Тема 1 : «Философия безопасной езды»



Дата12.01.2017
Размер0.7 Mb.
Просмотров269
Скачиваний0
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРЕДМЕТА

«Психофизиологические основы деятельности водителя»

ТЕМА 1): « Философия безопасной езды»

Современный высококлассный стиль вождения – активный. Водитель должен уметь постоянно контролировать дорожную ситуацию, тонко чувствовать поведение автомобиля и знать его возможности в конкретных условиях. Он должен уметь безошибочно определять качество сцепления колес с дорогой и, конечно, предугадывать поведение автомобиля на различных покрытиях. Он должен видеть и прогнозировать развитие ситуации всегда на шаг, а лучше на несколько шагов вперед. Этим важнейшим качествам нужно учиться изначально в автошколе, но основной опыт и понимание придет только со временем и большим количество проезженных часов самостоятельно.



c:\users\наталия\desktop\программа 2014\1.png

Соблюдение только правил дорожного движения, к сожалению, недостаточно, чтобы считать себя отличным водителем. Соблюдение правил не может полностью гарантировать отсутствие аварийных ситуаций. Важно уметь эти аварийные ситуации заранее распознавать, а если их возникновение стало уже свершившимся фактом – находить безопасный выход. И совершенно неважно, если придется исправлять ошибку другого участника движения – водителя автомобиля, пешехода, велосипедиста, мотоциклиста, крестьянина на гужевой повозке или водителя трактора.


И не важно, по какой причине эта ошибка произошла. Главное качество хорошего водителя – умение не только предвидеть ошибки, но и вовремя их исправить, не доводить ситуацию до критического накала.

Автошкола должна научить не только безукоризненно соблюдать правила дорожного движения, но и показать, что выпускника должно волновать, как едут другие участники дорожного движения. Эти отношения строятся не на конфронтации, а на взаимопонимании и уважении.

«МОЛИТВА ВОДИТЕЛЯ»

Обычно бывает так: вскочил, оделся, ключ – в замок зажигания, пихнул CD, да, пристегнуться чуть не забыл, и газу, газу!!!! Как не опоздать на встречу, как разрулить безнадёжную ситуацию, телефон к уху ( надо установить «хендс-фри!»), новости по радио, сердитое ворчание на правительство и недовольство тотальным удорожанием. Краем глаза: пешеходы, дети, светофоры, пробки, неудачливые искатели парковки, «чайники», «подснежники», грузовики, реклама, - опаздываю, как всегда… а они все еле ползут. Газу…газу! Да проснитесь вы все вокруг, давно уже зелёный. Почему же вы все спите за рулём. Почему не стартуете во время на зелёный глаз светофора?

Да потому, что они все, как и вы, сами, едут практически на «автопилоте». Мозги другим заняты: проблемы…проблемы…рутинный стресс будней… суета сует!

А что, если по-другому, в ясном сознании, обе руки на руле, получая удовольствие от вождения? Кто-то должен начать и показать пример! Для того, чтобы выйти из спячки, сконцентрироваться, взбодриться – подойдёт такая молитва водителя:



  • Я оставляю все заботы и проблемы вне машины

  • Я сажусь за руль, я уверен и спокоен

  • Я полностью отвечаю за себя и автомобиль, которым управляю

  • Я собран и внимателен

  • Я думаю только о вождении

  • Теперь можно отправляться в путь

Рекомендовать пройти тестирование на АПК по ряду признаков. Изучить результаты тестирования. Дать рекомендации.

Отсканировать наш сертификат по нейрокому

c:\users\наталия\desktop\программа 2014\3.jpg

ТЕМА 2): «Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки»

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и переработку информации, является внимание. Внимание — активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности, или на определенные их свойства и качества при одновременном отвлечении от всего остального. Однако в процессе движения и управления автомобилем водитель не может сосредоточить свое внимание только на каких-то заранее определенных предметах, ввиду постоянно меняющейся дорожно-транспортной ситуации. Даже если в сложившейся ситуации только одна линия информации представляет интерес, не всегда безопасно концентрировать на ней внимание до такой степени, что другие события, которые потенциально могут оказаться более важными, пройдут незамеченными. Желательно обладать способностью концентрировать внимание на одном явлении, не исключая другие, только до тех пор, пока не произойдет что-либо более существенное.



c:\users\наталия\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\slide_4.jpg

Важнейшими качествами внимания, необходимыми водителю автомобиля, являются устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение.



c:\users\наталия\desktop\программа 2014\качество внимания.jpg

Устойчивость внимания — это способность сосредоточиться в процессе работы в течение длительного времени. Устойчивость внимания определяется временем, в течение которого его интенсивность (напряженность) остается неизменной. Как показали опыты, интенсивность внимания может сохраняться в течение 40 мин без заметного ослабления.

С устойчивостью внимания тесно связано такое его качество, как концентрация — сосредоточение внимания на одном только объекте с одновременным отвлечением от всего остального. У водителя автомобиля такая концентрация внимания может быть в течение незначительных промежутков времени, например, при проезде пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, железнодорожных переездов, при встречном разъезде, на мостах, в тоннелях и пр.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно. Человек может одновременно охватить четыре — шесть объектов, если условия восприятия не слишком сложные. У опытных водителей объем внимания больше, чем у молодых.

Распределение внимания — это способность человека к рассредоточению внимания на несколько объектов, к одновременному спешному выполнению нескольких различных действий.

Обычно человек может распределить внимание между двумя разнородными действиями, причем одно из них для него привычно. Например, вождение автомобиля более безопасно, если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, выполняя необходимые движения рук и ног автоматически. Успешное распределение внимания между двумя совершенно незнакомыми видами деятельности очень затруднительно.

При управлении автомобилем водитель должен одновременно смотреть, думать и действовать. Единство и слаженность этих сторон направленности внимания обеспечивают правильные действия в сложной обстановке.

Переключение внимания — это способность быстро менять объекты внимания или переходить от одного вида деятельности к другому. Быстрота переключения внимания имеет важное значение для водителя. Она помогает ему воспринимать те объекты, которые при распределении внимания он не может охватить одновременно.

Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются основой осмотрительности и предосторожности водителя. Качества внимания не являются неизменными, их можно развивать и совершенствовать. Основной предпосылкой развития внимания водителя является наличие у него интереса к своей профессии. Необходимо отметить, что приведенные рассуждения справедливы для так называемого произвольного (активного) внимания, т. е. волевого внимания, которое сознательно направлено на какой-либо объект (или деятельность) с заранее поставленной целью.

В отличие от произвольного непроизвольное (пассивное) внимание возникает без сознательного намерения и не требует от него усилий. Непроизвольное внимание привлекается сильным звуком, вспышкой света или внезапным прекращением звука или света.



Восприятие — более сложный опознавательный процесс, нежели ощущение. При ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов окружающего нас мира, при восприятии же эти качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии, т. е. в .виде единого образа.

Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. Качество восприятия, т. е. его быстрота, полнота и точность, зависит от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях «увидит» больше и быстрее, чем новичок. Очень важны для водителя восприятия пространства и времени.

Восприятие пространства. Обычно человек воспринимает пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие, имеющие те же размеры. Для водителя наиболее важно восприятие расстояний между предметами к их удаленности. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окружения. Вот почему так важно для водителя знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем. Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер.

c:\users\наталия\desktop\программа 2014\image001.jpg

Значительно сложнее восприятие и оценка расстояний от водителя до двигающихся объектов (автомобили, пешеходы и пр.) и между объектами.

На оценку расстояния до предметов влияет цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темные тона (в черный или синий цвет), переоценивается, т. е. автомобиль кажется водителю дальше, а автомобиль, окрашенный в яркие, светлые тона (оранжевый, желтый), наоборот, кажется ближе.

Внимание и его свойства. Основные признаки потери внимания. Способность сохранения внимание при отвлекающих факторах. Монотония, влияние усталости и сонливости на свойства внимания, виды информации, выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством.

c:\users\наталия\desktop\программа 2014\вн 1.png

Правильное восприятие времени — важнейшее качество водителя. Умение точно оценивать временные интервалы, особенно при совершении различных маневров на больших скоростях, имеет в ряде случаев решающее значение в обеспечении безопасности движения. Оценка скорости движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Неправильная оценка временного интервала приводит к нервозности, резким приемам управления - и, как следствие, к аварийной обстановке. Так, например, большинство ошибок водителей при обгоне связано с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомобиля и его скоростью.

Водители могут допускать ошибки в восприятии и оценке коротких временных интервалов. Наиболее опасна тенденция к их переоценке, когда при недостатке времени водителю кажется, что времени для выполнения маневра вполне достаточно; ошибка, как правило, обнаруживается слишком поздно. На точность восприятия времени оказывают влияние индивидуальные особенности человека, его эмоциональное состояние.

c:\users\наталия\desktop\программа 2014\вн 2.png

В практике управления автомобилем иногда встречается неправильное восприятие окружающих объектов, называемое иллюзией. Причины иллюзий различны: контрастность восприятия, особенности перспективы, меняющийся рельеф и др. Чем больше скорость автомобиля, тем больше искажается соотношение пропорций окружающих предметов. Водитель, совершая обгон на большой скорости, считает дорогу более узкой, чем это есть на самом деле, вследствие чего он может непроизвольно отклоняться в сторону осевой линии. Часто круговые кривые в плане воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворотов увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются более крутыми.


Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней вертикальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная. На рисунке приведены различия восприятия ширины дороги в зависимости от высоты путепровода (низкий и высокий).



c:\users\наталия\desktop\программа 2014\ил воспр.gif

Иллюзорные восприятия опасны. Даже при незначительном искажении действительности они могут привести к аварийным ситуациям. Так, например, иллюзорное восприятие пешехода впереди автомобиля, встречного автомобиля или какого-либо препятствия, как правило, вызывают неправильную реакцию водителя: резкий поворот, экстренное торможение и др.



c:\users\наталия\desktop\программа 2014\цвет од.jpg

Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у водителя могут быть: утомление, отрицательные эмоции (неуверенность, страх), ослабление внимания, состояние алкогольного опьянения и пр.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, которые являются результатом болезненного состояния человека. При галлюцинациях водитель видит предметы или слышит звуки, которых в действительности нет. При иллюзиях объект восприятия всегда существует, но воспринимается искаженно.

Системы восприятия и их значения в деятельности водителя, опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки.

Не меньшее значение чем внимание, имеет для водителя память. Зрительная память помогает зафиксировать ориентиры на маршруте, особенности дорожного покрытия на разных участках пути и др.; слуховая память фиксирует звуки правильно работающих механизмов автомобиля, двигательная память связана с управлением. У каждого человека преобладает определенный вид памяти, когда для грамотного вождения необходимы все. Еще две важных характеристики: особенности долговременной памяти, позволяющей запоминать на длительное время необходимые профессиональные знания, и кратковременной (оперативной) — связанной с постоянно меняющейся информацией.



Памятью называется процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Профессия водителя требует твердых знаний правил дорожного движения, прочных двигательных навыков безопасного управления автомобилем, запоминания маршрутов движения и их особенностей. Поэтому достаточный объем, быстрота и точность запоминания, длительность удержания заученного материала должны быть неотъемлемыми качествами водителя. Учитывая высокую скорость, с которой протекают мыслительные процессы водителя, для него, кроме всего, важное значение имеет готовность памяти, т. е. способность легко воспроизводить сведения, необходимые в конкретной ситуации. Память воспроизводит, в частности, ситуации, аналогичные той, в которой водитель находится в данный момент, а также решения и действия в процессе развития этих ситуаций.
Источниками для развития и накопления в памяти представлений образов о ранее воспринятой информации являются ощущения. Различают зрительную, слуховую и двигательную память. Для надежной работы водителя все они имеют важное значение, однако наиболее важными являются зрительная и двигательная память. Благодаря зрительной водитель запоминает маршруты движения, характерные ориентиры, участки дороги, требующие особого внимания, расположение объектов, расстояние до них. Двигательная память нужна при формировании и автоматизации двигательных навыков. Так, водитель благодаря двигательной памяти отыскивает, не глядя, рычаг переключения передач и автоматически переводит его в нужное положение. Двигательная намять особенно важна при управлении автомобилем с большой скоростью и в сложных ситуациях.

http://rudocs.exdat.com/data/280/279564/279564_html_412b0490.gif
Различают долговременную и кратковременную (оперативную) память, одинаково важные для водителя. Долговременная память позволяет запоминать на длительное время сведения и приемы действий, связанные с профессией. Все знания и опыт водителя хранятся в его долговременной памяти. Задача ее состоит в сохранении информации, которая необходима на будущее. Кратковременная память нужна водителю для запоминания большого объема текущей, постоянно меняющейся информации (например, сохранив в памяти дорожную обстановку, водитель может перевести свой взгляд на панель приборов). На развитие 11 качество памяти влияют физическое и психическое состояние человека, его тренированность, профессия, возраст. Лучше усваиваются знания, умения и навыки, в приобретении которых человек заинтересован или которые связаны с его профессиональной деятельностью. Поэтому существует понятие профессиональной памяти. Так, опытный водитель быстрее и точнее запомнит особенности нового маршрута, лучше отличит существенную информацию от несущественной, чем новичок. До 20-25 лет память улучшается, а после 35-40 лет начинает ухудшаться.
Одним из свойств памяти является забывание. Легче забывается то, чем человек в своей деятельности не пользовался. Однако часто забывается и нужный материал. Для восстановления этой информации необходимо повторение, причем это относится и к теоретическим знаниям, и к практическим навыкам.

Память, виды памяти их значение для накопления профессионального опыта.

c:\users\наталия\desktop\программа 2014\память.png

Водитель оценивает условия движения преимущественно визуально (зрение). В процессе движения взгляд водителя скачкообразно перебрасывается с одного объекта на другой, как бы выделяя опорные точки, вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль. Причем чем выше скорость, тем сложнее это делать.



c:\users\наталия\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\поле зрения.jpg

Правильный прогноз дорожных ситуаций невозможен без знаний условий восприятия дорожной ситуации и иллюзий, возникающих в процессе движения. Для обеспечения безопасности движения совершенно необходимо ограничение скорости. Однако это нельзя решить однозначно. Степень ограничения зависит от многих факторов, к которым в первую очередь можно отнести условия видимости. Пределы скорости определяются психофизиологическими возможностями человека. В настоящее время требования, предъявляемые дорожной обстановкой к водителю, нередко превышают его возможности. В этом случае возникает дефицит времени, который является следствием высокого темпа работы, превышающего функциональные возможности водителя. В условиях интенсивного дорожного движения или при управлении автомобилем на больших скоростях водитель работает преимущественно в навязанном темпе. В этих условиях всю информацию от дороги он получает за ограниченное время. Вследствие быстрого изменения дорожной обстановки ограничено и время, в течение которого он должен отреагировать. Навязанный темп деятельности особенно выражен в неожиданно возникающих критических дорожных ситуациях. В результате возникающего при этом дефицита времени водитель не успевает воспринимать необходимую для безопасного управления автомобилем информацию, допускает ошибки, которые иногда приводят к ДТП.



Зрительная система, поле зрения, острота зрения и поле видимости, периферическое и центральное зрение

Мышление - это высший познавательный процесс, благодаря которому в сознании человека не только отражаются внешние особенности воспринимаемых объектов или явлений, но и постигается их сущность. Оно дает возможность познавать то, что непосредственно не наблюдается, предвидеть предстоящий ход событий в результате своих действий и действий других людей.

c:\users\наталия\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\виды мышления.jpg

Для водителей характерно так называемое оперативное мышление, возникающее в ходе практической деятельности и направленное на достижение ближайшей цели. Особенность мышления водителя заключается в том, что время для осмысливания дорожной обстановки и выработки решения крайне ограничено, а принятое решение должно быть немедленно выполнено. Для оценки дорожной обстановки водитель должен воспринять ее элементы (дорогу, других участников движения) и их взаимное расположение, после чего сравнить с подобной ситуацией, наблюдавшейся им раньше и сохранившейся в памяти. Такое сравнение дает возможность сделать правильное заключение (например, «движущийся сзади водитель приступил к обгону, мне обгонять опасно»).


При прогнозировании развития дорожной обстановки водитель мысленно приводит в движение все элементы этой обстановки, анализирует результаты своих предполагаемых действий и, учитывая влияние, которое они окажут на дорожно-транспортную ситуацию, вырабатывает новое суждение о своих наиболее целесообразных действиях (например, - мне не удастся разогнать свой автомобиль так, чтобы опередить водителя, приступившего к обгону, поэтому от намерения приступить к обгону и временно откажусь»). В основе прогнозирования лежит умозаключение, являющееся высшей формой мышления. Оно позволяет предвидеть изменение дорожной обстановки и с помощью целенаправленных действий предупредить возникновение опасных ситуаций.

Мышление – анализ и синтез, как основные процессы мышления, оперативное мышление и прогнозирование , навыки распознавания опасных ситуаций, принятие решения в различных дорожных ситуациях, важность принятия правильного решения на дороге.

c:\users\наталия\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\ос псих воспр.jpg

Факторы, влияющие на быстроту реакции

c:\users\наталия\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\состояние.jpg

c:\users\наталия\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\auto-14.jpg

c:\users\наталия\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\реакции.jpg

Формирование психомоторных навыков управления автомобилем, влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков, простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зане, ьфокторы, влияющие на быстроту реакции.

ТЕМА 3): « Этические основы деятельности водителя»

Надежность водителя в значительной мере зависит от таких его моральных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, коллективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность — эти качества, как правило, присущи хорошим, надежном водителям. Отсутствие интереса к работе, эгоизм, грубость, невежливое отношение к окружающим, неуважение к правопорядку - эти качества типичны для аварийщика. Недисциплинированность водителей чаще всего проявляется в игнорировании Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения, следить за их действиями. Увидев ошибки, допущенные пешеходом или другим водителем, нужно сделать все возможное, чтобы избежать ДТП. Очень важно взаимное предупреждение участников движения. Отсутствие его связано не только с нарушением предписаний Правил, но и является свидетельством невоспитанности. Так, например, водители, выполняя поворот, игнорируют требование пропустить пешеходов, которые находятся на переходах. Случается, они грубо что-то выкрикивают, пугают прохожих звуковыми сигналами и т. д. Есть водители, которые не считают нужным подавать предупредительные сигналы или подают их таким образом, что намерения при этом предвидеть невозможно. Есть случаи равнодушного отношения к участникам движения, которые испытывают определенные трудности или неудачи. Например, при перестроении одного из водителей на соседнюю полосу другие вместо того, чтобы помочь ему, уменьшив скорость и увеличив дистанцию, — наоборот, сокращают ее. Иногда перед перекрестком у автомобиля глохнет двигатель. В таком случае нередко недостает взаимопонимания и выдержки, в адрес водителя звучат грубые окрики, оскорбления, кое-кто громко и продолжительно сигналит. Но ведь в положении того, кого постигла неудача, может оказаться даже опытный водитель, который под влиянием насмешек способный потерять самообладание и допустить грубую ошибку.


Часто нужна взаимопомощь, а получить ее не всегда удается, хотя мимо проезжает много автомашин. Водитель будет чувствовать себя намного уверенней, если участники движения будут доброжелательными, готовыми выручить.
Самым тяжелым и опасным проявлением недисциплинированности водителей является употребление алкоголя перед рейсом или в пути. Такие антиобщественные поступки особенно часты в производственных коллективах, где решительно не борются с пьянством и где отсутствует контроль за работой. Снижение трудоспособности после употребления алкоголя или наркотиков создает реальную угрозу для безопасного управления автомобилем.
Алкоголь тоже является наркотиком. Поэтому нарушения, возникающие у водителей после употребления алкоголя или наркотиков, имеют много общего. После даже самых меньших доз затормаживаются центры коры головного мозга, контролирующие действия и поступки человека. У водителей это проявляется в некритическом отношении к себе, переоценке своих возможностей и недооценке сложности дорожной ситуации. Появляется чувство необоснованной самоуверенности, желание рискнуть, проигнорировать требования Правил дорожного движения. Пьяные водители часто превышают скорость, едут на запрещающие сигналы, меняют полосу движения пли обгоняют, не учитывая надлежащим образом обстановки и своих возможностей. После употребления алкоголя снижаются интенсивность и устойчивость внимания, замедляется ее переключение. Кроме того, нарушаются процессы мышления и памяти, координация движений, увеличивается время реакций. Снижается, в частности, острота зрения, сужается поле зрения, нарушается глубинное зрение и способность различать цвета, увеличивается время сумеречной адаптации. Водители медленней и хуже оценивают дорожную обстановку, а их действия стают резкими, размашистыми, плохо координированными, часто запоздалыми и неверными. Нарушения, возникшие в организме водителя после употребления алкоголя, и его некритическое отношение к своему состоянию приводят к грубым ошибкам в управлении автомобилем, которые нередко стают причиной тяжелых ДТП. Алкогольное или наркотическое опьянение является причиной не только резкого увеличения возможности возникновения ДТП, но и делает их последствия более тяжелыми для самого водителя и других участников дорожного движения. К социальным последствиям пьянства и наркомании водителей принадлежат не только ДТП и, как результат, человеческие жертвы и материальные потери, а и развитие серьезных заболеваний, приводящих к потере трудоспособности и преждевременной смерти. Продолжительность жизни алкоголиков сокращается на 15-20 лет, число заболеваний увеличивается на 20-30%. Употребление наркотиков может стать причиной тяжелых необратимых болезненных изменений в организме уже через несколько лет. Разложение личности алкоголиков и наркоманов ведет к распаду семей или рождению физически и психически неполноценных детей. Для преодоления пьянства и алкоголизма водителей нужно комплексное сочетание административных, правовых, пропагандистских и воспитательных мер на каждом автотранспортном предприятии. Одновременно необходимы разработка и внедрение в практику новейших методов выявления перед рейсом и в дороге водителей, которые управляют автомобилем после употребления не только алкоголя, но и наркотиков.
Наиболее важные социальные задачи укрепления дисциплины тех, кто за рулем, усовершенствование этики их поведения решают разными методами. Однако эти меры не всегда эффективны. На отдельных лиц они действуют через чувство страха. Кто-то ведет себя осторожно только там, где их нарушения могут пресекаться.

Самый большой эффект в воспитании водителей дают разнообразные методы и формы работы, используемые в трудовых коллективах. Администрация и общественные организации имеют возможность проводить профилактические меры, держать под контролем лиц, склонных к нарушению дисциплины и порядка, и оперативно реагировать на антиобщественные тенденции. На автотранспортном предприятии ведут личные карточки на водителей, дающие возможность установить все их нарушения, участие в ДТП и мелких авариях. Знание и учитывание индивидуальных особенностей водителя позволяют правильно определить характер его работы.



Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

ТЕМА 4): «Основы эффективного общения водителя»
К сожалению, большинство водителей не знают об этикете на дороге.

Тем не менее, водительский этикет существует, и включает в себя несколько несложных правил в виде простых сигналов или знаков. Конечно же использование данных "правил" не трактуется в книгах по ПДД, им не обучают в автошколах и их не требуется знать для получения водительского удостоверения. Но при движении в городском потоке или по трассам страны, знание этих правил может порой помочь избежать неприятных ситуаций или даже обезопасить Ваше или чье-то движение. Необязательно знать все "сигналы этикета", но основные желательно помнить. Как раз несколько основных сигналов, мы и рассмотрим в этой теме. Начнем с простого и наиболее распространенного "сигнала" — «Моргать дальним» В данном случае можно разделить этот "сигнал" на две категории:

a) Просьба к водителю попутного транспорта уступить дорогу;
б) Предупреждение водителей встречного транспорта о приближении, например, к препятствию на пути их следования. Хотя это и самый распространенный вариант, но многие не знают, как правильно использовать эти сигналы и часто только запутывают других участников движения, умеющих ими пользоваться.

«Уступить дорогу»

Возможно в городском режиме не каждый водитель встречного транспорта обратит внимание на данный сигнал, а вот на трассе могут посчитать предупреждением.

Следовательно для того, чтобы Вас правильно поняли и встречные и попутные водители, согласно правилам этикета, достаточно всего лишь дополнительно включить указатель левого поворота. Если быть наиболее точным, то сначала включают указатель левого поворота, а затем моргают дальним светом. В данном случае правильным считается подача длительного светового сигнала. С точки зрения водительского этикета это наиболее правильный сигнал с просьбой уступить Вам путь. Наиболее распространенные ошибки в данном случае — это интенсивное моргание дальним, приближение в упор к впереди идущему транспорту или наоборот слишком отдаленное использование сигнала.

Интенсивность вспышек, может быть воспринята как другой сигнал, который рассмотрим ниже.

А вот самый частый случай, это когда автомобиль с просьбой уступить дорогу приближается слишком близко к движущемуся впереди транспорту. В этом случае даже правильно поданный сигнал считается нарушением этики, так как может спровоцировать водителя впереди идущего автомобиля на необдуманный поступок с печальными последствиями — он может резко затормозить или, испугавшись, перестроиться не убедившись в безопасности своего маневра. Отдаленно подаваемый сигнал, может быть просто не замечен.

И конечно же не стоит сигналить, если впереди движущееся авто не может вас пропустить, по причине какой либо помехи.

Из перечисленного следует, что просить попутного водителя пропустить Вас, надо на безопасном для обоих водителей, но разумном расстоянии.

Сигнал — предупреждение

Просьба уступить дорогу

С сигналом "предупреждение", вроде бы все проще — посигналил — предупредил.

При этом встречный (предупреждаемый) водитель обычно дает "отмашку" рукой — благодарит за предупреждение.

Для этого сигнала считается правильной подача двух — трех коротких вспышек дальним светом. Но и этот сигнал умудряются использовать так, что не всегда поймешь его предназначение.

Основными ошибками, являются попытки предупредить каждого встречного, даже движущейся навстречу колонны автомобилей, предупреждение на слишком удаленной от "препятствия" дистанции или при движении близко к попутному транспорту. Не надо моргать для каждого, просто стоит оценить сколько встречных водителей могли увидеть предупреждение. Также не надо сигналить, если вы отъехали на достаточно большое расстояние. Ведь встречный водитель может посчитать, что Вы или он ошиблись.

В данном случае достаточно пары километров от "препятствия", но также в зависимости от обстановки на дороге и интенсивности движения за вами.

Ну и конечно не следует стараться предупредить встречных, если Вы сами движетесь слишком близко к попутному автомобилю — таким образом, вы введете в заблуждение оба направления. Следует также заметить, что вспышки дальним светом могут применяться и в качестве уступающих сигналов или просьбой пропустить в городском цикле. Например, встречная вспышка дальним спетом в пробке, совмещаемая с включенным поворотником, может означать просьбу пропустить для совершения поворота. Вспышка дальнего в бок или в лицо, когда Вы намерены выехать на полосу движения "моргающего", означает "пропускаю".

В данных случаях не помешает совместить световой сигнал с взмахом руки — жестом указывающим Ваши намерения. Тоже в правилах хорошего тона поблагодарить пропускающего водителя жестом руки как приветствие или сигналом аварийной сигнилизации.

Учтите, сигналить дальним светом в темное время суток, даже правильно используя сигналы — строго запрещено.

Таким образом Вы только навредите другим участникам движения.



Сигнал — «Не обгоняй»

Сигнал — «Благодарность»

Сигнал — «Обгоняй (пропускаю)»

Сигнал ЛЕВЫМ указателем поворота. Используется как предупреждение водителя обгоняющего транспортного средства о том, что в данный момент обгон лучше не производить. Сам сигнал трактуется исходя из ПДД "Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево". Само собой не стоит пренебрегать данным сигналом, поскольку водитель обгоняемого автомобиля может видеть то, что не заметил обгоняющий, а может этот маневр помешает ему совершить свое перестроение, объезд препятствия или поворот. Для подачи сигнала достаточно 3 — 4 "вспышки" иначе его можно будет трактовать как указание маневра.

Сигнал ПРАВЫМ указателем поворота. Этот сигнал оповещает водителя транспорта движущегося сзади о том, что его пропускают или о том, что в данный момент можно спокойно совершать обгон. Главное, не перепутать этот сигнал с действительным перестроением или поворотом транспорта включившего "поворотник". Также следует помнить, что если даже вам "сигнализировали" о том, что вас пропускают, нелишним будет самостоятельно убедиться в безопасности обгона. Пропускающий, покажет хороший тон, если в данном случае, по возможности, прижмется правее и слегка сбросит скорость.

Существует еще одно обозначение с использованием указателей поворота — это предупреждение другого водителя о том, что он забыл выключить сигнал указателя поворота. Однако использовать данный сигнал стоит только если Вы не введете в заблуждение других участников движения и уверены, что предупреждаемый водитель точно не использует включенный "поворотник" в своих целях. Если же Вы точно знаете, что водитель забыл выключить указатель поворота, то достаточно обогнав его включить и выключить сначала левый, а затем правый указатель поворота вашего авто. Если предупреждаемый водитель не реагирует, то не стоит навязывать свое мнение и "щелкать поворотниками" до тех пор пока он не выключит свой. В принципе этот сигнал больше нужен не предупреждаемому водителю и даже не вам, а скорее для того, чтобы водитель, забывший выключить свой указатель поворота, не сбивал других водителей с толка.

Сигнал аварийной сигнализацией. Этот сигнал используется в качестве благодарности.

Даже если Вам сначала сигнализировали о том, что лучше не обгонять, но сигнал "пропускаю" вы так и не увидели — все равно стоит поблагодарить другого водителя, особенно если он вам действительно помог своим сигналом. Применение не затруднительное — просто обогнав предупреждающего или пропускающего, достаточно на 2 — 3 щелчка включить аварийку. Кстати этот же сигнал можно использовать и в качестве извинения, например, в случае когда Вы совершая маневр помешали кому-то. В любом из случаев стоит помнить, что применение данных сигналов надо предусмотрительно оценивать так, чтобы их использование не ввело в заблуждение других участников движения. Подавая сигнал, не перебарщивайте с количеством "вспышек" указателей поворота или аварийной сигнализации. Также стоит запомнить одно важное правило, если Вы подали сигнал о том, что пропускаете попутного водителя, то не надо увеличивать скорость своего автомобиля. Пропуская кого-либо, постарайтесь не препятствовать его маневру и будьте готовы сбросить скорость если это понадобиться для завершения маневра обгоняющего вас авто.

Теперь рассмотрим несколько правил этикета в темное время суток или на плохо освещаемых участках дорог.

«Ослепление». Данный сигнал существует в двух вариантах, один из которых трактуется в ПДД.

Начнем с водительского варианта, который используется для встречных автомобилей.

Необходимо 2-3 раза Выключить и включить ближний свет фар. Никакого дальнего — даже одна вспышка и вы также нанесете вред встречным и возможно попутным участникам движения.

Если предупреждаемый водитель не отреагировал, то не стоит уподобляться дуракам и врубать дальний свет, создавая аварийную обстановку, просто воспользуйтесь правилом из ПДД. Само собой данный вариант предусматривает отсутствие на дороге встречного или попутного транспортного средства движущегося впереди обгоняемого авто.

Если вы приближаетесь к автомобилю, который хотите обогнать, с включенными у вас фарами дальнего света, то вам необходимо переключить их на ближний свет и только после этого приближаться к обгоняемому автомобилю и совершать маневр.

При совершении маневра обгона у вас должен оставаться включенным ближний свет фар.

В тот момент, когда вы поравняетесь с обгоняемым автомобилем можно включить дальний свет и продолжить маневр. В свою очередь обгоняемый автомобиль должен в момент обгона, когда автомобили поравнялись, выключить (если используется) дальний свет фар, и не включать его пока обгоняющий автомобиль не закончит маневр и не покинет зону, в которой дальний свет фар сможет ослепить водителя через зеркала. Если в темное время суток или при плохой видимости Вас обгоняет фура или машина с прицепом, то хорошим тоном считается также указать обгоняющему водителю, что он может перестраиваться, при этом вам он не помешает.

Для этого используется либо кратковременный сигнал дальним светом, либо 2-3 сигнала правым указателем поворота (в том случае если дальним можно ослепить).



«Просьбы помощи»

Напоследок рассмотрим несколько распространенных знаков с просьбой помочь.

Эти "знаки" относятся к жестам водителей чаще всего стоящих на обочине дороги.

Но о них также не стоит забывать — ведь каждый из нас не застрахован от лопнувшего колеса или поломки, при которой дальнейшее самостоятельное движение невозможно.

Трос в руке. Само собой означает просьбу "взять на буксир". Обычно просят "дотащить" до сервиса или до ближайшего населенного пункта по трассе. Конечно же у нас сейчас полно возможностей заказать эвакуатор, но не все могут себе позволить такое недешевое удовольствие, особенно на трассе. Канистра в руке или рядом. Вполне объяснимый жест — необходимо топливо. В данном случае не обязательно сливать свое, тем более большинство современных автомобилей имеют защиту от попыток засунуть шланг в бак.

Если человеку с канистрой нужно топливо, то его можно подвезти до ближайшей АЗС. Также водитель с канистрой может просить помочь доехать от АЗС до своего авто, оставленного ранее. Колесо, домкрат, балонный ключ. Этими предметами водитель просит помощи связанной с колесами. Опять же маловероятно, что будут просить вашу запаску. Скорее всего, это все также просьба довезти до ближайшей СТО или шиномонтажа.

Хотя могут быть и другие варианты, например, нужен баллонный ключ, нужен домкрат.

«Поднятые вверх и скрещенные буквой Х руки». Мало кто знает об этом, но этот жест применяется при необходимости медицинской помощи. Обычно может понадобиться только таблетка или бинт из аптечки, а может понадобиться и более серьезная помощь.

Неформальное общение водителей – это эффективное и экономное средство донесения информации, понять которое предельно просто. Общение между водителями может осуществляться с помощью световых и звуковых сигналов, а так же жестами.



Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.

ТЕМА 5): « Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов»

Функциональными состояниями психологи именуют состояние человека, влияющее на эффективность его деятельности, такие, как например, волнение. Первоначальный период обучения вождению обязательно сопровождается волнением. Водителю с любым стажем, так же эмоциональной напряженности. В, не меньшей степени на качество вождения так же влияет утомление, которое субъективно переживается как усталость.

Чаще всего конфликт на дороге возникает с нецензурных оскорблений, угроз со стороны одного из водителей… и мелкий конфликт незаметно перерастает в настоящее противостояние с применением физической силы, а иногда – оружия. Психологи называют это «дорожной агрессией», означающей проявления неконтролируемой ярости, которой подвержены некоторые из водителей. Угрозы и физическая сила являются для них своеобразным выходом их негативных эмоций. Если другой водитель показывает вам грубые жесты или ругается бранью, ни в коем случае не отвечайте ему грубостью на это. Лучше всего просто не обращать внимания на его проявления агрессии. Старайтесь не смотреть ему прямо в глаза. Не идите на поводу у оскорбляющего вас, отвечая грубостью на грубость, вы с каждой секундой теряете контроль над собой и позволяете обидчику манипулировать вами. В любом случае сохраняйте спокойствие. Думайте о том, что стресс только отнимет у вас хорошее самочувствие, а постоянный стресс может спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем.

Эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Практическое занятие по теме: предлагается самостоятельно воссоздать модель поведения обладателя различны темпераментов в случае возникновения конфликтных ситуаций на дороге

ТЕМА 6): «Саморегуляция и профилактика конфликтов»

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:



  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Все начинается с оскорбительного жеста, угрозы и такой мелкий инцидент, может перерасти в серьезный конфликт.  Такие водители не контролируют свои эмоции, они угрожают, оскорбляют, готовы пожертвовать даже своей машиной, но отомстить, такие случаи получили названия «дорожная агрессия». 


Конфликты на дорогах провоцируют люди, которые ощущают психологическое давление и теряют контроль. Им приходится носиться между работой и домом, забирать детей из школы. А если есть препятствие на дорогах, у них еще больше усиливается нервозность. 
Что делать если у вас на пути оказался такой водитель? 
• соблюдайте правила дорожного движения; 
• не отвлекайтесь разговорами; 
• во время езды не ешьте и не пейте; 
• будьте самокритичны; 
• если кто-то едет быстро, медленно или опасно, для вас лучше сторонится таких; 
• если кто-то угрожает или показывает грубые жесты, не отвечайте на них и не смотрите такому водителю в глаза, но если это произошло, не выходите из машины и не открывайте окна. 

Практическое занятие по теме: предлагается самостоятельно воссоздать модель поведения обладателя различны темпераментов в случае возникновения конфликтных ситуаций на дороге.

Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум.

Тестирование. Время реакции водителя в экспертной практике принимается равным 0,8 сек. Эта величина выведена на основе многочисленных экспериментов. В то же время практика свидетельствует, когда водитель реагирует на заранее ожидаемый сигнал, например на включение стоп-сигнала идущей впереди машины, время ее реакции заметно сокращается, иногда вдвое. Это говорит о важности водительского прогноза. Задача сводится к следующему. Испытуемый должен находить в таблице числа от 10 до 59, называя их вслух. Если на поиски каждого следующего числа водитель тратит от 10 до 30 секунд, то это говорит о том, что уровень его реакции выше среднего. Если больше минуты – ниже, этому человеку присуща рассеянность

34      19      42      54      45      37      20      55      32      47

26      16      39      28      57      25      41      17      53      38

40      36      14      56      30      13      22      48      10      58

12      29      44      51      23      52      18      21      31      46

50      43      35      24      11      27      49      33      15      59

Зачет.

Вопросы к зачету.

.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал