Создание и использование компьютерных игр для систематизации и обобщения знаний по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»



Скачать 55.71 Kb.
Дата04.04.2017
Размер55.71 Kb.
Просмотров122
Скачиваний0

Создание и использование компьютерных игр для систематизации и обобщения знаний по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии».

Корзникова Т. В.


Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, процесс модернизации российского образования требует новых подходов в использовании средств, методов и форм обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога совершенствует процесс образования в целом и является одним из важнейших направлений подготовки специалистов.

Одним из направлений Программы информатизации в ГОУ СПО «Саткинский педагогический колледж» является внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения. В связи с этим были определены задачи по разработке методического учебного материала на электронных носителях с целью их использования при изучении нового материала, обобщения и систематизации изученного.

Применение информационных и компьютерных технологий не противоречит классическим принципам обучения, которые исторически сложились в дидактике, а наоборот, способствуют их более полному воплощению в учебно-воспитательном процессе. Современные информационные и компьютерные технологии основаны на применении программных продуктов, обладающих достаточно широкими функциональными возможностями, наиболее распространенными из них являются среда Windows и пакет приложений Microsoft Office.

Использование информационно-коммуникационных технологий, позволяющих интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, фотоизображения, позволяет обогатить образовательный процесс, обеспечить более качественное усвоение учебного материала.

Значение использования информационно-коммуникационных технологий заключается в следующем:


  • информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

  • компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению.

  • ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

  • использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

  • ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на уроках разных типов и направлено на решение разных дидактических задач:

  • При изложении нового материала с целью визуализации знаний, для лучшего усвоения учебного материала (мультимедийные презентации Power Point );

  • При обобщении и систематизации знаний (компьютерные интеллектуальные игры, созданные в программе Power Point);

  • При контроле и проверке знаний (тестирование с оцениванием);

В настоящее время, в рамках работы по данному направлению, при изучении дисциплины «Специальная педагогика и психология» осуществляется разработка и внедрение методических материалов на электронных носителях:

- мультимедийных тематических презентаций Power Point по основным темам и разделам изучаемой дисциплины;

- компьютерных интеллектуальных игр, созданных в программе Power Point с целью обобщения и систематизации знаний студентов.

Использование игровых технологий в обучении становится достаточно популярным направлением на современном этапе. В педагогической литературе игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа) (Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998).

Игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. В процессе игры осваиваются правила поведения в социальной группе, приобретаются навыки совместной коллективной деятельности. В игре можно создать ситуации, при которых студенты могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга.

Неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание студента направлено на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому игры, используемые на занятиях, представляются учащимися не обычным занятием, но и не простой забавой, а интересным делом.

В условиях модернизации современного образования, наряду с деловыми и дидактическими играми, на уроках возможно использование компьютерных игр.

Создание и разработка компьютерных игр предполагает знание программы Microsoft Office Power Point, позволяющей готовить презентации, являющейся частью Microsoft Office и доступной в редакциях для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS.

За основу содержания игр могут быть взяты популярные интеллектуальные игры «Самый умный», «Своя игра», «Умники и умницы», а также игры – викторины и игры – путешествия, игра «Морской бой».

Для оформления игр используются фотографии, изображения, анимационные картинки в соответствии с темой игры, ее содержанием.

Игры серии «Самый умный» представляют собой сочетание заданий разного рода: ответы на вопросы, предполагающие как односложный ответ, так и развернутый с элементами рассуждения и доказательства; задание «дешифровщик», предполагающее установление соответствия.

Игры серии «Путешествие» предполагают использование заданий, разных по степени сложности, дающих играющим возможность самостоятельно выбирать сложность задания и соответственно выбирать «путь» прохождения игры.

Игры серии «Морской бой» являются прототипом известной детской игры и построены по тем же принципам. Каждая команда «попадая» в корабль противника, должна ответить на имеющийся вопрос, отвечая правильно, получает балл. Выигрывает та команда, которая «собьет» как можно больше кораблей противника и ответит на все вопросы.

Задания игры – викторины в большей степени направлены на контроль знаний и могут быть использованы также и для индивидуального контроля знаний.

Наряду с решением основной дидактической задачи: систематизация и обобщение знаний студентов, в процессе игры решается и ряд других задач, в первую очередь, направленных на развитие умения действовать в микрогруппе, т.к. организация игр предполагает разделение всей группы студентов на отдельные микрогруппы, умения договариваться, отстаивать свою точку зрения, способствующих формированию социально – личностных компетенций:

- способность продуктивно взаимодействовать с членами группы, команды, решающих общую профессиональную задачу;

- представлять и цивилизованно отстаивать собственную точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и ценностей других людей.

Добиться положительных результатов при использовании компьютерных игр помогает также соблюдение ряда требований к организации игр в процессе обучения, а именно:

- игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся, включая в себя также определенные обязанности и правила, соблюдение которых необходимо;

- обязательным элементом каждой игры должна быть эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа. В этом смысле необходимо отметить доступность и привлекательность игр. Цель игры должна быть достижимой, а оформление – красочным и разнообразным;



- в играх обязателен элемент соревнования между командами или участниками игры. Это приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, - к активизации студентов.

Таким образом, возможность использования игр на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет решать ряд задач, но следует помнить, что основная задача игр – не развлечение студентов, а повышение эффективности обучения за счет усиления их интереса к занятиям и придания им эмоциональной окраски. Именно поэтому содержание игр, используемых в учебном процессе, должно быть не случайным, а соответствовать изучаемому материалу.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал