Структура отчета министра экономики кр по итогам работы за 2014 год



Скачать 112.45 Kb.
страница1/4
Дата12.02.2017
Размер112.45 Kb.
Просмотров227
Скачиваний0
  1   2   3   4

Структура отчета министра экономики КР по итогам работы за 2014 год



  1. Основные результаты

1.1. В сфере разработки и утверждения НПА по направлениям деятельности

1.2. В сфере работы с ключевыми партнерами на всех уровнях

1.3. Структурные преобразования

1.4. Координационная работа и инициативы министра в качестве координатора

1.5. Укрепление методологических основ

1.6. Разработка новых инструментов государственного регулирования

1.7. Другие специфические направления
II. Проблемы
III. Рекомендации по их решению
IV. Первоочередные шаги в 2015 году


  1. Макроэкономика и стратегическое планирование устойчивого развития


Макроэкономика

Формулирование главных результатов за 2014 год1

Проводимая согласованная экономическая политика в 2014 году позволила сохранить наметившуюся положительную динамику развития экономики и сохранить макроэкономическую и социальную стабильность в стране, несмотря на негативное влияние ситуации продолжающегося замедления мировой экономики, в том числе в странах основных торговых партнерах - Российской Федерации, Казахстан.

По предварительной оценке, экономический рост2 по итогам января-ноября 2014 года составил 103,5 %.

Инфляция в 2014 году к декабрю 2013 года составила 110,5 %, а ее среднегодовое значение – 107,5 %. Действия Правительства вкупе с проводимой НБКР денежно-кредитной политикой, в связи с ценовыми колебаниями в стране, которые были обусловлены как эндогенными (спад производства в сельском хозяйстве из-за природно-климатических условий; повышение тарифов ЖКХ, укрепление доллара США по отношению к сому и другим валютам; рост инфляционных ожиданий в связи со вступлением КР в ТС и ЕАЭС), так и экзогенными факторами (повышение цен на ГСМ российскими нефтеперерабатывающими заводами; увеличение стоимости импортируемой пшеницы за счет недобора урожая зерновых в Казахстане), были направлены на стабилизацию цен. В целом уровень инфляции сложилась в пределах прогнозируемых значений.

На фоне происходящих событий в России, в стране начали расти инфляционные ожидания, которые привели к ажиотажному спросу валюты, соответственно резкому скачку курса доллара США. В результате Правительством и НБКР оперативно принимались меры по отслеживанию факторов и рисков, которые могли повлиять на изменение показателей социально-экономического развития. В целях сглаживания резких колебаний обменного курса доллара США, предотвращению спекулятивных операций на валютном рынке, недопущению резкого повышения цен на товары, услуги и ГСМ, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами был разработан План первоочередных мер (№17-449 от 17 марта 2014 года). НБКР принимались меры по сглаживанию резких колебаний обменного курса путем проведения валютных интервенций (в 2014 году НБКР направил на интервенции 516 млн. долл. США), повышения учетной ставки до 10,5 % (в начале года учетная ставка составляла 4,16 %), внесения изменений в постановление Правления НБКР «О ежедневном минимальном уровне обязательных резервов банков» от 14 ноября №50/1, согласно которому, с 15 декабря 2014 года установлено, что размер средств на корреспондентском счете каждого коммерческого банка в НБКР для выполнения обязательных резервных требований на ежедневной основе должен составлять не менее 90 % от объема обязательных резервов банка, установленных на соответствующий период.

Закрепление положительной динамики экономического роста активно продвигалось в рамках Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2014 год (постановление Правительства Кыргызской Республики от 28 февраля 2014 года №110) по реализации Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, большая часть которого сфокусирована на снятии барьеров и упрощении среды для бизнеса и реализации инвестиционных проектов национального масштаба для развития стратегических отраслей. За 2014 год реализовано 11 проектов, из них 6 проектов в агропромышленном комплексе, 2 проекта в энергетическом секторе, 3 проекта в сфере транспорта и коммуникаций.

В целях стимулирования сельскохозяйственного производства реализован проект «Финансирование сельского хозяйства-2» (постановление Правительства от 31 января 2014 года № 61), в рамках которого шестью банками республики фермерам выделено льготных 14516 кредитов на общую сумму 5,299 млрд. сомов (по состоянию на 2512.14.).

Продолжалась работа по созданию и поддержанию благоприятных условий для предпринимательства. Создана информационная система управления проверками, позволяющая государственным контролирующим органам снизить степень рисков объектов и их частоту проведения, сократить необоснованные и излишние проверки. Объекты будут проверяться в зависимости от рисков: «с высокой степенью» - не чаще одного раза в год, со «средней» - не более одного раза в три года и с «незначительной» - не более одного раза в пять лет. В два раза сокращены сроки проведения проверок для юридических лиц до 15 дней, для субъектов малого бизнеса - до пяти рабочих дней. В целях улучшения качества разработанных проектов НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность, с применением АРВ, а также для создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности принята новая Методика проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства (постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября №559).

В рамках проводимой фискальной политики, для совершенствования проводимой налоговой политики, системы налогового и таможенного администрирования принят ряд нормативных правовых актов. Принятие Закона КР «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 11 апреля 2014 года № 57, представило возможность гражданам (включая государственных служащих) легализовать свои доходы путем добровольного декларирования денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг, доли принадлежащего ему капитала в предприятиях, иных видов движимого имущества за все прошедшие отчетные периоды.

В соответствии с установленными параметрами на 2014 год обеспечено полное и своевременное финансирование социальных гарантий государства.

Активно реализовывался План мероприятий («дорожная карта») по присоединению Кыргызской Республики к ТС и единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с учетом формирования Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Проведена масштабная работа по приведению национального законодательства в соответствие с нормативной базой ЕАЭС, в рамках которой внесены изменения и дополнения в 112 нормативно-правовых актов (38 законов, других НПА -74).



Главным событием года стало подписание договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС (23 декабря 2014 года). 1 января 2015 года на постсоветском пространстве начнет работать крупнейшее интеграционное объединение - ЕАЭС, которое будет обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами-участницами. Ожидается, что Кыргызстан станет полноценным членом ЕАЭС в мае 2015 года, после завершения всех процедур. Для республики это новая ступень экономической интеграции. Перед страной открываются новые горизонты и вызовы для отечественных сельскохозяйственных производителей, пищевых и перерабатывающих предприятий, бизнеса, предпосылки для нарастания деловой активности в экономике.

Таким образом, в 2014 году достигнуты определенные результаты.


ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.2. Результаты работы с ключевыми партнерами

В рамках деятельности по выработке макроэкономической политики работа велась с такими ключевыми партнерами как GIZ, SECO, UNFPA, Всемирный Банк, при содействии которых были проведены ряд семинаров по «Финансовому программированию», «Демографическому прогнозированию», а также выпущены публикации по социально-экономическому развитию страны.


1.4. Координационная работа и инициативы министра в качестве координатора

На Координационном совете по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве КР, секретариатом которого является министерство экономики, в 2014 году обсуждены следующие вопросы:



  • Инфляция и экономический рост;

  • Возможная схема финансирования экспортно-ориентированного производства

  • Обсуждение вопроса переориентации Первой операции программы Всемирного Банка «Операции на цели поддержки в области развития (ОППР-3) на 2015-2017 гг.» на программный проект в энергетике на 2014 год, а также перечень проектов включенных в программу Всемирного Банка, финансируемую в рамках МАР-17;

  • Обсуждение вопроса «Финансирования Инвестиционного плана для ОАО «Бишкектеплосеть».


1.5. Укрепление методологических основ

В целях внедрения краткосрочного прогнозирования реального сектора с использованием индикаторов разработано Руководство по краткосрочному прогнозированию на основе индикаторов.


ПРОБЛЕМЫ

Основными проблемами является недостаточная скоординированность участников процесса прогнозирования социально-экономического развития в части предоставления достоверных прогнозов отраслевых показателей, а также не соответствующая запрашиваемым требованиям информация, предоставляемая министерствами, ведомствами и полномочными представительствами Правительства в областях.


ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ШАГИ В 2015 ГОДУ

Реализация (ежемесячный мониторинг) Плана мер по сглаживанию резких колебаний обменного курса, предотвращению спекулятивных операций на валютном рынке, недопущению резкого повышения цен на товары.

В соответствии с Указом Президента КР разработка Плана мероприятий в рамках года по укреплению национальной экономики в 2015 году.

Обеспечение макроэкономической стабильности посредством реализации всех мер заложенных в НСУР.


Стратегическое планирование

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.1. В сфере разработки и утверждения НПА

Разработан и направлен в АПКР проект Закона КР «О государственной системе стратегического планирования в Кыргызской Республике» в целях систематизации процесса стратегического планирования. В проекте заложены базисные основы, в каком формате виды документов стратегического планирования обязаны соответствовать основному стратегическому курсу государства, с учетом комплексного решения задач и достижения целей, поставленных на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.



1.2. Результаты работы с ключевыми партнерами

В целях реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы (НСУР-2017) и определения возможностей разных регионов страны при поддержке проекта ПРООН и Центра ОБСЕ в Бишкеке оказана помощь в разработке проектов Программы устойчивого развития Нарынской, Иссык-Кульской и Таласской областей на 2014-2017 годы и Стратегии устойчивого развития Суусамырского айыльного аймака на 2014-2017 годы.


1.5. Укрепление методологических основ

Для оказания методологической поддержки улучшения качества процесса разработки государственных стратегических документов подготовлены проекты Методологии по стратегическому планированию устойчивого развития и Методологии по оценке и инвентаризации государственных стратегических документов (проект приказа Министерства экономики КР направлен в Министерство юстиции КР).


ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ШАГИ В 2015 ГОДУ

Утверждение разработанной матрицы индикаторов мониторинга и оценки прогресса перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию, включающей 65 индикаторов, которая позволит измерить прогресс в достижении целей и решении задач, определенных в НСУР (проект постановления ПКР об утверждении матрицы внесен в АПКР).

В 2015 году будет продолжена работа с регионами при поддержке проекта ПРООН и Центра ОБСЕ в Бишкеке, в частности, планируется оказать помощь в разработке стратегий устойчивого развития в Жалал-Абадской, Баткенской и Чуйской областях.


  1. Регуляторная политика:

Фискальное регулирование

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.1. В сфере разработки и утверждения НПА

В рамках проводимой фискальной политики за 2014 год министерством разработано 60 нормативных правовых актов КР, из них принято 30: 5 Законов КР, 20 постановлений ПКР, 4 распоряжения ПКР, 1 соглашение.



Из них приняты:

Законы:

  1. Закон КР «О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» от 17.05.2014г. №72. В целях ограничения выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу республики и увеличение доходной части бюджета.

  2. Закон КР «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» (подписан Президентом Кыргызской Республики 10 января 2015 года). В целях обеспечения выполнения Кыргызской Республикой международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела.

3. Закон КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 29 декабря 2014 года №170. В целях имплементации требований таможенного законодательства Таможенного союза регулирующих таможенные правоотношения в национальное законодательство Кыргызской Республики.

4. Внесены дополнения и изменения в Кодекс КР об административной ответственности, Уголовный кодекс КР, Закон КР «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» и Закон КР «О государственной границе Кыргызской Республики» предусматривающие:

- приведение в соответствие понятий и значений, используемых таможенным законодательством Таможенного союза в национальном законодательстве;

- обеспечение положений вытекающих из Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств – членов таможенного союза от 5июля 2010 года.

5. Закон КР «О внесении дополнений и изменения в Закон КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (подписан Президентом Кыргызской Республики 29 декабря 2014 года). В целях приведения национального законодательства в области противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствие с договорно-правовой базой Евразийского экономического союза.

6. Закон КР «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики». Одобрен постановлением ПКР от 29.08.2014 г. № 505, находится на подписи у Президента КР. Закон направлен на приведение в соответствие законодательных норм требованиям ТС и ЕЭП.

Разработан проект Концепции фискальной политики на период 2015-2020 годы, который направлен на согласование с министерствами и ведомствами.

Вышеуказанные нормативные правовые акты по фискальному регулированию направлены на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, улучшения администрирования налогообложения, поддержки и развития среднего и малого предпринимательства, сокращение сроков сдачи налоговой отчетности, уплаты налогов, увеличения поступления доходов в бюджет и на приведение в соответствие законодательных норм требованиям ТС и ЕЭП.


1.2. Результаты работы с ключевыми партнерами

Подписаны Соглашения во избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход между Правительством Кыргызской Республики и Правительствами Государства Катар (1 июня 2014 года), Королевства Саудовской Аравии (3 декабря 2014 года), Объединенных Арабских Эмиратов (7 декабря 2014 года).


ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ШАГИ В 2015 ГОДУ

В целях создания простых, понятных и конкурентных условий налогообложения в 2015 году министерство планирует сократить количество налоговых отчетов путем перевода действующей ежемесячной налоговой отчетности для малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций на ежеквартальную основу.

В целях улучшения администрирования налогообложения, поддержки и развития среднего и малого предпринимательства планируется сокращение сроков сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов.

Будут инициированы законопроекты по отмене налога с продаж:

- облагаемых поставок, за исключением услуг сотовой связи

- с экспортных поставок и поставок вне территории КР.

Будет внедрено электронное присвоение счетов-фактур НДС серий и номеров взамен счетов-фактур НДС как бланков строгой отчетности.
Регулирование бизнес-среды

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


    1. В сфере разработки и утверждения НПА

В рамках реализации Закона КР «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республики» разработаны и находятся на рассмотрении в АПКР следующие проекты положений:

  • Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (положением устанавливается исчерпывающий перечень лицензионных требований по лицензируемым видам деятельности и перечень документов необходимых для получения лицензий и разрешений),

  • Положение о ведении реестров лицензий и разрешений (положением устанавливаются четкие нормы по сведениям, необходимым для ведения реестра, срокам их размещения на сайте государственного органа, порядку внесения сведений в реестр, в том числе о признанных на территории Кыргызской Республики лицензиях, выданных уполномоченными органами иностранных государств и т. д.),

  • Положение о порядке лицензионного контроля (положение предусматривает единый порядок осуществления лицензионного контроля всеми органами – лицензиарами, упорядочивает и систематизирует деятельность государственных органов – лицензиаров по проведению лицензионных проверок),

  • Методика оценки рисков (Положение устанавливает лицензиарам в рамках видов деятельности относящихся к их компетенции проводить постоянный анализ информации необходимой для оценки рисков по отдельным видам деятельности).

В целях реализации Закона КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республики» принятого в январе 2014 года, разработано и утверждено постановление ПКР «Об утверждении Положений о свободных экономических зонах «Бишкек», «Каракол», «Лейлек», «Маймак» и «Нарын»».

Утвержден Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О СЭЗ» от 30 декабря 2014 года. Цель - создание благоприятных условий для привлечения как иностранных, так и отечественных инвестиций, направленных на открытие новых предприятий в свободных экономических зонах, а также имплементация требований таможенного законодательства национальное законодательство.

В целях приведения законодательства в сфере антимонополии с ТС и ЕЭП и оказания поддержки малому и среднему бизнесу разработаны:

- проект Закона КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (законы «О конкуренции» и «О внутренней торговле»). Законопроект утвержден постановлением ПКР №667 от 24.11.2014 года и направлен на подпись Президенту КР;

- проект Закона КР «О внесение изменений и дополнений в Закон КР «О естественных и разрешенных монополиях», который утвержден постановлением ПКР №666 от 24.11.2014 года и направлен на подпись Президенту Кыргызской Республики;

- проект Закона КР «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О рекламе», одобренный постановлением ПКР и №665 от 21.11.2014 года и направлен на подпись Президенту КР.

Внесены изменения в Закон КР «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике», где норма - ценовое регулирование деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий при экспорте была исключена как противоречащая статье 10 Закона КР «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (принят 9 июля 2014 г. №119).

Постановлением ПКР от 1 сентября 2014 года № 517 одобрен проект Закона КР «О внесении изменений и дополнения в Закон КР «О защите прав предпринимателей», в котором предусматривается создание благоприятных организационных и экономических условий путем недопущения монополистической деятельности и антиконкурентных проявлений на рынке.

В целях сдерживания роста цен на определенные виды продовольственных товаров было принято постановление ПКР от 10.01.14 №16, которым внесены изменения и дополнения в постановление ПКР «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров», предусматривающее принятие превентивных мер местными государственными администрациями по сдерживанию цен на социально значимые товары.

Принято постановление ПКР № 233 от 14.04.14 «О внесении дополнений в постановление ПКР «О мерах по реализации Закона КР «О защите прав потребителей» от 12 октября 1998 года №667, направленное на улучшение системы защиты прав потребителей при покупке технически сложных товаров.




    1. Результаты работы с ключевыми партнерами

В рамках проекта по наращиванию потенциала развития частного сектора, подписано Письмо-соглашение со Всемирным Банком о предоставлении гранта Фонда институционального развития Всемирного Банка, в сумме не превышающей 320 тыс. долл. США. Целью проекта является укрепление координации и связи между государственными учреждениями и частным сектором, разработки стратегии и планов действий по развитию частного сектора, а также повышения потенциала по надзору за реализацией политики.

28 августа 2014 года состоялся Круглый стол с целью обсуждения Программы развития частного сектора в КР, в котором приняли участие руководители министерств и ведомств, представители бизнес-ассоциаций и донорских организаций, вовлеченных в процесс развития частного сектора.

В настоящее время готовится весь пакет документов для отправки на рассмотрение в АПКР.

Совместно с хозяйственными субъектами монополистами и экспертным сообществом разработаны проекты Законов КР «О конкуренции» и «О естественных и разрешенных монополиях».


1.4. Координационная работа и инициативы министра в качестве координатора

При координации министерства экономики завершено внедрение единой базы данных объектов проверок - центральных подразделений 12 ГКО. Обучены сотрудники региональных подразделений ГКО, которые формируют базу данных по плановым проверкам и отчетов по проведенным проверкам субъектов предпринимательства.

Создан единый веб-портал «www.proverka.kg», позволяющий консолидировать информацию по всем видам проверок, проводимых ГКО.

В марте 2014 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством КР и Центром ОБСЕ в городе Бишкек, который утвержден распоряжением Правительства КР от 19 марта 2014 года № 87-р.

В рамках реализации указанного Меморандума Министерством разработан проект постановления «О реализации проекта по регулятивной реформе «Системный анализ регулирования» (далее - САР), который был принят постановлением Правительства КР от 12 января 2015 года №4.

Постановление предусматривает образование Совета по регулятивной реформе. Проект САР направлен на снижение административной и регулятивной нагрузки на предпринимательскую деятельность с применением «принципа гильотины», который также предусмотрен пунктом 8 Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215.


1.5. Укрепление методологических основ

Разработана и утверждена постановлением ПКР обновленная Методика проведения анализа регулятивного воздействия НПА на деятельность субъектов предпринимательства.

Утверждены Стандарты на соответствие проведенного анализа регулятивного воздействия Методике проведения АРВ НПА на деятельность субъектов предпринимательства.

Разработаны проекты постановлений ПКР «О внесении изменений и дополнений в «Положение о формировании и применении цен на платные образовательные услуги Кыргызской Республики» и «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2013 года №83 «Об утверждении Положения о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных и разрешенных монополий».



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал