Сравнительный анализ налоговых систем стран Западной Африки по степени влияния на развитие предпринимательства




Дата13.02.2017
Размер0.91 Mb.
Просмотров172
Скачиваний0

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
1 http://naukovedenie.ru
90EVN614
Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/
Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь – декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN614.pdf
DOI: 10.15862/90EVN614 (
http://dx.doi.org/10.15862/90EVN614
)
УДК 339
Хуену Эрвэ Режис
ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и
Информатики»
Россия, Москва
1
Аспирант кафедры «Общего менеджмента и предпринимательства»
E-Mail: ulguera@hotmail.com
Сравнительный анализ налоговых систем стран Западной
Африки по степени влияния на развитие
предпринимательства
Аннотация. Цель данной статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать неэффективность налоговых систем стран Западной Африки, особенно франкоязычных, которые оказывают негативное влияние на развитие предпринимательства. Для достижения этой цели сравниваются системы налогообложения выбранных стран Западной Африки с другими странами на основе некоторых критериев. В ходе исследования стало понятно, что отсутствие информации и достаточных знаний налоговых законов и правил, неквалифицированные налоговики и плохая система контроля – в основе высокой налоговой оплаты для предприятий стран Западной Африки (ЗА) и высоких налоговых утечек. В статье сделан вывод о том, что необходимо обновлять законы, обучать и стимулировать каждый субъект, участвующий в налоговой системе. При этом государства этих стран должны принимать законы и правила и следить за их выполнением, снижать количество налогов и сборов, а также налоговые ставки на прибыль предприятий (особенно малых и средних) и фиксировать налоги, базируемые на размерах предприятия, секторах деятельности и образовательном уровне предпринимателя. В конце работы предлагаются новые методы противодействия коррупции и система управления, контроля и поддержки микро и малого предпринимательства, позволяющую одновременно стимулировать процесс уплаты налогов и получения государственной помощи.
Ключевые слова: налоги; налоговые администрации; налогово-правовая база; налогоплательщики; налоговая система; налоговая ставка; предпринимательство; страны
Западной Африки.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Хуену Эрвэ Режис Сравнительный анализ налоговых систем стран Западной Африки по степени влияния на развитие предпринимательства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI:
10.15862/90EVN614 1
119501, г. Москва, ул. Нежинская, д.7

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
2 http://naukovedenie.ru
90EVN614
Введение
Во многих странах налогообложение является важным инструментом для поддержки развития малых и средних предприятий. Эта поддержка выражается в различных формах, среди которых наиболее часто встречающиеся - субсидии, кредитные налоги, налоговые ставки, гранты. Несмотря на это, многие предприятия в развитых странах, также, как и в развивающихся, продолжают утверждать, что налогообложение, и особенно размер налогов, затрудняют их развитие. Иными словами, они продолжают быть препятствием для развития предпринимательства. В данной статье исследуются налоговые системы некоторых стран
Западной Африки с целью выявления причин их неэффективности, в результате чего не развито предпринимательство. Для этого были выбраны пять стран ЗА, среди которых 3 франкоязычные: Бенин, Буркина-Фасо, Сенегал и две - англоязычные: Нигерия и Гана. Чтобы сделать более обоснованные выводы, к сравнению были добавлены четыре страны (США,
Китай, Россия, Франция) со сложившимися налоговыми системами. Объектом исследования является эволюция таких критериев, как количество налогов, подлежащих уплате, срок для оплаты налогов, уровень ставки налога на прибыль, время посещения налоговых агентов по данным всемирного банка с 2005 по 2013 года [10]. При этом, необходимо, в первую очередь, рассмотреть роль налоговых поступлений в странах Западной Африки.
1.

Понятие «налоговая система» и факторы, влияющие на ее эффективность
Налоги и сборы представляют основные источники государственного финансирования практически во всех странах, а налоговые системы являются одним из основных инструментов регулирования экономики. Понятие налога не только экономическое, но и правовое, социальное, философское [5]. Поэтому для эффективного развития предпринимательства, необходимо, чтобы налоговая система была также эффективной, конкурентной, надежной и вызывающей доверие у налогоплательщиков и позволить им находит свои интересы.
Налоговую систему следует понимать, как совокупность субъектных (налоговые администрации и налогоплательщики) и объектных (законодательство и налоги) элементов, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы [3]. Это также совокупность форм налогов
(акцизы, пошлины, взносы во внебюджетные фонды и др.) и способов управления ими в рамках конкретного государства. Для ее исследования необходимо выделить три ключевых аспекта: правовой, организационный и экономический [9]. Другими словами, эффективная налоговая система зависит от эффективности каждого элемента, составляющего ее и от взаимосвязи и взаимоотношений между субъектами, участвующими в системе.
Нормативно-правовая база (законодательство) – представляет собой совокупность законов, правил, позволяющих регламентировать налоговую среду [7]. Когда нормативно- правовая база не качественна, уплата налогов возрастает, и предприятия несут больше издержек. Кроме того, отсутствие реальной политики обучения и подготовки населения к использованию такого инструмента – основа того, что многие предприниматели выбирают для своего развития теневой или неформальный сектора экономики. Иными словами, для эффективной нормативно-правовой базы требуются компетентные правовые органы и власти, а также программы обучения и подготовки налогоплательщиков.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы [7], поскольку они получают определенный доход. Тем не менее, следует отметить, что для того, чтобы налогоплательщики выполняли свои обязательства, необходима их заинтересованность в выполнении своей деятельности. Это означает, что для эффективной налоговой системы они должны быть информированы, четко знать свои права и обязанности. Кроме того, выполнение

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
3 http://naukovedenie.ru
90EVN614 налоговых обязательств требует, чтобы уровень налоговых ставок был пропорционален уровню получаемых доходов, то есть меньше налогов для низких доходов, больше налогов для огромных доходов. Следовательно, чем больше количество налогов и сборов у предпринимателя в малом бизнесе, тем больше существует вероятность, что он не будет выполнить свои обязательства и свою социальную функцию. Последствия такой ситуации приводят к низкому участию предпринимателей в улучшении налоговой системы и снижению налоговых поступлений для государства. В условиях международной налоговой конкуренции стимулирование налогоплательщиков к выполнению их обязательств является важным условием для развития предпринимательства. Это означает, что система поддержка налогоплательщиков должна быть качественной, таким образом, чтобы с оказываемой помощью могли бы легко находить нужные субсидии, налоговые льготы, налоговые кредиты и другие формы поддержки. На основе этого, можем сказать, что эффективная налоговая система является системой, в которой налогоплательщики участвуют с удовольствием и находят свои интересы.
Механизм налогового администрирования представляет собой процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговые администрации), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков [4]. Это подсистема, состоящая из материальных, информационных, человеческих ресурсов государств, используемых для того, чтобы информировать, управлять и контролировать налогоплательщиков в соответствии с законодательством. В этом случае, частое посещение квалифицированных налоговых органов является одним из лучших способов усиления эффективности налоговой системы. Налоговые органы должны быть компетентными и действовать строго в рамках правил, чтобы оказывать качественные услуги. Другими словами, чем больше предприятий посещают налоговые органы или консультантов, тем меньше у них должно возникать проблем и налоги будут оплачены вовремя.
Исходя из всего вышесказанного, можем сказать, что эффективные налоговые системы представляют собой качественную налогово-правовую базу, квалифицированных агентов налоговой службы, небольшое количество налогов и сборов, качественную систему управления, контроля за выполнение обязательства и поддержку налогоплательщиков таким образом, чтобы они выполняли свои обязанности и социальную функцию с удовольствием.
2.

Сравнительный анализ налоговых систем в ряде стран Западной Африки
2.1

Налоговые доходы в различных странах мира
Основываясь на графиках 1 и 2 [10], можем заметить, что доходы государства преобладают в общих налоговых поступлениях, особенно во франкоязычных странах Африки.
С 2009 по 2012 года видно, что эти доходы уменьшились в Бенине и Нигерии и возросли в трех остальных странах. По сравнению с другими странами, налоговые поступления по отношению к ВВП больше во Франции, чем в большинстве стран Западной Африки. Отметим, что среди всех стран только в Нигерии налоговые поступления низкие. Это говорит о том, что-либо компании по законодательству не платят большие налоги, либо большинство из них находятся в неформальном секторе и не платят налоги вообще.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
4 http://naukovedenie.ru
90EVN614


График 1 График 2
В первом случае это будет способствовать появлению других предприятий, в том числе иностранных, потому что чем меньше налогов, тем больше предприятий смогут развиваться, рефинансировать и инвестировать в другие виды деятельности. Таким образом, они формально будут участвовать в развитии страны и могут получить помощь и поддержку от государства.
Во втором случае предприятия в неформальном секторе не могут получить никакой поддержки и помощи, поскольку они не соблюдают правила и законов и не платят налоги. Также можем заметить, что неналоговые поступления занимают главное место в США, России и, особенно во Франции, в формировании государственных доходов. В странах ЗА они не занимают главное место по сравнению с налоговыми поступлениями. Тем не менее, следует отметить, что такие поступления участвуют больше в государственном бюджете в Нигерии, чем в остальных странах Западной Африки. Отсюда, можем сказать, что главная слабость государств Западной
Африки, исключая Нигерию, в том, что доходы образуются практически только от налоговых поступлений.
2.2.

Количество налогов и уровень налоговых ставок на них для предприятий
Одной из причин неэффективности налоговой системы является большое количество
налогов, подлежащих уплате в течение года. На самом деле, количество налогов, уплачиваемых предприятиями, является одним из важнейших критериев, который указывает, является ли система слишком сложной или нет. Если число налогов уменьшается, то для предприятий легче рассчитать налоги, и в совокупности придется меньше платить. Наблюдения графика 3 [10] показывают, что с 2009 по 2013 года, количество налогов, уплачиваемых предприятиями, немного уменьшилось только в Буркина-Фасо и достаточно увеличилось в Нигерии. В Бенине,
Сенегале и Гане оно осталось без изменений. Несмотря на это, количество налогов, оплачиваемых в англоязычных странах Западной Африки, осталось высоким по сравнению с остальными странами. Такая ситуация может привести к большим потерям, потому что сумма налогов предприятий может увеличиться, следовательно, подтолкнуть предприятия в теневой сектор. Тем не менее, отсюда можем сказать, что налоговая система по этому критерию более эффективна в англоязычных странах (Нигерия и Гана), чем во франкоязычных странах
Западной Африки.
0 20 40 60 80 100
Бенин
Буркина -фасо
Сенегал
Гана
Нигерия
США
Франция
Китай
Россия
Фискальные доходы государства по отношению к ВВП (%)
2009 2010 2011 2012 0
20 40 60 80 100
Бенин
Буркина -фасо
Сенегал
Гана
Нигерия
США
Франция
Китай
Россия
Нефискальные доходы государства по отношению к ВВП (%)
2009 2010 2011 2012

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
5 http://naukovedenie.ru
90EVN614


График 3 График 4
Ставка налога на прибыль, особенно для малых и средних предприятий, составляет реальное препятствие для их роста. Ее уровень является причиной, по которой большинство микро и малые и средние предприятия развиваются в реальном секторе или предпочитает хорошо развиваться в неформальном секторе, потому что, когда ставка налога высокая, предприятия не могут получить прибыль. На графике 4 [10] показано, что общая налоговая ставка на прибыль предприятий с 2009 по 2013гг. снизилась в Бенине, Буркина-Фасо и Гане, тогда как увеличилась в Сенегале и оставалась стабильной в Нигерии. Тем не менее, можно сказать, что налоговая ставка еще сильно влияет на прибыль предприятий в Бенине и Сенегале, чем в Гане, Нигерии и Буркина-Фасо. В 2013 году ставка налога влияет больше на прибыли предприятий во Франции и Китае, Сенегале и Бенине, чем в других странах. Кроме того, в 2007,
40,5%, 30,6%, 20,9% предприятий соответственно считали, что налоговая ставка является препятствием для их развития в Сенегале, Гане и Нигерии против 61,4% и 75,7% предприятий соответственно в Бенине и Буркина-Фасо [11]. Таким образом, мы можем сказать, что в
Нигерии и Гане налоговые ставки меньше влияют на прибыль предприятий, чем в остальных странах, особенно во франкоязычных.
2.3

Срок уплаты налогов для предприятий
Срок уплаты налогов может играть очень важную роль в развитии предприятий. Это тоже способ поддержки предприятий, потому что чем больше срок оплаты, тем больше возможностей эксплуатировать налоговые ресурсы предприятия. Тем не менее, следует отметить, что срок оплаты налогов может оказаться проблемой, особенно в контексте африканских стран, потому что основные доходы бюджета государства зависят от этого. Если срок большой, государство не сможет выполнить свои обязательства, а когда меньше - необходимо чтобы другие условия были выпольны, иначе предприятию будет трудно платить налоги. Основываясь на графике 5 [10], представленном ниже, заметно, что срок оплаты налогов с 2009 по 2013 года остался без изменений. Тем не менее, он стал еще больше в Нигерии и Сенегале, чем в Бенине, Буркина-Фасо, Гане. Налоговые службы Сенегала и Нигерии оставляют больше времени компаниям, что может помочь им финансировать свою основную
0 50 100 150 200 250 300 350
Количество уплачиваемых
налогов
2009 2010 2011 2012 2013 0
50 100 150 200 250 300 350 400
Общие ставки налогов на (%
прибыли предприятия )
2009 2010 2011 2012 2013

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
6 http://naukovedenie.ru
90EVN614 деятельность за счет дополнительного времени для уплаты налогов. В этом контексте налоговая система более эффективна в Сенегале и в Нигерии, чем в остальных странах
Западной Африки.

График 5
2.4

Консультации, предоставляемые налоговыми службами предприятиям
Время консультаций с налоговыми агентами является очень важным критерием измерения отношений между налоговыми службами и предприятиями. Чем больше фирмы тратят времени для налоговых агентов, тем меньше проблем они должны иметь в расчете налогов и других поддержек. Например, это позволит им постоянно быть в курсе или получать информацию об изменениях в налоговой среде. Тогда они смогут в полной мере насладиться своим правом (преимуществом) в исполнении своих обязанностей по уплате налогов. В 2004,
2006, 2007 годах время, предоставляемое налоговыми службами предприятиям, в год составляло 5,5; 2,4 и 3 часа соответственно в Бенине, Буркина-Фасо и Нигерии. В 2009 оно составляло 1; 1,5 и 1,2 часа соответственно в Бенине, Буркина-Фасо и Нигерии [10]. Отсюда можно сказать, что время, предоставляемое налоговыми службами, сокращается все больше и больше в странах ЗА и приводит предприятия к отторжению актуальной информации, следовательно, пропуску возможностей поддержки от государства.
2.5

Качество налогового администрирования
В странах Западной Африки распространена практика дарения налоговым инспекциям с целью получения льготных условий по налогам. В 2007 году 22,5%, 6,7 % предприятий утверждали, что подарили налоговым агентам в Бенине и в Буркина-Фасо, против l8,8%, 18,1%,
22,9% в 2009 соответственно в Сенегале, Гане и Нигерии [11]. Такая ситуация усиливает неравенство, увеличивает уровень утечки налогов и снижает качество услуг, предоставляемых налоговыми службами. Например, микро и малые предприятия в некоторых странах Западной
Африки могут не платить налоги, как часто указывается, но какие-то сборы они уплачивают, как в Бенине. Поскольку эти предприятия платят какие-то сборы, они должны быть зарегистрированы и обладать информационными источниками, а также знать ближайшие места, где можно оплатить налоги, все про налоговые льготы и так далее. Неспособность зарегистрировать все налоговые операции, которые осуществляют микро и малые предприятия, создает огромную брешь в системе, поскольку налоговые агенты, которые собирают сборы, могут не объявить полную сумму, взимаемую с этого предприятия, так как оно не организовано и не зарегистрировано ни в какой базе данных. Такая ситуация поддерживает развитие
0 1000 2000 3000 4000 5000
Срок оплаты налогов (2009-2013гг.)
2009 2010 2011 2012 2013

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
7 http://naukovedenie.ru
90EVN614 коррупции в налоговой администрации в странах Западной Африки, что снижает эффективность системы. В 2007 году 27,8%, 14,1% и 13,1% предприятий считали, что налоговое администрирование являются препятствием для их развития в Сенегале, Гане и
Нигерии, против 60,9% и 59% в Бенине и Буркина-Фасо [11].
Заключение
В ходе этого исследования был сделан вывод о том, что общая ставка налога на прибыль предприятий и количество налогов остались в 2013 году еще высокими в Бенине, Сенегале и в
Буркина-Фасо, когда в Нигерии и Гане они снизились. Срок оплаты налогов остался также низким в Бенине, Буркина-Фасо и Гане, чем в Нигерии и Сенегале. Основываясь на этих данных, можем сказать, что англоязычные страны (Гана и Нигерия) обладают более эффективной налоговой системой, чем франкоязычные. Тем не менее, если базируемся на времени посещения налоговых служб, которое минимально во всех странах, можем сказать, что качество налогового администрирования низкое во всех странах ЗА не стимулирует налогоплательщиков выполнить свои обязательства или не позволяет развивать саму систему.
Иными словами, коррупция, отсутствие достаточной информации, неумение использовать налогово-правовую базу и некачественные системы управления, контроля и поддержки налогоплательщиков - в основе неэффективности, неразвитости и неконкретности налоговой системы большинства стран Западной Африки.
Для стимулирования развития предпринимательства в странах Западной Африки со стороны налоговых систем необходимо, чтобы благодаря им государства смогли регулировать или финансировать предприятия, то есть адаптировать налоговую политику [1] к современным условиям. При этом необходимо, в первую очередь, снизить уровень коррупции и для этого потребуется создавать фонд противодействия коррупции. Каждый месяц определенная часть заработной платы налоговых служащих и директоров средних и крупных предприятий будет распределена по счетам в банках или микрофинансовых институтах микро и малых предприятий, которые соблюдают законы и оплачивают налоги вовремя. Этот способ позволит установить начальные принципы налогообложения, которые являются равновесными и справедливыми, пополнять счет данного фонда с помощью этих отчислений, а микро и малым предприятия поддерживать развитие экономики.
Во-вторых, автор считает, что государства должны принимать жесткие меры, такие, как улучшение систем оплаты налогов и поддержки предприятий, постоянное улучшение и обновление налогово-правовой базы, финансирование программ обучения и подготовки налоговых агентов и налогоплательщиков, снижение количества налогов и налоговых ставок для малых предприятий, усиление контроля выполнения налоговых обязательств и санкции.
Поэтому, предлагается представленную на рис.1 систему, адаптированную для улучшения управления, поддержки и контроля предприятий, особенно в странах Западной Африки, в которой банки, микрофинансовые институты, налогоплательщики, налоговые службы должны играть очень важную роль. Главное отличие данной системы от существующих заключается в том, что она позволяет снизить уровень коррупции, мотивировать каждый субъект, участвующий в системе, усиливать контроль и увеличить доходы государства, а также снизить издержки предприятия. Поэтому, если предприятия будут платить пени, вследствие того, что не осуществили вовремя их обязанности, то налоговые службы или посредники должны компенсировать налогоплательщикам, если ответ на их просьбу не приходит вовремя.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
8 http://naukovedenie.ru
90EVN614
Налоговые службы
Средние
предприятия
Микро и малые
предприятия
Коммерческие
Банки
Микрофинансовые
институты
Национальные Банки или кассы налоговых
служб
Процесс оплаты налогов
Процесс оказания налоговой поддержки
1 2
3 4
5 6
7 8

Рис. 1. Предлагаемая система управления, контроля и поддержки микро и малого
предпринимательства (составлено автором)

1 - Налоговые службы обязаны предоставлять необходимую информацию о декларациях и налоговых льготах налогоплательщикам, определить суммы налогов, сборов или санкций, а также следить за их выполнением в рамках законов. 2 - Налогоплательщики
обязаны посещать налоговые органы, участвовать в мероприятии и самостоятельно осуществлять оплаты в Банке (СП) или микро-финансовых институтах (МП) где он обладает счет. 3 - Коммерческие банки и микро-финансовые институты должны обладать разрешением и обязаны осуществлять передачи денежных средств в национальном банке в определенный срок. 4 - Национальные банки должны оповещать налоговые службы о зачислении и получить ответ от них. 5 - В случае необходимости поддержки
налогоплательщики должны отправлять заявление на оказание или перепроверку налоговых субсидий, льгот и так далее. 6 - Налоговые службы определяют размеры субсидий, налоговых льгот и так далее. Если они в денежном выражении, то органы должны дать разрешение национальному банку осуществлять передачи на счет предприятия в коммерческие банки или микрофинансовые учреждения, которые должны осуществлять операции вовремя. 7 - После
зачисления денежных средств на счет предприятия коммерческие банки или микро- финансовые институты должны оповещать предприятия вовремя. 8 - После получения оповещения, налогоплательщики должны оповещать налоговые службы и при возникновении сомнений писать заявление.



Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
9 http://naukovedenie.ru
90EVN614
ЛИТЕРАТУРА
1.
Едронова В.Н. Сущность и элементы налоговой политики // Финансы и кредит. –
2005. - №5 (173). – С. 37-40.
2.
Ильин А.Ю. Система и организационная структура налоговых органов зарубежных стран // Федеральный научно-практический журнал «Налоги». –
2013. - №5. – С.11-20.
3.
Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». – М.: Юнити-
Дана, 2007. – С. 6-116, 354-422.
4.
Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления “Финансы и кредит”;
[под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова]. – М.: Юнити-Дана, 2014. – С. 11-66,
135-266, 321-364.
5.
Налоги и налогообложение. – 6-е изд., доп. / Под ред. М.В. Романовского, О.В.
Врублевской. – Спб.: Питер, 2009. – 528 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
6.
Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 229-242.
7.
Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер; М.: Издательский дом БИНФА, 2009. - С. 8-57.
8.
Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити-Дана, 2000. - С. 89-145.
9.
Шувалова Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие /
Е.Б.Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К
о
», 2010. – 124 с.
10.
Официальный сайт Всемирного банка. Режим доступа: www.worldbank.org (дата обращения: 21.05.2014).
11.
Enterprise
Surveys
/
World
Bank
Group.
Режим доступа: http://www.enterprisesurveys.org/ (дата обращения: 21.05.2014).
Рецензент: Леонтьева Лидия Сергеевна, профессор, д.э.н, заведующая кафедрой
Общего менеджмента и предпринимательства МЭСИ.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
10 http://naukovedenie.ru
90EVN614
Houenou Herve Regis
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
Russia, Moscow
Postgraduate of the Department of the General Management and Entrepreneurship
E-Mail: ulguera@hotmail.com
Comparative analysis of tax systems in terms of influence
on the development of entrepreneurship
in West African countries
Abstract. The goal of that article is to show that the inefficiency or worse quality of tax system, have a negative influence on the development of entrepreneurship in the West African countries. For the reaching of that goal, we have used to compare several tax systems of a few countries from West
Africa based on some criteria. During this study, we understand that the lack of information, the lack of knowledge about the tax laws and the quality of control are the source of the high payment of taxes and tax leaks. However, it is important to note that the quality of tax system in English-speaking countries is better than French-speaking countries from West Africa. We conclude that it is necessary to educate and stimulate for making each actor of the system to be responsible in the execution of his task. For them, the government of these countries can pass laws, and control their execution. They can also reduce the quantity of taxes, decrease tax rates on benefits, and create the fixed taxes depending on the size of the company, the sector of activity and educational level of the entrepreneur. At the end of that article, we propose a new method against corruption and a new system management, monitoring and support of micro and small enterprises, which in the same time will stimulate the process of paying taxes and obtaining state aid.
Keywords: tax; tax service; fiscal and legal basis; taxpayers; tax system; tax rate; entrepreneurship; West African countries.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru
Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь 2014 publishing@naukovedenie.ru
11 http://naukovedenie.ru
90EVN614
REFERENCES
1.
Edronova V.N. The essence and elements of the tax policy // Finances and Credit. -
2005. - №5 (173). - S. 37-40.
2.
Il’in A.Y. System and operational structure of tax agencies abroad // Taxes (Journal). –
2013. - №5. – S. 11-20.
3.
Mayburov I.A. Theory and history of the taxation: the textbook for students of the higher education institutions, which trained in «Taxes and the taxation». – M.: Unity
Dana, 2007. – S. 6-116, 354-422.
4.
Taxes and taxation. Palette of modern problems: the monograph for the undergraduates who trained in according to programs of the Finance and Credit direction; [under the editorship of I.A. Mayburov, Yu.B. Ivanov]. – M.: Unity Dana, 2014. – S. 11-66, 135-
266, 321-364.
5.
Taxes and taxation. – 6th prod., additional / Under the editorship of M. V. Romanovsky,
O. V. Vrublevskaya. – SPb.: St. Petersburg, 2009. – 528 s.: silt. – (Textbook for Higher
Education Institutions series).
6.
Pushkareva V. M. History of financial thought and policy of taxes: manual. – M.:
Finance and statistics, 2008. – S. 229-242.
7.
Skripnichenko V.A. Taxes and taxation: Manual. 2nd prod., reslave. and additional –
SPb.: St. Petersburg; M.: BINFA publishing house, 2009. – 448 pages: silt. – (Manual series). S. 8-57.
8.
Chernik D.G., Pochinok A.P., Morozov V.P. Bases of tax system: the textbook for higher education institutions. – 2nd prod., reslave. and additional – Moscow: Unity
Dana, 2000. – S. 89-145.
9.
Shuvalova E.B. Tax systems of foreign countries: Manual / E. B. Shuvalova, V. V.
Klimovitsky, A.M. Puzin. – M.: Publishing and trade corporation "Dashkov and To",
2010. – 124 s.
10.
The official website of the World Bank. Mode of access: www.worldbank.org (date accessed: 21.05.2014).
11.
Enterprise
Surveys
/
World
Bank
Group.
Mode of access: http://www.enterprisesurveys.org/ (date accessed: 21.05.2014).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал