Технология дорожно строительных материалов в природоохранном аспекте




страница1/7
Дата16.02.2017
Размер5.01 Kb.
Просмотров447
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7

Московский автомобильно-дорожный институт
(государственный технический университет)
Кафедра дорожно-строительных материалов

И.Б.КУРДЕНКОВА

ТЕХНОЛОГИЯ ДОРОЖНО-
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В
ПРИРОДООХРАННОМ АСПЕКТЕ
Учебное пособие

Утверждено в качестве учебного пособия редсоветом МАДИ(ГТУ)



МОСКВА 2007

2
УДК 625.855; 577.4
ББК 39.12я73

Курденкова И.Б. Технология дорожно-строительных материалов в природоохранном аспекте: Учеб. пособие /МАДИ (ГТУ). – М., 2007.-
145 с.

Рецензенты: д-р техн. наук, проф. Ю.В.Трофименко; канд.техн.наук А.В.Бобков

Предлагаемое учебное пособие содержит основные сведения об общих положениях защиты окружающей среды в транспортно- дорожном комплексе и при производстве дорожно-строительных материалов в частности; знакомит с видами воздействия производственных предприятий по выпуску дорожно-строительных материалов на окружающую среду и с мероприятиями по снижению неблагоприятных воздействий.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» направления подготовки
«Транспортное строительство», и специалистов в области транспортного строительства.
Глава 9 написана с участием инж. П.В.Чернобровкина (разделы
9.2, 9.3, 9.4).

© Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), 2007

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ . .
6 1.1.
История формирования природоохранного мировоззрения в обществе . . . . . . . . . . . . . . . .
6 1.2.
Концепция устойчивого развития России . . . . . . . 10 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12 2.1.
Основополагающие положения правовых актов . . . . 15 2.2.
Экологическая политика в дорожной отрасли . . . . . 19 3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОРОЖНО-
СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ . . . . . . . . . . . . . . .
22 3.1.
Общие требования к санитарно-гигиенической оценке дорожно-строительных материалов при их производстве и применении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22 3.2.
Определение уровня токсичности материалов . . . . . 25 3.3.Санитарно-гигиеническая оценка строительных материалов с добавлением промышленных отходов . . . .
29 4. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ . . . . . . . . . . .
32 4.1.
Строительные материалы и окружающая среда. Общие требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32 4.2.
Карьеры нерудных материалов . . . . . . . . . . . . 43 4.3.
Асфальтобетонные заводы и эмульсионные базы. . . . 49 4.4.
Цементобетонные заводы . . . . . . . . . . . . . . 55 5. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА . 58 5.1.
Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 5.2.
Законодательное обеспечение нормирования природоохранной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . .
64 5.3.
Проект нормативов ПДВ . . . . . . . . . . . . . . . . 68 5.4.
Разработка проекта ПДС загрязняющих веществ . . . 71 5.5. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
73

4 6. НОРМЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ПРОИЗВОДСТВЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ . . .
75 6.1. Производственные базы. . . . . . . . . . . . . . . . 75 6.2. Дробильно-сортировочные установки . . . . . . . . . 77 6.3. Цементобетонные заводы . . . . . . . . . . . . . .
80 6.4. Асфальтобетонные заводы и битумные базы. . . . . 87 7. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
97 7.1.
Общие принципы очистки воздушных выбросов. . . . 97 7.2.
Аппараты и устройства, применяемые для очистки воздушных выбросов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
100 8. СООРУЖЕНИЯ ПО ОЧИСТКЕ СТОЧНЫХ ВОД . . . . . . . . . 102 8.1. Общая характеристика сточных вод . . . . . . . . . . 102 8.2. Виды загрязнений сточных вод и их свойства . . . . . 104 8.3. Условия сброса сточных вод в водоёмы и в канализацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
107 8.4. Технологические схемы очистки сточных вод. . . . . . 112 9. ОЦЕНКА РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
МАТЕРИАЛОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
119 9.1. Общие сведения о радиации. Виды излучений. Дозы облучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
119 9.2. Радиационно-опасные факторы в дорожном строительстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
123 9.3. Законодательное и нормативное обеспечение радиационной безопасности в строительстве. . . . . . . .
126 9.4. Приборное и метрологическое обеспечение радиационной безопасности в строительстве. . . . . . . .
128 10. САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА ПРЕДПРИЯТИЯ. . . . . . . . 133
Вопросы для самоконтроля 142
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144




5
ВВЕДЕНИЕ
Современная жизнь немыслима без дорог и автомобильного транспорта. Автомобильные дороги тесно связаны с окружающей средой: повышают доступность территорий для рационального пользования, обеспечивают движение материальных потоков и комфортабельные условия жизнедеятельности людей и в то же время оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду. Это влияние столь существенно, что в ряду антропогенных источников загрязнения транспорт занимает ведущее место.
В целом воздействие транспортного сооружения включает в себя: загрязнение, шум и вибрацию от движущихся транспортных средств
(автомобилей, строительно-дорожных машин и оборудования); воздействие самой дороги как линейного инженерного сооружения (фрагментация ландшафта, нарушение гидрологических процессов и деградация почв); загрязнения от предприятий по производству дорожно- строительных материалов и дорожного сервиса, размещённых на придорожной полосе; непосредственно сами применяемые материалы.
Предприятия по производству дорожно-строительных материалов часто располагаются на территории крупных городов и населённых пунктов и являются сосредоточенными источниками загрязнения окружающей среды. Это вынуждает разрабатывать природоохранные мероприятия и способствует эффективности их осуществления. В условиях предприятия для этих целей применяют устройства для очистки воздушных выбросов, очистки сточных вод и контроля за свойствами применяемых и производимых материалов с точки зрения их опасности для окружающей среды.

6
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
1.1.История формирования природоохранного
мировоззрения в обществе
Понимание невозможности развития здорового общества и экономики в условиях резкого ухудшения состояния окружающей природной среды сформировалось в течение последних трёх десятилетий во многих странах мира.
Важным организационным этапом явилась Стокгольмская конференция 1972 г. - первая всемирная встреча по охране окружающей среды (ООС), в которой приняли участие представители 113 стран.
В 1983 г. в рамках ООН была создана Всемирная комиссия по охране окружающей среды и развитию, которая, спустя четыре года, в своем отчете «Наше общее будущее» обосновала необходимость изменений в деловой активности и образе жизни мирового сообщества как альтернативу резкому ухудшению состояния окружающей среды. Впервые на международном уровне было заявлено, что экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей при условии соответствия пределам экологических возможностей планеты. Комиссия, названная по имени ее председателя, представительницы Норвегии, «Комиссией Брутланд», отметила: «Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия, во время Конференции
ООН по окружающей среде и развитию состоялась самая крупная встреча мировых лидеров, в результате которой были заключены два международных соглашения и приняты два заявления о принципах и план основных действий в целях всемирного устойчивого развития:

7
*
Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и
развитию, в которой определены права и обязанности стран
в деле обеспечения развития и благосостояния людей,
выраженные в виде 27 основных принципов;
* Заявление о принципах, касающихся управления,
защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно
необходимых для обеспечения экономического развития,
сохранения всех форм жизни.
В «Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию» заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды.
Основные принципы Декларации включают следующие идеи:
• сегодняшнее развитие должно осуществляться на благо нынешнего и будущих поколений, не во вред интересам развития и охраны окружающей среды;
•для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
•государства должны применять принцип принятия мер предосторожности для охраны окружающей среды. В тех случаях, когда существует угроза серьезного и необратимого ущерба, отсутствие точного научного прогноза не может использоваться в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды (ОС);
•государства должны разработать международное законодательство о компенсации за ущерб, наносимый трансграничными загрязнениями, возникающими в результате деятельности, осуществляемой под контролем этих государств;
•экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства

8
развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации;
•в пределах своей юрисдикции государства оценивают экологические последствия предполагаемых действий, которые могут иметь значительные отрицательные последствия;
•тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;
•мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
В «Повестке дня на XXI век» текущие проблемы увязаны с подготовкой решения проблем грядущего столетия и признается, что обеспечение устойчивого развития является, в первую очередь, обязанностью правительств и требует разработки национальных программ. Следует всемерно поощрять самое широкое участие общественности и неправительственных организаций в решении экологических проблем. Решение задач «Повестки дня на XXI век» потребует существенной дополнительной финансовой помощи развивающимся странам.
Структуру «Повестки дня на XXI век» составляют разделы:
Раздел 1.
Международное сотрудничество.
Включает вопросы борьбы с бедностью, изменения структуры потребления, проблемы численности населения, защиты и улучшения здоровья людей, устойчивые поселения, принятие решений по устойчивому развитию.
Раздел 2.
Сохранение и рациональное использование ресурсов.
Включает вопросы защиты атмосферы; водных объектов; рационального использования земельных ресурсов; борьбы с уничтожением лесов, опустыниванием и засухой; устойчивого развития горных районов, сельского хозяйства и сельских районов; сохранения биологического разнообразия и экологически безопасного использования биотехнологий; защиты, рационального

9
использования океанов и морской воды; повышения безопасности использования токсичных химических веществ; удаления твердых, опасных и радиоактивных отходов.
Раздел 3.
Усиление роли основных групп населения.
Посвящен проблемам усиления роли женщин, детей, молодежи в обеспечении устойчивого развития; укреплению роли коренного населения; сотрудничеству с неправительственными организациями, местными властями; актуальности сотрудничества с профсоюзами, представителями деловых, промышленных, научных, технических кругов.
Раздел 4
. Средства осуществления.
Касается вопросов финансирования устойчивого развития, передачи технологий, использования достижений науки, просвещения, подготовки кадров, информации в целях устойчивого развития, создания потенциала для устойчивого развития, организационных мер, связанных с устойчивым развитием, международного законодательства и информации для принятия решений.
На европейском континенте реализация природоохранной деятельности осуществлялась в рамках процесса «Окружающая среда для Европы», направления которому задавались на конференциях Министров окружающей среды. Первые такие встречи прошли: в Добржише (Чехословакия, 1991), Люцерне (Швейцария,
1993), Софии (Болгария, 1995), Орхусе (Дания, 1998), Киеве
(Украина, 2003).
Датский город Орхус в июне 1998 года, приняв четвертую министерскую конференцию дал свое название одному из фундаментальных международно-правовых документов последних лет -
Орхусской конвенции о доступе к экологической информации, участию общественности в принятии экологически значимых решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Эта конвенция провозглашает приоритет

10
демократических принципов, гражданского общества и участия общественности в процессе улучшения экологической ситуации, как на национальном, так и на международном уровне.
На Орхусской конференции признана необходимость смещения внимания в рамках процесса "Окружающая среда для Европы" в сторону Новых независимых государств (ННГ) и стран Восточной
Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). В этом направлении работает специальная рабочая группа ПДООС.
По мере развития процесса от конференции к конференции его участники поднимали планку стандартов охраны окружающей среды все выше. В результате этот общеевропейский процесс стал уникальным многосторонним, постоянно действующим форумом, постепенно преобразившись в крупную структуру, нацеленную на решение ключевых проблем экологической политики, разработку природоохранных программ, инициирование переговоров по юридически обязывающим документам, осуществление различного рода партнерских проектов.
1.2. Концепция устойчивого развития в России
В области экологии и охраны окружающей среды наиболее известны работы В.И. Вернадского, Н.Ф. Реймерса, Л.Г. Раменского,
С.С. Шварца, Ю. Одума, А. Тенсли и многие другие работы.
По данным ежегодно составляемого Государственного доклада
«О состоянии окружающей природной среды Российской
Федерации» состояние среды обитания населения постоянно ухудшается. Несмотря на сокращение производства в ряде отраслей и некоторое снижение выбросов в атмосферу в промышленных центрах, качество их очистки снижается, что является причиной роста количества промышленных загрязнений в городах. В результате ухудшения технологического контроля, старения оборудования увеличивается загрязнение водоёмов. Так же обедняется плодородность почвы, сокращается площадь лесов и насаждений.

11
Обострение критичности состояния окружающей среды приводит к ухудшению здоровья и повышению смертности населения, изменению качества генофонда. По данным статистики, средняя продолжительность жизни населения России снизилась в последнем десятилетии ХХ в. с 72 до 58 лет.
В условиях глобального экологического кризиса, последствия которого проявляются и в нашей стране, существенно возросла актуальность разработки экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования. В 1994 г. вышел Указ Президента РФ «О государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Последовало распоряжение Правительства, требующее от ряда министерств и ведомств разработки концепции перехода на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природоресурсного потенциала.
Принципиальной основой такой работы является Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) и «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию», утвержденная Указом Президента от
1.04.96г. В Концепции особо подчеркивается необходимость скорейшего создания экономических механизмов регулирования системы стимулирования и ответственности за экологические последствия хозяйственной деятельности во всех отраслях.
«Переход к устойчивому развитию, - говорится в ней,- предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на освоенных территориях и отказ от реализации проектов, которые приводят к необратимым изменениям природной среды или ухудшают среду обитания населения».

12
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Взаимодействие человека с природой осуществляется по трем направлениям:
- охрана окружающей среды;
- природопользование;
- экологическая безопасность.
Охрана окружающей среды
- это система мер, направленных на сохранение, улучшение природной и искусственно созданной благоприятной среды, предотвращение вредных для нее последствий хозяйственной и иной деятельности человека.
Природопользование
- это использование человеком окружающей среды для удовлетворения экономических, экологических и культурно-оздоровительных потребностей.
Экологическая безопасность
- это система мер, направленных на защиту жизненно важных интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды (как природной, так и техногенной).
Экологические отношения регулируются установленными правовыми нормами. Формы выражения этих норм могут различаться, главным образом, в зависимости от степени их общности, сферы применения и издающего органа. Чтобы пользоваться всеми нормами экологического права, необходимо знать их распределение в различных источниках, структуру и взаимосвязь источников.
Иерархическая классификация источников экологического права:
• Конституция Российской Федерации.
• Законодательные акты РФ.
• Акты Президента Российской Федерации.
• Акты Правительства Российской Федерации.
• Акты специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды.

13

Акты министерств и иных органов федеральной исполнительной власти (в т.ч. отраслевые: стандарты - ОСТ, нормативные документы - ОНД, методические документы - МД).
• Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Нормативные договоры: международные договоры,
Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.
• Отраслевые стандарты и нормы.
Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.
Нормативно-правовой акт в общем случае имеет объективно выраженную форму - в виде документа, издаваемого компетентным государственным органом, имеющим соответствующие полномочия.
Форма нормативно-правового акта определена законом:
- Федеральное собрание принимает федеральные законы, кодексы;
- Правительство Российской Федерации - постановления и распоряжения;
- Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения;
- федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции.
По юридической силе источники подразделяются на законы и подзаконные акты.
Законы принимаются представительной властью - Федеральным
Собранием. Высшее место в иерархии принадлежит Кодексам, которые являются руководящими основами дальнейшей правотворческой деятельности.
Конституционность нормативно-правового акта проверяет
Конституционный Суд Российской Федерации. К числу основных позиций, проверяемых
Конституционным
Судом, относятся

14
соответствующие формы содержания, порядка введения в действие.
Нельзя считать конституционным нормативно-правовой акт, если он не опубликован и не доведен до исполнителей.
Из общего числа нормативно-правовых актов выделяются кодифицированные
, в которых реализуется система регулирования общественных отношений в той или иной области права. К ним относятся Основы законодательства, кодексы
По степени значимости нормативно-правовые акты подразделяются на основные и вспомогательные.
К основным относятся законы и Постановления общего характера.
Вспомогательные имеют технико-юридический характер, например, руководящие постановления Пленумов Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Вспомогательную роль играют стандарты.
В соответствии с установившейся к настоящему времени системой организации государственной власти субъекты Российской
Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов, которые не противоречат федеральным законам.
В Законе "Об охране окружающей среды" содержатся детальные указания о разграничении прав в области природопользования и охраны природы между федеральной, региональными и местными властями. Наибольшую сложность представляет разграничение федеральной собственности на природные ресурсы и собственность субъектов Федерации в соответствии с Указом Президента РФ "О федеральных природных ресурсах" и законодательными актами субъектов.
В некоторых субъектах Федерации приняты в развитие федеральных законов свои законы
(кодексы) по природопользованию. Приняты также дорожные нормативные акты
(своды правил), которые распространяются на сеть региональных и

15
местных дорог. Из числа принципиальных вопросов в них имеются различия в сфере дорожного землепользования, платы за отвод и пользование дорожными землями.
2.1 Основополагающие положения правовых актов
Основой экологического права России является Конституция
Российской Федерации 1993 г., в которой определен круг отношений в сфере экологического права (статьи 42, 58). Суть их заключается в том, что государство гарантирует право граждан на благоприятную окружающую среду, следовательно, принимает на себя регулирование средозащитной деятельности и контроль за состоянием окружающей среды и выполнением соответствующих законов и правил.
Следует иметь в виду, что согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров РФ составляют часть правовой системы и устанавливают приоритет договоров
, участником которых является
Россия
, над положениями ее внутреннего законодательства.
Ниже приведена классификация источников экологического права по видам:
▪Конституция Российской Федерации.
▪Законодательные акты РФ.
▪Акты Президента РФ.
▪Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти, специально уполномоченных по охране природной среды.
▪Акты и нормативные документы федеральных министерств и ведомств отраслевого действия.
▪Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
▪Нормативные договоры: международные договоры, федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.
Главный экологический Закон
«Об охране окружающей

16
природной среды»
был принят ВС РСФСР в 1991 г., в новой редакции
– «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002.
Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне
Российской Федерации.
Ст. 11 Закона устанавливает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде,
Это право обеспечивается:
-планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации опасных последствий;
-социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;
-предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;
-возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее,

17
в том числе последствий аварий и катастроф;
-государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.
В этой же статье Закона перечислены права и обязанности граждан.
Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Граждане имеют право:
-создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
-направлять обращения в органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
-принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству Российской Федерации, акциях;
-выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
-оказывать содействие органам государственной власти РФ и её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

18
-обращаться в органы государственной власти РФ и её субъектов, органы местного самоуправления с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
-предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
-осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Общая характеристика Закона РФ "Об охране окружающей среды" приведена ниже.
1.
Комплексный нормативный акт, регулирующий природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам.
2. Базовый нормативный акт, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства.
3. Устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека, неблагоприятного воздействия техногенных и природных изменений окружающей среды.
4. Исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества.
5. Закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно- правового воздействия.
Закон определяет компетенцию федеральных, региональных и местных органов власти, их специализированных учреждений в области охраны окружающей среды.
Определены основные принципы экономического механизма платности природных ресурсов. Пользование природными ресурсами допускается по договору, заключаемому с местными властями, при положительном решении экологической экспертизы, с оформлением лицензии на природопользование, устанавливающей ограничения
(лимиты). Плата за право пользования ресурсами (землей, водой, недрами, лесом, растительностью, животным миром и т.д.), а также

19
за их использование для размещения отходов производства (в том числе выбросов, сбросов) в пределах установленных лимитов взимается по установленным расценкам, а за сверхлимитное или нерациональное расходование - в увеличенных размерах. Плата поступает на счета внебюджетных экологических фондов и расходуется на реализацию экологических программ и конкретных мероприятий: 60% местного, 30% областного и 10% федерального значения.
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды производится путем налоговых или иных льгот при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов.
Закон "Об охране окружающей природной среды" впервые в истории страны регулирует основные взаимосвязанные отношения природы и общества на современном этапе. Многие его положения имеют прямое действие, некоторые развиты последующими законами и подзаконными актами.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал