Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) Кафедра дорожно-строительных материалов И.Б.КУРДЕНКОВА ТЕХНОЛОГИЯ ДОРОЖНО- СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРИРОДООХРАННОМ АСПЕКТЕ Учебное пособие Утверждено в качестве учебного пособия редсоветом МАДИ(ГТУ) МОСКВА 2007 2 УДК 625.855; 577.4 ББК 39.12я73 Курденкова И.Б. Технология дорожно-строительных материалов в природоохранном аспекте: Учеб. пособие /МАДИ (ГТУ). – М., 2007.- 145 с. Рецензенты: д-р техн. наук, проф. Ю.В.Трофименко; канд.техн.наук А.В.Бобков Предлагаемое учебное пособие содержит основные сведения об общих положениях защиты окружающей среды в транспортно- дорожном комплексе и при производстве дорожно-строительных материалов в частности; знакомит с видами воздействия производственных предприятий по выпуску дорожно-строительных материалов на окружающую среду и с мероприятиями по снижению неблагоприятных воздействий. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» направления подготовки «Транспортное строительство», и специалистов в области транспортного строительства. Глава 9 написана с участием инж. П.В.Чернобровкина (разделы 9.2, 9.3, 9.4). © Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), 2007
3 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ . . 6 1.1. История формирования природоохранного мировоззрения в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.2. Концепция устойчивого развития России . . . . . . . 10 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 2.1. Основополагающие положения правовых актов . . . . 15 2.2. Экологическая политика в дорожной отрасли . . . . . 19 3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОРОЖНО- СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ . . . . . . . . . . . . . . . 22 3.1. Общие требования к санитарно-гигиенической оценке дорожно-строительных материалов при их производстве и применении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 3.2. Определение уровня токсичности материалов . . . . . 25 3.3.Санитарно-гигиеническая оценка строительных материалов с добавлением промышленных отходов . . . . 29 4. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ . . . . . . . . . . . 32 4.1. Строительные материалы и окружающая среда. Общие требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 4.2. Карьеры нерудных материалов . . . . . . . . . . . . 43 4.3. Асфальтобетонные заводы и эмульсионные базы. . . . 49 4.4. Цементобетонные заводы . . . . . . . . . . . . . . 55 5. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА . 58 5.1. Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 5.2. Законодательное обеспечение нормирования природоохранной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 64 5.3. Проект нормативов ПДВ . . . . . . . . . . . . . . . . 68 5.4. Разработка проекта ПДС загрязняющих веществ . . . 71 5.5. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 4 6. НОРМЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ . . . 75 6.1. Производственные базы. . . . . . . . . . . . . . . . 75 6.2. Дробильно-сортировочные установки . . . . . . . . . 77 6.3. Цементобетонные заводы . . . . . . . . . . . . . . 80 6.4. Асфальтобетонные заводы и битумные базы. . . . . 87 7. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 7.1. Общие принципы очистки воздушных выбросов. . . . 97 7.2. Аппараты и устройства, применяемые для очистки воздушных выбросов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 8. СООРУЖЕНИЯ ПО ОЧИСТКЕ СТОЧНЫХ ВОД . . . . . . . . . 102 8.1. Общая характеристика сточных вод . . . . . . . . . . 102 8.2. Виды загрязнений сточных вод и их свойства . . . . . 104 8.3. Условия сброса сточных вод в водоёмы и в канализацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 8.4. Технологические схемы очистки сточных вод. . . . . . 112 9. ОЦЕНКА РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 9.1. Общие сведения о радиации. Виды излучений. Дозы облучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 9.2. Радиационно-опасные факторы в дорожном строительстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 9.3. Законодательное и нормативное обеспечение радиационной безопасности в строительстве. . . . . . . . 126 9.4. Приборное и метрологическое обеспечение радиационной безопасности в строительстве. . . . . . . . 128 10. САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА ПРЕДПРИЯТИЯ. . . . . . . . 133 Вопросы для самоконтроля 142 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 5 ВВЕДЕНИЕ Современная жизнь немыслима без дорог и автомобильного транспорта. Автомобильные дороги тесно связаны с окружающей средой: повышают доступность территорий для рационального пользования, обеспечивают движение материальных потоков и комфортабельные условия жизнедеятельности людей и в то же время оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду. Это влияние столь существенно, что в ряду антропогенных источников загрязнения транспорт занимает ведущее место. В целом воздействие транспортного сооружения включает в себя: загрязнение, шум и вибрацию от движущихся транспортных средств (автомобилей, строительно-дорожных машин и оборудования); воздействие самой дороги как линейного инженерного сооружения (фрагментация ландшафта, нарушение гидрологических процессов и деградация почв); загрязнения от предприятий по производству дорожно- строительных материалов и дорожного сервиса, размещённых на придорожной полосе; непосредственно сами применяемые материалы. Предприятия по производству дорожно-строительных материалов часто располагаются на территории крупных городов и населённых пунктов и являются сосредоточенными источниками загрязнения окружающей среды. Это вынуждает разрабатывать природоохранные мероприятия и способствует эффективности их осуществления. В условиях предприятия для этих целей применяют устройства для очистки воздушных выбросов, очистки сточных вод и контроля за свойствами применяемых и производимых материалов с точки зрения их опасности для окружающей среды. 6 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1.1.История формирования природоохранного мировоззрения в обществе Понимание невозможности развития здорового общества и экономики в условиях резкого ухудшения состояния окружающей природной среды сформировалось в течение последних трёх десятилетий во многих странах мира. Важным организационным этапом явилась Стокгольмская конференция 1972 г. - первая всемирная встреча по охране окружающей среды (ООС), в которой приняли участие представители 113 стран. В 1983 г. в рамках ООН была создана Всемирная комиссия по охране окружающей среды и развитию, которая, спустя четыре года, в своем отчете «Наше общее будущее» обосновала необходимость изменений в деловой активности и образе жизни мирового сообщества как альтернативу резкому ухудшению состояния окружающей среды. Впервые на международном уровне было заявлено, что экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей при условии соответствия пределам экологических возможностей планеты. Комиссия, названная по имени ее председателя, представительницы Норвегии, «Комиссией Брутланд», отметила: «Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». В 1992 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия, во время Конференции ООН по окружающей среде и развитию состоялась самая крупная встреча мировых лидеров, в результате которой были заключены два международных соглашения и приняты два заявления о принципах и план основных действий в целях всемирного устойчивого развития: 7 * Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, в которой определены права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей, выраженные в виде 27 основных принципов; * Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития, сохранения всех форм жизни. В «Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию» заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды. Основные принципы Декларации включают следующие идеи: • сегодняшнее развитие должно осуществляться на благо нынешнего и будущих поколений, не во вред интересам развития и охраны окружающей среды; •для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него; •государства должны применять принцип принятия мер предосторожности для охраны окружающей среды. В тех случаях, когда существует угроза серьезного и необратимого ущерба, отсутствие точного научного прогноза не может использоваться в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды (ОС); •государства должны разработать международное законодательство о компенсации за ущерб, наносимый трансграничными загрязнениями, возникающими в результате деятельности, осуществляемой под контролем этих государств; •экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства 8 развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации; •в пределах своей юрисдикции государства оценивают экологические последствия предполагаемых действий, которые могут иметь значительные отрицательные последствия; •тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение; •мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. В «Повестке дня на XXI век» текущие проблемы увязаны с подготовкой решения проблем грядущего столетия и признается, что обеспечение устойчивого развития является, в первую очередь, обязанностью правительств и требует разработки национальных программ. Следует всемерно поощрять самое широкое участие общественности и неправительственных организаций в решении экологических проблем. Решение задач «Повестки дня на XXI век» потребует существенной дополнительной финансовой помощи развивающимся странам. Структуру «Повестки дня на XXI век» составляют разделы: Раздел 1. Международное сотрудничество. Включает вопросы борьбы с бедностью, изменения структуры потребления, проблемы численности населения, защиты и улучшения здоровья людей, устойчивые поселения, принятие решений по устойчивому развитию. Раздел 2. Сохранение и рациональное использование ресурсов. Включает вопросы защиты атмосферы; водных объектов; рационального использования земельных ресурсов; борьбы с уничтожением лесов, опустыниванием и засухой; устойчивого развития горных районов, сельского хозяйства и сельских районов; сохранения биологического разнообразия и экологически безопасного использования биотехнологий; защиты, рационального 9 использования океанов и морской воды; повышения безопасности использования токсичных химических веществ; удаления твердых, опасных и радиоактивных отходов. Раздел 3. Усиление роли основных групп населения. Посвящен проблемам усиления роли женщин, детей, молодежи в обеспечении устойчивого развития; укреплению роли коренного населения; сотрудничеству с неправительственными организациями, местными властями; актуальности сотрудничества с профсоюзами, представителями деловых, промышленных, научных, технических кругов. Раздел 4 . Средства осуществления. Касается вопросов финансирования устойчивого развития, передачи технологий, использования достижений науки, просвещения, подготовки кадров, информации в целях устойчивого развития, создания потенциала для устойчивого развития, организационных мер, связанных с устойчивым развитием, международного законодательства и информации для принятия решений. На европейском континенте реализация природоохранной деятельности осуществлялась в рамках процесса «Окружающая среда для Европы», направления которому задавались на конференциях Министров окружающей среды. Первые такие встречи прошли: в Добржише (Чехословакия, 1991), Люцерне (Швейцария, 1993), Софии (Болгария, 1995), Орхусе (Дания, 1998), Киеве (Украина, 2003). Датский город Орхус в июне 1998 года, приняв четвертую министерскую конференцию дал свое название одному из фундаментальных международно-правовых документов последних лет - Орхусской конвенции о доступе к экологической информации, участию общественности в принятии экологически значимых решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Эта конвенция провозглашает приоритет 10 демократических принципов, гражданского общества и участия общественности в процессе улучшения экологической ситуации, как на национальном, так и на международном уровне. На Орхусской конференции признана необходимость смещения внимания в рамках процесса "Окружающая среда для Европы" в сторону Новых независимых государств (ННГ) и стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). В этом направлении работает специальная рабочая группа ПДООС. По мере развития процесса от конференции к конференции его участники поднимали планку стандартов охраны окружающей среды все выше. В результате этот общеевропейский процесс стал уникальным многосторонним, постоянно действующим форумом, постепенно преобразившись в крупную структуру, нацеленную на решение ключевых проблем экологической политики, разработку природоохранных программ, инициирование переговоров по юридически обязывающим документам, осуществление различного рода партнерских проектов. 1.2. Концепция устойчивого развития в России В области экологии и охраны окружающей среды наиболее известны работы В.И. Вернадского, Н.Ф. Реймерса, Л.Г. Раменского, С.С. Шварца, Ю. Одума, А. Тенсли и многие другие работы. По данным ежегодно составляемого Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации» состояние среды обитания населения постоянно ухудшается. Несмотря на сокращение производства в ряде отраслей и некоторое снижение выбросов в атмосферу в промышленных центрах, качество их очистки снижается, что является причиной роста количества промышленных загрязнений в городах. В результате ухудшения технологического контроля, старения оборудования увеличивается загрязнение водоёмов. Так же обедняется плодородность почвы, сокращается площадь лесов и насаждений. 11 Обострение критичности состояния окружающей среды приводит к ухудшению здоровья и повышению смертности населения, изменению качества генофонда. По данным статистики, средняя продолжительность жизни населения России снизилась в последнем десятилетии ХХ в. с 72 до 58 лет. В условиях глобального экологического кризиса, последствия которого проявляются и в нашей стране, существенно возросла актуальность разработки экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования. В 1994 г. вышел Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Последовало распоряжение Правительства, требующее от ряда министерств и ведомств разработки концепции перехода на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природоресурсного потенциала. Принципиальной основой такой работы является Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) и «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию», утвержденная Указом Президента от 1.04.96г. В Концепции особо подчеркивается необходимость скорейшего создания экономических механизмов регулирования системы стимулирования и ответственности за экологические последствия хозяйственной деятельности во всех отраслях. «Переход к устойчивому развитию, - говорится в ней,- предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на освоенных территориях и отказ от реализации проектов, которые приводят к необратимым изменениям природной среды или ухудшают среду обитания населения».
12 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Взаимодействие человека с природой осуществляется по трем направлениям: - охрана окружающей среды; - природопользование; - экологическая безопасность. Охрана окружающей среды - это система мер, направленных на сохранение, улучшение природной и искусственно созданной благоприятной среды, предотвращение вредных для нее последствий хозяйственной и иной деятельности человека. Природопользование - это использование человеком окружающей среды для удовлетворения экономических, экологических и культурно-оздоровительных потребностей. Экологическая безопасность - это система мер, направленных на защиту жизненно важных интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды (как природной, так и техногенной). Экологические отношения регулируются установленными правовыми нормами. Формы выражения этих норм могут различаться, главным образом, в зависимости от степени их общности, сферы применения и издающего органа. Чтобы пользоваться всеми нормами экологического права, необходимо знать их распределение в различных источниках, структуру и взаимосвязь источников. Иерархическая классификация источников экологического права: • Конституция Российской Федерации. • Законодательные акты РФ. • Акты Президента Российской Федерации. • Акты Правительства Российской Федерации. • Акты специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды. 13 • Акты министерств и иных органов федеральной исполнительной власти (в т.ч. отраслевые: стандарты - ОСТ, нормативные документы - ОНД, методические документы - МД). • Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. • Нормативные договоры: международные договоры, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. • Отраслевые стандарты и нормы. Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Нормативно-правовой акт в общем случае имеет объективно выраженную форму - в виде документа, издаваемого компетентным государственным органом, имеющим соответствующие полномочия. Форма нормативно-правового акта определена законом: - Федеральное собрание принимает федеральные законы, кодексы; - Правительство Российской Федерации - постановления и распоряжения; - Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения; - федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции. По юридической силе источники подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительной властью - Федеральным Собранием. Высшее место в иерархии принадлежит Кодексам, которые являются руководящими основами дальнейшей правотворческой деятельности. Конституционность нормативно-правового акта проверяет Конституционный Суд Российской Федерации. К числу основных позиций, проверяемых Конституционным Судом, относятся 14 соответствующие формы содержания, порядка введения в действие. Нельзя считать конституционным нормативно-правовой акт, если он не опубликован и не доведен до исполнителей. Из общего числа нормативно-правовых актов выделяются кодифицированные , в которых реализуется система регулирования общественных отношений в той или иной области права. К ним относятся Основы законодательства, кодексы По степени значимости нормативно-правовые акты подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся законы и Постановления общего характера. Вспомогательные имеют технико-юридический характер, например, руководящие постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Вспомогательную роль играют стандарты. В соответствии с установившейся к настоящему времени системой организации государственной власти субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов, которые не противоречат федеральным законам. В Законе "Об охране окружающей среды" содержатся детальные указания о разграничении прав в области природопользования и охраны природы между федеральной, региональными и местными властями. Наибольшую сложность представляет разграничение федеральной собственности на природные ресурсы и собственность субъектов Федерации в соответствии с Указом Президента РФ "О федеральных природных ресурсах" и законодательными актами субъектов. В некоторых субъектах Федерации приняты в развитие федеральных законов свои законы (кодексы) по природопользованию. Приняты также дорожные нормативные акты (своды правил), которые распространяются на сеть региональных и 15 местных дорог. Из числа принципиальных вопросов в них имеются различия в сфере дорожного землепользования, платы за отвод и пользование дорожными землями. 2.1 Основополагающие положения правовых актов Основой экологического права России является Конституция Российской Федерации 1993 г., в которой определен круг отношений в сфере экологического права (статьи 42, 58). Суть их заключается в том, что государство гарантирует право граждан на благоприятную окружающую среду, следовательно, принимает на себя регулирование средозащитной деятельности и контроль за состоянием окружающей среды и выполнением соответствующих законов и правил. Следует иметь в виду, что согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров РФ составляют часть правовой системы и устанавливают приоритет договоров , участником которых является Россия , над положениями ее внутреннего законодательства. Ниже приведена классификация источников экологического права по видам: ▪Конституция Российской Федерации. ▪Законодательные акты РФ. ▪Акты Президента РФ. ▪Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти, специально уполномоченных по охране природной среды. ▪Акты и нормативные документы федеральных министерств и ведомств отраслевого действия. ▪Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. ▪Нормативные договоры: международные договоры, федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Главный экологический Закон «Об охране окружающей
16 природной среды» был принят ВС РСФСР в 1991 г., в новой редакции – «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Ст. 11 Закона устанавливает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, Это право обеспечивается: -планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации опасных последствий; -социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; -предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды; -возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, 17 в том числе последствий аварий и катастроф; -государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения. В этой же статье Закона перечислены права и обязанности граждан. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Граждане имеют право: -создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; -направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; -принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству Российской Федерации, акциях; -выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; -оказывать содействие органам государственной власти РФ и её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; 18 -обращаться в органы государственной власти РФ и её субъектов, органы местного самоуправления с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; -предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; -осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Общая характеристика Закона РФ "Об охране окружающей среды" приведена ниже. 1. Комплексный нормативный акт, регулирующий природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. 2. Базовый нормативный акт, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. 3. Устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека, неблагоприятного воздействия техногенных и природных изменений окружающей среды. 4. Исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества. 5. Закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно- правового воздействия. Закон определяет компетенцию федеральных, региональных и местных органов власти, их специализированных учреждений в области охраны окружающей среды. Определены основные принципы экономического механизма платности природных ресурсов. Пользование природными ресурсами допускается по договору, заключаемому с местными властями, при положительном решении экологической экспертизы, с оформлением лицензии на природопользование, устанавливающей ограничения (лимиты). Плата за право пользования ресурсами (землей, водой, недрами, лесом, растительностью, животным миром и т.д.), а также 19 за их использование для размещения отходов производства (в том числе выбросов, сбросов) в пределах установленных лимитов взимается по установленным расценкам, а за сверхлимитное или нерациональное расходование - в увеличенных размерах. Плата поступает на счета внебюджетных экологических фондов и расходуется на реализацию экологических программ и конкретных мероприятий: 60% местного, 30% областного и 10% федерального значения. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды производится путем налоговых или иных льгот при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов. Закон "Об охране окружающей природной среды" впервые в истории страны регулирует основные взаимосвязанные отношения природы и общества на современном этапе. Многие его положения имеют прямое действие, некоторые развиты последующими законами и подзаконными актами.
Поделитесь с Вашими друзьями: |