Структурирование компетентностной модели образовательного процесса в коррекционной школе



страница1/5
Дата28.10.2016
Размер0.76 Mb.
Просмотров537
Скачиваний0
ТипЗакон
  1   2   3   4   5
Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.

Специальная (коррекционная) школа несет ответственность перед обществом за реализацию прав личности детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, трудовую подготовку и социальную адаптацию, создание максимально благоприятных условий для решения этих задач.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 92 в своей деятельности руководствовалась следующими нормативно – правовыми документами:


  • ФЗ РФ «Об образовании»;

  • ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 02 июня 1999г;

  • Закон УР «Об образовании»;

  • Типовое положение «О специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997г. №288;

  • Устав МКС(К)ОУ С(К)ОШ.

Деятельность школы строилась в соответствии с методической темой: «Структурирование компетентностной модели образовательного процесса в коррекционной школе» и планом работы.

Основной целью школы являлось повышение качества знаний обучающихся на основе развития инновационно – экспериментальных направлений и реализации современных коррекционных технологий в педагогической работе и библиотечном обеспечении.

Ряд поставленных задач разбит на вариативные – меняющиеся от года к году в зависимости от того, на решение каких проблем они направлены, и константные – задачи, остающиеся неизменными.
Задачи на 2012-2013 уч.год были следующие:

Константные задачи:

1. Создание оптимальных условий для обеспечения образования обучающихся.

2. Введение кадровой политики в направлениях обеспечения повышения профессиональной компетентности, развития творческой инициативы, освоения новых коррекционно-педагогических технологий.

3. Развитие материально-технической базы школы с обеспечением возможного уровня компьютеризации.

4.Создание благоприятных и комфортных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

5.Достижение обучающимися, воспитанниками оптимального образовательного уровня.



Вариативные задачи:

  1. Внедрение современных информационных технологий в управление образовательным процессом (электронный журнал).

  2. Продолжить школьный эксперимент по социализации и абилитации детей с тяжелой умственной отсталостью.

  3. Службе сопровождения продолжить работу по проекту ««Инновационные технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» (автор проекта учитель-психолог Обухова Н.А.) в сенсорной комнате.

  4. Продолжить внедрение наиболее эффективных технологий, в том числе и ИКТ, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности и мотивационной сферы обучающихся.

5. Продолжить работу педагогического коллектива по социализации обучающихся и воспитанников через все структурные подразделения школы.

В 2012-2013 учебном году были приняты следующие индикаторы достижения задач:



Константные задачи

Задачи

Индикаторы достижения задач

1. Создание оптимальных условий для обеспечения образования обучающихся.

1. Повышение качества знаний в целом по школе не ниже прошлого учебного года.

2. Реализация современных коррекционно-педагогических технологий на всех ступенях обучения.



2. Ведение кадровой политики в направлениях обеспечения повышения профессиональной компетентности развития творческой инициативы, освоение новых коррекционно-педагогических технологий.

1. Обучение педагогов на курсах повышения квалификации ИПК и ПРО УР.

2. Участие каждого учителя не менее чем в одном семинаре в год.

3. Каждый педагог проводит не менее одного открытого урока в год.


3. Развитие материально-технической базы школы с обеспечением возможного уровня компьютеризации.

1. Компьютеризация библиотеки и читального зала.

2. Приобретение компьютеров для организации читального зала.






Вариативные задачи

1. Внедрение в учебную деятельность элементов новых педагогических технологий.

1.Увеличение количества уроков с ИКТ и ТСО по сравнению с прошлым учебным годом.

2.Увеличение количества разработок уроков с ИКТ и ТСО или иных новых технологий у каждого педагога (кроме уроков физ-ры) по сравнению с прошлым учебным годом.

3.Участие педагогов и обучающихся в районных, городских и республиканских конкурсах.


2. Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении учебных программ, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями состояния их психического здоровья, физического развития и отклонений в поведении.


1. Разработка индивидуальных программ в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями состояния психического здоровья, физического развития и отклонений в поведении для детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала.

2.Создание системы индивидуально-коррекционных занятий для детей испытывающих трудности в усвоении учебных программ.



3. Продолжить школьный эксперимент по социализации и абилитации детей с тяжелой умственной отсталостью.



1. Фиксация промежуточных результатов эксперимента.

2. Разработка рекомендаций участникам эксперимента всеми специалистами.



4. Службе сопровождения продолжить работу по проекту ««Инновационные технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» (автор проекта учитель-психолог Обухова Н.А.) в сенсорной комнате.


1. Динамическое наблюдение учеников специалистами службы сопровождения.

2. Проведение обще-развивающей коррекционной работы.



Для реализации поставленных задач в школе в течение года были внесены изменения в соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, повышение квалификации педагогов путем обучения в УдГУ по специальности «Олигофренопедагогика» (4 педагога), ИПК и ПРО по профессиональной переподготовке «Олигофренопедагогика» (1 педагог), на заседаниях школьных М.О., работы над методическими темами и самообразованием, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими обучающимися и обучающимися, мотивированными на учебу, коррекцию дефектов обучающихся на основе диагностической деятельности педагогов, повышение мотивации к обучению у обучающихся, индивидуальную работу с педагогами и воспитателями, ознакомление учителей с новыми критериями оценки их деятельности классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

На основании выдвинутых задач педагогическим советом школы было принято решение о проведении мероприятий, способствующих их выполнению.

Был разработан план работы школы на 2012-2013 учебный год по разделам:


  • организация деятельности, направленной на обеспечение доступности общего образования;

  • работа с педагогическими кадрами;

  • работа педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса;

  • воспитательная работа;

  • организация системы инспектирования внутришкольной деятельности;

  • развитие материально-технической базы.

Анализ эффективности работы школы за 2012-2013 учебный год по разделам

  1. Анализ образовательного процесса

  2. Анализ состояния качества знаний, умений и навыков обучающихся

  3. Анализ методической работы

  4. Анализ итоговой аттестации выпускников

  5. Анализ воспитательного процесса

  6. Организация работы педагога-психолога

  7. Общие выводы по результатам анализа

  8. Задачи на 2013- 2014 учебный год.

1.Анализ образовательного процесса

Учебные планы разработаны на основе Закона РФ «Об образовании», Закона УР «Об образовании», Уставом МКС(К)ОУ С(К)ОШ.

Объём содержания учебных планов по общеобразовательным программам соответствуют основным целям ОУ, специфике образовательных программ специальной (коррекционной) школы.

Количество часов, отведённых на отдельные образовательные области инвариантной части начального общего, основного общего образования соответствуют базисным учебным планам от 10.04.2002г. №29/2065-п.: специального (коррекционного) образования и сохраняет в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным на каждой степени обучения, обучения больных детей на дому, требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 в части предельно допустимой нагрузки. Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

К коррекционным занятиям относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, предметно-практической деятельности, специальные занятия по ритмике, обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия, социально-бытовая ориентировка (СБО). Эти предметы способствуют интеграции обучающихся и выпускников в социум. Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия, логопедические занятия (1-7 классы), игра и игротерапия, психологический практикум и развитие психомоторных и сенсорных процессов.

Часы, отведенные на факультативные занятия, используются на такие предметы как ИКТ с целью создания оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий, развития индивидуальности ученика, его социальной адаптации в современном информационном обществе, реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе на информационном уровне; ОБЖ с целью освоения знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении.

Учебный план индивидуального обучения ориентирован на усвоение коррекционного образования, учитывает запросы родителей и обучающихся. Образовательное учреждение определило варианты обучения больных детей на дому с учетом рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, ПМПК , с согласия родителей (законных представителей): в полном объёме и в сочетании с частью занятий в образовательном учреждении в индивидуальном режиме (коррекционные занятия, консультации психолога и логопеда).

В учебный план об индивидуальном обучении обучающихся вошли все основные предметы инвариантной части. При составлении плана учитывались санитарно-гигиенические требования (максимально допустимая нагрузка для больных детей).

Программное обеспечение учебного процесса:



Класс


Программа

1-4 (ЛУО)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Науч.рук.И.М.Бгажнокова.-СПб.: «Просвещение», 2008

1-4 (УУО)
4 э (ТУО)

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель- НИИ дефектологии АПН СССР, Москва-1983,

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой: СПб, 2011г



5-9

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Науч.рук.И.М.Бгажнокова. –М:«Просвещение», 2005

Анализ выполнения образовательных программ показал, что образовательные программы по всем предметам учебного плана во всех классах выполнены полностью.

Развитие обучающихся продолжается через систему факультативных курсов: ИКТ, Устиновский район, психологический практикум (7-10 кл), развитие психомоторных и сенсорных процессов, ритмики. Эти занятия вынесены за сетку учебных часов.



Вывод: учебный план и образовательные программы за 2012-2013 учебный год выполнены.

Организация учебного процесса

Цель образовательного процесса - разностороннее развитие личности обучающихся, способствующее умственному развитию, обеспечивающее нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Задачи:

  • Продолжить работу по претворению в жизнь программы развития личности обучающихся на основе системно – деятельного, гуманистического, личностно – ориентированного подходов в учебно – воспитательном и управленческом процессах через систему мер и действий, предусмотренных годовым планом школы, эффективное и целесообразное использование сил, средств, времени всех участников учебно – воспитательного процесса.

  • Продолжить создание условий для повышения квалификации педагогов (удобное расписание, методический день, замещение уроков, методическая поддержка, и др.)

  • Совершенствовать формы и методы коррекционно – развивающего воздействия на учащихся с целью разностороннего развития личности учащихся, умственного развития, обеспечивающих нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков учащихся.

  • Продолжить целенаправленную работу с родителями воспитанников, распространяя опыт положительного семейного воспитания и вовлекая семьи в школьную жизнь.

  • Продолжить совершенствование системы контроля за УВП и развитие направлений кадровой политики.

  • Привлекать психологопедагогическую службу сопровождения школы к комплексному обследованию учащихся, изучению различных аспектов их развития, воспитания и обучения.

  • Способствовать сохранению физического, психического здоровья всех участников УВП.

В учебном году школа работала в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 17 класс - комплектов, в которых на конец учебного года обучался 149 учеников. В текущем учебном году 22 воспитанника, имеющие проблемы со здоровьем, на основании медицинских справок обучались индивидуально на дому.

Расписание занятий составлено с учётом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся, дневной и недельной динамики работоспособности.

Продолжительность урока в 1 классе и в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью -35 минут, в 2-10 классах – 40 минут.

Контингент обучающихся представлен в цифрах за 3 учебных года


Классы

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год




Общая численность

Их них с умеренной УО и сложным дефектом

Общая численность

Их них с умеренной УО и сложным дефектом

Общая численность

Их них с умеренной УО и сложным дефектом

1-4 классы

66

34

65

27

66

21

5-9 классы

66

16

73

29

79

37

10-11 классы

9

-

8

-

4

4

ИТОГО

141

50 (35,5%)

146

56 (38,3%)

149

62 (41,6%)

Анализируя психофизическое состояние обучающихся школы, можно сделать вывод, что контингент обучающихся с умеренной умственной отсталостью увеличивается, это видно из таблицы. Из общего количества обучающихся в 2012-2013 уч.году-41,6% имеет умеренную умственную отсталость, а в прошлом учебном году было 38,3 %.

Все учебные предметы: общеобразовательные, коррекционные для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью индивидуализированы и направлены на решение вопроса развития их речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций. На каждого ученика ведутся дневники сопровождения результатов развития и обучения в течение учебного года. Прослеживается положительная динамика в развитии всех детей. Ребята подчиняются школьному распорядку, на уроках внимательны, понимают и выполняют инструкции учителя. Дети владеют элементарными навыками самообслуживания, с удовольствием посещают школу, учатся жить и работать в коллективе, что важно для дальнейшей социальной адаптации.

Динамика количества обучающихся детей-инвалидов

Учебный год

Всего детей-инвалидов

2010-2011

67 (47,5%)

2011-2012

83 (56,8%)

2012-2013

93 (62,4%)

Из данной таблицы видно, что количество обучающихся детей-инвалидов увеличивается. Значительная часть воспитанников обучается на дому.



Динамика обучения обучающихся на дому

Учебный год

Всего воспитанников, обучающихся на дому

2010-2011

20 (14,2%)

2011-2012

21 (14,4%)

2012-2013

22 (14,8%)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал