Стратегия развития и управления объектом Всемирного природного наследия юнеско «Золотые горы Алтая»



Скачать 317.48 Kb.

Дата11.02.2017
Размер317.48 Kb.
Просмотров177
Скачиваний0

1










Стратегия развития и управления объектом
Всемирного природного наследия ЮНЕСКО
«Золотые горы Алтая»

2
Предисловие
Настоящая Стратегия разработана на основе анализа сохранности, управления и проблем функционирования участков объекта Всемирного наследия «Золотые горы Алтая».
При разработке Стратегии были использованы положения Конвенции об охране
Всемирного наследия, Руководства по применению Конвенции о Всемирном наследии,
Стратегии в помощь государствам-сторонам Конвенции по внедрению соответствующих управленческих решений
1
(документ WHC-06/30.COM/7.1), одобренной решением
Комитета Всемирного наследия 30 COM 7.1 (2006),

а также рекомендации миссии
ЮНЕСКО-МСОП по оценке состояния сохранности объекта «Золотые горы Алтая» в сентябре 2007 г..


Стратегия разработана по заказу Министерства природных ресурсов РА в рамках ведомственной целевой программы министерства «Поддержка особо охраняемых природных территорий Республики Алтай» (2007 - 2009 гг.). Основной разработчик
Стратегии - ФГУ «Государственный природный биосферный заповедник "Катунский"» при участии ФГУ «Алтайский государственный природный заповедник» и Фонда «Охрана природного наследия». Проект Стратегии обсуждался на семинарах «Природный парк "Белуха" как территория Всемирного наследия» (с. Тюнгур, октябрь 2008 г.),
«Перспективные направления развития системы ООПТ и территорий Всемирного наследия в Республике Алтай» (г. Горно-Алтайск, декабрь 2008 г.) с участием представителей ООПТ - участков Всемирного наследия в Республике Алтай, национального Комитета всемирного наследия, Министерства природных ресурсов РА,
Отделения Комиссии по делам ЮНЕСКО в Республике Алтай, администраций муниципальных образований, неправительственных экологических организаций, а также местных сообществ, проживающих вблизи участков Всемирного наследия.
1
В отношении климатических изменений.

3
1. Краткая характеристика объекта Всемирного наследия «Золотые горы Алтая»
В 1998 г. пять наиболее значимых природных территорий Республики Алтай были включены в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО в составе единого территориального объекта «Золотые горы Алтая» решением Комитета Всемирного наследия WHC-98/CONF.203/18 VIII.3 A-1. Территория была номинирована по критерию
(х) включает природные ареалы большой важности для сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природы
) к ак регион, являющийся важным и оригинальным центром биоразнообразия горных видов растений и животных в Северной Азии, значительная часть которых - редкие и эндемичные
. Данная территория представляет собой наиболее полное сочетание высотных поясов растительности в Центральной Сибири, включающее степи, лесостепи, смешанные леса, субальпийские и альпийские сообщества, а также уникальные тундро-степи, распространенные на высокогорном плоскогорье Укок. Территория является также важным местообитанием находящихся под угрозой исчезновения видов животных, в том числе снежного барса и алтайского аргали.
Согласно номинационному досье, объект
«Золотые горы Алтая» состоит из трех отдельных участков: Алтайский заповедник (872 000 га) и буферная зона Телецкого озера
(93 753 га); Катунский заповедник (156 664 га) и буферная зона вокруг горы Белуха (262 800 га); зона покоя Укок (252 904 га). Общая площадь территории, получившей статус
Всемирного природного наследия, составляет 1 611 457 га.
ЦВЕТНАЯ КАРТА
В настоящее время объект Всемирного наследия «Золотые горы Алтая» представляет собой пять особо охраняемых природных территорий, общие сведения о которых приведены ниже.
Алтайский государственный природный заповедник расположен на северо-востоке
Республики Алтай на территории Турачакского и Улаганского районов. С востока территория заповедника граничит с Республиками Хакасия и Тыва, при этом важно отметить, что к заповедной территории примыкают несколько кластеров Хакасского государственного природного заповедника и биосферного заповедника «Убсунурская котловина» (Республика Тыва). Заповедник создан в 1932 г.. В настоящее время площадь заповедника составляет 881 238 га. Земли заповедника являются федеральной собственностью.
Заповедник расположен в горной местности на абсолютных высотах от 434 до 3143 м над уровнем моря. В его границы входит часть акватории Телецкого озера площадью 11 557 га. На территории заповедника представлены различные типы природных комплексов - от таёжных низкогорий и среднегорий, субальпийских, альпийских луговых и тундровых средне- и высокогорий до гляциально-нивальных высокогорий с ледниками и снежниками.
Биологическое разнообразие заповедника весьма высоко: здесь отмечен 3101 вид растений, из них 2050 видов высших сосудистых растений, 550 мохообразных, 1500 низших сосудистых, 668 видов водорослей, 111 видов грибов, 271 вид лишайников. Из общего количества растений более 250 видов относится к алтае-саянским эндемикам, 120 видов - реликты различных эпох палеоген-неогенового и четвертичного периодов. Фауна заповедника представлена 16 видами рыб, 2 видами амфибий, 6 видами рептилий, 326 видами птиц и 70 видами млекопитающих.

4
На территории заповедника обитают виды, включенные в Красную книгу Всемирного союза охраны природы (МСОП), - снежный барс, алтайский горный баран (аргали), орлан- белохвост и сокол-сапсан. Помимо упомянутых в Красную книгу России занесены 32 вида растений, в том числе 7 видов лишайников, 35 видов птиц и 1 вид насекомых. На территории заповедника находятся четыре ключевые орнитологические территории международного значения, созданные в рамках международной программы BirdLife
International.
В штате заповедника работает 108 человек, из них 37 - в службе охраны. Заповедник разделен на 4 лесничества, в его состав входят служебный поселок Яйлю и 8 кордонов. В пос. Яйлю и на кордонах заповедника постоянно проживает 265 человек. В служебном поселке и в окрестностях кордонов допускается ограниченная хозяйственная деятельность. Центральный офис заповедника расположен в г. Горно-Алтайске.
Основные нарушения заповедного режима связаны с браконьерством и незаконными рубками. Ежегодно составляется 50 - 70 протоколов о подобных правонарушениях.
Основные направления деятельности заповедника определяются ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и включают в себя:
А) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
Б) организацию и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
В) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
Г) экологическое просвещение, включая развитие эколого-познавательного туризма.
Сотрудники научного отдела заповедника, а также сторонних научных организаций осуществляют в заповеднике мониторинг состояния природных комплексов и их компонентов. В частности, регулярно проводятся учеты фоновых и редких видов фауны
(кабарга, снежный барс и его кормовая база - сибирский горный козел, аргали), орнитофауны, осуществляются наблюдения за изменениями растительных сообществ, воздействием рекреационной деятельности. Мониторинг воздействия ракетно- космической деятельности на экосистемы осуществляется силами Росавиакосмоса. На территории заповедника расположена также станция комплексного фонового мониторинга природной среды.
Эколого-познавательный туризм развивается в заповеднике по эколого-познавательным маршрутам, расположенным в окрестностях кордонов. Наиболее посещаемые участки - водопад Корбу и поселок Яйлю. Число посетителей в течение последних 5 лет изменяется от 25 тысяч до 35 тысяч человек ежегодно. Наиболее посещаемые маршруты и смотровые площадки оборудованы настилами, туалетами, что позволяет свести к минимуму негативные последствия развития туризма на заповедной территории. На сегодняшний день предельно допустимые нагрузки на природные комплексы заповедника не определены.
В 2009 г. заявка Алтайского заповедника на получение статуса биосферного резервата
ЮНЕСКО была поддержана Международным консультативным советом программы
«Человек и биосфера» ЮНЕСКО. В связи с положениями Севильской стратегии и

5
Мадридского плана действий для биосферных резерватов функции заповедника с присвоением биосферного статуса расширятся и будут включать содействие устойчивому развитию региона.
Основные угрозы сохранности биологического разнообразия Алтайского заповедника сводятся к воздействию ракетно-космической деятельности, загрязнению акватории
Телецкого озера, браконьерству, самовольным рубкам и лесным пожарам.
Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» расположен на юго-западе Республики Алтай в пределах Центрально-Алтайской физико-географической провинции. Административно находится в Усть-Коксинском районе Республики Алтай.
Заповедник создан в 1991 г. для сохранения местообитаний снежного барса, а также восстановления средне- и высокогорных экосистем Катунского хребта. С юга заповедник граничит с Катон-Карагайским государственным национальным природным парком
(Республика Казахстан), с востока - с природным парком «Белуха».
Заповедник расположен в средне- и высокогорной части Катунского хребта. В его территорию входит также северный макросклон хребта Листвяга. Абсолютные высоты территории - от 1200 до 3280 м над уровнем моря. На территории заповедника расположен Западно-Катунский центр современного оледенения, насчитывающий 148 ледников общей площадью 79,8 км
2
В 2000 г. заповедник был включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.
Биологическое разнообразие территории представлено 665 видами высших сосудистых растений, 215 видами мхов, 793 видами лишайников, 264 видами шляпочных грибов, 56 видами млекопитающих, 161 видом птиц, 3 видами пресмыкающихся, 2 видами земноводных и 8 видами рыб. В заповеднике охраняются 17 видов высших сосудистых растений, 27 видов птиц и 2 вида млекопитающих, включенных в Красные книги РА и РФ.
По территории заповедника проходят пути миграции снежного барса - вида, включенного в Красные книги всех уровней.
В штате заповедника работает 64 человека, из них 32 - в службе охраны. Центральная усадьба заповедника находится в с. Усть-Кокса.
Основные направления работы заповедника включают в себя охрану территории, проведение научных исследований и мониторинга (в том числе в рамках международного проекта ЮНЕСКО и Горной исследовательской инициативы «Исследование глобальных изменений в горных биосферных резерватах» с использованием международных протоколов мониторинга), экологическое просвещение и развитие эколого- познавательного туризма, содействие устойчивому развитию Усть-Коксинского района и трансграничное сотрудничество с Катон-Карагайским национальным парком (Казахстан).
Охрана осуществляется вахтовым методом на четырех кордонах, а также бригадным, сводящимся к патрулированию по заранее намеченным маршрутам. Положение заповедника вдали от населенных пунктов Усть-Коксинского района, отсутствие подъездных путей к заповедной территории определяют и основной вид нарушений заповедного режима - незаконное пребывание на заповедной территории туристических групп, в том числе следующих со стороны Казахстана. Ежегодно выявляется от 20 до 70 нарушений подобного рода.

6
Мониторинг состояния природных комплексов и их компонентов осуществляется как штатными сотрудниками заповедника, так и сторонними научно-исследовательскими организациями и включает в себя систематические наблюдения за микроклиматом, динамикой ледников, стоков, растительных сообществ по высотным градиентам, учеты млекопитающих и орнитофауны. В заповеднике осуществляется мониторинг альпийских экосистем по международным протоколам GLORIA, а также ориентированные на управление работы по изучению рекреационного воздействия на природные комплексы и оценке динамики экосистемных ресурсов по международной методологии Millenium
Ecosystem Assessment. Важно отметить, что программа мониторинга, реализуемая в
Катунском заповеднике, разработана на основе стратегии «Исследование глобальных изменений в горных регионах», рекомендованной ЮНЕСКО для использования в горных биосферных резерватах. Данная система мониторинга нацелена на выявление сигналов глобальных изменений (потепление климата, биологические инвазии и т. п.) и сбора информации для моделирования возможных изменений в экосистемах и структуре землепользования.
Развитие эколого-познавательного туризма на территории заповедника обусловлено тем, что в территорию заповедника при его создании были включены значимые рекреационные объекты - побережье Тайменьего озера, Верхнее Мультинское и Поперечное озера, долина верхней Катуни и Нижнего Курагана. Посещение заповедника разрешено по утвержденным маршрутам протяженностью около 100 км. На основе проведенных научных исследований установлены предельно допустимые рекреационные нагрузки на территорию заповедника в размере 2000 человек в год. На протяжении последних пяти лет заповедник посещает от 300 до 700 человек ежегодно. На эколого-познавательных маршрутах проведено первичное благоустройство - оборудованы туристические стоянки, построены мостки.
Заповедник значительно удален от населенных пунктов и промышленных центров, что снижает уровень угроз сохранности биологического разнообразия территории. Однако проведенные исследования (Галахов, Мухаметов, 2001) свидетельствуют о загрязнении ледников Катунского хребта тяжелыми металлами, источником которого являются предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана. Кроме того, наиболее существенные изменения в природных комплексах заповедника связаны с климатическими изменениями и проявляются в отступлении ледников, изменении водности рек, поднятии верхней границы леса.
Заповедник на протяжении 106 км граничит с территорией Катон-Карагайского национального парка (Республика Казахстан). Сотрудничество обеих ООПТ инициировано в 2004 г. и охватывает координацию охраны приграничных территорий, оперативный обмен информацией о нарушителях заповедного режима и проведение совместных научных исследований и экологического мониторинга. К настоящему времени подготовлен проект межправительственного Соглашения о создании трансграничной особо охраняемой территории, в перспективе на базе этой ТООПТ предполагается создать трансграничный биосферный резерват. По информации из
Казахстана, в настоящее время в рамках проекта ПРООН/ГЭФ готовится заявка на включение Катон-Карагайского национального парка и
Маркакольского ГПЗ в
Предварительный список всемирного наследия с дальнейшей подготовкой номинации как расширение объекта Всемирного природного наследия «Золотые горы Алтая».
Гора Белуха как объект Всемирного природного наследия расположена на территории
Усть-Коксинского и Кош-Агачского районов Республики Алтай. Южный склон массива горы Белуха находится в Республике Казахстан в пределах Катон-Карагайского

7
государственного национального природного парка. В пределах Усть-Коксинского района для сохранения уникальных природных экосистем горы Белуха и прилегающих территорий в 1997 г. на площади
132 455 га создан природный парк «Белуха». В то же время, часть массива, расположенная в Кош-Агачском районе РА, имеет статус памятника природы республиканского значения и не обеспечена должной охраной.
Белуха - высочайшая вершина Сибири. Здесь расположен один из крупнейших в Сибири центров современного оледенения, насчитывающий 169 ледников площадью 151 км
2
. Из ледников Белухи берет начало крупнейшая водная артерия Горного Алтая - Катунь.
Биологическое разнообразие природного парка «Белуха» довольно высоко. По предварительным оценкам, на территории парка отмечено свыше 750 видов высших сосудистых растений (в том числе 8 видов из Красной книги РФ и 17 видов из Красной книги РА, 38 эндемиков Алтае-Саян), 61 вид млекопитающих (в том числе включенный в
Красную книгу МСОП снежный барс), 142 вида птиц (в том числе 20 краснокнижных).
Территория природного парка является западной периферией аргутской группировки снежного барса - наиболее многочисленной в Алтае-Саянском регионе.
Территория природного парка «Белуха» - значимый рекреационный объект не только для
Усть-Коксинского района, но и для Республики Алтай в целом. Наиболее посещаемые маршруты - к Кучерлинскому озеру и расположенному у подножия Белухи Аккемскому озеру. На территории парка совершаются также альпинистские восхождения на вершину
Белухи. Ежегодно парк посещает от 3,5 тысяч до 8 тысяч человек. В 2008 г. проведены научно-исследовательские работы, на основании которых определена предельно допустимая рекреационная нагрузка на природные комплексы парка в размере 9000 человек ежегодно.
Важно отметить, что гора Белуха является и сакральным объектом не только для местных жителей, но и для последователей различных религиозных течений.
Природный парк был создан без изъятия земель на землях государственного запаса, находящихся в ведении администрации МО «Усть-Коксинский район», Гослесфонда и сельхозпредприятий.
В штате парка работает 6 человек, в том числе 2 инспектора службы охраны. Офис парка находится в с. Тюнгур Усть-Коксинского района. Инспектора парка не наделены полномочиями государственных инспекторов по охране ООПТ. Все это затрудняет организацию действенной охраны территории парка.
Основные задачи парка - сохранение природной среды и природных ландшафтов, создание условий для развития туризма и отдыха, в том числе массового, а также внедрение эффективных методов охраны природы и использования природных ресурсов.
Основные угрозы сохранности биологического разнообразия территории связаны с браконьерством и неконтролируемым развитием туризма, что может привести к деградации рекреационных ресурсов. Следствием неконтролируемого туризма в парке является замусоривание территории и ухудшение туристских троп. Значимую угрозу ландшафтам парка несет также глобальное потепление климата, следствием которого является деградация оледенения Белухи, изменение водности рек, а также структуры высотной поясности и условий обитания высокогорных видов растений и животных.

8
Зона покоя Укок расположена на юге Республики Алтай в Кош-Агачском районе. Эта территория имеет общие границы с Казахстаном, Китаем и Монголией. Данный участок
Всемирного наследия полностью входит в состав созданного в 2005 г. природного парка
«Зона покоя Укок». Со стороны Республики Казахстан к территории парка прилегает
Катон-Карагайский государственный национальный природный парк (зоны заповедная и экологической стабилизации), в Китае недалеко от государственной границы находится национальный парк «Канас», со стороны Монголии к территории зоны покоя прилегает национальный парк «Алтай Таван Богд».
Территория зоны покоя Укок характеризуется чрезвычайно высоким ландшафтным разнообразием. Высоты территории изменяются от 2000 до 4117 м над уровнем моря. По склонам горных хребтов южной части парка представлены горно-таежные леса, субальпийские и альпийские луга и кустарники, а также гляциально-нивальные комплексы с ледниками, снежниками и каменистыми россыпями. На высокогорном плоскогорье Укок распространены уникальные формации тундро-степей, формирующиеся на многолетнемерзлых породах.
На плоскогорье Укок расположено большое число археологических памятников различных типов и эпох - от каменного века и эпохи бронзы до позднего Средневековья.
Памятники представлены погребениями разных типов и петроглифическими комплексами. Здесь в мерзлотных курганах были найдены всемирно известные мумифицированные останки скифской эпохи.
Парк создан на землях государственного запаса, находящихся в ведении администрации
МО «Кош-Агачский район», Гослесфонда, сельхозпредприятий (в том числе находящихся в фонде коллективного перераспределения) и промышленности. На территории парка осуществляется зимний выпас скота на плоскогорье Укок, туристическая деятельность, рыболовство, расположены две погранзаставы. В парке расположен Калгутинский горно- обогатительный комбинат, однако он находится за пределами территории, имеющей статус Всемирного наследия, и не оказывает существенного воздействия непосредственно на участок Всемирного наследия.
Территория парка значительно удалена от населенных пунктов, добраться до нее можно лишь на автомобиле повышенной проходимости или на лошадях, поэтому туризм не носит здесь массового характера. Учет туристов систематически не проводится. По данным у/Управления погранслужбы по Республике Алтай, территорию Зоны покоя Укок в 2007 г. посетило 260 человек, из них 60 иностранцев. Предельно допустимые нагрузки на экосистемы парка не определены.
Штат парка составляет 5 человек, из них один - инспектор службы охраны. Аналогично ситуации в природном парке «Белуха», инспектора парка не наделены полномочиями государственных инспекторов по охране ООПТ.
Основными задачами парка являются сохранение природной среды, природных ландшафтов, создание условий для развития туризма и отдыха, а также разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса в условиях рекреационного использования территории. В соответствии с Положением о государственном учреждении Республики Алтай
«Природный парк "Зона покоя Укок"», с учетом специфики парка для решения этих задач парк выполняет следующие функции:
- вовлечение местного населения в охрану природы;
- экологическое просвещение, образование и воспитание;

9
- развитие традиционных форм природопользования на основе историко- культурного наследия Горного Алтая;
- развитие различных видов туризма;
- создание музеев - лабораторий в естественных условиях, обустройство туристских троп и т.п.;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
- помощь в осуществлении экологического мониторинга.
Зона покоя Укок занимает благоприятное положение в системе ООПТ, гранича с Катон-
Карагайским государственным национальным природным парком (Казахстан), национальным парком «Алтай Таван Богд» (Монголия). Кроме того, вблизи парка находится и национальный парк «Канас» в Китае, а на российской территории планируется создание Сайлюгемского национального парка. Это создает предпосылки для трансграничного сотрудничества этих территорий по сохранению и изучению мигрирующих популяций флаговых видов животных.
Основные угрозы сохранности природного и культурного наследия территории зоны покоя Укок:
1. /1) п Потенциальная реализация инфраструктурных проектов (дорога, продуктопроводы через участок прямой российско-китайской границы).
2. Неконтролируемое развитие туризма.
3. Браконьерство, незаконная заготовка лекарственно-технического сырья.
Телецкое озеро - крупнейший водоем Горного Алтая. Озеро расположено в северо- восточной части Республики Алтай на территории Турачакского и Улаганского районов.
Более 50% акватории входит в состав Алтайского государственного природного заповедника, другая часть озера с его водоохранной зоной является памятником природы республиканского значения.
В озере обитает 16 видов рыб, в числе которых и узколокальные эндемики. С озером связаны также многие другие группы животных, в числе которых 15 видов птиц и 9 видов млекопитающих, включенных в Красную книгу Республики Алтай. Озеро является крупнейшим резервуаром пресной воды в Сибири. По оценкам ИВЭП, для обеспечения населения России пресной водой телецкой воды хватило бы на 3 года (при условии ежедневного потребления 250 л воды каждым жителем РФ). Общий объем воды составляет 41,1 км
3
. Большой объем воды, интенсивный внешний водообмен, охрана более половины акватории озера, а также сосредоточение основной антропогенной нагрузки в его северной части обеспечивают чистоту вод озера.
В то же время Телецкое озеро - один из наиболее значимых рекреационных объектов в
Горном Алтае. По экспертным оценкам, на берегах озера ежегодно отдыхает 70 - 100 тысяч человек. При этом рекреационная нагрузка усиливается как на акваторию озера (в настоящее время на озере зарегистрировано свыше 250 маломерных судов), так и на его водоохранную зону, где расположены разнообразные турбазы и кемпинги. По данным
ИВЭП СО РАН, на протяжении последних лет регистрируются повышенные концентрации азотистых соединений, цветных металлов, нефтепродуктов и фенолов в озерной воде, причем их содержание превышает ПДК. В районе пос. Артыбаш в последнее время отмечаются заросли макрофитов, что свидетельствует об органическом загрязнении воды. Загрязнение озера связано с усиливающейся антропогенной нагрузкой на прибрежные экосистемы (турбазы, хозяйственные зоны поселков, загрязнение мусором), а также с плохим техническим состоянием судов, вызывающим попадание

10
нефтепродуктов в озерные воды. Кроме того, определенное влияние на состояние экосистемы Телецкого озера оказывает и лесозаготовительная деятельность в верховьях р.
Пыжи.
Культурное наследие
В сентябре 2008 г. в Улан-Баторе состоялось организованное Центром Всемирного наследия ЮНЕСКО рабочее совещание, на котором обсуждались вопросы развития трансграничного сотрудничества и сохранения культурно-исторического наследия
Алтайского региона, расположенного на территории четырех странах - России,
Казахстана, Китая и Монголии.
В ходе этого обсуждения была подчеркнута универсальная ценность Алтая как колыбели цивилизации кочевников Центральной Азии, обладающей обилием и разнообразием культурно-исторических памятников разных времен, уникальными традициями кочевого и полукочевого образа жизни, хорошо сохранившейся нематериальной культурой, а также почитаемыми сакральными объектами.
Важнейший итог встречи - принципиальная готовность четырех стран региона объединить усилия для сохранения культурно-исторических памятников и объектов, а также традиционной культуры Алтая. Для достижения этой цели в четырех странах решено создать рабочие группы для подготовки документов по приданию региону статуса объекта
Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В Республике Алтай на статус объектов Всемирного культурного наследия могут претендовать плоскогорье Укок, Каракольская долина, петроглифические комплексы
Калбак-Таш и Елангаш, а также другие значимые историко-культурные и сакральные объекты.
2. Цели и задачи территорий Всемирного наследия
Охрана и управление территориями Всемирного наследия должны обеспечивать сохранность общемировой ценности и целостности объекта. Согласно Руководству по применению Конвенции о Всемирном наследии, все объекты всемирного наследия должны быть обеспечены долгосрочными законодательными, нормативно-правовыми, институциональными и/или традиционными механизмами охраны, неотъемлемой частью которых является четкое определение границ территорий на местности. Законодательные и регуляционные меры должны обеспечивать охрану территорий от изменений и хозяйственной деятельности, которые могут негативно отразиться на сохранности объекта.
Границы объектов природного наследия должны соответствовать пространственной конфигурации местообитаний, природных процессов или явлений. При этом площадь территории должна быть достаточна для сохранения ее общемировой природной ценности, а в ее границы могут быть включены прилегающие участки
(охранные зоны) с целью защиты их ценности от прямых и косвенных воздействий антропогенной деятельности.
Важной задачей является популяризация общемировой ценности территорий Всемирного наследия и обеспечение им общественной поддержки. Кроме того, на объектах
Всемирного наследия могут развиваться разнообразные виды экологически устойчивой деятельности. При этом необходимо четко удостовериться, что эти виды деятельности не наносят ущерба ни общемировой ценности, ни целостности объекта. Одним из наиболее

11
распространенных видов такой деятельности является туризм, осуществляемый на принципах устойчивости, т. е. баланса между сохранностью природной и культурной среды и социально-экономическим развитием при высокой степени участия местного населения.
3. Сильные и слабые стороны участков объекта Всемирного наследия «Золотые горы
Алтая» в соответствии с Конвенцией об охране всемирного природного и
культурного наследия
Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей (SWOT-анализ) участков объекта
«Золотые горы Алтая» проведен на основе отчета оценочной миссии ЮНЕСКО-МСОП в
2007 г., а также по материалам оценки эффективности деятельности ООПТ Алтае-
Саянского экорегиона, выполненной в рамках проекта ПРООН/ГЭФ в 2008 г.. Результаты этого анализа приведены в таблице.
4. Управление объектом «Золотые горы Алтая»
Все участки объекта «Золотые горы Алтая» являются особо охраняемыми территориями и находятся в сфере действия Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и Закона Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай».

12
Таблица
SWOT-анализ участков объекта «Золотые горы Алтая» по выполнению обязательств Конвенции об охране Всемирного культурного
и природного наследия
Участок
АГПЗ
Телецкое озеро
КБЗ
ПП «Белуха»
ПП «Зона покоя
Укок»
Сильные
стороны
Действенная охрана территории.
Осуществляется мониторинг состояния экосистем заповедника и экологическое просвещение
Действенная охрана территории.
Осуществляется мониторинг состояния экосистем заповедника по международным протоколам и экологическое просвещение
Слабые
стороны
Отсутствие контроля за использованием акватории
Отсутствие действенной охраны территории и системы контроля туристической деятельности
Отсутствие действенной охраны территории и системы контроля туристической деятельности
Возможности
Создание БР, сотрудничество с заповедниками
Хакасским и
«Убсунурская котловина» для сохранения популяций и местообитаний флаговых видов и поддержания режима территории
Включение в Алтайский
БР в качестве буферной зоны
Трансграничное сотрудничество с Катон-
Карагайским НП для сохранения популяций и местообитаний флаговых видов
Налаживание охраны территории на основе взаимодействия с КБЗ.
Трансграничное сотрудничество с Катон-
Карагайским НП для сохранения популяций и местообитаний флаговых видов. Сотрудничество с создаваемой
Сайлюгемской ООПТ.
Трансграничное сотрудничество с Катон-
Карагайским НП для сохранения популяций и местообитаний флаговых видов.
Возможность сотрудничества с создаваемой
Сайлюгемской ООПТ.
Угрозы
Воздействие ракетно- космической деятельности, браконьерство, лесные пожары
Загрязнение вод вследствие усиленной антропогенной нагрузки.
Вырубка леса в водоохранной зоне
Трансграничное загрязнение ледников, изменение климата, лесные пожары
Неконтролируемый туризм, браконьерство, лесные пожары, изменение климата
Возможность реализации инфраструктурных проектов.
Неконтролируемый туризм, изменение климата, браконьерство, лесные пожары

13
Алтайский государственный природный заповедник и Государственный природный
биосферный заповедник «Катунский» являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения и находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющего общее управление этими
ООПТ, а также отвечающего за вопросы, связанные с государственной политикой в сфере
ООПТ и международного сотрудничества. Деятельность и режим этих территорий регламентированы Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и определяются индивидуальными Положениями.
Оперативное управление территориями осуществляется соответствующими федеральными государственными учреждениями - ФГУ «Алтайский государственный природный заповедник» и ФГУ «Заповедник "Катунский"». Уставные виды деятельности этих организаций:
- охрана заповедной территории,
- проведение научных исследований и экологического мониторинга,
- экологическое просвещение населения.
Кроме перечисленных, заповедники имеют право заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью в рамках выполнения уставных задач.
Согласно положениям Севильской стратегии и Мадридского плана действий для биосферных резерватов, на Катунский биосферный заповедник возлагаются также задачи содействия устойчивому развитию региона, в том числе в рамках деятельности на биосферном полигоне (зона сотрудничества биосферного резервата). В качестве зоны сотрудничества Катунского биосферного заповедника рассматривается прилегающая к нему территория природного парка «Белуха», однако в силу недостаточной проработанности нормативно-правовых оснований для создания биосферных полигонов формально создание зоны сотрудничества затруднено. Тем не менее, подписанное в 2008 г. Соглашение о совместной природоохранной деятельности ФГУ «Заповедник "Катунский"» и ГУ РА «Природный парк "Белуха"» дает основание для реализации природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительных мероприятий на территории парка силами Катунского заповедника.
На территории Алтайского государственного заповедника расположены два населенных пункта - поселки Яйлю и Беле. Поселок Яйлю входит в состав Артыбашского сельского поселения; управление осуществляется совместно Алтайским заповедником и администрацией сельского поселения. Для гармонизации деятельности в поселках Яйлю и
Беле созданы общественные советы.
К настоящему времени среднесрочные планы управления этими территориями находятся в стадии разработки.
Природные парки «Белуха» и «Зона покоя Укок» являются особо охраняемыми территориями регионального уровня и находятся в ведении Министерства природных ресурсов Республики Алтай. Оперативное управление территориями осуществляется государственными учреждениями Республики Алтай «Природный парк "Белуха"» и
«Природный парк "Зона покоя Укок"». Деятельность этих учреждений осуществляется на основе индивидуальных Положений.
В связи с тем, что природные парки созданы на землях других пользователей и собственников без их изъятия, особую актуальность в управлении этими территориями приобретает вовлечение всех заинтересованных сторон
(прежде всего,

14
землепользователей и землевладельцев) в управление ООПТ. Для этого при природном парке «Белуха» создан Общественный совет, в состав которого входят представители всех организаций, в различных формах использующих природные ресурсы в границах парка, - лесхоза, сельскохозяйственных предприятий, администраций муниципальных образований «Усть-Коксинский район» и «Катандинское сельское поселение», турфирм, а также охотпользователи и инициативные местные жители. В задачи Общественного совета входят:
1) привлечение всех заинтересованных сторон к управлению природным парком, планированию и осуществлению уставных задач природного парка «Белуха»;
2) укрепление сотрудничества ГУ РА «Природный парк "Белуха"», организаций и лиц, использующих природные ресурсы в границах парка, органов власти и общественных объединений;
3) применение имеющегося потенциала общественных объединений для решения задач, стоящих перед ГУ РА «Природный парк "Белуха"»;
4) информирование всех заинтересованных лиц о сложившейся на территории природного парка «Белуха» обстановке в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования;
5) оценка эффективности деятельности природного парка и разработка рекомендаций и предложений для ее повышения и оптимизации;
6) оценка перспектив внедрения передовых отечественных и зарубежных научных и практических разработок в области охраны окружающей среды и природопользования на территории природного парка «Белуха».
Важными проблемами природных парков «Белуха» и «Зона покоя Укок» являются низкая штатная численность службы охраны и отсутствие полномочий государственных инспекторов по охране ООПТ у инспекторов парков. Это не позволяет обеспечивать охрану территорий парков, а, следовательно, и сохранение общемировой ценности участков Всемирного наследия «Гора Белуха» и «Зона покоя Укок». Между тем для участка «Гора Белуха» эта проблема могла бы быть решена путём более тесного взаимодействия с прилегающим Катунским биосферным заповедником, имеющим определенный опыт охраны территории, кадровый и материально-технический потенциал.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, госинспектора по охране территорий заповедников наделены всеми необходимыми правами и полномочиями на территориях заповедников и их охранных зон. Однако статус биосферного резервата
ЮНЕСКО предполагает наличие в биосферном заповеднике (в российском законодательстве - биосферный полигон) зоны сотрудничества. Это положение дает возможность распространить права госинспекторов по охране территории заповедника на территорию природного парка «Белуха» и наладить там необходимую охрану при условии официального решения о создании зоны сотрудничества биосферного заповедника, а также официально утвержденного Положения о зоне сотрудничества. В перспективе данная схема может быть применена и к территории природного парка «Зона покоя Укок» путём включения парка в охранную зону проектируемого национального парка
«Сайлюгемский», а также к акватории и водоохранной зоне Телецкого озера - за счет их включения в охранную зону Алтайского заповедника.
В Министерстве природных ресурсов Республики Алтай разработан и утвержден среднесрочный план управления и развития природного парка «Белуха» на период 2009 -
2011 гг. При поддержке проекта ПРООН/ГЭФ разработан менеджмент-план природного парка «Зона покоя Укок» на период 2009 - 2013 гг.
Памятник природы «Озеро Телецкое» также является ООПТ республиканского значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов Республики Алтай. В настоящее

15
время разрабатывается проект Федерального закона «Об охране Телецкого озера», предусматривающего управление этой территорией координационным органом.
Основные проблемы управления объектом «Золотые горы Алтая»:
1. Статус территорий Всемирного наследия не закреплен ни в федеральном, ни в региональном законодательстве.
2. Управление участками объекта Всемирного наследия «Золотые горы Алтая» разобщено: государственные заповедники находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, тогда как природные парки - в ведении органов исполнительной власти регионального уровня. В целом координация деятельности всех участков отсутствует.
3. Сегодня природные парки не могут обеспечивать сохранность общемировой ценности участков объекта Всемирного наследия вследствие: (1) невысокой штатной численности персонала, (2) отсутствия у инспекторов парков полномочий государственных инспекторов по охране ООПТ и (3) слабого взаимодействия с другими природоохранными службами и организациями при проведении совместных рейдов.
4. Несмотря на граничащее положение некоторых участков объекта Всемирного наследия «Золотые горы Алтая» (Алтайский заповедник и Телецкое озеро,
Катунский биосферный заповедник и природный парк «Белуха»), деятельность этих участков нескоординирована.
5. Для Телецкого озера как единой экосистемы не разработан механизм управления и контроля антропогенной деятельности.
Согласно Руководству по применению Конвенции о Всемирном наследии, каждый объект
Всемирного наследия должен иметь менеджмент-план или любой другой официальный документ, регулирующий вопросы сохранения общемировой ценности и управления объектом (ст. 108). Эффективная система управления территориями Всемирного наследия должна включать в себя следующие элементы:
1. Четкое понимание общемировой ценности территории всеми заинтересованными сторонами.
2. Гибкий цикл планирования, внедрения, мониторинга и оценки.
3. Вовлечение всех партнеров и заинтересованных сторон.
4. Обеспечение необходимых ресурсов.
5. Укрепление потенциала.
6. Адекватное и прозрачное описание системы управления.
Поскольку управление объектом «Золотые горы Алтая» в настоящее время разобщено, в качестве такового документа предлагается настоящая Стратегия.
5. Стратегия
Целевая основа Стратегии
Основной целью настоящей Стратегии является определение комплекса мер, необходимых для реализации Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия в Республике Алтай на период 2009 - 2015 гг.
Основными целями и задачами развития объекта Всемирного наследия «Золотые горы
Алтая» и управления им на указанный период являются следующие.
Цель 1: Обеспечение долгосрочной сохранности общемировой ценности и
целостности участков объекта «Золотые горы Алтая»

16
Сохранение общемировой ценности и целостности объектов Всемирного наследия - основное обязательство государства в рамках Конвенции о Всемирном наследии. На территории объекта «Золотые горы Алтая» эти обязательства в полной мере выполняются лишь в Алтайском и Катунском заповедниках. В связи с этим, для обеспечения долгосрочной сохранности всех участков объекта необходимо решить следующие задачи:
1.1.
Обеспечить действенную охрану участков «Гора Белуха» и «Зона покоя Укок».
1.2. Снизить уровень угроз от лесных пожаров на участках объекта Всемирного наследия.
1.3.
Разработать и внедрить предусматривающую квотирование рекреационных нагрузок систему действенного контроля туристической деятельности в природных парках «Белуха» и «Зона покоя Укок» для предотвращения стихийного использования рекреационных ресурсов.
1.4.
Разработать и внедрить общую систему мониторинга состояния сохранности территорий и угроз на участках объекта «Золотые горы Алтая».
1.5.
Повысить природоохранный статус и обеспечить охрану Телецкого озера.
1.6.
Содействовать развитию альтернативного природопользования на территории
Всемирного наследия, в том числе посредством внедрения малозатратных механизмов роста занятости в экологически ориентированной деятельности и повышения доходов местного населения.
Цель 2: Расширение границ объекта «Золотые горы Алтая» и обоснование
дополнительных критериев его ценности

В связи с проектированием Сайлюгемского национального парка появляется возможность расширения объекта Всемирного природного наследия путём включения этой территории, на которой обитают флаговые виды Алтая - аргали и снежный барс. Кроме того, в последние годы активно обсуждается вопрос о создании на Алтае объекта Всемирного культурного наследия. Технически это возможно как посредством номинации отдельного объекта культурного наследия (возможно, состоящего из нескольких кластерных участков), так и посредством расширения границ существующего объекта природного наследия и включения в его состав территорий, обладающих высокой историко- культурной значимостью. В последнем случае в Республике Алтай появится первый в
России смешанный, природно-культурный объект Всемирного наследия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
2.1. Проработать вопрос о возможности территориального расширения объекта путём включения в него проектируемой в настоящее время Сайлюгемской ООПТ.
2.2. Изучить возможности расширения ценности объекта «Золотые горы Алтая» путём увеличения числа адекватных культурных критериев (создание объекта природно- культурного наследия) либо путём подготовки самостоятельной номинации Всемирного культурного наследия.
Цель 3: Обеспечение широкого информирования общественности о ценностях
объекта «Золотые горы Алтая»

Информирование общественности об объекте Всемирного наследия «Золотые горы
Алтая», его особенностях и общемировой ценности - один из важнейших аспектов деятельности его участков. Хотя в заповедниках работа по экологическому просвещению проводится на довольно высоком уровне, в природных парках этот вид деятельности еще развит слабо. В связи с этим актуальность приобретает координация деятельности всех участков объекта «Золотые горы Алтая» в сфере информирования местного населения и посетителей Республики Алтай. Это возможно посредством решения следующих задач:

17 3.1. Наладить общую, охватывающую различные целевые аудитории эколого- просветительную работу на всех пяти участках.
3.2. Обозначить на местности аншлагами и информационными щитами границы территории Всемирного наследия.
3.3. Создать веб-сайт территории «Золотые горы Алтая».
3.4. Информировать посетителей региона и местных жителей о специфике и общемировой ценности территории «Золотые горы Алтая».
Цель 4: Усиление межрегионального и международного сотрудничества

Республика Алтай в целом и три отдельных участка объекта Всемирного наследия
«Золотые горы Алтая» занимают приграничное положение. Так, Катунский биосферный заповедник и гора Белуха граничат с Катон-Карагайским национальным природным парком в Республике Казахстан, зона покоя Укок - с Катон-Карагайским национальным парком и национальным парком «Алтай Таван Богд» в Монголии. К территории
Алтайского заповедника примыкают участки заповедников других регионов - Хакасского и Убсунурской котловины (Тува). Через все эти границы осуществляется трансграничная миграция флаговых видов – снежного барса и аргали. Все это создает предпосылки для укрепления сотрудничества всех граничащих ООПТ в целях сохранения биологического, ландшафтного и культурного разнообразия территории Большого Алтая. Идея трансграничного сотрудничества в регионе была сформулирована более 10 лет назад и предлагалась в разных формах - от трансграничной биосферной территории до трансграничного объекта всемирного наследия на территориях четырех стран, однако в силу различных причин в полной мере сотрудничество не реализовано. В связи с этим для достижения обозначенной цели за период 2009 - 2015 гг. необходимо решить следующие задачи:
4.1. Содействовать созданию трансграничного объекта Всемирного наследия в Большом
Алтае.
4.2. Содействовать созданию трансграничного биосферного резервата «Алтай» на базе
Катунского БЗ и Катон-Карагайского НП с привлечением природного парка «Белуха» в качестве территории сотрудничества.
4.3. Наладить трансграничное сотрудничество природного парка «Зона покоя Укок» с национальными парками «Алтай Тавын Богд» (Монголия) и Катон-Карагайский
(Казахстан) для сохранения местообитаний, популяций и путей миграции флаговых видов животных.
4.4. Укрепить сотрудничество заповедников «Алтайский» и «Убсунурская котловина» для сохранения местообитаний, популяций и путей миграции флаговых видов животных и поддержания режима охраны территорий.
4.5. Провести работы по включению Алтайского государственного природного заповедника во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.
4.6.
Наладить контакты с зарубежными объектами-аналогами, инициировать проект
«Территории всемирного наследия - побратимы».
Цель 5: Укрепление нормативно-правовой базы функционирования объекта
Всемирного наследия «Золотые горы Алтая»

В целом нормативно-правовая база для функционирования объекта Всемирного наследия
«Золотые горы Алтая» существует. Все участки являются особо охраняемыми природными территориями, действующими на основании федерального и регионального законодательства. Однако для обеспечения полноценной охраны всех участков необходимо разработать нормативно-правовые основания для обеспечения инспекторов природных парков полномочиями госинспекторов по охране ООПТ, а также в целом

18
закрепить статус территорий Всемирного природного наследия в федеральном и региональном законодательстве.
Задачи:
5.1. Закрепить статус объектов Всемирного наследия в федеральном и региональном законодательстве.
5.2. Разработать нормативно-правовые основания для обеспечения инспекторов природных парков «Зона покоя Укок» и «Белуха» полномочиями по охране территорий природных парков.
Цель 6: Обеспечение финансовой устойчивости территории Всемирного наследия
В условиях недостаточного финансирования деятельности большинства ООПТ - участков объекта Всемирного наследия «Золотые горы Алтая» обеспечение их финансовой устойчивости играет важнейшую роль в повышении эффективности их работы. В первую очередь это относится к природным паркам «Белуха» и «Зона покоя Укок», которые являются рекреационными учреждениями и имеют большой потенциал для развития туризма. Кроме того, предлагается использовать возможности программы партнерства
Центра всемирного наследия ЮНЕСКО для привлечения бизнес-структур к технической поддержке территории.
Основные задачи:
6.1. Разработать и внедрить программы обеспечения собственных доходов ООПТ.
6.2. Привлечь бизнес к технической поддержке территории Всемирного наследия через программу партнерства Центра Всемирного наследия.
Цель 7: Оптимизация управления объектом Всемирного наследия «Золотые горы
Алтая»
Разобщенность управления участками объекта Всемирного наследия «Золотые горы
Алтая» является одной из основных проблем, снижающих эффективность деятельности этих территорий. Несколько участков (Алтайский заповедник - Телецкое озеро и
Катунский заповедник – гора Белуха) имеют общие границы, но деятельность этих ООПТ несогласованна. Отсутствуют среднесрочные планы управления для Алтайского и
Катунского заповедников, а также Телецкого озера. В связи с этим особую актуальность приобретает создание координационного органа управления всеми участками.
Другой важной проблемой является низкий уровень квалификации персонала, что особенно характерно для природных парков. Для ее решения предлагается создать
Алтайскую школу управления природным и культурным наследием, в задачи которой помимо прочего будет входить и организация тренингов и стажировок для сотрудников
ООПТ - участков объекта «Золотые горы Алтая».
Основные задачи:
7.1. Создать Координационный совет по управлению объектом «Золотые горы Алтая».
7.2. Координировать управление граничащих участков - Алтайского заповедника и
Телецкого озера и Катунского заповедника и природного парка «Белуха».
7.3. Создать Алтайскую школу управления природным и культурным наследием под патронажем отделения Комиссии по делам ЮНЕСКО в Республике Алтай.
7.4. Разработать среднесрочные планы управления для всех участков объекта ВН
«Золотые горы Алтая».

19
Цель 8: Обеспечить качественное научно-методическое сопровождение выполнения
Конвенции об охране Всемирного наследия на территории объекта ВН «Золотые
горы Алтая»
Выполнение положений Конвенции об охране Всемирного наследия требует проведения определенных научно-исследовательских работ. Прежде всего это связано с оценкой состояния сохранности территорий ВН, определением основных угроз и разработкой подходов к их снижению. Вышеуказанная информация в обязательном порядке должна включаться в периодические отчеты, предоставляемые в Центр Всемирного наследия
ЮНЕСКО. Помимо этого при перспективном планировании деятельности на участках объекта ВН необходимо проанализировать реально существующие и потенциальные конфликты между природоохранными и социально-экономическими приоритетами, а также разработать принципы разрешения конфликтных ситуаций.
Международный опыт свидетельствует также о перспективности экономической оценки экосистемных услуг, которые данная территория оказывает не только местному населению, но и человечеству. Данная оценка может быть положена в основу реализации принципа платности за использование природных ресурсов.
Очевидно, что для качественного выполнения поставленных задач необходимо привлечение научно-исследовательских организаций.
Основные задачи:
8.1. Разработать и внедрить общую систему мониторинга состояния сохранности территорий и угроз на участках объекта «Золотые горы Алтая» для подготовки периодической отчетности в Центр Всемирного наследия.
8.2. Готовить периодические отчеты в Центр Всемирного наследия.
8.3. Обновить материалы номинации в соответствии с новыми требованиями Центра
Всемирного наследия ЮНЕСКО;
8.4.
Проанализировать существующие и потенциальные конфликты между природоохранными и социально-экономическими приоритетами, разработать методологию их разрешения.
8.5. Оценить стоимость экологических услуг, оказываемых объектом ВН местному населению и всему человечеству.
8.6. Разработать и внедрить принципы и квоты экологически приемлемой хозяйственной деятельности на участках объекта ВН «Золотые горы Алтая».
Организационные принципы реализации Стратегии
Координация выполнения настоящей
Стратегии должна осуществляться координационным советом с включением в его состав представителей заинтересованных организаций, прежде всего Министерства природных ресурсов Республики Алтай, всех участков объекта «Золотые горы Алтая» (Алтайского и Катунского заповедников, природных парков «Белуха» и «Зона покоя Укок»), а также приглашенных экспертов.

Механизм реализации Стратегии
Основным инструментом реализации настоящей Стратегии является План действий. План действий определяет конкретные мероприятия, необходимые для решения задач
Стратегии по ключевым направлениям с указанием ведомств и организаций, ответственных за выполнение этих мероприятий, а также сроки их выполнения.
Наиболее важными механизмами реализации Стратегии являются следующие:
• Правовой

20
Утверждение Стратегии и основанного на ней Плана действий на региональном и федеральном уровне.
Внесение изменений и дополнений в существующее региональное законодательство для решения задач настоящей Стратегии и Плана действий.
Создание координированной системы управления участками объекта «Золотые горы
Алтая» для повышения эффективности деятельности по сохранению и популяризации общемировой ценности территории.
• Финансово-экономический
Реализация принципа платности за пользование природными ресурсами (в том числе платы за рекреационные услуги), использование штрафных санкций, методик оценки для возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам, налоговых и иных льгот для участков ВН.
Обеспечение возможности дополнительного финансирования ООПТ - участков
Всемирного наследия за счет внебюджетных источников и собственных доходов.
• Управленческий
Создание координационного совета по управлению объектом ВН «Золотые горы
Алтая» с участием представителей Министерства природных ресурсов РА, администраций ООПТ и других заинтересованных организаций и экспертов.
Обеспечение взаимодействия различных организаций, координация их действий, планирование и проведение совместных мероприятий.
• Просветительский
Повышение уровня экологического образования.
Пропаганда экологических знаний, формирование общественного мнения и привлечение общественности к участию в конкретных мероприятиях по сохранению общемировой ценности территории «Золотые горы Алтая».

Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии позволит:
• обеспечить сохранение общемировой ценности и целостности территории Всемирного наследия «Золотые горы Алтая»;
• усовершенствовать законодательство в сфере охраны окружающей среды в целом и в выполнения Конвенции об охране Всемирного природного наследия в частности; устранить противоречия со смежными субъектами права без ущерба для интересов
ООПТ в составе территории «Золотые горы Алтая», привести региональное законодательство в соответствие с федеральным;
• создать адекватную решаемым задачам материально-техническую и финансовую базу для функционирования ООПТ в составе территории «Золотые горы Алтая»;
• организовать эффективную охрану территории ВН «Золотые горы Алтая» для сохранения в естественном состоянии ключевых экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, а также историко-культурного наследия;
• обеспечить на регулярной основе мониторинг состояния территории ВН «Золотые горы Алтая» для получения своевременной информации об угрозах и антропогенном воздействии на эти участки;
• проводить широкое информирование общественности об общемировой ценности территории «Золотые горы Алтая» и пропаганду экологических знаний;
• создать условия для развития экологического и познавательного туризма и отдыха населения в ООПТ без ущерба природе;
• обеспечить развитие межрегионального и международного сотрудничества
Республики Алтай в сфере охраны природной среды, в том числе обмен опытом и специалистами как на региональном уровне, так и на уровне индивидуальных ООПТ, а также выполнение Россией взятых на себя международных обязательств по охране биологического разнообразия и природного наследия;

21
• вовлечь местное население, проживающее в Республике Алтай вблизи участков
Всемирного наследия в экологически ориентированную деятельность;
• стимулировать местное социально-экономическое развитие при эффективном использовании статуса объекта Всемирного наследия.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал