Тема опыта



Скачать 226.59 Kb.
страница1/7
Дата27.10.2016
Размер226.59 Kb.
Просмотров113
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7
МОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района

Оренбургской области

Тема опыта:

«Система патриотического воспитания детей и подростков в МОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа»

Автор опыта:

Логинова Евгения Николаевна,

заместитель руководителя

по военно-патриотическому воспитанию

I квалификационной категории



2010 год

Содержание

  1. Условия возникновения опыта__________________ 3-9 стр.

  2. Актуальность опыта___________________________ 9-14 стр.

  3. Теоретическая база__________________________ 14- 20 стр.

  4. Новизна опыта _____________________________ 20 стр.

  5. Технология опыта___________________________ 20-21 стр.

  6. Ожидаемые результаты______________________ 21-31 стр.

  7. Результативность опыта______________________ 31-43 стр.

  8. Условия реализации опыта ___________________ 43 стр.

  9. Заключение________________________________ 44-45 стр.

  10. Библиографический список_____________________ 45-46 стр.

11. Приложения_________________________________ 46-115 стр.

Информация об опыте.
Условия возникновения опыта.

Муниципальное образовательное учреждение «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа» расположено в селе Тугустемир Тюльганского района Оренбургской области. Школа была введена в эксплуатацию в 1878 году с целью реализации двухгодичного обучения священником Александром Боголюбовым. Тогда она называлась Школой грамоты. Статус «средняя» получила в 1947 году. Новое здание школы открыто в январе 1986 года. В статусе муниципального общеобразовательного учреждения функционирует с мая 2001 года. В январе 2007 года прошла государственную аттестацию, в декабре этого же года получила свидетельство о государственной аккредитации. Имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности от 23.04.2009 года за № 305804. Вблизи школы располагаются МДОУ «Тугустемирский детский сад», сельская администрация и администрация совхоза «Металлург», сельская библиотека, Тугустемирская врачебная амбулатория. Социальный статус жителей села: рабочие, служащие, частные предприниматели, пенсионеры, студенты. Большинство имеет среднее специальное или среднее образование.

На протяжении последнего времени наше общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, ставшие государственной идеологией. На исходе прошлого века эта идеология утратила своё монопольное положение, в стране утвердились принципы мировоззренческого разнообразия. Свобода способствовала открытости общества и в то же время поставила общество в трудное положение поиска общенациональной идеи, системы взглядов и ценностей, способных эффективно стимулировать культурное развитие.

Назрела необходимость ещё раз остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приёмов привить современному ребенку чувство патриотизма, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живёт, учится). Сегодня, когда многие воспитательные ориентиры изменились, трансформировались, а некоторые изжили себя, педагоги-практики на ощупь применяют и используют те или иные педагогические приёмы и формы, которые, по их мнению, способствуют формированию и развитию патриотических чувств, ответственности за свои слова, гордости за Отечество.

Учитывая особое отношение государства к военно-патриотическому воспитанию молодёжи, в нашей школе с 2002 года была введена ставка заместителя руководителя по военно-патриотическому воспитанию. В 2003 году я, Логинова Евгения Николаевна, стала занимать эту должность. К моменту начала моей деятельности в этой должности данная работа не носила систематического характера. Не работал военно-патриотический кружок «Патриот», хотя существовал музей. У меня совсем не было опыта работы в этом направлении. В эти годы я начала активную работу по привлечению подростков в различные конкурсы патриотической направленности. Так осуществлялась систематизация работы по военно-патриотическому воспитанию.

За последние годы ни один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. Многие выбирают военные профессии. Патриотический настрой учащихся школы явно выражен. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию. В беседах с ними я узнаю о том, что навыки военно-патриотического воспитания, приобретенные ими в школе, пригодились им при прохождении службы в рядах Вооружённых сил России.



Важнейшая цель патриотического воспитанияучить миру.

Цель военно-патриотического воспитания – формирование и развитие у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, выработка профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного долга в условиях мирного и военного времени.

Для реализации этой цели требуется выполнение следующих основных задач.



1. Создание скоординированной системы по выработке у большинства населения страны с молодости:

  • важнейших качеств патриота: преданности Родине, честности, мужества, доброты и человечности, способности активно участвовать в созидательном процессе, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с защитой общества;

  • уважения к наследию, традициям, культуре, религиям народов РФ;

  • готовности к служению Отечеству;

  • необходимых качеств, знаний, умений и навыков для защиты Отечества;

  • положительного отношения к труду, потребности в творчестве;

  • уважения к Конституции РФ и другим российским законам;

  • уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

  • потребности в здоровом образе жизни, духовном и физическом совершенствовании.

2. Повышение престижа военной службы, воспитание уважения к Вооружённым силам России, защитнику отечества, воину.

3. Популяризация идей патриотизма, любви к Отечеству в деятельности государственных структур, общественных организаций и религиозных объединений, образовательных и культурно-досуговых учреждений, СМИ. Активное противодействие антипатриотизму, искажению и фальсификации истории Отечества.

4. Решение на государственном уровне вопросов программного, научно-методического, информационного, материально-технического и финансового обеспечения военно-патриотического воспитания учащихся.

5. Разработка на государственном уровне программы взаимодействия образовательных учреждений с воинскими частями, религиозными объединениями, организация широкой шефской работы.

  Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (от 05.10. 2010 г. №795), постановлении Правительства РФ «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях» (от 24.07.2000 г. №551), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи.

Наша школа учитывает влияние социальной среды, в которой растут и формируются учащиеся.

В связи с этим в 1985 году в школе был открыт краеведческий музей. Педагогический коллектив школы организовал поисковую группу и вместе с учащимися собирал материалы, установил переписку с бывшими жителями села. Так по крупицам они смогли восстановить историю родного Тугустемира. На сегодняшний день в музее существует два зала: Боевой Славы и этнографический (зал истории села). Последние годы музей Боевой славы пополнился новыми экспонатами, материалами поисково-исследовательской работы, которые рассказывают о героических подвигах ветеранов Великой Отечественной войны, участниках локальных войн нашего села. Музей – это место в селе, где свято хранится история, откуда начинается для каждого жителя его малая родина. Музею принадлежит особое место в воспитании подрастающего поколения.

Одной из проверенных и положительно зарекомендовавших себя форм организации военно-патриотического воспитания учащихся в нашей школе является военно-патриотический кружок «Патриот». Участие ребят в работе кружка значительно повышает уровень физической, волевой и психологической подготовки учащихся, их военно-патриотической воспитанности. Последнее особенно важно для старшеклассников, которые готовятся к службе в армии. Ежегодно учащиеся 10-х классов проходят военно-полевые сборы. За хорошие показатели на сборах они награждаются почётными грамотами. Воспитанники кружка систематически проявляют себя в школьных соревнованиях по пулевой стрельбе, в смотре строя и военно-патриотической песни, в праздновании Дня защитника Отечества и др.; в районных соревнованиях "Зарница", «А ну-ка, парни!», смотр военно-патриотических клубов «Отчизны верные сыны», «Звёздная эстафета», конкурсе патриотической песни «Долг. Честь. Родина». Неоднократно мы становились участниками областных зональных соревнований: «Зарница», «А ну-ка, парни!» и др. В2009-2010 учебном году, заняв 4 место на зональных соревнованиях «Зарница» в п. Новосергеевка, наши ребята в составе сборной района вышли в финал, который проходил в городе Оренбурге с 21-24 июня.

Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

В школе систематически проводятся мероприятия, направленные на воспитание патриотических качеств подрастающего поколения. К этим мероприятиям привлекаются и младшие школьники. Для них проводятся музейные уроки, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята являются участниками митингов, посвящённых Дню Победы, принимают участие в районных, областных, российских конкурсах патриотической тематики.

Данный опыт является составной частью воспитательной работы школы и должен помочь учащимся в процессе творческо-поискового познания и активного использования полученных знаний на практике.

Работа по созданию целостной системы военно-патриотического воспитания была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомлённости учащихся по данному направлению. Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Для диагностики были выбраны такие методики, как анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения.

Предварительная диагностика, проведенная среди учащихся школы, показала следующий уровень патриотической воспитанности школьников.

Значительное число учащихся – 80 % знают и слышали слово «патриотизм», имеют чёткое представление о том, кто такие патриоты. К сожалению, 20 % лишь слышали эти слова. Так же 80 % учащихся считают, что патриот должен любить и Родину, и государство, и власть своей страны. А 20 % считают, что государство любить не обязаны. 70 % могут точно ответить, в чём проявляется любовь к Родине, близким.

В целом необходимо заметить, что именно в подростковом возрасте впервые происходит осмысление себя как члена общества, своей роли в нем – и именно подобные особенности делают детей чувствительными к формированию чувства патриотизма, любви к Родине и ее народу.



Актуальность опыта.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

В прошлом веке Россия пережила всплески патриотизма (Великая Отечественная война) и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны). В начале 21 века необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, ибо не могут найти ответы на все противоречивые вопросы, возникающие в ходе истории. Очень часто ребёнок не может соотнести сухие факты и даты истории со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

Современный этап развития страны, реформирование военной структуры государства настоятельно требуют перестройки образовательно-воспитательной системы. Проблема военно-патриотического воспитания учащихся традиционно важна для качественного пополнения Вооружённых сил и выполнения задач по защите Отечества.

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависели ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов. Вооружённые силы России должны быть способны парировать вызовы национальной безопасности, откуда бы они ни исходили.

Система военно-патриотического воспитания учащихся может быть успешной только в том случае, если она опирается на достаточно разработанную теоретическую и научно-методическую базу и осуществляется на основе реалистичной концепции.

В нынешних непростых условиях так важно формировать чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности (а не растаскивание по кусочкам) России; любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть); защита Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от службы).

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом ещё говорил Аврелий Августин (Августин Блаженный): «Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее». Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, совместными усилиями учителей, родителей, работников органов государственного управления, учреждений и организаций всех видов и типов. Их деятельность должна дополнять и усиливать воспитательный процесс и влияние школы.

В своей работе по военно – патриотическому воспитанию учащихся я ставлю следующие цели и задачи:



Цель: разработать и апробировать комплекс педагогических условий для формирования в подростках качеств гражданина и патриота в рамках работы музея Боевой Славы, уроков ОБЖ, внеурочной деятельности и работы военно-патриотического кружка «Патриот»

Задачи: 1) отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности; 2) организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность; 3) обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков; 4) демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

В октябре 2010 года правительством РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны, Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Изучение состояния военно-патриотического воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина.

Одной из этих проблем является противоречие между тем, что закладывается в основу этого процесса и что ожидается от него. Так, если ещё несколько лет назад одной из задач военно-патриотического воспитания называлась готовность выпускников средних образовательных учреждений к поступлению в военный вуз, то на сегодняшний день такой показатель, как количество поступивших в военный вуз, не может быть объективным, так как многие средние образовательные учреждения являются профильными для гражданских вузов. По той же причине не может использоваться в качестве показателя эффективности и количество призванных на действительную военную службу.

Эффективность военно-патриотической работы образовательного учреждения можно оценивать по следующим показателям:



  1. состояние учебно-материальной базы;

  2. обеспечивание нормативно-правовой и учебной литературой, учебно-наглядными пособиями;

  3. состояние обучения по основам военной службы;

  4. уровню подготовки к военной службе юношей 10-11 классов;

  5. по результатам участия в конкурсах патриотической направленности.

Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание механизма, обеспечивающего организационно-педагогические условия повышения эффективности военно-патриотического воспитания школьников.

Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности военно-патриотического воспитания школьников; в целенаправленности и системности работы руководителя по патриотическому воспитанию, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса.

Длительность работы над опытом. Военно-патриотическая работа проводилась и проводится в строгом соответствии с принятыми в отечественной педагогике теоретическими и практическими положениями и рекомендациями и содержала и содержит 3 этапа.

Первый этап – диагностический. Он включает в себя первоначальное накопление эмпирического материала. Он проводится на большом практическом материале. Изучается опыт военно-патриотического воспитания подростков в общеобразовательных учреждениях района и области.

Второй этап – организационный. Он представляет собой процесс организации и проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию с учащимися. Объектом исследования были выбраны учащиеся общеобразовательного учреждения.

Третий этап – подведение итогов. На этом этапе определяляются механизмы формирования и развития у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота. В процессе исследования была разработана и проверена технология реализации военно-патриотического воспитания учащихся. Анализ полученных результатов свидетельствует о следующем. Наиболее значимыми и эффективными формами военно-патриотической работы, по мнению учителей, являются учебно-познавательные и деятельностные, а по мнению учащихся – творческо-игровые и деятельностные. Среди поисково-исследовательских форм военно-патриотической работы приоритет, по мнению учителей, имеют возрождение забытых имён защитников Отечества и поиск следов без вести пропавших солдат и офицеров, наших односельчан. Наиболее значимыми среди учебно-познавательных форм, по мнению учителей, являются встречи с ветеранами войн и труда, причём этой форме военно-патриотической работы отдали предпочтение и большинство учащихся. На первое место по значимости среди творческо-игровых форм военно-патриотической работы учителя поставили тематические сборы, научно-практические конференции, викторины на тему ратной истории родного края, Отечества, а учащиеся – военно-исторические и военно-спортивные игры. Важнейшими среди деятельностных форм военно-патриотической работы, по мнению и учителей, и учащихся, являются сборы по основам военной службы. Среди церемониальных форм военно-патриотической работы, по мнению учителей, приоритетное значение имеют такие формы, как день памяти павших, неделя боевой славы, месячник оборонно-массовой и спортивной работы, вахта памяти и др., а по мнению учащихся – празднование Дней воинской славы России.

Теоретическая база.

В связи с происходящими изменениями в обществе, когда пересматриваются представления о роли и месте человека в жизнедеятельности общества, когда изменяется мировоззрение и ценностно-смысловые устои всей общественной системы, закономерным становится переоценка взглядов на концепцию и подходы к процессу воспитания. Проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики соответственно новые подходы к ее решению.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А.Добролюбова, Н.М.Карамзина, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского. Они акцентировали внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения, в которых патриотизм рассматривается как олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к ее истории, природе, достижениям, проблемам. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу ее жизнеспособности и эффективного функционирования. В настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям. Изучая научную и методическую литературу по теме опыта можно сделать вывод, что вопросы патриотического воспитания школьников исследованы довольно широко и на разных уровнях.

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальных.

Быть патриотом – что это значит? Впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой французской революции 1789 – 1799 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

«Толковый словарь» В.Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова даёт такое определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу». «Современный словарь русского языка» даёт такое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».

В отличие от определений, данных в словаре С.Ожегова и в «Современном словаре русского языка», в словаре В.Даля есть существенное уточнение – «ревнитель о благе его», т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Это уточнение играет важнейшую роль в современных условиях.

С категорией «патриот» неразрывно связана категория «патриотизм». Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки.

В настоящее время патриотизм понимается как синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому и, самое главное, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры. Как всякое чувство, патриотизм требует глубины переживания, но, возбуждаемый лишь при помощи внешних средств, он принимает ложное направление, становится поверхностным, обезличивается. Патриотические и национальные чувства, как и все нравственные, очень деликатные и нежные, они прячутся, замыкаются от всякой фальши, неправды и лицемерия, требуют свободы, не терпят никакого стеснения. Только искусственное внешнее побуждение не поддерживает их, а убивает. На них нельзя влиять принудительно, можно только косвенно. Патриотизм – есть чувство, вера, которые нельзя вполне демонстрировать.

Таким образом, рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».

«Родина — 1. Страна, в которой человек родился, отечество. 2. Место рождения, возникновения чего-либо, происхождения кого-нибудь». Эти понятия формировались одновременно со становлением первых сообществ людей, которое происходило в отчаянной борьбе за выживание с враждебными силами природы и племенами.

Как показывает анализ источников и литературы, понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — великом целом своем — для всех она одна».

Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности.

Воспитание патриотическое и военно-патриотическое – существует ли разница в этих двух понятиях? Анализируя работы некоторых авторов можно сказать, что большинство из них слишком упрощенно понимают военно-патриотическое воспитание, а именно как формирование у человека любви к армии. Однако военно-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания. Его основой является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, уважения к законности и правопорядку, ответственности за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы.

Патриотизм и гражданственность формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Авторские концепции Н.Е. Щурковой, Е.В.Бондаревской, Л.Б.Железновой и др. выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников, помогают создать воспитательную систему в детском коллективе.

 Концепция   воспитания  школьников по методике профессора Н.Е. Щурковой  ориентирована на  воспитание  у школьника своего отношения к миру: школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается понять и полюбить этот мир.

Основная цель - воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Основные категории, положенные в основание концепции: Добро, Истина, Красота.

Концепция воспитания Е.В. Бондаревской - воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры.

Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль - это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе.

Концепция гуманно-демократической воспитательной системы В.А.Караковского основана на незыблемых ценностях: Земля – общий дом человечества, малая родина; семья – естественная среда развития личности; культура – великое богатство человека; человек – абсолютная ценность. Интегративным направлением является гражданско-патриотическое, осуществляемое как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое. Идеология патриотизма как система ведущих идей, актуализирующих представления человека об окружающем мире и себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства, положена в основу патриотически ориентированного подхода А.Н.Вырщикова и М.Б.Кусмарцева. Такой интерес педагогов-новаторов к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов велика.

Что беречь, что изучать, что чтить и чем гордиться должно молодое поколение? Ответить на эти вопросы помогут не только новые учебные и методические пособия, книги по военно-исторической тематике, научные конференции, но, и, прежде всего, активное участие школьников в военно-патриотической работе, их конкретный вклад в дело увековечивания памяти защитников Отечества, шефская помощь инвалидам и участникам войн.

Теоретической базой моего опыта являются методические пособия: Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков»,Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев «Патриотическое воспитание школьников», В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе. 1-11 классы» и многие другие. А так же в настоящее время большую помощь в работе по военно-патриотическому воспитанию оказывают интернет-ресурсы.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал