диктатура;

б) коалиционное правительство;

в) 2 марта 1917 г.

Вариант 2

I. Вопросы.

1. Каковы задачи Октябрьской революции?


  1. Какие декреты были приняты на IIсъезде Советов?

  2. Кто входил в СНК? Каковы его функции? II. Тесты.

1. Кто возглавлял ВЧК?

а) Ф. Дзержинский;

б) Н. Крыленко;

в) А. Керенский.

2. Декларация прав народов России принята в:

а) ноябре 1917 г.;

б) марте 1917 г.;

в) декабре 1917 г.

3.Сколько земли должна была получить каждая крестьянская семья по Декрету о земле:

а) 1 десятину;

б) 2-3 десятины;

в) 5 десятин.

4. Когда создан ВРК?

а) июнь 1917 г.;

б) август 1917 г.;

в) октябрь 1917 г.

5.Верховным Главнокомандующим Л.Г. Корнилов был назначен:

а) 18 мая 1917 г.;

б) 18 июля 1917 г.;

в) 18 сентября 1917 г.

III. Термины, понятия, даты:

а) альтернатива;

б) мятеж;

в) IIсъезд Советов (открытие).



Тема 7

Гражданская война и интервенция Вариант 1

I. Вопросы.


  1. Какие события можно отнести к первому этапу войны?

  2. Когда и в каких условиях образовалась РККА?

  3. Назовите цели белого движения. II. Тесты.

1. Какой фронт был образован для разгрома Врангеля:

а) Южный;

б) Юго-Западный;

в) Польский.

2. Объединённые Вооруженные силы юга России в январе 1919 г. удалось
создать одному из лидеров белого движения:

а) А. В. Колчаку;

б) А.И. Деникину;

в) П. И. Краснову.

3. Первые вспышки Гражданской войны в России относятся к периоду:

а) создания правительства Колчака (ноябрь 1918 г.);

б) мятежа Чехословацкого корпуса (май 1918 г.);

в) после установления Советской власти (октябрь 1917 г.).

4. Делегация восставших моряков Кронштадта, в 1921 г. направленная в
Петроград для переговоров, была:

а) арестована;

б) расстреляна;

в) возвращена назад.

5. В годы Гражданской войны в России руководство экономикой РСФСР
осуществлял специально учрежденный орган:

а) ВЦИК;


б) РВС;

в) ВСНХ.


Вариант 2

I. Вопросы.



  1. Какой фронт был образован для разгрома Врангеля? Кто им командовал?

  2. Какое влияние на исход Гражданской войны оказало зеленое движение?

  3. Какие события можно считать окончанием Гражданской войны? Почему?

II. Тесты.

1. РККА образована:

а) 23 февраля 1917 г.;

б) 23 февраля 1918 г.;

в) 23 февраля 1919 г.

2. Восточным фронтом командовал:

а) Волетис;

б) Фрунзе;

в) Лацис.

3. Какие страны участвовали в организации интервенции против


Советской России?

а) Англия, Франция, Турция, Германия;

б) Англия, Франция, Америка, Япония;

в) Япония, Германия, США, Турция.

4. В штурме восставшего Кронштадта в 1921 г. участвовали:

а) моряки;

б) рабочие заводов;

в) делегаты Х съезда.

5. Советско-польская война велась в:

а) 1919 г.;

б) 1920 г.;

в) 1922 г.

III. Термины, понятия, даты:

а) лидеры белого движения -.;

б) окончание гражданской войны;

в) командующий Западным фронтом - ... (белогвардеец или


красноармеец)

Тема 8

Новая экономическая политика Вариант 1

I. Вопросы.

1. Когда и почему продразверстка была заменена продналогом?



  1. В каких отраслях частные предприятия открывались чаще всего?

  2. В чем причина кризиса нэпа?

II. Тесты.

1. В годы нэпа наиболее распространенной формой объединения


предприятий были:

а) синдикаты;

б) тресты;

в) концерны.

2. Для нэпа характерно:

а) всеобщая трудовая повинность;

б) разрешение частной аренды мелких предприятий;

в) бесплатные коммунальные услуги.

3. Нэп считается периодом:

а) разногласий;

б) культурной революции;

в) возрождения капитала.

4. Событием, ускорившим переход к нэпу, считается:

а) введение золотого червонца;

б) восстание в Кронштадте;

в) дезертирство из Красной армии.

5. К нэпу не относятся:

а) введение продналога;

б) разрешение найма рабочей силы;

в) карточная система распределения.

III. Термины, понятия, даты:

а) национализация -.;

б) Х съезд ВКП(б) (дата);

в) аренда

Вариант 2

I. Вопросы:

1.Что такое диктатура промышленности? Кто предлагал её установить? 2.Как изменилась социальная структура РСФСР в годы нэпа? 3.Раскройте особенности развития культуры в годы нэпа?

II. Тесты.

1. Основные изменения в аграрной политике советской власти,
произошедшие после перехода к нэпу:

а) налог введен только для кулаков;

б) ожесточилась реквизиция хлеба у крестьян;

в) продразверстка заменена продналогом.

2. Укажите, какие из названных явлений были связаны с нэпом
(Iгруппа), а какие нет (IIгруппа):

а) продразверстка;

б) наёмный труд в сельском хозяйстве;

в) свободная торговля на рынке;

г) уравнительный принцип.

3. На каком съезде продразверстка была заменена продналогом:

а) Х съезд партии;

б) XIV съезд;

в) XV съезд.

4. Нэп - это:

а) полное огосударствление экономики;

б) введение уравнительной оплаты труда;

в) обязательная сдача крестьянами излишков продуктов сельского
хозяйства.

5. Укажите лишнее в процессе нэпа:

а) наёмный труд;

б) торговля;

в) продразверстка.

III. Термины, понятия, даты:

а) концессия -.;

б) хозрасчет -.;

в) период нэпа - .

Тема 9

Советский Союз в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

Вариант 1

I. Вопросы.



  1. Когда опубликован пакт Молотова - Риббентропа? Каково его содержание?

  2. Какие данные разведки подтверждали возможность нападения Германии на СССР?

3. В чём историческое значение битвы за Москву?
II. Тесты.

1. Высшим органом власти, сосредоточившим полноту власти в годы ВОВ,

стал:

а) Верховный Совет СССР;



б) Государственный Комитет Обороны;

в) Народный Комиссариат Обороны.

2. Председателем Госплана в годы ВОВ был:

а) Ванников Б. Л.;

б) Вознесенский Н.А.;

в) Вохрушев В. В.

3. С необычным обращением «Братья и сестры...» выступил 3 июля 1941

года:


а) Сталин И.В.; в) Калинин М. И.; в) Молотов В.М.

4. Вторая мировая война унесла жизни.. млн. советских граждан:

а) 20;

б) 25;


в) 27.

5. Акт о безоговорочной капитуляции Японии был подписан:

а) на борту линкора США «Миссури»;

б) в Вашингтоне;

в) в Токио.

III. Термины, понятия, даты.

а) «Цитадель» - ...;

б) 24 июня 1945 г.;

в) 6 июня 1944 г.

Вариант 2

I. Вопросы.


  1. Что такое Курская дуга?

  2. Перечислите основные наступательные операции 1944 г.

3.Каково историческое значение победы советского народа над фашистской Германией? II. Тесты.

1. Среди проблем тыла наиболее важной в 1941 г. оказалась проблема:

а) продовольственная;

б) эвакуация заводов и людей на восток;

в) нехватка мужских рабочих рук.

2. Начальником Генерального штаба Красной армии в первые месяцы


войны был:

а) Г.К. Жуков;

б) Б.М. Шапошников;

в) С. К. Тимошенко.

3. Имена боровшихся с фашистами подпольщиков У. Громовой, И.
Земнухова, С. Тюленина связаны с городом:

а) Краснослободском;

б) Краснодаром;

в) Краснодоном.

4. 330-тысячная группировка вермахта окружена и ликвидирована в..

битве:


а) Московской;

б) Сталинградской;

в) Берлинской.

5. «Враг будет разбит. Победа будет за нами» - такими словами закончил своё выступление первый зам. председателя Совнаркома:

а) Молотов;

б) Тимошенко;

в) Ворошилов.

III. Термины, понятия, даты:

а) снятие блокады Ленинграда;

б) приказ № 227 (дата подписания);

в) кодовое название операции «Битва под Москвой».

Тема 10

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945 - 1953 гг.

Вариант 1

I. Вопросы.

1. Какие социальные проблемы встали перед страной после окончания
войны?


  1. Каковы итоги 4-й пятилетки?

  2. Когда СССР вышел из всех органов ООН? II. Тесты.

1.В экономическую систему, сложившуюся после 1945 г., пытался внедрить систему хозрасчёта:

а) А.А. Кузнецов;

б) Н.С. Хрущев;

в) Н. А. Вознесенский.

2. В послевоенный период первым американским президентом, посетившим Москву с официальным визитом, был:

а) Никсон Р.;

б) Кеннеди;

в) Рузвельт.

3) Кто из деятелей не участвовал в борьбе за высшую власть в партии и
государстве после смерти Сталина:

а) Маленков;

б) Молотов;

в) Каганович;

г) Брежнев.

4) Последним из готовившихся по инициативе Сталина репрессивных


процессов стало:

а) «мингрельское» дело;

б) «дело врачей»;

в) процесс 1930-х;

III. Термины, понятия, даты:

а) восстановление промышленности;

б) испытание советской атомной бомбы (дата);

в) репатриация - .

Вариант 2

I. Вопросы.

1. Почему не оправдались надежды на нормализацию отношений со
странами Запада в послевоенные годы?


  1. Кто явился инициатором развязывания «холодной войны»?

  2. Как развивались отношения СССР со странами Восточной Европы?

II. Тесты.

1. В послевоенный период «железный занавес» был восстановлен в ходе


борьбы с «космополитизмом», развернувшейся в конце:

а) 1946 г.;

б) 1947 г.;

в) 1948 г.

2. Жертвами сталинских репрессий в 1946 - 1953 гг. стали:

а) 65 тыс. чел.;

б) 650 тыс. чел.;

в) 6,5 млн. чел.

3. Главным итогом борьбы за чистоту в литературе в 1946 - начале 1950-х
годов стало:

а) закрытие ряда журналов;

б) запрещение литературных произведений;

в) преследование и репрессии ряда писателей.

4. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских
тенденциях в советской музыке», где критике подвергся композитор:

а) Д. Д. Шостакович;

б) А.И. Хачатурян;

в) В. И. Мурадели;

г) Н. Я. Мясковский.

III. Термины, понятия, даты:

а) культурное строительство;

б) ГУЛАГ;

в) Принятие закона «О защите мира» (дата).

Тема 11

Советское общество в период «оттепели» 1953 - 1964 гг.

Вариант 1

I. Вопросы.

1. Охарактеризовать обстановку в стране накануне ХХ съезда партии.


  1. Какие реформы управления народным хозяйством были проведены в это время?

  2. В чём вы видите основные противоречия в развитии культуры СССР в конце 50-х - начале 60-х годов?

II. Тесты.

1. После смерти Сталина среди руководителей страны разгорелась


экономическая дискуссия, чья экономическая программа была принята?

а) Н.С. Хрущев;

б) Л.П. Берия;

в) Г. М. Маленков;

г) Н. А. Булганин.

2. В марте 1953 г. К.Е. Ворошилов стал Председателем Президиума


Верховного Совета СССР, этот пост он занимал до:

а) 1955 г.;

б) 1957 г.;

в) 1958 г.;

г) 1960 г.

3. В каком году проходил ХХ съезд партии:

а) 1953 г.;

б) 1954 г.;

в) 1956 г.

4. Периоду «хрущевской оттепели» не соответствует:

а) начало освоения целинных и залежных земель;

б) ликвидация министерств;

в) провозглашение политики мирного сосуществования двух политических
систем;

г) начало ограничения гонки ядерных вооружений.

III. Термины, понятия, даты:

а) волюнтаризм;

б) смерть Сталина;

в) ХХ съезд партии.

Вариант 2

I. Вопросы.

1. Как проходило укрепление власти Н. Хрущева в руководстве партии и
страны?

2. Научно-технический прогресс в СССР в 1950-1960-е годы.


3.Курс пленума ЦК на освоение целинных земель.

II. Тесты.

1. Полет Ю.А. Гагарина в космос:

а) 1960 г.;

б) 1961 г.;

в) 1962 г.

2. Первым секретарем ЦК КПСС Н. Хрущев был избран в:

а) марте 1953 г. после смерти Сталина;

б) в июле 1953 г. после ареста Берии;

в) в сентябре 1953 г. на пленуме ЦК КПСС;

г) 1954 г.

3. В середине 50-х годов была разработана программа мер, нацеленных на


улучшение жизни населения. Одним из наиболее значительных завоеваний
социальной политики этого периода является:

а) снижение пенсионного возраста и удвоение размера пенсии;

б) введение пенсионного обеспечения колхозников;

в) сокращение продолжительности рабочей недели;

г) начало широкомасштабного жилищного строительства.

4. Тему сталинских репрессий в советской литературе открывает роман


«Не хлебом единым», принадлежащий перу:

а) А. Солженицына;

б) В. Дудинцева;

в) Б. Пастернака.

III. Термины, понятия, даты:

а) реабилитация;

б) создание Варшавского Договора;

в) «хрущевская оттепель».


Тема 12

Внутренняя и внешняя политика Советского Союза в 1964 - 1985 гг.

Вариант 1

I. Вопросы.



  1. Дать оценку Л.И. Брежневу как личности и политическому деятелю.

  2. Что вы понимаете под словом «номенклатура»?

3. Как развивались отношения СССР со странами Центральной Европы
и Китая?

II. Тесты.

1. Лозунг «Стабильность кадров» соответствует периоду:

а) первой пятилетки;

б) Великой Отечественной войны;

в) прихода к власти Л. И. Брежнева;

г) прихода к власти К. У. Черненко.

2.Установка советских ракет средней дальности в Восточной Европе началась с:

а) 1967 г.;

б) 1976 г.;

в) 1978 г.;

г) 1980 г.


3.В конце 60-х - начале 70-х годов в СССР усилилась борьба с инакомыслием. 5-е Управление КГБ было создано по инициативе:

а) Ю. Андропова;

б) Л. Брежнева;

в) М. Суслова;

г) К. Черненко.

4. Доктриной Л.И. Брежнева на Западе называли:

а) решение советского руководства о размещении в Восточной Европе
ракет средней дальности;

б) ввод в Чехословакию в 1968 г. войск стран Варшавского Договора;

в) серию межгосударственных соглашений в рамках СЭВ и создание почти
30 учреждений соцстран, что ограничило их суверенитет.

III. Термины, понятия, даты:

а) концепция развитого социализма;

б) СЭВ;


в) Варшавский Договор (дата образования).

Вариант 2

I. Вопросы.


  1. Охарактеризуйте противоречия международной обстановки на рубеже 70 - 80-х годов.

  2. Как решалась продовольственная программа в СССР в эти годы, что сдерживало прогресс в сельском хозяйстве страны?

  3. Дайте характеристику Конституции СССР 1977 г., в чем смысл 6-й статьи Конституции?

II. Тесты.

1. А. Н. Косыгин в 60-70-х годах занимает пост:

а) второго секретаря ЦК КПСС;

б) Председателя Совета Министров;

в) Председателя ВЦСПС;

г) министра внутренних дел.

2. Кульминация процесса разрядки на рубеже 1960-70-х годов принято
считать:

а) первый в истории визит президента США в СССР Никсона в мае 1972

года;

б) подписание в 1970-1973 г. руководством ФРГ с СССР и рядом других


социалистических стран договоров о признании окончательными послевоенных
границ в Европе;

в) подписание в августе 1975 г. в Хельсинки заключительного акта


Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

3. Архитектором разрядки советская пресса в 1970-е годы называла:

а) Л.И. Брежнева;

б) А. Громыко;

в) Р. Никсона.

4. Заявление о том, что США не будет угрожать безопасности СССР, сделал


президент США:

а) Д. Кеннеди;

б) Д. Картер;

в) Д. Буш;

г) Р. Рейган.

III. Термины, понятия, даты:

а) разрядка;

б) доктрина Л.И. Брежнева;

в) диссиденты.

Тема 13

Перестройка в СССР в 1985 - 1991 гг. Вариант 1

I. Вопросы.


  1. Какие задачи ставились на разных этапах перестройки, как они менялись?

  2. С именами каких ученых-экономистов связаны идеи перехода к рыночной экономике?

3.Почему возникла необходимость в коренном обновлении всех сторон жизни советского общества и перехода к политике перестройки? II. Тесты.

1. Пост президента СССР был введен по решению:

а) ЦК КПСС;

б) IСъезда народных депутатов СССР;

в) IIСъезда народных депутатов СССР;

г) IIIСъезда народных депутатов СССР.

1. Академик Сахаров умер в дни работы IIСъезда народных депутатов СССР в декабре 1989 г. Последнее, что он написал, было:

а) набросок проекта новой Конституции страны;

б) проект Декларации о суверенитете РСФСР;

в) краткая история правозащитного движения в СССР.

1. В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласили себя члены:

а) Демократического союза (В.И. Новодворская);

б) Демократической партии России (Н.Травкин);

в) Либерально-демократической партии России (В.В. Жириновский);

г) все верно.

1. В 1989 - 1990 гг. произошли «бархатные» революции, свержения режима вооруженным путем:

а) Румынии;

б) Монголии;

в) Польше.

III. Тесты, понятия, даты:

а) унитарное государство;

б) конфронтация;

в) права человека.

Вариант 2

I. Вопросы.

1. С чем связано обострение в СССР межнациональных отношений? 1. Почему экономические преобразования, осуществляемые «командой» М. Горбачёва, не дали положительных результатов? 1. Проанализируйте причины распада СССР. I. Тесты.

1. Решение об осуждении войны в Афганистане и признании участия в ней советских войск грубой политической ошибкой было вынесено:

а) на апрельском пленуме ЦК КПСС в 1985 г.;

б) в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана в Вашингтоне в 1987 г.;

в) в декабре 1989 г. на II Съезде народных депутатов СССР.

1. Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете республики:

а) 1987 г.;

б) 1988 г.;

в) 1989 г.;

г) 1990 г.

1. Председателем Верховного Совета РСФСР в 1990 г. был избран:

а) И. Силаев;

б) Н. Рыжков;

в) Б. Н. Ельцин;

г) Р. Хасбулатов.

1. Первые выборы президента России были назначены на июнь:

а) 1988 г.;

б) 1989 г.;

в) 1990 г.;

г) 1991 г.

III. Термины, понятия, даты:

а) военно-промышленный комплекс;

б) рыночная экономика;

в) популизм.

Тема 14

История современной России 1991 - 2001 гг. Вариант 1

I. Вопросы.


  1. Назовите имена политических и государственных деятелей, с которыми связано возникновение «нового мышления» в международной политике.

  2. Какие изменения в общественной жизни страны отражают понятия: «гласность», «плюрализм», «многопартийность», «деидеологизация»?

3. Назовите задачи, стоявшие перед Россией в 1999 - 2002 гг.

II. Тесты.

1. Договор между Россией и США о новом сокращении ядерных
потенциалов обеих сторон на 2/3 (ОСНВ-2) подписан в:

а) 1992 г.;

б) 1993 г.;

в) 1994 г.;

г) 1995 г.

2. Первым президентом России стал:

а) М. Горбачёв;

б) И. Силаев;

в) Н. Рыжков;

г) Б. Н. Ельцин.

3. В состав СНГ вошли:

а) все 15 бывших республик СССР;

б) все бывшие республики СССР, кроме трех прибалтийских;

в) 11 республик;

г) 7 республик.

4. СССР как государство был ликвидирован решением:

а) всенародного референдума;

б) референдума Украинской ССР «О государственной независимости


республики»;

в) Беловежской тройки (Ельцин, Кравчук, Шушкевич).

III. Тезисы, понятия, даты:

а) консерватизм;

б) СНГ;

в) Беловежское соглашение (дата).



Вариант 2

I. Вопросы.

1. Какие политические события и процессы 90-х годов являются, на ваш взгляд, наиболее значимыми для судеб страны?

1. Перечислите наиболее важные события во внешней политике СССР и России за последние десятилетия.

1. Назовите дату начала работы Государственной Думы и Совета
Федерации первого созыва.

2. Тесты:

1. Весной 1991 г. в политическом соперничестве Горбачев и Ельцин делали
ставку на:

а) региональную номенклатуру;

б) новых политиков из числа демократов;

в) армию;

г) МВД и КГБ.

2. Вывод российских войск из Германии завершился в:

а) январе 1993 г.;

б) июне 1993 г.;

в) январе 1994 г.;

г) июне 1994 г.

3. Всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии
А.И. Солженицын в 1974 г. был лишен советского гражданства и выдворен из
СССР. На родину он вернулся в:

а) 1991 г.;

б) 1992 г.;

в) 1993 г.;

г) 1994 г.

4. Россия укрепляет отношения со странами Востока. В одном из основных


торговых партнеров России превратился в последние годы:

а) Тайвань;

б) Китай;

в) Сингапур;

г) Таиланд.

III. Тезисы, понятия, даты:

а) ближнее и дальнее зарубежье;

б) миграция, приватизация;



в) роспуск Организации Варшавского Договора.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал